Календарно-тематическое планирование по русскому языку

4
0
Материал опубликован 15 November 2018 в группе

Календарно-тематическое планирование по русскому языку

9 класс (для обучающихся с ЗПР)

Учитель: Галеева Наталья Евгеньевна

Пояснительная записка

Данное календарно-тематическое планирование предназначено для преподавания в 9 классе для детей с задержкой психического развития.

Исходными документами для создания планирования являются:

1. Программа курса «Русский язык». 5 – 9 классы/ авт.: М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская, Н.М. Шанский, Л.А. Тростенцова, А.Д. Дейкина. – 13-е изд. – М.: Просвещение», 2016.

2. Русский язык. 9 класс: учебник для общеобразовательных организаций [Л.А. Тростенцова, Т.А. Ладыженская, А.Д. Дейкина; научн. ред. Н.М. Шанский] – 5-е издание. – М.: Просвещение, 2018.

Программа курса «Русский язык» (авт.: М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская, Н.М. Шанский, Л.А. Тростенцова, А.Д. Дейкина) рассчитана на 105 часов в год (3 часа в неделю). Данное планирование составлено на 140 часов (4 часа в неделю, 35 учебных недель). Дополнительные уроки (35 часов) распределены на темы:

сложносочинённое предложение – 5 ч.;

основные группы сложноподчинённых предложений – 2 ч.;

бессоюзное сложное предложение – 4 ч.;

сложное предложение с различными видами связи – 2 ч.;

повторение изученного в 5 - 9 классах – 7 ч.;

уроки, обеспечивающие формирование коммуникативной компетенции – 15 ч.

Преподавание ведётся по учебнику: Русский язык. 9 класс: учебник для общеобразовательных организаций [Л.А. Тростенцова, Т.А. Ладыженская, А.Д. Дейкина; научн. ред. Н.М. Шанский] – 5-е издание. – М.: Просвещение, 2018.


 

п/п

Тема урока

Всего часов

Тип и форма урока

Содержание урока

Планируемые умения и навыки

Материально-техническое обеспечение

1

Международное значение русского языка.

1

Урок формирования новых знаний. Проблемный урок.

Роль языка в жизни человека и общества. Русский язык в современном мире.

Знать роль русского языка как средства межнационального общения.

Проектор. Презентация.

 

Повторение изученного в 5 – 8 классах

11+4

       

2

Виды речи. Устная и письменная речь.

 

Урок повторения, систематизации и обобщения знаний, умений. Урок-беседа.

Речь, её особенности. Понятие о речевом общении. Виды речи (устная и письменная). Особенности устной и письменной речи.

Знать смысл понятий: речь устная и письменная. Уметь определять особенности устной и письменной речи.

Карточки. Аудиозаписи.

3

Формы речи. Монолог, диалог.

 

Урок повторения, систематизации и обобщения знаний, умений. Урок-беседа.

Что такое монолог, диалог. Особенности монолога, диалога, полилога.

Знать смысл понятий: монолог, диалог. Уметь правильно оформлять на письме текст, содержащий диалог.

Карточки. Аудиозаписи.

4

Р.Р. Функциональные разновидности языка. Стили речи. Основные особенности стилей речи. Основные жанры стилей речи, разговорной речи.

 

Урок повторения, систематизации и обобщения знаний, умений. Урок развития речи.

Основные особенности разговорной речи, функциональных стилей (научного, публицистического, официально-делового), языка художественной литературы. Основные жанры разговорной речи (рассказ, беседа, спор); научного стиля и устной научной речи (отзыв, выступление, тезисы, доклад, дискуссия); публицистического стиля и устной публичной речи (выступление, обсуждение, статья, интервью, очерк); официально-делового стиля (расписка, доверенность, заявление, резюме).

Знать основные особенности разговорной речи и функциональных стилей. Уметь определять жанр разговорной речи, текстов различных стилей.

Проектор. Презентация.

5

Р.Р. Сочинение – рассуждение на морально-этическую тему.

 

Урок обучения умениям и навыкам. Урок развития речи.

Написание сочинения – рассуждения по предложенному тексту.

Знать особенности текста – рассуждения. Уметь писать сочинение – рассуждение по заранее составленному плану.

 

6

Фонетика. Орфоэпия. Морфемика и словообразование.

 

Урок повторения, систематизации и обобщения знаний, умений. Урок-практикум.

Фонетика как раздел лингвистики. Звук как единица языка. Система гласных и согласных звуков. Изменение звуков в речевом потоке. Слог. Ударение в словах. Орфоэпия как раздел лингвистики. Особенности и правила литературного произношения и ударения. Графика как раздел лингвистики.

Морфемика как раздел лингвистики. Морфема – минимальная значимая единица языка. Виды морфем. Чередование звуков в морфемах. Роль морфемных словарей. Правила написания корней с чередованием. Что такое словообразование.

Знать смысл понятий: звук, слог, ударение, фонетика, орфоэпия; морфемика, морфема. Уметь правильно произносить слова. Уметь производить морфемный и словообразовательный разбор слов.

Аудиозаписи.

7

Лексика. Фразеология.

 

Урок повторения, систематизации и обобщения знаний, умений. Урок-практикум.

Лексикология как раздел лингвистики. Слово как единица языка. Лексическое и грамматическое значение слов. Прямое и переносное значение слов, однозначные и многозначные слова. Лексические омонимы. Синонимы, антонимы. Словари синонимов и антонимов. Активный и пассивный словарный запас. Архаизмы, историзмы, неологизмы. Сферы употребления русской лексики. Стилистическая окраска слова. Стилистические пласты лексики (книжный, нейтральный, сниженный). Исконно русские и заимствованные слова. Фразеологизмы и их признаки. Фразеологизмы как средства выразительности речи.

Знать смысл понятий: лексика, лексическое и грамматическое значение слов, синонимы, антонимы, омонимы. Знать смысл понятий: устаревшие слова, заимствованные слова, фразеологизмы. Уметь давать толкование лексического значения слова. Уметь пользоваться разными видами словарей.

Проектор. Презентация. Учебные словари.

8

Морфология. Система частей речи в русском языке. Самостоятельные части речи, их грамматическое значение, морфологические признаки, синтаксическая роль. Служебные части речи.

 

Урок повторения, систематизации и обобщения знаний, умений. Урок-практикум.

Морфология как раздел грамматики. Грамматическое значение слова. Части речи как лексико-грамматические разряды слов. Самостоятельные и служебные части речи, их грамматическое значение, морфологические признаки, синтаксическая роль. Морфологический разбор слов.

Знать смысл понятий: морфология, самостоятельные и служебные части речи. Уметь распознавать части речи, производить морфологический разбор частей речи.

Карточки. Тестовые задания.

9

Синтаксис. Словосочетание и предложение как основные единицы синтаксиса. Простое предложе­ние и его граммати­ческая основа.

 

Урок повторения, систематизации и обобщения знаний, умений. Урок-практикум.

Синтаксис как раздел грамматики. Основные признаки словосочетания и предложения. Строение словосочетаний. Грамматическая и смысловая связь слов в словосочетании. Способы выражения грамматической связи. Строение грамматической основы предложения. Виды предложений по цели высказывания и эмоциональной окраске. Их интонационные и смысловые особенности. Постановка знаков препинания в разных видах предложений.

Знать смысл понятий: синтаксис, единицы синтаксиса. Уметь производить синтаксический и пунктуационный разбор простого предложения. Уметь составлять простые предложения различных видов.

Карточки. Тестовые задания.

10

Предложения с однородными членами.

 

Урок повторения, систематизации и обобщения знаний, умений. Урок-практикум.

Виды предложений с однородными членами. Сочинительные союзы при однородных членах (сочинительные, разделительные, противительные). Условия постановки знаков препинания. Знаки препинания в предложениях с однородными членами. Применение правила на практике.

Знать смысл понятия: однородные члены. Уметь составлять предложения с однородными членами, производить синтаксический и пунктуационный разбор простого предложения с однородными членами.

Карточки. Таблицы. Тестовые задания.

11

Предложения с обособленными членами.

 

Урок повторения, систематизации и обобщения знаний, умений. Урок-практикум.

Виды обособленных членов (причастный и деепричастный оборот, уточняющие члены). Условия постановки знаков препинания. Знаки препинания при обособленных членах. Применение правила на практике.

Знать смысл понятия: обособленные члены. Уметь составлять предложения с обособленными членами, производить синтаксический и пунктуационный разбор простого предложения с обособленными членами.

Карточки. Таблицы. Тестовые задания.

12

Р.Р. Контрольное подробное изложение текста «На Еловом ручье» (подготовка к изложению).

 

Урок обучения умениям и навыкам. Урок развития речи.

Определение структуры текста, составление плана, выявление языковых особенностей текста.

Уметь выявлять структуру текста, его особенности, составлять план текста.

 

13

Р.Р. Контрольное подробное изложение текста «На Еловом ручье» (написание изложения).

