Картотека игр по сенсорному развитию детей с ОВЗ
Данный материал включает в себя картотеку игр с использованием дидактического пособия «Чудесная коробочка». Игры направленны на сенсорное развитие детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья.
Дидактическая игра «Чудесная коробочка» предназначена для детей с 2 до 8 лет, но, при желании, в нее могут играть и люди более старшего возраста. Легко сделать своими руками. Универсальна, многофункциональна в применении. Подходит как для индивидуальной игры, так и игры в групповой форме. Принцип игры напоминает принцип игры «Волшебный мешочек».
Но в коробочке есть свои преимущества:
В процессе игры участвуют обе руки, а это значит, что ребенок получает полный спектр тактильных ощущений.
Нет возможности заглянуть в коробочку, как в мешочек.
Назначение: данный материал рекомендован воспитателям дошкольных учреждений, творческим родителям.
Цель: совершенствование сенсомоторных способностей и ассоциативно-образного мышления у детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья.
Задачи:
- развивать сенсорные способности;
- развивать мелкую моторику рук, двигательную память;
- стимулировать умение описывать то, что ощущается руками; активизировать словарный запас;
- развивать познавательный интерес, творческое воображение, фантазию.
- формировать навыки сотрудничества, доброжелательности;
- воспитывать усидчивость, самостоятельность в работе и умение сосредоточиться.
Оборудование: коробка средних размеров с отверстиями для рук по бокам; наборы мелких игрушек, геометрические объемные фигуры; пластмассовые формочки, изображающие животных (для игр в песке или из логических кубов); муляжи фруктов и овощей, парные фигурки, игрушечная мебель, посуда и т.д.
Игры для младших дошкольников
Материалы: игрушки небольших размеров, геометрические плоские (круг, прямоугольник, треугольник, квадрат) и объемные фигуры (кубик, кирпичик, шар).
«Что нашел?»
Цель: развивать умение на ощупь находить игрушку и называть ее.
Ход игры:
Воспитатель предлагает детям рассмотреть несколько знакомых игрушек. Спрашивает детей, как они называются. Предлагает пощупать их. Разбирает вместе с детьми их характерные (отличительные) признаки (длинные ушки, хвостик, колеса и т.д.). Затем убирает их в коробку. И предлагает:
1 вариант. На ощупь определить: какая игрушка попалась в руки и назвать ее.
2 вариант. На ощупь найти определенную игрушку.
По принципу игры «Что нашел?» закрепляются темы: «Геометрические фигуры», «Фрукты», «Овощи», «Домашние животные», «Дикие животные»
«Найди новую игрушку»
Цель: расширять представления о предмете путем совмещения зрительных образов с тактильными ощущениями.
Ход игры:
Воспитатель знакомит детей с новой игрушкой. Называет ее, с помощью наводящих вопросов описывает вместе с детьми внешние признаки. Затем игрушка кладется в коробку вместе с знакомыми игрушками. Каждый ребенок должен найти на ощупь в коробке новую игрушку и назвать ее.
«Большой и маленький»
Цель: закрепление представлений о величине предметов.
Ход игры:
1 вариант. Воспитатель показывает детям пары игрушек (3-4), отличающихся размером (например, большой и маленький медвежонок). Обсуждает с детьми как называются игрушки и чем они отличаются. Маленькие игрушки прячутся в коробочку, а большие выкладываются на столе перед детьми (или наоборот, на усмотрение воспитателя). Воспитатель приглашает одного ребенка, показывает любую большую игрушку и просит найти в коробочке такую же маленькую.
2 вариант. Воспитатель кладет в коробку все пары игрушек, различающихся по размеру. Детям предлагается найти эти пары и назвать найденные предметы.
Игры для средних дошкольников
Материалы: игрушки небольших размеров, домашние и дикие животные, и их детеныши; геометрические плоские и объемные фигуры; муляжи фруктов и овощей, кукольная мебель, посуда, транспорт, цифры.
«Угадай, что это?»
Цель: развитие двигательной памяти.
Ход игры:
1 вариант. Воспитатель прячет в коробке игрушки или геометрические фигуры, с которыми дети играют каждый день, но детям их не показывает. Каждый ребенок, по очереди, отгадывает игрушку или фигуру, которую он взял в руки, называет ее правильно и внятно.
2 вариант. Ребенок описывает игрушку или фигуру, а дети должны угадать, что он нашел.
3 вариант. Мальчики ищут машинки, солдатиков, конструктор, а девочки - кукол, посуду, мебель. Потом наоборот – девочки ищут игрушки для мальчиков, а мальчики – для девочек.
«Овощи-фрукты»
Цель: развитие умения классифицировать.
Ход игры:
Воспитатель кладет в коробочку овощи вместе с фруктами и просит ребят достать по одному все овощи (или только фрукты).
«Дикие-домашние животные»
Цель: развитие умения классифицировать.
Ход игры такой же как «Овощи-фрукты»
«Детеныши животных»
Цель: закрепление умения правильно проговаривать названия детенышей животных.
