Классный час по профориентации «Давай, подумаем вместе!» (8–11 класс)
Классный час по профориентации «Давай, подумаем вместе!»
Подросткам предлагается один классный час из цикла тренингов по профориентации (1,5 часа – 2 урока).
Занятия направленны на то, чтобы подростки самостоятельно размышляли, поскольку это способствует лучшему запоминанию информации, чем то, что учителя просто транслируют какую-либо информацию в виде лекций.
Цель: Помощь подростку в формировании компетентностей, необходимых для осознанного, самостоятельного и обоснованного выбора профессии.
Задачи:
Формирование рефлексивного мышления;
Формирование образа будущего у подростка;
Формирование умения делать самостоятельный ответственный выбор;
Расширение знаний о профессиях;
Расширение знаний о себе, о способностях, качествах.
Материалы: школьная доска, мел, карточки с названиями профессий, названия качеств, способностей людей, бумага.
Ход занятия и содержание (классного часа):
Беседа о том, что сегодня будет на уроке, задаются вопросы: кем дети хотят стать (если уже выбрали), или кем работают их родители? 10 минут.
Игра-разминка «Крокодил» по профессиям. Ребятам предлагается вытягивать карточку с названиями профессией и показать классу без слов, чтобы они угадали. 10 минут.
Беседа о том, что профессию можно узнать даже без слов по каким либо признакам, подводит к тому, что психолог Пряжников Н.С. выделил 5 категории профессий:
Человек-человек
Человек-знак
Человек-художественный образ
Человек-техника
Человек-природа
С детьми обсуждается кратко все категории, в основном какие как они думают профессии (психолог, учитель добавляют) относятся к данной категории. 10 минут.
Ребятам предлагается, если ранее было проведено тестирование учеников, то по результатам тестирования, либо как захотят разделиться на 5 команд. Каждой команде дается задание охарактеризовать (какие профессии входят в эту категорию, какими способностями, качествами должен обладать человек, чтобы работать в данной категории, какие есть медицинские противопоказания, необходимые школьные предметы) одну категорию профессий и представить ее всем остальным. Для этого детям понадобиться 25 минут на работу в команде и 25 минут на презентацию всех команд.
Подведение итогов занятия, шеринг. 10 минут.
Литература
Пряжников Н.С.\ Профориентация в школе: игры, упражнения, опросники (8-11 классы). – М.: Вако, 2005.
Резапкина Г.В.\ Психология и выбор профессии: программа предпрофильной подготовки. Учебно-методическое пособие. – М.: Генезис, 2014. – 208 с.
Педагог-психолог
Сидорович А.В.
Приложение 1. Краткое описание типов профессий
«Человек-природа».
Предметом труда для представителей большинства профессий типа «человек природа» являются:
• животные, условия их роста, жизни;
• растения, условия их произрастания.
Специалистам в этой области приходится выполнять следующие виды деятельности:
• изучать, исследовать, анализировать состояние, условия жизни растений или животных (агроном, микробиолог, зоотехник, гидробиолог, агрохимик, фитопатолог);
• выращивать растения, ухаживать за животными (лесовод, полевод, цветовод, овощевод, птицевод, животновод, садовод, пчеловод);
• проводить профилактику заболеваний растений и животных (ветеринар, врач карантинной службы).
Психологические требования профессий «человек-природа»:
• развитое воображение, наглядно-образное мышление, хорошая зрительная память, наблюдательность, способность предвидеть и оценивать изменчивые природные факторы;
• поскольку результаты деятельности выявляются по прошествии довольно длительного времени, специалист должен обладать терпением, настойчивостью, должен быть готовым работать вне коллективов, иногда в трудных погодных условиях, в грязи и т. п.
Биономические профессии («Человек – Природа»):
В основе биономических профессий лежит работа с природными объектами и явлениями.
Связаны:
с изучением живой и неживой природы (микробиолог, агрохимик, геолог...);
с уходом за растениями и животными (лесовод, овощевод, фермер, зоотехник…);
с профилактикой и лечением заболеваний растений и животных (ветеринар...).