 

Урок применения знаний, умений и навыков. Урок развития речи.

Написание изложения по плану.

Уметь подробно излагать текст по заранее составленному плану.

 

14

Обращения, вводные слова и вставные конструкции.

 

Урок повторения, систематизации и обобщения знаний, умений. Урок-практикум.

Роль обращений, вводных слов и вставных конструкций. Условия постановки знаков препинания при обращениях, вводных словах и вставных конструкциях. Применение правила на практике.

Знать смысл понятия: обращение, вводные слова и вставные конструкции. Уметь составлять предложения с обращением, вводными словами. Уметь производить синтаксический и пунктуационный разбор простого предложения с обращением, вводными словами и вставными конструкциями.

Карточки. Таблицы.

15

Диктант по теме «Повторение изученного в 5 – 8 классах».

 

Урок контроля и проверки знаний и умений.

Написание диктанта по теме. Выполнение грамматического задания.

Уметь правильно применять свои знания при написании диктанта и выполнении грамматического задания.

 

16

Работа над ошибками.

 

Урок повторения, систематизации и обобщения знаний, умений. Анализ диктанта.

Разбор основных орфографических и пунктуационных ошибок. Разбор ошибок в грамматическом задании.

Уметь исправлять допущенные в диктанте ошибки.

 
 

Сложное предложение. Культура речи.

11+2

       

17

Понятие о сложном предложении.

 

Урок формирования новых знаний. Проблемный урок.

Простые и сложные предложения. Строение сложного предложения. Грамматические основы в сложном предложении. Знаки препинания в сложном предложении.

Знать понятие: сложное предложение, его особенности. Уметь находить грамматические основы в сложном предложении, ставить знаки препинания в сложном предложении.

Проектор. Презентация. Таблицы.

18

Закрепление по теме «Понятие о сложном предложении».

 

Урок применения знаний на практике. Урок-практикум.

Закрепление изученного по теме. Применение правила постановки знаков препинания на практике.

Уметь применять свои знания о сложном предложении при выполнении заданий.

Карточки. Таблицы.

19

Союзные и бессоюзные сложные предложения.

 

Урок формирования новых знаний. Урок-исследование.

Виды сложных предложений. Строение союзных и бессоюзных сложных предложений. Знаки препинания в союзных и бессоюзных предложениях.

Знать отличие союзных и бессоюзных предложений. Уметь ставить знаки препинания в сложном предложении.

Проектор. Презентация. Таблицы.

20

Сложносочинённые и сложноподчинённые предложения.

 

Урок формирования новых знаний. Урок-исследование.

Сочинительные и подчинительные союзы в сложных предложениях. Строение сложносочинённых и сложноподчинённых предложений. Отличие сложноподчинённых и сложносочинённых предложений.

Знать структуру сложносочинённого и сложноподчинённого предложения. Уметь находить грамматические основы и ставить знаки препинания в сложных предложениях.

Проектор. Презентация. Таблицы.

21

Бессоюзные сложные предложения.

 

Урок формирования новых знаний. Урок-исследование.

Строение бессоюзного предложения. Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении.

Знать отличие бессоюзного сложного предложения от других видов сложных предложений. Уметь находить грамматические основы и ставить знаки препинания в бессоюзном сложном предложении.

Проектор. Презентация. Таблицы.

22

Разделительные и выделительные знаки препинания между частями сложного предложения.

 

Урок применения знаний на практике. Урок-практикум.

Пунктуация в сложном предложении. Роль знаков препинания в сложном предложении. Применение правила постановки знаков препинания на практике.

Уметь ставить знаки препинания в различных сложных предложениях. Уметь применять свои знания при выполнении заданий.

Таблицы. Карточки.

23

Закрепление по теме «Разделительные и выделительные знаки препинания между частями сложного предложения».

 

Урок повторения, систематизации и обобщения знаний. Повторительно-обобщающий урок.

Закрепление по теме «Сложные предложения». Применение правила постановки знаков препинания на практике.

Уметь применять свои знания о постановке знаков препинания при выполнении заданий.

Таблицы. Карточки. Тестовые задания.

24

Р.Р. Функциональные разновидности языка. Основные особенности языка художественной литературы. Текст как продукт речевой деятельности. Повествование, описание, рассуждение. Подготовка к сочинению.

 

Урок повторения, систематизации и обобщения знаний. Урок подготовки к сочинению.

Основные особенности языка художественной литературы (изобразительно-выразительные средства). Структура и особенности текста. Деление текста на смысловые части. Составление плана текста.

Знать основные особенности языка художественной литературы. Знать признаки текста и его типов. Уметь составлять план для написания сочинения по картине.

Репродукция картины.

25

Р.Р. Контрольное сочинение по картине Т. Назаренко «Церковь Вознесения в Москве».

 

Урок применения умений, знаний и навыков. Урок развития речи.

Написание сочинения по плану.

Уметь написать сочинение по заранее подготовленному плану.

Репродукция картины.

26

Интонация сложного предложения.

 

Урок формирования новых знаний. Урок-исследование.

Интонация, её роль. Особенности интонации сложного предложения. Составление интонационной схемы сложного предложения.

Знать смысл понятия: интонация. Уметь производить интонационный разбор предложения.

Презентация.

27

Закрепление по теме «Интонация сложного предложения».

 

Урок применения знаний на практике. Урок-практикум.

Закрепление по теме. Составление интонационной схемы сложноподчинённого, сложносочинённого и бессоюзного предложений.

Уметь применять свои знания об интонации сложного предложения при выполнении заданий.

Таблицы, карточки.

28

Контрольная работа (тест) по теме «Сложное предложение».

 

Урок контроля и проверки знаний и умений.

Написание контрольной работы по теме.

Уметь правильно применять свои знания при написании контрольной работы.

Тестовые задания.

29

Работа над ошибками. Повторение и закрепление по теме «Сложное предложение».

 

Урок повторения, систематизации и обобщения знаний, умений. Урок - анализ контрольной работы.

Разбор основных ошибок. Выполнение дополнительных заданий. Повторение изученного по теме: структура сложного предложения, его особенности; знаки препинания в сложносочинённом, сложноподчинённом, бессоюзном предложениях.

Уметь исправлять допущенные в контрольной работе ошибки.

Тестовые задания.

 

Сложносочинённые предложения

10+2

       

30

Понятие о сложносочинённом предложении.

 

Урок формирования новых знаний. Урок-исследование.

Структура сложносочинённого предложения. Роль сочинительных союзов в сложносочинённом предложении. Выбор союза при составлении сложносочинённого предложения. Знаки препинания в сложносочинённом предложении.

Знать смысл понятия: сложносочинённое предложение. Знать структуру сложносочинённого предложения, роль союзов в предложении. Уметь ставить знаки препинания в сложносочинённом предложении.

Проектор. Презентация.

31

Смысловые отношения в сложносочинённых предложениях.

 

Урок формирования новых знаний. Урок-исследование.

Сочинительные союзы в сложносочинённом предложении, их роль. Значения, которые вносят сочинительные союзы в сложносочинённое предложение.

Уметь определять смысловые отношения в сложносочинённом предложении, значения, которые вносят сочинительные союзы в предложение.

Проектор. Презентация.

32

Сложносочинённые предложения с соединительными союзами.

 

Урок формирования новых знаний. Урок-исследование.

Соединительные союзы. Смысловые отношения в сложносочинённом предложении с соединительными союзами. Структура сложносочинённых предложений с соединительными союзами. Правописание союзов тоже, также. Постановка знаков препинания в сложносочинённом предложении с соединительными союзами.

Знать, какие союзы являются соединительными, структуру предложения с соединительными союзами. Знать правописание союзов тоже, также. Уметь ставить знаки препинания в сложносочинённом предложении с соединительными союзами.

Таблица.

33

Сложносочинённые предложения с разделительными союзами.

 

Урок формирования новых знаний. Урок-исследование.

Разделительные союзы. Смысловые отношения в сложносочинённом предложении с разделительными союзами. Структура сложносочинённых предложений с разделительными союзами.

Знать, какие союзы являются разделительными, структуру предложения с разделительными союзами. Уметь ставить знаки препинания в сложносочинённом предложении с разделительными союзами.

Таблица.

34

Сложносочинённые предложения с противительными союзами.

 

Урок формирования новых знаний. Урок-исследование.

Противительные союзы. Смысловые отношения в сложносочинённом предложении с противительными союзами. Структура сложносочинённых предложений с противительными союзами.

Знать, какие союзы являются противительными, структуру предложения с противительными союзами. Уметь ставить знаки препинания в сложносочинённом предложении с противительными союзами.

Таблица.

35

Разделительные знаки препинания между частями сложносочинённого предложения.

 

Урок повторения, систематизации и обобщения знаний. Повторительно-обобщающий урок.

Отличие простого предложения с однородными членами от сложносочинённого. Знаки препинания в сложносочинённом предложении. Применение правила постановки знаков препинания на практике.

