12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Новикова Елена Алексеевна11157
Россия, Пермский край, Лысьва
Материал размещён в группе «Традиции воспитания»


Все материалы классного часа размещены на доске padlet https://padlet.com/noviklena3103/k9akey9kps9t0kt4


x1652854277.png




ЦЕЛЬ: воспитание уважения к историческому прошлому нашей страны и уважительного отношения к хлебу

ЗАДАЧИ:

1. Расширить знания детей о Великой Отечественной Войне, в частности о Блокаде Ленинграда.

2. Помочь формированию познавательного интереса к истории страны.

3. Помочь формированию ценностных ориентиров и активной гражданской позиции.

4. Сформировать уважительное отношение к хлебу.


ПОДГОТОВКА:

В ходе подготовки нужно разделить детей на группы (название групп условное, количество и названия групп может варьироваться):

1. Чтецы - те, кто будет читать стихи наизусть по ходу классного часа


Стихотворение "Блокадный хлеб"
DOCX / 12.49 Кб


Стихотворение "Блокадные сухари"
DOCX / 12.81 Кб


http://vokrugknig.blogspot.com/2021/01/50.html



2. Искусствоведы - представляют картины

https://www.liveinternet.ru/users/5144129/post435433918


3. Исследователи - проводят мини-исследование и озвучивают результаты на классном часе


мини-исследования
DOCX / 12.11 Кб

4. Хранители традиций - находят пословицы и поговорки о хлебе и работают с ними


Пословицы и поговорки
DOCX / 13.87 Кб

http://cgon.rospotrebnadzor.ru/content/33/3783/

5. Кулинары - рецепты блокадного хлеба. При наличии возможностей хлеб можно выпечь по рецепту и предложить учащимся в ходе классного часа попробовать.


Распечатать карточки для рефлексии


Рефлексия РАСПЕЧАТАТЬ с двух сторон
DOCX / 66.39 Кб

ХОД КЛАССНОГО ЧАСА:

1. Мотивационный этап

Просмотр ролика









Учитель организует обсуждение. "О чем это стихотворение? Какая тема сегодняшнего классного часа? Для чего мы говорим об этом? Что такое Блокада? Чем так примечателен Блокадный Хлеб? Почему именно такая тема? 


2. Основной этап

Учитель организует беседу с использованием информации.

Стремительное продвижение германского вермахта летом-осенью 1941 года создало угрозу и для Ленинграда, второго по величине города СССР. Однако сил на то, чтобы захватить город, у гитлеровцев уже не осталось. Тогда, как известно, по личному распоряжению фюрера и началась блокада Ленинграда, которая продлилась 872 дня.

В наши дни мы чтим память защитников города, рабочих и мирных жителей которые единым фронтом сплотились против захватчиков и не пропустили их в родной город. В тяжелейших условиях людям приходилось работать, сражаться и вести повседневную жизнь, не теряя человеческого лица от голода. И самым важным для защитников города ресурсом стал знаменитый блокадный хлеб, на котором во многом и держалась оборона города. И именно кусочек хлеба во многом стал символом блокады.

Суровая необходимость

Перед началом блокады произошло ужасное: немецкая авиация совершила налет на ленинградские Бадаевские склады. 23 немецких бомбардировщика положили бомбы так точно, что в одночасье выгорело свыше 3 тысяч тонн муки. Скорее всего, их на склады навели. Город был окружен, продовольствие брать было неоткуда. Еще с 18 июля в Ленинграде введены карточки. А с 8 сентября – фактического начала блокады – хлебная порция стала систематически снижаться.

https://histrf.ru/read/articles/blokadnyi-khlieb-simvol-zhizni-i-nadiezhdy

Группа искусствоведов. Обращают внимание на картины. Организуют беседу. Что изображено на картинах? Какие лица у людей на картинах? Почему художники используют именно такие краски? 


x1652875411.jpg
p1652875429.jpg
t1652875445.jpg


Группа исследователей озвучивает результаты мини-исследования. (Кусок хлеба в столовой  - 40г, т.е. блокадный паек для неработающих составлял 3 кусочка хлеба из школьной столовой: на завтрак, обед и ужин...)


