Презентация «Картотека народных игр»

4
0
Материал опубликован 14 December 2022

Картотека русских народных игр

«Капуста» Задачи: Развивать у детей умение выполнять движения по сигналу; умение согласовывать движения со словами; упражнять в беге, умению играть в коллективе. Описание: Рисуется круг – «огород». На середину круга складываются шапки, пояса, платки и прочее. Это – «капуста». Все участники игры стоят за кругом, а один из них выбирается хозяином. Он садится рядом с «капустой». «Хозяин» изображает движениями то, о чем поет: Я на камушке сижу, Мелки колышки тешу. Мелки колышки тешу, Огород свой горожу, Чтоб капусту не украли, В огород не прибежали Волк и лисица, бобер и курица, Заяц усатый, медведь косолапый. Играющие стараются быстро забежать в «огород», схватить «капусту» и убежать. Кого «хозяин» поймает, тот выбывает из игры. Участник, который больше всех унесет «капусты», объявляется победителем. Правила игры: Бежать можно только после слов «медведь косолапый».

«Дедушка Рожок» Задачи: Развивать быстроту, ловкость, глазомер. Совершенствовать ориентировку в пространстве. Упражнять в беге. Описание: Дети по считалке выбирают Дедушку. По божьей росе, По поповой полосе Там шишки, орешки, Медок, сахарок Поди вон, дедушка Рожок! Выбранному игроку - Дедушке отводится «дом». Остальные игроки отходят на 15-20 шагов от «дома» этого - у них свой «дом». Дети: Ах ты, дедушка Рожок, На плече дыру прожёг! Дедушка: Кто меня боится? Дети: Никто! Кого он осалил, вместе с ним ловит играющих. Как только играющие перебегут из дома в дом и водящий вместе с помощником займут свое место, игра возобновляется. Правила игры: игра продолжается до тех пор, пока не останется три-четыре не пойманных играющих.

«Лягушки на болоте» Задачи: Развивать у детей умение действовать по сигналу, упражнять в прыжках на двух ногах. Описание: С двух сторон очерчивают берега, в середине - болото. На одном из берегов находится журавль (за чертой). Лягушки располагаются на кочках (кружки на расстоянии 50 см) и говорят: Вот с намокнувшей гнилушки В воду прыгают лягушки. Стали квакать из воды: Ква-ке-ке, ква-ке-ке Будет дождик на реке. С окончанием слов лягушки прыгают с кочки в болото. Журавль ловит тех лягушек, которые находятся на кочке. Пойманная лягушка идет в гнездо журавля. После того, как журавль поймает несколько лягушек, выбирают нового журавля из тех, кто ни разу не был пойман. Игра возобновляется.

«Золотые ворота» Задачи: Развивать, развивать быстроту, ловкость, глазомер. Совершенствовать ориентировку в пространстве. Упражнять в ходьбе цепочкой. Описание: Пара игроков встают лицом друг к другу и поднимают вверх руки – это ворота. Остальные игроки берутся друг за друга так, что получается цепочка. Все дети говорят: Ай, люди, ай, люди, Наши руки мы сплели. Мы их подняли повыше, Получилась красота! Получились не простые, Золотые ворота! Игроки-ворота говорят стишок, а цепочка должна быстро пройти между ними. Дети – «ворота» говорят: Золотые ворота Пропускают не всегда. Первый раз прощается, Второй - запрещается. А на третий раз Не пропустим вас! С этими словами руки опускаются, ворота захлопываются. Те, которые оказались пойманными, становятся дополнительными воротами. "Ворота" побеждают, если им удалось поймать всех игроков. Правила игры: Игра продолжается до тех пор, пока не останется три-четыре не пойманных играющих, опускать руки надо быстро, но аккуратно.

«Лошадки» Задачи: Развивать у детей умение выполнять движения по сигналу; упражнять в беге с высоким подниманием коленей, ходьбе, умению играть в коллективе. Описание: Играющие разбегаются по всей площадке и на сигнал педагога "Лошадки" бегут, высоко поднимая колени. На сигнал "Кучер" - обычная ходьба. Ходьба и бег чередуются. Воспитатель может повторить один и тот же сигнал подряд. Художественное слово: Гоп-гоп! Ну, скачи в галоп! Ты лети, конь, скоро-скоро Через реки, через горы! Все-таки в галоп - гоп-гоп! Трух-трух! Рысью, милый друг! Ведь сдержать-то станет силы, - Рысью-рысью, конь мой милый! Трух-трух! Не споткнись, мой друг! Правила игры: Бежать можно только после слова «догоняет».

