Календарно-тематическое планирование внеурочной деятельности «Смысловое чтение» (5 класс)
Количество часов 34 Уровень факультативный
Учитель Н. Н. Семенова
Программа разработана на основе программы по смысловому чтению М. М. Разумовской.
Пояснительная записка
Чтение в истории развития человечества всегда играло важную роль. Это один из главных способов социализации человека, его развития, воспитания и образования.
В последние десятилетия падает ранее высокий статус писателя, статус чтения, падает уровень читательской культуры детей и подростков.
Смысловое чтение способствует развитию познавательной деятельности, которая представляет собой особое эмоционально окрашенное психическое состояние человека, побуждающее его активно изучать окружающий мир и самого себя. При наличии интереса процесс познания становится привлекательным и плодотворным. Он захватывает человека целиком и делает его жизнь осмысленной и целенаправленной.
По степени проникновения в содержание текста и в зависимости от коммуникативных потребностей выделяют чтение поисково-просмотровое, ознакомительное и изучающее (смысловое).
Цель смыслового чтения - максимально точно и полно понять содержание текста, уловить все детали и практически осмыслить извлеченную информацию. Это внимательное вчитывание и проникновение в смысл с помощью анализа текста. Когда человек действительно вдумчиво читает, то у него обязательно работает воображение, он может активно взаимодействовать со своими внутренними образами. Человек сам устанавливает соотношение между собой, текстом и окружающим миром. Когда ребенок владеет смысловым чтением, то у него развивается устная речь и, как следующая важная ступень развития, речь письменная.
Смысловое чтение не может существовать без познавательной деятельности. Чтобы чтение было смысловым, учащимся необходимо точно и полно понимать смысл текста, составлять свою систему образов, осмысливать информацию, т.е. осуществлять познавательную деятельность.
Существует множество способов организации познавательной деятельности, способствующих развитию навыка смыслового чтения такие как: проблемно-поисковый способ, дискуссия, обсуждение, моделирование, рисунок.
Проблемно-поисковый способ предполагает выделение в тексте проблемы, её обсуждение.
Обсуждение представляет собой коллективный обмен мнениями, организуемый рядом проблемных вопросов, актуальных для данной аудитории и органично вытекающих из обсуждаемой книги. Этот метод предполагает обдумывание произведения, интеграцию его с миром самого читающего ребенка и с окружающим реальным миром. В диалоге с другими, иногда в споре, происходит не простое потребление литературы, а самостоятельное управление через осмысленное чтение своим собственным развитием. Хотя вопросы к обсуждению книги обычно ставят взрослые, но решение их вырабатывается, проверяется и формулируется в процессе взаимодействия всех участников, то есть каждый становится субъектом учения. Субъектность в процессе учебной деятельности предполагает постановку вопроса самому себе, к собственному сознанию и желание разрешить возникшее противоречие. В этом активном процессе учащийся может активизировать и применить свои способности, знания и умозаключения. Обсуждение, начавшееся с ответов на подготовленные заранее вопросы, часто переходит в дискуссию и выходит за рамки выдвинутых проблем.
Моделирование и рисунок помогают учащимся представить себе место действия, образы действующих лиц и т.д. Эти методы развивают воображение учащихся, дают им возможность пофантазировать. Творческая работа нравится детям, им всегда интересно её выполнять.
Переводя текста в другую символическую систему, ребенок совершает субъективное интеллектуальное действие, которое требует от ребенка активизации прошлого опыта, нахождения в нем адекватных тексту образов, обобщения этих образов до внятной иллюстрации. Перевод текста в серию рисунков позволяет детям научиться удерживать сюжетную линию произведения.
Познавательный интерес у учащихся играет огромную роль в успешной организации их познавательной деятельности. У человека, испытывающего эмоцию интереса к чтению книг определенной тематики, существует желание исследовать, расширить опыт путем включения новых знаний, сопережить и тем самым получить удовлетворение от реализации намеченной цели, от обогащения новыми знаниями и новым взглядом на мир.
Данный курс приобретает особую актуальность по нескольким причинам:
В процессе освоения данного курса формируются универсальные учебные действия, так как предполагает учить умению давать определения, понятия, анализа, классификации, систематизации, обобщения и др.
Нестандартные формы работы, предполагаемые при проведении курса, более эффективны при овладении языком науки, терминологической лексикой.
Курс построен на основе практико-ориентированного подхода к выполнению заданий.
Занимательность в процессе работы с жанром сказки способствует успешной подготовке учащихся к рассуждению на теоретическом уровне, формирует интеллектуально-речевую культуру и является опережающей целенаправленной подготовкой учащихся к ГИА.
Цель курса:
Создание условий для формирования универсальных учебных действий у учащихся основной школы в процессе освоения технологии смыслового чтения.
Задачи курса:
1. Познакомить учащихся с технологией смыслового чтения и способствовать эффективной организации их познавательной деятельности.
2. Развить у учащихся интерес к чтению, научить их «читать».
