12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Никитенко Елена Васильевна249

Спецификация КИМ итоговой работы 6 класс биология

1. Назначение работы

Итоговая работа проводится в конце учебного года с целью определения уровня усвоения учащимися 6 класса предметного содержания курса биологии по программе основной школы и выявления элементов содержания, вызывающих наибольшие затруднения.

2. Подходы к отбору содержания, разработке структуры КИМ

Отбор содержания, подлежащего проверки учитывает специфику предмета, его цели и задачи, Каждый вариант составлен в соответствии с программой основного общего образования Биология. 5-9 классы. Концентрический курс. Авторы Н.И. Сонин, В.Б. Захаров.

Конструирование итоговой работы происходит, исходя из необходимости оценки уровня овладения обучающимися всех основных групп планируемых результатов обучения. Задания контролируют степень овладения знаниями и умениями курса 6 класса и проверяют сформированность биологической компетентности.

Объектами контроля служат знания и умения выпускников 6 класса, сформированные при изучении следующих разделов: «Строение и свойства живых организмов», «Жизнедеятельность организмов», «Организм и среда».

3. Структура КИМ

Каждый вариант контрольной работы состоит из 3-х частей:

- часть 1 содержит 14 заданий базового уровня сложности;

- часть 2 включает 3 задания повышенного уровня сложности: 1 – на соответствие между биологическими объектами; 2 – с выбором нескольких правильных ответов; 3 – установление последовательности биологических процессов;

- часть 3 включает 2 задания высокого уровня сложности: 1 – нахождение и исправления биологических ошибок в предложении; 2 - со свободным развернутым ответом.

4. Распределение заданий КИМ по содержанию, видам умений и способам деятельности:

Разделы содержания курса 6 класса по биологии

Количество заданий

Основные умения и способы деятельности, проверяемые заданиями диагностической работы

1. Свойства живых организмов

1

Знать основные свойства живых организмов;

Уметь отличать живые организмы от неживых

2. Химический состав клеток

1

Знать органические и неорганические вещества клеток; Уметь классифицировать вещества, входящие в состав клеток

3. Деление клетки

1

Знать понятия «митоз», «мейоз», сущность митоза и мейоза

4. Органы и системы органов

3

Знать понятия «орган», органы цветкового растения: корень, стебель, лист, цветок, соцветия, плоды; основные системы органов животных. Уметь устанавливать взаимосвязь между органом растения и его функциями

5. Растения и животные как целостные организмы

1

Уметь обосновывать и устанавливать взаимосвязь всех органов и систем органов для обеспечения целостности организма

6. Дыхание

2

Знать суть понятий «дыхание», органы дыхания растений и животных; Уметь объяснять значение дыхания в жизнедеятельности организмов; обосновывать взаимосвязь процессов жизнедеятельности, сравнивать их

7. Передвижение веществ в организме. Выделение

4

Знать суть понятий «транспорт веществ», «кровеносная система» «выделение»; Уметь объяснять сущность основных процессов жизнедеятельности организмов; устанавливать причинно-следственные связи в процессах жизнедеятельности организмов

8. Размножение

3

Знать суть понятий «половое размножение», «бесполое размножение», «партеногенез», виды размножения, органы размножения; Уметь объяснять сущность размножения организмов; обосновывать взаимосвязь процессов жизнедеятельности, сравнивать бесполое и половое размножение

9. Питание и пищеварение

2

Знать понятия «питание», «пищеварение», почвенное питание, воздушное питание; Уметь объяснять сущность процесса питания и пищеварения организмов

10. Организм и среда

1

Знать понятия «экосистема», «среда обитания», «факторы среды», «пищевые цепи», «природные сообщества»; Уметь объяснять влияние факторов неживой природы на живые организмы, а также характер взаимосвязей между живыми организмами в природном сообществе



Распределение заданий по уровню сложности

Уровень сложности

Число заданий

Итого

Часть1

Часть 2

Часть 3


Базовый

14



14

Повышенный


3


3

Сложный



2

2



5. Время выполнения варианта КИМ

На выполнение всей проверочной работы отводится 1 урок (40 минут).

