Календарно-тематическое планирование внеурочная деятельность: игра «Менеджмент и экономическое моделирование», игра в режиме oline – «Титан» 10-11 класс

2
0
Материал опубликован 29 January 2017 в группе

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

ВНЕУРОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПО ЭКОНОМИКЕ:

ИГРА «МЕНЕДЖМЕНТ И ЭКОНОМИЧЕСКОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ» (МЭМ)

ИГРА В РЕЖИМЕ OLINE – «ТИТАН»

10-11 КЛАСС

Игра является обучающей и одновременно профориентационной, и является приложением к курсу «Основы предпринимательства и права»

МЭМ («ТИТАН») – это компьютерная игра-симуляция, которая дает возможность управлять собственными виртуальными компаниями, и соревноваться с другими на рынке олигополии. Участники игры должны отлично понимать и планировать каждый элемент стратегии компании – цену, производство, маркетинг, инвестиции, исследования и развитие.

МЭМ («ТИТАН») - позволяет учащимся глубже изучить механизм рыночной экономики и выработки оптимальных стратегий поведения фирмы в условиях рыночной конкуренции. Учащиеся выполняют функции руководителей конкурирующих фирм, принимая решения по количеству производимой продукции, цене ее реализации, размеру инвестиций и величине затрат на маркетинг и научные разработки

Цель программы:

Способствовать формированию навыков самостоятельного решения различных нестандартных ситуаций на основе экономической игры «Моделирование экономики и менеджмента .

Развивать интерес к предпринимательской деятельности, ориентированной на практическое применение математических методов анализа экономики предприятия. Развить экономическое и логическое мышление, творческие способности учащихся.

Воспитывать самостоятельность, организованность, деловитость, грамотность в суждениях о функционировании предприятия.

Задачи:

Подвести учащихся к осознанию необходимости овладения знаниями и умениями по организации производства, его финансовой деятельности.

Рассмотреть действия фирм в условиях конкуренции. Показать формы организации бизнеса и их роль в рыночной экономике

Сформировать умения в использовании стратегий необходимых принятия решений

БАЗОВЫЕ ЗНАНИЯ И УМЕНИЯ

Учащиеся должны знать:

Отчет по индустрии, балансовый отчет предприятия; затраты на производство; финансовый отчет; формирование рыночной цены; расчетные формулы по определению производства, свободных средств фирмы; движение наличных средств; политику ценообразования; определение основных терминов.

Учащиеся должны уметь:

Рассчитывать бюджет компании и прогнозировать финансовые возможности; анализировать экономическую ситуацию по индустрии; оценивать решения конкурирующих компаний; проводить анализ деятельности компании; учитывать возможные изменения экономической ситуации; рассчитывать свободные средства, инвестиции, определять вложения в маркетинг и научно-исследовательские разработки; корректировать ценовую политику фирмы; рассчитывать цену с учетом изменений в экономике.

Менеджмент и экономическое моделирование предполагает знание экономики, математики, информатики и делового английского языка (отчеты компании и по индустрии составлены на английском языке)

СОДЕРЖАНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ

РАЗДЕЛ 1. ВВЕДЕНИЕ В МЕНЕДЖМЕНТ И МОДЕЛИРОВАНИЕ (3 ЧАСА)

ТЕМЫ: Что такое менеджмент. Кто такие менеджеры. Индекс успешности компании. Что такое экономическое моделирование. Как устроена игра.

РАЗДЕЛ 2: ЗНАКОМСТВО С ОТЧЕТАМИ (6 ЧАСОВ)

ТЕМЫ: Для чего нужны отчеты. Отчет по индустрии. Отчет компании. Отчет по доходам. Балансовый отчет предприятия. Оперативный отчет. Отчет о маркетинге и по инвестициям. Оценка финансовых возможностей компании. Принятие решения о производстве

РАЗДЕЛ 3: ПРИНЯТИЕ РЕШЕНИЙ КОМПАНИИ (9 ЧАСОВ)

ТЕМЫ: Производственная мощность и затраты компании. Производительность и издержки производства

Принятие решений о маркетинге. Анализ экономической ситуации на рынке. Жизненный цикл нового товара. Принятие решений по научно-исследовательским разработкам. Экономические предпосылки. Влияние маркетинга на спрос.