Уметь применять свои знания о постановке знаков препинания в сложносочинённом предложении при выполнении заданий.

Карточки, тестовые задания. Таблица.

36

Р.Р. Подробное изложение (текст В.А. Рождественского из книги «Страницы жизни», посвящённый Сергею Есенину) – подготовка к изложению.

 

Урок обучения умениям и навыкам. Урок развития речи.

Функционально-смысловые типы текстов. Смешанные тексты. Структура текста. Языковые особенности смешанного текста. Подготовка к изложению: беседа по тексту, составление плана, лексическая работа.

Уметь выявлять структуру текста, его особенности, составлять план текста.

Сборник текстов для проведения письменного экзамена по русскому языку. 9 класс/Авт.-сост. Л.М. Рыбченкова. – М.: Дрофа, 2007.

37

Р.Р. Подробное изложение (текст В.А. Рождественского из книги «Страницы жизни», посвящённый Сергею Есенину) – написание изложения.

 

Урок применения знаний, умений и навыков. Урок развития речи..

Написание изложения по плану.

Уметь подробно излагать текст по заранее составленному плану.

 

38

Синтаксический разбор сложносочинённого предложения.

 

Урок обучения умениям и навыкам. Урок-практикум.

Повторение и закрепление по теме «Сложносочинённое предложение». Выполнение синтаксического разбора сложносочинённого предложения.

Уметь производить синтаксический разбор сложносочинённого предложения. Уметь самостоятельно составлять предложения по схеме.

Таблица. Карточки.

39

Пунктуационный разбор сложносочинённого предложения.

 

Урок обучения умениям и навыкам. Урок-практикум.

Повторение и закрепление по теме «Сложносочинённое предложение». Выполнение синтаксического и пунктуационного разбора сложносочинённого предложения.

Уметь производить пунктуационный разбор сложносочинённого предложения. Уметь составлять схемы предложений.

Таблица. Карточки.

40

Диктант по теме «Сложносочинённое предложение».

 

Урок контроля и проверки знаний и умений.

Написание диктанта по теме. Выполнение грамматического задания.

Уметь правильно применять свои знания при написании диктанта и выполнении грамматического задания.

 

41

Работа над ошибками.

 

Урок повторения, систематизации и обобщения знаний, умений. Анализ диктанта.

Разбор основных орфографических и пунктуационных ошибок. Разбор ошибок в грамматическом задании.

Уметь исправлять допущенные в диктанте ошибки.

 
 

Сложноподчинённое предложение

5+2

       

42

Понятие о сложноподчинённом предложении.

 

Урок формирования новых знаний. Урок-исследование.

Структура сложноподчинённого предложения. Роль подчинительных союзов в сложноподчинённом предложении. Выбор союза при составлении сложноподчинённого предложения. Знаки препинания в сложноподчинённом предложении. Применение правила на практике.

Знать смысл понятия: сложноподчинённое предложение. Знать структуру сложноподчинённого предложения, роль союзов в предложении. Уметь ставить знаки препинания в сложноподчинённом предложении.

Проектор. Презентация.

43

Место придаточного предложения по отношению к главному. Знаки препинания в сложноподчинённом предложении.

 

Урок формирования новых знаний. Урок-исследование.

Структура сложноподчинённого предложения. Положение придаточного предложения по отношению к главному. Постановка знаков препинания в сложноподчинённом предложении. Применение правила на практике.

Уметь находить главное и придаточное предложение, задавать вопрос от главного предложения к придаточному. Уметь ставить знаки препинания в сложноподчинённом предложении.

Таблица.

44

Союзы и союзные слова в сложноподчинённом предложении.

 

Урок формирования новых знаний. Урок-исследование.

Подчинительные союзы в сложноподчинённом предложении. Отличие союзов и союзных слов. Роль союзных слов в сложноподчинённом предложении.

Знать смысл понятий: союз и союзное слово. Уметь отличать союзы и союзные слова, определять роль союзных слов.

Таблица.

45

Роль указательных слов в сложноподчинённом предложении.

 

Урок формирования новых знаний. Урок-исследование.

Указательные слова, их роль в сложноподчинённом предложении. Знаки препинания при указательных словах. Применение правила на практике.

Знать смысл понятия: указательное слово. Уметь находить указательные слова, задавать к ним вопросы, определять роль указательных слов.

Таблица. Карточки.

46

Р.Р. Основные особенности научного стиля и устной научной речи (выступление). Подготовка к устному выступлению «Берегите природу!»

 

Урок повторения, систематизации и обобщения знаний, умений. Подготовка к конференции.

Основные жанры научного стиля и устной научной речи (выступление). Структура устного выступления, его языковые особенности. Подготовка к устному выступлению.

Знать основные особенности и жанры научного стиля и устной научной речи. Уметь определять структуру выступления.

Проектор. Презентация.

47

Закрепление по теме «Сложноподчинённое предложение».

 

Урок повторения, систематизации и обобщения знаний, умений. Повторительно-обобщающий урок.

Повторение и закрепление изученного по теме (структура сложноподчинённого предложения, роль союзов и союзных слов, роль указательных слов, знаки препинания в сложноподчинённом предложении).

Уметь применять свои знания о сложноподчинённом предложении при выполнении заданий.

Карточки. Тестовые задания.

48

Р.Р. Основные особенности научного стиля и устной научной речи (выступление). Устное выступление «Берегите природу!»

 

Урок повторения, систематизации и обобщения знаний, умений. Урок-конференция.

Выступление по теме «Берегите природу!»

Уметь выступать перед аудиторией, соблюдая особенности устной научной речи.

Проектор. Презентация.

 

Основные группы сложноподчинённых предложений

30+8

       

49

Сложноподчинённые предложения с придаточными определительными.

 

Урок формирования новых знаний. Комбинированный урок.

Структура и особенности сложноподчинённых предложений с придаточными определительными. Средства связи главного и придаточного предложений. Знаки препинания в сложноподчинённых предложениях с придаточными определительными. Применение правила на практике.

Знать структуру и особенности сложноподчинённых предложений с придаточными определительными. Уметь находить средства связи главного и придаточного предложений, ставить знаки препинания в сложноподчинённых предложениях с придаточными определительными.

Проектор. Презентация.

50

Сложноподчинённые предложения с придаточными определительными. Сложноподчинённые предложения с придаточными местоимённо-определительными.

 

Урок формирования новых знаний. Комбинированный урок.

Особенности местоименно-определительных предложений. Знаки препинания в сложноподчинённых предложениях с придаточными определительными. Применение правила на практике.

Знать структуру и особенности сложноподчинённых предложений с придаточными определительными и местоименно-определительными. Уметь находить средства связи главного и придаточного предложений, ставить знаки препинания в сложноподчинённых предложениях с придаточными определительными и местоименно-определительными.

Таблица.

51

Закрепление по теме «Сложноподчинённые предложения с придаточными определительными».

 

Урок повторения, систематизации и обобщения знаний, умений. Повторительно-обобщающий урок.

Повторение и закрепление по теме.

Уметь применять свои знания о сложноподчинённом предложении с придаточными определительными при выполнении заданий. Уметь самостоятельно составлять предложения по схеме.

Таблица. Тестовые задания.

52

Сложноподчинённые предложения с придаточными изъяснительными.

 

Урок формирования новых знаний. Комбинированный урок.

Структура и особенности сложноподчинённых предложений с придаточными изъяснительными. Средства связи главного и придаточного предложений. Знаки препинания в сложноподчинённых предложениях с придаточными изъяснительными. Применение правила на практике.

Знать структуру и особенности сложноподчинённых предложений с придаточными изъяснительными. Уметь находить средства связи главного и придаточного предложений, ставить знаки препинания в сложноподчинённых предложениях с придаточными изъяснительными.

Таблица.

53

Закрепление по теме «Сложноподчинённые предложения с придаточными изъяснительными».

 

Урок повторения, систематизации и обобщения знаний, умений. Повторительно-обобщающий урок.

Повторение и закрепление по теме.

Уметь применять свои знания о сложноподчинённом предложении с придаточными изъяснительными при выполнении заданий. Уметь самостоятельно составлять предложения по схеме.

Таблица. Тестовые задания.

54

Р.Р. Сочинение публицистического характера «Замечательный человек» (подготовка к сочинению).

 

Урок обучения умениям и навыкам. Подготовка к сочинению.

Композиционные и смысловые признаки текста публицистического характера. Работа с текстом публицистического характера. Словарная работа: подбор слов и словосочетаний. Составление плана к сочинению.

Знать основные особенности публицистического стиля. Уметь составлять план для написания сочинения публицистического характера.

Тексты публицистического характера на заданную тему.

55

Р.Р. Сочинение публицистического характера «Замечательный человек» (написание сочинения).

 

Урок применения умений и навыков. Урок развития речи.

Написание сочинения по плану.

