12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Коробова Ольга Николаевна24
0

Особенности использования дидактических игр в процессе работы над грамматическими категориями имен существительного на уроках русского языка в начальной общеобразовательной школы

Особенности использования дидактических игр в процессе работы над грамматическими категориями имен существительного на уроках русского языка в начальной общеобразовательной школы


Русский язык занимает важное место в системе школьных предметов, поскольку является не только объектом, но и средством обучения: на уроках русского языка учащиеся приобретают необходимые умения и навыки, с помощью которых они овладевают знаниями по другим предметам. Этим определяется важность и необходимость изучения русского языка, ориентированного на решение таких актуальных задач, как языковое, нравственное, интеллектуальное и речевое развитие учащихся.

Обучение русскому языку в начальных классах характеризуется усвоением младшими школьниками большого количества грамматического материала, в котором значительное место занимает изучение темы «Имя существительное», так как это ведёт к языковому и речевому развитию школьников. Работа над данной темой представляет собой длительный целенаправленный процесс рассмотрения обобщённого лексического значения и грамматических категорий имени существительного, который протекает с 1 по 4 класс.

Изучение имени существительного и его категориальных грамматических особенностей является важной частью школьной программы по русскому языку и сопровождает обучающихся от начальной школы до старших классов ввиду сложности и неоднозначности предмета, обилия исключений и нюансов. Грамматические категории оказываются одними из самых сложных для понимания современными школьниками особенностей её исторического развития.

Поскольку изучение грамматических категорий имени существительного - одна из самых трудных тем в начальных классах, на уроках русского языка в процессе работы над этой темой важно использование дидактических игр.

Для младшего школьника дидактическая игра является наиболее подходящей формой обучения. На уроках в начальной общеобразовательной школе он пишет, читает, отвечает на вопросы, но эта работа не затрагивает его мыслей, не вызывает интереса. Ученик пассивен, а такое восприятие и усвоение материала не может иметь прочные знания.

Игра - серьёзное занятие, в котором обучающийся усваивает и преобразует действительность. Для ребёнка игра - это действительность гораздо более интересная, чем та действительность, которая его окружает. В игре ребёнок - уже более самостоятельный человек, который пробует свои силы и распоряжается своими действиями.

Исследователи, которые рассматривают имя существительное с разных ракурсов, определяют общее, одинаковое значение имени существительного – предметное, поскольку они выражают отвлечённые свойства и качества самостоятельно, независимо от тех предметов, явлений или понятий, которым эти свойства присущи. При этом главное в имени существительном - грамматическая категория рода, числа и падежа.

Необходимым признаком грамматической категории имени существительного является единство выражения грамматического значения в системе грамматических форм, поэтому каждая грамматическая категория - это сложная структура, объединяющая ряды противопоставленных друг другу форм. Работать с именами существительными и уметь определять их грамматические признаки – это то, чему ребёнок должен научиться в начальной школе, а лучшему усвоению новых знаний по данной теме служит использование дидактических игр в педагогической работе.

Игры используются в качестве игрового приёма в процессе обучения младших школьников. С их помощью удаётся углубить и закрепить полученные знания, развить приобретённые ими навыки.

Основой дидактической игры является творческая учебная деятельность учащихся, находящаяся в тесной связи с другими видами учебной работы, где обучающее воздействие оказывает дидактический материал. Игровые действия направляют активность учащихся в определённое русло учебного процесса, а игровые приёмы и ситуации выступают как средство стимулирования учащихся к учебной работе.

Дидактическая игра является эффективным средством формирования личности младшего школьника, это вид учебных занятий, организуемых в виде учебных игр, реализующих ряд принципов игрового, активного обучения и отличающихся наличием правил, фиксированной структуры игровой деятельности и системой оценивания.

Дидактические игры, на разных этапах и уроках в целом, нужно проводить, потому что дети легче усваивают материал и очень активны, особенно когда изучают существительные, потому что в русском языке, это самая сложная тема.
Таким образом, игра - это незаменимый инструмент в развитии личности младшего школьника, с помощью игры можно повысить интерес к русскому языку и сделать этот предмет более живым и увлекательным, поэтому использование дидактических игр необходимо не только на уроках русского языка, но и на других уроках.

Исходя из выше сказанного, можно сделать вывод о том, что проведение дидактических игр необходимо в начальной общеобразовательной школе, их целесообразно использовать на разных уроках, этапах уроках русского языка, включать в них различные виды деятельности школьников, применять игры при изучении сложного, трудного для понимания материала. Необходимо разрабатывать целые комплексы игр по конкретным темам для их систематизированного использования.



Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.