Карточки-схемы по физкультуре для развития основных видов движений (для детей 5–7 лет)
Пояснительная записка
Дисциплина: физическая культура
Тема: развитие основных видов движений
Рекомендуемый возраст: 5-7 лет
Рекомендуемый тип занятий: индивидуальный
Требуемые для работы знания и умения: владение техникой выполнения
Ожидаемые результаты: развитие физических качеств
Примерный практический алгоритм работы с карточками-схемами
Для педагогов:
инструктор по физ-ре и воспитатель в ходе занятий (индивидуальной работы) с ребенком определяют, какой вид основных движений или физическое качество требует корректировки;
определившись с основным видом движений или физическим качеством, педагоги подбирают соответствующую карточку (несколько карточек) со схематическим изображением игровых упражнений;
инструктор по физ-ре, воспитатель корректируют (если в этом есть необходимость) содержание карточки с учетом индивидуальных особенностей ребенка, родителей, семейных условий, условий выполнения предложенного задания;
инструктор по физ-ре или воспитатель (при необходимости, психолог) беседуют с родителями и предлагают карточку-схему (несколько карточек-схем) для выполнения упражнений дома совместно с ребенком, уточняя при этом, на какой срок предлагается задание, какой инвентарь необходимо использовать;
результативность домашних упражнений определяется педагогами на физкультурных занятиях, прогулках, а затем обсуждается в тактичных и ненавязчивых беседах руководителя по физическому воспитанию, воспитателей и психолога с родителями дошкольника.
Для родителей:
взрослый сам читает текст задания, методические рекомендации к нему, рассматривает рисунок, пробует выполнить задание;
обсуждает условия выполнения предложенного упражнения совместно с ребенком;
создает условия для выполнения упражнения, оговоренные в карточке-схеме, предлагает ребенку выполнить движения вместе;
оказывает помощь ребенку при выполнении упражнения, обеспечивает его страховку, осуществляет контроль его утомляемости;
критерием выполнения задания служит не только качественное выполнение ребенком того или иного движения, но и общая его удовлетворенность совместной с родителями и другими членами семьи деятельностью.
Таким образом, в ходе работы с карточками-схемами домашних заданий осуществляется взаимообратная преемственная связь в системе «руководитель по физвоспитанию—воспитатель—родители—дети—руководитель по физвоспитанию».
Знания, которыми необходимо владеть родителям для работы с карточками-схемами предлагаемых заданий:
— задания карточек-схем лучше выполнять перед или после вечерней прогулки;
вначале выполняют разминку: ходьба, бег, прыжки, несколько общеразвивающих упражнений (например, наклоны в стороны, повороты туловища, маховые движения руками и ногами, приседания, дыхательные упражнения и т. п.) — и только потом приступают к выполнению задания;
не следует стремиться к нагрузкам, значительно превышающим те, которые указаны в карточке-схеме. Важно, чтобы тренированность ребенка возрастала постепенно;
для предупреждения у ребенка переутомления, необходимо вести контроль его самочувствия, руководствуясь указанными признаками.