Урок биологии «Класс Паукообразные», 7 класс

2
0
Материал опубликован 25 October 2017

Урок биологии в 7 классе. «_____»________________ 20____ г.

Класс Паукообразные.

Цель. Способствовать формированию представлений об особенностях строения и жизнедеятельности паукообразных; создать условия для формирования умения выделять особенности строения и образа жизни класса Паукообразные.

Задачи.

Образовательные: раскрыть основные особенности строения, процессов жизнедеятельности и поведения паукообразных; раскрыть их роль в сообществах и жизни человека.

Развивающие: продолжить формирование умение составлять морфологическое описание изучаемых объектов и участвовать в поиске информации; развивать умения работы с различными информационными источниками; анализировать текст и заполнять таблицы, делать обобщающие выводы;

Воспитательные: воспитывать бережное отношение к живой природе и своему здоровью.

Планируемые результаты.

Предметные.

Обучающиеся узнают: особенности строения паукообразных, их многообразие, среды обитания, образ жизни, биологические и экологические особенности; значение в природе и жизни человека.

Обучающиеся научаться: находить отличия паукообразных от других многоклеточных организмов; объяснять взаимосвязь строения и функции органов и их систем, образа жизни и среды обитания животных; раскрывать значение животных в природе и в жизни человека.

Метапредметные:

Познавательные: исследование, поиск и отбор информации, ее структурирование;

самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера

Регулятивные: определение последовательности действий при работе с учебником; прогнозировать результат и уровень усвоения материала; определять новый уровень отношения к самому себе как к субъекту деятельности.

Коммуникативные: сотрудничество с учителем и учащимися; выражение своих мыслей при ответах на вопросы, отстаивая свою точку зрения, приводить аргументы, подтверждая их фактами.

Личностные: имеют познавательные интересы и мотивы, направленные на изучение живой природы; овладение на уровне общего образования системой биологических знаний; владеют интеллектуальными умениями (доказывать, строить рассуждения, анализировать, сравнивать, делать выводы).

Ход урока.

1. Орг. момент.

2. Актуализация знаний.

1. Рак дышит жабрами (Да).

2. Рак ведет дневной образ жизни (Нет).

3. Тело рака состоит из двух отделов (Да).

4. У рака простые глаза (Нет).

5. Раки – растительноядные (Нет).

6. Рак всегда передвигается, пятясь назад (Нет).

7. Для рака характерна регенерация клешней (Да).

8. С помощью ходильных ног рак передвигается по дну (Да).

9. Кровеносная система рака незамкнутая (Да).

10. Подвижность глаз рака возмещает ему неподвижность головы (Да).

11. Раки являются «санитарами» водоемов (Да).

12. Рак ногочелюстями захватывает пищу и отправляет ее в рот (Да).

13. Брюшко рака состоит из 10-и члеников (Нет).

14. Клешни – это органы защиты, нападения, захвата пищи (Да).

15. Кровь у рака красная (Нет).

16. Самки рака откладывают зимой яйца (Да).

17. Живут раки до 50 лет (Нет).

3. Изучение нового материала.

Пауки относятся к типу Членистоногие, подтипу Хелицеровые. На сегодняшний день ученые определяют более 60000 видов Паукообразных, из которых значительная часть – пауки и клещи. (слайд 2)

Арахнология – наука о пауках. Латинский термин класса «Арахниды» образован от имени греческой героини мифа, искусной ткачихи Арахнеи, превращенной богами в вечно плетущую свою паутину паучиху.(слайд 3)

Паукообразные – преимущественно хищные членистоногие животные. Распространены они повсеместно. Представители паукообразных обитают на суше, хотя встречаются виды, живущие в пресных водоёмах (например, паук-серебрянка). Паукообразные ведут свободноживущий или паразитический образ жизни. К ним относятся пауки, скорпионы и клещи.Размеры тела изменяются от микроскопических (чесоточный клещ имеет размер 0,1 мм) до 20 см (например, паук-птицеед). Многие виды паукообразных обладают сильнейшим ядом, поэтому их укус может быть опасным для человека. (слайд 4)

Рассмотрим характерные признаки данного класса на примере паука-крестовика.

Он имеет размеры около двух сантиметров, живёт в кронах деревьев и кустарников. Имеет длинные ноги. На спинной стороне брюшка белые пятна образуют крестовидный узор, отсюда и название – паук-крестовик.


 

Задание. Используя рисунок в учебнике или (слайд 5), текст учебника, выберите характеристики внешнего строения паука по следующему плану: тело; количество усиков; количество ротовых конечностей; количество ходильных ног; крылья.

А. Тело

1) не разделено на отделы

2) 2 отдела: головогрудь, брюшко

3) 3 отдела: голова, грудь, брюшко

Б. Количество усиков.

1) отсутствуют

2) одна пара

3) две пары

В. Количество ротовых конечностей

1) 1 пара

2) 2 пары

3) отсутствуют

Г. Количество ходильных ног

1) 1 пара

2) 2 пары

3) 3 пары

4) 4 пары

5) 5 пар

Д. Крылья

1) отсутствуют

2) 1 пара

3) 2 пары (одинаковые)

4) 2 пары (разные)

 

Рассмотрим внутреннее строение паука-крестовика. (рассказ  учителя)


 

(слайд 6,7) Пищеварительная система.