РАЗДЕЛ 3: СТРАТЕГИЯ ИГРЫ. СОРЕВНОВАНИЯ МЕЖДУ КОМПАНИЯМИ (14 ЧАСОВ)

ТЕМЫ: Стратегии фирмы: политика высоких и низких цен. Принятие решений об инвестициях. Капитальные инвестиции. Экономия на масштабах производства. Принятие решения о цене

Соревнование между компаниями. Анализ цен и товаров конкурентов. Выбор метода ценообразования. Эффективное управление компанией. Принятие решений по управлению компаний. Ценообразование. Этапы определения рыночной цены.

РАБОТА БИЗНЕС-КЛУБА «ЮНЫХ МЕНЕДЖЕРОВ»

 


 

МАТЕРИАЛЫ К ЗАНЯТИЮ:

Компьютер и принтер

Бумага для распечатки отчетов

Расчетные формулы

Лист для принятия решений

Электронный вариант версии «МЭМ»


 


 


 

ОПИСАНИЕ ИГРЫ:

На рынке в условиях конкуренции несколько фирм принимают решения по производству и сбыту продукции. Предмет производства – чипы, используемые в электронике. Главная составляющая рейтинга индекса фирмы (РИФ) – накопленная прибыль.

Менеджерам фирм предстоит:

Установить цены на чипы

Определить загрузку фабрики (производство)

Сделать вложения в маркетинг

Произвести амортизационные отчисления, а также сделать дополнительные вложения

Определить затраты на научно - исследовательские разработки (НИР)

Менеджеры фирм должны посмотреть заказы по индустрии, свои заказы и складирование продукции по индустрии и своей фирмы.

В полученном отчете необходимо найти информацию для расчета свободных средств и для принятия решений:

Свободные средства фирмы

Займы фирмы

Мощность следующего периода в долларах и в штуках

Стоимость единицы продукции

Банковский заем

ПРИНЯТИЕ РЕШЕНИЙ:

Сумма денег, которую могут использовать менеджеры компаний в данном периоде:

СВОБОДНЫЕ СРЕДСТВА = предел банковского займа + наличные средства – займы – затраты на производство + амортизация,

где затраты на производство = стоимость единицы продукции*n ( n – количество производимых чипов);

количество производимых чипов (производство) = мощность следующего периода в штуках * 0,8

Расчет инвестиций:

ИНВЕСТИЦИИ= амортизация + дополнительные капиталовложения

Амортизация = мощность следующего периода в долларах * 0,05 или мощность следующего периода в долларах / 20

Дополнительные капиталовложения = количество станков (один станок производит один чип) * 40$(40 долларов – это стоимость одного станка)

ЗАТРАТЫ НА МАРКЕТИНГ и НИР:

свободные средства – инвестиции = ОСТАТОК СРЕДСТВ

остаток средств распределяется на НИР и МАРКЕТИНГ (НИР действует три периода, с учетом, что период это 3 месяца; МАРКЕТИНГ действует один период).

В каком соотношении будет распределяться остаток средств, это зависит от предпочтений менеджера: если он считает, что продукция должна быть очень качественной, то большее количество средств будет направлено на НИР. А если менеджер хотел бы быстрее продвинуть товар, то большое количество средств будет направлено на МАРКЕТИНГ.

Вложения на маркетинг должны быть больше чем (P2-P1)*Q, где

Р1 – цена без учета маркетинга

Р2 – цена с учетом маркетинга

РАСЧЕТ ЦЕНЫ

ЦЕНА = Рmin + прибыль

Рmin = стоимость единицы продукции + (амортизация + НИР + Маркетинг + банковский процент по займу + стоимость хранения продукции + штраф за увольнения)/производство (расчет производства см. поз 1)

ПРИБЫЛЬ устанавливается менеджером в зависимости от средней цены по индустрии.

Ценовая политика может быть трех видов:

Политика высоких цен (предпочтение в распределении средств отдается вложениям в НИР и МАРКЕТИНГ)

Политика средних цен (вложение свободных средств почти в равных долях на ИНВЕСТИЦИИ, НИР, МАРКЕТИНГ)

Политика низких цен (предпочтения вложения средств в ИНВЕСТИЦИИ)

Какую политику выберет менеджер, это зависит от ситуации на рынке, от решений конкурентов, от складирования продукции по индустрии.

