Календарно-тематическое планирование по русскому языку для студентов СПО
ГОУ СПО «Беловский педагогический колледж»
Утвержден зам. директора по УР
Чирковой Н.В._________________
-----------------------------------------
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Преподаватель Ионова Н.В.
Учебная дисциплина ПД.01 Русский язык
Коды формируемых компетенций ОК 1,2,4, 5, 6, 8
Специальность 44.02.01 Дошкольное образование
Группы 0151, 0141, 0142
Составлен в соответствии с рабочей программой дисциплины, утверждённой
Рассмотрен на заседании предметной (цикловой) комиссии социально-гуманитарных дисциплин
Протокол № от « » августа 2015 г.
Председатель методической (цикловой) комиссии Пушкарева А.Б. /________________
Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Курс, семестр |
Формируемые ОК и ПК |
Учебная нагрузка обучающихся (час.) |
||||
Максимальная учебная нагрузка |
Самостоятельная работа обучающегося |
Обязательная аудиторная нагрузка |
||||
Всего часов |
в т.ч. |
|||||
теоретические занятия |
практические занятия |
|||||
1 курс, 1 семестр |
ОК 1,2,4,5,6,8 |
51 |
17 |
34 |
17 |
17 |
1 курс, 2 семестр |
ОК 1,2,4,5,6,8 |
66 |
22 |
44 |
22 |
22 |
2 курс, 3 семестр |
ОК 1,2,4,5,6,8 |
25 |
8 |
17 |
10 |
7 |
2 курс, 4 семестр |
ОК 1,2,4,5,6,8 |
33 |
11 |
22 |
11 |
11 |
Всего |
175 |
58 |
117 |
60 |
57 |
Содержание обучения по учебной дисциплине
№ занятия |
Наименование разделов, тем, занятий |
Обязательная учебная нагрузка |
Материальное и информационное обеспечение занятий |
Внеаудиторная самостоятельная работа обучающихся |
Формируемые ОК |
Формы и методы контроля |
|||||||||||||||
Кол-во часов |
Вид занятия |
Вид задания |
Информационное обеспечение |
Кол-во часов |
|||||||||||||||||
1-2 |
ВВЕДЕНИЕ Русский язык на лингвистической карте мира. Общие сведения о русском языке. Наука о русском языке и ее разделы. Язык как система. Виднейшие ученые-русисты. |
2 |
лекция |
ОИ 1-8 И-Р 9,10 |
1,2,4,5,6,8 |
Предварительный Диктант с грамматическим заданием |
|||||||||||||||
3-4 |
Раздел 1. ЯЗЫК И РЕЧЬ 1.1. Язык и речь. Виды речевой деятельности. Речевая ситуация и ее компоненты. Качества речи. Основные требования к речи. Правильность, точность, выразительность, уместность употребления языковых средств. Культура речи педагога. |
10 2 |
лекция |
ОИ 1-8 И-Р 9,10 |
|
1,2,4,5,6,8 |
Устное сочинение |
||||||||||||||
5-6 |
1.2. Типы и стили речи. Повествование, описание, рассуждение, оценка действительности как функционально-смысловые типы речи. Функциональные стили речи и их особенности. Разговорный стиль речи, его основные признаки, сфера использования. Научный стиль речи и его основные жанры. Официально-деловой стиль речи, его признаки, жанры, назначение. Художественный стиль речи, его основные признаки. Публицистический стиль речи, жанры, его назначение. Особенности выступления педагога перед аудиторией. Основы ораторского искусства. |
2 |
семинар |
ОИ 1-8 И-Р 9,10 |