Всего снижений было пять, и с 800 июльских граммов порция упала до 200 граммов хлеба для рабочих и 125 граммов для всех остальных. Сейчас нам сложно это понять, но вы можете вспомнить одну из разрезанных краюшек черного хлеба, которые вам давали в школе к обеду, это даже чуть больше, чем 125 граммов. Но похож ли он был на наш современный хлеб?


Группа чтецов. Стихотворение "Блокадный Хлеб"


s1652876933.jpg

Хлеб даже доставали со дна Ладожского озера – из кузовов утонувших машин и подвод. Мука в центре такого мешка была еще сухая, а мокрую сушили и эту корку перемалывали для производства хлеба. Первые рейсы по Дороге жизни везли муку – такую нужную для блокадного хлеба. Везли из-за тонкого льда сначала на подводах и только позже – на грузовиках. Несмотря на круглосуточную работу Дороги жизни, первая зима в Ленинграде стала самой суровой, в ее ходе блокадный хлеб сохранил жизнь сотням тысяч наших соотечественников, а ведь это были крохи по современным меркам.

С хлебом связаны и подвиги, и потери. Например, известна история Даниила Ивановича Кютинена, ленинградского пекаря. 3 февраля 1942 года, в первую и самую суровую, голодную и холодную зиму, он умер прямо на рабочем месте от истощения. Умер, но не взял ни крохи блокадного хлеба себе. Посмертно Д. Кютинен внесен в книгу памяти блокады Ленинграда.

Говорят, что у блокадного хлеба не было ни вкуса, ни запаха. Вокруг пекарен не распространялся такой хорошо знакомый нам аромат от теплой свежеиспеченной буханки хлеба. Но у блокадников другое мнение:

«До сих пор помню этот маленький, толщиной не более 3 см, черный, липкий кусочек. С удивительным запахом, от которого не оторваться и очень вкусный! Хотя знаю, муки в нем было мало, в основном разные примеси. Мне и сегодня не забыть тот волнующий запах».

Зинаида Павловна Овчаренко, жительница Ленинграда, пережившая блокаду.

https://histrf.ru/read/articles/blokadnyi-khlieb-simvol-zhizni-i-nadiezhdy


Группа кулинаров


Стандартный рецепт
DOCX / 12.25 Кб


l1652876184.jpg

Группа хранителей традиций. Организуют беседу. "Хлеб для русского человека всегда имел важное значение, но после войны он стал еще более ценным и значимым."


Группа чтецов. Стихотворение "Блокадные сухари"

3. Рефлексия

Учитель организует рефлексию: "Дети возьмите карточки. На обороте написан вопрос, у каждого свой. Ответьте, пожалуйста. Давайте озвучим ответы."


h1652872128.jpg

"Я очень надеюсь, что тема сегодняшнего классного часа никого не оставила равнодушным и вы будете более бережно и уважительно относиться к хлебу."



h1652875903.png


МАТЕРИАЛЫ КЛАССНОГО ЧАСА


​​​​​​​P.S. С начала учебного года я заметила проблему в моем новом классе - 5Г: неуважительное отношение к хлебу. Именно поэтому мной была выбрана тема классного часа "Блокадный хлеб". Мне важно было не только познакомить детей с ужасами Блокады, но и рассказать и показать, чем так дорог хлеб и почему к нему должно быть особое трепетное отношение.

Опубликовано в группе «Традиции воспитания»


Комментарии (6)

сменить сортировку
Горбачёва Марина Юрьевна, 18.05.22 в 17:42 3Ответить Пожаловаться
Благодарю за качественно выполненный интересный ресурс,Елена Алексеевна! Думаю ,что такой классный час будет полезен в любом возрасте!
Новикова Елена Алексеевна, 19.05.22 в 07:15 2Ответить Пожаловаться
Спасибо, Марина Юрьевна!
Медведева Татьяна Петровна, 11.06.22 в 17:27 2Ответить Пожаловаться
Замечательный материал. Большое спасибо за ресурс, Елена Алексеевна.
Новикова Елена Алексеевна, 11.06.22 в 18:42 2Ответить Пожаловаться
Спасибо, Татьяна Петровна!
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.