ХОД ЗАНЯТИЯ

1. Учащиеся разбиваются на команды по 2 – 3 человека. Называют команду (название не более 8 символов на английском языке), записывают в таблице принятия решений и сдают учителю.

2. Учитель вносит названия команд и раздает отчеты на нулевой период.

Перед тем как командам принять решение, объявляется экономическая ситуация:

Событие 1. Мировой финансовый кризис способствовал сокращению производства в нашей стране и увеличению общего уровня цен на социально значимые товары, что привело социальной напряженности в обществе. Банки теряют прибыли, поэтому увеличивают ставку по кредитам с 10% до 12%. Предел займа сокращается с 50000 долларов до 30 000 долларов.

Обсудив ситуацию, команды принимают решения. Время для принятия решений 10 мин.

Таблицы с принятыми решениями сдаются учителю. Учитель вводит решения и объявляет изменения в экономической ситуации. И так каждый период. Но для дальнейшего принятия решений время - 7 мин.

Событие 2. Государство старается решить проблемы, связанные с увеличением безработицы и удорожанием основных видов продукции. Банки настроены пессимистично и не верят в положительный исход создавшейся ситуации. Предел займа по кредитом сокращается до 28000 долларов. Ставка по кредитам остается прежней. Стоимость хранения продукции на складе достигает 3 долларов за единицу продукции

Событие 3. Правительство понижает ставку налога на прибыль с 25% до 20%, стараясь оживить экономику, выделяет деньги для создания дополнительных рабочих мест. Банкиры мгновенно реагируют на действия правительства, увеличивая предел займа до 35000 долларов, и понижают ставку по кредитам до 11%.

Событие 4. Благодаря принятым мерам по стабилизации экономики и оживлению торгов на рынке ценных бумаг, индекс Доу – Джонса начал расти, инвесторы стали направлять средства на создание новых товаров и услуг. Оживляется спрос на бытовую технику длительного пользования. Банки увеличивают предел займа до 40000 долларов.

Событие 5. Продукция со складов металлургических предприятий распродается. Однако, в дальнейшем особое внимание будет уделяться качеству выпускаемой продукции. Стоимость хранения продукции на складе возрастает с 3 до 4 долларов.

Событие 6. Экономика начинает оживляться. Цены на основные виды сельхозпродукции понемногу снижаются. Банки начинают получать прибыль. Ставки по кредитам снижаются до 10%, но ставка налога на прибыль возрастает до 25%. Стоимость хранения продукции на складе снижается до 2 долларов.

После 6 периода объявляются победители, и происходит награждение команд. Всех участников команд благодарят за игру.

Таблица принятия решений

Название команды:________________ (до 8 символов на англ. Яз.)

решения периоды

I

II

III

IV

V

VI

цена

           

производство

           

маркетинг

           

инвестиции

           

НИР

           


 

Симонова Наталья Николаевна - учитель экономики, методист по программам «Джуниор Эчивмент Казахстан»: «Финансовая грамотность», «МЭМ», «Банки в действии», «Титан», «Мировая Бизнес этика», «Мировой рынок»

занятия

Тема

Календарно-тематическое планирование

 

занятия

Количество часов

Формы занятий и используемые методы обучения

Основные

Понятия (образовательный продукт)

Теория

Практика

 

РАЗДЕЛ1: ВВЕДЕНИЕ В МЕНЕДЖМЕНТ И МОДЕЛИРОВАНИЕ (3 ЧАСА)

1

2

   

 1

Что такое менеджмент. Кто такие менеджеры

05

0,5

Лекция с элементами практической работы.

Конспект: что такое менеджмент

2

Что такое экономическое моделирование. Как устроена игра

0,5

0,5

Работа с учебником. Работа в парах

Выбор стратегии

3

Индекс успешности компании

 

1

Работа в группах по отчетам компании

Конспект: влияние прибыли, спроса, предложения, маркетинга и НИРа на успешность компании

 

РАЗДЕЛ 2: ЗНАКОМСТВО С ОТЧЕТАМИ (6 ЧАСОВ)

2

4

   

4

Для чего нужны отчеты. Отчет по индустрии

 

