Календарно-тематическое планирование программы «Азбука дорожного движения для детей дошкольного возраста» (1 год обучения)
Календарно-тематическое планирование дополнительной общеобразовательной общеразвиваюшей программы
«Азбука дорожного движения для детей дошкольного возраста»
(1 год обучения)
Автор: Соколова Татьяна Борисовна,
методист, педагог дополнительного образования
МБОУ ДО «Городской центр детского
(юношеского) технического творчества
города Кемерово»
Пояснительная записка
Внимание к проблеме предупреждения детского дорожно-транспортного травматизма возрастает с каждым годом. Практика показывает, что только последовательное обучение детей правилам поведения и ориентировки в улично-дорожной сети помогает положительно решать данную проблему. Поэтому воспитание грамотного пешехода необходимо начинать с дошкольного возраста, когда формируются устойчивые привычки и навыки. Согласно социологическому опросу родителей дошкольников и педагогических работников детских садов, этот процесс необходимо начинать с младшего дошкольного возраста. С этой целью составлена общеобразовательная общеразвиваюшая программа социально-педагогической направленности «Азбука дорожного движения для детей дошкольного возраста».
Цель программы: формирование навыков безопасного участия в дорожном движении.
Задачи программы:
- обучать правилам безопасного поведения на дорогах;
- развивать творческие и мыслительные способности;
- прививать привычку соблюдения правил безопасности дорожного движения.
В реализации программы участвуют дети 3-7 лет.
Срок реализации программы – 4 года.
Режим занятий 1-го года обучения. Занятия с детьми проводятся 1 раз в неделю. Продолжительность занятия во второй младшей группе – 15 минут.
Формы занятий. Программа построена на игровой и продуктивной деятельности, прогулках и экскурсиях. Включение сказочного героя в образовательный процесс делает его более интересным и понятным для ребенка-дошкольника. Поэтому в начале 1-го года обучения дети знакомятся с куклой по имени Безо (от слова «безопасность»), которая приехала из страны под названием Правиландия (от слова «правила»). Кукла Безо знакомит детей со своими друзьями, рассказывает разные истории, раскрывая содержание тем программы.
Ожидаемые результаты осовения программы 1-го года обучения:
Знают:
- понятия «город», «улица», «дорога», «машина», «водитель», «шофер», «гараж», «стоянка машин»;
- основные части легковой машины и грузовика;
- элементы дороги (проезжая часть, тротуар), их назначение;
- значения сигналов пешеходного светофора.
Умеют:
- отличать легковую машину от грузовика;
- называть части легковой машины и грузовика;
- называть значения сигналов светофора.
Программа «Азбука дорожного движения для детей дошкольного возраста» составлена с учётом особенностей и возможностей детей данного возраста. Знания, умения и навыки дети получают в процессе ознакомления с окружающим миром, развития речи, конструирования, рисования, лепки, аппликации, пения, игровой и культурно-досуговой деятельности, во время прогулок. Использование в программе различных видов игр помогает детям погрузиться в атмосферу определенных тем занятий.
В программе предлагается два основных раздела «Транспорт» и «Улица». Во второй младшей группе достаточно познакомить детей с легковой машиной и грузовиком, их назначением и основными частями. В разделе «Улица» рассматривается основная тема «Движение на улицах города». Во второй младшей группе происходит знакомство детей с дорогой, её основными элементами (тротуар, проезжая часть), помощником в регулировании движения пешеходов – пешеходным светофором.
Рассмотрение каждой темы программы желательно начинать с прогулки, чтобы у детей сложилось представление о реальном мире. Если нет возможности совершить прогулку с детьми к проезжей части, можно рассматривать автомобили около территории детского сада. Необходимо обратиться к родителям с просьбой, закреплять пройденные темы в реальной дорожной среде. Темы программы и количество часов можно дополнять по усмотрению педагога, учитывая интерес детей, их способность осваивать предложенную программу.