Уметь написать сочинение публицистического характера о замечательном человеке по плану.

 

56

Сложноподчинённые предложения с придаточными обстоятельственными. Сложноподчинённые предложения с придаточными времени и места.

 

Урок формирования новых знаний. Урок-исследование.

Структура и особенности сложноподчинённых предложений с придаточными обстоятельственными. Значение придаточных времени и места. Вопросы, которые ставятся к придаточным времени и места. Средства связи главного и придаточного предложений. Знаки препинания в сложноподчинённых предложениях с придаточными обстоятельственными. Применение правила на практике.

Знать структуру и особенности сложноподчинённых предложений с придаточными обстоятельственными. Уметь определять значение придаточных, ставить вопросы к придаточным предложениям, находить средства связи придаточного и главного предложений. Уметь ставить знаки препинания в сложных предложениях с придаточными обстоятельственными. Уметь самостоятельно составлять предложения по схеме.

Таблица. Карточки.

57

Сложноподчинённые предложения с придаточными цели.

 

Урок формирования новых знаний. Комбинированный урок.

Структура и особенности сложноподчинённых предложений с придаточными цели. Значение придаточных цели. Вопросы, которые ставятся к придаточным цели. Средства связи главного и придаточного предложений. Знаки препинания в сложноподчинённых предложениях с придаточными цели. Применение правила на практике.

Знать структуру и особенности сложноподчинённых предложений с придаточными обстоятельственными. Уметь определять значение придаточных, ставить вопросы к придаточным предложениям, находить средства связи придаточного и главного предложений. Уметь ставить знаки препинания в сложных предложениях с придаточными обстоятельственными. Уметь самостоятельно составлять предложения по схеме.

Таблица. Карточки.

58

Сложноподчинённые предложения с придаточными причины.

 

Урок формирования новых знаний. Комбинированный урок.

Структура и особенности сложноподчинённых предложений с придаточными причины. Значение придаточных причины. Вопросы, которые ставятся к придаточным причины. Средства связи главного и придаточного предложений. Знаки препинания в сложноподчинённых предложениях с придаточными причины. Применение правила на практике.

Знать структуру и особенности сложноподчинённых предложений с придаточными обстоятельственными. Уметь определять значение придаточных, ставить вопросы к придаточным предложениям, находить средства связи придаточного и главного предложений. Уметь ставить знаки препинания в сложных предложениях с придаточными обстоятельственными. Уметь самостоятельно составлять предложения по схеме.

Таблица. Карточки.

59

Сложноподчинённые предложения с придаточными условия.

 

Урок формирования новых знаний. Комбинированный урок.

Структура и особенности сложноподчинённых предложений с придаточными условия. Значение придаточных условия. Вопросы, которые ставятся к придаточным условия. Средства связи главного и придаточного предложений. Знаки препинания в сложноподчинённых предложениях с придаточными условия. Применение правила на практике.

Знать структуру и особенности сложноподчинённых предложений с придаточными обстоятельственными. Уметь определять значение придаточных, ставить вопросы к придаточным предложениям, находить средства связи придаточного и главного предложений. Уметь ставить знаки препинания в сложных предложениях с придаточными обстоятельственными. Уметь самостоятельно составлять предложения по схеме.

Таблица. Карточки.

60

Сложноподчинённые предложения с придаточными уступки, следствия.

 

Урок формирования новых знаний. Комбинированный урок.

Структура и особенности сложноподчинённых предложений с придаточными уступки, следствия. Значение придаточных уступки, следствия. Вопросы, которые ставятся к придаточным уступки, следствия. Средства связи главного и придаточного предложений. Знаки препинания в сложноподчинённых предложениях с придаточными уступки, следствия. Применение правила на практике.

Знать структуру и особенности сложноподчинённых предложений с придаточными обстоятельственными. Уметь определять значение придаточных, ставить вопросы к придаточным предложениям, находить средства связи придаточного и главного предложений. Уметь ставить знаки препинания в сложных предложениях с придаточными обстоятельственными. Уметь самостоятельно составлять предложения по схеме.

Таблица. Карточки.

61

Сложноподчинённые предложения с придаточными образа действия.

 

Урок формирования новых знаний. Комбинированный урок.

Структура и особенности сложноподчинённых предложений с придаточными образа действия. Значение придаточных образа действия. Вопросы, которые ставятся к придаточным образа действия. Средства связи главного и придаточного предложений. Знаки препинания в сложноподчинённых предложениях с придаточными образа действия. Применение правила на практике.

Знать структуру и особенности сложноподчинённых предложений с придаточными обстоятельственными. Уметь определять значение придаточных, ставить вопросы к придаточным предложениям, находить средства связи придаточного и главного предложений. Уметь ставить знаки препинания в сложных предложениях с придаточными обстоятельственными. Уметь самостоятельно составлять предложения по схеме.

Таблица. Карточки.

62

Сложноподчинённые предложения с придаточными меры и степени.

 

Урок формирования новых знаний. Комбинированный урок.

Структура и особенности сложноподчинённых предложений с придаточными меры и степени. Значение придаточных меры и степени. Вопросы, которые ставятся к придаточным меры и степени. Средства связи главного и придаточного предложений. Знаки препинания в сложноподчинённых предложениях с придаточными меры и степени. Применение правила на практике.

Знать структуру и особенности сложноподчинённых предложений с придаточными обстоятельственными. Уметь определять значение придаточных, ставить вопросы к придаточным предложениям, находить средства связи придаточного и главного предложений. Уметь ставить знаки препинания в сложных предложениях с придаточными обстоятельственными. Уметь самостоятельно составлять предложения по схеме.

Таблица. Карточки.

63

Сложноподчинённые предложения с придаточными сравнительными.

 

Урок формирования новых знаний. Комбинированный урок.

Структура и особенности сложноподчинённых предложений с придаточными сравнительными. Значение придаточных сравнительных. Вопросы, которые ставятся к придаточным сравнительным. Средства связи главного и придаточного предложений. Знаки препинания в сложноподчинённых предложениях с придаточными сравнительными. Применение правила на практике.

Знать структуру и особенности сложноподчинённых предложений с придаточными обстоятельственными. Уметь определять значение придаточных, ставить вопросы к придаточным предложениям, находить средства связи придаточного и главного предложений. Уметь ставить знаки препинания в сложных предложениях с придаточными обстоятельственными. Уметь отличать сравнительный оборот и придаточное предложение сравнения.

Таблица. Карточки.

64

Закрепление по теме «Сложноподчинённые предложения с придаточными обстоятельственными».

 

Урок повторения, систематизации и обобщения знаний, умений. Повторительно-обобщающий урок.

Повторение и закрепление по теме: структура и особенности сложноподчинённых предложений с придаточными обстоятельственными. Значения придаточных обстоятельственных. Вопросы, которые ставятся к придаточным предложениям. Средства связи главного и придаточного предложений. Знаки препинания в сложноподчинённых предложениях с придаточными обстоятельственными. Применение правила на практике.

Уметь применять свои знания о сложноподчинённом предложении с придаточными обстоятельственными при выполнении заданий.

Тестовые задания.

65

Закрепление по теме «Сложноподчинённые предложения с придаточными обстоятельственными».

 

Урок повторения, систематизации и обобщения знаний, умений. Повторительно-обобщающий урок.

Повторение и закрепление по теме: структура и особенности сложноподчинённых предложений с придаточными обстоятельственными. Значения придаточных обстоятельственных. Вопросы, которые ставятся к придаточным предложениям. Средства связи главного и придаточного предложений. Знаки препинания в сложноподчинённых предложениях с придаточными обстоятельственными. Применение правила на практике.

Уметь применять свои знания о сложноподчинённом предложении с придаточными обстоятельственными при выполнении заданий. Уметь самостоятельно составлять предложения по схеме.

Тестовые задания.

66

Контрольная работа (тест) по теме «Сложноподчинённые предложения».

 

Урок контроля и проверки знаний и умений.

Написание контрольной работы по теме.

Уметь правильно применять свои знания при написании контрольной работы.

Тестовые задания.

67

Работа над ошибками.

 

Урок повторения, систематизации и обобщения знаний, умений. Урок - анализ контрольной работы.

Разбор основных ошибок. Выполнение дополнительных заданий.

Уметь исправлять допущенные в работе ошибки.

 

68

Сложноподчинённые предложения с несколькими придаточными. Знаки препинания при них.

 

Урок формирования новых знаний. Урок-исследование.

Структура и особенности предложений с несколькими придаточными. Постановка знаков препинания в сложноподчинённых предложениях с несколькими придаточными. Два вида подчинительной связи: соподчинение и последовательное подчинение.

Знать структуру и особенности сложноподчинённых предложений с несколькими придаточными. Уметь ставить знаки препинания в сложных предложениях с несколькими придаточными.

Таблица. Проектор. Презентация.

69

Сложноподчинённые предложения с несколькими придаточными. Знаки препинания при них. Последовательное подчинение придаточных предложений.

