12+ Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917 Лицензия на образовательную деятельность №0001058 |
Пользовательское соглашение Контактная и правовая информация |
Наталья Галеева132 Россия, Ярославская обл., Переславль-Залесский Материал размещён в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов» |
Календарно-тематическое планирование по русскому языку
Календарно-тематическое планирование по русскому языку
9 класс (для обучающихся с ЗПР)
Учитель: Галеева Наталья Евгеньевна
Пояснительная записка
Данное календарно-тематическое планирование предназначено для преподавания в 9 классе для детей с задержкой психического развития.
Исходными документами для создания планирования являются:
1. Программа курса «Русский язык». 5 – 9 классы/ авт.: М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская, Н.М. Шанский, Л.А. Тростенцова, А.Д. Дейкина. – 13-е изд. – М.: Просвещение», 2016.
2. Русский язык. 9 класс: учебник для общеобразовательных организаций [Л.А. Тростенцова, Т.А. Ладыженская, А.Д. Дейкина; научн. ред. Н.М. Шанский] – 5-е издание. – М.: Просвещение, 2018.
Программа курса «Русский язык» (авт.: М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская, Н.М. Шанский, Л.А. Тростенцова, А.Д. Дейкина) рассчитана на 105 часов в год (3 часа в неделю). Данное планирование составлено на 140 часов (4 часа в неделю, 35 учебных недель). Дополнительные уроки (35 часов) распределены на темы:
сложносочинённое предложение – 5 ч.;
основные группы сложноподчинённых предложений – 2 ч.;
бессоюзное сложное предложение – 4 ч.;
сложное предложение с различными видами связи – 2 ч.;
повторение изученного в 5 - 9 классах – 7 ч.;
уроки, обеспечивающие формирование коммуникативной компетенции – 15 ч.
Преподавание ведётся по учебнику: Русский язык. 9 класс: учебник для общеобразовательных организаций [Л.А. Тростенцова, Т.А. Ладыженская, А.Д. Дейкина; научн. ред. Н.М. Шанский] – 5-е издание. – М.: Просвещение, 2018.
№ п/п | Тема урока | Всего часов | Тип и форма урока | Содержание урока | Планируемые умения и навыки | Материально-техническое обеспечение |
1 | Международное значение русского языка. | 1 | Урок формирования новых знаний. Проблемный урок. | Роль языка в жизни человека и общества. Русский язык в современном мире. | Знать роль русского языка как средства межнационального общения. | Проектор. Презентация. |
Повторение изученного в 5 – 8 классах | 11+4 | |||||
2 | Виды речи. Устная и письменная речь. | Урок повторения, систематизации и обобщения знаний, умений. Урок-беседа. | Речь, её особенности. Понятие о речевом общении. Виды речи (устная и письменная). Особенности устной и письменной речи. | Знать смысл понятий: речь устная и письменная. Уметь определять особенности устной и письменной речи. | Карточки. Аудиозаписи. | |
3 | Формы речи. Монолог, диалог. | Урок повторения, систематизации и обобщения знаний, умений. Урок-беседа. | Что такое монолог, диалог. Особенности монолога, диалога, полилога. | Знать смысл понятий: монолог, диалог. Уметь правильно оформлять на письме текст, содержащий диалог. | Карточки. Аудиозаписи. | |
4 | Р.Р. Функциональные разновидности языка. Стили речи. Основные особенности стилей речи. Основные жанры стилей речи, разговорной речи. | Урок повторения, систематизации и обобщения знаний, умений. Урок развития речи. | Основные особенности разговорной речи, функциональных стилей (научного, публицистического, официально-делового), языка художественной литературы. Основные жанры разговорной речи (рассказ, беседа, спор); научного стиля и устной научной речи (отзыв, выступление, тезисы, доклад, дискуссия); публицистического стиля и устной публичной речи (выступление, обсуждение, статья, интервью, очерк); официально-делового стиля (расписка, доверенность, заявление, резюме). | Знать основные особенности разговорной речи и функциональных стилей. Уметь определять жанр разговорной речи, текстов различных стилей. | Проектор. Презентация. | |
5 | Р.Р. Сочинение – рассуждение на морально-этическую тему. | Урок обучения умениям и навыкам. Урок развития речи. | Написание сочинения – рассуждения по предложенному тексту. | Знать особенности текста – рассуждения. Уметь писать сочинение – рассуждение по заранее составленному плану. | ||
6 | Фонетика. Орфоэпия. Морфемика и словообразование. | Урок повторения, систематизации и обобщения знаний, умений. Урок-практикум. | Фонетика как раздел лингвистики. Звук как единица языка. Система гласных и согласных звуков. Изменение звуков в речевом потоке. Слог. Ударение в словах. Орфоэпия как раздел лингвистики. Особенности и правила литературного произношения и ударения. Графика как раздел лингвистики. Морфемика как раздел лингвистики. Морфема – минимальная значимая единица языка. Виды морфем. Чередование звуков в морфемах. Роль морфемных словарей. Правила написания корней с чередованием. Что такое словообразование. | Знать смысл понятий: звук, слог, ударение, фонетика, орфоэпия; морфемика, морфема. Уметь правильно произносить слова. Уметь производить морфемный и словообразовательный разбор слов. | Аудиозаписи. | |
7 | Лексика. Фразеология. | Урок повторения, систематизации и обобщения знаний, умений. Урок-практикум. | Лексикология как раздел лингвистики. Слово как единица языка. Лексическое и грамматическое значение слов. Прямое и переносное значение слов, однозначные и многозначные слова. Лексические омонимы. Синонимы, антонимы. Словари синонимов и антонимов. Активный и пассивный словарный запас. Архаизмы, историзмы, неологизмы. Сферы употребления русской лексики. Стилистическая окраска слова. Стилистические пласты лексики (книжный, нейтральный, сниженный). Исконно русские и заимствованные слова. Фразеологизмы и их признаки. Фразеологизмы как средства выразительности речи. | Знать смысл понятий: лексика, лексическое и грамматическое значение слов, синонимы, антонимы, омонимы. Знать смысл понятий: устаревшие слова, заимствованные слова, фразеологизмы. Уметь давать толкование лексического значения слова. Уметь пользоваться разными видами словарей. | Проектор. Презентация. Учебные словари. | |
8 | Морфология. Система частей речи в русском языке. Самостоятельные части речи, их грамматическое значение, морфологические признаки, синтаксическая роль. Служебные части речи. | Урок повторения, систематизации и обобщения знаний, умений. Урок-практикум. | Морфология как раздел грамматики. Грамматическое значение слова. Части речи как лексико-грамматические разряды слов. Самостоятельные и служебные части речи, их грамматическое значение, морфологические признаки, синтаксическая роль. Морфологический разбор слов. | Знать смысл понятий: морфология, самостоятельные и служебные части речи. Уметь распознавать части речи, производить морфологический разбор частей речи. | Карточки. Тестовые задания. | |
9 | Синтаксис. Словосочетание и предложение как основные единицы синтаксиса. Простое предложение и его грамматическая основа. | Урок повторения, систематизации и обобщения знаний, умений. Урок-практикум. | Синтаксис как раздел грамматики. Основные признаки словосочетания и предложения. Строение словосочетаний. Грамматическая и смысловая связь слов в словосочетании. Способы выражения грамматической связи. Строение грамматической основы предложения. Виды предложений по цели высказывания и эмоциональной окраске. Их интонационные и смысловые особенности. Постановка знаков препинания в разных видах предложений. | Знать смысл понятий: синтаксис, единицы синтаксиса. Уметь производить синтаксический и пунктуационный разбор простого предложения. Уметь составлять простые предложения различных видов. | Карточки. Тестовые задания. | |
10 | Предложения с однородными членами. | Урок повторения, систематизации и обобщения знаний, умений. Урок-практикум. | Виды предложений с однородными членами. Сочинительные союзы при однородных членах (сочинительные, разделительные, противительные). Условия постановки знаков препинания. Знаки препинания в предложениях с однородными членами. Применение правила на практике. | Знать смысл понятия: однородные члены. Уметь составлять предложения с однородными членами, производить синтаксический и пунктуационный разбор простого предложения с однородными членами. | Карточки. Таблицы. Тестовые задания. | |
11 | Предложения с обособленными членами. | Урок повторения, систематизации и обобщения знаний, умений. Урок-практикум. | Виды обособленных членов (причастный и деепричастный оборот, уточняющие члены). Условия постановки знаков препинания. Знаки препинания при обособленных членах. Применение правила на практике. | Знать смысл понятия: обособленные члены. Уметь составлять предложения с обособленными членами, производить синтаксический и пунктуационный разбор простого предложения с обособленными членами. | Карточки. Таблицы. Тестовые задания. | |
12 | Р.Р. Контрольное подробное изложение текста «На Еловом ручье» (подготовка к изложению). | Урок обучения умениям и навыкам. Урок развития речи. | Определение структуры текста, составление плана, выявление языковых особенностей текста. | Уметь выявлять структуру текста, его особенности, составлять план текста. | ||
13 | Р.Р. Контрольное подробное изложение текста «На Еловом ручье» (написание изложения). | Урок применения знаний, умений и навыков. Урок развития речи. | Написание изложения по плану. | Уметь подробно излагать текст по заранее составленному плану. | ||