«Скакалка» Задачи: Развивать у детей умение выполнять движения по сигналу. Упражнять в прыжках на двух ногах, умению играть в коллективе. Описание: Один из играющих берет веревку и раскручивает ее. Низко от земли. Остальные прыгают через веревку: чем выше, тем больше будет доход и богатство. Перед началом игры говорят следующие слова: Чтоб был долог колосок, Чтобы вырос лен высок, Прыгайте как можно выше. Можно прыгать выше крыши. Правила игры: Кто задел за скакалку, выбывает из игры.

«Бабка Ёжка» Задачи: Развивать у детей умение выполнять движения по сигналу; упражнять в беге с увертыванием, прыжках на одной ноге; умению играть в коллективе. Описание: Дети образуют круг. В середину круга встает водящий — Бабка Ежка, в руках у нее «помело». Вокруг бегают играющие и дразнят ее: Бабка Ежка - Костяная Ножка С печки упала, Ногу сломала, А потом и говорит: - У меня нога болит. Пошла она на улицу Раздавила курицу. Пошла на базар – Раздавила самовар. Бабка Ежка скачет на одной ноге и старается кого-нибудь коснуться «помелом». К кому прикоснется — тот «заколдован» и замирает. Правила игры: «Заколдованный» стоит на месте. Выбирается другой водящий, когда «заколдованных» станет много.

«Хлоп! Хлоп! Убегай!» Задачи: Развивать, развивать быстроту, ловкость, глазомер; совершенствовать ориентировку в пространстве. Упражнять в беге. Описание: Играющие ходят по игровой площадке — собирают на лугу цветы, плетут венки, ловят бабочек и т. д. Несколько детей выполняют роль лошадок, которые в стороне щиплют травку. После слов ведущего: «Хлоп, хлоп, убегай, Тебя кони стопчут» несколько игроков произносят: «А я коней не боюсь, По дороге прокачусь!» и начинают скакать на палочках, подражая лошадкам и стараясь поймать детей, гуляющих на лугу. Правила игры: Убегать можно лишь после слова «прокачусь»; тот ребенок, которого настигнет лошадка, на время выбывает из игры.

«Жмурки» Задачи: Развивать умение действовать по сигналу; учить ориентироваться в пространстве, соблюдать правила игры. Описание: Дети выбирают одного участника, накладывают ему на глаза повязку. По данному сигналу, участвующие в игре, бросаются в разные стороны, а ребенок с повязкой на глазах, стоящий посередине места для игры старается поймать кого-нибудь из бегущих. Попавшийся меняется с ним ролями, т. е. ему накладывают повязку на глаза и он становится «жмуркой». Правила: Дети должны во время бега все-таки следить, чтобы тот из них, у которого глаза завязаны, не наткнулся на какой-нибудь предмет; при виде опасности они предупреждают криком: "огонь"! Варианты: Игра может проводиться с колокольчиком, который дети передают друг другу.

«В ногу» Задачи: Развивать, умение выполнять движения по сигналу. Упражнять в метании. Описание: Дети делятся на две равные по числу команды. Вдоль одной из линий чертятся круги диаметром около 30-ти сантиметров, согласно количеству игроков одной команды. После этого, игроки одной команды строятся шеренгой по линии, поставив одну ногу в нарисованный круг. Игроки противоположной команды стоят напротив, на определенном, заранее установленном расстоянии. Их задача попасть мягкими мячами в игроков команды-соперницы. Игра длится по количеству установленных бросков (например, по 5, после чего команды меняются местами. За каждое попадание можно начислять баллы. Побеждает команда, набравшая большее количество баллов. Правила: Во время игры запрещается бросать мяч в лицо, а игрокам, находящимся в кругах, отрывать ногу, находящуюся в кругу от земли.

«Бубенцы» Задачи: Развивать умение действовать по сигналу, внимание; упражнять детей ориентироваться в пространстве по слуховому восприятию, построению в круг, хороводному движению. Описание: Дети встают в круг. На середину выходят двое - один с бубенцом или колокольчиком, другой - с завязанными глазами. Все дети говорят: Трынцы-брынцы, бубенцы, Раззвонились удальцы: Диги-диги-диги-дон, Отгадай, откуда звон! После этих слов "жмурка" ловит увертывающегося игрока. Правила: Ловить начинать только после слов «Звон!». Игрок, которого ловят, не должен выбегать за пределы круга. Варианты: Дети, образующие круг, могут водить хоровод.

