Методическая разработка «Киноуроки в школе на основе анализа мультфильма "В стороне" А. Аверьяновой»

Киноуроки в школе (на основе анализа мультфильма "В стороне" А.Аверьяновой)
Тема киноурока |
«Что такое долг?» |
||||
Цель |
Сформировать у обучающихся понимание того, что такое долг, чувство долга. |
||||
Класс и количество участников |
6 класс, 18 участников |
||||
Продолжительность киноурока |
|||||
Используемый видеоматериал (название, студия, продолжительность год выпуска) |
Название: «В стороне». Режиссер, художник, автор сценария: Александра Аверьянова. Производство: Студия Компьютерной Анимации «Петербург». Продолжительность: 12 минут Год выпуска: 2015 |
||||
Ход проведения киноурока |
Учитель: Здравствуйте, ребята, присаживайтесь! На дом Вам было предложено задание: найти и принести в школу предметы, которые ассоциируются у Вас с долгом. Кто хочет показать, что он принес и рассказать почему? КОРЗИНА ИДЕЙ Учитель: Хорошо. Очень многое у нас ассоциируется с долгом, а что же такое долг? Чтобы ответить на этот вопрос, я предлагаю Вам заполнить нашу корзину идей. Для этого каждому сейчас нужно будет написать на маленьком листе, лежащем на парте, что такое долг в вашем понимании. Заканчиваем работу. А теперь Вам с соседом по парте из двух ваших определений нужно выбрать одно лучшее, которое будет в дальнейшем озвучено всему классу. Итак, давайте посмотрим, что у нас получилось. По одному человеку от парты прошу к доске. Прикрепляйте ваши определения поближе к корзине. И расскажите нам о них. Учитель: Ребята, видите, сколько много различных мнений у нас образовалось. Кто-то считает, что долг – это _________, а кто-то что это __________ и т.д. Но единого понимания долга у нас пока нет с Вами. Поэтому давайте продолжим нашу работу, и в конце урока, я надеюсь, мы придем к четкому пониманию данной категории. Учитель: -А теперь скажите, пожалуйста, как вы думаете, долг он у всех одинаковый? Или долг может быть разным? (Разным). Докажите свою точку зрения. - Чувства долга кому-то или перед чем-то есть у каждого человека? (Да) - А какой долг есть у солдата? (Долг служить родине). - А какой долг есть Вас? (Долг учиться, слушаться родителей) - А долг перед чем есть человека, который работает? Например, у пожарного, медсестры? (Долг перед своей профессией). Хорошо. А сейчас мы с Вами посмотрим небольшой мультфильм, в котором мы сможем увидеть иллюстрацию долга человека перед своей профессией. Надеюсь, этот мультфильм нам также поможет ответить на главный вопрос нашего урока: «Что такое долг?» Режиссёр, художник и автор сценария этого мультфильма – Александра Аверьянова. Её творчество может быть Вам известно по полнометражному анимационному фильму «Карлик Нос» или по мультипликационному сериалу «Смешарики». Знакомы Вам эти произведения кино? (Да) Значит, я надеюсь, не менее интересным для Вас будет и её мультфильм под названием «В стороне». ПРОСМОТР И ОБСУЖДЕНИЕ МУЛЬФИЛЬМА Учитель: -Кто по профессии главная героиня мультфильма? Как вы об этом догадались? - Молода ли героиня или нет? Исходя из этого, как вы думаете, давно она живет на маленькой железнодорожной станции, затерянной в глубине страны, где на много километров вокруг нет ни души? - Чем ежедневно занимается героиня? - А как героиня проводит свободное время? Есть у нее какое-то развлечение? - А чем отличаются редкие дни, когда мимо должен ехать поезд? -Какой художественный прием использует создатель мультфильма, чтобы показать грандиозную разницу обычных дней жизни героини и дней, когда проезжает поезд? - Скажите, а при просмотре мультфильма, в какой-то момент Вам было жалко героиню? В какой? Почему? - Как вы думаете легко ли героине так далеко жить в глуши, каждый день делать одно и то же, и при этом даже ни с кем не общаться? Ведь в лесу то других людей нет, а поезда, которые проходят мимо никогда не останавливаются, и никто не выходит на станции. - А как вы это поняли? Как вы догадались, что ей тяжело? Цвета в мультфильме какие? Эти цвета вызывают радость? - А если ей нелегко жить одной в лесу, почему она не уедет оттуда? Почему не поменяет работу? (Потому что для нее работать здесь – это долг). - А в чем состоит ее долг? (Долг проверять целостность, железной дороги, чтобы никто из людей никогда не пострадал). - Нравится ли Вам такая героиня? Чем? - То есть, если человек строго следует своему долгу, это делает его лучше? ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ. РЕФЛЕКСИЯ Учитель: А теперь давайте сделаем вывод, что же такое долг? А этом нам поможет прием «Акрослово». У Вас на партах рабочий лист, переверните его. В нем Вам даны высказывания известных людей о долге. В каждом высказывании скрыто слово, которое является важным для понимания того, что такое долг. Вам нужно найти эти слова, выписать их и составить из первоначальных букв этих слов слово «долг». Акрослово У нас всех есть один якорь, с которого, если сам не захочешь, годами не сорвешься: чувство долга. Чувство долга — это то, что люди хотят видеть в других. Обдумай, верно ли и возможно ли то, что ты обещаешь, ибо обещание — есть долг. Долг и достоинство — прежде всего.
Учитель: Читаем высказывание, называем его автора, слово, которое выделили. Выходим записываем слово на доске. Так что же такое долг? Пользуясь словами, записанными на доске, сформулируйте свое определение. Учитель: Удалось ли нам ответить на главный вопрос урока: «Что такое долг?». Ну, а раз наш урок прошел удачно. Я предлагаю Вам похвалить друг друга за работу. Для этого Вам нужно будет сделать комплимент за работу на уроке, похвалить за какой-то конкретный вклад в нашу деятельность любого из класса. Можете хвалить соседей по парте, можете ребят из другого класса. Для того чтобы закончить урок на положительной, торжественной ноте, я хочу прочитать Вам высказывание Иммануила Канта, немецкого философа о долге. Долг! Ты возвышенное, великое слово. Это именно то великое, что возвышает человека над самим собой. Стремитесь всегда исполнять свой долг, становитесь лучше! Спасибо за урок. До свидания! |
||||
Итоги и выводы |
По итогу киноурока ребята смогли сформулировать, что такое долг, понять, что долг есть у каждого человека, и он делает человека лучше. |