Календарно-тематическое планирование по русскому языку
Календарно-тематическое планирование по русскому языку
9 класс (для обучающихся с ЗПР)
Учитель: Галеева Наталья Евгеньевна
Пояснительная записка
Данное календарно-тематическое планирование предназначено для преподавания в 9 классе для детей с задержкой психического развития.
Исходными документами для создания планирования являются:
1. Программа курса «Русский язык». 5 – 9 классы/ авт.: М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская, Н.М. Шанский, Л.А. Тростенцова, А.Д. Дейкина. – 13-е изд. – М.: Просвещение», 2016.
2. Русский язык. 9 класс: учебник для общеобразовательных организаций [Л.А. Тростенцова, Т.А. Ладыженская, А.Д. Дейкина; научн. ред. Н.М. Шанский] – 5-е издание. – М.: Просвещение, 2018.
Программа курса «Русский язык» (авт.: М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская, Н.М. Шанский, Л.А. Тростенцова, А.Д. Дейкина) рассчитана на 105 часов в год (3 часа в неделю). Данное планирование составлено на 140 часов (4 часа в неделю, 35 учебных недель). Дополнительные уроки (35 часов) распределены на темы:
сложносочинённое предложение – 5 ч.;
основные группы сложноподчинённых предложений – 2 ч.;
бессоюзное сложное предложение – 4 ч.;
сложное предложение с различными видами связи – 2 ч.;
повторение изученного в 5 - 9 классах – 7 ч.;
уроки, обеспечивающие формирование коммуникативной компетенции – 15 ч.
Преподавание ведётся по учебнику: Русский язык. 9 класс: учебник для общеобразовательных организаций [Л.А. Тростенцова, Т.А. Ладыженская, А.Д. Дейкина; научн. ред. Н.М. Шанский] – 5-е издание. – М.: Просвещение, 2018.
№ п/п |
Тема урока |
Всего часов |
Тип и форма урока |
Содержание урока |
Планируемые умения и навыки |
Материально-техническое обеспечение |
1 |
Международное значение русского языка. |
1 |
Урок формирования новых знаний. Проблемный урок. |
Роль языка в жизни человека и общества. Русский язык в современном мире. |
Знать роль русского языка как средства межнационального общения. |
Проектор. Презентация. |
Повторение изученного в 5 – 8 классах |
11+4 |
|||||
2 |
Виды речи. Устная и письменная речь. |
Урок повторения, систематизации и обобщения знаний, умений. Урок-беседа. |
Речь, её особенности. Понятие о речевом общении. Виды речи (устная и письменная). Особенности устной и письменной речи. |
Знать смысл понятий: речь устная и письменная. Уметь определять особенности устной и письменной речи. |
Карточки. Аудиозаписи. |
|
3 |
Формы речи. Монолог, диалог. |
Урок повторения, систематизации и обобщения знаний, умений. Урок-беседа. |
Что такое монолог, диалог. Особенности монолога, диалога, полилога. |
Знать смысл понятий: монолог, диалог. Уметь правильно оформлять на письме текст, содержащий диалог. |
Карточки. Аудиозаписи. |
|
4 |
Р.Р. Функциональные разновидности языка. Стили речи. Основные особенности стилей речи. Основные жанры стилей речи, разговорной речи. |
Урок повторения, систематизации и обобщения знаний, умений. Урок развития речи. |
Основные особенности разговорной речи, функциональных стилей (научного, публицистического, официально-делового), языка художественной литературы. Основные жанры разговорной речи (рассказ, беседа, спор); научного стиля и устной научной речи (отзыв, выступление, тезисы, доклад, дискуссия); публицистического стиля и устной публичной речи (выступление, обсуждение, статья, интервью, очерк); официально-делового стиля (расписка, доверенность, заявление, резюме). |
Знать основные особенности разговорной речи и функциональных стилей. Уметь определять жанр разговорной речи, текстов различных стилей. |
Проектор. Презентация. |
|
5 |
Р.Р. Сочинение – рассуждение на морально-этическую тему. |
Урок обучения умениям и навыкам. Урок развития речи. |
Написание сочинения – рассуждения по предложенному тексту. |
Знать особенности текста – рассуждения. Уметь писать сочинение – рассуждение по заранее составленному плану. |
||
6 |
Фонетика. Орфоэпия. Морфемика и словообразование. |
Урок повторения, систематизации и обобщения знаний, умений. Урок-практикум. |
Фонетика как раздел лингвистики. Звук как единица языка. Система гласных и согласных звуков. Изменение звуков в речевом потоке. Слог. Ударение в словах. Орфоэпия как раздел лингвистики. Особенности и правила литературного произношения и ударения. Графика как раздел лингвистики. Морфемика как раздел лингвистики. Морфема – минимальная значимая единица языка. Виды морфем. Чередование звуков в морфемах. Роль морфемных словарей. Правила написания корней с чередованием. Что такое словообразование. |
Знать смысл понятий: звук, слог, ударение, фонетика, орфоэпия; морфемика, морфема. Уметь правильно произносить слова. Уметь производить морфемный и словообразовательный разбор слов. |
Аудиозаписи. |
|
7 |
Лексика. Фразеология. |
Урок повторения, систематизации и обобщения знаний, умений. Урок-практикум. |
Лексикология как раздел лингвистики. Слово как единица языка. Лексическое и грамматическое значение слов. Прямое и переносное значение слов, однозначные и многозначные слова. Лексические омонимы. Синонимы, антонимы. Словари синонимов и антонимов. Активный и пассивный словарный запас. Архаизмы, историзмы, неологизмы. Сферы употребления русской лексики. Стилистическая окраска слова. Стилистические пласты лексики (книжный, нейтральный, сниженный). Исконно русские и заимствованные слова. Фразеологизмы и их признаки. Фразеологизмы как средства выразительности речи. |
Знать смысл понятий: лексика, лексическое и грамматическое значение слов, синонимы, антонимы, омонимы. Знать смысл понятий: устаревшие слова, заимствованные слова, фразеологизмы. Уметь давать толкование лексического значения слова. Уметь пользоваться разными видами словарей. |
Проектор. Презентация. Учебные словари. |
|
8 |
Морфология. Система частей речи в русском языке. Самостоятельные части речи, их грамматическое значение, морфологические признаки, синтаксическая роль. Служебные части речи. |
Урок повторения, систематизации и обобщения знаний, умений. Урок-практикум. |
Морфология как раздел грамматики. Грамматическое значение слова. Части речи как лексико-грамматические разряды слов. Самостоятельные и служебные части речи, их грамматическое значение, морфологические признаки, синтаксическая роль. Морфологический разбор слов. |
Знать смысл понятий: морфология, самостоятельные и служебные части речи. Уметь распознавать части речи, производить морфологический разбор частей речи. |
Карточки. Тестовые задания. |
|
9 |
Синтаксис. Словосочетание и предложение как основные единицы синтаксиса. Простое предложение и его грамматическая основа. |
Урок повторения, систематизации и обобщения знаний, умений. Урок-практикум. |
Синтаксис как раздел грамматики. Основные признаки словосочетания и предложения. Строение словосочетаний. Грамматическая и смысловая связь слов в словосочетании. Способы выражения грамматической связи. Строение грамматической основы предложения. Виды предложений по цели высказывания и эмоциональной окраске. Их интонационные и смысловые особенности. Постановка знаков препинания в разных видах предложений. |
Знать смысл понятий: синтаксис, единицы синтаксиса. Уметь производить синтаксический и пунктуационный разбор простого предложения. Уметь составлять простые предложения различных видов. |
Карточки. Тестовые задания. |
|
10 |
Предложения с однородными членами. |
Урок повторения, систематизации и обобщения знаний, умений. Урок-практикум. |
Виды предложений с однородными членами. Сочинительные союзы при однородных членах (сочинительные, разделительные, противительные). Условия постановки знаков препинания. Знаки препинания в предложениях с однородными членами. Применение правила на практике. |
Знать смысл понятия: однородные члены. Уметь составлять предложения с однородными членами, производить синтаксический и пунктуационный разбор простого предложения с однородными членами. |
Карточки. Таблицы. Тестовые задания. |
|
11 |
Предложения с обособленными членами. |
Урок повторения, систематизации и обобщения знаний, умений. Урок-практикум. |
Виды обособленных членов (причастный и деепричастный оборот, уточняющие члены). Условия постановки знаков препинания. Знаки препинания при обособленных членах. Применение правила на практике. |
Знать смысл понятия: обособленные члены. Уметь составлять предложения с обособленными членами, производить синтаксический и пунктуационный разбор простого предложения с обособленными членами. |
Карточки. Таблицы. Тестовые задания. |
|
12 |
Р.Р. Контрольное подробное изложение текста «На Еловом ручье» (подготовка к изложению). |
Урок обучения умениям и навыкам. Урок развития речи. |
Определение структуры текста, составление плана, выявление языковых особенностей текста. |
Уметь выявлять структуру текста, его особенности, составлять план текста. |
||
13 |
Р.Р. Контрольное подробное изложение текста «На Еловом ручье» (написание изложения). |
Урок применения знаний, умений и навыков. Урок развития речи. |
Написание изложения по плану. |
Уметь подробно излагать текст по заранее составленному плану. |
||
14 |
Обращения, вводные слова и вставные конструкции. |
Урок повторения, систематизации и обобщения знаний, умений. Урок-практикум. |
Роль обращений, вводных слов и вставных конструкций. Условия постановки знаков препинания при обращениях, вводных словах и вставных конструкциях. Применение правила на практике. |
