12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Пряничникова Алёна Александровна28
Педагогической деятельностью занимаюсь сразу после окончания Нижнетагильской Социально-Педагогической Академии в 2011 году. Попробовав себя и в роли воспитателя, поняла, что именно воспитание, обучение и общение с детьми на равных мне ближе.
Россия, Свердловская обл., Нижний Тагил

Разработка классного часа

«Что есть 1 сентября? или 1.09.39-1.09.19»


Классный час на тему: «Что есть 1 сентября? или 1.09.39-1.09.19»


Цель урока: замотивировать на школьное обучение, посредством формирования позитивного отношения к процессу, получения знаний о школе в период ВОВ и патриотизм.


Тип урока: комбинированный.


Прогнозируемые результаты:

личностные:

- учить слушать других;

- учить проверять себя;

- учить давать оценку своим действиям; осознавать важность образования;

- учить работать в группе, чувствовать свой вклад в общую работу;

- формировать культуру гигиенической безопасности.

метапредметные:

- учить методом индукции и дедукции находить ответы;

- учить анализировать и выделять общее;

- учить находить наиболее оптимальный алгоритм действий;

предметные:

- вспомнить важные цифры ВОВ (годы, количество, массу и др.);

- познакомить с этапами ВОВ, странами-участниками;

- познакомить с особенностями школьного образования в ВОВ;

- выделить преимущественные особенности современного образования; дать оценку их важности;

- сформировать представление о дне 1 сентября в разные периоды.


Дидактические средства: презентация «1 сентября в истории Великой Отечественной Войны!», листы с заданиями (№1 – «Что это?»; №2 – «Как это было?»; №3 – «Что дальше?»; №4 – «Правда – ложь»); на доске запись «1. Упорно и настойчиво овладевать знаниями для того, чтобы стать образованным и культурным гражданином и принести как можно больше пользы для Родины.» (пункт из Правил для учащихся, утвержденных: Постановлением СНК РСФСР от 2 августа 1943 г.).


Оборудование: шарики цветные, шарики черно-белые, ручки на 3 группы участников, конфеты в качестве жетонов, плакат «1 сентября!», предметы для черных ящиков (свекла, белая глина, газета), супер-приз для команды – победителя (например, получение «5» по истории); вата, жир, спички, блюдце, стакан (для опыта), маски (по количеству учеников), салфетки и антисептик (или просто емкости для показательной обработки рук; по количеству парт; для физминутки – «Безопасность во время эпидемии»).


Примечание:

класс желательно разделить на 2-3 группы;

при отсутствии возможности проведения опыта (по пожарной безопасности) можно об этом просто рассказать, предложить ученикам самостоятельно ответить на вопрос (как справлялись с проблемой отсутствия света?) или пропустить (см.п.№2);

часть заданий в основной при необходимости можно пропустить;

в п.№3 в штрихпунктирных рамках размещен раздаточный материал;

для удобства все карточки можно сложить в файлы по количеству групп, которые нужно заранее разместить на столы;

заранее разместить отдельный стол для проведения опыта;

шары необходимо надуть заранее и разместить в удобном отдаленном от столов месте.



Технологическая карта

Этап урока

Виды работы, формы, методы, приемы

Содержание педагогического взаимодействия

Формируемые УУД

Планируемые результаты

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Мотивация к учебной деятельности


Приветствие

Приветствие, выражение радости долгожданной встречи, проверка материальной и психологической готовности обучающихся:


- Добрый день, ребята! Ну вот и прозвенел долгожданный первый звонок 2020-2021. Я очень рада видеть воочию всех вас!

Организация рабочего места.

Ответное приветствие.

Личностные: управление своим настроением, умение выражать эмоции, высказывать свое мнение.


Метапредметные:

организовывать рабочее место, настраиваться на познавательную деятельность.

Организовать детей.

Проверить готовность к уроку, настроить на образовательную деятельность.

Мотивационное голосование

Настрой на образовательную деятельность в школе.


- Понравилось вам дистанционное образование? Давайте проголосуем. Кому понравилось, поднимите руки.


Обращает внимание, на то, что традиционным способом учиться пока более привычнее для нынешнего поколения, что важно сегодня ценить (уважать педагогов и одноклассников, держать дисциплину).

Голосуют «за» или «против» дистанционного образования.

Высказывают свое мнение по вопросу.

Созидать позитивное настроение.

Принимать мнения учеников.

Актуализация знаний


Групповая работа (или коллективная) с заданиями карточки №1 «Что это?»

