12+ Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917 Лицензия на образовательную деятельность №0001058 |
Пользовательское соглашение Контактная и правовая информация |
Семенова Наталья Николаевна76 26 лет преподаю в сельской школе русский язык и литературу. Россия, Хабаровский край, с. Тополево Материал размещён в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов» |
Календарно-тематическое планирование внеурочной деятельности смысловое чтение
Количество часов 34 Уровень факультативный
Учитель Н. Н. Семенова
Программа разработана на основе программы по смысловому чтению М. М. Разумовской.
Пояснительная записка
Чтение в истории развития человечества всегда играло важную роль. Это один из главных способов социализации человека, его развития, воспитания и образования.
В последние десятилетия падает ранее высокий статус писателя, статус чтения, падает уровень читательской культуры детей и подростков.
Смысловое чтение способствует развитию познавательной деятельности, которая представляет собой особое эмоционально окрашенное психическое состояние человека, побуждающее его активно изучать окружающий мир и самого себя. При наличии интереса процесс познания становится привлекательным и плодотворным. Он захватывает человека целиком и делает его жизнь осмысленной и целенаправленной.
По степени проникновения в содержание текста и в зависимости от коммуникативных потребностей выделяют чтение поисково-просмотровое, ознакомительное и изучающее (смысловое).
Цель смыслового чтения - максимально точно и полно понять содержание текста, уловить все детали и практически осмыслить извлеченную информацию. Это внимательное вчитывание и проникновение в смысл с помощью анализа текста. Когда человек действительно вдумчиво читает, то у него обязательно работает воображение, он может активно взаимодействовать со своими внутренними образами. Человек сам устанавливает соотношение между собой, текстом и окружающим миром. Когда ребенок владеет смысловым чтением, то у него развивается устная речь и, как следующая важная ступень развития, речь письменная.
Смысловое чтение не может существовать без познавательной деятельности. Чтобы чтение было смысловым, учащимся необходимо точно и полно понимать смысл текста, составлять свою систему образов, осмысливать информацию, т.е. осуществлять познавательную деятельность.
Существует множество способов организации познавательной деятельности, способствующих развитию навыка смыслового чтения такие как: проблемно-поисковый способ, дискуссия, обсуждение, моделирование, рисунок.
Проблемно-поисковый способ предполагает выделение в тексте проблемы, её обсуждение.
Обсуждение представляет собой коллективный обмен мнениями, организуемый рядом проблемных вопросов, актуальных для данной аудитории и органично вытекающих из обсуждаемой книги. Этот метод предполагает обдумывание произведения, интеграцию его с миром самого читающего ребенка и с окружающим реальным миром. В диалоге с другими, иногда в споре, происходит не простое потребление литературы, а самостоятельное управление через осмысленное чтение своим собственным развитием. Хотя вопросы к обсуждению книги обычно ставят взрослые, но решение их вырабатывается, проверяется и формулируется в процессе взаимодействия всех участников, то есть каждый становится субъектом учения. Субъектность в процессе учебной деятельности предполагает постановку вопроса самому себе, к собственному сознанию и желание разрешить возникшее противоречие. В этом активном процессе учащийся может активизировать и применить свои способности, знания и умозаключения. Обсуждение, начавшееся с ответов на подготовленные заранее вопросы, часто переходит в дискуссию и выходит за рамки выдвинутых проблем.
Моделирование и рисунок помогают учащимся представить себе место действия, образы действующих лиц и т.д. Эти методы развивают воображение учащихся, дают им возможность пофантазировать. Творческая работа нравится детям, им всегда интересно её выполнять.
Переводя текста в другую символическую систему, ребенок совершает субъективное интеллектуальное действие, которое требует от ребенка активизации прошлого опыта, нахождения в нем адекватных тексту образов, обобщения этих образов до внятной иллюстрации.
Познавательный интерес у учащихся играет огромную роль в успешной организации их познавательной деятельности. У человека, испытывающего эмоцию интереса к чтению книг определенной тематики, существует желание исследовать, расширить опыт путем включения новых знаний, сопережить и тем самым получить удовлетворение от реализации намеченной цели, от обогащения новыми знаниями и новым взглядом на мир.
Данный курс приобретает особую актуальность по нескольким причинам:
В процессе освоения данного курса формируются универсальные учебные действия, так как предполагает учить умению давать определения, понятия, анализа, классификации, систематизации, обобщения и др.
Нестандартные формы работы, предполагаемые при проведении курса, более эффективны при овладении языком науки, терминологической лексикой.
Курс построен на основе практико-ориентированного подхода к выполнению заданий.
Занимательность в процессе работы с жанром сказки способствует успешной подготовке учащихся к рассуждению на теоретическом уровне, формирует интеллектуально-речевую культуру и является опережающей целенаправленной подготовкой учащихся к ГИА.
Цель курса:
Создание условий для формирования универсальных учебных действий у учащихся основной школы в процессе освоения технологии смыслового чтения.