Знать смысл понятия: обращение, вводные слова и вставные конструкции. Уметь составлять предложения с обращением, вводными словами. Уметь производить синтаксический и пунктуационный разбор простого предложения с обращением, вводными словами и вставными конструкциями. |
Карточки. Таблицы. |
|
15 |
Диктант по теме «Повторение изученного в 5 – 8 классах». |
Урок контроля и проверки знаний и умений. |
Написание диктанта по теме. Выполнение грамматического задания. |
Уметь правильно применять свои знания при написании диктанта и выполнении грамматического задания. |
||
16 |
Работа над ошибками. |
Урок повторения, систематизации и обобщения знаний, умений. Анализ диктанта. |
Разбор основных орфографических и пунктуационных ошибок. Разбор ошибок в грамматическом задании. |
Уметь исправлять допущенные в диктанте ошибки. |
||
Сложное предложение. Культура речи. |
11+2 |
|||||
17 |
Понятие о сложном предложении. |
Урок формирования новых знаний. Проблемный урок. |
Простые и сложные предложения. Строение сложного предложения. Грамматические основы в сложном предложении. Знаки препинания в сложном предложении. |
Знать понятие: сложное предложение, его особенности. Уметь находить грамматические основы в сложном предложении, ставить знаки препинания в сложном предложении. |
Проектор. Презентация. Таблицы. |
|
18 |
Закрепление по теме «Понятие о сложном предложении». |
Урок применения знаний на практике. Урок-практикум. |
Закрепление изученного по теме. Применение правила постановки знаков препинания на практике. |
Уметь применять свои знания о сложном предложении при выполнении заданий. |
Карточки. Таблицы. |
|
19 |
Союзные и бессоюзные сложные предложения. |
Урок формирования новых знаний. Урок-исследование. |
Виды сложных предложений. Строение союзных и бессоюзных сложных предложений. Знаки препинания в союзных и бессоюзных предложениях. |
Знать отличие союзных и бессоюзных предложений. Уметь ставить знаки препинания в сложном предложении. |
Проектор. Презентация. Таблицы. |
|
20 |
Сложносочинённые и сложноподчинённые предложения. |
Урок формирования новых знаний. Урок-исследование. |
Сочинительные и подчинительные союзы в сложных предложениях. Строение сложносочинённых и сложноподчинённых предложений. Отличие сложноподчинённых и сложносочинённых предложений. |
Знать структуру сложносочинённого и сложноподчинённого предложения. Уметь находить грамматические основы и ставить знаки препинания в сложных предложениях. |
Проектор. Презентация. Таблицы. |
|
21 |
Бессоюзные сложные предложения. |
Урок формирования новых знаний. Урок-исследование. |
Строение бессоюзного предложения. Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении. |
Знать отличие бессоюзного сложного предложения от других видов сложных предложений. Уметь находить грамматические основы и ставить знаки препинания в бессоюзном сложном предложении. |
Проектор. Презентация. Таблицы. |
|
22 |
Разделительные и выделительные знаки препинания между частями сложного предложения. |
Урок применения знаний на практике. Урок-практикум. |
Пунктуация в сложном предложении. Роль знаков препинания в сложном предложении. Применение правила постановки знаков препинания на практике. |
Уметь ставить знаки препинания в различных сложных предложениях. Уметь применять свои знания при выполнении заданий. |
Таблицы. Карточки. |
|
23 |
Закрепление по теме «Разделительные и выделительные знаки препинания между частями сложного предложения». |
Урок повторения, систематизации и обобщения знаний. Повторительно-обобщающий урок. |
Закрепление по теме «Сложные предложения». Применение правила постановки знаков препинания на практике. |
Уметь применять свои знания о постановке знаков препинания при выполнении заданий. |
Таблицы. Карточки. Тестовые задания. |
|
24 |
Р.Р. Функциональные разновидности языка. Основные особенности языка художественной литературы. Текст как продукт речевой деятельности. Повествование, описание, рассуждение. Подготовка к сочинению. |
Урок повторения, систематизации и обобщения знаний. Урок подготовки к сочинению. |
Основные особенности языка художественной литературы (изобразительно-выразительные средства). Структура и особенности текста. Деление текста на смысловые части. Составление плана текста. |
Знать основные особенности языка художественной литературы. Знать признаки текста и его типов. Уметь составлять план для написания сочинения по картине. |
Репродукция картины. |
|
25 |
Р.Р. Контрольное сочинение по картине Т. Назаренко «Церковь Вознесения в Москве». |
Урок применения умений, знаний и навыков. Урок развития речи. |
Написание сочинения по плану. |
Уметь написать сочинение по заранее подготовленному плану. |
Репродукция картины. |
|
26 |
Интонация сложного предложения. |
Урок формирования новых знаний. Урок-исследование. |
Интонация, её роль. Особенности интонации сложного предложения. Составление интонационной схемы сложного предложения. |
Знать смысл понятия: интонация. Уметь производить интонационный разбор предложения. |
Презентация. |
|
27 |
Закрепление по теме «Интонация сложного предложения». |
Урок применения знаний на практике. Урок-практикум. |
Закрепление по теме. Составление интонационной схемы сложноподчинённого, сложносочинённого и бессоюзного предложений. |
Уметь применять свои знания об интонации сложного предложения при выполнении заданий. |
Таблицы, карточки. |
|
28 |
Контрольная работа (тест) по теме «Сложное предложение». |
Урок контроля и проверки знаний и умений. |
Написание контрольной работы по теме. |
Уметь правильно применять свои знания при написании контрольной работы. |
Тестовые задания. |
|
29 |
Работа над ошибками. Повторение и закрепление по теме «Сложное предложение». |
Урок повторения, систематизации и обобщения знаний, умений. Урок - анализ контрольной работы. |
Разбор основных ошибок. Выполнение дополнительных заданий. Повторение изученного по теме: структура сложного предложения, его особенности; знаки препинания в сложносочинённом, сложноподчинённом, бессоюзном предложениях. |
Уметь исправлять допущенные в контрольной работе ошибки. |
Тестовые задания. |
|
Сложносочинённые предложения |
10+2 |
|||||
30 |
Понятие о сложносочинённом предложении. |
Урок формирования новых знаний. Урок-исследование. |
Структура сложносочинённого предложения. Роль сочинительных союзов в сложносочинённом предложении. Выбор союза при составлении сложносочинённого предложения. Знаки препинания в сложносочинённом предложении. |
Знать смысл понятия: сложносочинённое предложение. Знать структуру сложносочинённого предложения, роль союзов в предложении. Уметь ставить знаки препинания в сложносочинённом предложении. |
Проектор. Презентация. |
|
31 |
Смысловые отношения в сложносочинённых предложениях. |
Урок формирования новых знаний. Урок-исследование. |
Сочинительные союзы в сложносочинённом предложении, их роль. Значения, которые вносят сочинительные союзы в сложносочинённое предложение. |
Уметь определять смысловые отношения в сложносочинённом предложении, значения, которые вносят сочинительные союзы в предложение. |
Проектор. Презентация. |
|
32 |
Сложносочинённые предложения с соединительными союзами. |
Урок формирования новых знаний. Урок-исследование. |
Соединительные союзы. Смысловые отношения в сложносочинённом предложении с соединительными союзами. Структура сложносочинённых предложений с соединительными союзами. Правописание союзов тоже, также. Постановка знаков препинания в сложносочинённом предложении с соединительными союзами. |
Знать, какие союзы являются соединительными, структуру предложения с соединительными союзами. Знать правописание союзов тоже, также. Уметь ставить знаки препинания в сложносочинённом предложении с соединительными союзами. |
Таблица. |
|
33 |
Сложносочинённые предложения с разделительными союзами. |
Урок формирования новых знаний. Урок-исследование. |
Разделительные союзы. Смысловые отношения в сложносочинённом предложении с разделительными союзами. Структура сложносочинённых предложений с разделительными союзами. |
Знать, какие союзы являются разделительными, структуру предложения с разделительными союзами. Уметь ставить знаки препинания в сложносочинённом предложении с разделительными союзами. |
Таблица. |
|
34 |
Сложносочинённые предложения с противительными союзами. |
Урок формирования новых знаний. Урок-исследование. |
Противительные союзы. Смысловые отношения в сложносочинённом предложении с противительными союзами. Структура сложносочинённых предложений с противительными союзами. |
Знать, какие союзы являются противительными, структуру предложения с противительными союзами. Уметь ставить знаки препинания в сложносочинённом предложении с противительными союзами. |
Таблица. |
|
35 |
Разделительные знаки препинания между частями сложносочинённого предложения. |
Урок повторения, систематизации и обобщения знаний. Повторительно-обобщающий урок. |
Отличие простого предложения с однородными членами от сложносочинённого. Знаки препинания в сложносочинённом предложении. Применение правила постановки знаков препинания на практике. |
Уметь применять свои знания о постановке знаков препинания в сложносочинённом предложении при выполнении заданий. |
Карточки, тестовые задания. Таблица. |
|
36 |
Р.Р. Подробное изложение (текст В.А. Рождественского из книги «Страницы жизни», посвящённый Сергею Есенину) – подготовка к изложению. |