Подборка и анализ текстов профессиональной направленности различных типов и стилей речи. |
ОИ1-8 И-Р9,10 |
4 |
1,2,4,5,6,8 |
Устный опрос |
||||||||||||
7-8 |
1.3. Типы и стили речи. Анализ текстов профессиональной направленности разных типов и стилей речи. |
2 |
пр.з. |
ОИ 1-8 И-Р 9,10 |
1,2,4,5,6,8 |
Анализ текстов |
|||||||||||||||
9-10 |
1.4. Информационная переработка текста. Текст как произведение речи. Признаки, структура текста. Сложное синтаксическое целое. Тема, основная мысль текста. Средства и виды связи предложений в тексте. Абзац как средство смыслового членения текста. |
2 |
пр.з. |
ОИ 1-8 И-Р 9,10 |
1,2,4,5,6,8 |
Изложение |
|||||||||||||||
11-12 |
1.5. Лингвостилистический анализ текста. |
2 |
пр.з. урок взаимооценок |
ОИ 1-8 И-Р 9,10 |
1,2,4,5,6,8 |
Тематический Лингвистический анализ текста |
|||||||||||||||
13-14 |
Раздел 2. ЛЕКСИКА И ФРАЗЕОЛОГИЯ 2.1. Лексическая система языка. Слово в лексической системе языка. Лексическое и грамматическое значения слова. Многозначность слова. Прямое и переносное значение слова. Метафора, метонимия, синекдоха как выразительные средства языка. |
16 2 |
лекция |
ОИ 1-8 И-Р 9,10 |
|
1,2,4,5,6,8 |
Письменный опрос |
||||||||||||||
15-16 |
2.2. Слово как лексическая единица. |
2 |
пр.з. |
ОИ 1-8 И-Р 9,10 |
1,2,4,5,6,8 |
Тестирование |
|||||||||||||||
17-18 |
2.3. Межсловные отношения в русской лексике: антонимия, синонимия, паронимия, омонимия. Основные пути пополнения словарного состава языка. Лексические нормы. Лексические ошибки и их исправление. |
2 |
пр.з. |
ОИ 1-8 И-Р 9,10 |
1,2,4,5,6,8 |
Конспект |
|||||||||||||||
19-20 |
2.4. Лексика русского языка с точки зрения ее активного и пассивного запаса. Устаревшие слова и неологизмы. Арготизмы. Профессионализмы. Диалектология как раздел лингвистики. Диалектные слова. Говоры народов Сибири. Сибирские старожильческие говоры. |
2 |
пр.з. |
ОИ 1-8 И-Р 9,10 |
Исследовательский проект на одну из тем: «Использование профессиональной лексики студентами педагогического колледжа», «Говоры народов Сибири», «Использование фразеологизмов в творчестве беловских поэтов» и др.
|
ОИ1-8 И-Р9,10 |
6 |
1,2,4,5,6,8 |
Исследовательский проект |
||||||||||||
21-22 |
2.5. Лексика русского языка с точки зрения ее происхождения. Исконно русские и заимствованные слова. Нейтральная и стилистически окрашенная лексика. Лексический анализ слова. |
2 |
пр.з. |
ОИ 1-8 И-Р 9,10 |
1,2,4,5,6,8 |
Контрольная точка № 1 |
|||||||||||||||
23-24 |
2.6. Фразеологические единицы языка и их основные признаки. Классификация ФЕ. Отличия ФЕ от словосочетания и слова. |
2 |
пр.з. |
ОИ 1-8 И-Р 9,10 |
1,2,4,5,6,8 |
Взаимоопрос |
|||||||||||||||
25-26 |
2.7. Фразеологическая система языка. Фразеологизмы в творчестве беловских поэтов. Анализ и употребление в речи фразеологических единиц. Ошибки в употреблении фразеологических единиц и их исправление. |
2 |
пр.з. урок-проект |
ОИ 1-8 И-Р 9,10 |
1,2,4,5,6,8 |
Тестирование |
|||||||||||||||
27-28 |
2.8. История лексикографии. Основные типы словарей и правила работы с ними. |
