Календарно-тематическое планирование внеурочная деятельность: игра «Менеджмент и экономическое моделирование», игра в режиме oline – «Титан» 10-11 класс
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
ВНЕУРОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПО ЭКОНОМИКЕ:
ИГРА «МЕНЕДЖМЕНТ И ЭКОНОМИЧЕСКОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ» (МЭМ)
ИГРА В РЕЖИМЕ OLINE – «ТИТАН»
10-11 КЛАСС
Игра является обучающей и одновременно профориентационной, и является приложением к курсу «Основы предпринимательства и права»
МЭМ («ТИТАН») – это компьютерная игра-симуляция, которая дает возможность управлять собственными виртуальными компаниями, и соревноваться с другими на рынке олигополии. Участники игры должны отлично понимать и планировать каждый элемент стратегии компании – цену, производство, маркетинг, инвестиции, исследования и развитие.
МЭМ («ТИТАН») - позволяет учащимся глубже изучить механизм рыночной экономики и выработки оптимальных стратегий поведения фирмы в условиях рыночной конкуренции. Учащиеся выполняют функции руководителей конкурирующих фирм, принимая решения по количеству производимой продукции, цене ее реализации, размеру инвестиций и величине затрат на маркетинг и научные разработки
Цель программы:
Способствовать формированию навыков самостоятельного решения различных нестандартных ситуаций на основе экономической игры «Моделирование экономики и менеджмента .
Развивать интерес к предпринимательской деятельности, ориентированной на практическое применение математических методов анализа экономики предприятия. Развить экономическое и логическое мышление, творческие способности учащихся.
Воспитывать самостоятельность, организованность, деловитость, грамотность в суждениях о функционировании предприятия.
Задачи:
Подвести учащихся к осознанию необходимости овладения знаниями и умениями по организации производства, его финансовой деятельности.
Рассмотреть действия фирм в условиях конкуренции. Показать формы организации бизнеса и их роль в рыночной экономике
Сформировать умения в использовании стратегий необходимых принятия решений
БАЗОВЫЕ ЗНАНИЯ И УМЕНИЯ
Учащиеся должны знать:
Отчет по индустрии, балансовый отчет предприятия; затраты на производство; финансовый отчет; формирование рыночной цены; расчетные формулы по определению производства, свободных средств фирмы; движение наличных средств; политику ценообразования; определение основных терминов.
Учащиеся должны уметь:
Рассчитывать бюджет компании и прогнозировать финансовые возможности; анализировать экономическую ситуацию по индустрии; оценивать решения конкурирующих компаний; проводить анализ деятельности компании; учитывать возможные изменения экономической ситуации; рассчитывать свободные средства, инвестиции, определять вложения в маркетинг и научно-исследовательские разработки; корректировать ценовую политику фирмы; рассчитывать цену с учетом изменений в экономике.
Менеджмент и экономическое моделирование предполагает знание экономики, математики, информатики и делового английского языка (отчеты компании и по индустрии составлены на английском языке)
СОДЕРЖАНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ
РАЗДЕЛ 1. ВВЕДЕНИЕ В МЕНЕДЖМЕНТ И МОДЕЛИРОВАНИЕ (3 ЧАСА)
ТЕМЫ: Что такое менеджмент. Кто такие менеджеры. Индекс успешности компании. Что такое экономическое моделирование. Как устроена игра.
РАЗДЕЛ 2: ЗНАКОМСТВО С ОТЧЕТАМИ (6 ЧАСОВ)
ТЕМЫ: Для чего нужны отчеты. Отчет по индустрии. Отчет компании. Отчет по доходам. Балансовый отчет предприятия. Оперативный отчет. Отчет о маркетинге и по инвестициям. Оценка финансовых возможностей компании. Принятие решения о производстве
РАЗДЕЛ 3: ПРИНЯТИЕ РЕШЕНИЙ КОМПАНИИ (9 ЧАСОВ)
ТЕМЫ: Производственная мощность и затраты компании. Производительность и издержки производства
Принятие решений о маркетинге. Анализ экономической ситуации на рынке. Жизненный цикл нового товара. Принятие решений по научно-исследовательским разработкам. Экономические предпосылки. Влияние маркетинга на спрос.
