12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917  Пользовательское соглашение      Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФ
УРОК
Материал опубликовал
Гундар Гульнара Амирьяновна31

Разработка классного часа для 5 класса

Тема:Широка страна моя родная

 

Выполнила: воспитатель

Гундар Гульнара Амирьяновна,

Школа-интернат № 24 ОАО «РЖД»

 

г. Тайшет

2017

Цель: Воспитание любви к большой и малой Родине, к родной природе, чувства патриотизма и гордости за свою страну, за родной край и людей, проживающих в нашей стране.

Задачи:

- расширить знания учащихся о своей стране, Родине, о главных символах государства и родного города;

- формировать чувство гордости за свою Родину; учить бережному отношению к историческому наследию России;

- развивать познавательную активность учащихся, речь, интеллект, умение высказывать свое мнение.


 

Ход мероприятия

Воспитатель: Как называется планета, на которой мы живем? Слайд 2.

А как называют людей, живущих на этой планеты?

Как называется наша страна? (Россия)Слайд 3

Сегодня в качестве эпиграфа к нашему классному часу я предлагаю вам послушать общеизвестную песню, автором которой является Василий Лебедев-Кумач. Слайд 4

Какова тема классного часа? (Ответы учащихся).

Тема классного часа «Широка страна моя родная»

Ребята, скажите, о чем мы будем говорить сегодня? (ответы детей, самостоятельная постановка целей мероприятия учащимися).

Да, сегодня мы поговорим о своей стране, о Родине, о России. Вспомним, что значит быть гражданином своей страны, обобщим имеющиеся у вас знания и пополним их новыми фактами и событиями.

Посмотрите на карту.  Слайд 5-6

Ни одно государство не имеет такой большой территории и такой длинной границы. Границы России проходят и по суше, и по воде. Наша Родина такая большая, что если мы захотим проехать из края в край, то на самом быстром поезде эта дорога займёт целую неделю, а на самолёте придётся лететь целый день. Если на севере почти не бывает лета, а моря и реки почти круглый год скованы льдом, то на юге почти не бывает зимы - моря и реки не замерзают.

Какие ассоциации возникают у вас со словом Россия?Слайд 7

Давайте их назовем на каждую букву этого слова.

Р – Родина, родная, русская, решительная.

О – особенная, одна, огромная.

С – смелая, славная.

С – сильная, свободная.

И – историческая, искусная.

Я – ясная, яркая, я.

Граждане России любят и гордятся своей родиной. Любовь свою выражают не только стихами, но и пословицами, поговорками, загадками.

-Какие пословицы о Родине вы знаете? (Ответы учащихся)

Родина – мать, умей за нее постоять.Слайд 8

Человек без родины, что соловей без песни.

На чужой стороне и весна не красна.

Нет в мире краше Родины нашей.

Родина краше солнца, дороже золота.

Жить – Родине служить.

Воспитатель: А сейчас попробуйте отгадать, как называется город, о котором я начну вам рассказывать: «Есть в нашей стране город, который каждый человек может назвать своим городом. Все дороги сходятся в этом городе. По земле, по воздуху, по воде. Стремятся в этот город люди, чтобы побывать в его музеях, театрах, Кремле. Это самый главный город России. (Москва)Слайд 9

Воспитатель: Много на свете, и кроме России, всяких хороших государств и земель, но одна у человека родная мать – одна у него и Родина. Эта наша страна – Россия.

- А что же нас всех объединяет, делает гражданами одной страны? (Ответы детей)

Нас объединяет общая территория, на которой мы живем, единый язык, законы и государственные символы: флаг, герб, гимн.

Ребята, как вы думаете, что такое отличительные символы государства? (Ответы учащихся)

Правильно – это герб, флаг Слайд 10

- Из каких цветов состоит флаг России? (Ответ детей)

Белый цвет в мировой геральдике символизирует благородство и открытость

Синий цвет — верность, честность, безупречность и целомудрие

Красный цвет — мужество, смелость, великодушие и любовь.

Воспитатель: Герб – это тоже символ государства. А где можно увидеть эти символы? (Ответ детей)Воспитатель: Эти символы можно увидеть в городах, селах, на границе нашей Родины, на форме защитников Отечества, на российских космических кораблях, на скафандрах космонавтов, на костюмах сборной.