 

Урок формирования новых знаний. Урок-исследование.

Особенности сложноподчинённых предложений с последовательным подчинением придаточных. Союзы в сложноподчинённых предложениях с последовательным подчинением. Составление схем сложноподчинённых предложений с последовательным подчинением придаточных. Знаки препинания в сложноподчинённых предложениях с последовательным подчинением. Применение правила на практике.

Знать структуру и особенности сложноподчинённых предложений с несколькими придаточными. Уметь ставить знаки препинания в сложных предложениях с несколькими придаточными. Уметь составлять схемы предложений с последовательным подчинением.

Таблица. Карточки.

70

Сложноподчинённые предложения с несколькими придаточными. Знаки препинания при них. Однородное подчинение придаточных предложений.

 

Урок формирования новых знаний. Урок-исследование.

Особенности сложноподчинённых предложений с однородным подчинением придаточных. Союзы в сложноподчинённых предложениях с однородным подчинением. Составление схем сложноподчинённых предложений с однородным подчинением придаточных. Знаки препинания в сложноподчинённых предложениях с однородным подчинением. Применение правила на практике.

Знать структуру и особенности сложноподчинённых предложений с несколькими придаточными. Уметь ставить знаки препинания в сложных предложениях с несколькими придаточными. Уметь отличать последовательное и однородное подчинение придаточных предложений. Уметь составлять схемы предложений с однородным подчинением.

Таблица. Карточки.

71

Сложноподчинённые предложения с несколькими придаточными. Неоднородное (параллельное) подчинение придаточных предложений.

 

Урок формирования новых знаний. Урок-исследование.

Особенности сложноподчинённых предложений с неоднородным (параллельным) подчинением придаточных. Союзы в сложноподчинённых предложениях с параллельным подчинением. Составление схем сложноподчинённых предложений с параллельным подчинением придаточных. Знаки препинания в сложноподчинённых предложениях с параллельным подчинением. Применение правила на практике.

Знать структуру и особенности сложноподчинённых предложений с несколькими придаточными. Уметь ставить знаки препинания в сложных предложениях с несколькими придаточными. Уметь отличать последовательное, однородное и параллельное подчинение придаточных предложений. Уметь составлять схемы предложений с параллельным подчинением.

Таблица. Карточки.

72

Р.Р. Сжатое изложение с творческим заданием (текст К.И. Чуковский «Анна Ахматова»). Подготовка к изложению.

 

Урок обучения умениям и навыкам. Подготовка к изложению.

Функционально-смысловые типы текстов. Смешанные тексты. Структура текста. Языковые особенности смешанного текста. Особенности сжатого изложения. Приёмы сжатия текста. Подготовка к изложению: беседа по тексту, составление плана, лексическая работа.

Уметь выявлять структуру текста, его особенности, составлять план текста. Знать приёмы сжатия текста.

Сборник текстов для проведения письменного экзамена по русскому языку. 9 класс/Авт.-сост. Л.М. Рыбченкова. – М.: Дрофа, 2007.

73

Р.Р. Сжатое изложение с творческим заданием (текст К.И. Чуковский «Анна Ахматова»). Написание изложения.

 

Урок применения знаний, умений и навыков. Урок развития речи.

Написание изложения по плану.

Уметь сжато излагать текст по заранее составленному плану. Уметь давать полный ответ на поставленный по тексту вопрос.

 

74

Закрепление по теме «Сложноподчинённое предложение с несколькими придаточными. Знаки препинания при них».

 

Урок повторения, систематизации и обобщения знаний, умений. Повторительно-обобщающий урок.

Повторение и закрепление по теме: особенности сложноподчинённых предложений с последовательным, однородным, неоднородным (параллельным) подчинением придаточных. Союзы в сложноподчинённых предложениях с несколькими придаточными. Составление схем сложноподчинённых предложений с несколькими придаточными. Знаки препинания в сложноподчинённых предложениях с несколькими придаточными.

Уметь применять свои знания о сложноподчинённом предложении с несколькими придаточными при выполнении заданий. Уметь самостоятельно составлять предложения по схеме.

Карточки. Тестовые задания. Таблица.

75

Р.Р. Академическое красноречие и его виды, строение и языковые особенности. Подготовка к сообщению на лин­гвистиче­скую тему.

 

Урок формирования новых знаний. Комбинированный урок.

Академическое красноречие: его виды, структура текста, языковые особенности. Выступление на лингвистическую тему: особенности и строение выступления. Создание плана выступления. Подготовка к выступлению на лингвистическую тему.

Знать смысл понятия: академическое красноречие, его особенности. Уметь подготовить выступление на лингвистическую тему.

Проектор. Презентация.

76

Р.Р. Академическое красноречие и его виды, строение и языковые особенности. Со­общение на лин­гвистиче­скую тему.

 

Урок повторения, систематизации и обобщения знаний, умений. Урок-конференция.

Выступления обучающихся на лингвистическую тему.

Уметь выступать перед аудиторией, соблюдая требования к устной речи.

 

77

Синтаксический разбор сложноподчинённого предложения.

 

Урок обучения умениям и навыкам. Урок-практикум.

Повторение и закрепление по теме «Сложноподчинённое предложение». Выполнение синтаксического разбора сложноподчинённого предложения.

Уметь производить синтаксический разбор сложноподчинённого предложения. Уметь самостоятельно составлять предложения по схеме.

Таблица.

78

Пунктуационный разбор сложноподчинённого предложения.

 

Урок обучения умениям и навыкам. Урок-практикум.

Повторение и закрепление по теме «Сложноподчинённое предложение». Выполнение синтаксического и пунктуационного разбора сложноподчинённого предложения.

Уметь производить пунктуационный разбор сложноподчинённого предложения. Уметь самостоятельно составлять предложения по схеме.

Таблица.

79

Самостоятельная работа по теме «Синтаксический разбор сложноподчинённого предложения».

 

Урок контроля и проверки знаний и умений.

Выполнение самостоятельной работы по теме.

Уметь правильно применять свои знания при написании самостоятельной работы.

Тестовые задания.

80

Работа над ошибками.

 

Урок повторения, систематизации и обобщения знаний, умений. Урок - анализ самостоятельной работы.

Разбор основных ошибок. Выполнение дополнительных заданий.

Уметь самостоятельно исправлять допущенные ошибки.

 

81

Повторение и закрепление по теме «Сложноподчинённые предложения».

 

Урок повторения, систематизации и обобщения знаний, умений. Повторительно-обобщающий урок.

Повторение и закрепление по изученной теме: строение сложноподчинённого предложения, средства связи главного и придаточного предложения; виды сложноподчинённых предложений; синтаксический и пунктуационный разбор сложноподчинённого предложения.

Уметь применять свои знания о сложноподчинённом предложении при выполнении заданий.

Проектор. Презентация.

82

Повторение и закрепление по теме «Сложноподчинённые предложения». Краткие сведения о значении С.И. Ожегова в лингвистике.

 

Урок повторения, систематизации и обобщения знаний, умений. Комбинированный урок.

Повторение и закрепление по изученной теме: строение сложноподчинённого предложения, средства связи главного и придаточного предложения; виды сложноподчинённых предложений; синтаксический и пунктуационный разбор сложноподчинённого предложения. Сведения о жизни и научной деятельности С.И. Ожегова.

Уметь применять свои знания о сложноподчинённом предложении при выполнении заданий. Уметь работать с научной статьёй, посвящённой деятельности С.И. Ожегова.

Проектор. Презентация. Карточки.

83

Диктант по теме «Сложноподчинённые предложения».

 

Урок контроля и проверки знаний и умений.

Написание диктанта по теме. Выполнение грамматического задания.

Уметь правильно применять свои знания при написании диктанта и выполнении грамматического задания.

 

84

Работа над ошибками.

 

Урок повторения, систематизации и обобщения знаний, умений. Анализ диктанта.

Разбор основных орфографических и пунктуационных ошибок. Разбор ошибок в грамматическом задании.

Уметь самостоятельно исправлять допущенные ошибки.

 

85

Р.Р. Контрольное сочинение – рассуждение «Подвиг» (подготовка к сочинению).

 

Урок обучения умениям и навыкам. Подготовка к сочинению.

Композиционные и смысловые признаки текста – рассуждения. Работа с текстом типа речи рассуждение. Подготовка к сочинению: составление плана, лексическая работа.

Знать основные особенности текста-рассуждения. Уметь составлять план для написания сочинения-рассуждения.

Тексты для чтения и наблюдения на заданную тему.

86

Р.Р. Контрольное сочинение – рассуждение «Подвиг» (написание сочинения).

 

Урок применения умений, знаний и навыков. Урок развития речи.

Написание сочинения по плану.

Уметь написать сочинение-рассуждение на заданную тему.

 
 

Бессоюзное сложное предложение

15+4

       

87

Понятие о бессоюзном сложном предложении.