Урок обучения умениям и навыкам. Урок развития речи. |
Функционально-смысловые типы текстов. Смешанные тексты. Структура текста. Языковые особенности смешанного текста. Подготовка к изложению: беседа по тексту, составление плана, лексическая работа. |
Уметь выявлять структуру текста, его особенности, составлять план текста. |
Сборник текстов для проведения письменного экзамена по русскому языку. 9 класс/Авт.-сост. Л.М. Рыбченкова. – М.: Дрофа, 2007. |
|
37 |
Р.Р. Подробное изложение (текст В.А. Рождественского из книги «Страницы жизни», посвящённый Сергею Есенину) – написание изложения. |
Урок применения знаний, умений и навыков. Урок развития речи.. |
Написание изложения по плану. |
Уметь подробно излагать текст по заранее составленному плану. |
||
38 |
Синтаксический разбор сложносочинённого предложения. |
Урок обучения умениям и навыкам. Урок-практикум. |
Повторение и закрепление по теме «Сложносочинённое предложение». Выполнение синтаксического разбора сложносочинённого предложения. |
Уметь производить синтаксический разбор сложносочинённого предложения. Уметь самостоятельно составлять предложения по схеме. |
Таблица. Карточки. |
|
39 |
Пунктуационный разбор сложносочинённого предложения. |
Урок обучения умениям и навыкам. Урок-практикум. |
Повторение и закрепление по теме «Сложносочинённое предложение». Выполнение синтаксического и пунктуационного разбора сложносочинённого предложения. |
Уметь производить пунктуационный разбор сложносочинённого предложения. Уметь составлять схемы предложений. |
Таблица. Карточки. |
|
40 |
Диктант по теме «Сложносочинённое предложение». |
Урок контроля и проверки знаний и умений. |
Написание диктанта по теме. Выполнение грамматического задания. |
Уметь правильно применять свои знания при написании диктанта и выполнении грамматического задания. |
||
41 |
Работа над ошибками. |
Урок повторения, систематизации и обобщения знаний, умений. Анализ диктанта. |
Разбор основных орфографических и пунктуационных ошибок. Разбор ошибок в грамматическом задании. |
Уметь исправлять допущенные в диктанте ошибки. |
||
Сложноподчинённое предложение |
5+2 |
|||||
42 |
Понятие о сложноподчинённом предложении. |
Урок формирования новых знаний. Урок-исследование. |
Структура сложноподчинённого предложения. Роль подчинительных союзов в сложноподчинённом предложении. Выбор союза при составлении сложноподчинённого предложения. Знаки препинания в сложноподчинённом предложении. Применение правила на практике. |
Знать смысл понятия: сложноподчинённое предложение. Знать структуру сложноподчинённого предложения, роль союзов в предложении. Уметь ставить знаки препинания в сложноподчинённом предложении. |
Проектор. Презентация. |
|
43 |
Место придаточного предложения по отношению к главному. Знаки препинания в сложноподчинённом предложении. |
Урок формирования новых знаний. Урок-исследование. |
Структура сложноподчинённого предложения. Положение придаточного предложения по отношению к главному. Постановка знаков препинания в сложноподчинённом предложении. Применение правила на практике. |
Уметь находить главное и придаточное предложение, задавать вопрос от главного предложения к придаточному. Уметь ставить знаки препинания в сложноподчинённом предложении. |
Таблица. |
|
44 |
Союзы и союзные слова в сложноподчинённом предложении. |
Урок формирования новых знаний. Урок-исследование. |
Подчинительные союзы в сложноподчинённом предложении. Отличие союзов и союзных слов. Роль союзных слов в сложноподчинённом предложении. |
Знать смысл понятий: союз и союзное слово. Уметь отличать союзы и союзные слова, определять роль союзных слов. |
Таблица. |
|
45 |
Роль указательных слов в сложноподчинённом предложении. |
Урок формирования новых знаний. Урок-исследование. |
Указательные слова, их роль в сложноподчинённом предложении. Знаки препинания при указательных словах. Применение правила на практике. |
Знать смысл понятия: указательное слово. Уметь находить указательные слова, задавать к ним вопросы, определять роль указательных слов. |
Таблица. Карточки. |
|
46 |
Р.Р. Основные особенности научного стиля и устной научной речи (выступление). Подготовка к устному выступлению «Берегите природу!» |
Урок повторения, систематизации и обобщения знаний, умений. Подготовка к конференции. |
Основные жанры научного стиля и устной научной речи (выступление). Структура устного выступления, его языковые особенности. Подготовка к устному выступлению. |
Знать основные особенности и жанры научного стиля и устной научной речи. Уметь определять структуру выступления. |
Проектор. Презентация. |
|
47 |
Закрепление по теме «Сложноподчинённое предложение». |
Урок повторения, систематизации и обобщения знаний, умений. Повторительно-обобщающий урок. |
Повторение и закрепление изученного по теме (структура сложноподчинённого предложения, роль союзов и союзных слов, роль указательных слов, знаки препинания в сложноподчинённом предложении). |
Уметь применять свои знания о сложноподчинённом предложении при выполнении заданий. |
Карточки. Тестовые задания. |
|
48 |
Р.Р. Основные особенности научного стиля и устной научной речи (выступление). Устное выступление «Берегите природу!» |
Урок повторения, систематизации и обобщения знаний, умений. Урок-конференция. |
Выступление по теме «Берегите природу!» |
Уметь выступать перед аудиторией, соблюдая особенности устной научной речи. |
Проектор. Презентация. |
|
Основные группы сложноподчинённых предложений |
30+8 |
|||||
49 |
Сложноподчинённые предложения с придаточными определительными. |
Урок формирования новых знаний. Комбинированный урок. |
Структура и особенности сложноподчинённых предложений с придаточными определительными. Средства связи главного и придаточного предложений. Знаки препинания в сложноподчинённых предложениях с придаточными определительными. Применение правила на практике. |
Знать структуру и особенности сложноподчинённых предложений с придаточными определительными. Уметь находить средства связи главного и придаточного предложений, ставить знаки препинания в сложноподчинённых предложениях с придаточными определительными. |
Проектор. Презентация. |
|
50 |
Сложноподчинённые предложения с придаточными определительными. Сложноподчинённые предложения с придаточными местоимённо-определительными. |
Урок формирования новых знаний. Комбинированный урок. |
Особенности местоименно-определительных предложений. Знаки препинания в сложноподчинённых предложениях с придаточными определительными. Применение правила на практике. |
Знать структуру и особенности сложноподчинённых предложений с придаточными определительными и местоименно-определительными. Уметь находить средства связи главного и придаточного предложений, ставить знаки препинания в сложноподчинённых предложениях с придаточными определительными и местоименно-определительными. |
Таблица. |
|
51 |
Закрепление по теме «Сложноподчинённые предложения с придаточными определительными». |
Урок повторения, систематизации и обобщения знаний, умений. Повторительно-обобщающий урок. |
Повторение и закрепление по теме. |
Уметь применять свои знания о сложноподчинённом предложении с придаточными определительными при выполнении заданий. Уметь самостоятельно составлять предложения по схеме. |
Таблица. Тестовые задания. |
|
52 |
Сложноподчинённые предложения с придаточными изъяснительными. |
Урок формирования новых знаний. Комбинированный урок. |
Структура и особенности сложноподчинённых предложений с придаточными изъяснительными. Средства связи главного и придаточного предложений. Знаки препинания в сложноподчинённых предложениях с придаточными изъяснительными. Применение правила на практике. |
Знать структуру и особенности сложноподчинённых предложений с придаточными изъяснительными. Уметь находить средства связи главного и придаточного предложений, ставить знаки препинания в сложноподчинённых предложениях с придаточными изъяснительными. |
Таблица. |
|
53 |
Закрепление по теме «Сложноподчинённые предложения с придаточными изъяснительными». |
Урок повторения, систематизации и обобщения знаний, умений. Повторительно-обобщающий урок. |
Повторение и закрепление по теме. |
Уметь применять свои знания о сложноподчинённом предложении с придаточными изъяснительными при выполнении заданий. Уметь самостоятельно составлять предложения по схеме. |
Таблица. Тестовые задания. |
|
54 |
Р.Р. Сочинение публицистического характера «Замечательный человек» (подготовка к сочинению). |
Урок обучения умениям и навыкам. Подготовка к сочинению. |
Композиционные и смысловые признаки текста публицистического характера. Работа с текстом публицистического характера. Словарная работа: подбор слов и словосочетаний. Составление плана к сочинению. |
Знать основные особенности публицистического стиля. Уметь составлять план для написания сочинения публицистического характера. |
Тексты публицистического характера на заданную тему. |
|
55 |
Р.Р. Сочинение публицистического характера «Замечательный человек» (написание сочинения). |
Урок применения умений и навыков. Урок развития речи. |
Написание сочинения по плану. |
Уметь написать сочинение публицистического характера о замечательном человеке по плану. |
||
56 |
Сложноподчинённые предложения с придаточными обстоятельственными. Сложноподчинённые предложения с придаточными времени и места. |
Урок формирования новых знаний. Урок-исследование. |