«Матушка Весна» Задачи: Развивать умение действовать по сигналу; упражнять детей ходьбе, построению в круг. Описание: Выбирается Весна. Двое детей зелеными ветками или гирляндой образуют ворота. Все дети говорят: Идет матушка-весна, Отворяйте ворота. Первый март пришел, Всех детей провел; А за ним и апрель Отворил окно и дверь; А уж как пришел май – Сколько хочешь, гуляй! Весна ведет за собой цепочкой всех детей в ворота и заводит в круг. Правила: Не размыкать цепочку

«Пирог» Задачи: Развивать у детей умение выполнять движения по сигналу. Упражнять в беге, умению играть в коллективе. Описание: Играющие делятся на две команды. Команды становятся друг против друга. Между ними садится «пирог» (на него надета шапочка). Все дружно начинают расхваливать «пирог»: Вот он, какой высоконький, Вот он, какой мякошенький, Вот он, какой широконький. Режь его да ешь! После этих слов играющие по одному из каждой команды бегут к «пирогу». Кто быстрее добежит до цели и дотронется до «пирога», тот и уводит его с собой. На место «пирога» садится ребенок из проигравшей команды. Так происходит до тех пор, пока не проиграют все в одной из команд.

«Малечина-Калечина» Цель: Развивать, ловкость, выдержку, координацию движений, чувство спортивного соперничества. Описание: Играющие выбирают водящего. Все берут в руки по палочке и произносят: Малечина-калечина, Сколько часов Осталось до вечера, До летнего? После этих слов ставят палочку вертикально на ладонь или на кончик пальцев. Водящий считает: «Раз, два, три. десять!» Когда палка падает, ее следует подхватить второй рукой, не допуская полного падения на землю. Счет ведется только до подхвата второй рукой, а не до падения на землю. Выигрывает тот, кто дольше продержит палочку. Варианты: Палку можно держать по-разному: 1. На тыльной стороне ладони, на локте, на плече, на голове. 2. Удерживая палку, приседают, встают на скамейку, идут или бегут к начерченной линии. 3. Держат одновременно две палки, одну на ладони, другую на голове. Правила игры: Пальцами другой руки (палочку) малечину-калечину поддерживать нельзя.

«Салки» Задачи: Развивать у детей умение выполнять движения по сигналу; упражнять в прыжках на одной ноге, с продвижением, умению играть в коллективе. Описание: Дети расходятся по площадке, останавливаются и закрывают глаза. Руки у всех за спиной. Водящий незаметно для других кладет одному из них в руку какой-нибудь предмет. На слова «Раз, два, три, смотри!» дети открывают глаза. Тот, которому достался предмет, поднимает руки вверх и говорит «Я — салка». Участники игры, прыгая на одной ноге, убегают от салки. Тот, кого он коснулся рукой, идет водить. Он берет предмет, поднимает его вверх, быстро говорит слова: «Я — салка!» Игра повторяется. Правила игры: 1. Если играющий устал, он может прыгать поочередно то на одной, то на другой ноге. 2. Когда меняются салки, играющим разрешается вставать на обе ноги. 3. Салка тоже должен прыгать на одной ноге.

«Ткачиха» Задачи: Развивать, ловкость, выдержку, координацию движений. Упражнять детей в ходьбе, беге. Описание: Две шеренги, плотно переплетясь руками, стоят напротив друг к другу лицом. Посереди коридора будут бегать 2 «челнока» навстречу друг другу по правой стороне коридора каждый. По команде все начинают петь речитатив: Я весёлая ткачиха, Ткать умею лихо, лихо. Ай, лю-ли, ай, лю-ли, Ткать умею лихо, лихо! Шеренги ровными стенками сближаются и расходятся, ткут, в это время "челноки" должны проскочить. Если не успевают, то "заткали ниточку« (плохо ткут). Когда «челноки» пробежали, присоединяются к «деревне» встают в шеренгу. Правила игры: «Челноки» не должны наталкиваться друг на друга.