2 |
семинар урок самооценок |
ОИ 1-8 И-Р 9,10 |
1,2,4,5,6,8 |
Тематический доклад |
|||||||||||||||
29-30 |
Раздел 3. ФОНЕТИКА, ОРФОЭПИЯ, ГРАФИКА, ОРФОГРАФИЯ 3.1. Фонетика как раздел лингвистики. Фонетические единицы. Соотношение буквы и звука. Звук и фонема. Слог. Фонетическая фраза. Ударение. Интонация. Понятие о транскрипции. |
20 2 |
лекция |
ОИ 1-8 И-Р 9,10 |
|
1,2,4,5,6,8 |
Анализ слова |
||||||||||||||
31-32 |
3.2. Фонетический (звукобуквенный) анализ слов. |
2 |
пр.з. |
1,2,4,5,6,8 |
Анализ речи окружающих |
||||||||||||||||
33-34 |
3.3. Орфоэпические и акцентологические нормы русского языка. Нормы произносительные и нормы ударения. Произношение гласных и согласных звуков, произношение заимствованных слов. Использование орфоэпического словаря. Графика. Орфография. |
2 |
семинар урок-рефлексия |
ОИ 1-8 И-Р 9,10 |
Анализ речи окружающих с позиции соблюдения языковых норм и рекомендации по совершенствованию устной и письменной речи. |
ОИ1-8 И-Р9,10 |
7 |
1,2,4,5,6,8 |
Промежуточный Тестирование |
||||||||||||
1-2 |
Раздел 4. МОРФЕМИКА И СЛОВООБРАЗОВАНИЕ 4.1. Понятие морфемы как значимой части слова. Многозначность морфем. Синонимия и антонимия морфем. |
9 2 |
лекция |
ОИ 1-8 И-Р 9,10 |
Сочинение «Какие словообразовательные неологизмы возникли и прижились в нашей семье?» |
ОИ 1-8 И-Р 9,10 |
4 |
1,2,4,5,6,8 |
Работа по карточкам |
||||||||||||
3-4 |
4.2. Морфемный разбор слова. |
лекция |
ОИ 1 |
1,2,4,5,6,8 |
Сочинение
|
||||||||||||||||
5-6 |
4.3. Способы словообразования. Словообразование знаменательных частей речи. Особенности словообразования профессиональной лексики и терминов. |
2 |
лекция |
И-Р 9, 10 |
1,2,4,5,6,8 |
Тестирование |
|||||||||||||||
7-8 |
4.4. Словообразовательный анализ слова. Нормы словообразования. Речевые ошибки, связанные с неоправданным повтором однокоренных слов. Правка текстов со словообразовательными и грамматическими ошибками. |
2 |
лекция |
ОИ 1-8 |
1,2,4,5,6,8 |
Тематический Тестирование |
|||||||||||||||
13-14 |
Раздел 5. МОРФОЛОГИЯ И ОРФОГРАФИЯ 5.1. Морфология как учение о частях речи. Самостоятельные и служебные части речи. Междометие как особая часть речи. Переходные явления в системе частей речи. |
2 |
лекция |
И-Р 10 ОИ 1-6 |
Таблица «Части речи в русской грамматике» |
1 ОИ1 |
8 |
1,2,4,5,6,8 |
Таблица |
||||||||||||
15-16 |
5.2. Общее грамматическое значение, морфологические признаки, синтаксическая роль различных частей речи. |
2 |
лекция |
ОИ 1-8 И-Р 9,10 |
1,2,4,5,6,8 |
Схема |
|||||||||||||||
17-18 |
5.3. Имя существительное. Морфологический разбор имени существительного |
2 |
лекция |
ОИ 1-8 И-Р 9,10 |
1,2,4,5,6,8 |
Контрольная точка № 2 |
|||||||||||||||
19-20 |
5.4. Правописание имен существительных. Употребление имен существительных в речи. |
2 |
пр.з. |
ОИ 1-8 И-Р 9,10 |
1,2,4,5,6,8 |
Устный опрос |
|||||||||||||||
21-22 |
5.5. Имя прилагательное как самостоятельная часть речи: морфологические и синтаксические признаки. |
2 |