 

Урок формирования новых знаний. Урок-исследование.

Структура и особенности бессоюзных сложных предложений. Знаки препинания в бессоюзных сложных предложениях.

Знать смысл понятия: бессоюзное сложное предложение. Знать структуру бессоюзного предложения. Уметь ставить знаки препинания в бессоюзном предложении.

Проектор. Презентация.

88

Интонация в бессоюзных сложных предложениях.

 

Урок формирования новых знаний. Урок-исследование.

Интонация, её роль. Особенности интонации бессоюзного сложного предложения. Составление интонационной схемы бессоюзного сложного предложения.

Знать роль интонации, её особенности в бессоюзном предложении. Уметь составлять интонационную схему предложения.

Таблица.

89

Бессоюзные сложные предложения со значением перечисления. Запятая и точка с запятой в бессоюзных сложных предложениях.

 

Урок формирования новых знаний. Урок-исследование.

Знаки препинания в бессоюзных сложных предложениях. Интонация перечисления в бессоюзных сложных предложениях. Условия постановки запятой и точки с запятой в бессоюзных сложных предложениях. Применение правила на практике.

Знать условия постановки знаков препинания в бессоюзном предложении со значение перечисления. Уметь ставить запятую и точку с запятой в бессоюзных сложных предложениях

Таблица. Карточки.

90

Закрепление по теме «Бессоюзные сложные предложения со значением перечисления. Запятая и точка с запятой в бессоюзных сложных предложениях».

 

Урок повторения, систематизации и обобщения знаний, умений. Повторительно-обобщающий урок.

Повторение и закрепление по теме: знаки препинания в бессоюзных сложных предложениях. Интонация перечисления в бессоюзных сложных предложениях. Условия постановки запятой и точки с запятой в бессоюзных сложных предложениях. Применение правила на практике.

Уметь применять полученные знания на практике.

Таблица. Карточки.

91

Бессоюзное сложное предложение со значением причины, пояснения, дополнения. Двоеточие в бессоюзном сложном предложении.

 

Урок формирования новых знаний. Урок-исследование.

Знаки препинания в бессоюзных сложных предложениях. Значение причины, пояснения, дополнения в бессоюзных сложных предложениях. Условия постановки двоеточия в бессоюзных сложных предложениях. Применение правила на практике.

Знать условия постановки знаков препинания в бессоюзном предложении со значение причины, пояснения, дополнения. Уметь ставить двоеточие в бессоюзных сложных предложениях

Таблица. Карточки.

92

Закрепление по теме «Бессоюзное сложное предложение со значением причины, пояснения, дополнения. Двоеточие в бессоюзном сложном предложении».

 

Урок повторения, систематизации и обобщения знаний, умений. Повторительно-обобщающий урок.

Повторение и закрепление по теме: знаки препинания в бессоюзных сложных предложениях. Значение причины, пояснения, дополнения в бессоюзных сложных предложениях. Условия постановки двоеточия в бессоюзных сложных предложениях. Применение правила на практике.

Уметь применять полученные знания на практике.

Таблица. Карточки. Тестовые задания.

93

Р.Р. Контрольное сжатое изложение с творческим заданием (текст – В.П. Астафьев «Учитель») – подготовка к изложению.

 

Урок обучения умениям и навыкам. Подготовка к изложению.

Композиционные и смысловые признаки смешанных текстов. Работа с текстом: определение структуры текста, составление плана, выявление языковых особенностей.

Уметь выявлять структуру текста, его особенности, составлять план текста. Знать приёмы сжатия текста.

Сборник текстов для проведения письменного экзамена по русскому языку. 9 класс/Авт.-сост. Л.М. Рыбченкова. – М.: Дрофа, 2007.

94

Р.Р. Контрольное сжатое изложение с творческим заданием (текст – В.П. Астафьев «Учитель») - написание изложения.

 

Урок применения знаний, умений и навыков. Урок развития речи.

Написание изложения по плану.

Уметь сжато излагать текст по заранее составленному плану. Уметь давать полный ответ на поставленный по тексту вопрос.

 

95

Бессоюзное сложное предложение со значением противопоставления, времени, условия и следствия. Тире в бессоюзном сложном предложении.

 

Урок формирования новых знаний. Урок-исследование.

Знаки препинания в бессоюзных сложных предложениях. Значение противопоставления, времени, условия и следствия в бессоюзных сложных предложениях. Условия постановки тире в бессоюзных сложных предложениях. Применение правила на практике.

Знать условия постановки знаков препинания в бессоюзном предложении со значение противопоставления, времени, условия, следствия. Уметь ставить тире в бессоюзных сложных предложениях.

Таблица. Карточки.

96

Закрепление по теме «Бессоюзное сложное предложение со значением противопоставления, времени, условия и следствия. Тире в бессоюзном сложном предложении».

 

Урок повторения, систематизации и обобщения знаний, умений. Повторительно-обобщающий урок.

Повторение и закрепление по теме: знаки препинания в бессоюзных сложных предложениях. Значение противопоставления, времени, условия и следствия в бессоюзных сложных предложениях. Условия постановки тире в бессоюзных сложных предложениях. Применение правила на практике.

Уметь применять полученные знания на практике.

Таблица. Карточки.

97

Закрепление по теме «Запятая, точка с запятой, двоеточие и тире в бессоюзном сложном предложении».

 

Урок повторения, систематизации и обобщения знаний, умений. Повторительно-обобщающий урок.

Знаки препинания в бессоюзных сложных предложениях. Условия постановки запятой, точки с запятой, двоеточия и тире в бессоюзных сложных предложениях. Применение правила на практике.

Уметь применять полученные знания на практике. Уметь составлять схемы бессоюзных сложных предложений. Уметь составлять бессоюзные сложные предложения по схеме.

Таблица. Карточки.

98

Синтаксический разбор бессоюзного сложного предложения.

 

Урок обучения умениям и навыкам. Урок-практикум.

Повторение и закрепление по теме «Бессоюзное сложное предложение». Выполнение синтаксического разбора бессоюзного сложного предложения.

Уметь производить синтаксический разбор бессоюзного сложного предложения.

Таблица. Карточки.

99

Пунктуационный разбор бессоюзного сложного предложения.

 

Урок обучения умениям и навыкам. Урок-практикум.

Повторение и закрепление по теме «Бессоюзное сложное предложение». Выполнение синтаксического и пунктуационного разбора бессоюзного сложного предложения.

Уметь производить пунктуационный разбор бессоюзного сложного предложения. Уметь составлять схемы бессоюзного сложного предложения.

Таблица. Карточки.

100

Повторение и закрепление по теме «Бессоюзное сложное предложение».

 

Урок повторения, систематизации и обобщения знаний, умений. Повторительно-обобщающий урок.

Повторение и закрепление по теме: структура и особенности бессоюзного сложного предложения, интонация бессоюзного сложного предложения. Постановка запятой, точки с запятой, двоеточия и тире в бессоюзном сложном предложении. Применение правила на практике.

Уметь применять полученные знания на практике. Уметь составлять схемы бессоюзных сложных предложений. Уметь составлять бессоюзные сложные предложения по схеме.

Тестовые задания. Таблица.

101

Повторение и закрепление по теме «Бессоюзное сложное предложение».

 

Урок повторения, систематизации и обобщения знаний, умений. Повторительно-обобщающий урок.

Повторение и закрепление по теме: структура и особенности бессоюзного сложного предложения, интонация бессоюзного сложного предложения. Постановка запятой, точки с запятой, двоеточия и тире в бессоюзном сложном предложении. Применение правила на практике.

Уметь применять полученные знания на практике. Уметь составлять схемы бессоюзных сложных предложений. Уметь составлять бессоюзные сложные предложения по схеме.

Тестовые задания. Таблица.

102

Диктант по теме «Бессоюзное сложное предложение».

 

Урок контроля и проверки знаний и умений.

Написание диктанта по теме. Выполнение грамматического задания.

Уметь правильно применять свои знания при написании диктанта и выполнении грамматического задания.

 

103

Работа над ошибками.

 

Урок повторения, систематизации и обобщения знаний, умений. Анализ диктанта.

Разбор основных орфографических и пунктуационных ошибок. Разбор ошибок в грамматическом задании.

Уметь самостоятельно исправлять допущенные в работе ошибки.

 

104

Р.Р. Реферат небольшой статьи на лингвистическую тему.

 

Урок формирования новых знаний. Проблемный урок.

Основные жанры научного стиля (реферат). Структура и особенности реферата. Подготовка к написанию реферата небольшой статьи на лингвистическую тему.

Знать смысл понятия: реферат. Знать структуру и особенности реферата.

Тексты статей. Примеры рефератов.

105

Р.Р. Реферат небольшой статьи на лингвистическую тему (написание реферата).

 

Урок применения знаний, умений и навыков. Урок-практикум.

Написание реферата небольшой статьи на лингвистическую тему.

