Картотека дидактических игр своими руками, направленных на развитие восприятия формы предмета и геометрических фигур у детей второй младшей группы.
Воспитатель МДОУ «Детский сад №18 д. Казанцево»
Мищенко Ксения Борисовна
Картотека дидактических игр своими руками направленных на развитие восприятия формы предмета и геометрических фигур у детей второй младшей группы.
Актуальность
Огромную роль в умственном воспитании и в развитии интеллекта ребёнка играет математика. Математика обладает уникальным развивающим эффектом. Ее изучение способствует развитию памяти, речи, воображения, эмоций; формирует настойчивость, терпение, творческий потенциал личности. Обучение математике детей дошкольного возраста немыслимо без использования игр.
В дошкольном возрасте игра имеет важнейшее значение. В играх нет реальной обусловленности обстоятельствами, пространством, временем. Дети – творцы настоящего и будущего. В этом заключается обаяние игры. В игре ребенок делает открытия того, что давно известно взрослому. Дети не ставят в игре каких-либо иных целей, чем играть. Руководя игрой, организуя жизнь детей в игре, воспитатель воздействует на все стороны развития личности ребенка: на чувства, на сознание, на волю и на поведение в целом. В игре ребенок приобретает новые знания, умения, навыки. Игры, способствующие развитию восприятия, внимания, памяти, мышления, развитию творческих способностей, направлены на умственное развитие дошкольника в целом.
Цель: закрепить представления детей о геометрических формах, цветах, упражнять в их назывании.
Задачи:
1. Учить детей различать и называть известные геометрические фигуры: круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, овал и группировать их по цвету. Совершенствовать умение определять положение геометрических фигур по отношению друг к другу. Ориентироваться на плоскости.
2. Развивать зрительное внимание, память, наблюдательность.
3. Воспитывать усидчивость, умение работать самостоятельно и в коллективе.
Дидактические игры – это вид игр с правилами, которые специально созданы для обучения. Хотя они предназначены для обучения детей, в то же время, в них реализуется воспитательное и развивающее влияние игровой деятельности. Структура дидактической игры основана на взаимосвязи пяти основных компонентов: дидактической задачи, игровой задачи, игровых действий, правил игры, результата (подведения итогов).
При использовании дидактических игр широко применяются различные предметы и наглядный материал, который способствует тому, что занятия проходят в веселой, занимательной и доступной форме. Для формирования элементарных математических представлений у дошкольников используются следующие виды дидактических игр:
- Игры на количество и счет. Задача этих игр – способствовать закреплению количества предметов.
- Игры на закрепление формы предмета. В этих играх дети учатся различать, группировать предметы по форме, вставлять предметы данной формы в соответствующие для них отверстия.
- Игры на закрепление величины предмета. Эти игры учат детей различать, чередовать, группировать предметы по величине.
- Игры на ориентировку в пространстве. Эти игры направлены на определение положения предмета по отношению к себе, развивают умение двигаться в заданном направлении.
- Игры на ориентировку во времени. Эти игры расширяют представления о частях суток, их последовательности; учат ориентироваться в последовательности названий ближайших дней.
Описание игры. Предназначена для воспитателей второй младшей и средней групп, а также для дошкольников от 3 до 5 лет. Игры может быть легко выполнены родителями и использоваться дома для обучения работы со схемами, развития у ребёнка внимания, образного мышления, воспитания усидчивости.
Формы проведения:
Совместная деятельность воспитателя с детьми
Индивидуальная работа с детьми
Свободная самостоятельная деятельность самих детей
Результативность: Дети развивают мышление, закрепляют название геометрических фигур, цвета.
Из чего состоит игра: геометрические фигуры (круг, квадрат, прямоугольник, треугольник, овал) разных цветов и 43 карточки-схемы, изготовлены мною самостоятельно.
Картотека данных игр разработана таким образом, что играть в них дети могут самостоятельно, т.к. правила выполнения четко обозначены на карточках.
Перед тем, как ребята приступят играть с геометрическими фигурами, можно ненавязчиво предложить им сыграть в первую очередь в одну из игр «Обведи фигуру». Поздороваться с «геометрическими человечками» математического уголка. Этим самым они повторят названия фигур и вспомнят, как они выглядят, чтобы с легкостью решать все последующие карточки.
Дидактические игры
1. «Обведи фигуру»
Цель: Познакомить детей с пятью формами: кругом, квадратом, треугольником, овалом и прямоугольником. Учить обследовать геометрические фигуры (обводить пальцем контуры, называя их).
Материал: картонные листы с изображением круглого, квадратного, треугольного, овального и прямоугольного человечков разных цветов.
Ход игры: дети берут каждый по листу с фигурой и здороваются с ней, обводя ее пальчиком.
Воспитатель:» Что это за фигура, как она называется?»
Ребенок: «Круг!» и обводит туловище пальчиком
Воспитатель: «Всё верно, а какие у нее ручки, глазки, ротик, носик?»
Ребенок: «Круглые ручки , круглые глазки, круглый ротик, круглый носик», тоже обводя их пальчиком.
Воспитатель: « Правильно, а какого цвета круг?»
Ребенок: « Красный.»
И так по порядку здороваются с остальными фигурами.
Итог игры: дети поздоровались со всеми человечками математического уголка!
2. «Геометрическая мозаика. Составь картинку!»
Цель: закрепить знания о геометрических фигурах (треугольнике, круге, квадрате, овале, прямоугольнике), об основных цветах, величине (большой - маленький); формировать умение создавать образ предмета из геометрических форм.