Обращает внимание на карточку №1, объясняя задание.


Задает вопросы:

- Ребята, как вы думаете, что это за цифры?



Слушают задание.

Отвечают на вопрос (цифры и значения, относящиеся к ВОВ).

Выполняют задание.

Личностные: понимать значение задания для классного часа, ощущать чувство патриотизма.


Метапредметные: понимать задание, работать по алгоритму, воспринимать задание на слух.


Предметные: вспомнить основные цифры, относящиеся к ВОВ (годы, количество, масса и др.).

Напомнить особенные цифры ВОВ.

Воспитывать чувство патриотизма.

Постановка учебной проблемы

Формулирование темы и целей урока (фронтально)

Проводит параллель с ранее изученным материалом.


- Нам знакомы уже эти цифры?


Организует фиксацию интеллектуальных затруднений при выполнении задания. Готовит детей к формулированию темы и цели урока.


-Как вы думаете, почему мы начали сегодня наше первое занятие именно с этого материала?


-Наше занятие сегодня необычное, мы отметим 1 сентября, вспоминая о событиях ВОВ, так как в этом году великой победе 75 лет.

Зачитывают ответы, исправляют ошибки.


Размышляют.


Формулируют тему и цель занятия.


Личностные:

проводят самооценивание, определяют уровень своих знаний, формируется стремление к познанию.


Метапредметные:

учатся анализировать, сопоставлять, делать выводы, ставить цели познавательной деятельности.


Предметные: соотносят цифры с событиями ВОВ, вспоминают итоги ВОВ, проговаривают значение для человечества великой победы.

Создать проблемную ситуацию, подтолкнуть детей к осознанию необходимости в получении новых знаний.

Открытие нового знания

Групповая работа с карточкой №2 «Как это было?»

Обращает внимание на карточки №2, объясняя задание.

- Ребята, почему именно сегодня мы будем вспоминать ВОВ? Попробуйте ответить сами, выполнив задание.

Проверяет работы, задает вопросы:

- Как вы думаете, что является главным в тексте?


На доске вывешивает тему.


Рассказывает новый материал, напоминает старые знания об этапах ВОВ.

Выполняют задание.


Отвечают на вопросы (война началась 1 сентября 1939 года в момент нападения Германии на Польшу).


Размышляют, слушают монолог.

Личностные: проводят самооценивание, определяют уровень своих знаний, тренируют умение слушать учителя, концентрируют внимание на демонстрационном материале.


Метапредметные: учатся работать с текстом, выделяют главную информацию этапа, делают выводы.


Предметные: вспоминают этапы ВОВ, знакомятся с событиями 1 сентября в период ВОВ, узнают особенности школьного образования в ВОВ, проводят параллель современности с особенностями во время ВОВ.

Напомнить дату начала и причину ВОВ.

Познакомить с событием-развязкой ВОВ.

Сформировать умение работать с текстом, слушать учителя и работать с демонстрационным материалом (смотреть презентацию), держать дисциплину.


Просмотр презентации «1 сентября в ВОВ»

Приводит примеры событий, произошедших 1 сентября в период ВОВ.


Демонстрирует слайды презентации.


- Кроме того, 1 сентября оставался Днем знаний для ребят и учителей, по возможности именно в этот день как и сейчас дети выходили с каникул.

Смотрят презентацию, слушают.


Делают выводы из услышанного.

Работа с карточкой №3 «Что дальше?» на определение пропущенного слова (в рамках игры «Что? Где? Когда?)

Обращает внимание на карточки №3, объясняя задание.


Задает наводящие вопросы.


Делает вывод об уровне осознания значения школы и учителя для учеников.


Рассуждают, выполняют задание.


Выражаю свои мнения.

Личностные: выявляют роль и значение учителя и образования в жизни; учатся выражать свое мнение.


Метапредметные: тренируют умение работать с текстом, с наводящими вопросами.



Сформировать представление о роли учителя и значимости школьного образования.


Научить правильно высказывать свои мысли; реагировать на наводящие вопросы и реплики.


Тренировать умение работать с текстом.






Создание проблемной ситуации.

Задает вопросы:

-Есть ли сегодня проблемы при проведении уроков?


-Как вы думаете, какие проблемы существовали при проведении уроков во время ВОВ?


Фиксирует уровень самооценки.

Размышляют, выражают свое мнение.


Перечисляют проблемы сегодня и предполагают, какие - существовали во время ВОВ.

Личностные: оценка своего поведения, формирование представления о дисциплине на уроке, ее важности.

