Методическая разработка «Урок профессиональной ориентации в школе»

6
0
Материал опубликован 25 July 2016 в группе

МИНИСТЕРСТВО ОБЩЕГО И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ

«ПЕРВОУРАЛЬСКИЙ ПОЛИТЕХНИКУМ»

Методическая разработка

«Урок профессиональной ориентации в школе»

Подготовила:

Кузнецова Алина Валентиновна,

преподаватель 1 к.к.

2014 г.

Содержание.

стр.

Введение…………………………………………………………………………..3

Профессиональное просвещение………………………………………………..4

1. Имиджирование учебного заведения……………………………………4

2. Перспективы получения образования…………………………………..6

3. Диагностика образовательного запроса…………………………………8

Заключение……………………………………………………………………….10

Литература……………………………………………………………………….11

Приложение 1 «План профориентационной работы в МБОУ СОШ № 4 в 2013 – 2014 учебном году».

Приложение 2 «Сценарий выступления студентов на уроке профессиональной ориентации в школе».

Приложение 3 «Анкета для школьников».

Приложение 4 «Результаты анкетирования школьников».

Введение.

Новый государственный заказ предъявляет для образовательных заведений жёсткие требования по нормам набора абитуриентов. Конкуренция на рынке среднего профессионального образования в нашем городе ставит перед «Первоуральским политехникумом» проблему выполнения государственного задания.

С другой стороны выпускники девятых классов школ не имеют полной информации о возможностях продолжения образование в своём городе.

Поэтому целью данной работы является представление ГАОУ СПО СО «Первоуральский политехникум» перед учащимися девятых классов как возможную перспективу дальнейшего образования.

Задачи:

создание положительного имиджа учебного заведения;

информирование о возможных перспективах получения образования;

диагностика образовательного запроса учащихся.

Объектом данной работы является профессиональная ориентация учеников девятых классов.

Предметом разработки является профессиональное просвещение — ознакомление учащихся с современными видами трудовой деятельности, потребностями в квалифицированных кадрах, требованиями, предъявляемыми профессиями к человеку, возможностями профессионально-квалификационного роста и самосовершенствования в процессе трудовой деятельности. Профессиональное просвещение формирует у молодежи мотивированные профессиональные намерения, в основе которых лежит осознание ими социально-экономических потребностей и своих возможностей.

Профессиональное просвещение.

1. Имиджирование учебного заведения.

Работапо профессиональному просвещению начинается с разработки плана совместной деятельности с руководством школы. Для создания положительного имиджа учебного заведения и деловых качеств профориентатора я не только подготовила проект плана, но и представила свою визитную карточку. В визитке я указала наименование учебного заведения, свою должность, телефон, адреса электронной почты и своего мини-сайта в социальной сети работников образования. Обязательным элементом также является логотип «Первоуральского политехникума» (см. рис. 1).

 Рис. 1: «Визитная карточка».

ГАОУ СПО СО

Первоуральский политехникум

Кузнецова Алина Валентиновна,

преподаватель

тел. 89041674693

kuznetsovva@bk.ru

http://nsportal.ru/kuznetsova-alina-

valentinovna1

При встрече с представителем муниципального бюджетного образовательного учреждения средней общеобразовательной школы № 4 (МОУ СОШ № 4) – заместителем директора мы обсудили проект плана, внесли коррективы и уточнения (см. Приложение 1). Также была назначена дата проведения открытых уроков в 9 классах.

Для подготовки открытых уроков были размножены материалы с информацией о приёме абитуриентов, анкета для школьников, создана электронная презентация о политехникуме и разработан сценарий (см. Приложение 2).

Сценарий включает вступительное слово ведущего (профориентатора) об истории учебного заведения, о современном материальном обеспечении образовательного процесса и о приёме на 2014 – 2015 учебный год. Выступление ведущего сопровождается демонстрацией слайдов. Каждый слайд имеет логотип учебного заведения. Далее студенты политехникума представили рассказы о своих профессиях в стихах и прозе. Выступление студентов заканчивается мудрыми высказываниями о труде. Рассказы студентов сопровождаются слайдами с фотографиями о профессиях и демонстрация творческих работ.

В конце урока проводится анкетирование школьников с целью выявления желающих поступать в политехникум. Демонстрация слайдов завершается фотографией учебного корпуса с указанием адреса сайта учебного заведения, где абитуриенты могут найти интересующую их информацию.

2. Перспективы получения образования.

Выпускники девятых классов школ имеют несколько вариантов дальнейшего продолжения образования. Наиболее простым решением является возможность пойти в десятый класс своей школы. Но не все выпускники в силу различных причин согласны с такой перспективой. Альтернативой школьному образованию являются учреждения среднего профессионального образования.