Материал: Большие карточки с изображением предметов составленных из геометрических фигур разной формы, цвета и размера, набор геометрических фигур.
Ход игры: Дети рассматривают образец картинок и называют из каких геометрических фигур составлено изображение, затем выкладывают такую же из геометрических фигур либо на карточке, либо на столе, по желанию. Можно усложнить задание и попросить ребенка выложить предмет из геометрических фигур по памяти или предложить из данных геометрических фигур выложить изображение по замыслу.
Также можно предложить приклеить выложенные фигуры, получиться геометрическая аппликация.
Итог игры: у нас получились красивые картинки!
4. «Создай пару »
Цель: Закрепить название геометрических фигур, умение находить предмет нужной формы. Создать вторую.
Материал: Парные карточки в виде варежек, шапки, шарфа. На одной из них наклеены геометрические фигуры разной формы, цвета и размера, а вторая пустая; набор геометрических фигур.
Ход игры: На столе лежат вырезанные из картона рукавички 2 штуки (шапка 2 штуки, шарф 2 штуки), на одной из которой уже изображены, например, круг, квадрат, треугольник определенного цвета. А вторая пара руковичек без узоров, они должны создать ей парную рукавичку, ориентируясь на первую, используя вырезанные геометрические фигуры разных цветов. Эта игра полезна также и тем, что предполагает живое общение детей, при котором активизируется речь.
Также дети могут самостоятельно украсить вещи, которые без узоров.
Итог игры: Дети украсили рукавички, шапку и шарфик!
5. «Найди заплатку»
Цель: Развитие внимания, логического мышления и зрительного восприятия у детей 3-4 лет. Закрепление умения находить геометрическую фигуру определенного размера и цвета. Найти недостающую часть по форме и цвету и "починить" одежду.
Материал: Вырезанная из картона одежда ( юбка, платье, шорты, футболка, носок) с прорезями разной формы; набор геометрических фигур.
Ход игры: Дети раскладывают перед собой заготовки одежды и набор геометрических фигур. Находят нужную заплатку.
Итог игры: Всю одежду «починили»!!
6. «Закрой окна в доме»Цель: учить детей подбирать соответствующие «окна»; развивать у детей логическое мышление; развивать внимание; закрепить знание геометрических фигур; воспитывать усидчивость.
Материал: домики основных цветов, изготовленные из картона с вырезанными окошками; набор геометрических фигур.
Ход игры: На столах лежат разноцветные домики с окошками разной формы. Дети находят нужную фигуру и закрывают окошко.
Итог игры: Все окна в домиках закрыты!
Цель: Учить детей совершать мыслительные операции: продолжать ряды геометрических фигур по образцу; закреплять знания геометрических фигур.
Материал: математические карточки с геометрическими рядами и набор геометрических фигур.
Ход игры: На карточках изображены геометрические ряды, которые не повторяются. Дети должны выбрать карточку, внимательно рассмотреть нарисованный на ней ряд фигур и продолжить его, используя раздаточный материал.
Материал: математические карточки с изображением различных предметов, набор геометрических фигур.
Ход игры: Перед детьми представлены 24 карточки - картинки различной формы: мяч, апельсин, колесо, арбуз, солнце, колесо - круглой формы; флажок, елка, пирамидка, шапка, морковка - треугольной формы; книжка, шкаф, окно, чемодан, коробок – прямоугольной формы; шишка, шарик, слива, эскимо, конфета – овальной формы; картина, подушка, коробка – квадратной формы. Обводя пальчиком силуэты предметов, определяют какой формы предметы и кладут под нужную геометрическую фигуру.
Также это игра – раскраска, понравившиеся картинки по итогу игры дети раскрашивают.
Итог игры: все картинки нашли свою фигуру!
8. «Создай квадрат- «близнец»!»Цель: Закрепить название геометрических фигур, умение находить предмет нужной формы. Заполнить второй квадрат, ориентируясь по вертикальным и горизонтальным рядам.
Материал: Парные карточки в виде квадратов. На одном из них наклеены геометрические фигуры разной формы, цвета и размера, а второй пустой; набор геометрических фигур.
Ход игры: На столе лежат вырезанные из картона квадраты, на одном из которого уже изображены, например, круг, квадрат, треугольник определенного цвета, а второй пустой. Дети должны создать копию квадрату, ориентируясь по клеткам, используя вырезанные геометрические фигуры разных цветов.
Цель: Закрепить название геометрических фигур, цветов. Развивать глазомер, умение сосредоточиться, ориентироваться на плоскости и координацию движения. Помочь фигурам с верхнего ряда перебраться на нижний.
Материал: Карточка с изображением лабиринта и набор геометрических фигур.
Ход игры: На карточке изображен лабиринт. Началом выступают геометрические фигуры с верхнего ряда (например оранжевый овал), ребенок начиная от данной фигуры проводит пальчиком по запутанной линии и находит ее конец в нижнем ряд, и ставит туда такую же фигуру (оранжевый овал).
1. Султанова М. Н. Путешествие в страну математики: методические рекомендации к дидактическим играм / М. Н. Султанова. М.: Вентана-Граф, 2011. - 88 с.
2. Султанова М. Н. Путешествие в страну математики: методическое пособие для воспитателей в средней группы детского сада / М. Н. Султанова. М.: Вентана-Граф, 2011. - 88 с.
3. ttp://ped-kopilka.ru