14 | Обращения, вводные слова и вставные конструкции. | Урок повторения, систематизации и обобщения знаний, умений. Урок-практикум. | Роль обращений, вводных слов и вставных конструкций. Условия постановки знаков препинания при обращениях, вводных словах и вставных конструкциях. Применение правила на практике. | Знать смысл понятия: обращение, вводные слова и вставные конструкции. Уметь составлять предложения с обращением, вводными словами. Уметь производить синтаксический и пунктуационный разбор простого предложения с обращением, вводными словами и вставными конструкциями. | Карточки. Таблицы. | |
15 | Диктант по теме «Повторение изученного в 5 – 8 классах». | Урок контроля и проверки знаний и умений. | Написание диктанта по теме. Выполнение грамматического задания. | Уметь правильно применять свои знания при написании диктанта и выполнении грамматического задания. | ||
16 | Работа над ошибками. | Урок повторения, систематизации и обобщения знаний, умений. Анализ диктанта. | Разбор основных орфографических и пунктуационных ошибок. Разбор ошибок в грамматическом задании. | Уметь исправлять допущенные в диктанте ошибки. | ||
Сложное предложение. Культура речи. | 11+2 | |||||
17 | Понятие о сложном предложении. | Урок формирования новых знаний. Проблемный урок. | Простые и сложные предложения. Строение сложного предложения. Грамматические основы в сложном предложении. Знаки препинания в сложном предложении. | Знать понятие: сложное предложение, его особенности. Уметь находить грамматические основы в сложном предложении, ставить знаки препинания в сложном предложении. | Проектор. Презентация. Таблицы. | |
18 | Закрепление по теме «Понятие о сложном предложении». | Урок применения знаний на практике. Урок-практикум. | Закрепление изученного по теме. Применение правила постановки знаков препинания на практике. | Уметь применять свои знания о сложном предложении при выполнении заданий. | Карточки. Таблицы. | |
19 | Союзные и бессоюзные сложные предложения. | Урок формирования новых знаний. Урок-исследование. | Виды сложных предложений. Строение союзных и бессоюзных сложных предложений. Знаки препинания в союзных и бессоюзных предложениях. | Знать отличие союзных и бессоюзных предложений. Уметь ставить знаки препинания в сложном предложении. | Проектор. Презентация. Таблицы. | |
20 | Сложносочинённые и сложноподчинённые предложения. | Урок формирования новых знаний. Урок-исследование. | Сочинительные и подчинительные союзы в сложных предложениях. Строение сложносочинённых и сложноподчинённых предложений. Отличие сложноподчинённых и сложносочинённых предложений. | Знать структуру сложносочинённого и сложноподчинённого предложения. Уметь находить грамматические основы и ставить знаки препинания в сложных предложениях. | Проектор. Презентация. Таблицы. | |
21 | Бессоюзные сложные предложения. | Урок формирования новых знаний. Урок-исследование. | Строение бессоюзного предложения. Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении. | Знать отличие бессоюзного сложного предложения от других видов сложных предложений. Уметь находить грамматические основы и ставить знаки препинания в бессоюзном сложном предложении. | Проектор. Презентация. Таблицы. | |
22 | Разделительные и выделительные знаки препинания между частями сложного предложения. | Урок применения знаний на практике. Урок-практикум. | Пунктуация в сложном предложении. Роль знаков препинания в сложном предложении. Применение правила постановки знаков препинания на практике. | Уметь ставить знаки препинания в различных сложных предложениях. Уметь применять свои знания при выполнении заданий. | Таблицы. Карточки. | |
23 | Закрепление по теме «Разделительные и выделительные знаки препинания между частями сложного предложения». | Урок повторения, систематизации и обобщения знаний. Повторительно-обобщающий урок. | Закрепление по теме «Сложные предложения». Применение правила постановки знаков препинания на практике. | Уметь применять свои знания о постановке знаков препинания при выполнении заданий. | Таблицы. Карточки. Тестовые задания. | |
24 | Р.Р. Функциональные разновидности языка. Основные особенности языка художественной литературы. Текст как продукт речевой деятельности. Повествование, описание, рассуждение. Подготовка к сочинению. | Урок повторения, систематизации и обобщения знаний. Урок подготовки к сочинению. | Основные особенности языка художественной литературы (изобразительно-выразительные средства). Структура и особенности текста. Деление текста на смысловые части. Составление плана текста. | Знать основные особенности языка художественной литературы. Знать признаки текста и его типов. Уметь составлять план для написания сочинения по картине. | Репродукция картины. | |
25 | Р.Р. Контрольное сочинение по картине Т. Назаренко «Церковь Вознесения в Москве». | Урок применения умений, знаний и навыков. Урок развития речи. | Написание сочинения по плану. | Уметь написать сочинение по заранее подготовленному плану. | Репродукция картины. | |
26 | Интонация сложного предложения. | Урок формирования новых знаний. Урок-исследование. | Интонация, её роль. Особенности интонации сложного предложения. Составление интонационной схемы сложного предложения. | Знать смысл понятия: интонация. Уметь производить интонационный разбор предложения. | Презентация. | |
27 | Закрепление по теме «Интонация сложного предложения». | Урок применения знаний на практике. Урок-практикум. | Закрепление по теме. Составление интонационной схемы сложноподчинённого, сложносочинённого и бессоюзного предложений. | Уметь применять свои знания об интонации сложного предложения при выполнении заданий. | Таблицы, карточки. | |
28 | Контрольная работа (тест) по теме «Сложное предложение». | Урок контроля и проверки знаний и умений. | Написание контрольной работы по теме. | Уметь правильно применять свои знания при написании контрольной работы. | Тестовые задания. | |
29 | Работа над ошибками. Повторение и закрепление по теме «Сложное предложение». | Урок повторения, систематизации и обобщения знаний, умений. Урок - анализ контрольной работы. | Разбор основных ошибок. Выполнение дополнительных заданий. Повторение изученного по теме: структура сложного предложения, его особенности; знаки препинания в сложносочинённом, сложноподчинённом, бессоюзном предложениях. | Уметь исправлять допущенные в контрольной работе ошибки. | Тестовые задания. | |
Сложносочинённые предложения | 10+2 | |||||
30 | Понятие о сложносочинённом предложении. | Урок формирования новых знаний. Урок-исследование. | Структура сложносочинённого предложения. Роль сочинительных союзов в сложносочинённом предложении. Выбор союза при составлении сложносочинённого предложения. Знаки препинания в сложносочинённом предложении. | Знать смысл понятия: сложносочинённое предложение. Знать структуру сложносочинённого предложения, роль союзов в предложении. Уметь ставить знаки препинания в сложносочинённом предложении. | Проектор. Презентация. | |
31 | Смысловые отношения в сложносочинённых предложениях. | Урок формирования новых знаний. Урок-исследование. | Сочинительные союзы в сложносочинённом предложении, их роль. Значения, которые вносят сочинительные союзы в сложносочинённое предложение. | Уметь определять смысловые отношения в сложносочинённом предложении, значения, которые вносят сочинительные союзы в предложение. | Проектор. Презентация. | |
32 | Сложносочинённые предложения с соединительными союзами. | Урок формирования новых знаний. Урок-исследование. | Соединительные союзы. Смысловые отношения в сложносочинённом предложении с соединительными союзами. Структура сложносочинённых предложений с соединительными союзами. Правописание союзов тоже, также. Постановка знаков препинания в сложносочинённом предложении с соединительными союзами. | Знать, какие союзы являются соединительными, структуру предложения с соединительными союзами. Знать правописание союзов тоже, также. Уметь ставить знаки препинания в сложносочинённом предложении с соединительными союзами. | Таблица. | |
33 | Сложносочинённые предложения с разделительными союзами. | Урок формирования новых знаний. Урок-исследование. | Разделительные союзы. Смысловые отношения в сложносочинённом предложении с разделительными союзами. Структура сложносочинённых предложений с разделительными союзами. | Знать, какие союзы являются разделительными, структуру предложения с разделительными союзами. Уметь ставить знаки препинания в сложносочинённом предложении с разделительными союзами. | Таблица. | |
34 | Сложносочинённые предложения с противительными союзами. | Урок формирования новых знаний. Урок-исследование. | Противительные союзы. Смысловые отношения в сложносочинённом предложении с противительными союзами. Структура сложносочинённых предложений с противительными союзами. | Знать, какие союзы являются противительными, структуру предложения с противительными союзами. Уметь ставить знаки препинания в сложносочинённом предложении с противительными союзами. | Таблица. | |
35 | Разделительные знаки препинания между частями сложносочинённого предложения. | Урок повторения, систематизации и обобщения знаний. Повторительно-обобщающий урок. | Отличие простого предложения с однородными членами от сложносочинённого. Знаки препинания в сложносочинённом предложении. Применение правила постановки знаков препинания на практике. | Уметь применять свои знания о постановке знаков препинания в сложносочинённом предложении при выполнении заданий. | Карточки, тестовые задания. Таблица. | |