Создать проблемную ситуацию, подтолкнуть к получению дальнейшей информации по теме.

Игра «Черный ящик» (в рамках «Что? Где? Когда?») +

физминутка.

(гигиеническая безопасность!)

-Сейчас вам нужно получить черные ящики, для этого необходимо группами посоревноваться в быстроте исполнения правил профилактики COVID.


Обращает на принадлежности на столах (маски и др.) (чья команда быстрее – получают дополнительно жетоны); всем раздает коробки («черный ящик») с предметами (глина, свекла, газета) и задает вопрос, как использовались эти предметы во время обучения в период ВОВ.


Слушает ответы групп на задания, поправляет, задает наводящие вопросы.

Выступают с номерами.


Знакомятся с предметами в черных ящиках (свекла, глина, газета).


Предполагают, для чего могли использоваться данные предметы при обучении (свекла – вместо чернил для палочек со стальными перьями; белая глина – вместо мела; поля газеты – вместо листов для письма).



Личностные: соблюдать правила гигиены .


Метапредметные: уметь творчески подходить к решению проблемы, логически мыслить.


Предметные: знать особенности внешкольной жизни учащихся в ВОВ, особенности урочной системы.

Развивать творческие способности, ораторское искусство.


Познакомить с особенностями школьной и внешкольной жизни учеников во время ВОВ.




Опыт «Огонёк» (по возможности)

Проводит инструктаж по пожарной безопасности, обращения с огнем.


Демонстрирует опыт, повествуя о том, что это использовалось во время ВОВ при изучении уроков.


Определяет понимание смысла демонстрации опыта обучающимися, поправляет.

Смотрят демонстрацию, предполагают, рассуждают.


Делают вывод о большом преимуществе нынешних условий образования.

Личностные: выясняют преимущество нынешних условий образования.


Метапредметные: уметь излагать свои мысли, знать правила пожарной безопасности, обращения с огнем, знать свойства веществ и предметов, делать выводы.

Напомнить о правилах пожарной безопасности, обращения с огнем.


Сформировать чувство сострадания к прошлым поколениям.



Игра «Правда - ложь» - работа с карточкой №4

Учитель зачитывает факты об учебных предметах во время ВОВ и предлагает группам подтвердить или опровергнуть их, опираясь на знания о войне и логику.


Выполняют задания, приводят доводы.

Метапредметные: уметь анализировать, приводить доводы, логически размышлять, работать с устным текстом.

Сформировать чувство гордости за прошлые поколения, ответственности за мир во всем мире.

Игра «Наши уроки»

- Скажите, для чего необходим тот или иной учебный предмет (урок) в условиях войны?

Обучающиеся приводят примеры, рассуждают.

Личностные: понимать значимость школьных предметов.


Метапредметные: уметь абстрагироваться, делать выводы, излагать свои мысли, приводить примеры.

Сформировать представление о значимости каждого школьного предмета.

Закрепление

Методика «Письмо поколениям»

Предлагает написать на чистых листочках письмо для Лени Супрунова.


Задает вопрос:

- Что бы вы написали своему и будущему поколению?


Фиксирует уровень понимания значения урока.

Пишут, отвечают на вопрос устно.

Личностные: умеют выражать благодарность и понимание значения ВОВ; понимают важность мира на Земле, осознают важность образования для мира.


Метапредметные: умеют излагать мысли на бумаге, слушать других.

Вспомнить и обобщить сказанный материал, в целях воспитания чувства патриотизма, сострадания, благодарности предшествующим поколениям.


Сформировать понимание важности образования.

Рефлексия

Заключительное слово.

Методика «Лопни шар».

Акцент на факте «Город трудовой доблести»

Задает наводящий вопрос:

- Почему у меня есть разноцветные и черно-белые шарики?


Под тихую мелодию военных лет учитель повествует:

- В этом году мы празднуем юбилей победы, но не стоит забывать, что в прошлом году был знаковый день ее начала. И мы должны знать, что дети учились всегда и даже война не была для этого помехой. Те ребята стремились получить знания во благо себе и будущему своей Родины. Мы должны сказать им «спасибо», что можем праздновать сегодня 1 сентября, с чем я вас и поздравляю. Ура!


-Если понравилось, лопните черные шарики, и пусть оставшиеся белые – символизируют нашу жажду к миру, а так же светлую полосу в нашем городе, ведь именно в этом году г. Нижний Тагил заслуженно, коллективным мнением наших неравнодушных жителей, объективно получил в июле нынешнего года звание «Города трудовой доблести».


Определяет победителей.

