Классный час для школьников с психологом по методу сказкотерапии «Звездная страна» (5 класс)
Сказка Звездная страна
PPTX / 568.61 Кб
Классный час для школьников с психологом по методу сказкотерапии «Звездная страна» в 5-х классах
СКАЗКА «ЗВЕЗДНАЯ СТРАНА»
Подготовила и провела:
Педагог-психолог
Огнева Т.В.
Классный час для школьников с психологом по методу сказкотерапии «Звездная страна»
(Учащиеся 5-х классов)
Цель: сплотить школьников в новом коллективе, с новым классным руководителем.
Задачи:
1. Развитие у детей способности к сочувствию и сопереживанию.
2. Формирование коммуникативных навыков.
3. Повышение самооценки, чувства собственной ценности, а также ощущения внутренней компетентности.
4. Формирование чувства принадлежности к группе, повышение сплочения, профилактика конфликтов.
Оборудование и материалы: лист ватмана, подготовленный заранее круг для солнышка, желтые лучики по количеству участников с именами, ручки для каждого участника, бусинки в шкатулки, леска, клей, лист с комплиментами или хорошими пожеланиями, бейджики с именами в виде звёздочек, музыка со спокойной мелодией.
Участники: учащиеся 5-х классов, классный руководитель, психолог.
Возраст детей: ученики 5-х классов.
Педагог-психолог: Огнева Т.В.
Вводный комментарий
Дорогие ребята, сегодня мы с вами отправимся в сказочное путешествие. А попасть в сказку нам помогут вот эти волшебные бусинки. Сейчас я подойду со шкатулкой к каждому из вас, и вы выберите ту бусинку, которая вам больше понравиться. Берегите эту бусинку, чтобы потом благодаря ей вернуться назад. А теперь, когда все выбрали, сожмите свою бусинку в левом кулачке, закройте глаза и подумайте о том, что есть доброго и хорошего в вашей душе, за какие качества вы себя любите, цените, уважаете. Кто готов, откройте глаза. У каждого свой темп. Мы терпеливо подождем всех.
Итак, мы с вами попали в сказочную страну и сейчас послушаем одну историю.
СКАЗКА «ЗВЕЗДНАЯ СТРАНА»
В одной сказочной стране жили-были звездочки, поэтому страна называлась Звездная. Звездочки были разные: голубые и белые, желтые и синие, зеленые и розовые, красные и даже черные. Они и по размеру были разные. Жили здесь и совсем крохотные звездочки, и звезды средних размеров, жили и вовсе огромные звезды. Не было среди них ни одной звездочки, точь-в-точь похожей на другую. Но всех их объединяло одно общее свойство. Душа каждой звездочки была заполнена любовью ко всем жителям этой сказочной страны. Поэтому они видели друг в друге только хорошее и доброе, от этого светились удивительным волшебным светом. Звездная страна от этого чудесного сияния была необыкновенно красива и неповторима. Повсюду царили мир, согласие, взаимопонимание и любовь.
Но однажды пролетел над Звездной страной самый пакостный из всех на свете злой волшебник, которого так и звали Пакость Пакостьевич. Увидел Звездную страну Пакость Пакостьевич – и закипела в нем зависть. Как же так, думает, любовь кругом, красота, мир. Никто не воюет, никто не ссориться. И не стало Пакость Пакостьевичу покоя. К сожалению, встречаются ещё такие экземпляры, которым очень плохо, если другим хорошо.
И задумал Пакость Пакостьевич своё злое дело. А чтобы его не узнали, обернулся ветром перемен и начал нашептывать, что, мол, в других странах веселее, интереснее и лучше живут. Заволновались звездочки, забеспокоились. Им тоже захотелось зажить ещё интереснее, ещё веселее, ещё лучшее.
- А что же нужно для этого сделать? – поинтересовались звездочки.
- Все очень просто: нужно находить в других недостатки, всё время ругать, побольше критиковать, вспоминать все поступки, которые когда-то были совершены, - учил со знанием дела Пакость Пакостьевич.
