Картотека дидактических игр, используемых в процессе работы над грамматическими категориями имени существительного на уроках русского языка в начальной школе

1
1
Материал опубликован 19 June 2020

Тема урока

Класс

Вид дидактической игры

Название дидактической игры

Цель

Содержание

Примечание

Род имени существительного

2 класс

Словесный.

Групповая.

Чей ряд остановится раньше?

Цель: закрепить знания о родах имени существительного

Учащиеся называют предметы, которые находятся в кабинете

1 ряд - слова мужского рода;

2 ряд – среднего рода;

3 ряд – женского рода.



Игра проводится устно. При ответе каждый ребенок встает с места, поворачивается в поисках нужного предмета

Настольно-печатный.

Индивидуальная.

Найди лишнее

Цель: закрепить знания о родах имени существительного

Найдите «лишнее» слово, подчеркните его. Определите род существительных.

Морковь, свёкла, яблоня, огурец.

Карандаш, линейка, циркуль, портфель.

Солнце, туча, облако, поле, дерево.


Задание выполняется на напечатанных карточках

Игры с предметами.

Индивидуальная.

У каждого рода свой домик

Цель: закрепить знания о родах имени существительного

Учитель вызывает 3 учеников и дает им карточки с названием рода – «домики».

Остальным детям раздаются слова, записанные на карточках. По команде учителя, нужно выбежать со своим словом к доске и занять нужный домик.

(Пальто, снег, зима, озеро, пальма, мороз, ветер, стужа, облако, солнце, дерево, чай.)


Если в классе много детей, лучше разделить на их группы (можно по рядам).

Словесный.

Групповая.

Угадай слово

Цель: закрепить знания о родах имени существительного.

Класс делится на три команды. На доске записаны 3 столбика начальные и конечные буквы слов:

ПА…, ВО…Л, БО….ОК,

М … Е, БА … Р, ЗО…Т,

Б … Я, ВЕ…ЕР, МА…А.

(Пар, вокал, ботинок, море, базар, зонт, баня, ветер, мама,)

В команде каждый игрок должен написать существительное в тетрадь, определить род. Команда, которая выполняет первая, подбегает к доске и записывает пропущенные буквы и род. Другие команды проверяют.

Учитель следит за выполнением игровых правил, каждый ученик из команды должен написать в тетради слово и определить род имени существительного

3 класс

Словесный.

Индивидуальная.

Поймай своё слово

Цель: закрепить знания о родах имени существительного

Учитель диктует слова, девочки записывают существительные женского рода, а мальчики – существительные мужского рода.

 Чиж, мышь, плащ, стриж, дрожь, тушь, шалаш, ночь, тишь, лещ, помощь, грач, дочь, врач, калач, гараж, рожь, печь, ткач, трубач, речь, течь, вещь.

После того, как учитель прочитает слова, то проверяет и подсчитывает сколько девочек записало верно слова женского рода, и сколько мальчиков записало слова мужского рода.

В начале игры можно установить приз, например, мальчики целую неделю дежурят по классу за девочек.

Словесный.

Групповая.

Подбери пару

Цель: закрепление употребления в речи имен существительных в женском, мужском и среднем роде.

Класс делится на команды. На доске 3 столбика имен существительных мужского рода, обозначающих людей и животных:

ОТЕЦ… МУЖЧИНА… БЫК…

ОРЕЛ… ДЯДЯ…. КОЗЁЛ…

МЕДВЕДЬ… ТКАЧ… БАРАН…

БРАТ… МАЛЬЧИК… КОТ…

ВНУК… СОСЕД… ВОЛЧИЦА…

Каждая команда должна подобрать к существительному мужского рода парное существительное женского рода и записать справа, например: УЧЕНИК – УЧЕНИЦА. Баллы ставятся за правильные ответы.

Учитель следит за правильностью ответов. Нельзя считать такие пары : керосин -керосинка, мельник -мельница, кувшин – кувшинка, потому что слово имеют разное значение.

Словесный.
Индивидуальная.

Кто больше?

Цель: закрепление знаний о родах имени существительного.

Нужно назвать как можно больше существительных мужского, женского, среднего рода – названий предметов, которые находятся в классе. Побеждают те, кто запишет наибольшее число существительных.


Игру можно повторить, предложив детям найти и записать как можно существительных по большой сюжетной картине.

Словесный.

Индивидуальная.

Что не так?

Цель: закрепление умения изменять имена существительные по родам.

Учитель проговаривает слова, словосочетания и предложения. Ученики должны показать сигнальную карту, что означает «Есть ошибка!». Кто быстрее среагировал на наличие ошибки, тот её исправляет, объясняет и получает балл.

1)Кот пришла попить молока.

2)Медведица разбросал ветки в лесу.

3) Заяц выбрал морковку.

4) Сестра пошла гулять.

5) Папа побежала в магазин.

6)Крыса съел сыр.

11) Подруга одолжила журнал.