Герб изображен на важных документах, на монетах. Слайд 11-12

Двуглавый орел держит скипетр и державу – знаки власти. Две головы напоминают о необходимости обороны России от Запада до Востока. Грудь Орла защищена щитом с изображением Святого Георгия Победоносца, который побеждает дракона. Георгий Победоносец, покровитель князя Юрия Долгорукого (образовал Москву), поражающий копьём змия-это олицетворяет победу добра над злом.

Воспитатель: Что еще кроме флага и герба есть у каждой страны? (гимн).Слайд 13

Учащиеся: (Историческая справка 1): Слово “гимн” в переводе с греческого языка означает “хвалебная, торжественная песня”. Гимны бывают государственные, религиозные, военные, их сочиняют в честь каких-либо значительных событий. Само слово «гимн» греческого происхождения. Еще в глубокой древности так назывались песнопения, прославлявшие богов и героев. Шли века, и хвалебные песни изменялись. Все чаще их содержанием становилось воспевание, увековечивание благородной и возвышенной идеи.

Воспитатель:Когда и в каких случаях исполняется гимн?(Ответы детей)

Гимн исполняют в особых наиболее торжественных случаях: во время открытия парада на Красной площади в Москве, во время встречи президента с представителями других стран, в Новый год, когда один год сменяет другой. И как истинные патриоты и граждане своего государства, мы должны знать слова главной песни своей страны.

Воспитатель:Ребята, мы должны гордится тем, что нашей Родиной является огромная и богатая страна Россия.

Вы являетесь россиянами, гражданами страны.

- А кто такой гражданин? (Ответы детей)Слайд 14

Воспитатель: Гражданин – это житель страны, который признает ее законы (правила поведения), он любит свою страну, гордится ею, вместе с ней переживает горе и радости.

Гражданин старается сделать свою страну сильной и богатой.

Вы маленькие граждане большой страны, ее будущее. А раз вы являетесь гражданами России, у вас есть права и обязанности.

- Какие права вы знаете? (Ответы детей)

Воспитатель: Все граждане России имеют право на образование.

Главная задача школы – вырастить из учеников достойных граждан своей страны.

Главная задача школьников – старательно учиться. Кроме права на учебу у учащихся есть и обязанности.Каждый гражданин обязан уважать права других, уважать общество и общественное имущество. Вы должны бережно относится к своей школе и своему классу, стремиться внести посильный вклад в то, чтобы они были чистыми и красивыми.

Школьники должны соблюдать правила поведения в школе, на уроках и переменах.

Воспитатель: Званием гражданин России следует гордиться.Как вы видите у всех у нас один дом: планета земля, страна Россия.

Воспитатель: У каждого человека свои представления с понятием «родина».  Для одних — это страна, в которой родился человек, для других дом, в котором он живет, для третьих место, где жили его предки.

Давайте обсудим - «Что такое Родина?». Послушайте три высказывания и ответьте, какое из них является верным?Слайд 15

Родина – это место, где человеку хорошо жить.

Родина – это место, где человек родился, вырос, где живут его родные и близкие люди.

Родина – это место, где человек живет, учится и работает.

- Откуда произошло слово «родина»?

Учащиеся: (Историческая справка 2): Слово родина произошло от древнего слова род, которое обозначает группу людей, объединенных кровным родством. Каждый из нас – потомок какого–либо старинного древнего рода. А само слово род обозначает древнейшего бога славян Рода. Главный город племени россов (так раньше назывался русский народ) был город Родень(Родня). Он был посвящен богу Роду.Слайд 16

Родина – это и отечество, и страна, и место рождения человека.

Родить – значит произвести на свет потомство. Родит женщина, родит животное, родит почва, земля.

Родители – мать и отец, у которых рождаются дети.

Родич – родственник, член рода.

Родня – родственники.

Родословная – перечень поколений одного рода. Люди гордятся своей родословной, изучают ее.

Воспитатель: Есть такое понятие «Малая Родина».

Малой родиной мы зовем свой любимый город. В котором многие из нас родились и в котором мы живем, учимся, дружим. У каждого человека есть своя малая Родина.

Учащиеся:Если скажут слово “Родина”,Слайд 17
Сразу в памяти встаёт
Старый дом, в саду смородина,
Толстый тополь у ворот.

У реки берёзка-скромница
И ромашковый бугор…
А другим, наверно, вспомнится
Свой родной веселый двор…

В лужах первые кораблики,
Над скакалкой топот ног
И большой соседней фабрики
Громкий радостный гудок.