Задачи курса:
1. Познакомить учащихся с технологией смыслового чтения и способствовать эффективной организации их познавательной деятельности.
2. Развить у учащихся интерес к чтению, научить их «читать».
3. Стимулировать познавательную активность на основе развития познавательных интересов через проблемно-поисковую деятельность, дискуссию, обсуждение, моделирование, рисунок.
Реализация первого модуля «Предтекстовый этап работы» предполагает работу с названием текста, установлением авторства, временем создания текста, знакомство с аннотацией, соотнесение своего предположения о теме текста и его содержании.
Второй модуль «Знакомство с текстом» предусматривает выполнение упражнений по обучению смысловому чтению:
распределение фактов, содержащиеся в тексте, по степени важности;
определение особо важных данных с обоснованием решения;
определение темы/проблемы текста (статьи);
чтение текста, определение, освещены ли в нем указанные вопросы;
нахождение в тексте основного довода в пользу заголовка;
чтение двух текстов на одну тему, определение сходства и различия в содержании (в количестве приведенных фактов, разнице оценок и т. д.);
нахождение на указанной странице характеристики действующих лиц, инструкции, рецепта, рекомендации и т.д.;
добавление фактов, не меняющих структуру текста;
нахождение в тексте данных, которые можно использовать для выводов/аннотации;
постановка вопросов к основной и детализирующей информации текста;
просмотр аннотации, определение ее соответствия содержанию текста;
нахождение абзацев, посвященных указанной теме;
нахождение в тексте ответов на вопросы (дающих основания для выводов);
просмотр рисунков, определение абзацев, которые они иллюстрируют;
нахождение в тексте фактов, которые автор относит к положительным или отрицательным;
деление текста на части в соответствии с пунктами плана.
Второй модуль предполагает организацию работы учащихся с лингвистическими текстами. Тексты даны в приложении.
Третий модуль «Послетекстовый этап работы» предусматривает следующие виды деятельности:
написание тезисов по содержанию прочитанного текста;
составление письменной оценки (рецензии);
создание сокращенного варианта текста;
написание аннотации.
Список литературы
1. Апальков В.Г. «Формирование смыслового чтения – необходимое условие развития метапредметных компетенций», www.gazpromschool.ru/teachers/
2. Павлова Т.И., Гунина Л.Н. «Практика формирования лингвистических знаний в 5 – 8 классах, «Легион», Ростов-на-Дону, 2012.
3. Коробова О.В. «Обучение изучающему чтению, «Интернет-ресурсы.
4. Коробова О.В. «Актуальные вопросы современной педагогики», Уфа, июль, 2012.
5. «Смысловое чтение». – Всероссийский Интернет-педсовет. – pedsovet.org/component.com_mtree/task/link, itemid, 118.
6. «Организация познавательной деятельности на основе смыслового чтения»/rae.ru/forum2010/7/437/
КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ
ПЛАНИРОВАНИЕ
Дата | № | Раздел, тема | Формируемая компетенция: | Формируемые УУД, виды деятельности | |||
Личностные | Регулятивные | Познавательные | Коммуникативные | ||||
1 | Текст. | Учебно-познавательная | - принятие разных мнений; | -составление плана; - сравнивать разные способы вычислений | - выразительное чтение; -смысловое чтение; - поиск ответов на вопросы; - построение речевого высказывания с элементами рассуждения | - развитие монологической речи; -работа в парах; | |
2 | Основные признаки текста | ||||||
3 | Тема текста | ||||||
4 | Тема текста | ||||||
5 | Основная мысль текста | ||||||
6 | Основная мысль текста | ||||||
7 | Развитие мысли в тексте | ||||||
8 | Развитие мысли в тексте | ||||||
9 | Развитие мысли в тексте | ||||||
10 | Микротема текста | ||||||
11 | Данное и новое | Ценностно-смысловая | - нравственно- этическое оценивание содержания текста; - понимание чувств других людей | -выделение и оценка усвоенного материала; | - самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему; -выдвижение гипотез | - организация учебного взаимодействие в группе (умение распределять роли, договариваться друг с другом) | |
12 | Данное и новое | ||||||
13 | Абзац | ||||||
14 | Строение абзаца | ||||||
15 | Строение абзаца | ||||||
16 | План текста | ||||||
17 | Виды плана | ||||||
18 | Простой план | ||||||
19 | Простой план | ||||||
20 | Сложный план | ||||||
21 | Стили речи | Коммуникативная | -развитие диалогической речи | планирование учебного сотрудничества | -построение логической цепи рассуждений | Постановка вопросов | |
22 | Разговорный стиль | ||||||
23 | Признаки стиля | ||||||
24 | Сфера употребления | ||||||
25 | Языковые средства | ||||||
26 | Художественный стиль | ||||||
27 | Признаки стиля | ||||||
28 | Сфера употребления | ||||||
29 | Языковые средства | ||||||
30 | Типы речи | ||||||
31 | Повествование | ||||||
32 | Описание | ||||||
33 | Описание предмета | ||||||
34 | Рассуждение |