Отвечают на вопрос (цветные – в честь 1 сентября, черно-белые-в честь дня памяти о начале войны).


Выражают свое мнение, эмоции, делятся впечатлениями.


Подсчитывают жетоны, определяют команду - победителя.

Личностные: умеют контролировать свои эмоции, осознают важность победы в ВОВ.


Домашнее задание

Родителям рассказать об уроке, привести услышанные примеры и факты ВОВ, поделиться впечатлениями.



Закрепить, дать возможность запомнить материал и выразить личные чувства и эмоции.











Приложение (методика и дидактические материалы)


Краткая история первого этапа Великой Отечественной Войны


В этом году мы празднуем 75 лет победы в ВОВ.

Но первым этапом Второй мировой войны принято считать период с сентября 1939 по июнь 1941.

К странам «оси» (гитлеровская коалиция; «Ось Берлин-Рим-Токио») относились в первую очередь Германия, Италия и Япония, которые подписали 27 сентября 1940 года Тройственный пакт о взаимопомощи и распределении зон влияния. Также их союзникам были Венгрия, Румыния, Болгария, Финляндия и коллаборационистские правительства завоеванных Германией, Италией и Японией стран.

Основными участниками антигитлеровской коалиции изначально были первыми вступившие в войну с Германией Великобритания (с доминионами), Франция и Польша, а с 1941 года — СССР, США и Китай.

В начале этого периода Германия напала на Польшу.

Утром 1 сентября 1939 года немецкий броненосец «Шлезвиг-Гольштейн» атаковал польские укрепления на Вестерплатте под Гданьском, начав таким образом Вторую мировую войну.

Конкретные планы использования вермахта в войне против Польши были разработаны в Германии в апреле - июне 1939 г.

Стратегический замысел и задачи войск в операции "Вайс" были изложены в директиве по стратегическому сосредоточению и развертыванию сухопутных войск от 15 июня 1939 г.: "…Целью операции является уничтожение польских вооруженных сил. Политическое руководство требует начать войну внезапными, мощными ударами и добиться скорых успехов".

Уже 3 сентября в ответ Великобритания и Франция объявили войну Германии.

Имея многократное преимущество в численности войск, бронетехнике и авиации, вермахт, несмотря на ожесточенное сопротивление польских войск, к 10 сентября разбил основные вооруженные силы Польши.

17 сентября части Рабоче-крестьянской Красной армии (РККА) вошли на территорию Восточной Польши, чтобы «защитить братские народы» - территории Западной Беларуси и Западной Украины вошли в состав СССР по секретному протоколу к пакту Молотова — Риббентропа. В тот же день польское правительство бежало из страны.

28 сентября немецкими войсками была взята Варшава, а 6 октября сдались последние сопротивлявшиеся части польской армии.

Несмотря на данные Польше обещания помощи в случае немецкой агрессии, Франция и Великобритания так и не начали активных боевых действий на западном фронте, что обезопасило Германию от войны на два фронта. Бездействие союзнических войск получило название «странная война».

Польская кампания вермахта


С начала военных действий Германия проводила крупномасштабную подводную войну против Великобритании, уничтожив к лету 1941 года треть её торгового флота

Стремясь обезопасить Ленинград с северо-запада, Советский Союз предложил Финляндии обменять часть Карельского перешейка на вдвое большую территорию в Карелии, но получил отказ.


30 ноября 1939 года началась советско-финляндская война. После кровопролитных боев и больших потерь к началу марта 1940 года советские войска сумели прорвать «линию Маннергейма» (комплекс оборонительных сооружений между Финским заливом и Ладогой 132–135 км длиной, созданный в 1920–1930 годы на финской части Карельского перешейка для сдерживания возможного наступательного удара со стороны СССР), и 13 марта был подписан мирный договор.

Агрессия Советского Союза привела к исключению его из Лиги Наций и к охлаждению отношений с западными странами.

9 апреля 1940 года Германия оккупировала Данию и вторглась в Норвегию. Последние части вооруженных сил Норвегии сдались 10 июня.

10 мая немецкие войска через территории Люксембурга, Нидерландов и Бельгии, стремительным наступлением танковых и механизированных соединений прорвали оборону союзников и к 20 мая вышли к Ла-Маншу. Британскому экспедиционному корпусу и части французской армии удалось эвакуироваться через Дюнкерк, бросив при этом огромное количество артиллерии и бронетехники.

10 июня в войну вступила Италия, заняв Британское Сомали, часть Кении и Судана.