Ход игры:
В коробочку складываются мелкие игрушки: котёнок, поросёнок, цыплёнок, утёнок, гусёнок, телёнок, козлёнок, зайчонок, ежонок, лисёнок, медвежонок, львёнок. Дети достают из нее одну игрушку, показывают её всем и громко называют. Воспитатель следит, чтобы дети правильно и внятно проговаривали названия детеныша животного. Если кто-либо затрудняется назвать игрушку, воспитатель помогает ему.
«Какую цифру нашел?»
Цель: развитие умения находить на ощупь и называть цифры от 1 до 5.
Ход игры:
1 вариант. Воспитатель показывает цифру (их можно вырезать из картона или приобрести готовые наборы), просит ребенка найти в коробочке такую же и громко, внятно назвать ее.
2 вариант. Ребенок выбирает в коробочке любую цифру, называет ее (я нашел цифру 4), а потом показывает детям.
«Посуда»
Цель: развивать мелкую моторику рук, активизировать словарный запас.
Ход игры:
1 вариант. Ребенок достает из коробочки один из видов посуды и называет ее.
2 вариант. Воспитатель просит ребенка найти определенный вид посуды.
3 вариант. Ребенок достает из коробочки предмет и должен сказать для чего нужен данный вид посуды (бокал нужен, чтобы пить воду, чай, компот).
Игры «Мебель» и «Транспорт» проводятся по подобию игры «Посуда».
Игры для старших дошкольников
Материалы: игрушки небольших размеров; сложные геометрические объемные и плоские фигуры (сфера, многоугольник, трапеция, ромб); предметы, сделанные из разных материалов (железо, дерево, пластмасса, ткань, вата); пластмассовые формочки, изображающие животных (для игр в песке или из логических кубов); насекомые; обитатели моря.
«Угадай, что нашел?»
Цель: развитие сенсорных способностей.
Ход игры:
1 вариант. В коробку кладутся игрушки, неизвестные детям (это могут быть пластмассовые формочки, изображающие животных (для игр в песке или из логических кубов). Ребята должны определить на что похожа эта игрушка и высказать свои предположения, обосновав их.
Можно устроить соревнование. Побеждает тот, кто угадал больше игрушек.
2 вариант. Ребенок описывает игрушку, которую нашел, а дети отгадывают что это.
3 вариант. Каждый участник игры, до ее начала, выбирает себе одну фигурку, обследует ее и запоминает. Все фигурки прячутся в коробке. Затем каждый ребенок достает из коробочки только тот предмет, который выбрал в начале.
«Овощи-фрукты»
Цель: развитие умения анализировать.
Ход игры:
В коробочке муляжи овощей и фруктов лежат вместе.
1 вариант. «Найди овощи для супа (салата)», «Варим компот».
2 вариант. Вынимая из коробки овощ или фрукт, ребенок должен описать какой он на вкус и что из него можно приготовить.
«Дикие-домашние животные»
Цель: развитие активного словаря.
Ход игры:
В коробочке лежат и дикие, и домашние животные.
Доставая из коробочки животное, ребенок должен рассказать кто это, где оно живет и что может делать.
«Найди цифру»
Цель: развитие умения находить на ощупь и называть цифры от 0 до 9, закрепление прямого и обратного счета.
Ход игры:
1 вариант. Ребенок выбирает в коробочке любую цифру, показывает ее детям и называет.
2 вариант. Дети загадывают какую цифру должен вытащить из коробки ребенок.
3 вариант. Ребята достают цифры в порядке возрастания (или убывания) и выкладывают их на столе
«Назови букву»
Цель: развитие умения находить на ощупь буквы русского алфавита (по мере их изучения).
Ход игры:
1 вариант. Воспитатель кладет в коробку 7-8 букв. Ребенок выбирает в коробочке любую букву, показывает ее детям и называет.
2 вариант. Дети загадывают какую букву должен вытащить из коробки ребенок.
По этому же принципу идет закрепление знаний о геометрических фигурах.
«Угадайка»
Цель: развитие умения классифицировать.
Ход игры:
Воспитатель кладет в коробку по 2 штуки каждого вида игрушек. Ребенок достает игрушку и говорит: «Я нашел стул. Стул – это мебель» или «Я нашел пчелу. Пчела - насекомое» и т.д.
«Из чего это сделано?»
Цель: развитие сенсорных способностей.
Ход игры:
Воспитатель кладет в коробку предметы, сделанные из разных материалов (железо, дерево, пластмасса, ткань, вата). Ребенок должен на ощупь определить из чего сделан предмет.
Список литературы:
https://ped-kopilka.ru/blogs/marija-trofimovna-murygina/posobie-chudesnyi-meshochek.html
Галкина Г.Г, Дубинина Т.И. Пальцы помогают говорить. Коррекционные занятия по развитию мелкой моторики у детей / Г.Г. Галкина, Т.И. Дубинина. — М. : Издательство «Гном и Д., 2005. —40с.
Ковалева Галина Валентиновна
Кияйкина Наталья Федоровна
Михайлова Татьяна Владимировна