лекция |
ОИ 1-8 И-Р 9,10 |
1,2,4,5,6,8 |
Конспект |
|||||||||||||||
23-24 |
5.6 Правописание имен прилагательных. |
2 |
пр.з. |
ОИ 1-8 И-Р 9,10 |
Письменный опрос |
||||||||||||||||
25-26 |
5.7. Имя числительное как самостоятельная часть речи. |
2 |
лекция |
И-Р 1,4,5 |
Конспект |
||||||||||||||||
27-28 |
5.8. Правописание, склонение, употребление имен числительных в речи. |
2 |
пр.з. |
ДИ 7,8,10,11 |
Устный опрос |
||||||||||||||||
29-30 |
5.9. Местоимение как самостоятельная часть речи. Морфологический разбор местоимения. |
2 |
лекция |
И-Р 1,4,5 |
Диктант |
||||||||||||||||
31-32 |
5.10. Правописание и употребление местоимений в речи. |
2 |
пр.з. |
ДИ 7,8,10,11 |
Работа по карточкам |
||||||||||||||||
33-34 |
5.11. Наречие и наречные слова как самостоятельные части речи. Слова категории состояния |
2 |
пр.з. |
И-Р 1,4,5 ДИ 7,8,10,11 |
Конспект по теме |
ОИ 1-8 И-Р 9,10 |
10 |
1,2,4,5,6,8 |
Конспект
|
||||||||||||
35-36 |
5.12. Правописание наречий и наречных слов. |
2 |
пр.з. |
И-Р 1,4,5 ДИ 7,8,10,11 |
1,2,4,5,6,8 |
Таблица |
|||||||||||||||
37-38 |
5.13. Глагол как самостоятельная часть речи. |
2 |
лекция |
И-Р 1,4,5 ДИ 7,8,10,11 |
1,2,4,5,6,8 |
Изложение |
|||||||||||||||
39-40 |
5.11. Правописание глаголов. |
2 |
пр.з. |
И-Р 1,4,5 ДИ 7,8,10,11 |
1,2,4,5,6,8 |
Работа по карточкам |
|||||||||||||||
41-42 |
5.12. Причастие как особая форма глагола или самостоятельная часть речи. Правописание причастий. |
2 |
пр.з. |
И-Р 1,4,5 ДИ 7,8,10,11 |
1,2,4,5,6,8 |
Взаимоопрос |
|||||||||||||||
43-44 |
5.13. Деепричастие как особая форма глагола или самостоятельная часть речи. Правописание деепричастий. |
2 |
пр.з. |
И-Р 1,4,5 ДИ 7,8,10,11 |
1,2,4,5,6,8 |
Рубежный изложение |
|||||||||||||||
1-2 |
Служебные части речи. |
2 |
пр.з. |
И-Р 1,4,5 ДИ 7,8,10,11 |
1,2,4, 5,6,8 |
Устный опрос |
|||||||||||||||
3-4 |
Предлог. Правописание предлогов. |
2 |
пр.з. |
И-Р 1,4,5 ДИ 7,8,10,11 |
1,2,4, 5, 6,8 |
Таблица |
|||||||||||||||
5-6 |
Союз. Правописание союзов. |
2 |
пр.з. |
И-Р 1,4,5 ДИ 7,8,10,11 |
1,2,4, 5, 6,8 |
Работа по карточкам |
|||||||||||||||
7-8 |
Частица. Правописание частиц и их употребление в речи. |
2 |
пр.з. |
И-Р 1,4,5 ДИ 7,8,10,11 |
1,2,4, 5, 6,8 |
Кроссворд |
|||||||||||||||
9-10 |
Междометие и звукоподражательные слова. |
2 |
пр.з. |
И-Р 1,4,5 ДИ 7,8,10,11 |
1,2,4, 5, 6,8 |
Сочинение |
|||||||||||||||
11-12 |
Переход из одной части речи в другую Морфологически анализ слов. |
2 |
пр.з. |
И-Р 1,4,5 ДИ 7,8,10,11 |
Создание электронной презентации по теме |
И-Р1,4,5 ДИ7,8,10,11 |
8 |
1,2,4, 5,6,8 |
Контрольная точка № 3 |
||||||||||||
13-14 |
Раздел 6. СИНТАКСИС И ПУНКТУАЦИЯ 6.1. Основные единицы синтаксиса. Словосочетание, предложение, сложное синтаксическое целое. Основные выразительные средства синтаксиса. |
2 |
лекция |
2 ДИ5,6,9,12 |
1,2,4, 5, 6,8 |
Письменный опрос |
|||||||||||||||
15-16 |
6.2. Словосочетание. Строение словосочетания. Виды словосочетаний. Синтаксический разбор словосочетаний. |
2 |
пр.з.