В августе началась так называемая Битва за Британию – систематические бомбардировки силами люфтваффе (ВВС вермахта периода Третьего рейха) английских городов, а также промышленных и военных объектов. К маю 1941 года интенсивность бомбардировок сократилась в связи с переброской основных сил немецких ВВС на восток для предстоящего нападения на СССР.

В феврале 1941 года в Северную Африку были посланы части вермахта под командованием Эрвина Роммеля для захвата Египта.

Весной 1941 года немецкие войска оккупировали Югославию и Грецию. По итогам первого периода войны Германия с союзниками захватили практически всю Европу, военный и экономический потенциал которой был использован для предстоящей войны с СССР.

Утром 22 июня 1941 года без объявления войны немецкие войска вторглись на территорию Советского Союза. Это событие принято считать началом второго этапа Второй мировой войны. Согласно плану «Барбаросса» Германия нанесла удар тремя группами армий на протяжении всей западной границы СССР. Внезапность нападения привела к большим потерям военной техники, боеприпасов и самолетов.


КАРТОЧКА №1 «Что это?»

Задание: соотнести цифры со значениями.


125

Длительность

27

Возраст

4

Количество

1418

Блокадный хлеб

12

Начало



Ответ:

КАРТОЧКА №1 «Что это?»

Задание: соотнести цифры со значениями.


125 грамм

Блокадный хлеб

27 млн.

Количество жертв

Около 4.00 часов

Начало ВОВ с СССР

1418 дней

Длительность ВОВ

12 лет

Ср. возраст ребят, трудившихся в тылу, участвовавших в ВОВ



КАРТОЧКА №2 «Как это было?»

Задание: установи правильную очередность предложений в тексте.


(1) Стратегический замысел и задачи войск в операции "Вайс" были изложены в директиве по стратегическому сосредоточению и развертыванию сухопутных войск от 15 июня 1939 г.: "….Целью операции является уничтожение польских вооруженных сил. Политическое руководство требует начать войну внезапными, мощными ударами и добиться скорых успехов…".

(2) Уже 3 сентября в ответ Великобритания и Франция объявили войну Германии.

(3) Утром 1 сентября 1939 года немецкий броненосец «Шлезвиг-Гольштейн» атаковал польские укрепления на Вестерплатте под Гданьском, начав таким образом Вторую мировую войну.

(4) Конкретные планы использования вермахта в войне против Польши были разработаны в Германии в апреле - июне 1939 г.

(5) В этом году мы празднуем 75 лет победы в ВОВ.

(6) Но первым этапом Второй мировой войны принято считать период с сентября 1939 по июнь 1941.












Ответ:

КАРТОЧКА №2 «Как это было?»

Задание: установи правильную очередность предложений в тексте.

(можно разрезать и предложить из №5, 6 и 3 выбрать 1 группе – 1 (по очереди); второй – 2 (по очереди) и т.д.

(5) В этом году мы празднуем 75 лет победы в ВОВ.

(6) Но первым этапом Второй мировой войны принято считать период с сентября 1939 по июнь 1941.

(3) Утром 1 сентября 1939 года немецкий броненосец «Шлезвиг-Гольштейн» атаковал польские укрепления на Вестерплатте под Гданьском, начав таким образом Вторую мировую войну.

(4) Конкретные планы использования вермахта в войне против Польши были разработаны в Германии в апреле - июне 1939 г.

(1) Стратегический замысел и задачи войск в операции "Вайс" были изложены в директиве по стратегическому сосредоточению и развертыванию сухопутных войск от 15 июня 1939 г.: "….Целью операции является уничтожение польских вооруженных сил. Политическое руководство требует начать войну внезапными, мощными ударами и добиться скорых успехов…".

(2) Уже 3 сентября в ответ Великобритания и Франция объявили войну Германии.


5

6

3

4

1

2




1 сентября в Великой Отечественной Войне


1 сентября 1941 года. 72-й день войны

Битва за Ленинград.

Ленинградский фронт. Ленинградская оборонительная операция.

Ставка ВГК указала командованию фронта на то, что оборона подступов к Ленинграду ведется недостаточно организованно и упорно и потребовала принять более действенные меры по усилению обороны города.

Смоленское сражение. Западный фронт. 22-я армия остановила наступление противника западнее и севернее г. Андреаполь. 30-я, 19-я, 16-я и 20-я армии перешли в наступление под Смоленском. В ночь на 1 сентября войска 16-й армии форсировали Вопь и прорвали оборону противника.