РАЗДЕЛ 3: СТРАТЕГИЯ ИГРЫ. СОРЕВНОВАНИЯ МЕЖДУ КОМПАНИЯМИ (14 ЧАСОВ)
ТЕМЫ: Стратегии фирмы: политика высоких и низких цен. Принятие решений об инвестициях. Капитальные инвестиции. Экономия на масштабах производства. Принятие решения о цене
Соревнование между компаниями. Анализ цен и товаров конкурентов. Выбор метода ценообразования. Эффективное управление компанией. Принятие решений по управлению компаний. Ценообразование. Этапы определения рыночной цены.
РАБОТА БИЗНЕС-КЛУБА «ЮНЫХ МЕНЕДЖЕРОВ»
МАТЕРИАЛЫ К ЗАНЯТИЮ:
Компьютер и принтер
Бумага для распечатки отчетов
Расчетные формулы
Лист для принятия решений
Электронный вариант версии «МЭМ»
ОПИСАНИЕ ИГРЫ:
На рынке в условиях конкуренции несколько фирм принимают решения по производству и сбыту продукции. Предмет производства – чипы, используемые в электронике. Главная составляющая рейтинга индекса фирмы (РИФ) – накопленная прибыль.
Менеджерам фирм предстоит:
Установить цены на чипы
Определить загрузку фабрики (производство)
Сделать вложения в маркетинг
Произвести амортизационные отчисления, а также сделать дополнительные вложения
Определить затраты на научно - исследовательские разработки (НИР)
Менеджеры фирм должны посмотреть заказы по индустрии, свои заказы и складирование продукции по индустрии и своей фирмы.
В полученном отчете необходимо найти информацию для расчета свободных средств и для принятия решений:
Свободные средства фирмы
Займы фирмы
Мощность следующего периода в долларах и в штуках
Стоимость единицы продукции
Банковский заем
ПРИНЯТИЕ РЕШЕНИЙ:
Сумма денег, которую могут использовать менеджеры компаний в данном периоде:
СВОБОДНЫЕ СРЕДСТВА = предел банковского займа + наличные средства – займы – затраты на производство + амортизация,
где затраты на производство = стоимость единицы продукции*n ( n – количество производимых чипов);
количество производимых чипов (производство) = мощность следующего периода в штуках * 0,8
Расчет инвестиций:
ИНВЕСТИЦИИ= амортизация + дополнительные капиталовложения
Амортизация = мощность следующего периода в долларах * 0,05 или мощность следующего периода в долларах / 20
Дополнительные капиталовложения = количество станков (один станок производит один чип) * 40$(40 долларов – это стоимость одного станка)
ЗАТРАТЫ НА МАРКЕТИНГ и НИР:
свободные средства – инвестиции = ОСТАТОК СРЕДСТВ
остаток средств распределяется на НИР и МАРКЕТИНГ (НИР действует три периода, с учетом, что период это 3 месяца; МАРКЕТИНГ действует один период).
В каком соотношении будет распределяться остаток средств, это зависит от предпочтений менеджера: если он считает, что продукция должна быть очень качественной, то большее количество средств будет направлено на НИР. А если менеджер хотел бы быстрее продвинуть товар, то большое количество средств будет направлено на МАРКЕТИНГ.
Вложения на маркетинг должны быть больше чем (P2-P1)*Q, где
Р1 – цена без учета маркетинга
Р2 – цена с учетом маркетинга
РАСЧЕТ ЦЕНЫ
ЦЕНА = Рmin + прибыль
Рmin = стоимость единицы продукции + (амортизация + НИР + Маркетинг + банковский процент по займу + стоимость хранения продукции + штраф за увольнения)/производство (расчет производства см. поз 1)
ПРИБЫЛЬ устанавливается менеджером в зависимости от средней цены по индустрии.
Ценовая политика может быть трех видов:
Политика высоких цен (предпочтение в распределении средств отдается вложениям в НИР и МАРКЕТИНГ)
Политика средних цен (вложение свободных средств почти в равных долях на ИНВЕСТИЦИИ, НИР, МАРКЕТИНГ)
Политика низких цен (предпочтения вложения средств в ИНВЕСТИЦИИ)
Какую политику выберет менеджер, это зависит от ситуации на рынке, от решений конкурентов, от складирования продукции по индустрии.
ХОД ЗАНЯТИЯ
1. Учащиеся разбиваются на команды по 2 – 3 человека. Называют команду (название не более 8 символов на английском языке), записывают в таблице принятия решений и сдают учителю.
2. Учитель вносит названия команд и раздает отчеты на нулевой период.