Уметь написать реферат небольшой статьи на лингвистическую тему.

 
 

Сложные предложения с различными видами связи

12+5

       

106

Понятие о сложных предложениях с различными видами связи.

 

Урок формирования новых знаний. Урок-исследование.

Сложное предложение с различными видами связи. Структура и особенности сложных предложений с различными видами связи.

Знать структуру сложных предложений с различными видами связи.

Проектор. Презентация.

107

Употребление союзной (сочинительной и подчинительной) и бессоюзной связи в сложных предложениях.

 

Урок формирования новых знаний. Урок-исследование.

Союзная (сочинительная и подчинительная) и бессоюзная связь в сложных предложениях. Постановка знаков препинания в сложных предложениях с различными видами связи.

Знать виды связи в сложных предложениях. Уметь ставить знаки препинания в сложных предложениях с различными видами связи.

Таблица. Карточки.

108

Знаки препинания в сложных предложениях с различными видами связи.

 

Урок применения знаний и умений на практике. Урок-практикум.

Условия постановки знаков препинания в сложных предложениях с различными видами связи. Составление схем предложений с различными видами связи. Применение правила на практике.

Знать условия постановки знаков препинания в сложных предложениях с различными видами связи. Уметь ставить знаки препинания в сложных предложениях с различными видами связи.

Таблица. Карточки.

109

Закрепление по теме «Знаки препинания в сложных предложениях с различными видами связи».

 

Урок повторения, систематизации и обобщения знаний, умений. Повторительно-обобщающий урок.

Повторение и закрепление по теме: условия постановки знаков препинания в сложных предложениях с различными видами связи. Составление схем предложений с различными видами связи. Применение правила на практике.

Уметь применять полученные знания на практике.

Таблица. Тестовые задания.

110

Р.Р. Контрольное сочинение-отзыв на литературное произведение, кинофильм (подготовка к сочинению).

 

Урок обучения умениям и навыкам. Подготовка к сочинению.

Основные жанры научной речи (отзыв, рецензия). Структура и языковые особенности отзыва и рецензии. Подготовка к написанию сочинения: составление плана, лексическая работа.

Знать особенности сочинения-отзыва, его структуру. Уметь собирать материал для написания сочинения-отзыва.

Тексты отзывов на заданную тему.

111

Р.Р. Контрольное сочинение-отзыв на литературное произведение, кинофильм (написание сочинения).

 

Урок применения умений, знаний и навыков. Урок развития речи.

Написание сочинения по плану.

Уметь написать сочинение-отзыв на литературное произведение.

 

112

Синтаксический разбор предложения с различными видами связи.

 

Урок обучения умениям и навыкам. Урок-практикум.

Повторение и закрепление по теме «Сложное предложение с различными видами связи». Выполнение синтаксического разбора сложного предложения с различными видами связи.

Уметь производить синтаксический разбор сложного предложения с различными видами связи. Уметь применять полученные знания на практике.

Карточки. Таблица.

113

Пунктуационный разбор предложения с различными видами связи.

 

Урок обучения умениям и навыкам. Урок-практикум.

Повторение и закрепление по теме «Сложное предложение с различными видами связи». Выполнение синтаксического и пунктуационного разбора сложного предложения с различными видами связи.

Уметь производить пунктуационный разбор сложного предложения с различными видами связи. Уметь применять полученные знания на практике.

Карточки. Тестовые задания. Таблица.

114

Закрепление по теме «Синтаксический и пунктуационный разбор предложения с различными видами связи».

 

Урок повторения, систематизации и обобщения знаний, умений. Повторительно-обобщающий урок.

Повторение и закрепление по теме: знаки препинания в сложных предложениях с различными видами связи. Применение правила постановки знаков препинания на практике. Выполнение синтаксического и пунктуационного разбора сложного предложения с различными видами связи.

Уметь применять полученные знания на практике.

Карточки. Тестовые задания. Таблица.

115

Р.Р. Публичная речь. Особенности публичной речи.

 

Урок формирования новых знаний. Проблемный урок.

Публичная речь, её особенности. Сфера применения публичной речи. Требования к устной публичной речи.

Знать особенности и структуру устной речи. Знать требования к устной публичной речи.

Тексты на заданную тему.

116

Повторение по теме «Сложные предложения с различными видами связи».

 

Урок повторения, систематизации и обобщения знаний, умений. Повторительно-обобщающий урок.

Повторение и закрепление по теме: строение и особенности сложного предложения с различными видами связи; союзная и бессоюзная связь в сложном предложении с различными видами связи; знаки препинания в сложных предложениях с различными видами связи. Применение правила постановки знаков препинания на практике.

Знать особенности и строение сложных предложений с различными видами связи. Уметь применять полученные знания (ставить знаки препинания, составлять предложения) на практике.

Карточки. Таблица.

117

Повторение и закрепление по теме «Сложные предложения с различными видами связи».

 

Урок повторения, систематизации и обобщения знаний, умений. Повторительно-обобщающий урок.

Повторение и закрепление по теме: строение и особенности сложного предложения с различными видами связи; союзная и бессоюзная связь в сложном предложении с различными видами связи; знаки препинания в сложных предложениях с различными видами связи. Применение правила постановки знаков препинания на практике.

Знать особенности и строение сложных предложений с различными видами связи. Уметь применять полученные знания (ставить знаки препинания, составлять предложения) на практике.

Карточки. Таблица.

118

Повторение и закрепление по теме «Сложные предложения с различными видами связи». Синтаксический и пунктуационный разбор сложного предложения с различными видами связи. Краткие сведения о значении М.Т. Баранова в лингвистике.

 

Урок повторения, систематизации и обобщения знаний, умений. Комбинированный урок.

Повторение и закрепление по теме: строение и особенности сложного предложения с различными видами связи; союзная и бессоюзная связь в сложном предложении с различными видами связи; знаки препинания в сложных предложениях с различными видами связи. Применение правила постановки знаков препинания на практике. Выполнение синтаксического и пунктуационного разбора сложного предложения с различными видами связи. Сведения о жизни и научной деятельности М.Т. Баранова.

Уметь применять полученные знания (ставить знаки препинания, составлять предложения) на практике. Уметь работать с научной статьёй о жизни и деятельности М.Т. Баранова (составлять план статьи и тезисы, пересказывать статью).

Проектор. Презентация. Тестовые задания.

119

Р.Р. Контрольное сжатое изложение с творческим заданием (текст И.С. Соколова – Микитова «Щур»).

 

Урок обучения умениям и навыкам. Подготовка к изложению.

Особенности смешанных текстов. Подготовка к написанию изложения: составление плана, лексическая работа.

Уметь выявлять структуру текста, его особенности, составлять план текста. Знать приёмы сжатия текста.

Сборник текстов для проведения письменного экзамена по русскому языку. 9 класс/Авт.-сост. Л.М. Рыбченкова. – М.: Дрофа, 2007.

120

Р.Р. Контрольное сжатое изложение с творческим заданием (текст И.С. Соколова – Микитова «Щур»).

 

Урок применения знаний, умений и навыков. Урок развития речи.

Написание изложения по плану.

Уметь сжато излагать текст по заранее составленному плану. Уметь давать полный ответ на поставленный по тексту вопрос.

 

121

Контрольная работа (тест) по теме «Сложные предложения с различными видами связи».

 

Урок контроля и проверки знаний и умений.

Написание контрольной работы по теме.

Уметь самостоятельно выполнять задания к контрольной работе.

Тестовые задания.

122

Работа над ошибками.

 

Урок повторения, систематизации и обобщения знаний, умений. Урок - анализ контрольной работы.

Разбор основных ошибок. Выполнение дополнительных заданий.

Уметь самостоятельно исправлять допущенные ошибки.

 
 

Повторение и систематизация изученного в 5 – 9 классах

14+4

       

123

Фонетика и графика. Основные орфоэпические нормы современного русского языка. Основные выразительные средства фонетики.

 

Урок повторения, систематизации и обобщения знаний, умений и навыков. Повторительно-обобщающий урок.

Фонетика как раздел лингвистики. Звук как единица языка. Система гласных и согласных звуков. Изменение звуков в речевом потоке. Слог. Ударение в словах. Орфоэпия как раздел лингвистики. Особенности и правила литературного произношения и ударения. Графика как раздел лингвистики. Основные нормы орфоэпии. Выразительные средства фонетики.

Знать основные фонетические единицы. Уметь производить фонетический разбор слов. Знать основные нормы орфоэпии, выразительные средства фонетики. Уметь пользоваться орфоэпическим словарём.

Проектор. Презентация. Аудиозаписи. Орфоэпический словарь.

124

Лексикология (лексика) и фразеология. Основные лексические нормы современного русского языка. Основные выразительные средства лексики и фразеологии.

 

Урок повторения, систематизации и обобщения знаний, умений и навыков. Повторительно-обобщающий урок.