Но звездочки не умели этого делать. И злой волшебник принялся их обучать дальше.
- Эй, ты, - крикнул он черной звездочке по имени Аделаида. – Ты чего такая черная? Знаю, знаю, умываться ленишься. Фу, грязнуля, какая… Тонну мыла надо, чтобы такую чумазую отмыть. Хи-хи-хи… ха-ха-ха…
Кто-то подхватил, кто-то промолчал… Но веселее не стало. А черная звездочка Аделаида от грубых насмешек стала прямо у всех на глазах тускнеть и не светилась уже удивительным волшебным светом как раньше. А Пакость Пакостьевич не унимался.
- Эй, громадина, - крикнул он большой зеленой звезде Иоланте. Вот разъелась… Смотри, скоро всю страну без продуктов оставишь с такими-то аппетитами. Ха-ха-ха…
Никто не заступился. И от грубых насмешек начала блекнуть яркая прежде зеленая звездочка Иоланта. А Пакость Пакостьевич всё не унимался. Он подошел к маленькой розовой звездочке по имени Юта и стал смеяться над ней.
- Ой, не могу… Что это за крохотуля? Не звездочка, а микроб какой-то. Только в микроскоп такую разглядывать. Какой от нее прок, зря только небо коптит. И снова весело расхохотался.
От таких грубых и злых слов, странного смеха крохотная розовая звездочка Юта почти совсем погасла. И тут многие звездочки подхватили идею Пакость Пакостьевича. Они принялись с большим усердием выискивать недостатки в каждой звездочке, критиковали друг друга, вспоминали все проступки, которые были совершены когда-то. И от грубых, обидных слов, дурных мыслей любовь стала уходить, а души начали заполняться ненавистью, злобой, завистью.
И от этого звездочки поблекли, потускнели и уже не светились удивительным волшебным светом, который когда-то придавал неповторимое очарование Звездной стране. Прекрасная и светлая ранее, она превращалась в унылую, серую, безжизненную страну. Первой опомнилась совсем юная белая звездочка по имени Люся. Она решила во, чтобы то ни стало спасти свою любимую родину. «Что же делать? – думала Люся.- Может быть, подождать доброго волшебника? Но когда он прилетит? Ведь так можно прождать и год, и два, и три, и тридцать три, а то и вовсе не дождаться.
А действовать надо прямо сейчас немедленно, иначе может быть поздно». И она на свой страх и риск начала действовать. Люся стала вместо недостатков находить в звездочках достоинства, искала то доброе и хорошее, что было в душе каждой из них. Сначала она обратилась к черной звездочке Аделаиде.
- Аделаида, ты очень добрая, ты всегда заботилась о больных звездочках. Благодаря твоему вниманию, чуткости, терпению они быстрее выздоравливали.
И свершилось чудо. Поблекшая звёздочка Аделаида засияла вдруг снова удивительным волшебным светом.
- Ура! Получилось. Добрые слова помогают, - ликовала обрадованная Люся. И начала действовать увереннее.
- Иоланта, я всегда восхищалась твоей ответственностью, твоей пунктуальностью. Ведь ты ни разу в жизни никуда не опоздала. И от этих добрых слов Иоланта вновь вспыхнула, засверкала, переливаясь всевозможными оттенками чудесного зеленого цвета.
Потом Люся заговорила с крошечной звездочкой Ютой.
- Хоть, ты, Юта, и очень маленькая, но душа твоя напоминает огромный неиссякаемый кладезь всевозможных интересных творческих идей. Именно благодаря тебе наши праздники проходили так весело и интересно.
И Юта засияла вновь удивительным волшебным светом. Люсину идею подхватили другие звездочки. Они принялись искать друг в друге что-то доброе и хорошее, что было в душе каждой из них.
И свершилось чудо. Звездочки вспыхивали одна за другой как огоньки новогодней гирлянды. Снова звездная страна засияла удивительным волшебным светом, вновь она стала прекрасной и неповторимой, пожалуй, она стала ещё краше, чем прежде.
