12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Барсков Вадим Леонидович16
1

КЕЙС-ТЕХНОЛОГИИ КАК ОДИН ИЗ ИННОВАЦИОННЫХ МЕТОДОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ


ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ ВЛАДИМИРСКОЙ


ОБЛАСТИ


ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ


ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ


«НИКОЛОГОРСКИЙ АГРАРНО – ПРОМЫШЛЕННЫЙ КОЛЛЕДЖ»








ДОКЛАД


на Методическом Совете по теме


КЕЙС-ТЕХНОЛОГИИ КАК ОДИН ИЗ ИННОВАЦИОННЫХ МЕТОДОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ



Мастер производственного обучения


Барсков Вадим Леонидович

t1616741881aa.jpg




































2019Г


КЕЙС-ТЕХНОЛОГИИ КАК ОДИН ИЗ ИННОВАЦИОННЫХ

МЕТОДОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ


Проблема усвоения знаний давно не дает покоя преподавателям. Научить учиться, а именно усваивать и должным образом перерабатывать информацию – главный тезис деятельностного подхода к обучению.


Одной из новых форм эффективных технологий обучения является проблемно-ситуативное обучение с использованием кейсов. Внедрение учебных кейсов в практику российского образования в настоящее время является весьма актуальной задачей.


Кейс представляет собой описание конкретной реальной ситуации, подготовленное по определенному формату и предназначенное для обучения обучающихся анализу разных видов информации, ее обобщению, навыкам формулирования проблемы и выработки возможных вариантов ее решения в соответствии с установленными критериями.


Кейсовая технология (метод) обучения – это обучение действием. Суть кейс-метода состоит в том, что усвоение знаний и формирование умений есть результат активной самостоятельной деятельности обучающихся по разрешению противоречий, в результате чего и происходит творческое овладение профессиональными знаниями, навыками, умениями и развитие мыслительных способностей.


Термин «кейс-метод», «кейс-технология» в переводе с английского как понятие «case» означает:


1 - описание конкретной практической ситуации, методический прием обучения по принципу «от типичных ситуаций, примеров - к правилу, а не наоборот», предполагает активный метод обучения, основанный на рассмотрении конкретных (реальных) ситуаций из практики будущей деятельности обучающихся, т.е. использование методики ситуационного обучения «case – study»;


2 - набор специально разработанных учебно-методических материалов на различных носителях (печатных, аудио-, видео- и электронные материалы), выдаваемых обучающимся для самостоятельной работы.


Впервые работа с кейсами в рамках учебного процесса была реализована в Гарвардской школе бизнеса в 1908 г. В России данная технология стала внедряться лишь последние 3-4 года. Это метод активного проблемно - ситуационного анализа, основанный на обучении путем решения конкретных задач-ситуаций (кейсов). Главное его предназначение - развивать способность находить решение проблемы и учиться работать с информацией. При этом акцент делается не на получение готовых знаний, а на их выработку, на сотворчество преподавателя и студента! Суть «кейс»-технологии заключается в создании и комплектации специально разработанных учебно-методических материалов в специальный набор (кейс) и их передаче (пересылке)обучающимся


Каждый кейс представляет собой полный комплект учебно-методических материалов, разработанных на основе производственных

ситуаций, формирующих у обучающихся навыки самостоятельного конструирования алгоритмов решения производственных задач. Результаты выполненных проектов должны быть, что называется, «осязаемыми», т.е., если это теоретическая проблема, то конкретное ее решение, если практическая - конкретный результат, готовый к использованию (на уроке, в колледже, в реальной жизни). Кейс-технологии относят к интерактивным методам обучения, они позволяют взаимодействовать всем учащимся, включая педагога.


Преимуществом кейсов является возможность оптимально сочетать теорию и практику, что представляется достаточно важным при подготовке специалиста. Метод кейсов способствует развитию умения анализировать ситуации, оценивать альтернативы, выбирать оптимальный вариант и планировать его осуществление. И если в течение учебного цикла такой подход применяется многократно, то у обучающегося вырабатывается устойчивый навык решения практических задач.


Чем отличается кейс от проблемной ситуации? Кейс не предлагает обучающимся проблему в открытом виде, а участникам образовательной


деятельности предстоит вычленить ее из той информации, которая содержится в описании кейса.


Кейс –метод особенно является результативным при решении задач при подготовке к Чемпионатам «Молодые профессионалы». Пошаговое выполнение кейса дает возможность выполнять кейс результативно.


Кейс «Все ли ясно?»


Конкретная ситуация


Действие разворачивается на дороге из автосервиса домой. Действующие лица:


Владелец автомобиля ВАЗ-2110, автолюбитель с большим стажем.

Его сын Петя, учащийся колледжа


Описание ситуации.


Иванов Сергей Петрович – автолюбитель со стажем, не первый год ездит на своем автомобиле. У него была и «классика» ВАЗ-2107, которую он сам обслуживал и ремонтировал, теперь вот ездит на ВАЗ-2110 - современной, скоростной и удобной в эксплуатации машине. Однако даже у таких автомобилей встречаются неисправности – «загудел» подшипник передней ступицы. Сергей Петрович не стал, как в былые времена, сам копаться в автомобиле, решил предоставить эту работу автосервису, тем более что стоимость предстоящей работы его вполне устраивала. Перед тем, как идти на работу он сдал свой автомобиль в ближайший сервис, а после работы


вместе сыном, который учится на автомеханика и у которого также закончились занятия, забрали родную «десятку» домой.

Выехав из автосервиса, уже при скоростях 70-80 км/час руль затрясся так, что дальше ехать было бы просто опасно – Сергей Петрович остановился. Поддомкратив машину, пустил мотор, включил четвертую передачу …. Все ясно! Радиальное биение диска с шиной (на новом


подшипнике) огромное – на глазок миллиметра три, осевого биения нет. Попробовал переставить колесо относительно ступицы на 180о – и глазам не поверил: биение вдруг исчезло, руль больше не трясло…


За действиями отца внимательно наблюдал сын - Петя. Ему тоже не раз приходилось снимать колеса на учебном автомобиле, но чем было вызвано биение и каким образом потом исчезло – он так и не понял.


Проанализируйте описанную ситуацию.


В чем причина повышенного биения колеса?


Почему биение колеса исчезло? Аргументируйте свой ответ. Что бы вы сами сделали на месте Сергея Петровича?


Информационный материал.


Если колесо, идеальное по геометрии и балансировке, катится по гладкому покрытию, то для существенных вибраций нет причин. Но реальное колесо отличается неизбежными технологическими отклонениями


например, радиальными и осевыми биениями ступицы, обода, шины. Чрезмерные биения (по шине – свыше 1мм) оборачиваются колебаниями колеса.


Не путайте биение колеса с вибрацией. Биение говорит о геометрии колеса, вибрация – о физике его поведения.


Биение колеса в дорожных условиях можно проверить по-разному. К примеру, поставим рядом с протектором устойчивый кирпич, вывесим колесо и будем медленно вращать. Видите, зазоры меняются? Это и есть биение. Радиальное ли, осевое ли – смотрите сами. Бывает по-всякому. После удара колеса о какое либо препятствие обычно есть и то, и другое. Отбалансировать( уравновесить статически и динамически) можно и кривое колесо – вывешенное будет вращаться без вибраций, однако ровно катиться по дороге не может. В зависимости от деформации оно может трясти и подвеску, и руль. В то же время колесо отличной формы, если не отбалансировано, тоже трясет. Какой из двух факторов «главнее», дело конкретного случая.




Глоссарий.

«Классика» - автомобиль с классической конструктивной схемой расположения агрегатов, где ведущими являются задние колеса и двигатель расположен спереди.

Shape 2


Колесо – осуществляет непосредственный контакт автомобиля с дорогой, обеспечивает движение и изменение его направления. Колесо состоит из штампованного диска с отверстиями для крепления и, приваренного к нему обода, на котором монтируется шина. У ведомых колес диски крепятся к ступицам.


Шина – элемент колеса, состоит из покрышки и камеры.


Протектор – наружный элемент покрышки, имеющий рельефный рисунок.


Домкрат – инструмент водителя для подъема автомобиля при его техническом обслуживании и ремонте.




Основной (аналитический) этап.


Раунды.


вступительное слово учителя; распределение учащихся по группам (4-5 человек в каждой) организация работы групп: краткое изложение членами групп прочитанных материалов и их обсуждение; выявление проблемных моментов; определение докладчиков.


первый раунд дискуссии – обсуждение проблемных моментов в малых группах, поиск аргументов и решений.


второй раунд дискуссии – представление результатов анализа, общегрупповая дискуссия, подведение итогов дискуссии и найденных решений.


Указания по проведению анализа конкретной ситуации «Все ли ясно?»


После знакомства учащихся с представленной ситуацией начинается их анализ в групповой работе. Этот процесс выработки решения, составляющий сущность метода, имеет временные рамки, которые определяет учитель.


Продуктивность групповой аналитической работы обеспечивается путем следования определенному алгоритму:


Анализ ситуации – целесообразно начинать с выявления формулировки проблемы;


Выработка различных способов действия в данной ситуации – альтернатив;


Выбор лучшего решения (альтернативы) с опорой на анализ положительных и отрицательных последствий каждого, а также на анализ необходимых ресурсов для их осуществления;

Составление программы деятельности с ориентацией на первоначальные цели и реальности их реализации.



Итоговый этап.


Заключительная презентация результатов аналитической работы (учащиеся могут узнать и сравнить несколько вариантов решений одной проблемы);


Обобщающее выступление учителя – анализ ситуации;

Оценивание учителем учащихся.



Рекомендации педагогу-психологу:


Представим, что «жигулевское» колесо – например, массой 13 кг – смещено от оси вращения на1,5 мм. Это равносильно дисбалансу 118 г на радиусе посадочной поверхности обода. Немало! Уже при скорости 80 км/ч инерционная сила составит примерно 11кг – трясти руль будет крепко. Эффект от «некруглости» сложней, так как надо учесть кинематику подвески. Ну, а зачем, собственно? Вопрос был иной: чем было вызвано такое биение?


Не стоит попадаться на «байку» о перестановке колеса на 180о. Логика железная: дескать, «в век халтуры» могли изготовить подшипник…. с 1.5-


миллиметровой ошибкой! И это еще не все. Если после поворота колеса относительно ступицы биение пропало – выходит, что погрешность в полтора миллиметра была еще и у ступицы или колеса?! Это на каком


оборудовании их делали? Халтура – несколько лишних соток, но не миллиметры! Кстати, а как Сергей Петрович ездил до смены подшипников?


На деле все было по-другому (правильный ответ).


Речь идет о неправильном монтаже колеса. Надели на ступицу, наживили болты, опустили машину на землю – потом, мол, затянем! Но колесо – пока позволяют зазоры и гибкость болтов – сдвинется по ступице вверх. Если теперь их затянуть, конические головки войдут в гнезда с перекосом: хотя усилие болтов несколько тонн, трение между диском и ступицей тоже огромное и колесо не отцентрируется. Чтобы встало правильно, надо его вывесить, болты распустить, а затем максимально затянуть в этом положении. И лишь окончательно их дотянуть на земле.


переставлять колесо, как это сделал Сергей Петрович, в нашем случае не было даже необходимости.


Технология работы с кейсом в учебной деятельности сравнительно проста и включает в себя следующие этапы:

-индивидуальная самостоятельная работа обучаемых с материалами кейса


(идентификация проблемы, формулирование ключевых альтернатив,

предложение решения или рекомендуемого действия);

-работа в малых группах по согласованию видения ключевой проблемы и ее

решений;


-презентация и экспертиза результатов малых групп на общей дискуссии (в рамках учебной группы).


Кейс-стадии:

1 шаг: Сформулируйте одну конкретную проблему и запишите ее.


2 шаг: Выявите и запишите основные причины ее возникновения (причины формулируются со слов «не» и «нет»).


1 и 2 шаг представляют ситуацию «минус». Далее ее надо перевести в ситуацию «плюс».


шаг: Проблема переформулируется в цель.

шаг: Причины становятся задачами.


шаг: Для каждой задачи определяется комплекс мероприятий-шагов по ее решению, для каждого шага назначаются ответственные, которые подбирают команду для реализации мероприятий.


шаг: Ответственные определяют необходимые материальные ресурсы и время для выполнения мероприятия


шаг: Для каждого блока задач определяется конкретный продукт и критерии эффективности решения задачи.


Распределения функций между обучающимися и преподавателем:


Фаза

Действия преподавателя


Действия обучающегося



работы













1.Подбирает кейс








2.Определяет

основные

и

1.Получает кейс и список


До

вспомогательные

материалы

рекомендованной литературы


занятия

для подготовки обучающихся


2.Индивидуально

готовится



3.Разрабатывает

сценарий

к занятию






занятия









1.Организует

предварительное

1.Задает вопросы,





углубляющие понимание




обсуждение кейса


кейса и проблемы





2.Делит группу на подгруппы





Во время


2.Разрабатывает

варианты


занятия

3.Руководит

обсуждением

решений,

принимает

во



кейса в подгруппах, обеспечивает

внимание мнения других




обучающихся

дополнительными

3.Принимает или участвует в



сведениями



принятии решений











После

1.Оценивает работу обучающихся


Составляет письменный отчет


2.Оценивает принятые решения и


занятия

поставленные вопросы


о занятии по заданной форме










Обычно кейсы готовятся в пакете, включающем в себя:

вводный кейс (сведения о наличии проблемы, ситуации, явления; описание границ рассматриваемого явления);


информационный кейс (объем знаний по какой-либо теме (проблеме), изложенный с той или иной степенью детальности);


стратегический кейс (развитие умения анализировать среду в условиях неопределенности и решать комплексные проблемы со скрытыми детерминантами);


исследовательский кейс (аналогичен групповым или индивидуальным проектам - результаты анализа некоторой ситуации представляются в форме изложения);


тренинговый кейс (направлен на упрочение и более полное освоение уже использованных ранее инструментов и навыков - логических и т.п.).


Требования к содержанию кейса


1.Рассматривается конкретная ситуация, имеющая место в реальной жизни (основные случаи, факты).


2.Информация может быть представлена не полно, т.е. носить ориентирующий характер.


3.Возможно дополнение кейса данными, которые могут иметь место в действительности.


10 основных правил для анализа кейса


1.Двукратное чтение кейса: один раз, чтобы иметь общее представление, и второй раз, чтобы хорошо разобраться в фактах.


2.Кроме того, должны быть внимательно проанализированы таблицы и графики.


3.Составить список проблем, с которыми придется иметь дело.


4.Если предлагаются цифровые данные, нужно попытаться их оценить и объяснить.


5.Узнавание проблем, к которым можно применить имеющиеся знания.

6.Составление основательного анализа имеющейся ситуации.


7.Поддержка предложений решения проблемы посредством основательной аргументации.


8.Составление схем, таблиц, графиков, которые дают основание для собственного «решения».


9.Составление списка приоритетов собственных предложений, принимая во внимание, что в реальности будут довольно скудные ресурсы


10.Контроль собственного плана действий, чтобы проверить, действительно ли разработаны все сферы проблемы.


Кейс-технологии в образовательной деятельности позволяют:

-повысить мотивации обучения у обучающихся;


-развить интеллектуальные навыки у обучающихся, которые будут ими востребованы при дальнейшем обучении и в профессиональной деятельности.


Высокая эффективность кейс-метода достигается за счет:

развития навыков структурирования информации;


освоения технологий выработки управленческих решений различного типа (стратегических, тактических);


актуализации и критического оценивания накопленного опыта в практике принятия решений;


эффективной коммуникации в процессе коллективного поиска и обоснования решения;


разрушения стереотипов и штампов в организации поиска верного решения;


стимулирования инноваций за счет синергетики знаний - развития системного, концептуального знания;


повышения мотивации на расширение базы теоретического знания для решения прикладных задач.

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.