«Горелочки с платочком» Задачи: Развивать у детей умение действовать по сигналу, упражнять в беге. Описание: Игроки стоят парами друг за другом. Впереди водящий, он держит в руке над головой платочек. Все хором: Гори, гори ясно, Чтобы не погасло. Посмотри на небо, Птички летят, Колокольчики звенят! Раз, два, три Последняя пара беги! Дети последней пары бегут вдоль колонны (один справа, другой слева). Тот, кто добежит до водящего первым, берет у него платочек и встает с ним впереди колонны, а опоздавший “горит”, т. е. водит.

«Хромая лиса» Цель: Упражнять детей в беге по кругу, прыжкам на одной ноге. Описание: Дети выбирают «Хромую лису». На месте, выбранном для игры, очерчивают круг довольно больших размеров, в который входят все дети, кроме «лисы». По данному сигналу дети бросаются бегом по кругу, а лиса в это время скачет на одной ноге и старается во чтобы то ни стало прикоснуться к кому-то из бегущих рукой. Лишь только ей это удалось, она входит в круг и присоединяется к остальным бегущим детям, потерпевший же принимает на себя роль «лисы». Дети играют до тех пор, пока все не перебывают в роли хромой лисы; игру, однако, можно прекратить раньше, при первом появлении признаков утомления. Правила: Дети, вошедшие внутрь круга, должны, бегать лишь в нем и не выходить за очерченную линию, кроме того, участвующий, избранный лисой, должен бегать лишь на одной ноге.

«Слепец и поводырь» Цель: развить умение доверять, помогать и поддерживать товарищей по общению. Ход игры: Дети разбиваются на пары: «слепец» и «поводырь». Один закрывает глаза, а другой водит его по группе, даёт возможность коснуться различных предметов, помогает избежать различных столкновений с другими парами, даёт соответствующие пояснения относительно их передвижения. Команды следует отдавать стоя за спиной, на некотором отдалении. Затем участники меняются ролями. Каждый ребенок, таким образом, проходит определённую «школу доверия». По окончанию игры воспитатель просит ребят ответить, кто чувствовал себя надёжно и уверенно, у кого было желание полностью довериться своему товарищу. Почему?

«Бабушка Маланья» Цель: формирование у детей уверенного поведения, повышения самооценки. Ход игры: В этой игре водящий должен придумать какое-нибудь оригинальное движение, а все остальные — его повторить. На ребёнка, изображающего «Маланью»можно надеть платочек или фартучек, он становится в круг. Дети начинают петь песню, сопровождая её выразительными движениями. У Маланьи, у старушки жили в маленькой избушке семь сыновей (движения за руки по кругу). Все без бровей. Вот с такими ушами, вот с такими носами, вот с такими усами, вот с такой бородой, вот с такой головой (движения: останавливаются и с помощью жестов и мимики изображают то, о чём говорится в тексте: закрывают брови руками, делают круглые глаза, большой нос и уши, показывают усы). Ничего не ели, целый день сидели (присаживаются на корточки). На неё глядели и делали вот так (повторяют за «Маланьей» любое смешное движение). Движения могут быть самые разнообразные: можно сделать рожки, попрыгать, поплясать, сделать руками длинный нос и так далее. Движение должно повторяться несколько раз, чтобы дети могли войти в образ и получить удовольствие от игры.

«Дедушка Сысой» Цель: Формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых. Ход игры: Дети поют: Здравствуй, седой дедушка Сысой, Не тряси бородой, словно веничком, Не стучи клюшечкой, словно ступочкой, А послушай, что мы скажем да посмотри, что мы покажем. Дедушка: Здравствуйте, детушки-малолетушки, где вы бывали? Дети: Во сыром борочке! Дедушка: А что вы там делали? Дети: Постояли на кочке, посидели на пенёчке! Дети имитируют задуманные движения, дедушка Сысой отгадывает и ловит детей.

«Волки во рву» Задачи: формирование самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий. Развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками. Ход игры: для этой игры потребуются «волки», не более 2-х, 3-х человек, а все остальные дети назначаются «зайцами». В центре площадки чертится коридор шириной около 1-го метра (ров). «Волки» занимают пространство внутри коридора (рва). Задача «зайцев» - перепрыгнуть ров и не быть осаленными одни из «волков». Если «зайчика» осалили и он попадается, ему следует выйти из игры. Если во время прыжка «заяц» ногой наступил на территорию рва, то он провалился и тоже выходит из игры.