Структура и особенности сложноподчинённых предложений с придаточными обстоятельственными. Значение придаточных времени и места. Вопросы, которые ставятся к придаточным времени и места. Средства связи главного и придаточного предложений. Знаки препинания в сложноподчинённых предложениях с придаточными обстоятельственными. Применение правила на практике. |
Знать структуру и особенности сложноподчинённых предложений с придаточными обстоятельственными. Уметь определять значение придаточных, ставить вопросы к придаточным предложениям, находить средства связи придаточного и главного предложений. Уметь ставить знаки препинания в сложных предложениях с придаточными обстоятельственными. Уметь самостоятельно составлять предложения по схеме. |
Таблица. Карточки. |
|
57 |
Сложноподчинённые предложения с придаточными цели. |
Урок формирования новых знаний. Комбинированный урок. |
Структура и особенности сложноподчинённых предложений с придаточными цели. Значение придаточных цели. Вопросы, которые ставятся к придаточным цели. Средства связи главного и придаточного предложений. Знаки препинания в сложноподчинённых предложениях с придаточными цели. Применение правила на практике. |
Знать структуру и особенности сложноподчинённых предложений с придаточными обстоятельственными. Уметь определять значение придаточных, ставить вопросы к придаточным предложениям, находить средства связи придаточного и главного предложений. Уметь ставить знаки препинания в сложных предложениях с придаточными обстоятельственными. Уметь самостоятельно составлять предложения по схеме. |
Таблица. Карточки. |
|
58 |
Сложноподчинённые предложения с придаточными причины. |
Урок формирования новых знаний. Комбинированный урок. |
Структура и особенности сложноподчинённых предложений с придаточными причины. Значение придаточных причины. Вопросы, которые ставятся к придаточным причины. Средства связи главного и придаточного предложений. Знаки препинания в сложноподчинённых предложениях с придаточными причины. Применение правила на практике. |
Знать структуру и особенности сложноподчинённых предложений с придаточными обстоятельственными. Уметь определять значение придаточных, ставить вопросы к придаточным предложениям, находить средства связи придаточного и главного предложений. Уметь ставить знаки препинания в сложных предложениях с придаточными обстоятельственными. Уметь самостоятельно составлять предложения по схеме. |
Таблица. Карточки. |
|
59 |
Сложноподчинённые предложения с придаточными условия. |
Урок формирования новых знаний. Комбинированный урок. |
Структура и особенности сложноподчинённых предложений с придаточными условия. Значение придаточных условия. Вопросы, которые ставятся к придаточным условия. Средства связи главного и придаточного предложений. Знаки препинания в сложноподчинённых предложениях с придаточными условия. Применение правила на практике. |
Знать структуру и особенности сложноподчинённых предложений с придаточными обстоятельственными. Уметь определять значение придаточных, ставить вопросы к придаточным предложениям, находить средства связи придаточного и главного предложений. Уметь ставить знаки препинания в сложных предложениях с придаточными обстоятельственными. Уметь самостоятельно составлять предложения по схеме. |
Таблица. Карточки. |
|
60 |
Сложноподчинённые предложения с придаточными уступки, следствия. |
Урок формирования новых знаний. Комбинированный урок. |
Структура и особенности сложноподчинённых предложений с придаточными уступки, следствия. Значение придаточных уступки, следствия. Вопросы, которые ставятся к придаточным уступки, следствия. Средства связи главного и придаточного предложений. Знаки препинания в сложноподчинённых предложениях с придаточными уступки, следствия. Применение правила на практике. |
Знать структуру и особенности сложноподчинённых предложений с придаточными обстоятельственными. Уметь определять значение придаточных, ставить вопросы к придаточным предложениям, находить средства связи придаточного и главного предложений. Уметь ставить знаки препинания в сложных предложениях с придаточными обстоятельственными. Уметь самостоятельно составлять предложения по схеме. |
Таблица. Карточки. |
|
61 |
Сложноподчинённые предложения с придаточными образа действия. |
Урок формирования новых знаний. Комбинированный урок. |
Структура и особенности сложноподчинённых предложений с придаточными образа действия. Значение придаточных образа действия. Вопросы, которые ставятся к придаточным образа действия. Средства связи главного и придаточного предложений. Знаки препинания в сложноподчинённых предложениях с придаточными образа действия. Применение правила на практике. |
Знать структуру и особенности сложноподчинённых предложений с придаточными обстоятельственными. Уметь определять значение придаточных, ставить вопросы к придаточным предложениям, находить средства связи придаточного и главного предложений. Уметь ставить знаки препинания в сложных предложениях с придаточными обстоятельственными. Уметь самостоятельно составлять предложения по схеме. |
Таблица. Карточки. |
|
62 |
Сложноподчинённые предложения с придаточными меры и степени. |
Урок формирования новых знаний. Комбинированный урок. |
Структура и особенности сложноподчинённых предложений с придаточными меры и степени. Значение придаточных меры и степени. Вопросы, которые ставятся к придаточным меры и степени. Средства связи главного и придаточного предложений. Знаки препинания в сложноподчинённых предложениях с придаточными меры и степени. Применение правила на практике. |
Знать структуру и особенности сложноподчинённых предложений с придаточными обстоятельственными. Уметь определять значение придаточных, ставить вопросы к придаточным предложениям, находить средства связи придаточного и главного предложений. Уметь ставить знаки препинания в сложных предложениях с придаточными обстоятельственными. Уметь самостоятельно составлять предложения по схеме. |
Таблица. Карточки. |
|
63 |
Сложноподчинённые предложения с придаточными сравнительными. |
Урок формирования новых знаний. Комбинированный урок. |
Структура и особенности сложноподчинённых предложений с придаточными сравнительными. Значение придаточных сравнительных. Вопросы, которые ставятся к придаточным сравнительным. Средства связи главного и придаточного предложений. Знаки препинания в сложноподчинённых предложениях с придаточными сравнительными. Применение правила на практике. |
Знать структуру и особенности сложноподчинённых предложений с придаточными обстоятельственными. Уметь определять значение придаточных, ставить вопросы к придаточным предложениям, находить средства связи придаточного и главного предложений. Уметь ставить знаки препинания в сложных предложениях с придаточными обстоятельственными. Уметь отличать сравнительный оборот и придаточное предложение сравнения. |
Таблица. Карточки. |
|
64 |
Закрепление по теме «Сложноподчинённые предложения с придаточными обстоятельственными». |
Урок повторения, систематизации и обобщения знаний, умений. Повторительно-обобщающий урок. |
Повторение и закрепление по теме: структура и особенности сложноподчинённых предложений с придаточными обстоятельственными. Значения придаточных обстоятельственных. Вопросы, которые ставятся к придаточным предложениям. Средства связи главного и придаточного предложений. Знаки препинания в сложноподчинённых предложениях с придаточными обстоятельственными. Применение правила на практике. |
Уметь применять свои знания о сложноподчинённом предложении с придаточными обстоятельственными при выполнении заданий. |
Тестовые задания. |
|
65 |
Закрепление по теме «Сложноподчинённые предложения с придаточными обстоятельственными». |
Урок повторения, систематизации и обобщения знаний, умений. Повторительно-обобщающий урок. |
Повторение и закрепление по теме: структура и особенности сложноподчинённых предложений с придаточными обстоятельственными. Значения придаточных обстоятельственных. Вопросы, которые ставятся к придаточным предложениям. Средства связи главного и придаточного предложений. Знаки препинания в сложноподчинённых предложениях с придаточными обстоятельственными. Применение правила на практике. |
Уметь применять свои знания о сложноподчинённом предложении с придаточными обстоятельственными при выполнении заданий. Уметь самостоятельно составлять предложения по схеме. |
Тестовые задания. |
|
66 |
Контрольная работа (тест) по теме «Сложноподчинённые предложения». |
Урок контроля и проверки знаний и умений. |
Написание контрольной работы по теме. |
Уметь правильно применять свои знания при написании контрольной работы. |
Тестовые задания. |
|
67 |
Работа над ошибками. |
Урок повторения, систематизации и обобщения знаний, умений. Урок - анализ контрольной работы. |
Разбор основных ошибок. Выполнение дополнительных заданий. |
Уметь исправлять допущенные в работе ошибки. |
||
68 |
Сложноподчинённые предложения с несколькими придаточными. Знаки препинания при них. |
Урок формирования новых знаний. Урок-исследование. |
Структура и особенности предложений с несколькими придаточными. Постановка знаков препинания в сложноподчинённых предложениях с несколькими придаточными. Два вида подчинительной связи: соподчинение и последовательное подчинение. |
Знать структуру и особенности сложноподчинённых предложений с несколькими придаточными. Уметь ставить знаки препинания в сложных предложениях с несколькими придаточными. |
Таблица. Проектор. Презентация. |