Брянский фронт. 2-я немецкая танковая группа группы армий «Центр», наступая в направлении на Конотоп, прорвалась к Десне и захватила на её левом берегу плацдарм у Шостки. 21-я армия, обойденная с востока войсками 2-й танковой группы, а с запада — 2-й немецкой армией, подошедшей к Чернигову, оказалась под угрозой окружения и начала поспешно отступать на юг к Десне.

Юго-Западный фронт. Киевская оборонительная операция. В результате прорыва противника к Шостке 40-я армия отошла в юго-восточном направлении.

Южный фронт. Тирасполь-Мелитопольская операция. В районе Каховки войска 9-й армии вели бои с переправившимися через Днепр частями немецкой 11-й армии.

1 сентября 1942 года. 437-й день войны

Сталинградская битва.

Юго-Восточный фронт. Противник перешёл в наступление в направлении на разъезд Басаргино, ст. Воропоново. На участке Карповская — Нариман неприятель прорвал оборону 64-й армии, продвинулся на север в направлении разъезда Басаргино — Яблочный, расположенного в 3 км западнее Сталинграда. В тот же день гитлеровцы овладели Басаргино.

В районе Старого Рогачика, что на реке Червленая, соединились внутренние фланги немецких 6-й полевой и 4-й танковой армий.

К этому времени главные силы 62-й и 64-й армий были отведены на восток и занимали оборону по рекам Россошка и Червленая. Главные силы 6-й армии Ф. Паулюса и 4-й танковой армии Г. Гота были нацелены в основном на центральную часть города, вдоль железных дорог: Калач—Сталинград и Сталинград—Котельниково.

Военный совет Сталинградского и Юго-восточного фронтов обратился с приказом к бойцам, командирам и политработникам — защитникам Сталинграда, призывая их не допустить врага к Волге, защитить город Сталинград.

Битва за Кавказ.

Закавказский фронт. В течение дня войска фронта продолжали оборонять занимаемые рубежи, производили частичную перегруппировку сил и контратаками в районе Мундар-Юрт, уничтожали противника на южном берегу реки Терек. Одновременно готовили операцию по уничтожению клухорско-санчарской группировки противника и вели ожесточенные бои с неприятелем в районе гор Туба и Абадзеж.

Северная группа войск. Началась Моздок-Малгобекская оборонительная операция Северной группы войск Закавказского фронта, продолжавшаяся до 25 сентября 1942 года. Главный удар враг обрушил на соединения 9-й армии. К началу этого наступления общее соотношение сил на грозненском направлении было в пользу советских войск. Но так как командование Северной группы в лице уроженца станции Чалыкла Саратовской области генерал-лейтенанта И.И. Масленникова продолжало держать свои силы распределёнными равномерно по всему фронту, противник имел на направлении главного удара значительное количественное превосходство не только в танках и авиации, но и в пехоте и артиллерии.

Ставка Верховного Главнокомандования преобразовала войска Северо-Кавказского фронта в Черноморскую группу войск и передала её в состав Закавказского фронта. В группу вошли 12-я, 18-я, 47-я и 56-я армии, 4-й Гвардейский кавалерийский корпус. В связи с выходом немецко-румынских войск к внешнему обводу Новороссийского оборонительного района, командующий фронтом приказал главные силы 47-й армии сосредоточить на направлении Неберджаевской и Верхне-Баканского. Из резерва фронта в армию передавалась 318-я стрелковая дивизия.

1 сентября 1943 года. 802-й день войны

Западный фронт. Ельнинско-Дорогобужская операция. Наступление фронта развернулось на фронте около 150 км, охватив почти всю полосу его действий. На правом крыле наступали 31-я, 5-я и 68-я армии. Соединения и части 5-я армии успешно преодолели Днепр в его верхнем течении и силами 312-й стрелковой дивизии освободили Дорогобуж. К исходу дня войска армии вышли к реке Ужа. Ночью они форсировали реку на нескольких участках и завязали бои на противоположном берегу. Противник не смог удержаться на берегах Ужи, и вынужден был оставить занимаемые позиции.

Брянский фронт. Началась Брянская наступательная операция, продолжавшаяся до 1 октября 1943 года. 1 сентября начали наступление войска левого крыла фронта.

Битва за Днепр.

Южный фронт. Донбасская наступательная операция. Войска фронта преследовали отходившего противника. Наступавшая на правом крыле 51-я армия освободила города Красный Луч и Штеровку, а 5-я ударная армия — город Снежное.