Перед тем как командам принять решение, объявляется экономическая ситуация:
Событие 1. Мировой финансовый кризис способствовал сокращению производства в нашей стране и увеличению общего уровня цен на социально значимые товары, что привело социальной напряженности в обществе. Банки теряют прибыли, поэтому увеличивают ставку по кредитам с 10% до 12%. Предел займа сокращается с 50000 долларов до 30 000 долларов.
Обсудив ситуацию, команды принимают решения. Время для принятия решений 10 мин.
Таблицы с принятыми решениями сдаются учителю. Учитель вводит решения и объявляет изменения в экономической ситуации. И так каждый период. Но для дальнейшего принятия решений время - 7 мин.
Событие 2. Государство старается решить проблемы, связанные с увеличением безработицы и удорожанием основных видов продукции. Банки настроены пессимистично и не верят в положительный исход создавшейся ситуации. Предел займа по кредитом сокращается до 28000 долларов. Ставка по кредитам остается прежней. Стоимость хранения продукции на складе достигает 3 долларов за единицу продукции
Событие 3. Правительство понижает ставку налога на прибыль с 25% до 20%, стараясь оживить экономику, выделяет деньги для создания дополнительных рабочих мест. Банкиры мгновенно реагируют на действия правительства, увеличивая предел займа до 35000 долларов, и понижают ставку по кредитам до 11%.
Событие 4. Благодаря принятым мерам по стабилизации экономики и оживлению торгов на рынке ценных бумаг, индекс Доу – Джонса начал расти, инвесторы стали направлять средства на создание новых товаров и услуг. Оживляется спрос на бытовую технику длительного пользования. Банки увеличивают предел займа до 40000 долларов.
Событие 5. Продукция со складов металлургических предприятий распродается. Однако, в дальнейшем особое внимание будет уделяться качеству выпускаемой продукции. Стоимость хранения продукции на складе возрастает с 3 до 4 долларов.
Событие 6. Экономика начинает оживляться. Цены на основные виды сельхозпродукции понемногу снижаются. Банки начинают получать прибыль. Ставки по кредитам снижаются до 10%, но ставка налога на прибыль возрастает до 25%. Стоимость хранения продукции на складе снижается до 2 долларов.
После 6 периода объявляются победители, и происходит награждение команд. Всех участников команд благодарят за игру.
Таблица принятия решений
Название команды:________________ (до 8 символов на англ. Яз.)
решения периоды |
I |
II |
III |
IV |
V |
VI |
цена |
||||||
производство |
||||||
маркетинг |
||||||
инвестиции |
||||||
НИР |
Симонова Наталья Николаевна - учитель экономики, методист по программам «Джуниор Эчивмент Казахстан»: «Финансовая грамотность», «МЭМ», «Банки в действии», «Титан», «Мировая Бизнес этика», «Мировой рынок»
№ занятия |
Тема Календарно-тематическое планирование
занятия |
Количество часов |
Формы занятий и используемые методы обучения |
Основные Понятия (образовательный продукт) |
|
Теория |
Практика |
||||
РАЗДЕЛ1: ВВЕДЕНИЕ В МЕНЕДЖМЕНТ И МОДЕЛИРОВАНИЕ (3 ЧАСА) |
1 |
2 |
|||
1 |
Что такое менеджмент. Кто такие менеджеры |
05 |
0,5 |
Лекция с элементами практической работы. |
Конспект: что такое менеджмент |
2 |
Что такое экономическое моделирование. Как устроена игра |
0,5 |
0,5 |
Работа с учебником. Работа в парах |
Выбор стратегии |
3 |
Индекс успешности компании |
1 |
Работа в группах по отчетам компании |
Конспект: влияние прибыли, спроса, предложения, маркетинга и НИРа на успешность компании |
|
РАЗДЕЛ 2: ЗНАКОМСТВО С ОТЧЕТАМИ (6 ЧАСОВ) |
2 |
4 |
|||
4 |
Для чего нужны отчеты. Отчет по индустрии |
1 |
Работа в группах по отчетам компании |
Основные затраты по индустрии. Отчет по индустрии |
|
5 |
Отчет компании |
0.5 |
0,5 |
Работа в группах с отчетами |