|
69 |
Сложноподчинённые предложения с несколькими придаточными. Знаки препинания при них. Последовательное подчинение придаточных предложений. |
Урок формирования новых знаний. Урок-исследование. |
Особенности сложноподчинённых предложений с последовательным подчинением придаточных. Союзы в сложноподчинённых предложениях с последовательным подчинением. Составление схем сложноподчинённых предложений с последовательным подчинением придаточных. Знаки препинания в сложноподчинённых предложениях с последовательным подчинением. Применение правила на практике. |
Знать структуру и особенности сложноподчинённых предложений с несколькими придаточными. Уметь ставить знаки препинания в сложных предложениях с несколькими придаточными. Уметь составлять схемы предложений с последовательным подчинением. |
Таблица. Карточки. |
|
70 |
Сложноподчинённые предложения с несколькими придаточными. Знаки препинания при них. Однородное подчинение придаточных предложений. |
Урок формирования новых знаний. Урок-исследование. |
Особенности сложноподчинённых предложений с однородным подчинением придаточных. Союзы в сложноподчинённых предложениях с однородным подчинением. Составление схем сложноподчинённых предложений с однородным подчинением придаточных. Знаки препинания в сложноподчинённых предложениях с однородным подчинением. Применение правила на практике. |
Знать структуру и особенности сложноподчинённых предложений с несколькими придаточными. Уметь ставить знаки препинания в сложных предложениях с несколькими придаточными. Уметь отличать последовательное и однородное подчинение придаточных предложений. Уметь составлять схемы предложений с однородным подчинением. |
Таблица. Карточки. |
|
71 |
Сложноподчинённые предложения с несколькими придаточными. Неоднородное (параллельное) подчинение придаточных предложений. |
Урок формирования новых знаний. Урок-исследование. |
Особенности сложноподчинённых предложений с неоднородным (параллельным) подчинением придаточных. Союзы в сложноподчинённых предложениях с параллельным подчинением. Составление схем сложноподчинённых предложений с параллельным подчинением придаточных. Знаки препинания в сложноподчинённых предложениях с параллельным подчинением. Применение правила на практике. |
Знать структуру и особенности сложноподчинённых предложений с несколькими придаточными. Уметь ставить знаки препинания в сложных предложениях с несколькими придаточными. Уметь отличать последовательное, однородное и параллельное подчинение придаточных предложений. Уметь составлять схемы предложений с параллельным подчинением. |
Таблица. Карточки. |
|
72 |
Р.Р. Сжатое изложение с творческим заданием (текст К.И. Чуковский «Анна Ахматова»). Подготовка к изложению. |
Урок обучения умениям и навыкам. Подготовка к изложению. |
Функционально-смысловые типы текстов. Смешанные тексты. Структура текста. Языковые особенности смешанного текста. Особенности сжатого изложения. Приёмы сжатия текста. Подготовка к изложению: беседа по тексту, составление плана, лексическая работа. |
Уметь выявлять структуру текста, его особенности, составлять план текста. Знать приёмы сжатия текста. |
Сборник текстов для проведения письменного экзамена по русскому языку. 9 класс/Авт.-сост. Л.М. Рыбченкова. – М.: Дрофа, 2007. |
|
73 |
Р.Р. Сжатое изложение с творческим заданием (текст К.И. Чуковский «Анна Ахматова»). Написание изложения. |
Урок применения знаний, умений и навыков. Урок развития речи. |
Написание изложения по плану. |
Уметь сжато излагать текст по заранее составленному плану. Уметь давать полный ответ на поставленный по тексту вопрос. |
||
74 |
Закрепление по теме «Сложноподчинённое предложение с несколькими придаточными. Знаки препинания при них». |
Урок повторения, систематизации и обобщения знаний, умений. Повторительно-обобщающий урок. |
Повторение и закрепление по теме: особенности сложноподчинённых предложений с последовательным, однородным, неоднородным (параллельным) подчинением придаточных. Союзы в сложноподчинённых предложениях с несколькими придаточными. Составление схем сложноподчинённых предложений с несколькими придаточными. Знаки препинания в сложноподчинённых предложениях с несколькими придаточными. |
Уметь применять свои знания о сложноподчинённом предложении с несколькими придаточными при выполнении заданий. Уметь самостоятельно составлять предложения по схеме. |
Карточки. Тестовые задания. Таблица. |
|
75 |
Р.Р. Академическое красноречие и его виды, строение и языковые особенности. Подготовка к сообщению на лингвистическую тему. |
Урок формирования новых знаний. Комбинированный урок. |
Академическое красноречие: его виды, структура текста, языковые особенности. Выступление на лингвистическую тему: особенности и строение выступления. Создание плана выступления. Подготовка к выступлению на лингвистическую тему. |
Знать смысл понятия: академическое красноречие, его особенности. Уметь подготовить выступление на лингвистическую тему. |
Проектор. Презентация. |
|
76 |
Р.Р. Академическое красноречие и его виды, строение и языковые особенности. Сообщение на лингвистическую тему. |
Урок повторения, систематизации и обобщения знаний, умений. Урок-конференция. |
Выступления обучающихся на лингвистическую тему. |
Уметь выступать перед аудиторией, соблюдая требования к устной речи. |
||
77 |
Синтаксический разбор сложноподчинённого предложения. |
Урок обучения умениям и навыкам. Урок-практикум. |
Повторение и закрепление по теме «Сложноподчинённое предложение». Выполнение синтаксического разбора сложноподчинённого предложения. |
Уметь производить синтаксический разбор сложноподчинённого предложения. Уметь самостоятельно составлять предложения по схеме. |
Таблица. |
|
78 |
Пунктуационный разбор сложноподчинённого предложения. |
Урок обучения умениям и навыкам. Урок-практикум. |
Повторение и закрепление по теме «Сложноподчинённое предложение». Выполнение синтаксического и пунктуационного разбора сложноподчинённого предложения. |
Уметь производить пунктуационный разбор сложноподчинённого предложения. Уметь самостоятельно составлять предложения по схеме. |
Таблица. |
|
79 |
Самостоятельная работа по теме «Синтаксический разбор сложноподчинённого предложения». |
Урок контроля и проверки знаний и умений. |
Выполнение самостоятельной работы по теме. |
Уметь правильно применять свои знания при написании самостоятельной работы. |
Тестовые задания. |
|
80 |
Работа над ошибками. |
Урок повторения, систематизации и обобщения знаний, умений. Урок - анализ самостоятельной работы. |
Разбор основных ошибок. Выполнение дополнительных заданий. |
Уметь самостоятельно исправлять допущенные ошибки. |
||
81 |
Повторение и закрепление по теме «Сложноподчинённые предложения». |
Урок повторения, систематизации и обобщения знаний, умений. Повторительно-обобщающий урок. |
Повторение и закрепление по изученной теме: строение сложноподчинённого предложения, средства связи главного и придаточного предложения; виды сложноподчинённых предложений; синтаксический и пунктуационный разбор сложноподчинённого предложения. |
Уметь применять свои знания о сложноподчинённом предложении при выполнении заданий. |
Проектор. Презентация. |
|
82 |
Повторение и закрепление по теме «Сложноподчинённые предложения». Краткие сведения о значении С.И. Ожегова в лингвистике. |
Урок повторения, систематизации и обобщения знаний, умений. Комбинированный урок. |
Повторение и закрепление по изученной теме: строение сложноподчинённого предложения, средства связи главного и придаточного предложения; виды сложноподчинённых предложений; синтаксический и пунктуационный разбор сложноподчинённого предложения. Сведения о жизни и научной деятельности С.И. Ожегова. |
Уметь применять свои знания о сложноподчинённом предложении при выполнении заданий. Уметь работать с научной статьёй, посвящённой деятельности С.И. Ожегова. |
Проектор. Презентация. Карточки. |
|
83 |
Диктант по теме «Сложноподчинённые предложения». |
Урок контроля и проверки знаний и умений. |
Написание диктанта по теме. Выполнение грамматического задания. |
Уметь правильно применять свои знания при написании диктанта и выполнении грамматического задания. |
||
84 |
Работа над ошибками. |
Урок повторения, систематизации и обобщения знаний, умений. Анализ диктанта. |
Разбор основных орфографических и пунктуационных ошибок. Разбор ошибок в грамматическом задании. |
Уметь самостоятельно исправлять допущенные ошибки. |
||
85 |
Р.Р. Контрольное сочинение – рассуждение «Подвиг» (подготовка к сочинению). |
Урок обучения умениям и навыкам. Подготовка к сочинению. |
Композиционные и смысловые признаки текста – рассуждения. Работа с текстом типа речи рассуждение. Подготовка к сочинению: составление плана, лексическая работа. |
Знать основные особенности текста-рассуждения. Уметь составлять план для написания сочинения-рассуждения. |
Тексты для чтения и наблюдения на заданную тему. |
|
86 |
Р.Р. Контрольное сочинение – рассуждение «Подвиг» (написание сочинения). |
Урок применения умений, знаний и навыков. Урок развития речи. |
Написание сочинения по плану. |
Уметь написать сочинение-рассуждение на заданную тему. |
||
Бессоюзное сложное предложение |
15+4 |
|||||
87 |
Понятие о бессоюзном сложном предложении. |
Урок формирования новых знаний. Урок-исследование. |
Структура и особенности бессоюзных сложных предложений. Знаки препинания в бессоюзных сложных предложениях. |
