Классный час по профориентации «Давай, подумаем вместе!» (8–11 класс)

8
0
Материал опубликован 3 May 2018

Классный час по профориентации «Давай, подумаем вместе!»

Подросткам предлагается один классный час из цикла тренингов по профориентации (1,5 часа – 2 урока).

 Занятия направленны на то, чтобы подростки самостоятельно размышляли, поскольку это способствует лучшему запоминанию информации, чем то, что учителя просто транслируют какую-либо информацию в виде лекций.

Цель: Помощь подростку в формировании компетентностей, необходимых для осознанного, самостоятельного и обоснованного выбора профессии.

Задачи:

Формирование рефлексивного мышления;

Формирование образа будущего у подростка;

Формирование умения делать самостоятельный ответственный выбор;

Расширение знаний о профессиях;

Расширение знаний о себе, о способностях, качествах.

Материалы: школьная доска, мел, карточки с названиями профессий, названия качеств, способностей людей, бумага.

Ход занятия и содержание (классного часа):

Беседа о том, что сегодня будет на уроке, задаются вопросы: кем дети хотят стать (если уже выбрали), или кем работают их родители? 10 минут.

Игра-разминка «Крокодил» по профессиям. Ребятам предлагается вытягивать карточку с названиями профессией и показать классу без слов, чтобы они угадали. 10 минут.

Беседа о том, что профессию можно узнать даже без слов по каким либо признакам, подводит к тому, что психолог Пряжников Н.С. выделил 5 категории профессий:

Человек-человек

Человек-знак

Человек-художественный образ

Человек-техника

Человек-природа

С детьми обсуждается кратко все категории, в основном какие как они думают профессии (психолог, учитель добавляют) относятся к данной категории. 10 минут.

Ребятам предлагается, если ранее было проведено тестирование учеников, то по результатам тестирования, либо как захотят разделиться на 5 команд. Каждой команде дается задание охарактеризовать (какие профессии входят в эту категорию, какими способностями, качествами должен обладать человек, чтобы работать в данной категории, какие есть медицинские противопоказания, необходимые школьные предметы) одну категорию профессий и представить ее всем остальным. Для этого детям понадобиться 25 минут на работу в команде и 25 минут на презентацию всех команд.

Подведение итогов занятия, шеринг. 10 минут.

Литература

Пряжников Н.С.\ Профориентация в школе: игры, упражнения, опросники (8-11 классы). – М.: Вако, 2005.

Резапкина Г.В.\ Психология и выбор профессии: программа предпрофильной подготовки. Учебно-методическое пособие. – М.: Генезис, 2014. – 208 с.

Педагог-психолог

Сидорович А.В.

Приложение 1. Краткое описание типов профессий

«Человек-природа».

Предметом труда для представителей большинства профессий типа «человек природа» являются:

животные, условия их роста, жизни;

растения, условия их произрастания.

Специалистам в этой области приходится выполнять следующие виды деятельности:

изучать, исследовать, анализировать состояние, условия жизни растений или животных (агроном, микробиолог, зоотехник, гидробиолог, агрохимик, фитопатолог);

выращивать растения, ухаживать за животными (лесовод, полевод, цветовод, овощевод, птицевод, животновод, садовод, пчеловод);

проводить профилактику заболеваний растений и животных (ветеринар, врач карантинной службы).

Психологические требования профессий «человек-природа»:

развитое воображение, наглядно-образное мышление, хорошая зрительная память, наблюдательность, способность предвидеть и оценивать изменчивые природные факторы;

поскольку результаты деятельности выявляются по прошествии довольно длительного времени, специалист должен обладать терпением, настойчивостью, должен быть готовым работать вне коллективов, иногда в трудных погодных условиях, в грязи и т. п.

Биономические профессии («Человек – Природа»):

В основе биономических профессий лежит работа с природными объектами и явлениями.

Связаны:

с изучением живой и неживой природы (микробиолог, агрохимик, геолог...);

с уходом за растениями и животными (лесовод, овощевод, фермер, зоотехник…);

с профилактикой и лечением заболеваний растений и животных (ветеринар...).