12) Мама пришел домой поздно.

Учитель должен следить за тем, чтобы дети исправляли род имени существительного, а не глагол.

Число имени существительного



2 класс

Игра с предметами.

Индивидуальная.

Один – Одна – Одно - Одни

Цель: закрепление употребления в речи существительных в единственном и множественном числе.


Учитель поочередно бросает детям мяч и называет слова:

карандаш - рука - колесо - сапоги;

фартук - шапка - яблоко - петухи;

конь - кровать - одеяло - машины;

чемодан - кастрюля - полотенце - волки.

Ребёнок, возвращая мяч, называет подходящее к названному слову слова: один, одна, одно, одни.

Мяч должен быть мягкий и легким.

Игры с предметами.

Парная.

Найди себе пару

Цель: закрепление употребления в речи существительных в единственном и множественном числе.


Учитель выдает картинки ученикам. Первой команде получает картинки с изображением одного предмета, а второй - нескольких. Ребенок из первой команды говорит: «У меня дерево». Из другой - «У меня деревья». Эти дети становятся рядом. И образуют пару.


Важно, чтобы каждый нашел пару.

Игра с предметами.

Индивидуальная.

Бросай слова

Цель: закрепление употребления в речи существительных в единственном и множественном числе.


Учитель, будет бросать мяч и называть слова, которые обозначают один предмет; ученик, бросая мяч обратно, будет называть слово, которое обозначает много предметов.


Мяч должен быть легким и мягким.

Словесный.

Индивидуальная.

Кто самый наблюдательный

Цель: закрепление употребления в речи существительных в единственном и множественном числе.


Дети должны посмотреть, что находиться вокруг, и назвать больше предметов полными предложениями. Первый ребенок называл в единственном числе, а второй повторял во множественном числе.

- Я вижу стол, окно, стул … -Я вижу столы, окна, стулья…


Учитель должен следить за правильностью ответов детей и помогать при затруднении.

3 класс

Настольно-печатное.

Индивидуальная.

Эстафета

Цель: закрепление умения изменять имена существительные по числам

Играет весь класс по вариантам. Каждый вариант получает карточку с существительными в единственном числе. Задача учащихся записать справа данное существительное во множественном числе. Каждый ученик записывает одно слово и передает карточку сидящему сзади. Последний ученик в варианте возвращает карточку учителю. Учитель проверяет работу и определяет победителей.

1 вариант:

Звено, полоз, крыло, сук, стул, ком.

2 вариант:

Перо, полено, друг, прут, клок, кол.

3 вариант:

Прут, брат, клин, ком, лист, колос.

4 вариант:

Сук, клок, стул, клин, крыло, сын.

5 вариант:

Брат, друг, колос, перо, прут, звено.

6 вариант:

Лист, полено, ком, полоз, кол, сук.


Учитель следит за исполнением правил игры и определяет победителя, подсчитывая баллы.

Словесный.

Индивидуальная.

Поединок знатоков

Цель: закрепление умения изменять имена существительные по числам

Соревнуются два ученика. Один из них получает карточку с существительными в единственном числе, другой – с существительными во множественном числе. Поединок ведется устно. Первый читает существительное в единственном числе, а второй изменяет число и называет это же существительное во множественном числе. Затем второй читает существительные во множественном числе, а первый игрок должен произнести их в единственном числе. Класс оценивает работу игроков.

1) утенок, кот, мышонок, тополь, щенок, улей, рог, пень, зеркало, сосед;
2) цыплята, стулья, края, поленья, сны, поросята, перья, жеребята, дни, звенья.

Учитель контролирует весь класс, чтобы не отвлекались.

Словесный.

Групповая.

Сосчитай правильно

Цель: закрепление умения изменять имена существительные по числам

Класс делится на команды. На доске записаны названия предметов. Задача команд: правильно назвать число одного из названных предметов от 1 до 6, например: одно яблоко, два яблока и т.д. побеждает команда, допустившая меньшее число ошибок.

Яблоко, место, озеро, помидор, солдат, простыня, килограмм, оладья, цапля, туфля, щенок, гусенок, полотенце, блюдце, лимон.

Учитель подсчитывает баллы за правильность и определяет победителя.

Настольно – печатный.

Индивидуальная.

Что растет в лесу?

Цель: образование формы множественного числа имени существительного

На доску вывешивается сюжетная картинка «Лес», дети рассматривают картинку, а учитель постепенно вывешивает вокруг картинки карточки предметов в единственном числе (дуб, сосна, береза, гриб, цветок и т.д). Ученики должны написать значение картинок во множественном числе, так же на тему «Лес» написать еще слов. Победит тот, кто больше напишет, за определенное количество времени, больше слов.

Можно назначить награду, для мотивации учеников.

Падеж имени Существительного



3 класс

Настольно-печатный.

Групповая.

Во всех падежах

Цель: закрепление знания о падежах имени существительного.