Большинство пауков хищники. Паук-крестовик охотится на подвижных насекомых. Для этого он плетёт сети из паутины. Основу сети составляют нелипкие нити. Потом он оплетает основу липкой нитью, идущей по спирали. Сам паук бегает по нелипким нитям и никогда не приклеивается.

Когда добыча попала в сеть, нити колеблются и паук подползает к жертве, опутывает её паутиной и вонзает ядовитые коготки хелицер в покровы насекомого, при этом в ранку попадает яд и секрет пищеварительных желез, которые не только убивают жертву, но и способствует частичному перевариванию её тканей и внутренних органов. Пауки могут питаться только жидкой пищей. Поэтому их пищеварение частично происходит снаружи, в теле добычи. Такое пищеварение называется внекишечным.

Через некоторое время паук всасывает полужидкую «пищу» через ротовое отверстие с помощью глотки, работающей, как насос.  В неё открываются протоки слюнных желез. Глотка продолжается в тонкий пищевод, который переходит в желудок, расположенный в головогруди. Желудок продолжается в среднюю кишку, которая находится в брюшке. Среднюю кишку окружает печень. В ней происходит внутриклеточное пищеварение. Непереваренные остатки через заднюю кишку и анальное отверстие выводятся наружу.

(слайд 8) Кровеносная система имеет типичное для членистоногих строение. Она незамкнутая, поэтому часть гемолимфы проходит по сосудам, а часть изливается в полость тела и омывает органы дыхания. Обогащённая кислородом гемолимфа собирается в сосуды и возвращается в сердце. В брюшке над кишкой находится трубчатое сердце, от которого отходят кровеносные сосуды. У большинства видов гемолимфабесцветная.

(слайд 9) Дыхательная система представлена расположенными в брюшке лёгочными мешками и трахеями. Они открываются дыхательными отверстиями на нижней поверхности брюшка. Трахеи – это тонкие разветвлённые трубочки, через стенки которых происходит газообмен. Одни виды паукообразных дышат только лёгочными мешками, другие – трахеями, а третьи – лёгкими и трахеями одновременно. Клещи не имеют органов дыхания, у них газообмен происходит через поверхность тела.

(слайд 10) Выделительная система представлена мальпигиевыми сосудами, которые представляют слепые выросты на границе средней и задней кишки. По ним продукты обмена попадают в заднюю кишку и выводятся из организма.

(слайд 11) Нервная система типична для членистоногих. Она образована окологлоточным нервным кольцом и сложным ганглием головогруди, который образуется слиянием всех узлов брюшной нервной цепочки.

На головогруди расположено четыре пары простых глаз, они обеспечивают пауку круговой обзор. Строение глаз примитивное, они не дают чёткого изображения, но способны замечать движущиеся объекты. Органы осязания хорошо развиты, они разбросаны по всему телу. Они представлены чувствительными волосками, воспринимающими колебания воздуха и паутины. Особенно много таких волосков на ногощупальцах. Имеют также органы обоняния и вкуса.

(слайд 12) Половая система. Пауки раздельнополые. Часто выражен половой диморфизм – у большинства видов пауков самка крупнее самца.

Размножение только половое. В брюшке находятся половые железы. У паукообразных появилось внутреннее оплодотворение: самцы вводят семенную жидкость в половые отверстия самок и оплодотворение происходит внутри материнского организма.

 Развитие прямое. Самка откладывает яйца в кокон из паутины. Яйца зимуют в коконе под камнями, а весной из них выходят молодые паучки. У некоторых видов паучата выходят из кокона осенью и путешествуют на паутинках. Так происходит их расселение. Для некоторых видов характерна забота о потомстве, часто самка некоторое время носит выводок на своём теле. (слайд 13)

Заполните таблицу, используя текст учебника.

Клещи.

Название клеща

Местообитание

Приносимый вред

Меры борьбы и профилактика

Паутиный клещ

     

Амбарный клещ

     

Чесоточный зудень

     

Таежный клещ

     

Скорпионы.

Прочитайте текст.

Скорпионы обитают на территориях с теплым или жарким климатом, от пустынь до влажных лесов, иногда встречаются в горах. В России скорпионы встречаются в низовьях Волги и на Кавказе. Охотятся скорпионы ночью. Яд скорпиона парализует добычу (обездвиживает) или убивает ее. Укол ядовитым жалом некоторых крупных скорпионов может привести человека к летальному исходу. Питаются скорпионы различными паукообразными, ящерицами, мышевидными грызунами. Скорпионы могут голодать до 1,5 лет. Некоторые скорпионы откладывают яйца, но для большинства характерно живорождение.

Озаглавьте текст.

Используя текст, составьте характеристику скорпионов, фиксируя особенности их образа жизни.

1___________________________________________________________________

2____________________________________________________________________

3____________________________________________________________________

4____________________________________________________________________

5____________________________________________________________________

Обитают на территориях с жарким климатом.

