Урок химии в 8 классе по теме «Кислоты»

1
1
Материал опубликован 17 October 2018

УРОК ХИМИИ В 8 КЛАССЕ

Тема урока: «КИСЛОТЫ»

Педагогическая технология: технология критического мышления.

Цели урока.

1. Образовательные:

- формирование новых понятий: кислота, кислотный остаток,

простой и сложный ион, индикатор, основность;

- выявление раствора кислоты с помощью экспериментальной деятельности;

- наблюдение за демонстрационными опытами и преломление их результатов на бытовой уровень.

2. Развивающие:

- развитие интеллектуальных способностей учащихся: умение

использовать заданный алгоритм, анализировать полученную

информацию, четко отвечать на поставленные вопросы, делать обобщение.

3. Воспитательные:

- формирование коммуникативных и социальных компетенций,

способствующих плодотворному сотрудничеству в группах.

Задачи: - сформировать работоспособные группы из детей с разноуровневой

подготовкой;

- обеспечить полноценное взаимодействие между учениками

внутри группы;

- объяснить новые для учащихся понятия;

- научить детей эффективно работать с учебником и использовать

предложенные алгоритмы решения;

- научить детей безопасно работать с химическими реактивами;

- научить детей делать выводы.

Освоение учащимися основных видов деятельности:

Личностные УУД:

- формирование интереса к окружающему миру;

- формирование желания выполнять учебные действия (личный интерес).

2. Познавательные УУД:

- знакомство с новыми понятиями;

- самостоятельное осмысление новой информации;

- попытки классификации кислот;

- соотнесение теоретических химических знаний с практической жизнью.

3. Коммуникативные УУД:

- умение общаться в группе одноклассников;

- работа на общий результат;

- формирование вербальных способов коммуникации (слушаю,

спрашиваю, отвечаю).

4. Регулятивные УУД:

- планирование и прогнозирование результатов;

- коррекция ответов одноклассников;

- оценка своей индивидуальной работы и работы группы в целом.

Ход урока.

Организационный момент:

- рассадка детей по предварительно сформированным группам, назначение

капитана группы;

- приветствие;

- формулирование темы урока.

2. Основная часть урока:

I стадия - вызов

- составление на доске графического блока идей (кластера) по первому разделу логической цепочки: знали – хотим узнать – узнали;

- постановка вопросов ко второй части логической цепочки: знали – хотим

узнать – узнали.

II стадия - осмысление

- работа учащихся в группах согласно предложенному алгоритму с целью получения новой информации;

- выполнение учителем консультативных услуг;

- выполнение учителем демонстрационных опытов с концентрированной

серной кислотой, подтверждающих полученные новые знания:

Опыт 1. демонстрация продуктов питания, содержащих в своем составе кислоты (столовый уксус, лимон, минеральная газированная вода, кока-кола).

Опыт 2. разбавление концентрированной серной кислоты водой, демонстрация теплового эффекта реакции.

Опыт 3. демонстрация взаимодействия ткани с концентрированной кислотой.

Опыт4. демонстрация взаимодействия концентрированной кислоты с органическими соединениями на примере обугливания лучины, доказательство опасности кислот.

Опыт 5 . демонстрация растворов кислот.

- выполнение учащимися лабораторных опытов по распознаванию растворов кислот с помощью различных индикаторов самостоятельно (контроль со стороны учителя за соблюдением правил техники безопасности);

- работа с формулами, попытки классифицировать кислоты разными способами;

- соотнесение имеющихся знаний на начало урока с вновь приобретенными.

III стадия – рефлексия

- завершение графического кластера ответами на поставленные вопросы, завершение сформулированной в начале урока логической цепочки: знали – хотим узнать –узнали;

- составление по группам синквейна по предложенным образцам.

3. Итог урока:

- составление единого синквейна из лучших идей групп;

- подготовка основного вывода;

- заключительное слово учителя.

АЛГОРИТМ РАБОТЫ ДЛЯ УЧАЩИХСЯ

I. ИНДИВИДУАЛЬНАЯ РАБОТА:

Работа с учебником :

- выпишите в тетрадь определение кислот;

- выпишите по 2 примера кислотных остатков, которые являются простыми и сложными ионами.

II. ГРУППОВАЯ РАБОТА:

1. Изучив новый материал подготовьте устный ответ по вопросам:

а. в каких продуктах питания содержатся кислоты?

б. как правильно разбавлять концентрированную кислоту водой, почему?

в. с помощью какого примера можно доказать опасность кислот для

человека?

2. Проделайте опыты (соблюдая правила по технике безопасности!):

а. в каждую пробирку с прозрачной жидкостью капните 3 капли индикатора (если он жидкий) или опустите полоску индикаторной бумаги;

б. наблюдайте за изменением цвета жидкости в каждой пробирке или изменением цвета индикаторной бумаги;

в. сделайте вывод об изменении цвета индикаторов в кислой среде.

3. Работа с формулами:

а. сгруппируйте формулы кислот двумя разными способами и объясните принцип группировки;

 

б. продумайте, возможен ли третий вариант группировки кислот, и если вы его видите - сформулируйте суть.

4. Составьте обобщение – пятистрочие (синквейн):

1 строка – тема урока одним словом (существительное).

2 строка – описание темы двумя словами (прилагательные).

3 строка – описание главного действия в рамках темы тремя словами (глаголы, деепричастия).

4 строка – фраза, показывающая твое отношение к теме четырьмя словами (любые).

5 строка – синоним (метафора) из одного-двух слов, которые повторяют суть темы.

Примеры пятистрочия (по теме ВОДА):

1 - вода 1 - вода

2 – необходимая, жидкая 2 – живительная, желанная

3 – спасает, поддерживает, очищает 3 – поит, утоляет, освежает

4 – мы не можем без тебя 4 – мы состоим из воды

5 – это жизнь 5 – влага

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии

Спасибо за урок, Ольга Юрьевна!

26 October 2018