Классный час в 5 классе « Бабочки нас приглашают на вальс!» (Для развития коммуникации в классе)
Муниципальное общеобразовательное учреждение Лицей № 8 г.Тынды Амурской области
Всероссийский конкурс для классных руководителей на лучшую методическую разработку «Классный час»
Классный час в 5 классе на тему: « Бабочки нас приглашают на вальс!»
Федяева Татьяна Геннадьевна,
учитель русского языка и литературы
МОБУ Лицей № 8 города Тынды Амурской области
Цель для учителя
создать условия для коммуникации
Цель для учащихся
научиться работать в группе
Задачи:
Личностные УУД:
- создавать устный рассказ с опорой на зрительные образы;
- развивать эмоциональную сферу учащихся;
- воспитывать любовь к природе и искусству;
- создавать внутреннюю потребность охранять окружающий мир
Познавательные УУД:
- способствовать развитию устной речи учащихся, их творческих способностей;
- формировать умение строить речевое высказывание;
Метапредметные УУД:
- овладевать различными приёмами отбора и систематизации материала в соответствии с поставленной целью;
- умение извлекать информацию, представленную в разных формах (репродукция картины);
Коммуникативные УУД:
-формировать навыки работы в группе, умение слушать товарищей, принимать коллективное решение.
Регулятивные УУД:
- учить постановке цели работы;
- учиться самостоятельно работать с материалом, планировать свою работу, корректировать и оценивать.
Тип урока: внеклассное мероприятие
Оборудование:
- разноцветные воздушные шары;
- репродукции картин современного художника Дмитрия Кустановича
- круглый стол, букет цветов;
- компьютер, проектор, экран, презентация, видео, аудиозапись.
Примечание:
Разноцветные воздушные шары находятся на столах у каждого ученика.
Ход мероприятия
Фонетическая зарядка
«Солнечная терапия»
Я до солнышка проснусь,
Первых лучиков дождусь,
Улыбнусь светло и ясно,
Всё чудесно! Всё прекрасно!
Солнышко! Солнышко!
Войди в меня до донышка,
Душу, тело излечи,
Жить по-твоему научи!
Лидия Шатревич, Тында
Мотивация
Видео на тему: «Беспечной бабочки затейливый полет» ( по мотивам картин «Бабочки» Дмитрия Кустановича; муз. композиция Владимира Крайнова «Хрустальная грусть»)
Загадки
«На цветке сидит цветочек,
В два всего лишь лепесточка.
Лепестки цветные,
По краям резные!
Посидит и улетает.
Если кто не угадает,
То подскажет мамочка:
"Да ведь это…» (Бабочка)
«Спал цветок и вдруг проснулся –
Больше спать не захотел.
Шевельнулся, встрепенулся,
Взвился вверх и улетел» (Бабочка)
«Над цветочками порхает,
Кто красавицу не знает?
Её крылья расписные,
Её танцы заводные.
Только очень беззащитна,
Совершенно безобидна.
Не спеши её пугать,
Слабых - надо защищать» (Бабочка)
«В ярком платье модница -
Погулять охотница.
От цветка к цветку порхает,
Утомится - отдыхает» (Бабочка)
Дмитрий Кустанович «Бабочки. Лето»
Дмитрий Кустанович «Бабочки. Лето»
Ученик
Дмитрий Кустанович - современный художник. Он родился в 1970 году в городе Минске, а живет и работает в Санкт-Петербурге.
Дмитрий Кустанович вошел в искусство как изобретатель необычной техники. «Штукатурным» слоем на холсте мастер создаёт образы бабочек, изображая природу.
Знакомясь с работами Д. Кустановича, мы попадаем в мир сказочной красоты бабочек, который поражает богатством цветов и оттенков. Бабочки - яркие «цветы» природы, которые не мог не заметить художник. Он создал чудесные картины.
Необычная окраска крыльев, сочетание ярких цветов, грациозный и плавный полет бабочек. Кажется, природа уже сама всё придумала, чтобы картины с бабочками радовали нас.
Ученик
С глубокой древности люди восхищались красотой и изяществом бабочек. И одновременно загадочность превращений гусеницы в куколку, а неподвижной куколки в порхающее насекомое порождала страх перед неведомыми силами, так же как и внезапное, бесшумное и таинственное появление ночных бабочек. Отсюда - двойственность отношения к бабочкам в разных странах и культурах, у разных народов, даже у разных людей.
Много легенд и сказаний у разных народов мира связано с этими небесными созданиями. Древние представления о них связаны с самыми главными для человека понятиями: жизнь и смерть, душа, любовь, счастье.
Ученик
Василий Пушкин. Басня «Голубка и бабочка»
Однажды бабочка голубке говоpила:
«Ах! как ты счастлива! Твой голубок c
тобой:
Какой он лаcковый! как он хоpош cобой!
А мне судьба опpeделила
Cовcем иначe жить: нeвеpный мотылёк
Все по лугам лeтаeт;
То нeзабудочку, то pозу выбиpаeт;
А я одна cижу.» — «Поcлушай, мой
дpужок!»
