Конспект военно-спортивного мероприятия с использованием регионального компонента «Казачьи забавы» (1–4 классы)
Конспект военно-спортивного развивающего мероприятия с использованием регионального компонента «Казачьи забавы», посвященного празднованию
Дня Защитника Отечества.
Цели мероприятия:
Воспитывать у детей качества, необходимые будущему защитнику Родины: чувство взаимопомощи, выдержку, находчивость, смелость, упорство, умение сплоченно действовать в сложных ситуациях, ответственное отношение к поставленной задаче;
Знакомить детей с традициями, бытом, диалектами, обрядами Донских казаков;
Развивать морально-волевые и духовно-нравственные качества личности подрастающего поколения;
Совершенствовать физические качества: ловкость, меткость, внимательность, быстроту реакции.
Использованные ресурсы:
Авилов Владимир Иванович, Харахордин Сергей Егорович - Казачьи шермиции - народные военно-спортивные игры казаков;
Дереклеева Н.И. «Двигательные игры, тренинги и уроки здоровья» Москва «Вако» 2007г.;
«Сборник казачьих игр» под редакцией разработчика проекта Косарева А.Е.;
Интернет-ресурсы.
Ход праздника
Ведущая: - Здравствуйте ребятишки, девчонки и мальчишки!
Сегодня мы с вами будем говорить о предстоящем празднике, Дне Защитника Отечества. Скоро мы будем поздравлять пап, дедушек, старших братьев. Мы живем на Дону, учимся в казачьей школе, знакомимся с традициями Донских казаков. Давайте представим, какими были наши предки и подумаем, смогут ли наши мальчишки и девчонки продолжить традиции своих предков и встать на защиту своей малой Родины.
Как называется ваша команда, есть ли девиз?
Командир :
- Наш отряд:
- «Казачата»
Девиз:
«Мы донские казачата,
Очень дружные ребята.
Все готовы мирно жить,
Дону-батюшке служить!»
Ведущая: Мальчишки, вам хочется в армии служить?
Предлагаю вам военные профессии изучить.
О военных профессиях мои загадки:
1 Он в пехоте честно служит, и всегда с отвагой дружит
Крепко держит автомат нашей армии…(солдат.)
2 С танком он пройдет везде – по земле и по воде.
Смел он, ловок и плечист, в шлеме кожаном…(танкист)
3Возле леса на опушке кто присел у грозной пушки?
Зоркий глаз его лучист, метко бьет …(артиллерист).
4 Прямо к солнцу он ведет краснозвездный самолет.
И отважный, и бесстрашный гордый сокол наш…(пилот).
5 Тучек нет на горизонте, но раскрылся в небе зонтик.
На полянку, как осенний лист, приземляется…(парашютист).
Ведущая: Сегодня многие ребята пришли на праздник в казачьей форме. Покажитесь, казачата! А девочки какие нарядные!
Вы знаете, что у всех солдат и офицеров в состав военной формы входят погоны, ремень, пилотка, есть они и у казаков, давайте попробуем их примерить?
Первый конкурс - «Обмундирование».
Описание игры: Надев пилотку на старте, игрок добегает до ремня, надевает его, бежит к следующей станции, прикладывает погоны и отдает честь. На обратном пути все постепенно снимает с себя.
Ведущая: Казаки были люди военные, а главным оружием были шашка и нагайка. Они с ними управлялись играючи. Посмотрите, вот нагайка, ею можно было не только коня в бою пришпорить, но и врага с ног сбить. В качестве ритуального орудия нагайка использовалась в обряде посвящения казака в атаманы. Чаще всего старейшина или уважаемый казак войска трижды ударял атамана нагайкой. Это символизировало полное подчинение устоям и правилам войска и его командирам.
Ведущая: Сейчас мы и проверим, как наши казачата умеют владеть нагайкой.
Конкурс второй - Игра «Самый меткий»
Описание игры: Участники становятся в одну линейку, в руках скакалка. Перед каждым участником лежит обруч и 5-6 кеглей. По сигналу одним ударом необходимо сбить большее количество кеглей. Кто собьет все, тот и победил.
Ведущая: Ребята, а вы слышали слово Фланкировка? Это комплекс движений (упражнений), выполняемых клинковым оружием (шашкой, саблей). Посмотрим видео, кто желает получить уроки фланкировки, выходите в круг. Все вместе исполняем казачью песню «Ойся, ты ойся!»
Конкурс третий - Видеомастер-класс «Фланкировка» https://www.youtube.com/watch?v=BOFFKD7QGvk
Ведущая: Пока мужчины постигали азы военной службы, дома их ждали хозяюшки: матери, жены, дочки.
Девочки, представьтесь!
- Мы девчоночки донские
Хозяюшки ВОт! Такие!
Ведущая: Хозяюшка в дому, что оладушек в меду.
Она прибирает, она подтирает,
Одним словом, одна за все отвечает.
Конкурс для девочек. Игра «Перебери зерно»
Описание игры: Участвуют 4-5 казачек-девочек. На столе в чашках смешаны фасоль и горох. По команде играющие отделяют зерна, кладут в пустую посуду. Кто быстрее переберет, тот и выиграл.
Ведущая: Молодцы, казачки, проворные. Не останется казак голодный!
Ведущий. Удалой боец - везде молодец!
Так и у нас казаки - на все руки мастаки:
И дров нарубить, и воды наносить,
Ну, а коль весна настанет, огород посадить.
Проводится эстафета «Посадка картофеля».
(В лежащие обручи на полу участник команды - мальчик раскладывает картошку, а второй участник – девочка, собирает ее в ведро.)
Ведущая: Вот молодцы, хороший урожай собрали, отдавайте его нашим хозяйкам, пусть на стол накрывают.
Девочки накрывают на стол (лепят из пластелина фрукты, овощи, рыбок, грибы)
и зазывают казачат к столу:
- Угощайтесь, дорогие!
Вот пироги, узвар, картофель и соленья из погреба.
Ведущая : Какое же праздничное застолье без песен?
Выходите казачата, парни да девчата. Да запевай частушечки!
Казачки: Мы девчата-казачата
Не умеем мы тужить.
Без частушек прибауток
Ой, на свете не прожить.
Казаки: Гармонист у нас хороший
И играет хорошо.
Растяни гармонь пошире
Спляшем мы с тобой ишшо!
Казачки: Мы с весёлой песней дружим,
Хорошо живем – не тужим,
Со сметаной хлеб жуем!
Старину мы бережём!
Казаки : На Дону живем, не тужим,
Летом любим отдыхать.
На рыбалку съездить любим:
Осетров и щук поймать.
Хором: О донском старинном крае
Песни звонкие поём!
Любим мы наш край привольный,
Хороша ты, речка Дон,
Ведущая: Ребята, вам понравился праздник?
- О чем вы сегодня узнали?
- Какими были наши предки, казаки?
Ведущая: Сегодня в ходе праздника я отметила, какие вы ловкие, смелые. Как дружно вы преодолевали трудности и побеждали в конкурсах. Как звонко пели и красиво танцевали. Вы действительно маленькие казачата. Вручаю вам эмблему – значок за активное участие в празднике.
Разработала и провела мероприятие учитель начальных классов Янченкова Наталья
Александровна, классный руководитель 1Б класса
Потамошнева Наталья Алексеевна
Легоцкая Вера Сергеевна