Статья «Кейс-технологии в школьном обучении»
Что такое кейс-технологии?
Кейс-технологии (метод кейса, кейс-стади) – это интерактивная форма обучения, основывающаяся на моделировании той или иной ситуации. Суть ее заключается в том, что полученные знания оказываются результатом активных действий учащегося, а обучение происходит за счет приобретения нового опыта. В каждом кейсе содержится описание конкретной ситуации: предложенные обстоятельства моделируют определенную проблему, а задача ученика – проанализировать ее и найти решение. В отличие от метода проблемных ситуаций, в кейсе предмет обсуждения скрыт и должен быть найден самими учащимися.
Структура кейса
Любой кейс отличает наличие яркого и интересного заголовка, привлекающего внимание. Затем следует подробное описание проблемной ситуации (это может быть реальная история из жизни или пример из художественной литературы) и сопутствующая информация (таблицы, графики, диаграммы, текст). Обязательное условие для кейса – наличие вопросов или заданий в конце.
Как проходит занятие с использованием кейс-технологии?
Первый этап работы с кейсом – знакомство с предложенной ситуацией. Учащиеся разбиваются на несколько групп (до 5 человек) и приступают к обсуждению. На этом этапе они определяют основную проблему и предлагают варианты для ее разрешения. Второй этап – это оценка предлагаемых действий, а также определение их последствий. После того, как оптимальное решение проблемы найдено, между группами начинается общая дискуссия. В конце подводятся итоги: оцениваются результаты и достижения учащихся.
Преимущества кейс-технологий
В сравнении с традиционными методами обучения кейс-технологии обладают рядом преимуществ:
- они построены на активном участии каждого учащегося и способствуют широкому развитию практических навыков;
- метод кейса помогает поддерживать высокую эмоциональную вовлеченность ребенка и повышает концентрацию внимания;
- технология позволяет освоить навыки, которые помогают учащимся в реальных ситуациях в короткие сроки принимать самостоятельные решения;
- кейс не имеет правильного ответа, а значит, он тренирует искать альтернативные выходы из любой ситуации;
- поиск решения проблемы учит оперативно перерабатывать много новой информации, анализировать ее и искать недостающие данные;
- кейс-технология формирует навык работы в команде: учащиеся отстаивают свою точку зрения, ищут компромиссы, разрешают конфликтные ситуации.
Как оценивается работа ученика?
Основная работа учащихся при использовании кейсового метода приходится на дискуссию. Учитель занимает позицию стороннего наблюдателя и лишь иногда помогает участникам аргументировать свое мнение. По итогам оценивается следующее:
- было ли найдено разумное и грамотное решение проблемы?
- оригинальность выбранного решения;
- этика ведения дискуссии;
- активность каждого учащегося.
Примеры использования кейс-технологии:
Урок «Составное глагольное сказуемое»
Урок «Правописание гласных в корнях с чередованием»
Урок «Правописание чередующейся гласной в корне слова»
Урок «Имя существительное - хлеб языка»
На уроках литературы:
Урок «Нравственные уроки повести В.Г. Короленко «В дурном обществе»
На уроках физики:
Кейс по теме «Количество теплоты. Теплопроводность»
На уроках географии:
Урок «Значение Арктики для России»
На уроках истории:
Урок «Князь Владимир. Крещение Руси»
На уроках технологии:
Урок «Каша – радость наша», раздел «Кулинария»
В начальной школе:
Урок окружающего мира «Какие бывают растения»
Урок математики «Площадь. Периметр»
В логопедии:
Елена Вениаминовна Чурина
Горбачёва Марина Юрьевна