Знать смысл понятия: бессоюзное сложное предложение. Знать структуру бессоюзного предложения. Уметь ставить знаки препинания в бессоюзном предложении. |
Проектор. Презентация. |
|
88 |
Интонация в бессоюзных сложных предложениях. |
Урок формирования новых знаний. Урок-исследование. |
Интонация, её роль. Особенности интонации бессоюзного сложного предложения. Составление интонационной схемы бессоюзного сложного предложения. |
Знать роль интонации, её особенности в бессоюзном предложении. Уметь составлять интонационную схему предложения. |
Таблица. |
|
89 |
Бессоюзные сложные предложения со значением перечисления. Запятая и точка с запятой в бессоюзных сложных предложениях. |
Урок формирования новых знаний. Урок-исследование. |
Знаки препинания в бессоюзных сложных предложениях. Интонация перечисления в бессоюзных сложных предложениях. Условия постановки запятой и точки с запятой в бессоюзных сложных предложениях. Применение правила на практике. |
Знать условия постановки знаков препинания в бессоюзном предложении со значение перечисления. Уметь ставить запятую и точку с запятой в бессоюзных сложных предложениях |
Таблица. Карточки. |
|
90 |
Закрепление по теме «Бессоюзные сложные предложения со значением перечисления. Запятая и точка с запятой в бессоюзных сложных предложениях». |
Урок повторения, систематизации и обобщения знаний, умений. Повторительно-обобщающий урок. |
Повторение и закрепление по теме: знаки препинания в бессоюзных сложных предложениях. Интонация перечисления в бессоюзных сложных предложениях. Условия постановки запятой и точки с запятой в бессоюзных сложных предложениях. Применение правила на практике. |
Уметь применять полученные знания на практике. |
Таблица. Карточки. |
|
91 |
Бессоюзное сложное предложение со значением причины, пояснения, дополнения. Двоеточие в бессоюзном сложном предложении. |
Урок формирования новых знаний. Урок-исследование. |
Знаки препинания в бессоюзных сложных предложениях. Значение причины, пояснения, дополнения в бессоюзных сложных предложениях. Условия постановки двоеточия в бессоюзных сложных предложениях. Применение правила на практике. |
Знать условия постановки знаков препинания в бессоюзном предложении со значение причины, пояснения, дополнения. Уметь ставить двоеточие в бессоюзных сложных предложениях |
Таблица. Карточки. |
|
92 |
Закрепление по теме «Бессоюзное сложное предложение со значением причины, пояснения, дополнения. Двоеточие в бессоюзном сложном предложении». |
Урок повторения, систематизации и обобщения знаний, умений. Повторительно-обобщающий урок. |
Повторение и закрепление по теме: знаки препинания в бессоюзных сложных предложениях. Значение причины, пояснения, дополнения в бессоюзных сложных предложениях. Условия постановки двоеточия в бессоюзных сложных предложениях. Применение правила на практике. |
Уметь применять полученные знания на практике. |
Таблица. Карточки. Тестовые задания. |
|
93 |
Р.Р. Контрольное сжатое изложение с творческим заданием (текст – В.П. Астафьев «Учитель») – подготовка к изложению. |
Урок обучения умениям и навыкам. Подготовка к изложению. |
Композиционные и смысловые признаки смешанных текстов. Работа с текстом: определение структуры текста, составление плана, выявление языковых особенностей. |
Уметь выявлять структуру текста, его особенности, составлять план текста. Знать приёмы сжатия текста. |
Сборник текстов для проведения письменного экзамена по русскому языку. 9 класс/Авт.-сост. Л.М. Рыбченкова. – М.: Дрофа, 2007. |
|
94 |
Р.Р. Контрольное сжатое изложение с творческим заданием (текст – В.П. Астафьев «Учитель») - написание изложения. |
Урок применения знаний, умений и навыков. Урок развития речи. |
Написание изложения по плану. |
Уметь сжато излагать текст по заранее составленному плану. Уметь давать полный ответ на поставленный по тексту вопрос. |
||
95 |
Бессоюзное сложное предложение со значением противопоставления, времени, условия и следствия. Тире в бессоюзном сложном предложении. |
Урок формирования новых знаний. Урок-исследование. |
Знаки препинания в бессоюзных сложных предложениях. Значение противопоставления, времени, условия и следствия в бессоюзных сложных предложениях. Условия постановки тире в бессоюзных сложных предложениях. Применение правила на практике. |
Знать условия постановки знаков препинания в бессоюзном предложении со значение противопоставления, времени, условия, следствия. Уметь ставить тире в бессоюзных сложных предложениях. |
Таблица. Карточки. |
|
96 |
Закрепление по теме «Бессоюзное сложное предложение со значением противопоставления, времени, условия и следствия. Тире в бессоюзном сложном предложении». |
Урок повторения, систематизации и обобщения знаний, умений. Повторительно-обобщающий урок. |
Повторение и закрепление по теме: знаки препинания в бессоюзных сложных предложениях. Значение противопоставления, времени, условия и следствия в бессоюзных сложных предложениях. Условия постановки тире в бессоюзных сложных предложениях. Применение правила на практике. |
Уметь применять полученные знания на практике. |
Таблица. Карточки. |
|
97 |
Закрепление по теме «Запятая, точка с запятой, двоеточие и тире в бессоюзном сложном предложении». |
Урок повторения, систематизации и обобщения знаний, умений. Повторительно-обобщающий урок. |
Знаки препинания в бессоюзных сложных предложениях. Условия постановки запятой, точки с запятой, двоеточия и тире в бессоюзных сложных предложениях. Применение правила на практике. |
Уметь применять полученные знания на практике. Уметь составлять схемы бессоюзных сложных предложений. Уметь составлять бессоюзные сложные предложения по схеме. |
Таблица. Карточки. |
|
98 |
Синтаксический разбор бессоюзного сложного предложения. |
Урок обучения умениям и навыкам. Урок-практикум. |
Повторение и закрепление по теме «Бессоюзное сложное предложение». Выполнение синтаксического разбора бессоюзного сложного предложения. |
Уметь производить синтаксический разбор бессоюзного сложного предложения. |
Таблица. Карточки. |
|
99 |
Пунктуационный разбор бессоюзного сложного предложения. |
Урок обучения умениям и навыкам. Урок-практикум. |
Повторение и закрепление по теме «Бессоюзное сложное предложение». Выполнение синтаксического и пунктуационного разбора бессоюзного сложного предложения. |
Уметь производить пунктуационный разбор бессоюзного сложного предложения. Уметь составлять схемы бессоюзного сложного предложения. |
Таблица. Карточки. |
|
100 |
Повторение и закрепление по теме «Бессоюзное сложное предложение». |
Урок повторения, систематизации и обобщения знаний, умений. Повторительно-обобщающий урок. |
Повторение и закрепление по теме: структура и особенности бессоюзного сложного предложения, интонация бессоюзного сложного предложения. Постановка запятой, точки с запятой, двоеточия и тире в бессоюзном сложном предложении. Применение правила на практике. |
Уметь применять полученные знания на практике. Уметь составлять схемы бессоюзных сложных предложений. Уметь составлять бессоюзные сложные предложения по схеме. |
Тестовые задания. Таблица. |
|
101 |
Повторение и закрепление по теме «Бессоюзное сложное предложение». |
Урок повторения, систематизации и обобщения знаний, умений. Повторительно-обобщающий урок. |
Повторение и закрепление по теме: структура и особенности бессоюзного сложного предложения, интонация бессоюзного сложного предложения. Постановка запятой, точки с запятой, двоеточия и тире в бессоюзном сложном предложении. Применение правила на практике. |
Уметь применять полученные знания на практике. Уметь составлять схемы бессоюзных сложных предложений. Уметь составлять бессоюзные сложные предложения по схеме. |
Тестовые задания. Таблица. |
|
102 |
Диктант по теме «Бессоюзное сложное предложение». |
Урок контроля и проверки знаний и умений. |
Написание диктанта по теме. Выполнение грамматического задания. |
Уметь правильно применять свои знания при написании диктанта и выполнении грамматического задания. |
||
103 |
Работа над ошибками. |
Урок повторения, систематизации и обобщения знаний, умений. Анализ диктанта. |
Разбор основных орфографических и пунктуационных ошибок. Разбор ошибок в грамматическом задании. |
Уметь самостоятельно исправлять допущенные в работе ошибки. |
||
104 |
Р.Р. Реферат небольшой статьи на лингвистическую тему. |
Урок формирования новых знаний. Проблемный урок. |
Основные жанры научного стиля (реферат). Структура и особенности реферата. Подготовка к написанию реферата небольшой статьи на лингвистическую тему. |
Знать смысл понятия: реферат. Знать структуру и особенности реферата. |
Тексты статей. Примеры рефератов. |
|
105 |
Р.Р. Реферат небольшой статьи на лингвистическую тему (написание реферата). |
Урок применения знаний, умений и навыков. Урок-практикум. |
Написание реферата небольшой статьи на лингвистическую тему. |
Уметь написать реферат небольшой статьи на лингвистическую тему. |
||
Сложные предложения с различными видами связи |
12+5 |
|||||
106 |
Понятие о сложных предложениях с различными видами связи. |
Урок формирования новых знаний. Урок-исследование. |
Сложное предложение с различными видами связи. Структура и особенности сложных предложений с различными видами связи. |
Знать структуру сложных предложений с различными видами связи. |
Проектор. Презентация. |
|
107 |
Употребление союзной (сочинительной и подчинительной) и бессоюзной связи в сложных предложениях. |
