Особенности использования дидактических игр в процессе работы над грамматическими категориями имен существительного на уроках русского языка в начальной общеобразовательной школы
Особенности использования дидактических игр в процессе работы над грамматическими категориями имен существительного на уроках русского языка в начальной общеобразовательной школы
Русский язык занимает важное место в системе школьных предметов, поскольку является не только объектом, но и средством обучения: на уроках русского языка учащиеся приобретают необходимые умения и навыки, с помощью которых они овладевают знаниями по другим предметам. Этим определяется важность и необходимость изучения русского языка, ориентированного на решение таких актуальных задач, как языковое, нравственное, интеллектуальное и речевое развитие учащихся.
Обучение русскому языку в начальных классах характеризуется усвоением младшими школьниками большого количества грамматического материала, в котором значительное место занимает изучение темы «Имя существительное», так как это ведёт к языковому и речевому развитию школьников. Работа над данной темой представляет собой длительный целенаправленный процесс рассмотрения обобщённого лексического значения и грамматических категорий имени существительного, который протекает с 1 по 4 класс.
Изучение имени существительного и его категориальных грамматических особенностей является важной частью школьной программы по русскому языку и сопровождает обучающихся от начальной школы до старших классов ввиду сложности и неоднозначности предмета, обилия исключений и нюансов. Грамматические категории оказываются одними из самых сложных для понимания современными школьниками особенностей её исторического развития.
Поскольку изучение грамматических категорий имени существительного - одна из самых трудных тем в начальных классах, на уроках русского языка в процессе работы над этой темой важно использование дидактических игр.
Для младшего школьника дидактическая игра является наиболее подходящей формой обучения. На уроках в начальной общеобразовательной школе он пишет, читает, отвечает на вопросы, но эта работа не затрагивает его мыслей, не вызывает интереса. Ученик пассивен, а такое восприятие и усвоение материала не может иметь прочные знания.
Игра - серьёзное занятие, в котором обучающийся усваивает и преобразует действительность. Для ребёнка игра - это действительность гораздо более интересная, чем та действительность, которая его окружает. В игре ребёнок - уже более самостоятельный человек, который пробует свои силы и распоряжается своими действиями.
Исследователи, которые рассматривают имя существительное с разных ракурсов, определяют общее, одинаковое значение имени существительного – предметное, поскольку они выражают отвлечённые свойства и качества самостоятельно, независимо от тех предметов, явлений или понятий, которым эти свойства присущи. При этом главное в имени существительном - грамматическая категория рода, числа и падежа.
Необходимым признаком грамматической категории имени существительного является единство выражения грамматического значения в системе грамматических форм, поэтому каждая грамматическая категория - это сложная структура, объединяющая ряды противопоставленных друг другу форм. Работать с именами существительными и уметь определять их грамматические признаки – это то, чему ребёнок должен научиться в начальной школе, а лучшему усвоению новых знаний по данной теме служит использование дидактических игр в педагогической работе.
Игры используются в качестве игрового приёма в процессе обучения младших школьников. С их помощью удаётся углубить и закрепить полученные знания, развить приобретённые ими навыки.
Основой дидактической игры является творческая учебная деятельность учащихся, находящаяся в тесной связи с другими видами учебной работы, где обучающее воздействие оказывает дидактический материал. Игровые действия направляют активность учащихся в определённое русло учебного процесса, а игровые приёмы и ситуации выступают как средство стимулирования учащихся к учебной работе.
Дидактическая игра является эффективным средством формирования личности младшего школьника, это вид учебных занятий, организуемых в виде учебных игр, реализующих ряд принципов игрового, активного обучения и отличающихся наличием правил, фиксированной структуры игровой деятельности и системой оценивания.
Дидактические игры, на разных этапах и уроках в целом, нужно проводить, потому что дети легче усваивают материал и очень активны, особенно когда изучают существительные, потому что в русском языке, это самая сложная тема.
Таким образом, игра - это незаменимый инструмент в развитии личности младшего школьника, с помощью игры можно повысить интерес к русскому языку и сделать этот предмет более живым и увлекательным, поэтому использование дидактических игр необходимо не только на уроках русского языка, но и на других уроках.
Исходя из выше сказанного, можно сделать вывод о том, что проведение дидактических игр необходимо в начальной общеобразовательной школе, их целесообразно использовать на разных уроках, этапах уроках русского языка, включать в них различные виды деятельности школьников, применять игры при изучении сложного, трудного для понимания материала. Необходимо разрабатывать целые комплексы игр по конкретным темам для их систематизированного использования.