36 | Р.Р. Подробное изложение (текст В.А. Рождественского из книги «Страницы жизни», посвящённый Сергею Есенину) – подготовка к изложению. | Урок обучения умениям и навыкам. Урок развития речи. | Функционально-смысловые типы текстов. Смешанные тексты. Структура текста. Языковые особенности смешанного текста. Подготовка к изложению: беседа по тексту, составление плана, лексическая работа. | Уметь выявлять структуру текста, его особенности, составлять план текста. | Сборник текстов для проведения письменного экзамена по русскому языку. 9 класс/Авт.-сост. Л.М. Рыбченкова. – М.: Дрофа, 2007. | |
37 | Р.Р. Подробное изложение (текст В.А. Рождественского из книги «Страницы жизни», посвящённый Сергею Есенину) – написание изложения. | Урок применения знаний, умений и навыков. Урок развития речи.. | Написание изложения по плану. | Уметь подробно излагать текст по заранее составленному плану. | ||
38 | Синтаксический разбор сложносочинённого предложения. | Урок обучения умениям и навыкам. Урок-практикум. | Повторение и закрепление по теме «Сложносочинённое предложение». Выполнение синтаксического разбора сложносочинённого предложения. | Уметь производить синтаксический разбор сложносочинённого предложения. Уметь самостоятельно составлять предложения по схеме. | Таблица. Карточки. | |
39 | Пунктуационный разбор сложносочинённого предложения. | Урок обучения умениям и навыкам. Урок-практикум. | Повторение и закрепление по теме «Сложносочинённое предложение». Выполнение синтаксического и пунктуационного разбора сложносочинённого предложения. | Уметь производить пунктуационный разбор сложносочинённого предложения. Уметь составлять схемы предложений. | Таблица. Карточки. | |
40 | Диктант по теме «Сложносочинённое предложение». | Урок контроля и проверки знаний и умений. | Написание диктанта по теме. Выполнение грамматического задания. | Уметь правильно применять свои знания при написании диктанта и выполнении грамматического задания. | ||
41 | Работа над ошибками. | Урок повторения, систематизации и обобщения знаний, умений. Анализ диктанта. | Разбор основных орфографических и пунктуационных ошибок. Разбор ошибок в грамматическом задании. | Уметь исправлять допущенные в диктанте ошибки. | ||
Сложноподчинённое предложение | 5+2 | |||||
42 | Понятие о сложноподчинённом предложении. | Урок формирования новых знаний. Урок-исследование. | Структура сложноподчинённого предложения. Роль подчинительных союзов в сложноподчинённом предложении. Выбор союза при составлении сложноподчинённого предложения. Знаки препинания в сложноподчинённом предложении. Применение правила на практике. | Знать смысл понятия: сложноподчинённое предложение. Знать структуру сложноподчинённого предложения, роль союзов в предложении. Уметь ставить знаки препинания в сложноподчинённом предложении. | Проектор. Презентация. | |
43 | Место придаточного предложения по отношению к главному. Знаки препинания в сложноподчинённом предложении. | Урок формирования новых знаний. Урок-исследование. | Структура сложноподчинённого предложения. Положение придаточного предложения по отношению к главному. Постановка знаков препинания в сложноподчинённом предложении. Применение правила на практике. | Уметь находить главное и придаточное предложение, задавать вопрос от главного предложения к придаточному. Уметь ставить знаки препинания в сложноподчинённом предложении. | Таблица. | |
44 | Союзы и союзные слова в сложноподчинённом предложении. | Урок формирования новых знаний. Урок-исследование. | Подчинительные союзы в сложноподчинённом предложении. Отличие союзов и союзных слов. Роль союзных слов в сложноподчинённом предложении. | Знать смысл понятий: союз и союзное слово. Уметь отличать союзы и союзные слова, определять роль союзных слов. | Таблица. | |
45 | Роль указательных слов в сложноподчинённом предложении. | Урок формирования новых знаний. Урок-исследование. | Указательные слова, их роль в сложноподчинённом предложении. Знаки препинания при указательных словах. Применение правила на практике. | Знать смысл понятия: указательное слово. Уметь находить указательные слова, задавать к ним вопросы, определять роль указательных слов. | Таблица. Карточки. | |
46 | Р.Р. Основные особенности научного стиля и устной научной речи (выступление). Подготовка к устному выступлению «Берегите природу!» | Урок повторения, систематизации и обобщения знаний, умений. Подготовка к конференции. | Основные жанры научного стиля и устной научной речи (выступление). Структура устного выступления, его языковые особенности. Подготовка к устному выступлению. | Знать основные особенности и жанры научного стиля и устной научной речи. Уметь определять структуру выступления. | Проектор. Презентация. | |
47 | Закрепление по теме «Сложноподчинённое предложение». | Урок повторения, систематизации и обобщения знаний, умений. Повторительно-обобщающий урок. | Повторение и закрепление изученного по теме (структура сложноподчинённого предложения, роль союзов и союзных слов, роль указательных слов, знаки препинания в сложноподчинённом предложении). | Уметь применять свои знания о сложноподчинённом предложении при выполнении заданий. | Карточки. Тестовые задания. | |
48 | Р.Р. Основные особенности научного стиля и устной научной речи (выступление). Устное выступление «Берегите природу!» | Урок повторения, систематизации и обобщения знаний, умений. Урок-конференция. | Выступление по теме «Берегите природу!» | Уметь выступать перед аудиторией, соблюдая особенности устной научной речи. | Проектор. Презентация. | |
Основные группы сложноподчинённых предложений | 30+8 | |||||
49 | Сложноподчинённые предложения с придаточными определительными. | Урок формирования новых знаний. Комбинированный урок. | Структура и особенности сложноподчинённых предложений с придаточными определительными. Средства связи главного и придаточного предложений. Знаки препинания в сложноподчинённых предложениях с придаточными определительными. Применение правила на практике. | Знать структуру и особенности сложноподчинённых предложений с придаточными определительными. Уметь находить средства связи главного и придаточного предложений, ставить знаки препинания в сложноподчинённых предложениях с придаточными определительными. | Проектор. Презентация. | |
50 | Сложноподчинённые предложения с придаточными определительными. Сложноподчинённые предложения с придаточными местоимённо-определительными. | Урок формирования новых знаний. Комбинированный урок. | Особенности местоименно-определительных предложений. Знаки препинания в сложноподчинённых предложениях с придаточными определительными. Применение правила на практике. | Знать структуру и особенности сложноподчинённых предложений с придаточными определительными и местоименно-определительными. Уметь находить средства связи главного и придаточного предложений, ставить знаки препинания в сложноподчинённых предложениях с придаточными определительными и местоименно-определительными. | Таблица. | |
51 | Закрепление по теме «Сложноподчинённые предложения с придаточными определительными». | Урок повторения, систематизации и обобщения знаний, умений. Повторительно-обобщающий урок. | Повторение и закрепление по теме. | Уметь применять свои знания о сложноподчинённом предложении с придаточными определительными при выполнении заданий. Уметь самостоятельно составлять предложения по схеме. | Таблица. Тестовые задания. | |
52 | Сложноподчинённые предложения с придаточными изъяснительными. | Урок формирования новых знаний. Комбинированный урок. | Структура и особенности сложноподчинённых предложений с придаточными изъяснительными. Средства связи главного и придаточного предложений. Знаки препинания в сложноподчинённых предложениях с придаточными изъяснительными. Применение правила на практике. | Знать структуру и особенности сложноподчинённых предложений с придаточными изъяснительными. Уметь находить средства связи главного и придаточного предложений, ставить знаки препинания в сложноподчинённых предложениях с придаточными изъяснительными. | Таблица. | |
53 | Закрепление по теме «Сложноподчинённые предложения с придаточными изъяснительными». | Урок повторения, систематизации и обобщения знаний, умений. Повторительно-обобщающий урок. | Повторение и закрепление по теме. | Уметь применять свои знания о сложноподчинённом предложении с придаточными изъяснительными при выполнении заданий. Уметь самостоятельно составлять предложения по схеме. | Таблица. Тестовые задания. | |
54 | Р.Р. Сочинение публицистического характера «Замечательный человек» (подготовка к сочинению). | Урок обучения умениям и навыкам. Подготовка к сочинению. | Композиционные и смысловые признаки текста публицистического характера. Работа с текстом публицистического характера. Словарная работа: подбор слов и словосочетаний. Составление плана к сочинению. | Знать основные особенности публицистического стиля. Уметь составлять план для написания сочинения публицистического характера. | Тексты публицистического характера на заданную тему. | |
55 | Р.Р. Сочинение публицистического характера «Замечательный человек» (написание сочинения). | Урок применения умений и навыков. Урок развития речи. | Написание сочинения по плану. | Уметь написать сочинение публицистического характера о замечательном человеке по плану. | ||
