Картотека дидактических игр своими руками, направленных на развитие восприятия формы предмета и геометрических фигур у детей второй младшей группы.

2
0
Материал опубликован 30 March 2022 в группе

Воспитатель МДОУ «Детский сад №18 д. Казанцево»

Мищенко Ксения Борисовна

Картотека дидактических игр своими руками направленных на развитие восприятия формы предмета и геометрических фигур у детей второй младшей группы.

Актуальность

Огромную роль в умственном воспитании и в развитии интеллекта ребёнка играет математика. Математика обладает уникальным развивающим эффектом. Ее изучение способствует развитию памяти, речи, воображения, эмоций; формирует настойчивость, терпение, творческий потенциал личности. Обучение математике детей дошкольного возраста немыслимо без использования игр.

В дошкольном возрасте игра имеет важнейшее значение. В играх нет реальной обусловленности обстоятельствами, пространством, временем. Дети – творцы настоящего и будущего. В этом заключается обаяние игры. В игре ребенок делает открытия того, что давно известно взрослому. Дети не ставят в игре каких-либо иных целей, чем играть. Руководя игрой, организуя жизнь детей в игре, воспитатель воздействует на все стороны развития личности ребенка: на чувства, на сознание, на волю и на поведение в целом. В игре ребенок приобретает новые знания, умения, навыки. Игры, способствующие развитию восприятия, внимания, памяти, мышления, развитию творческих способностей, направлены на умственное развитие дошкольника в целом.

Цель: закрепить представления детей о геометрических формах, цветах, упражнять в их назывании.

Задачи:

1. Учить детей различать и называть известные геометрические фигуры: круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, овал и группировать их по цвету. Совершенствовать умение определять положение геометрических фигур по отношению друг к другу.  Ориентироваться на плоскости.

2. Развивать зрительное внимание, память, наблюдательность. 

3. Воспитывать усидчивость, умение работать самостоятельно и в коллективе.


Дидактические игры – это вид игр с правилами, которые специально созданы для обучения. Хотя они предназначены для обучения детей, в то же время, в них реализуется воспитательное и развивающее влияние игровой деятельности. Структура дидактической игры основана на взаимосвязи пяти основных компонентов: дидактической задачи, игровой задачи, игровых действий, правил игры, результата (подведения итогов).

При использовании дидактических игр широко применяются различные предметы и наглядный материал, который способствует тому, что занятия проходят в веселой, занимательной и доступной форме. Для формирования элементарных математических представлений у дошкольников используются следующие виды дидактических игр:

- Игры на количество и счет. Задача этих игр – способствовать закреплению количества предметов.

- Игры на закрепление формы предмета. В этих играх дети учатся различать, группировать предметы по форме, вставлять предметы данной формы в соответствующие для них отверстия.

- Игры на закрепление величины предмета. Эти игры учат детей различать, чередовать, группировать предметы по величине.

- Игры на ориентировку в пространстве. Эти игры направлены на определение положения предмета по отношению к себе, развивают умение двигаться в заданном направлении.

- Игры на ориентировку во времени. Эти игры расширяют представления о частях суток, их последовательности; учат ориентироваться в последовательности названий ближайших дней.

Описание игры.  Предназначена для воспитателей второй младшей и средней групп, а также для дошкольников от 3 до 5 лет. Игры может быть легко выполнены родителями и использоваться дома для обучения работы со схемами, развития у ребёнка внимания, образного мышления, воспитания усидчивости.

Формы проведения:

Совместная деятельность воспитателя с детьми

Индивидуальная работа с детьми

Свободная самостоятельная деятельность самих детей

Результативность: Дети развивают мышление, закрепляют название геометрических фигур, цвета.


Из чего состоит игра: геометрические фигуры (круг, квадрат, прямоугольник, треугольник, овал) разных цветов и 43 карточки-схемы, изготовлены мною самостоятельно.


t1648670062aa.jpg


Картотека данных игр разработана таким образом, что играть в них дети могут самостоятельно, т.к. правила выполнения четко обозначены на карточках.