Склонности и предпочтения:
ухаживать и наблюдать за животными; разводить растения или животных; заготавливать продукты (грибы, ягоды, рыбу...); бороться с болезнями, вредителями; выращивать овощи и фрукты; ориентироваться в природных явлениях; наблюдать, изучать различные природные явлениями.
Выраженные способности:
склонность к систематизации; устойчивость внимания; наблюдательность; потребность в двигательной активности.
«Человек-техника».
Предметом труда для представителей большинства профессий типа «человек техника» являются:
• технические объекты (машины, механизмы);
• материалы, виды энергии.
Специалистам в этой области приходится выполнять следующие виды деятельности:
• создание, монтаж, сборка технических устройств (специалисты проектируют, конструируют технические системы, устройства, разрабатывают процессы их изготовления. Из отдельных узлов, деталей собирают машины, механизмы, приборы, регулируют и налаживают их);
• эксплуатация технических устройств (специалисты работают на станках, управляют транспортом, автоматическими системами);
• ремонт технических устройств (специалисты выявляют, распознают неисправности технических систем, приборов, механизмов, ремонтируют, регулируют, налаживают их).
Психологические требования профессий «человек-техника»:
• хорошая координация движений;
• точное зрительное, слуховое, вибрационное и кинестетическое восприятие;
• развитое техническое и творческое мышление и воображение;
• умение переключать и концентрировать внимание;
• наблюдательность.
Технономические профессии («Человек – Техника»):
Профессии данного типа объединяют в себе те виды деятельности, в которых происходит активное взаимодействие с разнообразными приборами, машинами, механизмами.
Связаны:
с созданием, монтажом, сборкой и наладкой технических устройств (инженер, радиомонтажник, сварщик...); с эксплуатацией технических средств (водитель, токарь, швея...); с ремонтом техники (механик, электромонтер...).
Склонности и предпочтения:
исследовать, наблюдать; создавать и испытывать новые образцы; планировать, конструировать, проектировать, разрабатывать, моделировать; придумывать новые способы деятельности; самостоятельно организовывать свою работу и работу других;
принимать нестандартные решения.
Выраженные способности:
технический склад ума; пространственное воображение; склонность к практическому труду; эмоциональная устойчивость.
III. «Человек-знаковая система».
Предметом труда для представителей большинства профессий типа «человек знаковая система» являются:
• тексты на родном или иностранном языках (редактор, корректор, машинистка, делопроизводитель, телеграфист, наборщик);
• цифры, формулы, таблицы (программист, оператор ЗВМ, экономист, бухгалтер, статистик);
• чертежи, схемы, карты (конструктор, инженер-технолог, чертежник, копировальщик, штурман, геодезист);
• звуковые сигналы (радист, стенографист, телефонист, звукооператор).
Психологические требования профессий «человек-знаковая система»:
• хорошая оперативная и механическая память;
• способность к длительной концентрации внимания на отвлеченном (знаковом) материале;
• хорошее распределение и переключение внимания;
• точность восприятия, умение видеть то, что стоит за условными знаками;
• усидчивость, терпение;
• логическое мышление.
Сигнономичегкие профессии («Человек — Знаковая система»):
В качестве знаковой системы могут выступать цифры, числовые значения, коды, символы, тексты.
Профессии, связанные:
с текстами (корректор, переводчик, машинистка...); с цифрами, формулами и таблицами (программист, оператор ПК, бухгалтер, кассир...); с чертежами, картами; со схемами (штурман, чертежник, картограф...); со звуковыми сигналами (радист, телефонист...).
Склонности и предпочтения:
обрабатывать тексты и таблицы; производить расчеты и вычисления; перерабатывать информацию; работать с чертежами, картами и схемами; принимать и передавать сигналы и сообщения; хорошо считать в уме; оперировать знаками и символами; искать и исправлять ошибки.
Выраженные способности:
способность к математике; развитое абстрактное мышление; высокая устойчивость внимания; склонность к общению; аккуратность и усидчивость.