«Колечко» Цель: воспитание доброжелательного отношения друг к другу. Ход игры: все играющие выстраиваются в ряд. У скомороха в руках колечко, которое он прячет в ладонях и затем старается незаметно передать одному из ребят, при этом говорит: Уж я золото хороню, Чисто серебро хороню! В высоком терему Гадай, гадай, девица. Гадай, гадай, красная! Стоящий последним ищет кольцо, а скоморох приговаривает: «Гадай, гадай, у кого кольцо, чисто серебро». Если участник угадал, у кого кольцо, то он становится ведущим.

«Горелки» Цель: Для развития общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками. Ход игры: игроки встают парами друг за другом. Впереди всех на расстоянии двух шагов стоит водящий – горелка (выбрать по считалке или инициатива ребенка). Играющие нараспев говорят слова: Гори, гори ясно, Чтобы не погасло. Стой подоле, Гляди на поле, Едут там трубачи Да едят калачи. Погляди на небо: Звезды горят, Журавли кричат: Гу, гу, убегу. Раз, два, не воронь, А беги, как огонь! После последних слов дети, стоящие в последней паре, бегут с двух сторон вдоль колонны. Горелка старается запятнать одного из них. Если бегущие игроки успели взять друг друга за руки, прежде чем горелка запятнает одного из них, то они встают впереди первой пары, а горелка вновь горит. Игра повторяется. Если горелке удается запятнать одного из бегущих в паре, то он встает с ним впереди всей колонны, а тот, кто остался без пары, горит. Правила игры. Горелка не должен оглядываться. Он догоняет убегающих игроков сразу же, как только они пробегут мимо него.

«Верба – вербочка» Задачи: формирование эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками. Ход игры: Дети выбирают водящих, девочку и мальчика. Играющие встают в два круга и начинают движение. На слово «вьет» девочка и мальчик разрывают хоровод и делают руками «воротики». Дети проходят в них, под конец разрывают весь хоровод и танцуют. Верба, верба, вербочка, Вербочка кудрявая. Не расти, верба, во ржи, Расти, верба, на меже. Как во городе царевна Посреди круга стоит, Ее ветер не берет, Канарейка гнездо вьет. Канарейка – Машенька, Соловейка – Ванечка. Люди спросят: «Кто такой?» «Ваня, - скажет, - милый мой».

«Цепи кованые» Цель: формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей команде. Ход игры: Для игры нужно довольно много людей – минимум 10 человек. Играть лучше на улице, но можно и в просторном помещении. Перед тем как начать играть, нужно разделиться на две команды. Для этого можно воспользоваться народнымижеребьевками или просто предложить ребятам произвольно разбиться на две группы. Команды берутся за руки и встают в две шеренги друг напротив друга. После чего ведут такой диалог: – Цепи! – Кованые! – Раскуйте нас! – Кем из нас? – Ваней! (Называют любого участника команды-соперника.) Ваня разбегается и, с разбегу ударяясь всей тяжестью своего тела, старается разорвать шеренгу чужой команды. Если ему это удается, то он уводит в свою команду двух игроков, на которых «разорвалась цепь». Если же попытка была неудачной, то Ваня сам присоединяется к чужой команде.

«Картошка» Цель: Формировать основы безопасного поведения в природе, социуме. Ход игры: Игроки встают в круг и перебрасывают мяч друг другу, не ловя его. Когда какой-нибудь игрок роняет мяч - он садится в круг (становится «картошкой»). Из круга, подпрыгивая, из положения сидя, игрок пытается поймать мяч. Если поймает, то снова становится к играющим, а тот игрок, который упустил мяч - становится картошкой. Игра продолжается до тех пор, пока не останется один игрок или не надоест.

«Удочка» Задачи: развитие навыков конструктивного общения, умения получать радость от общения со сверстниками. Формирование уважительного отношение к своему труду, и труду людей. Ход игры: удочка – это скакалка. Один ее конец в руке «рыбака» – водящего. Все играющие встают вокруг «рыбака» не дальше чем на длину скакалки. «Рыбак»начинает раскручивать «удочку», пытаясь задеть ею по ногам играющих. «Рыбки»должны уберечься от «удочки», перепрыгнуть через нее. Чтобы «рыбки» не мешали друг другу, между ними должно быть расстояние примерно в полметра. «Рыбки» не должны сходить со своих мест. Если «рыбаку» удалось поймать «рыбку», то место «рыбака» занимает пойманная «рыбка». Необходимо соблюдать такое условие: скакалку можно крутить в любую сторону, но нельзя поднимать ее от земли выше, чем на 10–20 сантиметров.