|
2 ДИ5,6,9,12 И-Р 6,8 |
1,2,4, 5, 6,8 |
Схема |
|||||||||||||||
17 |
6.3. Простое предложение. Виды предложений по цели высказывания. Грамматическая основа. Способы выражения подлежащего и сказуемого. Второстепенные члены предложения. Односоставное и неполное предложения. |
1 |
пр.з. |
2 ДИ5,6,9,12 И-Р 6,8 |
1,2,4, 5, 6,8 |
Текущий Диктант |
|||||||||||||||
1-2 |
6.4. Синтаксический разбор простого предложения. Тире в простом предложении. |
2 |
пр.з. |
ДИ 5,6,9,12 И-Р 6,8 |
1,2,4, 5, 6,8 |
Взаимодиктант |
|||||||||||||||
3-4 |
6.5. Осложненное предложение и его виды. Предложения с однородными членами и знаки препинания в них. Предложения с обособленными и уточняющими членами. Роль сравнительного оборота как изобразительного средства языка. Знаки препинания при словах, грамматически не связанных с членами предложения. |
2 |
лекция |
2 ДИ 5,6,9,12 И-Р 6,8 |
1,2,4, 5, 6,8 |
Работа по карточкам |
|||||||||||||||
5-6 |
6.6. Синтаксический анализ осложненного предложения. Пунктуация в осложненном предложении. |
2 |
пр.з. |
ДИ 5,6,9,12 И-Р 6,8 |
1,2,4, 5, 6,8 |
Работа по карточкам |
|||||||||||||||
7-8 |
6.7. Сложное предложение. Сложносочиненное предложение. Сложноподчиненное предложение. Бессоюзное сложное предложение. |
2 |
лекция |
2 ДИ 5,6,9,12 И-Р 6,8 |
|
1,2,4, 5, 6,8 |
Контрольная точка № 4 |
||||||||||||||
9-10 |
6.8. Синтаксический и анализ сложносочиненного предложения. |
2 |
пр.з. |
ДИ 5,6,9,12 И-Р 6,8 |
1,2,4, 5, 6,8 |
||||||||||||||||
11-12 |
6.9. Синтаксический анализ сложноподчиненного предложения. |
2 |
пр.з. |
ДИ 5,6,9,12 И-Р 6,8 |
1,2,4, 5, 6,8 |
Работа по карточкам |
|||||||||||||||
13-14 |
6.10. Синтаксический анализ бессоюзного сложного предложения. Пунктуация в сложных предложениях различных типов. |
2 |
пр.з. |
ДИ 5,6,9,12 И-Р 6,8 |
Анализ текстов собственного сочинения и работ других студентов с точки зрения выявления грамматических ошибок. Рекомендации по их устранению |
И-Р1,4,5 ДИ7,8,10,11 |
12 |
1,2,4, 5, 6,8 |
Работа по карточкам |
||||||||||||
15-16 |
6.11. Способы передачи чужой речи. Знаки препинания при прямой речи. Замена прямой речи косвенной. Знаки препинания при цитатах. Оформление диалога. Знаки препинания при диалоге. |
2 |
лекция |
И-Р 1,4,5 ДИ 7,8,10,11 |
1,2,4, 5, 6,8 |
Сочинение по картине |
|||||||||||||||
17-18 |
6.12. Синтаксический и пунктуационный анализ предложения. Знаки препинания в сложном предложении с разными видами связи. |
2 |
пр.з. |
2 ДИ 5,6,9,12 И-Р 6,8 |
1,2,4, 5, 6,8 |
Анализ текстов профессиональной направленности |
|||||||||||||||
19-20 |
6.13. Знаки препинания в сложном предложении с разными видами связи. |
2 |
лекция |
ДИ 5,6,9,12 И-Р 6,8 |
1,2,4, 5, 6,8 |
Анализ текстов |
|||||||||||||||
21-22 |
6.14. Сложное синтаксическое целое. |
2 |
лекция |
ДИ 5,6,9,12 И-Р 6,8 |
1,2,4, 5, 6,8 |
Итоговый Тестирование или изложение |
МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБУЧЕНИЯ
№ п/п |
Материально-техническое обеспечение занятий |
1 |
2 |
1 |
Серия таблиц под общим названием «Орфография» |
