12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Скворцова Маргарита Николаевна663
Россия, Хабаровский край, Хабаровск

Классный час «Научиться уважать друг друга»

Возраст: 9-11 класс

Цель: Формировать способность адекватно, наиболее полно, уважительно выстраивать отношения с другими людьми.

Задачи: 1. Формировать коммуникативную толерантность, способность к сотрудничеству.

2. Формировать у воспитанников представления о такой нравственной категории, как «уважение», «терпимость».

3.Развивать социальную перцепцию и эмпатию.

4. Формировать мотивацию на самопознание, интерес к собственной личности и познавательной активности.

Содержание мероприятия:

Организационный момент.

Сообщение темы занятия, мотивация на активное участие в работе.

«Мозговой штурм».

Учащимся предлагается ответить на вопрос: «Какие позиции в общении наиболее привлекательные?». Вопрос записывается на доске. При этом участникам дается право высказывать любые мнения. Все варианты ребят необходимо записать на доске.

Например:

Позиция «организатора» - владеет приемами организатора, умеет проявить инициативу, повести за собой;

Позиция «оптимиста» - человек жизнелюб, не унывает сам и не дает унывать другим;

Позиция «интеллектуала» - эрудит, любит получать новую информацию, способен выдавать интересные идеи;

Позиция «душевного человека»- добрый, отзывчивый, на него можно положиться в трудных жизненных ситуациях.

Дискуссия «Как достигнуть желаемого в общении?». Учащиеся приходят к выводу, что особое влияние на общение оказывают добрые и общительные люди, люди, с которыми можно достигнуть взаимопонимание. Данное занятие также направлено на тренировку умения слышать друг друга, умение располагать собеседника к себе.

Настроение - «Прогноз погоды».

Цель: Определение рабочего настроя группы.

Отношения с окружающими часто напрямую зависят от текущего настроения человека. Сейчас каждый из нас попытается выразить свое настроение. Настроение можно определить через мимику, эмоции, жесты, поведение человека и многими другими способами. А мы сегодня выразим свое настроение с помощью цвета и формы. В этом нам поможет игра из серии Мозартика «Витражи».

Самостоятельная работа.

Учащиеся выкладывают из разноцветных различающихся по размеру, форме и цвету фигурок картины по теме: «Мое настроение сейчас». Картины имеют диагностическое и расслабляющее значение. Вся группа по очереди с помощью ведущего определяет свое настроение на данный момент. При этом настроение сравнивают с каким-нибудь природным явлением или временем года.

Обсуждение. Учащиеся с неблагоприятной погодой стараются более подробно ее проанализировать.

Упражнение «Как мы похожи».

Цель: самораскрытие, развитие способности к поиску объединяющих черт как способу построения отношений.

Описание. Учащимся объясняется, что в общении важным моментом является понимание не только себя, но и другого человека и осознание того, как воспринимают окружающие самого меня.

Группа делится на пары. Каждая пара должна найти и записать по 10 характеристик, верных для них обоих. Нельзя писать общечеловеческие сведения, такие как «у нас по две ноги». Можно указать, например, год рождения, место учебы, хобби, семейное положение и т. д. После того как 10 характеристик записаны, каждый член группы выбирает другого партнера и находит 10 общих характеристик с ним.

Обсуждение.

Что получилось, и что вызвало затруднения?

О чем легче говорить: о сходствах или различиях?

Вы заметили, что есть люди, которые легко находят общий язык с каждым, с кем общаются?

С любым ли человеком можно найти то, что вас объединяет, и построить на этом контакт?

Чем человек рискует, когда открывает другим то, что им неизвестно?

Учащиеся совестно с ведущим приходят к выводу о том, что различают нас более поверхностные характеристики, а сближают более глубокие. Очень важно иметь ввиду, что нельзя быть категоричными в оценке других людей. Если человека воспринимают не так как воспринимаю его я- это не значит, что его воспринимают неправильно. Как вести себя в этой ситуации? Нельзя воспринимать различия как недостаток. Нужно находить различное в сходном и сходное-в различном, так как польза бывает от всего.

Упражнение «Говорящие жесты».

Цель: понимание состояния партнера через его жесты.

Описание. Участникам объясняется, что эмпатия-это понимание другого человека без помощи слов, но с помощью ощущений и чувств. Люди не все могут рассказать, но многое можно понять по мимике, глазам, походке и т.д.

Участники группы стоят по кругу. Инструкция: «Пусть каждый из нас по очереди сделает движение, отражающее его внутреннее состояние, a мы все будем повторять это движение 3-4 раза, стараясь вчувствоваться в состояние человека, понять это состояние». После завершения упражнения можно задать группе вопрос «Каково, по вашему мнению, состояние каждого из нас?». После того как относительно состояния кого-либо из участников будет высказано несколько гипотез, следует обратиться к нему за объяснением его действительного состояния.

Делается совместно вывод о том, что эмпатия - это сочувствование, понимание другого как бы внутри.

Разминка «Передай предмет».

Участники должны по кругу передавать какой-либо предмет, например маркер или мячик. Но способ передачи каждый раз, для каждого участника должен быть новым. Если предмет падает, то игра начинается заново.

Упражнение «Пазл по бартеру»

Цель. Тренировка навыков совместной деятельности, умения договариваться, понимать и учитывать мнение других людей.

Материалы: разные пазлы одинакового уровня сложности по числу команд.

Вступление. Мудрецы разных эпох считали, что уважение других дает повод к уважению самого себя; Мы бываем счастливы, только чувствуя, что нас уважают; Человек создан для общества. Он не способен и не имеет мужества жить один. Давайте попробуем с вами в следующей нашей игре выполнять работу вместе всеми участниками каждой команды, при этом при этом каждое решение принимать совместно, договариваясь и уважая каждого участника.

Описание. Команда делится на группы по заданному количеству человек. Каждой группе выдаются разные пазлы одинакового уровня сложности. Ведущий просит участников вместе собрать пазл. Но в каждом пазле не хватает нескольких кусочков, которые перемешаны с кусочками другой команды. Командам надо найти способы получить эти недостающие кусочки путем переговоров, обмена кусочками пазлов или даже путем обмена участников. Все решения должны приниматься совместно. Побеждает первая команда, которая соберет пазл. (Каждое решение должно приниматься коллективно, что позволяет участникам поработать над навыками решения проблем).

Обсуждение:

-Что было полезным?

-Было ли трудно договариваться с участниками своей команды или с участниками другой команды?

-Какие были споры в процессе работы?

-Какие особенности других людей сложнее всего учитывать в процессе совместной работы?

-Что важнее всего учитывать в совместной работе с другими людьми?

8. Завершение. Игра «Паутинка»

Каждый участник наматывает конец нитки от клубка себе на палец и отвечает на вопрос: «Чего можно добиться в отношениях, взаимно уважая друг друга?». Затем участник, у которого в руках клубок, кидает его другому игроку по желанию, и он также отвечает на итоговый вопрос и так далее. Когда высказывается каждый игрок, получается паутина. Ведущий обобщает, « что все вместе могут многого достичь. Для этого не надо бороться, а надо приходить друг другу на помощь, осознавая свое единство со всем живым. Отношения укрепляются, если делать друг другу добро!». Паутинка своими нитями прочно соединяет нас всех друг с другом , также и наше стремление уважать друг друга помогает наши отношениям быть прочными и надежными!




Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.