Урок формирования новых знаний. Урок-исследование. |
Союзная (сочинительная и подчинительная) и бессоюзная связь в сложных предложениях. Постановка знаков препинания в сложных предложениях с различными видами связи. |
Знать виды связи в сложных предложениях. Уметь ставить знаки препинания в сложных предложениях с различными видами связи. |
Таблица. Карточки. |
|
108 |
Знаки препинания в сложных предложениях с различными видами связи. |
Урок применения знаний и умений на практике. Урок-практикум. |
Условия постановки знаков препинания в сложных предложениях с различными видами связи. Составление схем предложений с различными видами связи. Применение правила на практике. |
Знать условия постановки знаков препинания в сложных предложениях с различными видами связи. Уметь ставить знаки препинания в сложных предложениях с различными видами связи. |
Таблица. Карточки. |
|
109 |
Закрепление по теме «Знаки препинания в сложных предложениях с различными видами связи». |
Урок повторения, систематизации и обобщения знаний, умений. Повторительно-обобщающий урок. |
Повторение и закрепление по теме: условия постановки знаков препинания в сложных предложениях с различными видами связи. Составление схем предложений с различными видами связи. Применение правила на практике. |
Уметь применять полученные знания на практике. |
Таблица. Тестовые задания. |
|
110 |
Р.Р. Контрольное сочинение-отзыв на литературное произведение, кинофильм (подготовка к сочинению). |
Урок обучения умениям и навыкам. Подготовка к сочинению. |
Основные жанры научной речи (отзыв, рецензия). Структура и языковые особенности отзыва и рецензии. Подготовка к написанию сочинения: составление плана, лексическая работа. |
Знать особенности сочинения-отзыва, его структуру. Уметь собирать материал для написания сочинения-отзыва. |
Тексты отзывов на заданную тему. |
|
111 |
Р.Р. Контрольное сочинение-отзыв на литературное произведение, кинофильм (написание сочинения). |
Урок применения умений, знаний и навыков. Урок развития речи. |
Написание сочинения по плану. |
Уметь написать сочинение-отзыв на литературное произведение. |
||
112 |
Синтаксический разбор предложения с различными видами связи. |
Урок обучения умениям и навыкам. Урок-практикум. |
Повторение и закрепление по теме «Сложное предложение с различными видами связи». Выполнение синтаксического разбора сложного предложения с различными видами связи. |
Уметь производить синтаксический разбор сложного предложения с различными видами связи. Уметь применять полученные знания на практике. |
Карточки. Таблица. |
|
113 |
Пунктуационный разбор предложения с различными видами связи. |
Урок обучения умениям и навыкам. Урок-практикум. |
Повторение и закрепление по теме «Сложное предложение с различными видами связи». Выполнение синтаксического и пунктуационного разбора сложного предложения с различными видами связи. |
Уметь производить пунктуационный разбор сложного предложения с различными видами связи. Уметь применять полученные знания на практике. |
Карточки. Тестовые задания. Таблица. |
|
114 |
Закрепление по теме «Синтаксический и пунктуационный разбор предложения с различными видами связи». |
Урок повторения, систематизации и обобщения знаний, умений. Повторительно-обобщающий урок. |
Повторение и закрепление по теме: знаки препинания в сложных предложениях с различными видами связи. Применение правила постановки знаков препинания на практике. Выполнение синтаксического и пунктуационного разбора сложного предложения с различными видами связи. |
Уметь применять полученные знания на практике. |
Карточки. Тестовые задания. Таблица. |
|
115 |
Р.Р. Публичная речь. Особенности публичной речи. |
Урок формирования новых знаний. Проблемный урок. |
Публичная речь, её особенности. Сфера применения публичной речи. Требования к устной публичной речи. |
Знать особенности и структуру устной речи. Знать требования к устной публичной речи. |
Тексты на заданную тему. |
|
116 |
Повторение по теме «Сложные предложения с различными видами связи». |
Урок повторения, систематизации и обобщения знаний, умений. Повторительно-обобщающий урок. |
Повторение и закрепление по теме: строение и особенности сложного предложения с различными видами связи; союзная и бессоюзная связь в сложном предложении с различными видами связи; знаки препинания в сложных предложениях с различными видами связи. Применение правила постановки знаков препинания на практике. |
Знать особенности и строение сложных предложений с различными видами связи. Уметь применять полученные знания (ставить знаки препинания, составлять предложения) на практике. |
Карточки. Таблица. |
|
117 |
Повторение и закрепление по теме «Сложные предложения с различными видами связи». |
Урок повторения, систематизации и обобщения знаний, умений. Повторительно-обобщающий урок. |
Повторение и закрепление по теме: строение и особенности сложного предложения с различными видами связи; союзная и бессоюзная связь в сложном предложении с различными видами связи; знаки препинания в сложных предложениях с различными видами связи. Применение правила постановки знаков препинания на практике. |
Знать особенности и строение сложных предложений с различными видами связи. Уметь применять полученные знания (ставить знаки препинания, составлять предложения) на практике. |
Карточки. Таблица. |
|
118 |
Повторение и закрепление по теме «Сложные предложения с различными видами связи». Синтаксический и пунктуационный разбор сложного предложения с различными видами связи. Краткие сведения о значении М.Т. Баранова в лингвистике. |
Урок повторения, систематизации и обобщения знаний, умений. Комбинированный урок. |
Повторение и закрепление по теме: строение и особенности сложного предложения с различными видами связи; союзная и бессоюзная связь в сложном предложении с различными видами связи; знаки препинания в сложных предложениях с различными видами связи. Применение правила постановки знаков препинания на практике. Выполнение синтаксического и пунктуационного разбора сложного предложения с различными видами связи. Сведения о жизни и научной деятельности М.Т. Баранова. |
Уметь применять полученные знания (ставить знаки препинания, составлять предложения) на практике. Уметь работать с научной статьёй о жизни и деятельности М.Т. Баранова (составлять план статьи и тезисы, пересказывать статью). |
Проектор. Презентация. Тестовые задания. |
|
119 |
Р.Р. Контрольное сжатое изложение с творческим заданием (текст И.С. Соколова – Микитова «Щур»). |
Урок обучения умениям и навыкам. Подготовка к изложению. |
Особенности смешанных текстов. Подготовка к написанию изложения: составление плана, лексическая работа. |
Уметь выявлять структуру текста, его особенности, составлять план текста. Знать приёмы сжатия текста. |
Сборник текстов для проведения письменного экзамена по русскому языку. 9 класс/Авт.-сост. Л.М. Рыбченкова. – М.: Дрофа, 2007. |
|
120 |
Р.Р. Контрольное сжатое изложение с творческим заданием (текст И.С. Соколова – Микитова «Щур»). |
Урок применения знаний, умений и навыков. Урок развития речи. |
Написание изложения по плану. |
Уметь сжато излагать текст по заранее составленному плану. Уметь давать полный ответ на поставленный по тексту вопрос. |
||
121 |
Контрольная работа (тест) по теме «Сложные предложения с различными видами связи». |
Урок контроля и проверки знаний и умений. |
Написание контрольной работы по теме. |
Уметь самостоятельно выполнять задания к контрольной работе. |
Тестовые задания. |
|
122 |
Работа над ошибками. |
Урок повторения, систематизации и обобщения знаний, умений. Урок - анализ контрольной работы. |
Разбор основных ошибок. Выполнение дополнительных заданий. |
Уметь самостоятельно исправлять допущенные ошибки. |
||
Повторение и систематизация изученного в 5 – 9 классах |
14+4 |
|||||
123 |
Фонетика и графика. Основные орфоэпические нормы современного русского языка. Основные выразительные средства фонетики. |
Урок повторения, систематизации и обобщения знаний, умений и навыков. Повторительно-обобщающий урок. |
Фонетика как раздел лингвистики. Звук как единица языка. Система гласных и согласных звуков. Изменение звуков в речевом потоке. Слог. Ударение в словах. Орфоэпия как раздел лингвистики. Особенности и правила литературного произношения и ударения. Графика как раздел лингвистики. Основные нормы орфоэпии. Выразительные средства фонетики. |
Знать основные фонетические единицы. Уметь производить фонетический разбор слов. Знать основные нормы орфоэпии, выразительные средства фонетики. Уметь пользоваться орфоэпическим словарём. |
Проектор. Презентация. Аудиозаписи. Орфоэпический словарь. |
|
124 |
Лексикология (лексика) и фразеология. Основные лексические нормы современного русского языка. Основные выразительные средства лексики и фразеологии. |
Урок повторения, систематизации и обобщения знаний, умений и навыков. Повторительно-обобщающий урок. |
Лексикология как раздел лингвистики. Слово как единица языка. Лексическое и грамматическое значение слов. Прямое и переносное значение слов, однозначные и многозначные слова. Лексические омонимы. Синонимы, антонимы. Словари синонимов и антонимов. Основные лексические нормы. Основные выразительные средства лексики и фразеологии. |
Знать основные лексические единицы. Уметь пользоваться различными словарями. Знать лексические нормы, основные выразительные средства лексики и фразеологии. |