Голубка отвечала:
«Напpаcно, можeт быть, пeняeшь ты eму.
Не ты ль пpичиною тому,
Что счаcтья нe cыcкала?
Я пpавду говоpю. — Любимой нежно быть
Здеcь сpeдство лишь одно: умей сама
любить!»
Элиза милая! пример перед тобою:
Люби!... и будешь век довольна ты
судьбою!
Cупруг твой добр и мил. Он сеpдца
твоего
Конечно цену знает:
Люби и почитай его!
Там счастье, где любовь: оно вас
ожидает.
Дмитрий Кустанович «Бабочки»
Ученик (Легенда)
Однажды в коконе появилась маленькая щель. Случайно проходивший человек долгие часы стоял и наблюдал, как через эту маленькую щель пытается выйти бабочка.
Прошло много времени, бабочка как будто оставила свои усилия, а щель оставалась все такой же маленькой. Казалось, бабочка сделала всё, что могла, и что ни на что другое у нее не было больше сил. Тогда человек решил помочь бабочке: он взял перочинный ножик и разрезал кокон.
Бабочка тотчас вышла. Но её тельце было слабым и немощным, её крылья были неразвитыми и едва двигались. Человек продолжал наблюдать, думая, что вот-вот крылья бабочки расправятся и окрепнут и она сможет летать. Ничего не случилось!
Остаток жизни бабочка волочила по земле своё слабое тельце, свои нерасплавленные крылья. Она так и не смогла летать. А все потому, что человек, желая ей помочь, не понимал того, что усилие, чтобы выйти через узкую щель кокона, необходимо бабочке, чтобы жидкость из тела перешла в крылья и чтобы бабочка смогла летать.
Жизнь заставляла бабочку с трудом покинуть эту оболочку, чтобы она могла расти и развиваться. Иногда именно усилие необходимо нам в жизни. Если бы нам позволено было жить, не встречаясь с трудностями, мы были бы обделены и у нас не было бы возможности взлететь.
Рисунок-аппликация «Бабочка». Кириллова Анастасия, 5А класс
Защита «портрета» бабочки при помощи стихов
Ученик
И. Жуков «Чудеса»
Маленькая девочка
По полю порхала,
Маленькая девочка
В бабочку играла.
Старенькая бабушка
По полю порхала,
Старенькая бабушка
В бабочку играла.
Вот над полем бабочка
Повстречалась с бабочкой,
И порхают парочкой
С бантиком и с палочкой.
Ученик
Афанасий Фет «Бабочка»
Ты прав. Одним воздушным очертаньем
Я так мила.
Весь бархат мой с его живым миганьем —
Лишь два крыла.
Не спрашивай: откуда появилась?
Куда спешу?
Здесь на цветок я легкий опустилась
И вот — дышу.
Надолго ли, без цели, без усилья,
Дышать хочу?
Вот-вот сейчас, сверкнув, раскину крылья
И улечу.
Ученик
Д. Самойлов «Бабочка»
Я тебя с ладони сдуну,
Чтоб не повредить пыльцу.
Улетай за эту дюну.
Лето близится к концу.
Над цветами по полянам,
Над стеною камыша
Поживи своим обманом,
Мятлик, бабочка, душа.
Беседа
- А что же в ваших руках, ребята? (обращаем внимание на рисунки с бабочками)
- Чтобы они радовали нас красотой, что для этого нужно?
(- Их нужно беречь и охранять)
Подготовленный ученик
В результате деятельности человека - вырубки лесов, распашки степей, осушения болот многие виды бабочек значительно сократилась, а некоторые из них находятся на грани исчезновения.
В группе риска находятся бабочки, обитающие на ограниченной территории, не склонные к миграциям, гусеницы которых питаются растениями только одного вида.
В последние десятилетия появились законы, направленные на сохранение насекомых, в том числе и чешуекрылых. Международный союз охраны природы (The International Union for Conservation of Nature — IUCN) выпустил несколько Красных книг со списками чешуекрылых, отлов которых запрещён или ограничен. Эти списки признаны более чем в ста странах мира, в том числе и в России.
Подготовленный ученик
Привлечение общества к охране видов бабочек необходимо. Экологические проекты по сохранению чешуекрылых должны информировать нас о важности защиты бабочек и мест их обитания.
Только осознав необходимость охраны бабочек и мест их обитания, будет возможно предпринять действия для решения экологических проблем. Ведь без участия заинтересованных людей прогресс в природоохранной сфере невозможен даже при поддержке правительства стран и международных природоохранных организаций.
Виды бабочек, занесённые в списки редких и находящиеся на грани вымирания, должны охраняться в заповедниках, расположенных на территориях ареалов их обитания. При хозяйственном освоении территории должно быть строго ограничено применение пестицидов, инсектицидов и гербицидов. Необходим полный или строгий частичный запрет отлова бабочек. Возможно проведение мероприятий по искусственному разведению бабочек с последующим заселением ими природных мест обитания.
Орнитоптера королевы Александры (Ornithoptera alexandrae). Один из редких видов, которым грозит исчезновение (фото 1).
Европейская брамея (Acanthobrahmaea europea) — эндемик Лукании (фото 2).
