12+ Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917 Лицензия на образовательную деятельность №0001058 |
Пользовательское соглашение Контактная и правовая информация |
Трошина Марина Сергеевна53 Россия, Челябинская обл., Магнитогорск Материал размещён в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов» |
Календарно-тематическое планирование внеурочной деятельности» для «5» классов «Химический калейдоскоп»
Трошина М.С.
учитель химии
МАОУ «Многопрофильный лицей №1»
г. Магнитогорска
«Календарно-тематическое планирование внеурочной деятельности»для «5» классов
«Химический калейдоскоп»
Пояснительная записка
Уровень программы – базовый.
Программа рассчитана на 34 часа (1 час в неделю).
Календарно-тематическое планирование внеурочной деятельности по химии для 5-х классов составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта и обеспечивает выполнение федерального государственного образовательного стандарта.
Общая характеристика учебного предмета
Химия как учебный предмет в системе основного общего образования играет фундаментальную роль в формировании у обучающихся системы научных представлений об окружающем мире, основ научного мировоззрения. Приобретённые учащимися химические знания являются в дальнейшем базисом при изучении биологии, физической географии, физике, технологии, ОБЖ, истории и др. наук.
Данный курс предусматривает доступное для обучающихся 5 класса, ознакомление с основными вопросами начального курса химии.
Каждое занятие связано с овладением какого-либо практического навыка безопасной работы с веществом и приобретением новых полезных в жизни сведений о веществах. Чем раньше ребята войдут в огромный увлекательный мир химии, тем быстрее они смогут стать самостоятельными, инициативными, творческими работниками. В современных условиях объём знаний резко и быстро возрастает, поэтому необходимо прививать обучающимся, умение самостоятельно пополнять знания, ориентироваться в потоке информации, побуждать интерес и привычку к постоянному расширению кругозора. Все это в большой мере относится и к химическому образованию детей.
Содержание календарно-тематического планирования внеурочной деятельности имеет особенности, обусловленные, во-первых, предметным содержанием и, во-вторых, психологическими возрастными особенностями обучаемых.
Цели и задачи:В соответствии с ФГОС учащиеся должны овладеть такими познавательными учебными действиями, как умение формулировать проблему и гипотезу, ставить планы достижения целей, отстаивать свою точку зрения. Учащиеся должны овладеть учебными действиями, позволяющими им достичь личностных, предметных и метапредметных образовательных ресурсов.
Структуру внеурочного занятия определяют образовательные, развивающие и воспитательные цели.
УЧЕБНО – ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№ п./п. | Дата | Кол-во часов | Тема урока | Основное содержание урока | Практическая часть/ Форма контроля | |
Тема№1. Химия и история (8 ч) | ||||||
1 | 2 | Введение. История развития химии. | Введение. Первые наблюдения древних людей связанные с превращением веществ в природе. Алхимия и современная химия. Современный период успешного возрождения химии. Научные и практические исследования в области химии. | Д.1 Видеофильм «Мир химии» | ||
2 | 2 | История элементов | История открытия элементов. Выдающиеся русские ученые-химики. | Д.2 Видеофильм «Элементы» ВВС | ||
3 | 2 | Периодическая таблица химических элементов | Атомо-молекулярная теория, формирование фундаментальных теоретических основ химии. Открытие Менделеевым Д.И. периодического закона. | Д.3 Видеофильм «Открытие Менделеевым Д.И. периодического закона и ПСХЭ» | ||
4 | 1 | История химических веществ | История химических веществ (открытие, получение и значение). Изучение химических реакций. | |||
5 | 1 | Структура ПСХЭ | Графическое изображение периодического закона. | ЗАЧЕТ | ||
Тема№2. Химия и математика (8 ч) | ||||||
6 | 2 | Относительная атомная масса элемента. Молекулярная масса. | Определение относительной атомной массы химических элементов по таблице Менделеева. Нахождение относительной молекулярной массы по формуле вещества как суммы относительных атомных масс, составляющих вещество химических элементов. | ЗАЧЕТ | ||
7 | 2 | Массовая доля химического элемента | Понятие о массовой доле химического элемента (w) в сложном веществе и ее расчет по формуле вещества. Нахождение формулы вещества по значениям массовых долей образующих его элементов. | ЗАЧЕТ | ||
8 | 2 | Массовая доля вещества (w) в растворе. | Концентрация. Растворитель и растворенное вещество. Расчет массы растворенного вещества по массе раствора и массовой доле растворенного вещества. | ЗАЧЕТ | ||
9 | 2 | Массовая доля примеси (w) в образце исходного вещества. | Основное вещество. Расчет массы основного вещества по массе вещества, содержащего определенную массовую долю примесей. | ЗАЧЕТ | ||
Тема№3. Химия и физика (6 ч) | ||||||
10 | 2 | Молекулы и атомы. | Понятия «атом», «молекула», «ион». Модели атомов, молекул. | Д. 4 Объемные и шаростержневые модели воды, углекислого и угарного газов, кислорода. Л.О.: изготовление шаростержневой модели молекул воды, кислорода, серной кислоты, азотной. | ||
11 | 1 | Кристаллическая решетка | Понятие «Кристаллическая решетка». Типы кристаллической решетки. | |||
12 | 1 | Физические свойства веществ | Диффузия. Ионы. Вещества молекулярного и немолекулярного строения. | Л.О.: Аэрозоль | ||
13 | 2 | Агрегатные состояния веществ | Агрегатные состояния веществ | Д.5 Видеофильм «Агрегатные состояния веществ» | ||
Тема№4. Химия и география (3 ч) | ||||||
14 | 1 | Распространение химических элементов в земной коре | ||||
15 | 1 | Атмосфера | Воздух. Аэрозоли в атмосфере и их происхождение | Д.6 Видеофильм «Воздух» | ||
16 | 1 | Гидросфера | Химический состав вод. Соленость океанической воды | Д.7 Видеофильм «Вода» | ||
Тема№5. Практическая химия (8 ч) | ||||||
17 | 1 | Пр.р.№1 Правила техники безопасности в кабинете химии. | Правила техники безопасности в кабинете химии: правила поведения при проведении практических работ; правила при работе с реактивами и хим. посудой. | Таблица «Техника безопасности» | ||
18 | 1 | Пр.р.№2 Приемы обращения с нагревательными приборами. | Приемы обращения с нагревательными приборами. ТБ. | Химическое оборудование: спиртовка, лабораторный штатив | ||
19 | 1 | Пр.р.№3 Химическая посуда. и ее назначение. | Химическая посуда и ее назначение. | Химическая посуда: стеклянная, фарфоровая. | ||
20 | 1 | Пр.р.№4 Приемы обращения и работы с веществами, измельчение, растворение, нагревание и выпаривание. | Приемы обращения и работы с веществами: измельчение, растворение, нагревание и выпаривание. | Химические реактивы и оборудование. | ||
21 | 2 | Химические реакции | Классификация химических реакций, скорость химических реакций. | |||
22 | 2 | Химические уравнения | Закон сохранения массы веществ. | ЗАЧЕТ | ||
Защита проектов (1ч) |