Отчет компании |
6 |
Отчет по доходам. Балансовый отчет предприятия |
0,5 |
0,5 |
Работа в группах с отчетами |
Отчет по доходам. Балансовый отчет |
7 |
Оперативный отчет. Отчет о маркетинге и по инвестициям |
0,5 |
0,5 |
Работа в группах с отчетами |
Оперативный отчет. Отчет о маркетинге и по инвестициям |
8-9 |
Оценка финансовых возможностей компании. Принятие решения о производстве |
0,5 |
1,5 |
Работа с отчетами в группах |
Загрузка фабрики. Понятие себестоимости продукции |
РАЗДЕЛ 3: ПРИНЯТИЕ РЕШЕНИЙ КОМПАНИИ (9 ЧАСОВ) |
3 |
6 |
|||
10-11 |
Производственная мощность и затраты компании |
0,5 |
1,5 |
Мини-лекция. Работа с учебником. |
Инвестирование экономики. Прямые и косвенные затраты |
12-13 |
Производительность и издержки производства |
0,5 |
1,5 |
Мини-лекция. Работа в группах: разработка стратегии игры |
Конспект: инвестиции и ценовая политика |
14 |
Принятие решений о маркетинге |
0,5 |
0,5 |
Мини-лекция. Индивидуальная работа с учебником |
Конспект: стратегии маркетинга |
15 |
Анализ экономической ситуации на рынке |
0,5 |
0,5 |
Работа в парах. Практикум: изучение отчетов по индустрии |
Конспект: сравнительный анализ отчета по индустрии и по компании |
16 |
Экономические предпосылки. Влияние маркетинга на спрос |
0,5 |
0,5 |
Мини-лекция |
Конспект: формулы по принятию решений по инвестициям, маркетингу. Неценовые факторы спроса |
17 |
Принятие решений по научно-исследовательским разработкам |
1 |
Практическое занятие в компьютерном классе в командах |
Конспект: формулы по принятию решений по инвестициям, маркетингу. Неценовые факторы спроса |
|
18 |
Жизненный цикл нового товара |
0,5 |
0,5 |
Теория и практика (работа в парах) |
Конспект: стратегии маркетинговой политики, продвижение товара на рынке |
РАЗДЕЛ 3: СТРАТЕГИЯ ИГРЫ. СОРЕВНОВАНИЯ МЕЖДУ КОМПАНИЯМИ (14 ЧАСОВ) |
4,5 |
9,5 |
|||
19 |
Стратегии фирмы: политика высоких и низких цен |
0,5 |
0,5 |
Практикум: работа в компаниях – выбор стратегии |
Конспект: виды ценовой политики |
20-21 |
Принятие решений об инвестициях. Капитальные инвестиции |
0,5 |
1,5 |
Практикум: работа в компаниях – выбор стратегии |
Конспект: виды инвестиций |
22 |
Экономия на масштабах производства |
0,5 |
0,5 |
Индивидуальная работа с учебником |
Конспект: положительный эффект масштаба производства |
23-24 |
Принятие решения о цене |
0,5 |
1,5 |
Работа в компаниях – ценовая стратегия |
Ценовая политика в условиях олигополии |
25 |
Ценообразование. Этапы определения рыночной цены |
0,5 |
0,5 |
Работа в компаниях – ценовая стратегия |
Конспект: формулы расчета рыночной цены |
26 |
Анализ цен и товаров конкурентов |
0,5 |
0,5 |
Работа в компаниях с отчетами |
Отчеты по индустрии и по производству компании |
27 |
Выбор метода ценообразования |
0,5 |
0,5 |
Работа в группах |
Расчет цены |
28-29 |
Эффективное управление компанией. |
0,5 |
1,5 |
Соревнование между компаниями |
Отчеты компаний |
30 |
Принятие решений по управлению компаний |
0,5 |
1,5 |
Соревнование между компаниями |
Отчеты компаний |
31-34 |
Соревнование между компаниями |
- |
2 |
зачет |
Отчеты компаний |
ВСЕГО ЧАСОВ |
10,5 |
23,5 |
34 ЧАСА |
Список литературы
Список литературы для учителя:
«Менеджмент и Экономическое Моделирование»: Методическое Пособие; Региональный Центр, Junior Achievement International, г. Алматы, 2003г.
Основы экономики: Практикум; ЭКФАК, Новосибирский Государственный Университет, Новосибирск, 2005г.
Новые педагогические и информационные технологии в системе образования. / Под ред. Е.С. Полат. – М., 2000
Список литературы для учеников:
«Менеджмент и Экономическое Моделирование»: Учебник; Региональный Центр, Junior Achievement International, ОФ Джуниор Эчивмент Казахстан г. Алматы, 2007г.