Перед тем, как ребята приступят играть с геометрическими фигурами, можно ненавязчиво предложить им сыграть в первую очередь в одну из игр «Обведи фигуру». Поздороваться с «геометрическими человечками» математического уголка. Этим самым они повторят названия фигур и вспомнят, как они выглядят, чтобы с легкостью решать все последующие карточки.

Дидактические игры

1. «Обведи фигуру»

Цель: Познакомить детей с пятью формами: кругом, квадратом, треугольником, овалом и прямоугольником. Учить обследовать геометрические фигуры (обводить пальцем контуры, называя их).

Материал: картонные листы с изображением круглого, квадратного, треугольного, овального и прямоугольного человечков разных цветов.

Ход игры: дети берут каждый по листу с фигурой и здороваются с ней, обводя ее пальчиком.

Воспитатель:» Что это за фигура, как она называется?»

Ребенок: «Круг!» и обводит туловище пальчиком

Воспитатель: «Всё верно, а какие у нее ручки, глазки, ротик, носик

Ребенок: «Круглые ручки , круглые глазки, круглый ротик, круглый носик», тоже обводя их пальчиком.

Воспитатель: « Правильно, а какого цвета круг?»

Ребенок: « Красный.»

И так по порядку здороваются с остальными фигурами.

t1648670062ab.jpg

Итог игры: дети поздоровались со всеми человечками математического уголка!

2. «Геометрическая мозаика. Составь картинку!»

Цель: закрепить знания о геометрических фигурах (треугольнике, круге,  квадрате, овале, прямоугольнике), об основных цветах, величине (большой - маленький); формировать умение создавать образ предмета из геометрических форм.

Материал: Большие карточки с изображением предметов составленных из  геометрических фигур разной формы, цвета и размера, набор геометрических фигур.

Ход игры: Дети рассматривают образец картинок и называют из каких геометрических фигур составлено изображение, затем выкладывают такую же из геометрических фигур либо на карточке, либо на столе, по желанию. Можно усложнить задание и попросить ребенка выложить предмет из геометрических фигур по памяти или предложить из данных геометрических фигур выложить  изображение по замыслу.

Также можно предложить приклеить выложенные фигуры, получиться геометрическая аппликация.

t1648670062ac.jpgt1648670062ad.jpg

Итог игры: у нас получились красивые картинки!

4.  «Создай пару »

Цель: Закрепить название геометрических фигур, умение находить предмет нужной формы. Создать вторую.

Материал: Парные карточки в виде варежек, шапки, шарфа. На одной из них наклеены геометрические фигуры разной формы, цвета и размера, а вторая пустая; набор геометрических фигур.

Ход игры: На столе лежат вырезанные из картона рукавички 2 штуки (шапка 2 штуки, шарф 2 штуки), на одной из которой уже изображены, например, круг, квадрат, треугольник определенного цвета. А вторая пара руковичек без узоров, они должны создать ей парную рукавичку, ориентируясь на первую, используя вырезанные геометрические фигуры разных цветов. Эта игра полезна также и тем, что предполагает живое общение детей, при котором активизируется речь.


t1648670062ae.jpg


t1648670062af.jpg t1648670062ag.jpg


Также дети могут самостоятельно украсить вещи, которые без узоров.


t1648670062ah.jpg t1648670062ai.jpg


t1648670062aj.jpg


Итог игры: Дети украсили рукавички, шапку и шарфик!


5. «Найди заплатку»

Цель: Развитие внимания, логического мышления и зрительного восприятия у детей 3-4 лет. Закрепление умения находить геометрическую фигуру определенного размера и цвета. Найти недостающую часть по форме и цвету и "починить" одежду.

Материал: Вырезанная из картона одежда ( юбка, платье, шорты, футболка, носок) с прорезями разной формы; набор геометрических фигур.

Ход игры: Дети раскладывают перед собой заготовки одежды и набор геометрических фигур. Находят нужную заплатку.

t1648670062ak.jpg

Итог игры: Всю одежду «починили»!!

6. «Закрой окна в доме» 

Цель: учить детей подбирать соответствующие «окна»; развивать у детей логическое мышление; развивать внимание; закрепить знание геометрических фигур; воспитывать усидчивость.