56 | Сложноподчинённые предложения с придаточными обстоятельственными. Сложноподчинённые предложения с придаточными времени и места. | Урок формирования новых знаний. Урок-исследование. | Структура и особенности сложноподчинённых предложений с придаточными обстоятельственными. Значение придаточных времени и места. Вопросы, которые ставятся к придаточным времени и места. Средства связи главного и придаточного предложений. Знаки препинания в сложноподчинённых предложениях с придаточными обстоятельственными. Применение правила на практике. | Знать структуру и особенности сложноподчинённых предложений с придаточными обстоятельственными. Уметь определять значение придаточных, ставить вопросы к придаточным предложениям, находить средства связи придаточного и главного предложений. Уметь ставить знаки препинания в сложных предложениях с придаточными обстоятельственными. Уметь самостоятельно составлять предложения по схеме. | Таблица. Карточки. | |
57 | Сложноподчинённые предложения с придаточными цели. | Урок формирования новых знаний. Комбинированный урок. | Структура и особенности сложноподчинённых предложений с придаточными цели. Значение придаточных цели. Вопросы, которые ставятся к придаточным цели. Средства связи главного и придаточного предложений. Знаки препинания в сложноподчинённых предложениях с придаточными цели. Применение правила на практике. | Знать структуру и особенности сложноподчинённых предложений с придаточными обстоятельственными. Уметь определять значение придаточных, ставить вопросы к придаточным предложениям, находить средства связи придаточного и главного предложений. Уметь ставить знаки препинания в сложных предложениях с придаточными обстоятельственными. Уметь самостоятельно составлять предложения по схеме. | Таблица. Карточки. | |
58 | Сложноподчинённые предложения с придаточными причины. | Урок формирования новых знаний. Комбинированный урок. | Структура и особенности сложноподчинённых предложений с придаточными причины. Значение придаточных причины. Вопросы, которые ставятся к придаточным причины. Средства связи главного и придаточного предложений. Знаки препинания в сложноподчинённых предложениях с придаточными причины. Применение правила на практике. | Знать структуру и особенности сложноподчинённых предложений с придаточными обстоятельственными. Уметь определять значение придаточных, ставить вопросы к придаточным предложениям, находить средства связи придаточного и главного предложений. Уметь ставить знаки препинания в сложных предложениях с придаточными обстоятельственными. Уметь самостоятельно составлять предложения по схеме. | Таблица. Карточки. | |
59 | Сложноподчинённые предложения с придаточными условия. | Урок формирования новых знаний. Комбинированный урок. | Структура и особенности сложноподчинённых предложений с придаточными условия. Значение придаточных условия. Вопросы, которые ставятся к придаточным условия. Средства связи главного и придаточного предложений. Знаки препинания в сложноподчинённых предложениях с придаточными условия. Применение правила на практике. | Знать структуру и особенности сложноподчинённых предложений с придаточными обстоятельственными. Уметь определять значение придаточных, ставить вопросы к придаточным предложениям, находить средства связи придаточного и главного предложений. Уметь ставить знаки препинания в сложных предложениях с придаточными обстоятельственными. Уметь самостоятельно составлять предложения по схеме. | Таблица. Карточки. | |
60 | Сложноподчинённые предложения с придаточными уступки, следствия. | Урок формирования новых знаний. Комбинированный урок. | Структура и особенности сложноподчинённых предложений с придаточными уступки, следствия. Значение придаточных уступки, следствия. Вопросы, которые ставятся к придаточным уступки, следствия. Средства связи главного и придаточного предложений. Знаки препинания в сложноподчинённых предложениях с придаточными уступки, следствия. Применение правила на практике. | Знать структуру и особенности сложноподчинённых предложений с придаточными обстоятельственными. Уметь определять значение придаточных, ставить вопросы к придаточным предложениям, находить средства связи придаточного и главного предложений. Уметь ставить знаки препинания в сложных предложениях с придаточными обстоятельственными. Уметь самостоятельно составлять предложения по схеме. | Таблица. Карточки. | |
61 | Сложноподчинённые предложения с придаточными образа действия. | Урок формирования новых знаний. Комбинированный урок. | Структура и особенности сложноподчинённых предложений с придаточными образа действия. Значение придаточных образа действия. Вопросы, которые ставятся к придаточным образа действия. Средства связи главного и придаточного предложений. Знаки препинания в сложноподчинённых предложениях с придаточными образа действия. Применение правила на практике. | Знать структуру и особенности сложноподчинённых предложений с придаточными обстоятельственными. Уметь определять значение придаточных, ставить вопросы к придаточным предложениям, находить средства связи придаточного и главного предложений. Уметь ставить знаки препинания в сложных предложениях с придаточными обстоятельственными. Уметь самостоятельно составлять предложения по схеме. | Таблица. Карточки. | |
62 | Сложноподчинённые предложения с придаточными меры и степени. | Урок формирования новых знаний. Комбинированный урок. | Структура и особенности сложноподчинённых предложений с придаточными меры и степени. Значение придаточных меры и степени. Вопросы, которые ставятся к придаточным меры и степени. Средства связи главного и придаточного предложений. Знаки препинания в сложноподчинённых предложениях с придаточными меры и степени. Применение правила на практике. | Знать структуру и особенности сложноподчинённых предложений с придаточными обстоятельственными. Уметь определять значение придаточных, ставить вопросы к придаточным предложениям, находить средства связи придаточного и главного предложений. Уметь ставить знаки препинания в сложных предложениях с придаточными обстоятельственными. Уметь самостоятельно составлять предложения по схеме. | Таблица. Карточки. | |
63 | Сложноподчинённые предложения с придаточными сравнительными. | Урок формирования новых знаний. Комбинированный урок. | Структура и особенности сложноподчинённых предложений с придаточными сравнительными. Значение придаточных сравнительных. Вопросы, которые ставятся к придаточным сравнительным. Средства связи главного и придаточного предложений. Знаки препинания в сложноподчинённых предложениях с придаточными сравнительными. Применение правила на практике. | Знать структуру и особенности сложноподчинённых предложений с придаточными обстоятельственными. Уметь определять значение придаточных, ставить вопросы к придаточным предложениям, находить средства связи придаточного и главного предложений. Уметь ставить знаки препинания в сложных предложениях с придаточными обстоятельственными. Уметь отличать сравнительный оборот и придаточное предложение сравнения. | Таблица. Карточки. | |
64 | Закрепление по теме «Сложноподчинённые предложения с придаточными обстоятельственными». | Урок повторения, систематизации и обобщения знаний, умений. Повторительно-обобщающий урок. | Повторение и закрепление по теме: структура и особенности сложноподчинённых предложений с придаточными обстоятельственными. Значения придаточных обстоятельственных. Вопросы, которые ставятся к придаточным предложениям. Средства связи главного и придаточного предложений. Знаки препинания в сложноподчинённых предложениях с придаточными обстоятельственными. Применение правила на практике. | Уметь применять свои знания о сложноподчинённом предложении с придаточными обстоятельственными при выполнении заданий. | Тестовые задания. | |
65 | Закрепление по теме «Сложноподчинённые предложения с придаточными обстоятельственными». | Урок повторения, систематизации и обобщения знаний, умений. Повторительно-обобщающий урок. | Повторение и закрепление по теме: структура и особенности сложноподчинённых предложений с придаточными обстоятельственными. Значения придаточных обстоятельственных. Вопросы, которые ставятся к придаточным предложениям. Средства связи главного и придаточного предложений. Знаки препинания в сложноподчинённых предложениях с придаточными обстоятельственными. Применение правила на практике. | Уметь применять свои знания о сложноподчинённом предложении с придаточными обстоятельственными при выполнении заданий. Уметь самостоятельно составлять предложения по схеме. | Тестовые задания. | |
66 | Контрольная работа (тест) по теме «Сложноподчинённые предложения». | Урок контроля и проверки знаний и умений. | Написание контрольной работы по теме. | Уметь правильно применять свои знания при написании контрольной работы. | Тестовые задания. | |
67 | Работа над ошибками. | Урок повторения, систематизации и обобщения знаний, умений. Урок - анализ контрольной работы. | Разбор основных ошибок. Выполнение дополнительных заданий. | Уметь исправлять допущенные в работе ошибки. | ||
68 | Сложноподчинённые предложения с несколькими придаточными. Знаки препинания при них. | Урок формирования новых знаний. Урок-исследование. | Структура и особенности предложений с несколькими придаточными. Постановка знаков препинания в сложноподчинённых предложениях с несколькими придаточными. Два вида подчинительной связи: соподчинение и последовательное подчинение. | Знать структуру и особенности сложноподчинённых предложений с несколькими придаточными. Уметь ставить знаки препинания в сложных предложениях с несколькими придаточными. | Таблица. Проектор. Презентация. | |