Ученик (легенда)
Как подарок земным детям, Великий Дух создал бабочек. Черную краску Он взял от волос девы, желтую - от тёплого летнего Солнца, а голубую - от озер и Неба. Как только Он собрал самые яркие, самые красивые краски, Он превратил их в бабочек.
Если Вы хотите, чтобы Ваше желание осуществилось, прошепчите желание бабочке. Бессловесные бабочки не смогут рассказать желание никому, кроме Него. Красочные бабочки легко заметны, поэтому желания Вашего Сердца будут быстро исполнены.
Загадывая желание и выпуская бабочку, будьте уверены, что бабочка перенесет Ваше желание на крыльях Любви к Небесам, а желание воплотится.
Инсценировка «Три бабочки» (немецкая народная сказка)
Жили-были три бабочки - белая, красная и желтая. Все дни напролет только и дела у них было, что играть да плясать. Особенно если солнце пригревало. Порхают бабочки с цветка на цветок, с одного на другой. То-то весело! Но вот однажды пошел проливной дождь. Промокли бабочки и стали искать, где бы укрыться. А дождь все льет.
Добрались бабочки до Белой Лилии и говорят:
- Укрой нас, позволь от дождя спрятаться.
Лилия им в ответ:
- Так и быть, белую бабочку от дождя спрячу, она на меня похожа, а красная и желтая пусть себе другое место ищут.
Тут белая бабочка ей и говорит:
- Раз ты моих сестриц принять не хочешь, то и я к тебе не пойду! Лучше уж нам вместе под дождем мокнуть!
И полетели дальше.
А дождь еще пуще льет. Подлетели бабочки к Красному Тюльпану и говорят:
- Укрой нас, позволь от дождя спрятаться, мы насквозь промокли.
Тюльпан им в ответ:
- Ладно, красную спрячу, она на меня похожа, а белая и желтая пусть себе другое место ищут.
Тут красная бабочка ему и говорит:
- Раз ты моих сестриц принять не хочешь, то и я к тебе не пойду. Лучше уж нам вместе под дождем мокнуть!
И полетели дальше.
Добрались бабочки до Желтой Розы и говорят:
- Укрой нас, позволь от дождя спрятаться, мы насквозь промокли. Роза им в ответ:
- Желтую спрячу, она на меня похожа, а белая и красная пусть себе другое место ищут.
Тут желтая бабочка ей и говорит:
- Раз ты моих сестриц принять не хочешь, то и я к тебе не пойду! Лучше уж нам вместе под дождем мокнуть!
Услыхало солнце, что за тучами скрывалось, слова бабочек и обрадовалось: есть же на свете такая верная дружба! И решило бабочкам помочь.
Прогнало солнце дождь и снова засияло, сад осветило, бабочкам крылья высушило. Стали они взад-вперед летать. Играют, пляшут, с цветка на цветок порхают. Только к Лилии, к Тюльпану и к Розе больше не подлетали. Так те и засохли одни-одинешеньки. Веселились бабочки, кружились до самого вечера. А как вечер настал, спать легли. Что с ними дальше было, про то не ведаю. Только знаю, что дружба - в любой беде опора.
Аутотренинг ( формирование творческого воображения)
Ясный день. Облака медленно плывут по небу. Вы взбираетесь на одно из них, уютно располагаетесь на его мягких подушках и плывете в этом море света и спокойствия. Над вами голубое небо, внизу расстилаются сине-зеленые картины, сады, блещет солнышко, стрекочут кузнечики, летают бабочки…
(Проецируются картны Дмитрия Кустановича с бабочками)
Картины Дмитрия Кустановича
Картины Дмитрия Кустановича
Рефлексия (Оцените свои впечатления от классного часа с помощью написанного синквейна, учитель помогает составить синквейн)
Синквейн
Бабочка
Лёгкая, волшебная
Радует, украшает, вдохновляет
«Здесь на цветок я легкий опустилась…»
Подарок природы
(Учащиеся обмениваются воздушными шариками)
«Вальс бабочек»
Слова Гульфия Юнусова
Перевод с башкирского Вера Капустина
Легкий летит над цветами мотив,
Бабочки кружат, его подхватив.
Взмахами крылышек: раз-два-три-раз –
Бабочки нас приглашают на вальс!
Вальс увлекает нас, вихрем кружа.
Кажется, словно взлетает душа.
Взмахами крылышек: раз-два-три-раз –
Бабочки нас приглашают на вальс!
Пара для танца нужна вам: «Смелей»!
В танце кружиться вдвоем веселей!
Взмахами крылышек: раз-два-три-раз –
Бабочки нас приглашают на вальс!
( Ребята выходят под музыку и парами кружатся в вальсе…)
Картины Дмитрия Кустановича «Бабочки»
Литература
1.http://www.smisl-zhizni.ru/pri
2. http://sobiratelzvezd.ru/leg
3. http://www.danaida.ru/
4. https://www.stihi.ru/
5. https://stihi-russkih-poetov.
10.http://uclg.ru/education/biologiya/
11.https://vk.com/
12.http://kot-bayun.ru