6. План варианта КИМ

№ задания

Код

Контролируемые элементы содержания

Уровень сложности

Махбалл

Время выполнения (мин)

Часть I

1

1.1

Свойства живых организмов (клеточное строение, обмен веществ и энергии, питание, рост и развитие, раздражимость, движение, размножение)

Б

1

1

2

1.2

Органические и неорганические вещества, входящие в состав клеток

Б

1

1

3

1.3

Митоз, мейоз

Б

1

1

4

1.4

Цветок, его функции; семя, плод

Б

1

1

5

1.5

Лист, его строение и функции

Б

1

1

6

1.6

Органы растений и их классификация на вегетативные и половые

Б

1

1

7

2.1

Процесс дыхания, органы дыхания растений и животных

Б

1

1

8

2.2

Кровеносная система животных, ее строение

Б

1

1

9

2.3

Транспорт веществ в организме растений

Б


1

10

2.4

Выделение из организма растений, листопад

Б


1

11

2.5

Размножение и его виды

Б

1

1

12

2.6

Половое размножение

Б


2

13

2.7

Процесс питания и пищеварения

Б

1

2

14

2.8

Питание растений (почвенное и воздушное) и животных

Б


2

Часть II

11

1.7

Соответствие между системами органов животных и органов, входящих в их состав

П

2

3

12

2.9

Особенности полового и бесполого размножения

П

2

3

13

1.8

Уровни организации живого

П

2

3

Часть III

14

2.10

Транспорт веществ в растениях, кровеносная система, регуляция процессов жизнедеятельности

В

3

5

15

3.1

Экологические факторы, цепи питания

В

3

5


За правильное выполнение каждого задания 1 части работы обучающийся получает 1 балл. За неверный ответ или его отсутствие выставляется 0 баллов. Максимальное количество баллов, которое может набрать обучающийся, правильно выполнивший задания первой части работы, — 14 баллов.

За верное выполнение каждого задания 2 части работы обучающийся получает 3 балла. За неполный ответ выставляется – 1 балл, за неверный ответ или его отсутствие выставляется - 0 баллов. Максимальное количество баллов, которое может набрать обучающийся, правильно выполнивший задания второй части работы, — 9 баллов.

За верное выполнение задания 3 части работы обучающийся получает 3 балла. За неверный ответ или его отсутствие выставляется 0 баллов. Максимальное количество баллов, которое может набрать обучающийся, правильно выполнивший задания второй части работы, — 6 балла.

Максимальное количество баллов, которое может получить ученик за выполнение всей работы, — 29 баллов.

Таблица перевода баллов в отметки по пятибалльной шкале

Отметка по

пятибалльной шкале


«2»

«3»

«4»

«5»

Первичные баллы

Менее 12

12-16

17-22

23-29

7. Дополнительные материалы и оборудование

Не используются.

8. Условия проведения (требования к специалистам)

Перед инструктажем необходимо предоставить каждому ученику КИМ, бланк ответов, черновик. Далее педагог должен провести инструктаж о порядке проведения контрольной работы.

Обратить внимание детей на то, что, если задание окажется сложным – его можно пропустить и перейти к следующему. Если останется время, то можно ещё раз попробовать выполнить пропущенные задания.

9. Рекомендации по подготовке к работе

Подготовка к итоговой контрольной работе по биологии включает такие основные компоненты как:

Ориентация учебного процесса на формирование универсальных и предметных учебных действий.

Знакомство учащихся с подобными заданиями в течение учебного года (с заданиями выбора ответа, на определение последовательности, на соотношение, задания с развёрнутым ответом) и правилами их выполнения и оформления.

Знакомство учащихся с правилами выполнения работы.





















Итоговая контрольная работа по биологии 6 класс Вариант - 1

Часть 1. При выполнении заданий выберете один верный ответ

1. Для живых организмов, в отличии от неживых тел природы, характерно:

1) уменьшение массы 2) дыхание

3) изменение окраски 4) разрушение

2. К неорганическим веществам клетки относятся:

1) Белки 2) Жиры

3) Вода 4) Углеводы

3. Цитоплазма клетки:

1) осуществляет связь между частями клетки 2) придает клетке форму

3) обеспечивает поступление веществ в клетку 4) выполняет защитную функцию

4. Главные части цветка – это:

1) Тычинки и пестик 2) Лепестки.

3) Чашелистик 4) Цветоложе.