Или степь от маков красная,
Золотая целина…
Родина бывает разная,
Но у всех она одна!

Воспитатель: А ещёв народе говорят: «Где родился, там и пригодился».

О чем идет речь? (Ответы учащихся)

О привязанности к своей работе, к людям с обычаями и традициями. У каждого из вас своя дорога в жизни, свой путь, но в сердце каждого из вас живет любовь к родной земле, к родному краю, к родному городу и улице, на которой вы живете, любовь к малой Родине.

Наша Родина – город Тайшет, который находится в Иркутской области– это часть огромной страны России.Слайд № 18

Ребята, обратите внимание на герб города Иркутска — один из официальных символов города. Современный герб города представляет собой серебряный геральдический щит, на котором изображён чёрный бабр, держащий в пасти соболя.Слайд № 19

Учащиеся: (Историческая справка 3): Согласно «Толковому словарю В. И. Даля «Бабр — сибирский зверь, равняющийся по лютости и силе льву. Бабр обитал в Иркутской области,был очень редким из всех в Сибири зверей и превосходил своей крепостью и храбростью. Он имел бело-желтоватую шерсть, черноватые поперечные полосы, неправильно расположенные; ростом не превосходит большого волка. Все звери ужасались и не переходили след его; несмотря на его жестокость, на него редко охотились. 

Воспитатель:А теперь перед вами герб города Тайшета. Слайд № 20 Зеленое и серебряное поле разбито на четверо узким черным крестом с удлиненными нижней и левой сторонами, сопровождаемым внизу в зелени серебряной елью.

Учащиеся: (Историческая справка 4): Обоснование символики: 
Пересечение двух черных линий символизирует узел транспортных развязок, который является основой становления Тайшетского городского поселения и его развития. Смещение пересечения в верхний левый угол говорит о территориально пограничном нахождении Тайшетского городского поселения на территории Иркутской области (северо-запад). Зелёный цвет верхнего левого и правого нижнего прямоугольников символизирует богатство природы, изобилие, надежду и жизненный рост. 
Свободное белое поле правого верхнего и левого нижнего прямоугольников отражает духовную чистоту, благородство и потенциал к взаимосотрудничеству. Серебряная ель на зелёном поле – символ лесопромышленного потенциала, развитие промысла и лесного хозяйства.

Воспитатель: Наш город очень красивый, для нас он роднойи мы его считаем своей родиной. О нем написано много стихотворений, одно из них вы сейчас услышите.

Учащиеся:Слайд 21-23.

Среди тайги глухой,

Где сосны вековые,
На берегу холодной
Красавицы-реки
Родился город мой.
Места мои родные
В стихах и песнях
Воспевают земляки.

Сибирский городок,
Районная столица

 Черёмуховый край
С открытою душой.
Таёжный говорок,
Приветливые лица.
Зеленоглазый друг,
Тайшет любимый мой.

Десятки долгих лет
Сквозь дебри пробивался.
Здесь строился Транссиб
И начинался БАМ.
Наш маленький Тайшет
Взрослел и разрастался,
Путёвки в жизнь давал
Своим ученикам.
 
Пусть нет у нас дворцов
И куполов злачёных,
Всё скоро будет здесь
И в это верю я.
Артистов и певцов,
Поэтов и учёных
Дала России ты,
Тайшетская земля.

 Подведение итогов мероприятия

Заканчивая классный час, давайте еще раз вспомним, о чем мы говорили сегодня? А итоги мы подведем в форме высказываний: Я знал…

Я узнал…(Ответы учащихся). Например, я знал, что наша страна называется Россия, я знал, что означает каждый цвет российского флага, я знал пословицы о родине и т.д. Я узнал значение символики герба города Тайшет, я узнал откуда произошло слово родина, я узнал значение слова гимн, я узнал новые пословицы о родине.

Воспитатель:Мы должны гордиться великим русским народом, очень смелым и отважным, ценить своих предков, которые мужественно сражались за нашу родину. Ведь наши предки − наше прошлое, а, как известно, без прошлого нет будущего. Мы должны гордиться выдающимися людьми России – это полководцы, учёные, писатели, путешественники, философы, композиторы, художники, поэты, которые стали известны на весь мир и этим подтвердили величие нашей страны.

Благодарю вас за нашу беседу, за активное участие в очень серьезном и важном для всех разговоре.

Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»

Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.