3. Стимулировать познавательную активность на основе развития познавательных интересов через проблемно-поисковую деятельность, дискуссию, обсуждение, моделирование, рисунок.
Реализация первого модуля «Предтекстовый этап работы» предполагает работу с названием текста, установлением авторства, временем создания текста, знакомство с аннотацией, соотнесение своего предположения о теме текста и его содержании.
Второй модуль «Знакомство с текстом» предусматривает выполнение упражнений по обучению смысловому чтению:
распределение фактов, содержащиеся в тексте, по степени важности;
определение особо важных данных с обоснованием решения;
определение темы/проблемы текста (статьи);
чтение текста, определение, освещены ли в нем указанные вопросы;
нахождение в тексте основного довода в пользу заголовка;
чтение двух текстов на одну тему, определение сходства и различия в содержании (в количестве приведенных фактов, разнице оценок и т. д.);
нахождение на указанной странице характеристики действующих лиц, инструкции, рецепта, рекомендации и т.д.;
добавление фактов, не меняющих структуру текста;
нахождение в тексте данных, которые можно использовать для выводов/аннотации;
постановка вопросов к основной и детализирующей информации текста;
просмотр аннотации, определение ее соответствия содержанию текста;
нахождение абзацев, посвященных указанной теме;
нахождение в тексте ответов на вопросы (дающих основания для выводов);
просмотр рисунков, определение абзацев, которые они иллюстрируют;
нахождение в тексте фактов, которые автор относит к положительным или отрицательным;
деление текста на части в соответствии с пунктами плана.
Второй модуль предполагает организацию работы учащихся с лингвистическими текстами. Тексты даны в приложении.
Третий модуль «Послетекстовый этап работы» предусматривает следующие виды деятельности:
написание тезисов по содержанию прочитанного текста;
составление письменной оценки (рецензии);
создание сокращенного варианта текста;
написание аннотации.
Список литературы
1. Апальков В.Г. «Формирование смыслового чтения – необходимое условие развития метапредметных компетенций», www.gazpromschool.ru/teachers/
2. Павлова Т.И., Гунина Л.Н. «Практика формирования лингвистических знаний в 5 – 8 классах, «Легион», Ростов-на-Дону, 2012.
3. Коробова О.В. «Обучение изучающему чтению, «Интернет-ресурсы.
4. Коробова О.В. «Актуальные вопросы современной педагогики», Уфа, июль, 2012.
5. «Смысловое чтение». – Всероссийский Интернет-педсовет. – pedsovet.org/component.com_mtree/task/link, itemid, 118.
6. «Организация познавательной деятельности на основе смыслового чтения»/rae.ru/forum2010/7/437/
КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ
ПЛАНИРОВАНИЕ
Дата |
№ |
Раздел, тема |
Формируемая компетенция: |
Формируемые УУД, виды деятельности |
|||
Личностные |
Регулятивные |
Познавательные |
Коммуникативные |
||||
1 |
Текст. |
Учебно-познавательная |
- принятие разных мнений; |
-составление плана; - сравнивать разные способы вычислений |
- выразительное чтение; -смысловое чтение; - поиск ответов на вопросы; - построение речевого высказывания с элементами рассуждения |
- развитие монологической речи; -работа в парах; |
|
2 |
Основные признаки текста |
||||||
3 |
Тема текста |
||||||
4 |
Тема текста |
||||||
5 |
Основная мысль текста |
||||||
6 |
Основная мысль текста |
||||||
7 |
Развитие мысли в тексте |
||||||
8 |
Развитие мысли в тексте |
||||||
9 |
Развитие мысли в тексте |
||||||
10 |
Микротема текста |
||||||
11 |
Данное и новое |
Ценностно-смысловая |
- нравственно- этическое оценивание содержания текста; - понимание чувств других людей |
-выделение и оценка усвоенного материала; |
- самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему; -выдвижение гипотез |
- организация учебного взаимодействие в группе (умение распределять роли, договариваться друг с другом) |
|
12 |
Данное и новое |
||||||
13 |
Абзац |
||||||
14 |
Строение абзаца |
||||||
15 |
Строение абзаца |
||||||
16 |
План текста |
||||||
17 |
Виды плана |
||||||
18 |
Простой план |
||||||
19 |
Простой план |
||||||
20 |
Сложный план |
||||||
21 |
Стили речи |
Коммуникативная |
-развитие диалогической речи |
планирование учебного сотрудничества |
-построение логической цепи рассуждений |
Постановка вопросов |
|
22 |
Разговорный стиль |
||||||
23 |
Признаки стиля |
||||||
24 |
Сфера употребления |
||||||
25 |
Языковые средства |
||||||
26 |
Художественный стиль |
||||||
27 |
Признаки стиля |
||||||
28 |
Сфера употребления |
||||||
29 |
Языковые средства |
||||||
30 |
Типы речи |
||||||
31 |
Повествование |
||||||
32 |
Описание |
||||||
33 |
Описание предмета |
||||||
34 |
Рассуждение |