5. Какую функ­цию не вы­пол­ня­ет лист:

1) опы­ле­ние 2) фо­то­син­тез

3) га­зо­об­мен 4) транс­пи­ра­ция

6. К вегетативным органам растения относится:

1) Семя 2) цветок

3) Плод 4) кореньПо­яс­не­ние.На ри­сун­ке изоб­ра­жен стру­чок (се­ме­на дер­жат­ся на пе­ре­го­род­ке) — плод се­мей­ства Кре­сто­цвет­ных

Ответ: 2

7. Одноклеточные животные, кишечнополостные, плоские черви дышат:

1) жабрами 2) всей поверхностью тела

3) лёгкими 4) устьицами

8. К органам кровеносной системы относятся:

1) легкие и сердце 2) сердце и кровеносные сосуды

3) сердце и мозг 4) кровь и гемолимфа

9. В ситовидных трубках луба происходит:

1) образование органических веществ

2) запасание органических веществ

3) передвижение органических веществ

4) передвижение воды и минеральных веществ от корней к листьям

10. Найдите Неверное утверждение:

1) листопад способствует уменьшению испарения воды растениями осенью и зимой

2) листопад способствует удалению из организма растений ненужных и вредных веществ

3) листопад предотвращает поломку ветвей под тяжестью снега

4) листопад обеспечивает защиту растений от холода

11. Партеногенез –это

1) вид оплодотворения

2) вид размножения

3) процесс образования половых клеток

4) развитие зародыша из неоплодотворенной яйцеклетки

12. Котенок получает свои наследственные признаки из:

1) ядра сперматозоида 2) ядра яйцеклетки

3) ядер сперматозоида и яйцеклетки 4) цитоплазмы яйцеклетки

13. Питание – это процесс

1) Получения организмом веществ и энергии

2) Выделение кислорода

3) Выделение кислорода и поглощения углекислого газа

4) Образования углекислого газа

14. В процессе почвенного питания в организм растения из окружающей среды поступают:

1) кислород и углекислый газ 2) готовые органические вещества

3) вода и минеральные соли 4) кислород и вода




Часть 2.

В1. Установите соответствие между органами и системами, к которым они относятся.

ОРГАНЫ СИСТЕМЫ ОРГАНОВ

А) почка 1) выделительная система

Б) сердце 2) кровеносная система

В) мочеточник

Г) артерия

Д) вена

Е) мочевой пузырь

А

Б

В

Г

Д

Е







В2. Выберите утверждения, относящиеся к половому размножению.

Принимает участие одна родительская особь;

Происходит при участии половых клеток – гамет;

Происходит при участии спор;

Потомство несет в себе наследственные признаки обоих родителей.

Потомство несет в себе наследственные признаки одного из родителей.

Обязательным условием для большинства организмов является оплодотворение

Почкование – форма полового размножения

Часть 3.

С1. В приведенном списке животных 3 объединены общим признаком. Найди «выпадающее» определение, ответ обоснуй.

1. собака

2. кошка

3. майский жук

4. лягушка

С2. Вставь пропущенные слова:

1. __________ – это двухслойный зародыш.

2. Семя содержит зародыш и ___________.

3. У земноводных _________ тип развития.

4. В результате дробления из ________ образуется бластула.
















































Итоговая контрольная работа по биологии 6 класс Вариант - 2

Часть 1. При выполнении заданий выберете один верный ответ

1. Живое существо, в отличие от большинства неживых тел:

1. непрерывно расходует энергию 2. может изменять форму

3.разрушается под внешним воздействием 4. может изменять структуру

2. К неорганическим веществам клетки относятся:

1. глюкоза 2. белок

3. соли натрия 4. жир

3. Главная функция мембраны клетки:

1. образование белков 2. передача наследственной информации

3. обеспечение поступление веществ в клетку

4. выработка веществ, служащих источником энергии

4. Побегом следует считать:

1. корень и корневище 2. стебель с корнем

3. стебель с листьями и почками 4. корень с клубнем

5. К генеративным органам растения относится:

1) Семя 2) стебель

3) лист 4) кореньПо­яс­не­ние.На ри­сун­ке изоб­ра­жен стру­чок (се­ме­на дер­жат­ся на пе­ре­го­род­ке) — плод се­мей­ства Кре­сто­цвет­ных

6. Стебель не является:

1. опорой для растения 2. органом полового размножения

3. связующим звеном между различными частями растения

4. местом запасания питательных веществ

7. Дыхательная система насекомого представлена:

1) жабрами 2) трахеями

3) лёгкими 4) устьицами

8. К пищеварительной системе относят:

1) пищеварительный канал 2) пищеварительный канал и железы

3) пищеварительный канал и почки 4) пищеварительные железы

9. В сосудах древесины происходит:

1) образование органических веществ

2) запасание органических веществ

3) передвижение органических веществ

4) передвижение воды и минеральных веществ от корней к листьям

10. Жидкие отходы из организма позвоночного животного удаляются через:

1) почки 2) сократительные вакуоли

3) выделительные канальцы 4) все вышеперечисленное

11. Делением размножается:

1) белый гриб 2) майский жук

3) эвглена зеленая 4) стрекоза

12. При партеногенезе у потомства:

1) родитель только один 2) родителей двое

3) родителей нет 4) один родитель выполняет роль обоих родителей

13. Пища не переваривается в организме:

1) лошади 2) щуки

3) ели 4) птицы

14. Органические вещества образуются из неорганических в:

1) ножке гриба 2) листе березы

3) корне моркови 4) колючке кактуса








Часть 2.

В1. Установите соответствие между органами и системами, к которым они относятся.

ОРГАНЫ СИСТЕМЫ ОРГАНОВ

А. Желудок 1. Выделительная

Б. Кишечник 2. Пищеварительная

В. Почки

Г. Рот

Д. Мочевой пузырь

Е. Мочеточник

А

Б

В

Г

Д

Е








В2. Выберите утверждения, относящиеся к бесполовому размножению

Принимает участие одна родительская особь;

Происходит при участии половых клеток – гамет;

Происходит при участии спор;

Потомство несет в себе наследственные признаки обоих родителей.

Потомство несет в себе наследственные признаки одного из родителей.

Обязательным условием для большинства организмов является оплодотворение

Почкование – форма полового размножения

Часть 3.

С1. В приведенном списке животных 3 объединены общим признаком. Найди «выпадающее» определение, ответ обоснуй.

1. окунь

2. рак

3. акула

4. дельфин

С2. Вставь пропущенные слова:

1. Гаструла возникает в результате дробления _______.

2. Семена и плоды часто распространяются _______; легкие, сухие семена имеют крылатки.

3. Из _________ развиваются мышцы, хрящи и костные элементы.

4. При ________ развитии родившейся организм в строении сходен со взрослым.































































БЛАНК ОТВЕТОВ

Вариант 1

Класс _____ Фамилия _____________________________ Имя _______________________


Часть I


№ задания

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

Ответ
















Часть II

15.

А

Б

В

Г

Д

Е







16.




17.







Часть III

18.

А) У рыб ___________________________________________________________

Б) Органические вещества растений перемещаются по_____________________

В) Ростовые вещества – это ___________________________________________

19. ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________









Кодификатор

элементов содержания

итоговой работы по биологии за 6 класс.

Кодификатор элементов содержания является одним из документов, определяющих структуру и содержание КИМ. Кодификатор является систематизированным перечнем проверяемых элементов содержания курса биологии I полугодие 6 класса, в котором каждому объекту соответствует определенный код.


Код

Элементы содержания, проверяемые заданиями КИМ

1


Строение живых организмов


1.1

Свойства живых организмов (клеточное строение, обмен веществ и энергии, питание, рост и развитие, раздражимость, движение, размножение)


1.2

Органические и неорганические вещества, входящие в состав клеток


1.3

Митоз, мейоз


1.4

Цветок, его функции; семя, плод


1.5

Лист, его строение и функции


1.6

Органы растений и их классификация на вегетативные и половые


1.7

Соответствие между системами органов животных и органов, входящих в их состав


1.8

Уровни организации живого

2


Жизнедеятельность организмов


2.1

Процесс дыхания, органы дыхания растений и животных


2.2

Кровеносная система животных, ее строение


2.3

Транспорт веществ в организме растений


2.4

Выделение из организма растений, листопад


2.5

Размножение и его виды


2.6

Половое размножение


2.7

Процесс питания и пищеварения


2.8

Питание растений (почвенное и воздушное) и животных


2.9

Особенности полового и бесполого размножения


2.10

Транспорт веществ в растениях, кровеносная система, регуляция процессов жизнедеятельности

3


Организм и среда


3.1

Экологические факторы, цепи питания


Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.