Склонности и предпочтения:

ухаживать и наблюдать за животными; разводить растения или животных; заготавливать продукты (грибы, ягоды, рыбу...); бороться с болезнями, вредителями; выращивать овощи и фрукты; ориентироваться в природных явлениях; наблюдать, изучать различные природные явлениями.

Выраженные способности:

склонность к систематизации; устойчивость внимания; наблюдательность; потребность в двигательной активности.

«Человек-техника».

Предметом труда для представителей большинства профессий типа «человек техника» являются:

технические объекты (машины, механизмы);

материалы, виды энергии.

Специалистам в этой области приходится выполнять следующие виды деятельности:

создание, монтаж, сборка технических устройств (специалисты проектируют, конструируют технические системы, устройства, разрабатывают процессы их изготовления. Из отдельных узлов, деталей собирают машины, механизмы, приборы, регулируют и налаживают их);

эксплуатация технических устройств (специалисты работают на станках, управляют транспортом, автоматическими системами);

ремонт технических устройств (специалисты выявляют, распознают неисправности технических систем, приборов, механизмов, ремонтируют, регулируют, налаживают их).

Психологические требования профессий «человек-техника»:

хорошая координация движений;

точное зрительное, слуховое, вибрационное и кинестетическое восприятие;

развитое техническое и творческое мышление и воображение;

умение переключать и концентрировать внимание;

наблюдательность.

Технономические профессии («Человек – Техника»):

Профессии данного типа объединяют в себе те виды деятельности, в которых происходит активное взаимодействие с разнообразными приборами, машинами, механизмами.

Связаны:

с созданием, монтажом, сборкой и наладкой технических устройств (инженер, радиомонтажник, сварщик...); с эксплуатацией технических средств (водитель, токарь, швея...); с ремонтом техники (механик, электромонтер...).

Склонности и предпочтения:

исследовать, наблюдать; создавать и испытывать новые образцы; планировать, конструировать, проектировать, разрабатывать, моделировать; придумывать новые способы деятельности; самостоятельно организовывать свою работу и работу других;

принимать нестандартные решения.

Выраженные способности:

технический склад ума; пространственное воображение; склонность к практическому труду; эмоциональная устойчивость.

III. «Человек-знаковая система».

Предметом труда для представителей большинства профессий типа «человек знаковая система» являются:

тексты на родном или иностранном языках (редактор, корректор, машинистка, делопроизводитель, телеграфист, наборщик);

цифры, формулы, таблицы (программист, оператор ЗВМ, экономист, бухгалтер, статистик);

чертежи, схемы, карты (конструктор, инженер-технолог, чертежник, копировальщик, штурман, геодезист);

звуковые сигналы (радист, стенографист, телефонист, звукооператор).

Психологические требования профессий «человек-знаковая система»:

хорошая оперативная и механическая память;

способность к длительной концентрации внимания на отвлеченном (знаковом) материале;

хорошее распределение и переключение внимания;

точность восприятия, умение видеть то, что стоит за условными знаками;

усидчивость, терпение;

логическое мышление.

Сигнономичегкие профессии («Человек — Знаковая система»):

В качестве знаковой системы могут выступать цифры, числовые значения, коды, символы, тексты.

Профессии, связанные:

с текстами (корректор, переводчик, машинистка...); с цифрами, формулами и таблицами (программист, оператор ПК, бухгалтер, кассир...); с чертежами, картами; со схемами (штурман, чертежник, картограф...); со звуковыми сигналами (радист, телефонист...).

Склонности и предпочтения:

обрабатывать тексты и таблицы; производить расчеты и вычисления; перерабатывать информацию; работать с чертежами, картами и схемами; принимать и передавать сигналы и сообщения; хорошо считать в уме; оперировать знаками и символами; искать и исправлять ошибки.

Выраженные способности:

способность к математике; развитое абстрактное мышление; высокая устойчивость внимания; склонность к общению; аккуратность и усидчивость.