Одно из таких заведений - государственное автономное образовательное учреждение среднего профессионального образования Свердловской области «Первоуральский политехникум» (ГАОУ СПО СО «ППТ»). Обучение в таком учреждении имеет ряд преимуществ:

обучение бесплатное;

приём без вступительных испытаний (кроме отдельных специальностей, требующих творческих навыков);

получение по окончании государственного диплома;

получение одновременно с профессиональным образованием среднего (полного) общего образования;

получение профессионального образования по программам подготовки квалифицированных рабочих, служащих или специалистов среднего звена.

Например, в 2014 – 2015 учебном году объявлен приём на следующие образовательные программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих:

  • сварщик (электросварочные и газосварочные работы);

    повар, кондитер;

    автомеханик;

    мастер по обработке цифровой информации;

    мастер общестроительных работ;

    мастер отделочных строительных работ.

А также приём на образовательные программы подготовки специалистов среднего звена (очное образование на базе 9 классов):

коммерция (по отраслям);

конструирование, моделирование и технология швейных изделий.

Получение перечисленных профессий и специальностей предоставляет выпускникам перспективу дальнейшего трудоустройства, так как специалисты этих профилей востребованы в нашем городе.

Обучающиеся, успевающие на «хорошо» и «отлично», получают стипендию. Во время обучения студенты имеют возможность заниматься бесплатно в спортивных секциях, участвовать в студенческом самоуправлении, посещать творческие коллективы, вести научно-исследовательскую работу, совершенствовать профессиональное мастерство.

 

3. Диагностика образовательного запроса школьников.

Для выявления предпочтений в выборе выпускниками девятых классов вариантов продолжения образования профориентаторы из политехникума проводят анкетирование учащихся (см. Приложение 3).

В анкетировании в школе № 4 приняли участие 54 ученика из трёх 9-х классов. Большинство учеников (36 человек или 67 %) информированы о количестве и профиле профессиональных образовательных учреждений в нашем городе: 12 человек (22 %) знают практически всё и 24 человека (45%) в основном знают всё. 15 человек (28 %) мало знают и 3 человека (5%) не знают практически ничего о возможности продолжения образования в родном городе.

Большинство выпускников уже определились, куда пойдут после окончания основной школы: 21 человек (39%) идёт в 10-й класс, 20 человек (27 %) будут поступать в учреждения среднего профессионального образования. Из них 14 человек (26 %) выбрали Первоуральский политехникум. 13 человек (34 %) ещё не определились со своим выбором. Таким образом, почти треть выпускников являются целевой аудиторией для профориетационной работы.

Большинство учеников связывает свой выбор профессии с желанием и советом родителей (16 человек или 30 %), а также советом и выбором друзей (14 человек или 26 %). Для 16 человек (30 %) важен престиж образовательного учреждения и данной профессии. 8 человек (15 %) считают важным близость к дому учебного заведения. Также 8 человек (15 %) определили другие причины при выборе профессии (может быть профессия просто нравится). Ещё 8 человек (15 %) затруднились с ответом. И только 3 человека (6 %) ответили, что выбрали профессию благодаря рекламе и профессиональной ориентации. Таким образом, наибольшее значение имеет положительный имидж учебного учреждения в городе, который поддерживают родители учащихся, наши студенты и выпускники, а также средства массовой информации.

При выборе сферы профессиональной деятельности большинство ребят реально оценивают свои способности. В будущем некоторые школьники видят себя инженерами, врачами, полицейскими, юристами, переводчиками, ветеринарами, дизайнерами.

14 человек (26 %) для продолжения образования выбрали учёбу в политехникуме:

7 человек хотели бы получить профессию «Повар, кондитер»;

3 человека – «Автомеханик»;

по 1 человеку выбрали профессии «Сварщик» и «Мастер по обработке цифровой информации»

и также по 1 человеку выбрали специальности «Коммерция» и «Конструирование, моделирование и технология швейных изделий».

8 человек (15 %) ещё не выбрали сферу профессиональной деятельности, 12 человек (22%) не определились, какую профессию они хотят получить.

Результаты обработки анкет школьников (см. Приложение 4) сдаются заместителю директора для обобщения результатов по всем школам муниципального образования.

Заключение.

Таким образом, профессиональное просвещение учащихся девятых классов школ города помогает ребятам в выборе дальнейшего жизненного пути, позволяет получить информацию о перспективах продолжения образования в «Первоуральском политехникуме».

Проведение профессиональной ориентации в школах нашего муниципального образования способствует выполнению государственного задания по набору абитуриентов в 2014-2015 учебном году.

Данную работу можно использовать для проведения профессиональной ориентации для школьников.

Литература.

Дереклеева Н. И. Информационные часы в школе: 10 – 11 классы. – М.: ВАКО, 2009

http://www.moeobrazovanie.ru

Комментарии
Комментариев пока нет.