69 | Сложноподчинённые предложения с несколькими придаточными. Знаки препинания при них. Последовательное подчинение придаточных предложений. | Урок формирования новых знаний. Урок-исследование. | Особенности сложноподчинённых предложений с последовательным подчинением придаточных. Союзы в сложноподчинённых предложениях с последовательным подчинением. Составление схем сложноподчинённых предложений с последовательным подчинением придаточных. Знаки препинания в сложноподчинённых предложениях с последовательным подчинением. Применение правила на практике. | Знать структуру и особенности сложноподчинённых предложений с несколькими придаточными. Уметь ставить знаки препинания в сложных предложениях с несколькими придаточными. Уметь составлять схемы предложений с последовательным подчинением. | Таблица. Карточки. | |
70 | Сложноподчинённые предложения с несколькими придаточными. Знаки препинания при них. Однородное подчинение придаточных предложений. | Урок формирования новых знаний. Урок-исследование. | Особенности сложноподчинённых предложений с однородным подчинением придаточных. Союзы в сложноподчинённых предложениях с однородным подчинением. Составление схем сложноподчинённых предложений с однородным подчинением придаточных. Знаки препинания в сложноподчинённых предложениях с однородным подчинением. Применение правила на практике. | Знать структуру и особенности сложноподчинённых предложений с несколькими придаточными. Уметь ставить знаки препинания в сложных предложениях с несколькими придаточными. Уметь отличать последовательное и однородное подчинение придаточных предложений. Уметь составлять схемы предложений с однородным подчинением. | Таблица. Карточки. | |
71 | Сложноподчинённые предложения с несколькими придаточными. Неоднородное (параллельное) подчинение придаточных предложений. | Урок формирования новых знаний. Урок-исследование. | Особенности сложноподчинённых предложений с неоднородным (параллельным) подчинением придаточных. Союзы в сложноподчинённых предложениях с параллельным подчинением. Составление схем сложноподчинённых предложений с параллельным подчинением придаточных. Знаки препинания в сложноподчинённых предложениях с параллельным подчинением. Применение правила на практике. | Знать структуру и особенности сложноподчинённых предложений с несколькими придаточными. Уметь ставить знаки препинания в сложных предложениях с несколькими придаточными. Уметь отличать последовательное, однородное и параллельное подчинение придаточных предложений. Уметь составлять схемы предложений с параллельным подчинением. | Таблица. Карточки. | |
72 | Р.Р. Сжатое изложение с творческим заданием (текст К.И. Чуковский «Анна Ахматова»). Подготовка к изложению. | Урок обучения умениям и навыкам. Подготовка к изложению. | Функционально-смысловые типы текстов. Смешанные тексты. Структура текста. Языковые особенности смешанного текста. Особенности сжатого изложения. Приёмы сжатия текста. Подготовка к изложению: беседа по тексту, составление плана, лексическая работа. | Уметь выявлять структуру текста, его особенности, составлять план текста. Знать приёмы сжатия текста. | Сборник текстов для проведения письменного экзамена по русскому языку. 9 класс/Авт.-сост. Л.М. Рыбченкова. – М.: Дрофа, 2007. | |
73 | Р.Р. Сжатое изложение с творческим заданием (текст К.И. Чуковский «Анна Ахматова»). Написание изложения. | Урок применения знаний, умений и навыков. Урок развития речи. | Написание изложения по плану. | Уметь сжато излагать текст по заранее составленному плану. Уметь давать полный ответ на поставленный по тексту вопрос. | ||
74 | Закрепление по теме «Сложноподчинённое предложение с несколькими придаточными. Знаки препинания при них». | Урок повторения, систематизации и обобщения знаний, умений. Повторительно-обобщающий урок. | Повторение и закрепление по теме: особенности сложноподчинённых предложений с последовательным, однородным, неоднородным (параллельным) подчинением придаточных. Союзы в сложноподчинённых предложениях с несколькими придаточными. Составление схем сложноподчинённых предложений с несколькими придаточными. Знаки препинания в сложноподчинённых предложениях с несколькими придаточными. | Уметь применять свои знания о сложноподчинённом предложении с несколькими придаточными при выполнении заданий. Уметь самостоятельно составлять предложения по схеме. | Карточки. Тестовые задания. Таблица. | |
75 | Р.Р. Академическое красноречие и его виды, строение и языковые особенности. Подготовка к сообщению на лингвистическую тему. | Урок формирования новых знаний. Комбинированный урок. | Академическое красноречие: его виды, структура текста, языковые особенности. Выступление на лингвистическую тему: особенности и строение выступления. Создание плана выступления. Подготовка к выступлению на лингвистическую тему. | Знать смысл понятия: академическое красноречие, его особенности. Уметь подготовить выступление на лингвистическую тему. | Проектор. Презентация. | |
76 | Р.Р. Академическое красноречие и его виды, строение и языковые особенности. Сообщение на лингвистическую тему. | Урок повторения, систематизации и обобщения знаний, умений. Урок-конференция. | Выступления обучающихся на лингвистическую тему. | Уметь выступать перед аудиторией, соблюдая требования к устной речи. | ||
77 | Синтаксический разбор сложноподчинённого предложения. | Урок обучения умениям и навыкам. Урок-практикум. | Повторение и закрепление по теме «Сложноподчинённое предложение». Выполнение синтаксического разбора сложноподчинённого предложения. | Уметь производить синтаксический разбор сложноподчинённого предложения. Уметь самостоятельно составлять предложения по схеме. | Таблица. | |
78 | Пунктуационный разбор сложноподчинённого предложения. | Урок обучения умениям и навыкам. Урок-практикум. | Повторение и закрепление по теме «Сложноподчинённое предложение». Выполнение синтаксического и пунктуационного разбора сложноподчинённого предложения. | Уметь производить пунктуационный разбор сложноподчинённого предложения. Уметь самостоятельно составлять предложения по схеме. | Таблица. | |
79 | Самостоятельная работа по теме «Синтаксический разбор сложноподчинённого предложения». | Урок контроля и проверки знаний и умений. | Выполнение самостоятельной работы по теме. | Уметь правильно применять свои знания при написании самостоятельной работы. | Тестовые задания. | |
80 | Работа над ошибками. | Урок повторения, систематизации и обобщения знаний, умений. Урок - анализ самостоятельной работы. | Разбор основных ошибок. Выполнение дополнительных заданий. | Уметь самостоятельно исправлять допущенные ошибки. | ||
81 | Повторение и закрепление по теме «Сложноподчинённые предложения». | Урок повторения, систематизации и обобщения знаний, умений. Повторительно-обобщающий урок. | Повторение и закрепление по изученной теме: строение сложноподчинённого предложения, средства связи главного и придаточного предложения; виды сложноподчинённых предложений; синтаксический и пунктуационный разбор сложноподчинённого предложения. | Уметь применять свои знания о сложноподчинённом предложении при выполнении заданий. | Проектор. Презентация. | |
82 | Повторение и закрепление по теме «Сложноподчинённые предложения». Краткие сведения о значении С.И. Ожегова в лингвистике. | Урок повторения, систематизации и обобщения знаний, умений. Комбинированный урок. | Повторение и закрепление по изученной теме: строение сложноподчинённого предложения, средства связи главного и придаточного предложения; виды сложноподчинённых предложений; синтаксический и пунктуационный разбор сложноподчинённого предложения. Сведения о жизни и научной деятельности С.И. Ожегова. | Уметь применять свои знания о сложноподчинённом предложении при выполнении заданий. Уметь работать с научной статьёй, посвящённой деятельности С.И. Ожегова. | Проектор. Презентация. Карточки. | |
83 | Диктант по теме «Сложноподчинённые предложения». | Урок контроля и проверки знаний и умений. | Написание диктанта по теме. Выполнение грамматического задания. | Уметь правильно применять свои знания при написании диктанта и выполнении грамматического задания. | ||
84 | Работа над ошибками. | Урок повторения, систематизации и обобщения знаний, умений. Анализ диктанта. | Разбор основных орфографических и пунктуационных ошибок. Разбор ошибок в грамматическом задании. | Уметь самостоятельно исправлять допущенные ошибки. | ||
85 | Р.Р. Контрольное сочинение – рассуждение «Подвиг» (подготовка к сочинению). | Урок обучения умениям и навыкам. Подготовка к сочинению. | Композиционные и смысловые признаки текста – рассуждения. Работа с текстом типа речи рассуждение. Подготовка к сочинению: составление плана, лексическая работа. | Знать основные особенности текста-рассуждения. Уметь составлять план для написания сочинения-рассуждения. | Тексты для чтения и наблюдения на заданную тему. | |
86 | Р.Р. Контрольное сочинение – рассуждение «Подвиг» (написание сочинения). | Урок применения умений, знаний и навыков. Урок развития речи. | Написание сочинения по плану. | Уметь написать сочинение-рассуждение на заданную тему. | ||
Бессоюзное сложное предложение | 15+4 | |||||