Класс делится на много маленьких, по численности, команд. На доске в два столбика записаны пословицы со словами дело и труд во всех падежах.

Ученики должны определить и обозначить падеж слов дело и труд в каждой из пословиц.

 

1. От слова до дела – целая верста. И умен, и пригож, и в деле гож. Велик телом, да мал делом. Дело шуток не любит. От скуки бери дело в руки. Делу – время, потехе – час.

2. Белые ручки чужой труд любят. Труд кормит, а лень портит. Дерево ценно плодом, а человек – трудом. Суди о человеке по его труду. Без труда жить – только небо коптить. В труде рождаются герои


Побеждает та команда, которая выполнит задание быстро и правильно.

Учитель проверяет и оценивает работу команд.

Игра с предметами.

Групповая.

Кто что любит?

Цель: закрепление употребления в речи имен существительных в родительном падеже единственного числа.


Учитель делит ребят на две группы. Одной группе дает картинки с животными, второй – то что любят эти животные.

Предлагается ответить на вопрос: кто что любит?

Кошка любит. (молоко).

Собака любит. (кость).

Корова любит. (траву).

Медведь любит. (мёд).

Заяц любит. (морковку).

Волк любит. (мясо).

Когда дети находят пару, они создают простые предложения с значением картинок и определяют у имен существительных падежи. Пара, которая выполнила задание первая, встает первая. Дальше пары, которые будут выполнять задания встают за ними, образуя «ручеёк».


Наглядно-печатный.

Групповая.

Кому что нужно?

Цель: закрепление употребления в речи имен существительных в дательном падеже единственного числа.

Учитель делит класс на команды.

На наборном полотне выставлены картинки с изображением лиц разных профессий и животных. Учитель раскладывает перед детьми предметные картинки и предлагает ответить на вопрос «кому что нужно?», сгруппировав картинки соответствующим образом:

а) человеку какой профессии нужны эти предметы:

игла, бинт, указка, ножницы, малярная кисть, лекарство, краски, скрипка, кастрюля, белый халат, поварской колпак, метла, лопата.

б) Какому животному нужна такая еда:

морковка, трава, молоко, овёс, рыба, желуди, мёд, орехи, зерно, сено.

Побеждает та команда, в которой будет меньше ошибок.

Команды должны быть равнозначными по силе.

4 класс

Словесный.

Индивидуальная.

Кто быстрее?

Цель: закрепление знания падежей имени существительного.

В игре принимает участие весь класс. На доске дается текст стихотворения:

Дорожка

Дорожка домой
Мне мила с детских лет.
Дорожки знакомой
Красивее нет.
И если б зашел я
Не знаю куда,
Дорожку домой
Отыскал бы всегда.
На этой дорожке
И в трудные дни
Я пел бы без устали
Песни свои.

Учитель предлагает детям определить падежи слова дорожка и указать, каких падежей не хватает в этом стихотворении. Побеждает тот, кто первым правильно укажет недостающие падежи.

Учитель проверяет на правильность ответы и определяет победителя.

Настольно-печатный.

Групповая.

Эстафета

Цель: закрепление знания падежей имени существительного.

В игре участвует весь класс, разбитый на 3 команды (по рядам). Каждый ряд получает карточку со словосочетаниями по числу учащихся. Каждый ученик должен письменно определить падеж одного существительного и передать карточку соседу или сидящему сзади. Последний в ряду возвращает карточку учителю.

Растет на дереве, сидит за партой, поднялся в воздух, встретил брата, подарил товарищу, шли по дороге, поставил на стол, закрыл кран, зашел к другу, вышел за город, горжусь Родиной, мечтаю о походе, жил за рекой, любовался природой.

Учитель смотрит правильность ответов. Ученики не должны общаться между собой.

Настольно-печатный.

Индивидуальная.

Найди лишнее слово

Цель: закрепление знания падежей имени существительного.

Учитель предлагает ребятам, найти лишнее слово (по склонению). Выигрывает тот, кто быстрее и правильнее вычислил лишние слова и составил из этих слов рассказ.

Речь, весть, просека, лесть

Тропинка, ручка, береза, рот

Вася, Петербург, поезд, вокзал.

Отвага, капель, жалость, жимолость.

Кадетство, путешествие, достояние, техника.

Народ, остров, копилка, ум.


Сочинение победителя вывешивается на стенд (классный уголок) в классе.

Игра с предметами.

Индивидуальная.

Мяч

Цель: закрепление знания о падежах имени существительного.

Учитель, будет бросать мяч и называть простые словосочетания или вопросы падежей; ученик, бросая мяч обратно, будет называть падеж имени существительного,

Учитель может запутывать детей, вместо словосочетания назвать падеж, а ребенок должен придумать словосочетание используя сказанный падеж.



в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии

Ольга Николаевна, спасибо за интересный материал!!! Приглашаю Вас на мою страничку!!!

19 June 2020