«Двенадцать палочек» Цель: Научить детей играть дружно, считаться с чужим мнением. Ход игры: Для этой игры нужна дощечка и двенадцать палочек. Дощечку кладут на плоский камень или небольшое бревнышко, чтобы получилось подобие качелей. На нижний конец дощечки кладут двенадцать палочек, а по верхнему краю один из играющих ударяет так, чтобы все палочки разлетелись. Водящий собирает палочки, а играющие в это время убегают и прячутся. Когда палочки собраны и уложены на дощечку, водящий отправляется искать спрятавшихся детей. Найденный игрок выбывает из игры. Любой из спрятавшихся игроков может незаметно для водящего подкрасться к «качелям» и вновь разбросать палочки. При этом, ударяя по дощечке, он должен выкрикнуть имя водящего. Водящий вновь собирает палочки, а все играющие снова прячутся. Игра заканчивается, когда все спрятавшиеся игроки найдены и при этом водящий сумел сохранить свои палочки. Последний найденный игрок становится водящим.

«У медведя во бoру» Цель: формировать навыки двигательной активности детей, совмещая с познавательно-исследoвательской, коммуникативной деятельностью, с учетом безопасности жизнедеятельности детей; развивать смелость, ловкость, быстроту действий. Ход игры: Ребенoк-медведь сидит на пеньке, дети стайкой продвигаются по территории участка мимо медведя; имитируя сбор ягод, проговаривают слова: У медведя во бору Грибы, ягоды беру. А медведь не спит И на нас рычит.... Медведь издает «рык» и догоняет детей; кого догонит — тот выходит из игры.

«Гуси-лебеди» Цель: формировать навыки двигательной активности детей, совмещая с познавательно-исследoвательской, коммуникативной деятельностью, с учетом безопасности жизнедеятельности детей; развивать внимание и смелость. Ход игры: На одной стороне площадки стоят дети - «гуси», на скамейке сидит ребенок, который играет роль волка. Гуси, гуси! Га, га, га. Есть хoтите? Да, да, да! Так лети те же домой! Нам нельзя, Серый вoлк под горой, Не пускает нас домой! А вы летите стороной! Гуси машут руками-крыльями и летят к Гусыне. Волк выходит из засады и ловит oтставших детей.

"Ворон" Цель: двигаться в соответствии с плясовым характером музыки и передавать содержание текста песни. Уметь расширять и сужать круг. Отрабатывать дробный шаг и разнообразные знакомые плясовые движения. Дети стоят по кругу. Выбирается заранее один ребенок - ворон, (он стоит в кругу вместе со всеми). Ой, ребята, та-ра-ра! На горе стоит гора, (дети идут к центру круга дробным шагом) А на той горе дубок, А на дубе воронок. (тем же шагом дети идут назад, расширяя круг, и оставляют в центре «ворона») Ворон в красных сапогах, В позолоченных серьгах. (ворон пляшет, дети повторяют его движения) Черный ворон на дубу, Он играет во трубу. Труба точеная, Позолоченная, Труба ладная, Песня складная. С окончанием песни «ворон» выбегает из круга, все закрывают глаза. Ворон обегает круг, дотрагивается до чьей – ни будь спины, а сам становится в круг. С началом песни ребенок, до которого дотронулись, становится вороном.

«Как у дяди Трифона» Цель: развивать внимательность и точность, координацию движений, поощрять инициативу и выдумку. Привлекать к роли ведущего каждого ребенка. Как у дяди Трифона Было семеро детей, Было семеро детей, Было семь сыновей. Они не пили и не ели, Друг на друга все глядели, Разом делали вот так. Дети водят хоровод и поют, ведущий в центре круга. По окончанию песни ведущий показывает движение или упражнение русского народного характера, дети повторяют.