IV. «Человек-художественный образ».
Предметом труда для представителей большинства профессий типа «человек знаковая система» является:
• художественный образ, способы его построения.
Специалистам в этой области приходится выполнять следующие виды деятельности:
• создание, проектирование художественных произведений (писатель, художник, композитор, модельер, архитектор, скульптор, журналист, хореограф);
• воспроизведение, изготовление различных изделий по образцу (ювелир, реставратор, гравер, музыкант, актер, столяр-краснодеревщик);
• размножение художественных произведений в массовом производстве (мастер по росписи фарфора, шлифовщик по камню и хрусталю, маляр, печатник).
Психологические требования профессий «человек-художественный образ»:
• художественные способности; развитое зрительное восприятие;
• наблюдательность, зрительная память; наглядно-образное мышление; творческое воображение;
• знание психологических законов эмоционального воздействия на людей.
Артономические профессии («Человек — Художественный образ»):
Традиционно труд представителей профессий — «человек — художественный образ», а также область их деятельности называют искусством. В этом, как и в слове «художник» (от старославянского «худог» — искусный), воплотилась оценка особенностей мастерства таких специалистов. Художественный образ — результат мыслительной, познавательно-духовной и практической деятельности человека.
Профессия данного типа связаны:
с созданием, проектированием, моделированием художественных произведений (художник, парикмахер, кондитер композитор...);
с воспроизведением, изготовлением различных произведений искусства (ювелир, закройщик, реставратор, флорист, актер...).
Склонности и предпочтения:
заниматься художественным оформлением; заниматься художественным творчеством
(живопись, скульптура, фотография, кино...); сочинять (стихи, прозу и др.);
выступать на сцене; изготавливать своими руками красивые вещи; петь, играть на музыкальных инструментах.
Выраженные способности:
яркое воображение; образное мышление; склонность к творчеству; гибкость чувств; специальные способности; развитость функциональных способностей (слух, зрение, речь, вкус и т.п.)
V. «Человек-человек».
Предметом труда для представителей большинства профессий типа «человек человек» являются:
• люди.
Специалистам в этой области приходится выполнять следующие виды деятельности:
• воспитание, обучение людей (воспитатель, учитель, спортивный тренер);
• медицинское обслуживание (врач, фельдшер, медсестра, няня);
• бытовое обслуживание (продавец, парикмахер, официант, вахтер);
• информационное обслуживание (библиотекарь, экскурсовод, лектор);
• защита общества и государства (юрист, милиционер, инспектор, военнослужащий).
Психологические требования профессий «человек-человек»:
• стремление к общению, умение легко вступать в контакт с незнакомыми людьми;
• устойчивое хорошее самочувствие при работе с людьми;
• доброжелательность, отзывчивость;
• выдержка;
• умение сдерживать эмоции;
• способность анализировать поведение окружающих и свое собственное, понимать намерения и настроение других людей, способность разбираться во взаимоотношениях людей, умение улаживать разногласия между ними, организовывать их взаимодействие;
• способность мысленно ставить себя на место другого человека, умение слушать, учитывать мнение другого человека;
• способность владеть речью, мимикой, жестами;
• развитая речь, способность находить общий язык с разными людьми;
• умение убеждать людей;
• аккуратность, пунктуальность, собранность;
• знание психологии людей.
Социономические профессии («Человек - Человек»):
Предполагают постоянную работу с людьми и связаны:
с медицинским обслуживанием (врач, медсестра...);
с обучением и с воспитанием (воспитатель, гувернер, тренер, учитель...),
с бытовым обслуживанием (продавец, проводник, официант...),
с правовой защитой (юрист, участковый инспектор...)
Склонности и предпочтения:
обслуживание людей; занятие лечением; обучение; воспитание; защита прав и безопасности; управление людьми; легкость знакомства и общения с новыми людьми; умение внимательно выслушивать людей; умение хорошо и понятно говорить и выступать публично.
Выраженные способности:
развитые коммуникативные способности; эмоциональная устойчивость; быстрая переключаемость внимания; эмпатия; наблюдательность; организаторские способности.