Лексикология как раздел лингвистики. Слово как единица языка. Лексическое и грамматическое значение слов. Прямое и переносное значение слов, однозначные и многозначные слова. Лексические омонимы. Синонимы, антонимы. Словари синонимов и антонимов. Основные лексические нормы. Основные выразительные средства лексики и фразеологии.

Знать основные лексические единицы. Уметь пользоваться различными словарями. Знать лексические нормы, основные выразительные средства лексики и фразеологии.

Проектор. Презентация. Учебные словари.

125

Морфемика.

 

Урок повторения, систематизации и обобщения знаний, умений и навыков. Повторительно-обобщающий урок.

Морфемика как раздел лингвистики. Морфема – минимальная значимая единица языка. Виды морфем. Основа слова. Чередование звуков в морфемах. Роль морфемных словарей. Разбор слова по составу. Правила написания корней с чередованием.

Знать основные единицы морфемики. Уметь правильно писать слова с чередованием. Уметь пользоваться морфемным словарём.

Проектор. Презентация.

126

Словообразование. Основные выразительные средства морфемики.

 

Урок повторения, систематизации и обобщения знаний, умений и навыков. Повторительно-обобщающий урок.

Словообразование как раздел лингвистики. Способы образования слов (приставочный, суффиксальный, приставочно-суффиксальный, бессуффиксный, сложение основ и слов, переход одной части речи в другую). Словообразовательная пара, словообразовательная цепочка. Этимология слов. Этимологический словарь. Основные выразительные средства морфемики.

Знать основные способы образования слов. Знать основные выразительные средства морфемики. Уметь определять способ образования слов. Уметь пользоваться этимологическим словарём.

Проектор. Презентация.

127

Морфология. Основные морфологические нормы современного русского языка. Основные выразительные средства морфологии.

 

Урок повторения, систематизации и обобщения знаний, умений и навыков. Комбинированный урок.

Морфология как раздел грамматики. Грамматическое значение слова. Части речи как лексико-грамматические разряды слов. Самостоятельные и служебные части речи, их грамматическое значение, морфологические признаки, синтаксическая роль. Морфологический разбор слов. Основные морфологические нормы современного русского языка. Основные выразительные средства морфологии.

Знать основные единицы морфологии. Знать основные выразительные средства морфологии и основные морфологические нормы языка. Уметь выполнять морфологический разбор слов.

Проектор. Презентация. Карточки.

128

Синтаксис. Основные синтаксические нормы современного русского языка. Основные выразительные средства синтаксиса.

 

Урок повторения, систематизации и обобщения знаний, умений и навыков. Комбинированный урок.

Синтаксис как раздел грамматики. Основные признаки словосочетания и предложения. Строение словосочетаний. Грамматическая и смысловая связь слов в словосочетании. Способы выражения грамматической связи. Строение грамматической основы предложения. Виды предложений по цели высказывания и эмоциональной окраске. Их интонационные и смысловые особенности. Постановка знаков препинания в разных видах предложений. Основные синтаксические нормы и выразительные средства синтаксиса.

Знать основные единицы синтаксиса. Знать основные выразительные средства синтаксиса и основные синтаксические нормы языка. Уметь выполнять синтаксический и пунктуационный разбор предложений. Уметь ставить знаки препинания в различных видах предложений.

Проектор. Презентация. Карточки.

129

Орфография. Пунктуация. Орфографические и пунктуационные нормы.

 

Урок повторения, систематизации и обобщения знаний, умений и навыков. Повторительно-обобщающий урок.

Орфограммы в приставках, корнях, суффиксах и окончаниях слов. Объяснение написания орфограмм. Правила постановки знаков препинания в сложных предложениях, в предложениях с однородными и обособленными членами, при обращениях и вводных словах. Применение правил на практике.

Знать правила написания слов, правила постановки знаков препинания в различных предложениях. Уметь применять правила на практике.

Проектор. Презентация. Тестовые задания.

130

Роль языка в жизни общества. Основные формы существования национального русского языка. Язык и культура. Отражение в языке истории и культуры народа.

 

Урок повторения, систематизации и обобщения знаний, умений и навыков. Урок-конференция.

Взаимообогащение языков народов России. Выявление лексических и фразеологических единиц языка с национально-культурным компонентом значения в произведениях устного народного творчества, в художественной литературе и исторических текстах; объяснение их значения с помощью лингвистических словарей. Пословицы, поговорки, афоризмы и крылатые слова.

Знать роль языка в жизни человека и общества. Уметь находить единицы языка с национально-культурным компонентом значения в произведениях устного народного творчества, в художественной литературе и исторических текстах; объяснение их значения с помощью лингвистических словарей.

Проектор. Презентация.

131

Место русского языка среди языков мира. Русский язык как один из индоевропейских языков.

 

Урок повторения, систематизации и обобщения знаний, умений и навыков. Урок-экскурсия.

Происхождение и развитие русского языка. Русский язык – один из индоевропейских языков.

Знать, как произошёл русский язык. Знать историю развития русского языка.

Проектор. Презентация.

132

Русский язык среди славянских языков. Историческое развитие русского языка.

 

Урок повторения, систематизации и обобщения знаний, умений и навыков. Урок-экскурсия.

Русский язык и славянские языки. Роль старославянского языка.

Знать роль русского языка среди других славянских языков.

Проектор. Презентация. Тексты.

133

Язык худо­жественной литературы.

 

Урок повторения, систематизации и обобщения знаний, умений и навыков. Урок – лекция с элементами беседы.

Русский язык – язык русской художественной литературы. Языковые особенности художественного текста.

Знать особенности художественной литературы. Знать роль русского языка в развитии художественной литературы.

Проектор. Презентация. Тексты из произведений художественной литературы.

134

Богатство, красота, выразительность языка.

 

Урок повторения, систематизации и обобщения знаний, умений и навыков. Урок – лекция с элементами беседы.

Основные изобразительно-выразительные средства русского языка и речи, их использование в речи (метафора, эпитет, сравнение, гипербола, олицетворение и другие).

Уметь находить основные изобразительно-выразительные средства русского языка и речи, определять их роль в речи и в художественной литературе.

Тексты из произведений художественной литературы.

135

Литературный язык и его нормы. Основные лингвистические словари.

 

Урок повторения, систематизации и обобщения знаний, умений и навыков. Повторительно-обобщающий урок.

Что такое литературный язык. Нормированность – отличительная особенность современного литературного языка. Извлечение необходимой информации из словарей.

Знать смысл понятия: литературный язык. Знать роль литературного языка. Уметь пользоваться лингвистическими словарями.

Учебные словари.

136

Р.Р. Текст как продукт речевой деятельности. Тема, проблема, идея текста, главная, второстепенная и избыточная информация.

 

Урок повторения, систематизации и обобщения знаний, умений и навыков. Комбинированный урок.

Текст как продукт речевой деятельности. Формально-смысловое единство и его коммуникативная направленность текста: тема, проблема, идея; главная, второстепенная и избыточная информация.

Знать определения: текст, тема и идея текста. Уметь определять тему и идею текста, находить нужную информацию в тексте.

Тексты из произведений художественной литературы.

137

Р.Р. Функционально-смысловые типы текста (повествование, описание, рассуждение). Тексты смешанного типа. Особенности художественного текста.

 

Урок повторения, систематизации и обобщения знаний, умений и навыков. Комбинированный урок.

Функционально-смысловые типы текста (повествование, описание, рассуждение). Особенности текстов. Тексты смешанного типа. Специфика художественного текста.

Знать особенности типов текста. Уметь находить особенности в различных текстах.

Тексты из произведений художественной литературы.

138

Р.Р. Функциональные разновидности языка. Основные особенности официально-делового стиля речи. Деловые документы (автобиография).

 

Урок повторения, систематизации и обобщения знаний, умений и навыков. Комбинированный урок.

Основные особенности разговорной речи, научного стиля, официально-делового и публицистического стилей, языка художественной литературы. Основные особенности официально-делового стиля речи. Структура и языковые особенности деловых документов (автобиография).

Знать особенности и структуру разговорной речи и различных функциональных стилей. Знать структуру автобиографии. Уметь составить автобиографию.

Примеры документов.

139

Р.Р. Анализ текста с точки зрения его темы, основной мысли, структуры, информации, принадлежности к функционально-смысловому типу, функциональной разновидности языка.

 

Урок повторения, систематизации и обобщения знаний, умений и навыков. Урок-практикум.

Работа с текстами разных функциональных типов и стилей (анализ текста).

Уметь производить под руководством учителя анализ текста с точки зрения его темы, основной мысли, структуры, информации, принадлежности к функционально-смысловому типу, функциональной разновидности языка.

Тексты.

140

Урок – игра по изученному в 9 классе материалу.

 

Урок повторения, систематизации и обобщения знаний. Урок-викторина.

Повторение и закрепление изученного материала.

Уметь применять полученные знания на практике в процессе игры.

Проектор. Презентация.

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.