«Горшок» Цель: развивать умение быстро бегать по кругу, развивать память. Старинная русская народная игра «Горшки» подходит для детей от 5 лет. В традиционном варианте играют дети разных возрастов. Младших сажают в кружок и назначают «горшками». Старшие становятся «хозяевами» и встают каждый у своего «горшка», сзади. Если играют дети более-менее одного возраста, то «горшки» садятся на корточки, или можно взять настоящие кувшины и поставить около каждого ребёнка. Выбранный считалкой водящий-«покупатель» – ходит по кругу и, подходя по очереди к каждой паре, ведет с «хозяином» диалог. «Покупатель» спрашивает: «Кум, (кума), не продашь ли горшок?». « Хозяин» может отказаться. В этом случае он говорит: «На продажу не держу!» Тогда водящий идет к следующей паре. Если хозяин готов «продать горшок», диалог получается другой. «Покупатель»: «Кум, (кума), не продашь ли горшок?» «Хозяин»: «Купи, что дашь?» «Покупатель»: «Дам шильце, да мыльце, да золотое зеркальце!» «Хозяин»: «По рукам!» После этих слов, «хозяин» и «покупатель» ударяют по рукам и бегу в разные стороны по кругу. Задача каждого из них – поскорее занять свободное место около «горшка». Нужно добежать и положить руки на плечи «горшку». Тот, кто успел первым, становится «хозяином», а опоздавший – водящим. Конечно, «горшкам» в такой игре отводиться очень пассивная роль. Поэтому, если играют дети одного возраста, можно изменить правила. Пусть проигравший состязание в беге становиться «горшком», бывший «горшок» – «хозяином», а победитель – водящим-«покупателем». Можно «назначить» горшками и неодушевленные предметы: кегли, мячи, нарисованный на земле небольшой круг.

"Репа" Цель: активизировать словарный запас детей, развивать эмоциональную отзывчивость, взаимопомощи посредством приобщения детей к народному фольклору. Название этой игры произошло от старинной русской сказки «Репка», поэтому ее смысл несколько похож на это произведение. Она прекрасно подходит для развития реакции и координации движений. Правила игры таковы: все участники становятся в круг и начинают водить хоровод. В его центре находится ребенок-«репка», а за кругом «мышка». Все игроки во время хоровода напевают такую песню: «Расти ре-понь-ка! Расти кре-понь-ка! Ни мала, ни велика, До мышиного хвоста!» Пока звучит песня, репка постепенно «растет», то есть поднимается. После окончания песни мышка должна постараться проникнуть в круг и поймать репку. Остальные участники могут ей либо мешать, либо помогать. После того, как мышка поймает репку, выбираются новые игроки. Существует еще одна вариация этой игры. Игроки становятся друг за другом и обхватывают руками талию предыдущего участника. Первый из игроков должен крепко держаться за ствол дерева. Игра начинается тогда, когда «дед» пытается отцепить крайнего участника от остальной команды и так, пока «репка» не будет полностью «вытянута».

«Шел козел по лесу» Цель: развивать творческую активность, умение делать упражнение согласно тексту, формировать актёрское мастерство. Дети встают в круг и поют, выполняя движения по тексту. Водящий «Козел» путает детей, в конце слов выбирает себе принцессу и выполняет держась за руки все действия. Пошел козел по лесу, по лесу, по лесу. Нашел себе принцессу, принцессу, принцессу. Давай с тобой попрыгаем, попрыгаем, попрыгаем. Да ножками подрыгаем, подрыгаем, подрыгаем. И ручками помашем, помашем, помашем, И весело попляшем, попляшем, попляшем.

«Кружева» Цель: развивать, ловкость, выдержку, координацию движений. Упражнять детей в ходьбе, беге. Выбираются двое водящих- «челнок», «ткач». Остальные встают парами, образуя круг. Пары берут друг друга за руки- делают ворота. «Челнок» встает у второй пары, а «ткач»- у первой. «Чеснок» по сигналу «ткача» начинает бегать «змейкой», не пропуская ни одни ворота, а «ткач» его догоняет. Если «ткач» догонит «челнока» прежде чем он добежит до конца, тот становится «челноком». А «ткач» выбирается из других играющих.

«Домовой» Описание игры: дети встают в круг и, взявшись за руки, двигаются по кругу под слова: Дедушка Домовой, Мы играть хотим с тобой. Ты на месте повернись, Вправо, влево наклонись, Приседай и вставай, Да и нам заданье дай. Ты на печке не лежи, Что нам делать покажи! Домовой в центре круга выполняет соответствующее движение. С окончанием слов дети останавливаются и повторяют движения, которые им показывает Домовой.