1

Работа в группах по отчетам компании

Основные затраты по индустрии. Отчет по индустрии

5

Отчет компании

0.5

0,5

Работа в группах с отчетами

Отчет компании

6

Отчет по доходам. Балансовый отчет предприятия

0,5

0,5

Работа в группах с отчетами

Отчет по доходам. Балансовый отчет

7

Оперативный отчет. Отчет о маркетинге и по инвестициям

0,5

0,5

Работа в группах с отчетами

Оперативный отчет. Отчет о маркетинге и по инвестициям

8-9

Оценка финансовых возможностей компании. Принятие решения о производстве

0,5

1,5

Работа с отчетами в группах

Загрузка фабрики. Понятие себестоимости продукции

 

РАЗДЕЛ 3: ПРИНЯТИЕ РЕШЕНИЙ КОМПАНИИ (9 ЧАСОВ)

3

6

   

10-11

Производственная мощность и затраты компании

0,5

1,5

Мини-лекция. Работа с учебником.

Инвестирование экономики. Прямые и косвенные затраты

12-13

Производительность и издержки производства

0,5

1,5

Мини-лекция. Работа в группах: разработка стратегии игры

Конспект: инвестиции и ценовая политика

14

Принятие решений о маркетинге

0,5

0,5

Мини-лекция. Индивидуальная работа с учебником

Конспект: стратегии маркетинга

15

Анализ экономической ситуации на рынке

0,5

0,5

Работа в парах. Практикум: изучение отчетов по индустрии

Конспект: сравнительный анализ отчета по индустрии и по компании

16

Экономические предпосылки. Влияние маркетинга на спрос

0,5

0,5

Мини-лекция

Конспект: формулы по принятию решений по инвестициям, маркетингу. Неценовые факторы спроса

17

Принятие решений по научно-исследовательским разработкам

 

1

Практическое занятие в компьютерном классе в командах

Конспект: формулы по принятию решений по инвестициям, маркетингу. Неценовые факторы спроса

18

Жизненный цикл нового товара

0,5

0,5

Теория и практика

(работа в парах)

Конспект: стратегии маркетинговой политики, продвижение товара на рынке

 

РАЗДЕЛ 3: СТРАТЕГИЯ ИГРЫ. СОРЕВНОВАНИЯ МЕЖДУ КОМПАНИЯМИ (14 ЧАСОВ)

4,5

9,5

   

19

Стратегии фирмы: политика высоких и низких цен

0,5

0,5

Практикум: работа в компаниях – выбор стратегии

Конспект: виды ценовой политики

20-21

Принятие решений об инвестициях. Капитальные инвестиции

0,5

1,5

Практикум: работа в компаниях – выбор стратегии

Конспект: виды инвестиций

22

Экономия на масштабах производства

0,5

0,5

Индивидуальная работа с учебником

Конспект: положительный эффект масштаба производства

23-24

Принятие решения о цене

0,5

1,5

Работа в компаниях – ценовая стратегия

Ценовая политика в условиях олигополии

25

Ценообразование. Этапы определения рыночной цены

0,5

0,5

Работа в компаниях – ценовая стратегия

Конспект: формулы расчета рыночной цены

26

Анализ цен и товаров конкурентов

0,5

0,5

Работа в компаниях с отчетами

Отчеты по индустрии и по производству компании

27

Выбор метода ценообразования

0,5

0,5

Работа в группах

Расчет цены

28-29

Эффективное управление компанией.

0,5

1,5

Соревнование между компаниями

Отчеты компаний

30

Принятие решений по управлению компаний

0,5

1,5

Соревнование между компаниями

Отчеты компаний

31-34

Соревнование между компаниями

-

2

зачет

Отчеты компаний

 

ВСЕГО ЧАСОВ

10,5

23,5

34 ЧАСА

 

Список литературы

Список литературы для учителя:

«Менеджмент и Экономическое Моделирование»: Методическое Пособие; Региональный Центр, Junior Achievement International, г. Алматы, 2003г.

Основы экономики: Практикум; ЭКФАК, Новосибирский Государственный Университет, Новосибирск, 2005г.

Новые педагогические и информационные технологии в системе образования. / Под ред. Е.С. Полат. – М., 2000

Список литературы для учеников:

«Менеджмент и Экономическое Моделирование»: Учебник; Региональный Центр, Junior Achievement International, ОФ Джуниор Эчивмент Казахстан г. Алматы, 2007г.

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации