Кейс-технология как инновационная образовательная модель при формировании у старших дошкольников безопасного поведения в обществе
Кейс-технология как инновационная образовательная модель при формировании у старших дошкольников безопасного поведения в обществе.
«Боясь ошибиться, ребенок не будет сам решать
поставленную проблему – он будет стремиться
получить помощь от всезнающего взрослого».
А.М. Матюшкин, советский и российский психолог,
доктор психологических наук, профессор,
академик Российской академии образования.
Безопасность жизни ребенка и охрана его здоровья - одна из актуальнейших задач дошкольного образования. При этом важно не только оберегать ребенка от опасностей, но и готовить его к встрече с возможными трудностями, формировать представления о наиболее опасных ситуациях, прививать ему навыки безопасного поведения в обществе.
ФГОС ДО требует создания в образовательных организациях условий, необходимых для реализации у дошкольников новых образовательных результатов: развитие предусмотрительности и осторожности, соблюдение личной гигиены, понимание информационно-указательных знаков, знакомство с социальными нормами и т.д.
Известно, что правила поведения и меры безопасности связаны с условиями проживания человека, местом его жительства или окружающей его обстановкой. В современном мире социум диктует различные способы поведения и соответствующие меры предосторожности. А главная цель воспитания безопасного поведения у детей – это дать каждому ребенку представления об основных опасных для жизни ситуациях и правилах поведения в них. Именно поэтому, необходимо знакомить детей с поведением в реальных условиях, формируя представление о вариантах поведения и их последствиях.
Работая в данном направлении сталкиваешься с вопросом об осознанном применении усвоенных правил и обоснованном переносе правил безопасного поведения с одной ситуации в другую, из ситуации традиционной и знакомой в ситуацию нестандартную и критическую. Решить вопрос можно обеспечив сочетание таких направлений, как усвоение определенного правила и переноса этого правила на ситуацию из реальной жизни.
Формировать основы безопасности у детей можно через игры, разной направленности, поисковую и исследовательскую деятельность, с помощью бесед, решения проблемных ситуаций. В нашей работе по формированию безопасного поведения в обществе у дошкольников используем одну из актуальных на сегодняшний день технологий – это кейс-технологии.
Кейс-технология представляет собой проблемно-ситуативное обучение. Данная технология больше подходит для работы с детьми старшего дошкольного возраста. Дети в этом возрасте, в силу своих возрастных особенностей могут изучить ситуацию, разобраться в проблеме, а затем предложить воспитателю возможные пути решения и совместно со взрослым выбрать самый оптимальный путь выхода из проблемы. При этом они должны понимать, что возможны различные решения проблемы.
В процессе работы над кейсом, воспитатель помогает дошкольникам рассуждать, спорить, при этом не навязывает им свое мнение.
Необходимо помнить, что хороший кейс должен удовлетворять следующим требованиям:
- соответствовать четко поставленной цели создания;
- иметь соответствующий уровень трудности (возрасту, обученности детей);
- иллюстрировать типичные ситуации;
- развивать аналитическое мышление;
- провоцировать обмен мнениями, диалог, дискуссию;
- быть привлекательным и увлекательным для участников;
- быть наглядным;
- иметь несколько решений.
В своей работе мы используем метод ситуационного анализа, включающего в себя анализ конкретных ситуаций, кейс-иллюстрации, фото-кейс, проигрывание ролей (ролевое проектирование).
Кейс-анализ конкретных ситуаций направлен на проявление способности не только сопереживать печальному образу, но и видеть ситуацию с разных сторон; способность анализировать, строить гипотезы, предполагать. Задача воспитателя – побудить детей видеть не только поверхностный, но и глубинный характер проблемы.
Кейс-иллюстрация - это иллюстрация, которая используется для рассмотрения проблемной ситуации. Целью работы с ней является разбор сути проблемы, анализ возможных решений и выбор лучшего из них. Кейс-иллюстрация, отличается от наглядности тем, что в ней всегда есть проблема. Рассматривая иллюстрации, дети обсуждают полученную информацию, рассуждают, принимают решение, могут предполагать и строить на основе этого прогноз. Проблема не предлагается детям в открытом виде. Выбранная нами ситуация должна иллюстрировать те проблемы, с которыми ребёнок может столкнуться в жизни или уже сталкивался. Естественно, эта ситуация должна зацепить ребёнка. Фото-кейс даёт возможность сформировать стратегию принятия решения, с помощью которой ребёнок в будущем сможет преодолеть самостоятельно возникшие разной сложности жизненные ситуации. Сущностью предоставленной технологии является анализ проблемной ситуации.
Кейс-проигрывание ролей позволяет ребенку брать на себя какую – либо роль и проигрывать её. Данная форма схожа с сюжетно-ролевой игрой, отличие состоит в том, что в здесь существует проблема, которую необходимо найти и затем решить самостоятельно, здесь нет запланированного сценария. Кроме того, данный кейс помогает детям вспомнить полученные знания и применить их на практике.
Например, для всех вышеперечисленных форм может быть такая ситуация на формирование знаний о правилах дорожного движения, правилах передвижения пешеходов, подведение детей к осознанию необходимости соблюдать правила дорожного движения «Ребята, сегодня я услышала, как папа – человек взрослый и умный, ругал своего сына…».
Кейс-технологии позволяют решать ряд задач по формированию безопасного поведения в обществе:
- формирование системы знаний об источниках опасности и средствах их предупреждения и преодоления;
- психологическая подготовка к безопасному поведению;
- творческое освоение среды с точки зрения формирования правил безопасного поведения;
- безопасность в отношении общения и взаимоотношения с другими людьми.
Важным для работы по предложенным нами кейсам по формированию культуры безопасности у дошкольников является следование правилам применения кейс-технологий. Нет четкой последовательности введения типов кейсов. Организовывать детей на работу по кейсам лучше в подгруппах, тогда можно прогнозировать большую активность участников. В нашей практике мы организуем работу либо с подгруппой детей отдельно (остальные дети заняты другим видом деятельности), либо в двух параллельных подгруппах, тогда дети второй подгруппы выступают «зрителями-участниками». Работая над кейсами, воспитанники вычленяют определенные правила поведения в обществе, которые фиксируются в «дневниках». В дальнейшем эту информацию дети могут свободно рассматривать, показывать и тем самым закреплять полученные знания.
Работу воспитателя и детей над кейсом можно представить в виде технологических карт. За основу мы использовали опыт работы детского сада № 22 «Лучик» г. Тольятти.
Таким образом, результатом проводимой работы, можно назвать формирование у воспитанников осознанного и ответственного отношения к своей безопасности, выработку знаний, умений и навыков, необходимых в современном социуме. А внедрение кейс-технологий в воспитательно-образовательный процесс позволяет на практике реализовать деятельностный, компетентностный и индивидуальный подходы, которые способствуют становлению самостоятельности и продуктивности мышления воспитанников, формируют культуру – познания, применения правил, отношения, суждения к тем или иным аспектам окружающей действительности.
Используемая литература:
Кейс-технологии как способ формирования культуры безопасности детей дошкольного возраста. Методическое пособие / Коллектив авторов под общей редакцией Л.Ф. Дьяконовой, И.Е. Граматкиной, 2017. [Электронный ресурс] / Доступ: keis.pdf (tgl.net.ru)
Стеркина Р.Б. и др. Программа «Основы безопасности детей дошкольного возраста» [Электронный ресурс] / Доступ http://gigabaza.ru/doc/147729.html
Сурмин, Ю. Что такое CASEметод? Взгляд теоретика и практика. / [Электронный ресурс] / Доступ: URL: http://www.casemethod.ru/about.php?id_submenu=1
Потамошнева Наталья Алексеевна