87 | Понятие о бессоюзном сложном предложении. | Урок формирования новых знаний. Урок-исследование. | Структура и особенности бессоюзных сложных предложений. Знаки препинания в бессоюзных сложных предложениях. | Знать смысл понятия: бессоюзное сложное предложение. Знать структуру бессоюзного предложения. Уметь ставить знаки препинания в бессоюзном предложении. | Проектор. Презентация. | |
88 | Интонация в бессоюзных сложных предложениях. | Урок формирования новых знаний. Урок-исследование. | Интонация, её роль. Особенности интонации бессоюзного сложного предложения. Составление интонационной схемы бессоюзного сложного предложения. | Знать роль интонации, её особенности в бессоюзном предложении. Уметь составлять интонационную схему предложения. | Таблица. | |
89 | Бессоюзные сложные предложения со значением перечисления. Запятая и точка с запятой в бессоюзных сложных предложениях. | Урок формирования новых знаний. Урок-исследование. | Знаки препинания в бессоюзных сложных предложениях. Интонация перечисления в бессоюзных сложных предложениях. Условия постановки запятой и точки с запятой в бессоюзных сложных предложениях. Применение правила на практике. | Знать условия постановки знаков препинания в бессоюзном предложении со значение перечисления. Уметь ставить запятую и точку с запятой в бессоюзных сложных предложениях | Таблица. Карточки. | |
90 | Закрепление по теме «Бессоюзные сложные предложения со значением перечисления. Запятая и точка с запятой в бессоюзных сложных предложениях». | Урок повторения, систематизации и обобщения знаний, умений. Повторительно-обобщающий урок. | Повторение и закрепление по теме: знаки препинания в бессоюзных сложных предложениях. Интонация перечисления в бессоюзных сложных предложениях. Условия постановки запятой и точки с запятой в бессоюзных сложных предложениях. Применение правила на практике. | Уметь применять полученные знания на практике. | Таблица. Карточки. | |
91 | Бессоюзное сложное предложение со значением причины, пояснения, дополнения. Двоеточие в бессоюзном сложном предложении. | Урок формирования новых знаний. Урок-исследование. | Знаки препинания в бессоюзных сложных предложениях. Значение причины, пояснения, дополнения в бессоюзных сложных предложениях. Условия постановки двоеточия в бессоюзных сложных предложениях. Применение правила на практике. | Знать условия постановки знаков препинания в бессоюзном предложении со значение причины, пояснения, дополнения. Уметь ставить двоеточие в бессоюзных сложных предложениях | Таблица. Карточки. | |
92 | Закрепление по теме «Бессоюзное сложное предложение со значением причины, пояснения, дополнения. Двоеточие в бессоюзном сложном предложении». | Урок повторения, систематизации и обобщения знаний, умений. Повторительно-обобщающий урок. | Повторение и закрепление по теме: знаки препинания в бессоюзных сложных предложениях. Значение причины, пояснения, дополнения в бессоюзных сложных предложениях. Условия постановки двоеточия в бессоюзных сложных предложениях. Применение правила на практике. | Уметь применять полученные знания на практике. | Таблица. Карточки. Тестовые задания. | |
93 | Р.Р. Контрольное сжатое изложение с творческим заданием (текст – В.П. Астафьев «Учитель») – подготовка к изложению. | Урок обучения умениям и навыкам. Подготовка к изложению. | Композиционные и смысловые признаки смешанных текстов. Работа с текстом: определение структуры текста, составление плана, выявление языковых особенностей. | Уметь выявлять структуру текста, его особенности, составлять план текста. Знать приёмы сжатия текста. | Сборник текстов для проведения письменного экзамена по русскому языку. 9 класс/Авт.-сост. Л.М. Рыбченкова. – М.: Дрофа, 2007. | |
94 | Р.Р. Контрольное сжатое изложение с творческим заданием (текст – В.П. Астафьев «Учитель») - написание изложения. | Урок применения знаний, умений и навыков. Урок развития речи. | Написание изложения по плану. | Уметь сжато излагать текст по заранее составленному плану. Уметь давать полный ответ на поставленный по тексту вопрос. | ||
95 | Бессоюзное сложное предложение со значением противопоставления, времени, условия и следствия. Тире в бессоюзном сложном предложении. | Урок формирования новых знаний. Урок-исследование. | Знаки препинания в бессоюзных сложных предложениях. Значение противопоставления, времени, условия и следствия в бессоюзных сложных предложениях. Условия постановки тире в бессоюзных сложных предложениях. Применение правила на практике. | Знать условия постановки знаков препинания в бессоюзном предложении со значение противопоставления, времени, условия, следствия. Уметь ставить тире в бессоюзных сложных предложениях. | Таблица. Карточки. | |
96 | Закрепление по теме «Бессоюзное сложное предложение со значением противопоставления, времени, условия и следствия. Тире в бессоюзном сложном предложении». | Урок повторения, систематизации и обобщения знаний, умений. Повторительно-обобщающий урок. | Повторение и закрепление по теме: знаки препинания в бессоюзных сложных предложениях. Значение противопоставления, времени, условия и следствия в бессоюзных сложных предложениях. Условия постановки тире в бессоюзных сложных предложениях. Применение правила на практике. | Уметь применять полученные знания на практике. | Таблица. Карточки. | |
97 | Закрепление по теме «Запятая, точка с запятой, двоеточие и тире в бессоюзном сложном предложении». | Урок повторения, систематизации и обобщения знаний, умений. Повторительно-обобщающий урок. | Знаки препинания в бессоюзных сложных предложениях. Условия постановки запятой, точки с запятой, двоеточия и тире в бессоюзных сложных предложениях. Применение правила на практике. | Уметь применять полученные знания на практике. Уметь составлять схемы бессоюзных сложных предложений. Уметь составлять бессоюзные сложные предложения по схеме. | Таблица. Карточки. | |
98 | Синтаксический разбор бессоюзного сложного предложения. | Урок обучения умениям и навыкам. Урок-практикум. | Повторение и закрепление по теме «Бессоюзное сложное предложение». Выполнение синтаксического разбора бессоюзного сложного предложения. | Уметь производить синтаксический разбор бессоюзного сложного предложения. | Таблица. Карточки. | |
99 | Пунктуационный разбор бессоюзного сложного предложения. | Урок обучения умениям и навыкам. Урок-практикум. | Повторение и закрепление по теме «Бессоюзное сложное предложение». Выполнение синтаксического и пунктуационного разбора бессоюзного сложного предложения. | Уметь производить пунктуационный разбор бессоюзного сложного предложения. Уметь составлять схемы бессоюзного сложного предложения. | Таблица. Карточки. | |
100 | Повторение и закрепление по теме «Бессоюзное сложное предложение». | Урок повторения, систематизации и обобщения знаний, умений. Повторительно-обобщающий урок. | Повторение и закрепление по теме: структура и особенности бессоюзного сложного предложения, интонация бессоюзного сложного предложения. Постановка запятой, точки с запятой, двоеточия и тире в бессоюзном сложном предложении. Применение правила на практике. | Уметь применять полученные знания на практике. Уметь составлять схемы бессоюзных сложных предложений. Уметь составлять бессоюзные сложные предложения по схеме. | Тестовые задания. Таблица. | |
101 | Повторение и закрепление по теме «Бессоюзное сложное предложение». | Урок повторения, систематизации и обобщения знаний, умений. Повторительно-обобщающий урок. | Повторение и закрепление по теме: структура и особенности бессоюзного сложного предложения, интонация бессоюзного сложного предложения. Постановка запятой, точки с запятой, двоеточия и тире в бессоюзном сложном предложении. Применение правила на практике. | Уметь применять полученные знания на практике. Уметь составлять схемы бессоюзных сложных предложений. Уметь составлять бессоюзные сложные предложения по схеме. | Тестовые задания. Таблица. | |
102 | Диктант по теме «Бессоюзное сложное предложение». | Урок контроля и проверки знаний и умений. | Написание диктанта по теме. Выполнение грамматического задания. | Уметь правильно применять свои знания при написании диктанта и выполнении грамматического задания. | ||
103 | Работа над ошибками. | Урок повторения, систематизации и обобщения знаний, умений. Анализ диктанта. | Разбор основных орфографических и пунктуационных ошибок. Разбор ошибок в грамматическом задании. | Уметь самостоятельно исправлять допущенные в работе ошибки. | ||
104 | Р.Р. Реферат небольшой статьи на лингвистическую тему. | Урок формирования новых знаний. Проблемный урок. | Основные жанры научного стиля (реферат). Структура и особенности реферата. Подготовка к написанию реферата небольшой статьи на лингвистическую тему. | Знать смысл понятия: реферат. Знать структуру и особенности реферата. | Тексты статей. Примеры рефератов. | |
105 | Р.Р. Реферат небольшой статьи на лингвистическую тему (написание реферата). | Урок применения знаний, умений и навыков. Урок-практикум. | Написание реферата небольшой статьи на лингвистическую тему. | Уметь написать реферат небольшой статьи на лингвистическую тему. | ||
Сложные предложения с различными видами связи | 12+5 | |||||
106 | Понятие о сложных предложениях с различными видами связи. | Урок формирования новых знаний. Урок-исследование. | Сложное предложение с различными видами связи. Структура и особенности сложных предложений с различными видами связи. | Знать структуру сложных предложений с различными видами связи. | Проектор. Презентация. | |