«Заря-зареница» Цель: развивать у детей умение действовать по сигналу, самостоятельному выбору движений, упражнять в построении в круг. Описание: выбирается водящий, он стоит вне круга. Играющие дети ведут хоровод и поют: Заря-зареница, красная девица. По полю ходила, ключи обронила. Ключи золотые, ленты голубые. Раз, два – не воронь, а беги как огонь. На последние слова водящий дотрагивается до кого-нибудь из игроков, они вдвоем бегут в разные стороны, обегают круг. Кто первый займет место тот и победитель. Оставшийся становится водящим. Игра повторяется. Правила игры: бегущие не должны пересекать круг. Играющие не поворачиваются, пока водящий выбирает, кому положить на плечо ленту.

«Тетерка» Описание игры: Тетерка шла, моховая шла, По камушкам да по веточкам. Сама прошла и детей провела, Самого лучшего гусеночка оставила! Из играющих детей выбирается тетерка и ловушка. Остальные дети становятся гусятами. Ловушку образуют двое детей, взявшись за руки и подняв их. Гусята встают за тетеркой, держась за плечи друг друга. Все поют припевку, тетерка проводит гусят через ловушку. После слов самого лучшего гусеночка оставила ловушка закрывается. Пойманный гусенок становится ловушкой. Игра повторяется, пока не переловят всех гусят.

Молчанка Цель: развивать умение действовать на сигнал, выдержку, творческий подход к игре. Описание: перед на началом игры все играющие произносят попевку: Первенчики, червенчики, Летали голубенчики По свежей росе, По чужой полосе, Там чашки, орешки, Медок, сахарок – молчок! Как скажут последнее слово, все должны замолчать. Ведущий старается рассмешить играющих движениями, смешными словами и потешками, шуточными стихотворениями. Если кто-то засмеется или скажет слово, он отдает ведущему фант. В конце игры дети свои фанты выкупают: по желанию играющих поют песенки, читают стихи, танцуют, выполняют различные движения. Разыгрывать фант можно и сразу, как проштрафился. Правила игры: ведущему не разрешается дотрагиваться руками до играющих. Фанты у всех должны быть разными.

Летит – не летит Цель: развивать выдержку. Упражнять детей в прыжках на двух ногах, беге в различном направлении. Описание: все становятся в круг. Тара – бара, Домой пора – ребят кормить, Телят поить, Коров доить, Тебе водить! Выбирается ведущий. Ведущий называет птиц, зверей, насекомых, цветов и т.д. и при назывании летающего объекта все игроки подпрыгивают. Если назван объект нелетающий, они стоят на месте. Варианты: вместо прыжков можно использовать бег, а можно чередовать.

Мороз – красный нос Цель: развивать у детей умение выполнять движения по сигналу, выдержке. Описание: на противоположных сторонах площадки обозначают два дома, в одном из них располагаются играющие. Посередине площадки встает водящий – мороз-красный нос. Он говорит: Я мороз – красный нос. Кто из вас решится в путь-дороженьку пуститься? Играющие отвечают: Не боимся мы угроз и не страшен нам мороз. После этого дети перебегают через площадку в другой дом. Мороз догоняет их и старается заморозить (коснуться рукой). Замороженные останавливаются на том месте, где их настиг Мороз, и стоят до конца перебежки. После нескольких перебежек выбирают другого водящего. Правила игры: бежать можно только после слова «Мороз», а замороженным игрокам не сходить с места.

Значение народных игр в развитии детей дошкольного возраста Народные игры – это яркое выражение народа в них играющего, отражение этноса в целом и истории его развития. Вместе с тем, на игры можно посмотреть, и с точки зрения педагогики и психологии, как средства образования и воспитания. В дополнении ко всему, это и отличный способ укрепить свой дух, свое тело, развить процессы мышления, фантазерства, эмоциональную составляющую нашей жизни. Народные игры являются неотъемлемой частью культуры народа, в них заключены традиции прошлого и настоящего. Содержание некоторых игр может рассказать о труде и быте народа, его вере. Игра концентрирует в себе всю совокупность выразительных средств русского языка и предоставляет ребенку возможность естественного ознакомления с богатой культурой русского народа. Играя с детьми в русские народные игры можно добиться следующих результатов у детей

в формате MS Powerpoint (.ppt / .pptx)
Комментарии
Комментариев пока нет.