Проектор. Презентация. Учебные словари. |
|
125 |
Морфемика. |
Урок повторения, систематизации и обобщения знаний, умений и навыков. Повторительно-обобщающий урок. |
Морфемика как раздел лингвистики. Морфема – минимальная значимая единица языка. Виды морфем. Основа слова. Чередование звуков в морфемах. Роль морфемных словарей. Разбор слова по составу. Правила написания корней с чередованием. |
Знать основные единицы морфемики. Уметь правильно писать слова с чередованием. Уметь пользоваться морфемным словарём. |
Проектор. Презентация. |
|
126 |
Словообразование. Основные выразительные средства морфемики. |
Урок повторения, систематизации и обобщения знаний, умений и навыков. Повторительно-обобщающий урок. |
Словообразование как раздел лингвистики. Способы образования слов (приставочный, суффиксальный, приставочно-суффиксальный, бессуффиксный, сложение основ и слов, переход одной части речи в другую). Словообразовательная пара, словообразовательная цепочка. Этимология слов. Этимологический словарь. Основные выразительные средства морфемики. |
Знать основные способы образования слов. Знать основные выразительные средства морфемики. Уметь определять способ образования слов. Уметь пользоваться этимологическим словарём. |
Проектор. Презентация. |
|
127 |
Морфология. Основные морфологические нормы современного русского языка. Основные выразительные средства морфологии. |
Урок повторения, систематизации и обобщения знаний, умений и навыков. Комбинированный урок. |
Морфология как раздел грамматики. Грамматическое значение слова. Части речи как лексико-грамматические разряды слов. Самостоятельные и служебные части речи, их грамматическое значение, морфологические признаки, синтаксическая роль. Морфологический разбор слов. Основные морфологические нормы современного русского языка. Основные выразительные средства морфологии. |
Знать основные единицы морфологии. Знать основные выразительные средства морфологии и основные морфологические нормы языка. Уметь выполнять морфологический разбор слов. |
Проектор. Презентация. Карточки. |
|
128 |
Синтаксис. Основные синтаксические нормы современного русского языка. Основные выразительные средства синтаксиса. |
Урок повторения, систематизации и обобщения знаний, умений и навыков. Комбинированный урок. |
Синтаксис как раздел грамматики. Основные признаки словосочетания и предложения. Строение словосочетаний. Грамматическая и смысловая связь слов в словосочетании. Способы выражения грамматической связи. Строение грамматической основы предложения. Виды предложений по цели высказывания и эмоциональной окраске. Их интонационные и смысловые особенности. Постановка знаков препинания в разных видах предложений. Основные синтаксические нормы и выразительные средства синтаксиса. |
Знать основные единицы синтаксиса. Знать основные выразительные средства синтаксиса и основные синтаксические нормы языка. Уметь выполнять синтаксический и пунктуационный разбор предложений. Уметь ставить знаки препинания в различных видах предложений. |
Проектор. Презентация. Карточки. |
|
129 |
Орфография. Пунктуация. Орфографические и пунктуационные нормы. |
Урок повторения, систематизации и обобщения знаний, умений и навыков. Повторительно-обобщающий урок. |
Орфограммы в приставках, корнях, суффиксах и окончаниях слов. Объяснение написания орфограмм. Правила постановки знаков препинания в сложных предложениях, в предложениях с однородными и обособленными членами, при обращениях и вводных словах. Применение правил на практике. |
Знать правила написания слов, правила постановки знаков препинания в различных предложениях. Уметь применять правила на практике. |
Проектор. Презентация. Тестовые задания. |
|
130 |
Роль языка в жизни общества. Основные формы существования национального русского языка. Язык и культура. Отражение в языке истории и культуры народа. |
Урок повторения, систематизации и обобщения знаний, умений и навыков. Урок-конференция. |
Взаимообогащение языков народов России. Выявление лексических и фразеологических единиц языка с национально-культурным компонентом значения в произведениях устного народного творчества, в художественной литературе и исторических текстах; объяснение их значения с помощью лингвистических словарей. Пословицы, поговорки, афоризмы и крылатые слова. |
Знать роль языка в жизни человека и общества. Уметь находить единицы языка с национально-культурным компонентом значения в произведениях устного народного творчества, в художественной литературе и исторических текстах; объяснение их значения с помощью лингвистических словарей. |
Проектор. Презентация. |
|
131 |
Место русского языка среди языков мира. Русский язык как один из индоевропейских языков. |
Урок повторения, систематизации и обобщения знаний, умений и навыков. Урок-экскурсия. |
Происхождение и развитие русского языка. Русский язык – один из индоевропейских языков. |
Знать, как произошёл русский язык. Знать историю развития русского языка. |
Проектор. Презентация. |
|
132 |
Русский язык среди славянских языков. Историческое развитие русского языка. |
Урок повторения, систематизации и обобщения знаний, умений и навыков. Урок-экскурсия. |
Русский язык и славянские языки. Роль старославянского языка. |
Знать роль русского языка среди других славянских языков. |
Проектор. Презентация. Тексты. |
|
133 |
Язык художественной литературы. |
Урок повторения, систематизации и обобщения знаний, умений и навыков. Урок – лекция с элементами беседы. |
Русский язык – язык русской художественной литературы. Языковые особенности художественного текста. |
Знать особенности художественной литературы. Знать роль русского языка в развитии художественной литературы. |
Проектор. Презентация. Тексты из произведений художественной литературы. |
|
134 |
Богатство, красота, выразительность языка. |
Урок повторения, систематизации и обобщения знаний, умений и навыков. Урок – лекция с элементами беседы. |
Основные изобразительно-выразительные средства русского языка и речи, их использование в речи (метафора, эпитет, сравнение, гипербола, олицетворение и другие). |
Уметь находить основные изобразительно-выразительные средства русского языка и речи, определять их роль в речи и в художественной литературе. |
Тексты из произведений художественной литературы. |
|
135 |
Литературный язык и его нормы. Основные лингвистические словари. |
Урок повторения, систематизации и обобщения знаний, умений и навыков. Повторительно-обобщающий урок. |
Что такое литературный язык. Нормированность – отличительная особенность современного литературного языка. Извлечение необходимой информации из словарей. |
Знать смысл понятия: литературный язык. Знать роль литературного языка. Уметь пользоваться лингвистическими словарями. |
Учебные словари. |
|
136 |
Р.Р. Текст как продукт речевой деятельности. Тема, проблема, идея текста, главная, второстепенная и избыточная информация. |
Урок повторения, систематизации и обобщения знаний, умений и навыков. Комбинированный урок. |
Текст как продукт речевой деятельности. Формально-смысловое единство и его коммуникативная направленность текста: тема, проблема, идея; главная, второстепенная и избыточная информация. |
Знать определения: текст, тема и идея текста. Уметь определять тему и идею текста, находить нужную информацию в тексте. |
Тексты из произведений художественной литературы. |
|
137 |
Р.Р. Функционально-смысловые типы текста (повествование, описание, рассуждение). Тексты смешанного типа. Особенности художественного текста. |
Урок повторения, систематизации и обобщения знаний, умений и навыков. Комбинированный урок. |
Функционально-смысловые типы текста (повествование, описание, рассуждение). Особенности текстов. Тексты смешанного типа. Специфика художественного текста. |
Знать особенности типов текста. Уметь находить особенности в различных текстах. |
Тексты из произведений художественной литературы. |
|
138 |
Р.Р. Функциональные разновидности языка. Основные особенности официально-делового стиля речи. Деловые документы (автобиография). |
Урок повторения, систематизации и обобщения знаний, умений и навыков. Комбинированный урок. |
Основные особенности разговорной речи, научного стиля, официально-делового и публицистического стилей, языка художественной литературы. Основные особенности официально-делового стиля речи. Структура и языковые особенности деловых документов (автобиография). |
Знать особенности и структуру разговорной речи и различных функциональных стилей. Знать структуру автобиографии. Уметь составить автобиографию. |
Примеры документов. |
|
139 |
Р.Р. Анализ текста с точки зрения его темы, основной мысли, структуры, информации, принадлежности к функционально-смысловому типу, функциональной разновидности языка. |
Урок повторения, систематизации и обобщения знаний, умений и навыков. Урок-практикум. |
Работа с текстами разных функциональных типов и стилей (анализ текста). |
Уметь производить под руководством учителя анализ текста с точки зрения его темы, основной мысли, структуры, информации, принадлежности к функционально-смысловому типу, функциональной разновидности языка. |
Тексты. |
|
140 |
Урок – игра по изученному в 9 классе материалу. |
Урок повторения, систематизации и обобщения знаний. Урок-викторина. |
Повторение и закрепление изученного материала. |
Уметь применять полученные знания на практике в процессе игры. |
Проектор. Презентация. |