Календарно-тематическое планирование 1-го года обучения
№ занятия | Разделы, темы и формы занятий | Количество часов | Материал для занятий | ||
Всего | Теория | Практика | |||
1 | Вводное занятие «Знакомство с Безо» | 1 | | 1 | Книжки-раскраски; карандаши (цветные) |
2 | Раздел 1. Транспорт (15 ч.) Тема 1.1. Пассажирский транспорт (7 ч.) Прогулка «Легковая машина» | 1 | 1 | | |
3 | Рисование «Легковая машина» | 1 | | 1 | Картинка с изображением легкового автомобиля; книжки-раскраски; карандаши (цветные) |
4 | Лепка «Колеса» | 1 | | 1 | Пластилин; набор для лепки |
5 | Аппликация-рисование «Отремонтируй легковую машину» | 1 | | 1 | Раздаточные листы с графическим изображением легковых автомобилей с недостающими частями; детали: окна, колеса; набор для аппликации; карандаши (цветные) |
6 | Конструирование «Домик для машины» | 1 | | 1 | Конструктор |
7 | Дидактическая игра «Собери легковую машину» | 1 | | 1 | Картинки с изображением легковых автомобилей, разрезанные на части |
8 | Чтение детям «Легковая машина», малоподвижная игра «Я – водитель» | 1 | 1 | | Картинка с изображением легкового автомобиля |
9 | Тема 1.2. Грузовой транспорт (7 ч.) Прогулка «Грузовик» | 1 | 1 | | |
10 | Рисование «Грузовик» | 1 | | 1 | Картинка с изображением грузового автомобиля; книжки-раскраски; карандаши (цветные) |
11 | Конструирование «Грузовик» | 1 | | 1 | Конструктор |
12 | Лепка «Руль» | 1 | | 1 | Пластилин; набор для лепки |
13 | Аппликация-рисование «Отремонтируй грузовик» | 1 | | 1 | Раздаточные листы с графическим изображением грузовых автомобилей с недостающими частями; детали: кабины, кузова, колеса, песок; набор для аппликации; карандаши (цветные) |
14 | Дидактическая игра «Собери грузовик» | 1 | | 1 | Картинки с изображением грузовых автомобилей, разрезанные на части |
15 | Чтение детям, малоподвижная игра «Грузовики» | 1 | 1 | | Картинка с изображением грузового автомобиля; грузовики-игрушки, строительный материал (кирпичики) |
16 | Итоговое занятие по разделу «Транспорт» Аппликация «Стоянка» | 1 | | 1 | Лист ватмана; детали: легковые автомобили и грузовики; набор для аппликации |
17 | Раздел 2. Улица (10 ч.) Тема 1.1. Движение на улицах города (10 ч.) Прогулка | 1 | 1 | | |
18 | Рисование «Прошёл дождь» | 1 | | 1 | Листы с графическим изображением улицы, карандаши (цветные) |
19 | Конструирование «Город» | 1 | | 1 | Материал для конструирования дороги: элементы дороги (проезжая часть, тротуары); конструктор (дома, деревья); игрушки-автомобили; игрушки-пешеходы |
20 | Рисование-аппликация «Части дороги» | 1 | | 1 | Листы с графическим изображением элементов дороги (тротуары, проезжая часть); цветные детали (грузовик, легковая машина, 2 пешехода); цветные карандаши (черный, коричневый); набор для аппликации |
21 | Рисование «Улица» | 1 | | 1 | Книжки-раскраски; карандаши (цветные) |
22 | Рисование «Пешеходный светофор» | 1 | | 1 | Книжки-раскраски; карандаши (красный, зеленый, коричневый) |
23 | Аппликация «Светофор» | 1 | | 1 | Листы с графическим изображением пешеходного светофора; кружки (красный, зелёный); набор для аппликации |
24 | Лепка «Светофор» | 1 | | 1 | Пластилин (красный, зелёный); набор для лепки |
25 | Дидактическая игра «Собери светофор», малоподвижная игра «Сигналы соберитесь» | 1 | | 1 | Круги-жетоны (красный, зеленый) по количеству детей. Для каждого ребенка: доска; разрезанные на 2 части круги (красный, зеленый) |
26 | Аппликация «Улица города» | 1 | | 1 | Листы бумаги; детали: проезжая часть, легковая машина, грузовик, дома, деревья; набор для аппликации |
27 | Просмотр м/ф, беседа «Смешарики на дороге» | 1 | 1 | | Телевизор; видеоплеер; DVD-диск |
28 | Итоговое занятие «Прогулка с Безо» | 1 | | 1 | Книжки-раскраски; карандаши (цветные) |
29-31 | Разучивание песни «А кругом так интересно!» | 3 | 3 | | Фортепиано |
32 | Игровая программа «Путешествие машин» | 1 | | 1 | Фортепиано; реквизит по сценарию |
33-36 | Раздел 3. Диагностика (4 ч.) Диагностические задания | 4 | | 4 | Лист с заданиями для каждого ребенка; картинки с изображением легкового автомобиля и грузовика; игрушки-машины, игрушки-пешеходы; макет пешеходного светофора); макет дороги (проезжая часть, тротуары) |
| Итого часов | 36 | 9 | 25 | |
4