2 |
Серия таблиц под общим названием «Пунктуация» |
3 |
Карточки для индивидуальной работы |
4 |
Посадочные места по количеству обучающихся. |
5 |
Рабочее место преподавателя. |
6 |
Пакет нормативных документов. |
7 |
Учебно-методический комплекс по предмету. |
8 |
Методические рекомендации по организации самостоятельной работы. |
9 |
Комплект учебно-наглядных пособий. |
10 |
Видеотека. |
11 |
Компьютер с лицензированным программным обеспечением. |
12 |
Интерактивная доска. |
ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБУЧЕНИЯ
ОСНОВНЫЕ ИСТОЧНИКИ (ОИ)
№п/п |
Наименование |
Автор |
Издательство, год издания |
ОИ1 |
Русский язык |
Артюнина, Г.П. |
М., 2011. |
ОИ2 |
Русский язык |
Бароненко, В.А. Бароненко, В.А |
М., 2011. |
ОИЗ |
Стилистика русского языка |
Богина, Т.А. |
М., 2010. |
ОИ4 |
Современный русский язык |
Голицина, Н.Г. |
М., 2010. |
ОИ5 |
Основы отечественной лингвистики |
Казин, Э.М. |
М., 2009. |
ОИ6 |
Русский язык |
Картушина, М.Ю. |
М., 2011. |
ОИ7 |
Формирование лингвистических навыков |
Новикова, И.М. |
М., 2009. |
ОИ8 |
Русский язык |
Орел, В.И. |
М., 2009. |
ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ИСТОЧНИКИ (ДИ)
№ п/п |
Наименование |
Автор |
Издательство, год издания |
ДИ1 |
Русский язык |
Антонов, Ю.Е. |
М., 2000 |
ДИ2 |
Русская лингвистика |
Баль, Л.В. |
М., 2002 |
ДИЗ |
Современный русский язык |
Бароненко, В.А. |
Екатеринбург, 2001 |
ДИ4 |
Лексикология |
Вагатова, С.О. |
М., 2002 |
ДИ5 |
Орфография и пунктуация |
Дорошкевич, М.П. |
РнД, 2003 |
ДИ6 |
Основы лингвистического анализа |
Дробинская, О.А. |
М., 2003 |
ДИ7 |
Грамотность за полчаса в день |
Егоров, Б.Б. |
Русский язык в школе. – 2001. - № 12 |
ДИ8 |
Русская орфография |
Каштанова, Г.В. |
М., 2007 |
ДИ9 |
Стилистика русской речи |
Обреимова, И.М. |
М., 2000 |
ДИ10 |
Формирование орфографических и пунктуационных навыков у учащихся |
Решетнева, Г.И. |
Русский язык в школе. – 2008. -№4 |
ДИ11 |
Практический опыт повышения грамотности |
Сундукова, А.К. |
М., 2008 |
ДИ12 |
Русский язык |
Чабовская, А.П. |
М., 2006 |
ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСЫ (И-Р)
№ п/п |
Наименование |
И-Р1 |
Русский язык. Повышаем свою грамотность: [Электронный ресурс] / www.ivalex.vistcom.ru |
И-Р2 |
Лингвистический портал: [Электронный ресурс] /www.rusmedserver.ru |
И-Р3 |
Русская лингвистика: [Электронный ресурс] /www.health.km.ru |
И-Р4 |
Орфография и пунктуация: [Электронный ресурс] /www.openclass.ru |
И-Р5 |
Грамотность за 15 минут в день: [Электронный ресурс] /www.chetyrlashodcdusife.ru |
И-Р6 |
Лексикология и фразеология: [Электронный ресурс] /www.43.rospotrebhadzor.ru |
И-Р7 |
Правила русского языка: [Электронный ресурс] www.poedim.ru |
И-Р8 |
Проблемы правильного оформления устной и письменной речи: [Электронный ресурс] /www.ipkps.bsu.edu.ru |
И-Р9 |
Электронная библиотека диссертационных работ: [Электронный ресурс] / www.lib.ua-ru |
И-Р10 |
Электронная библиотека реферативных работ: [Электронный ресурс] / http://www.bestreferat.ru |