107 | Употребление союзной (сочинительной и подчинительной) и бессоюзной связи в сложных предложениях. | Урок формирования новых знаний. Урок-исследование. | Союзная (сочинительная и подчинительная) и бессоюзная связь в сложных предложениях. Постановка знаков препинания в сложных предложениях с различными видами связи. | Знать виды связи в сложных предложениях. Уметь ставить знаки препинания в сложных предложениях с различными видами связи. | Таблица. Карточки. | |
108 | Знаки препинания в сложных предложениях с различными видами связи. | Урок применения знаний и умений на практике. Урок-практикум. | Условия постановки знаков препинания в сложных предложениях с различными видами связи. Составление схем предложений с различными видами связи. Применение правила на практике. | Знать условия постановки знаков препинания в сложных предложениях с различными видами связи. Уметь ставить знаки препинания в сложных предложениях с различными видами связи. | Таблица. Карточки. | |
109 | Закрепление по теме «Знаки препинания в сложных предложениях с различными видами связи». | Урок повторения, систематизации и обобщения знаний, умений. Повторительно-обобщающий урок. | Повторение и закрепление по теме: условия постановки знаков препинания в сложных предложениях с различными видами связи. Составление схем предложений с различными видами связи. Применение правила на практике. | Уметь применять полученные знания на практике. | Таблица. Тестовые задания. | |
110 | Р.Р. Контрольное сочинение-отзыв на литературное произведение, кинофильм (подготовка к сочинению). | Урок обучения умениям и навыкам. Подготовка к сочинению. | Основные жанры научной речи (отзыв, рецензия). Структура и языковые особенности отзыва и рецензии. Подготовка к написанию сочинения: составление плана, лексическая работа. | Знать особенности сочинения-отзыва, его структуру. Уметь собирать материал для написания сочинения-отзыва. | Тексты отзывов на заданную тему. | |
111 | Р.Р. Контрольное сочинение-отзыв на литературное произведение, кинофильм (написание сочинения). | Урок применения умений, знаний и навыков. Урок развития речи. | Написание сочинения по плану. | Уметь написать сочинение-отзыв на литературное произведение. | ||
112 | Синтаксический разбор предложения с различными видами связи. | Урок обучения умениям и навыкам. Урок-практикум. | Повторение и закрепление по теме «Сложное предложение с различными видами связи». Выполнение синтаксического разбора сложного предложения с различными видами связи. | Уметь производить синтаксический разбор сложного предложения с различными видами связи. Уметь применять полученные знания на практике. | Карточки. Таблица. | |
113 | Пунктуационный разбор предложения с различными видами связи. | Урок обучения умениям и навыкам. Урок-практикум. | Повторение и закрепление по теме «Сложное предложение с различными видами связи». Выполнение синтаксического и пунктуационного разбора сложного предложения с различными видами связи. | Уметь производить пунктуационный разбор сложного предложения с различными видами связи. Уметь применять полученные знания на практике. | Карточки. Тестовые задания. Таблица. | |
114 | Закрепление по теме «Синтаксический и пунктуационный разбор предложения с различными видами связи». | Урок повторения, систематизации и обобщения знаний, умений. Повторительно-обобщающий урок. | Повторение и закрепление по теме: знаки препинания в сложных предложениях с различными видами связи. Применение правила постановки знаков препинания на практике. Выполнение синтаксического и пунктуационного разбора сложного предложения с различными видами связи. | Уметь применять полученные знания на практике. | Карточки. Тестовые задания. Таблица. | |
115 | Р.Р. Публичная речь. Особенности публичной речи. | Урок формирования новых знаний. Проблемный урок. | Публичная речь, её особенности. Сфера применения публичной речи. Требования к устной публичной речи. | Знать особенности и структуру устной речи. Знать требования к устной публичной речи. | Тексты на заданную тему. | |
116 | Повторение по теме «Сложные предложения с различными видами связи». | Урок повторения, систематизации и обобщения знаний, умений. Повторительно-обобщающий урок. | Повторение и закрепление по теме: строение и особенности сложного предложения с различными видами связи; союзная и бессоюзная связь в сложном предложении с различными видами связи; знаки препинания в сложных предложениях с различными видами связи. Применение правила постановки знаков препинания на практике. | Знать особенности и строение сложных предложений с различными видами связи. Уметь применять полученные знания (ставить знаки препинания, составлять предложения) на практике. | Карточки. Таблица. | |
117 | Повторение и закрепление по теме «Сложные предложения с различными видами связи». | Урок повторения, систематизации и обобщения знаний, умений. Повторительно-обобщающий урок. | Повторение и закрепление по теме: строение и особенности сложного предложения с различными видами связи; союзная и бессоюзная связь в сложном предложении с различными видами связи; знаки препинания в сложных предложениях с различными видами связи. Применение правила постановки знаков препинания на практике. | Знать особенности и строение сложных предложений с различными видами связи. Уметь применять полученные знания (ставить знаки препинания, составлять предложения) на практике. | Карточки. Таблица. | |
118 | Повторение и закрепление по теме «Сложные предложения с различными видами связи». Синтаксический и пунктуационный разбор сложного предложения с различными видами связи. Краткие сведения о значении М.Т. Баранова в лингвистике. | Урок повторения, систематизации и обобщения знаний, умений. Комбинированный урок. | Повторение и закрепление по теме: строение и особенности сложного предложения с различными видами связи; союзная и бессоюзная связь в сложном предложении с различными видами связи; знаки препинания в сложных предложениях с различными видами связи. Применение правила постановки знаков препинания на практике. Выполнение синтаксического и пунктуационного разбора сложного предложения с различными видами связи. Сведения о жизни и научной деятельности М.Т. Баранова. | Уметь применять полученные знания (ставить знаки препинания, составлять предложения) на практике. Уметь работать с научной статьёй о жизни и деятельности М.Т. Баранова (составлять план статьи и тезисы, пересказывать статью). | Проектор. Презентация. Тестовые задания. | |
119 | Р.Р. Контрольное сжатое изложение с творческим заданием (текст И.С. Соколова – Микитова «Щур»). | Урок обучения умениям и навыкам. Подготовка к изложению. | Особенности смешанных текстов. Подготовка к написанию изложения: составление плана, лексическая работа. | Уметь выявлять структуру текста, его особенности, составлять план текста. Знать приёмы сжатия текста. | Сборник текстов для проведения письменного экзамена по русскому языку. 9 класс/Авт.-сост. Л.М. Рыбченкова. – М.: Дрофа, 2007. | |
120 | Р.Р. Контрольное сжатое изложение с творческим заданием (текст И.С. Соколова – Микитова «Щур»). | Урок применения знаний, умений и навыков. Урок развития речи. | Написание изложения по плану. | Уметь сжато излагать текст по заранее составленному плану. Уметь давать полный ответ на поставленный по тексту вопрос. | ||
121 | Контрольная работа (тест) по теме «Сложные предложения с различными видами связи». | Урок контроля и проверки знаний и умений. | Написание контрольной работы по теме. | Уметь самостоятельно выполнять задания к контрольной работе. | Тестовые задания. | |
122 | Работа над ошибками. | Урок повторения, систематизации и обобщения знаний, умений. Урок - анализ контрольной работы. | Разбор основных ошибок. Выполнение дополнительных заданий. | Уметь самостоятельно исправлять допущенные ошибки. | ||
Повторение и систематизация изученного в 5 – 9 классах | 14+4 | |||||
123 | Фонетика и графика. Основные орфоэпические нормы современного русского языка. Основные выразительные средства фонетики. | Урок повторения, систематизации и обобщения знаний, умений и навыков. Повторительно-обобщающий урок. | Фонетика как раздел лингвистики. Звук как единица языка. Система гласных и согласных звуков. Изменение звуков в речевом потоке. Слог. Ударение в словах. Орфоэпия как раздел лингвистики. Особенности и правила литературного произношения и ударения. Графика как раздел лингвистики. Основные нормы орфоэпии. Выразительные средства фонетики. | Знать основные фонетические единицы. Уметь производить фонетический разбор слов. Знать основные нормы орфоэпии, выразительные средства фонетики. Уметь пользоваться орфоэпическим словарём. | Проектор. Презентация. Аудиозаписи. Орфоэпический словарь. | |
124 | Лексикология (лексика) и фразеология. Основные лексические нормы современного русского языка. Основные выразительные средства лексики и фразеологии. | Урок повторения, систематизации и обобщения знаний, умений и навыков. Повторительно-обобщающий урок. | Лексикология как раздел лингвистики. Слово как единица языка. Лексическое и грамматическое значение слов. Прямое и переносное значение слов, однозначные и многозначные слова. Лексические омонимы. Синонимы, антонимы. Словари синонимов и антонимов. Основные лексические нормы. Основные выразительные средства лексики и фразеологии. | Знать основные лексические единицы. Уметь пользоваться различными словарями. Знать лексические нормы, основные выразительные средства лексики и фразеологии. | Проектор. Презентация. Учебные словари. | |