Материал: домики основных цветов, изготовленные из картона с вырезанными окошками; набор геометрических фигур.

Ход игры: На столах лежат разноцветные домики с окошками разной формы. Дети находят нужную фигуру и закрывают окошко.


t1648670062al.jpg


Итог игры: Все окна в домиках закрыты!


6. «Продолжи ряд»

Цель: Учить детей совершать мыслительные операциипродолжать ряды геометрических фигур по образцу; закреплять знания геометрических фигур.

Материал: математические карточки с геометрическими рядами и набор геометрических фигур.

Ход игры: На карточках изображены геометрические ряды, которые не повторяются. Дети должны выбрать карточку, внимательно рассмотреть нарисованный на ней ряд фигур и продолжить его, используя раздаточный материал.


t1648670062am.jpg


Итог игры: геометрические ряды закончены до конца! Также подобную игру можно сыграть с «Весёлыми гусеницами», продолжив их цветовой ряд. t1648670062an.jpgИли создать свою гусеницу из понравившихся цветов. А также поиграть с напарником: дети выкладывают начало гусеницы 2-3 фигуры определенного цвета и меняются с соседом карточками, продолжая ряд до конца. t1648670062ao.jpgИтог игры: «Веселые гусеницы» окрасились в цвет! 7. «На что похож предмет?» Цель: Учить детей находить предмет определенной формы с использованием геометрических фигур-образцов.

Материал: математические карточки с изображением различных предметов, набор геометрических фигур.

Ход игры: Перед детьми представлены 24 карточки - картинки различной формы: мяч, апельсин, колесо, арбуз, солнце, колесо - круглой формы; флажок, елка, пирамидка, шапка, морковка - треугольной формы; книжка, шкаф, окно, чемодан, коробок – прямоугольной формы; шишка, шарик, слива, эскимо, конфета – овальной формы; картина, подушка, коробка – квадратной формы. Обводя пальчиком силуэты предметов, определяют какой формы предметы и кладут под нужную геометрическую фигуру.

Также это игра – раскраска, понравившиеся картинки по итогу игры дети раскрашивают.


t1648670062ap.jpg


Итог игры: все картинки нашли свою фигуру!

8. «Создай квадрат- «близнец»!»

ЦельЗакрепить название геометрических фигур, умение находить предмет нужной формы. Заполнить второй квадрат, ориентируясь по вертикальным и горизонтальным рядам.

Материал: Парные карточки в виде квадратов. На одном из них наклеены геометрические фигуры разной формы, цвета и размера, а второй пустой; набор геометрических фигур.

Ход игры: На столе лежат вырезанные из картона квадраты, на одном из которого уже изображены, например, круг, квадрат, треугольник определенного цвета, а второй пустой. Дети должны создать копию квадрату, ориентируясь по клеткам, используя вырезанные геометрические фигуры разных цветов.


t1648670062aq.jpgИтог игры: квадрат – «близнец» готов! 9. «Лабиринт»

ЦельЗакрепить название геометрических фигур, цветов. Развивать глазомер, умение сосредоточиться, ориентироваться на плоскости и координацию движения. Помочь фигурам с верхнего ряда перебраться на нижний.

Материал: Карточка с изображением лабиринта и набор геометрических фигур.

Ход игры: На карточке изображен лабиринт. Началом выступают геометрические фигуры с верхнего ряда (например оранжевый овал), ребенок начиная от данной фигуры проводит пальчиком по запутанной линии и находит ее конец в нижнем ряд, и ставит туда такую же фигуру (оранжевый овал).


t1648670062ar.jpgИтог игры: геометрические фигуры с верхнего ряда перебрались на нижний ряд! Литература

1. Султанова М. Н. Путешествие в страну математики: методические рекомендации к дидактическим играм / М. Н. Султанова. М.: Вентана-Граф, 2011. - 88 с.

2. Султанова М. Н. Путешествие в страну математики: методическое пособие для воспитателей в средней группы детского сада / М. Н. Султанова. М.: Вентана-Граф, 2011. - 88 с.

3. ttp://ped-kopilka.ru



в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментарии на этой странице отключены автором.