1 сентября 1944 года. 1168-й день войны

Словакия. Словацкий национальный совет, находившийся в городе Банска-Бистрица, обнародовал декларацию о взятии в свои руки законодательной и исполнительной власти на всей территории Словакии. На освобожденной повстанцами территории было провозглашено восстановление Чехословацкой республики и объявлена мобилизация в армию мужчин в возрасте от 18 до 40 лет.

2-й Украинский фронт. Бухарестско-Арадская операция. Войска фронта продолжали успешное преследование отступающего противника. На правом фланге и в центре силами 40-й и 7-й Гвардейской армий при поддержке конно-танковой группы вели бои в Карпатах, преодолевая упорное сопротивление неприятеля. На коммуникациях фронта в районе Хуши, Аджоуд Ноу, Палтината и в других районах шло уничтожение разрозненных групп немецких войск, скрывавшихся в лесах и кукурузных полях. Захвачено 2,5 тысяч пленных принадлежавших различным частям разбитых 6-й и 8-й немецких армий.

3-й Украинский фронт. Войска фронта силами 46-й и 57-й армий продолжали наступление в южном направлении. Отбрасывая мелкие группы противника соединения и части 46-й армии продвинулись до 35 км, заняли 175 населенных пунктов, в том числе город Джурджу.

В Северной Добрудже войска 57-й армии силами 34-го стрелкового корпуса и 5-й Гвардейской мотострелковой бригады вышли на болгаро-румынскую границу на участке Остров, Мангалия.


Презентация «1 сентября в истории Великой Отечественной войны!» https://infourok.ru/prezentaciya-1-sentyabrya-v-istorii-velikoj-otechestvennoj-vojny-4412433.html


t1599380267aa.png



Ответ:

Из письма Лёни Супрунова


«Помните, вы граждане страны, которая переживает час великих испытаний. Трудитесь для фронта, учитесь для фронта, отказывайтесь от лишнего для фронта. Победим врага, все придет сторицей. Живите дружно с учителями. Они – ваши, они для вас». Так еще вчерашний ученик Леня Супрунов обращался к школьникам в своем письме с передовой. За окнами шла война, грохотали танки, звенели пули, но учеба продолжалась.


Из жизни школьников военных лет


Несмотря на военное положение, деятельность школ не приостанавливалась. Основной задачей общего образования было воспитание будущего поколения, защитников Родины. Занятия проходили в три смены, с 7 часов 30 минут до 23 часов. В условиях ограниченного пространства в классах одновременно находилось по 30–40 человек, сидели по трое-четверо за одной партой.

Учеба проходила при остром дефиците учебников, письменных принадлежностей. Вместо бумаги использовали поля старых книг и газет, обои, ненужные документы. Ручки представляли собой палочки с приделанными к ним стальными перьями, чернила изготавливали из сажи и красной свеклы, вместо мела использовали белую глину. Карандаши резали на части, чтобы хватило всем ученикам.


«Учиться было трудно: не было учебников, тетрадей. Учили уроки вдвоем, втроем, а писали на полях газет. Вечерами свет зажигали поздно. А свет-то был какой! Керосина не было. Наливали в блюдце жир, опускали туда фитиль из ваты и зажигали. Огонек был маленький, слабенький, сильно коптил. При таком свете мы учили уроки, много читали вслух, ведь учиться очень хотелось!» (воспоминания учительницы русского языка и литературы Соломатиной Н. А. из рукописной книги «Дети войны»).

«В школу ходили со свечками — не было ни отопления, ни света. Окна в здании были заклеены, поэтому, вечером было совсем темно. Учились в основном с утра, когда ещё было светло. Но если днём была бомбёжка, то приходилось идти во вторую смену. Бомбили....» - из воспоминаний тогдашней шестиклассницы Лидии Цветковой (Егоровой).

«Я очень любила учиться. Каждый раз, когда из-за обстрелов не получалось попасть в школу я очень плакала. Слёзы текли, а я старалась их сдерживать, чтобы мама не видела и не расстраивалась. В классе стёкол не было. Окна забиты фанерой. Холод страшный — чернила замерзали, — рассказала бывшая семилетняя девочка Людмила Иванова. — Сейчас смотрю на нынешних школьников и нарадоваться не могу, что у них всё хорошо, что не видели они той жизни.


КАРТОЧКА №4 «Правда - ложь»

Задание: определи, где указана правда, а где ложный факт.

1 группа

Материал из газет про подвиги солдат использовался при проведении диктантов на русском языке.

На уроке рисования рисовали в основном на тему «Природа».

Участников процесса могла застать бомбежка.