Являются ночными хищниками; во время охоты используют яд.

Питаются паукообразными, ящерицами, грызунами.

Способны длительное время голодать.

Для большинства характерно живорождение.

Первичное закрепление изученного материала.

Заполните таблицу, используя порядковый номер слова из словарика. Обозначения в некоторых графах могут повторяться.

Сравнительная характеристика классов типа Членистоногие.

Признаки сравнения

Класс Ракообразные

Класс Паукообразные

Отделы тела

6, 12

6,12

Покров

1

1

Глаза

13

5

Усики

10

3

Конечности

15

7

Скелет

14

14

Пищеварительная система

4

17

Дыхательная система

11

8, 16

Органы выделения

2

9

Словарик. 1. Хитин. 2. Зеленые железы. 3. Усиков нет. 4. В пищеварительной системе имеются жевательный и цедильный желудки. 5. Глаза только простые. 6. Головогрудь. 7. Членистые конечности – четыре пары. 8. Трахея (трахеи). 9. Мальпигиевы сосуды. 10. Две пары усиков. 11. Жабры. 12. Брюшко 13. Глаза сложные. 14. Наружный. 15. Число конечностей разное. 16. Легочные мешки. 17. Характерно внекишечное переваривание.

Подведение итогов. Рефлексия.

Все боятся пауков

Больше всех на свете,

А особенно боятся

Маленькие дети;

Не гоните пауков,

Маленькие дети:

Ловят мух и комаров

Добрые соседи!

Ядовиты пауки –

Это несомненно!

Но не тронут просто так,

Скажем откровенно.

Домашнее задание.§ 25

 

Рабочая карта урока.

Учени____ 7 класса ________________________________________________________

Тема урока:_______________________________________________________________

1.Выпишите номера правильных суждений.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

                                 


 

2. Задание. Используя рисунок паука, текст учебника, выберите характеристики внешнего строения паука по следующему плану: тело; количество усиков; количество ротовых конечностей; количество ходильных ног; крылья.

А. Тело

1) не разделено на отделы

2) 2 отдела: головогрудь, брюшко

3) 3 отдела: голова, грудь, брюшко

Б. Количество усиков.

1) отсутствуют

2) одна пара

3) две пары

В. Количество ротовых конечностей

1) 1 пара

2) 2 пары

3) отсутствуют

Г. Количество ходильных ног

1) 1 пара

2) 2 пары

3) 3 пары

4) 4 пары

5) 5 пар

Д. Крылья

1) отсутствуют

2) 1 пара

3) 2 пары (одинаковые)

4) 2 пары (разные)

А

Б

В

Г

Д

         


 

3. Укажите особенности внутреннего строения:

Пищеварительной системы _____________________________________________________

_____________________________________________________________________________

Дыхательной системы __________________________________________________________

Кровеносной системы __________________________________________________________

Выделительной системы ________________________________________________________

Нервной системы ______________________________________________________________

Органов размножения __________________________________________________________

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

4. Заполните таблицу «Клещи».

Название клеща

Местообитание

Приносимый вред

Меры борьбы и профилактика

Паутиный клещ

     

Амбарный клещ

     

Чесоточный зудень

     

Таежный клещ

     

5.Прочитайте текст.

Скорпионы обитают на территориях с теплым или жарким климатом, от пустынь до влажных лесов, иногда встречаются в горах. В России скорпионы встречаются в низовьях Волги и на Кавказе. Охотятся скорпионы ночью. Яд скорпиона парализует добычу (обездвиживает) или убивает ее. Укол ядовитым жалом некоторых крупных скорпионов может привести человека к летальному исходу. Питаются скорпионы различными паукообразными, ящерицами, мышевидными грызунами. Скорпионы могут голодать до 1,5 лет. Некоторые скорпионы откладывают яйца, но для большинства характерно живорождение.

Озаглавьте текст.____________________________________________________

Используя текст, составьте характеристику скорпионов, фиксируя особенности их образа жизни.

1___________________________________________________________________

2____________________________________________________________________

3____________________________________________________________________

4____________________________________________________________________

5____________________________________________________________________

6.Заполните таблицу, используя порядковый номер слова из словарика. Обозначения в некоторых графах могут повторяться.

Сравнительная характеристика классов типа Членистоногие.

Признаки сравнения

Класс Ракообразные

Класс Паукообразные

Отделы тела

   

Покров

   

Глаза

   

Усики

   

Конечности

   

Скелет

   

Пищеварительная система

   

Дыхательная система

   

Органы выделения

   

Словарик. 1. Хитин. 2. Зеленые железы. 3. Усиков нет. 4. В пищеварительной системе имеются жевательный и цедильный желудки. 5. Глаза только простые. 6. Головогрудь. 7. Членистые конечности – четыре пары. 8. Трахея (трахеи). 9. Мальпигиевы сосуды. 10. Две пары усиков. 11. Жабры. 12. Брюшко 13. Глаза сложные. 14. Наружный. 15. Число конечностей разное. 16. Легочные мешки.17. Характерно внекишечное переваривание.

 
паукообразные
PPTX / 3.82 Мб

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.