А Пакость Пакостьевич понял, что ему здесь нечего больше делать и убрался восвояси. Он полетел искать такую страну, жители которой обожают находить в других недостатки, а достоинств не замечают, где любят критиковать друг друга, ссориться, вспоминать ошибки и промахи, где долго помнят обиды.
А не пролетал ли Пакость Пакостьевич случайно над вашей страной?
Вопросы для обсуждения
- Итак, вы послушали удивительную историю. О чем она?
- Чему учит эта сказка? Пригодиться ли она в жизни?
- Что было бы с героями, если бы Люся не стала искать, то доброе и хорошее, что было в душе каждой звездочки?
Заключительный комментарий
История эта напоминает о том, что все мы разные. У каждого своё тело, своя форма, а чем мы наполним эту форму любовью или нелюбовью к себе и окружающим зависит от каждого из нас. Выискивая в себе или в другом человеке только недостатки, промахи и ошибки, мы тем самым подталкиваем человека к тому, чтобы он стал ещё хуже, потерял веру в свои собственные силы, стремление к добрым поступкам. И наоборот, подчеркивая в человеке достоинства, мы помогаем ему стать еще лучше.
Сказка учит, что нельзя безоглядно доверять всем подряд, помнить, что в мире есть и добро и зло, что порой с молчаливого нашего согласия кто-то творит ужасные дела. В жизни бывают такие ситуации, когда самый обыкновенный человек должен взять на себя ответственность за изменение этой ситуации. А порой не стоит торопиться, что-то менять, нужно терпимее относиться друг к другу. И ещё многому другому учить эта сказка.
А теперь возьмите бусинку в левую ладошку, сожмите в кулачке, закройте глаза, приложите бусинку к сердцу и подумайте о том, какой опыт каждый из вас возьмет с собой из этой сказочной истории. Пусть этот опыт помогает вам в жизни быть добрее и терпимее друг к другу, помогает находить то доброе и хорошее, что есть в душе каждого человека. Кто готов, откройте глаза. У каждого свой темп. Мы терпеливо подождем каждого.
Итак, ребята, мы с вами вернулись из сказочного путешествия. Бусинки мы сейчас нанижем на одну общую нитку и затем свяжем ее концы. Посмотрите, какие чудесные бусы у нас получились! Какие разные бусинки! Так и мы с вами все разные. Посмотрите, каждая бусинка связана с другими, но в то же время она существует отдельно. Так и человеку порой хочется быть вместе со всеми, а порой хочется побыть одному.
Посмотрите, как плотно бусинки прилегают друг к другу, как будто они очень дружны между собой. Я хочу, чтобы вы в классе тоже были сплоченные и дружные. И хочу, чтобы сегодня вы помогли зажечь звезды, как это делала Люся в сказочной истории.
Психотерапевтическое задание
Давайте поможем, друг другу сегодня засиять разноцветными лучиками того доброго и хорошего, что есть в душе каждого из нас. Сейчас я вам раздам лучики, и каждый из вас напишет, что хорошего и доброго есть в душе каждого из нас, или какие добрые поступки вы совершили, за что вас ценят, любят и уважают, а может быть просто комплимент. (Список комплиментов на слайде). На доске вывешивается ватман с кругом для солнышка, где в середине указывается класс. После того как лучики с надписями готовы, лучики приклеиваются к кругу. Надписи зачитываются.
Вот видите, как по-новому все вы засияли. Какие вы все разные, какие хорошие качества есть в вашем классе. И в этом каждый из вас принял участие. Большое всем спасибо! Пусть это солнышко повесит несколько дней в классе.
Рефлексия
- Сегодня я узнал на классном часу…
- Было интересно…
- Было трудно…
- Я выполнял задания…
- Я понял, что…
- Теперь я могу…
- Я почувствовал, что…
- На классном часу я приобрел…
- Я научился…
- У меня получилось …
- Я смог…
- Я попробую…
- Меня удивило…
- Классный час дал мне для жизни…
- Мне захотелось…
Используемые источники:
Амбросьева Н.Н. «Классный час с психологом: сказкотерапия для школьников». - М.: Глобус, 20с.