2 группа

Предмет «физика» был отменен.

Девочек в основном обучали поварскому мастерству и рукоделию.

Учились до 23.00.


3 группа

Появился новый предмет «военное дело».

Задачи по арифметике составляли сами учителя на военную тему.

Ученики плакали, если не могли попасть в школу.


Ответ:

КАРТОЧКА №4 «Правда - ложь»

Задание: определи, где указана правда, а где ложный факт.

1 группа

Материал из газет про подвиги солдат использовался при проведении диктантов на русском языке. (да)

На уроке рисования рисовали в основном на тему «Природа». (нет)

Участников процесса могла застать бомбежка. (да)

2 группа

Предмет «физика» был отменен. (нет)

Девочек в основном обучали поварскому мастерству и рукоделию. (нет)

Учились до 23.00. (да)


3 группа

Появился новый предмет «военное дело». (да)

Задачи по арифметике составляли сами учителя на военную тему. (да)

Ученики плакали, если не могли попасть в школу. (да)



Учебные дисциплины через призму войны


Конечно, военное время отразилось и на материале. Так, на уроках русского языка к классическим темам сочинений, например, добавились такие как «Чем я помог фронту» и другие. При проведении диктантов использовался газетный материал, содержавший подвиги русской армии, пионеров и комсомольцев.

Задачи по арифметике составляли сами учителя. Под диктовку дети писали условия: «Во время атаки в наступление пошли 15 танков Красной Армии. Позднее на помощь подошли еще 17 танков. Фашисты подбили 4 танка. Сколько танков осталось?».

Если на уроке рисования давали свободную тему, то рисунки в основном были о войне. Дети рисовали самолеты, танки, корабли.

Учителя физики объясняли принципы работы двигателей в самолетах и танках, применение электричества в военном деле.

Многое внимания уделяли физической подготовке: походам, прыжкам, строевой и лыжной практике, военно-физкультурным играм. Появился и новый, введённый специально к этому времени, предмет – военное дело. Его целью было повысить дисциплину школьников и воспитать физически крепких и выносливых юношей. Юношей, которые были бы способны действовать в составе взвода, в составе отделения.

А девочек готовили к тому, чтобы выполнять обязанности радисток, телеграфисток и телефонисток.


Трудовые и опасные будни школьников


Помимо уроков и домашних заданий, которые никто не отменял, ребята сутками трудились на заводах, фабриках и производствах, встав за станки вместо ушедших на фронт братьев и отцов.

Трудились и на оборонных предприятиях: делали взрыватели к минам, дымовые шашки, собирали противогазы. Работали в сельском хозяйстве, выращивали овощи для госпиталей. В школьных мастерских пионеры шили для армии белье, гимнастерки. Девочки вязали теплые вещи.

Бродя по разбитым улицам, ребята собирали оставшиеся от боев винтовки, патроны, пулеметы, гранаты и передавали все это партизанам. Многие вели разведку, были связными в партизанских отрядах. Тысячи мальчишек и девчонок в годы Великой Отечественной войны шли в военкоматы, прибавляли себе год-два и уходили защищать Родину. В зданиях школ часто создавали медицинские пункты и госпитали, в которых ребята ухаживали за ранеными, дежурили по ночам, как могли поддерживали их: пели песни, читали книги, танцевали, по просьбе раненых писали письма родным.


Источники:


1 сентября 1939 года: начало Второй мировой. Историческая справка // Риа новости. – Режим доступа: https://ria.ru/20090823/180372077.html


Вторая мировая война 1939–1945 гг. кратко: причины, ход событий, итоги . - Режим доступа: https://yandex.ru/turbo/s/rubaltic.ru/article/kultura-i-istoriya/22032020-vtoraya-mirovaya-voyna/


1 сентября в истории Великой отечественной войны // Культура РФ. – Режим чтения: http://www.sargmbs.ru/780-1-sentyabrya-v-istorii-velikoj-otechestvennoj-vojny


Школа во время Великой отечественной войны. - Режим чтения: https://zen.yandex.ru/media/id/5a2cd210a815f1e7d2fcb89c/shkola-vo-vremia-velikoi-otechestvennoi-voiny-5af142781410c3e1e4bd9e4e


Школа в годы Великой Отечественной войны // ГБОУ СО «СОШ №2». Верхотурье. – Режим чтения: https://verhshkola2.ru/history/4788/


Школьные годы военные…// Бессмертный полк России. – Режим чтения: https://www.polkrf.ru/news/1819/shkolnyie_godyi_voennyie/

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.