Урок химии в 8 классе по теме «Кислоты»
УРОК ХИМИИ В 8 КЛАССЕ
Тема урока: «КИСЛОТЫ»
Педагогическая технология: технология критического мышления.
Цели урока.
1. Образовательные:
- формирование новых понятий: кислота, кислотный остаток,
простой и сложный ион, индикатор, основность;
- выявление раствора кислоты с помощью экспериментальной деятельности;
- наблюдение за демонстрационными опытами и преломление их результатов на бытовой уровень.
2. Развивающие:
- развитие интеллектуальных способностей учащихся: умение
использовать заданный алгоритм, анализировать полученную
информацию, четко отвечать на поставленные вопросы, делать обобщение.
3. Воспитательные:
- формирование коммуникативных и социальных компетенций,
способствующих плодотворному сотрудничеству в группах.
Задачи: - сформировать работоспособные группы из детей с разноуровневой
подготовкой;
- обеспечить полноценное взаимодействие между учениками
внутри группы;
- объяснить новые для учащихся понятия;
- научить детей эффективно работать с учебником и использовать
предложенные алгоритмы решения;
- научить детей безопасно работать с химическими реактивами;
- научить детей делать выводы.
Освоение учащимися основных видов деятельности:
Личностные УУД:
- формирование интереса к окружающему миру;
- формирование желания выполнять учебные действия (личный интерес).
2. Познавательные УУД:
- знакомство с новыми понятиями;
- самостоятельное осмысление новой информации;
- попытки классификации кислот;
- соотнесение теоретических химических знаний с практической жизнью.
3. Коммуникативные УУД:
- умение общаться в группе одноклассников;
- работа на общий результат;
- формирование вербальных способов коммуникации (слушаю,
спрашиваю, отвечаю).
4. Регулятивные УУД:
- планирование и прогнозирование результатов;
- коррекция ответов одноклассников;
- оценка своей индивидуальной работы и работы группы в целом.
Ход урока.
Организационный момент:
- рассадка детей по предварительно сформированным группам, назначение
капитана группы;
- приветствие;
- формулирование темы урока.
2. Основная часть урока:
I стадия - вызов
- составление на доске графического блока идей (кластера) по первому разделу логической цепочки: знали – хотим узнать – узнали;
- постановка вопросов ко второй части логической цепочки: знали – хотим
узнать – узнали.
II стадия - осмысление
- работа учащихся в группах согласно предложенному алгоритму с целью получения новой информации;
- выполнение учителем консультативных услуг;
- выполнение учителем демонстрационных опытов с концентрированной
серной кислотой, подтверждающих полученные новые знания:
Опыт 1. демонстрация продуктов питания, содержащих в своем составе кислоты (столовый уксус, лимон, минеральная газированная вода, кока-кола).
Опыт 2. разбавление концентрированной серной кислоты водой, демонстрация теплового эффекта реакции.
Опыт 3. демонстрация взаимодействия ткани с концентрированной кислотой.
Опыт4. демонстрация взаимодействия концентрированной кислоты с органическими соединениями на примере обугливания лучины, доказательство опасности кислот.
Опыт 5 . демонстрация растворов кислот.
- выполнение учащимися лабораторных опытов по распознаванию растворов кислот с помощью различных индикаторов самостоятельно (контроль со стороны учителя за соблюдением правил техники безопасности);
- работа с формулами, попытки классифицировать кислоты разными способами;
- соотнесение имеющихся знаний на начало урока с вновь приобретенными.
III стадия – рефлексия
- завершение графического кластера ответами на поставленные вопросы, завершение сформулированной в начале урока логической цепочки: знали – хотим узнать –узнали;
- составление по группам синквейна по предложенным образцам.
3. Итог урока:
- составление единого синквейна из лучших идей групп;
- подготовка основного вывода;
- заключительное слово учителя.
АЛГОРИТМ РАБОТЫ ДЛЯ УЧАЩИХСЯ
I. ИНДИВИДУАЛЬНАЯ РАБОТА:
Работа с учебником :
- выпишите в тетрадь определение кислот;
- выпишите по 2 примера кислотных остатков, которые являются простыми и сложными ионами.
II. ГРУППОВАЯ РАБОТА:
1. Изучив новый материал подготовьте устный ответ по вопросам:
а. в каких продуктах питания содержатся кислоты?
б. как правильно разбавлять концентрированную кислоту водой, почему?
в. с помощью какого примера можно доказать опасность кислот для
человека?
2. Проделайте опыты (соблюдая правила по технике безопасности!):
а. в каждую пробирку с прозрачной жидкостью капните 3 капли индикатора (если он жидкий) или опустите полоску индикаторной бумаги;
б. наблюдайте за изменением цвета жидкости в каждой пробирке или изменением цвета индикаторной бумаги;
в. сделайте вывод об изменении цвета индикаторов в кислой среде.
3. Работа с формулами:
а. сгруппируйте формулы кислот двумя разными способами и объясните принцип группировки;
б. продумайте, возможен ли третий вариант группировки кислот, и если вы его видите - сформулируйте суть.
4. Составьте обобщение – пятистрочие (синквейн):
1 строка – тема урока одним словом (существительное).
2 строка – описание темы двумя словами (прилагательные).
3 строка – описание главного действия в рамках темы тремя словами (глаголы, деепричастия).
4 строка – фраза, показывающая твое отношение к теме четырьмя словами (любые).
5 строка – синоним (метафора) из одного-двух слов, которые повторяют суть темы.
Примеры пятистрочия (по теме ВОДА):
1 - вода 1 - вода
2 – необходимая, жидкая 2 – живительная, желанная
3 – спасает, поддерживает, очищает 3 – поит, утоляет, освежает
4 – мы не можем без тебя 4 – мы состоим из воды
5 – это жизнь 5 – влага
Светлана Гендриковна