125 | Морфемика. | Урок повторения, систематизации и обобщения знаний, умений и навыков. Повторительно-обобщающий урок. | Морфемика как раздел лингвистики. Морфема – минимальная значимая единица языка. Виды морфем. Основа слова. Чередование звуков в морфемах. Роль морфемных словарей. Разбор слова по составу. Правила написания корней с чередованием. | Знать основные единицы морфемики. Уметь правильно писать слова с чередованием. Уметь пользоваться морфемным словарём. | Проектор. Презентация. | |
126 | Словообразование. Основные выразительные средства морфемики. | Урок повторения, систематизации и обобщения знаний, умений и навыков. Повторительно-обобщающий урок. | Словообразование как раздел лингвистики. Способы образования слов (приставочный, суффиксальный, приставочно-суффиксальный, бессуффиксный, сложение основ и слов, переход одной части речи в другую). Словообразовательная пара, словообразовательная цепочка. Этимология слов. Этимологический словарь. Основные выразительные средства морфемики. | Знать основные способы образования слов. Знать основные выразительные средства морфемики. Уметь определять способ образования слов. Уметь пользоваться этимологическим словарём. | Проектор. Презентация. | |
127 | Морфология. Основные морфологические нормы современного русского языка. Основные выразительные средства морфологии. | Урок повторения, систематизации и обобщения знаний, умений и навыков. Комбинированный урок. | Морфология как раздел грамматики. Грамматическое значение слова. Части речи как лексико-грамматические разряды слов. Самостоятельные и служебные части речи, их грамматическое значение, морфологические признаки, синтаксическая роль. Морфологический разбор слов. Основные морфологические нормы современного русского языка. Основные выразительные средства морфологии. | Знать основные единицы морфологии. Знать основные выразительные средства морфологии и основные морфологические нормы языка. Уметь выполнять морфологический разбор слов. | Проектор. Презентация. Карточки. | |
128 | Синтаксис. Основные синтаксические нормы современного русского языка. Основные выразительные средства синтаксиса. | Урок повторения, систематизации и обобщения знаний, умений и навыков. Комбинированный урок. | Синтаксис как раздел грамматики. Основные признаки словосочетания и предложения. Строение словосочетаний. Грамматическая и смысловая связь слов в словосочетании. Способы выражения грамматической связи. Строение грамматической основы предложения. Виды предложений по цели высказывания и эмоциональной окраске. Их интонационные и смысловые особенности. Постановка знаков препинания в разных видах предложений. Основные синтаксические нормы и выразительные средства синтаксиса. | Знать основные единицы синтаксиса. Знать основные выразительные средства синтаксиса и основные синтаксические нормы языка. Уметь выполнять синтаксический и пунктуационный разбор предложений. Уметь ставить знаки препинания в различных видах предложений. | Проектор. Презентация. Карточки. | |
129 | Орфография. Пунктуация. Орфографические и пунктуационные нормы. | Урок повторения, систематизации и обобщения знаний, умений и навыков. Повторительно-обобщающий урок. | Орфограммы в приставках, корнях, суффиксах и окончаниях слов. Объяснение написания орфограмм. Правила постановки знаков препинания в сложных предложениях, в предложениях с однородными и обособленными членами, при обращениях и вводных словах. Применение правил на практике. | Знать правила написания слов, правила постановки знаков препинания в различных предложениях. Уметь применять правила на практике. | Проектор. Презентация. Тестовые задания. | |
130 | Роль языка в жизни общества. Основные формы существования национального русского языка. Язык и культура. Отражение в языке истории и культуры народа. | Урок повторения, систематизации и обобщения знаний, умений и навыков. Урок-конференция. | Взаимообогащение языков народов России. Выявление лексических и фразеологических единиц языка с национально-культурным компонентом значения в произведениях устного народного творчества, в художественной литературе и исторических текстах; объяснение их значения с помощью лингвистических словарей. Пословицы, поговорки, афоризмы и крылатые слова. | Знать роль языка в жизни человека и общества. Уметь находить единицы языка с национально-культурным компонентом значения в произведениях устного народного творчества, в художественной литературе и исторических текстах; объяснение их значения с помощью лингвистических словарей. | Проектор. Презентация. | |
131 | Место русского языка среди языков мира. Русский язык как один из индоевропейских языков. | Урок повторения, систематизации и обобщения знаний, умений и навыков. Урок-экскурсия. | Происхождение и развитие русского языка. Русский язык – один из индоевропейских языков. | Знать, как произошёл русский язык. Знать историю развития русского языка. | Проектор. Презентация. | |
132 | Русский язык среди славянских языков. Историческое развитие русского языка. | Урок повторения, систематизации и обобщения знаний, умений и навыков. Урок-экскурсия. | Русский язык и славянские языки. Роль старославянского языка. | Знать роль русского языка среди других славянских языков. | Проектор. Презентация. Тексты. | |
133 | Язык художественной литературы. | Урок повторения, систематизации и обобщения знаний, умений и навыков. Урок – лекция с элементами беседы. | Русский язык – язык русской художественной литературы. Языковые особенности художественного текста. | Знать особенности художественной литературы. Знать роль русского языка в развитии художественной литературы. | Проектор. Презентация. Тексты из произведений художественной литературы. | |
134 | Богатство, красота, выразительность языка. | Урок повторения, систематизации и обобщения знаний, умений и навыков. Урок – лекция с элементами беседы. | Основные изобразительно-выразительные средства русского языка и речи, их использование в речи (метафора, эпитет, сравнение, гипербола, олицетворение и другие). | Уметь находить основные изобразительно-выразительные средства русского языка и речи, определять их роль в речи и в художественной литературе. | Тексты из произведений художественной литературы. | |
135 | Литературный язык и его нормы. Основные лингвистические словари. | Урок повторения, систематизации и обобщения знаний, умений и навыков. Повторительно-обобщающий урок. | Что такое литературный язык. Нормированность – отличительная особенность современного литературного языка. Извлечение необходимой информации из словарей. | Знать смысл понятия: литературный язык. Знать роль литературного языка. Уметь пользоваться лингвистическими словарями. | Учебные словари. | |
136 | Р.Р. Текст как продукт речевой деятельности. Тема, проблема, идея текста, главная, второстепенная и избыточная информация. | Урок повторения, систематизации и обобщения знаний, умений и навыков. Комбинированный урок. | Текст как продукт речевой деятельности. Формально-смысловое единство и его коммуникативная направленность текста: тема, проблема, идея; главная, второстепенная и избыточная информация. | Знать определения: текст, тема и идея текста. Уметь определять тему и идею текста, находить нужную информацию в тексте. | Тексты из произведений художественной литературы. | |
137 | Р.Р. Функционально-смысловые типы текста (повествование, описание, рассуждение). Тексты смешанного типа. Особенности художественного текста. | Урок повторения, систематизации и обобщения знаний, умений и навыков. Комбинированный урок. | Функционально-смысловые типы текста (повествование, описание, рассуждение). Особенности текстов. Тексты смешанного типа. Специфика художественного текста. | Знать особенности типов текста. Уметь находить особенности в различных текстах. | Тексты из произведений художественной литературы. | |
138 | Р.Р. Функциональные разновидности языка. Основные особенности официально-делового стиля речи. Деловые документы (автобиография). | Урок повторения, систематизации и обобщения знаний, умений и навыков. Комбинированный урок. | Основные особенности разговорной речи, научного стиля, официально-делового и публицистического стилей, языка художественной литературы. Основные особенности официально-делового стиля речи. Структура и языковые особенности деловых документов (автобиография). | Знать особенности и структуру разговорной речи и различных функциональных стилей. Знать структуру автобиографии. Уметь составить автобиографию. | Примеры документов. | |
139 | Р.Р. Анализ текста с точки зрения его темы, основной мысли, структуры, информации, принадлежности к функционально-смысловому типу, функциональной разновидности языка. | Урок повторения, систематизации и обобщения знаний, умений и навыков. Урок-практикум. | Работа с текстами разных функциональных типов и стилей (анализ текста). | Уметь производить под руководством учителя анализ текста с точки зрения его темы, основной мысли, структуры, информации, принадлежности к функционально-смысловому типу, функциональной разновидности языка. | Тексты. | |
140 | Урок – игра по изученному в 9 классе материалу. | Урок повторения, систематизации и обобщения знаний. Урок-викторина. | Повторение и закрепление изученного материала. | Уметь применять полученные знания на практике в процессе игры. | Проектор. Презентация. |