IV. «Человек-художественный образ».

Предметом труда для представителей большинства профессий типа «человек знаковая система» является:

художественный образ, способы его построения.

Специалистам в этой области приходится выполнять следующие виды деятельности:

создание, проектирование художественных произведений (писатель, художник, композитор, модельер, архитектор, скульптор, журналист, хореограф);

воспроизведение, изготовление различных изделий по образцу (ювелир, реставратор, гравер, музыкант, актер, столяр-краснодеревщик);

размножение художественных произведений в массовом производстве (мастер по росписи фарфора, шлифовщик по камню и хрусталю, маляр, печатник).

Психологические требования профессий «человек-художественный образ»:

художественные способности; развитое зрительное восприятие;

наблюдательность, зрительная память; наглядно-образное мышление; творческое воображение;

знание психологических законов эмоционального воздействия на людей.

Артономические профессии («Человек — Художественный образ»):

Традиционно труд представителей профессий — «человек — художественный образ», а также область их деятельности называют искусством. В этом, как и в слове «художник» (от старославянского «худог» — искусный), воплотилась оценка особенностей мастерства таких специалистов. Художественный образ — результат мыслительной, познавательно-духовной и практической деятельности человека.

Профессия данного типа связаны:

с созданием, проектированием, моделированием художественных произведений (художник, парикмахер, кондитер композитор...);

с воспроизведением, изготовлением различных произведений искусства (ювелир, закройщик, реставратор, флорист, актер...).

Склонности и предпочтения:

заниматься художественным оформлением; заниматься художественным творчеством

(живопись, скульптура, фотография, кино...); сочинять (стихи, прозу и др.);

выступать на сцене; изготавливать своими руками красивые вещи; петь, играть на музыкальных инструментах.

Выраженные способности:

яркое воображение; образное мышление; склонность к творчеству; гибкость чувств; специальные способности; развитость функциональных способностей (слух, зрение, речь, вкус и т.п.)

V. «Человек-человек».

Предметом труда для представителей большинства профессий типа «человек человек» являются:

люди.

Специалистам в этой области приходится выполнять следующие виды деятельности:

воспитание, обучение людей (воспитатель, учитель, спортивный тренер);

медицинское обслуживание (врач, фельдшер, медсестра, няня);

бытовое обслуживание (продавец, парикмахер, официант, вахтер);

информационное обслуживание (библиотекарь, экскурсовод, лектор);

защита общества и государства (юрист, милиционер, инспектор, военнослужащий).

Психологические требования профессий «человек-человек»:

стремление к общению, умение легко вступать в контакт с незнакомыми людьми;

устойчивое хорошее самочувствие при работе с людьми;

доброжелательность, отзывчивость;

выдержка;

умение сдерживать эмоции;

способность анализировать поведение окружающих и свое собственное, понимать намерения и настроение других людей, способность разбираться во взаимоотношениях людей, умение улаживать разногласия между ними, организовывать их взаимодействие;

способность мысленно ставить себя на место другого человека, умение слушать, учитывать мнение другого человека;

способность владеть речью, мимикой, жестами;

развитая речь, способность находить общий язык с разными людьми;

умение убеждать людей;

аккуратность, пунктуальность, собранность;

знание психологии людей.

Социономические профессии («Человек - Человек»):

Предполагают постоянную работу с людьми и связаны:

с медицинским обслуживанием (врач, медсестра...);

с обучением и с воспитанием (воспитатель, гувернер, тренер, учитель...),

с бытовым обслуживанием (продавец, проводник, официант...),

с правовой защитой (юрист, участковый инспектор...)

Склонности и предпочтения:

обслуживание людей; занятие лечением; обучение; воспитание; защита прав и безопасности; управление людьми; легкость знакомства и общения с новыми людьми; умение внимательно выслушивать людей; умение хорошо и понятно говорить и выступать публично.

Выраженные способности:

развитые коммуникативные способности; эмоциональная устойчивость; быстрая переключаемость внимания; эмпатия; наблюдательность; организаторские способности.

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.