Классный час к 7 ноября «Поэты революции» (3–4 классы)

2
0
Материал опубликован 24 October 2019

Пояснительная записка к презентации

СЦЕНАРИЙ тематического классного часа посвященного Дню
Октябрьской революции

«Поэты революции»


Цель: дать общее представление об истории возникновения праздника; познакомить с поэтами Серебренного века поэзии, воспитывать интерес к изучению истории своей страны.


Ученик.

Нет лучше спутника, чем память.
С ней наше сердце заодно
Она правдивыми глазами
Найдет, что было так давно.

Учитель: 7 ноября наша страна отмечает 100-ую годовщину Великой Октябрьской революции. Всё дальше и дальше отдаляемся мы от этой исторической даты. Великий Октябрь называем событием минувшего столетия.

Звучит в записи

Роковая страна, ледяная,

Проклятая железной судьбой –

Мать Россия, о Родина злая,

Кто же так подшутил над тобой?

Учитель: Эти строки из стихотворения «Родина» поэта Андрея Белого передают острые переживания всех людей России за судьбу своей родины в начале 20 века.

Сегодня мы собрались на классном часе, чтобы еще раз обратиться к истории этих событий далекого прошлого.

7 ноября в России отмечается памятная дата День Октябрьской Революции 7 ноября (25 октября по старому стилю) 1917 года в Петрограде произошло вооруженное восстание закончившееся взятием Зимнего дворца, арестом членов Временного правительства и провозглашением власти Советов, которая просуществовала в нашей стране семьдесят с лишним лет.

Праздновать 7 ноября стали сразу же; этот день отмечался в СССР как главный праздник страны — День Великой Октябрьской социалистической революции. При Сталине окончательно оформился ход праздника: демонстрация трудящихся, появление вождей и даже 7 ноября 1941 года, когда на Москву наступали немцы, не стало исключением: полки, прошедшие по Красной площади, шли прямо на фронт. Парад 1941 года по силе воздействия на ход событий приравнивается к важнейшей военной операции.

Учитель: История страны имеет как светлые, так и темные страницы. Воспоминание об этом событии это не попытка сохранить прошлое. Это свидетельство того, что прошлое забывать нельзя.

Ученик:

Мы вновь и вновь свершаем дальний путь
Туда, где пламенеет эта дата.
И нам волненье сдавливает грудь
Как лента пулеметная когда то.

Учитель : Не только в ссылках, подполье готовилась русская революция. В салонах, в поэтических кафе, в редакциях журналов поэты и писатели мечтали о революции, призывали ее. Люди ждали свободы, равенства, братства, социальной справедливости – всего этого действительно не хватало. Революция казалась (а может быть, и была) единственным выходом. И поэты того времени тоже по своему описывали то время в своих стихах. С некоторыми из них мы сегодня познакомимся.

Владимир Маяковский (презентация)

Учитель: Многие стихи для детей Владимира Маяковского вы знаете с детства. Попробуем их узнать (по слайдам)

У меня растут года,

будет и семнадцать.

Где работать мне тогда,

чем заниматься?

Кондуктору хорошо,

     а шоферу -

            лучше,

     я б в шоферы пошел,

            пусть меня научат.

Фырчит машина скорая,

      летит, скользя,

      хороший шофер я -

      сдержать нельзя.

           Только скажите,

      вам куда надо -

      без рельсы

                  жителей

       доставлю на дом.

                           Е-

                              дем,

                           ду-

                               дим:

                           «С пу-

                                  ти

                        уй-

                               ди!»

(Кем быть?)

Крошка сын

      к отцу пришел,

и спросила кроха:

  - Что такое

                х_о_р_о_ш_о

  и что такое

                п_л_о_х_о? -

  У меня

          секретов нет, -

  слушайте, детишки,-

         папы этого

                   ответ

        помещаю

               в книжке.


Ученик читает :

Сын

  отцу твердил раз триста,

    за покупкою гоня:

- Я расту кавалеристом.

Подавай, отец, коня! -

О чем же долго думать тут?

Игрушек

          в лавке

                много вам.

 И в лавку

      сын с отцом идут

 купить четвероногого.

(дальше просто знакомство по слайдам)


Учитель: Были и другие поэты, они нам знакомы по произведениям, которые мы изучаем на уроках Литературное чтение. Эти поэты также хотели перемен. Настроение того времени отразились и в произведениях.

Настроения поэта В.Я. Брюсова в первые дни Февральской революции были созвучны настроениям миллионов россиян. Рухнул царизм! Многие считали, что жертвы, пролитая кровь, страдания остались позади. Вся страна бурно митинговала, словно торопясь наверстать упущенное за долгие века вынужденного молчания.

Валерий Брюсов:

Воплощены сны вековые

Всех лучших, всех живых сердец.

Преображенная Россия

Свободной стала наконец!

Учитель: К революционным событиям 1917 года отношение было неоднозначное и противоречивое: от «Моя революция, пошел в Смольный» В Маяковского до «Окаянных дней» И.Бунина. Вот как к ним отнесся поэт Александр Блок.


Александр Блок: (слайд № 12) Переворот 25 октября … встретил радостно, с новой верой в очистительную силу революции... ходил молодой, веселый, бодрый, с сияющими глазами и прислушивался к той "музыке революции", к тому шуму падения старого мира, который непрестанно раздавался у меня в ушах.  


«Крестьянский поэт» Клюев, был по-революционному агрессивен, по-большевистски жесток и беспощаден. Он сочинял революционные песни:


 «За Землю, за Волю, за Хлеб трудовой/

Идем мы на битву с врагами».


Искренне восхищался Лениным:

«Есть в Ленине Керженский дух,/

Игуменский окрик в декретах,/

Как будто истоки разрух/

Он ищет в поморских ответах».


Во времена революции многие пророчили. «Верю и знаю, что нынешняя лихорадка России на пользу… — пишет Ходасевич в письме 15 декабря 1917 года. — Будет у нас честная трудовая страна умных людей, ибо умен только тот, кто трудится…». Тогда же, в декабре, в стихотворении «Путем зерна» он поэтически формулирует свое отношение к Великой Октябрьской социалистической:


И ты, моя страна, и ты, ее народ,
Умрешь и оживешь, пройдя сквозь этот год, —
Затем, что мудрость нам единая дана:
Всему живущему идти путем зерна.

Сам Ходасевич, правда, «путем зерна» идти не захотел и вскоре эмигрировал. Успев сказать (в письме к тому же адресату): «Быть большевиком не плохо и не стыдно. Говорю прямо: многое в большевизме мне глубоко по сердцу».

Но не все испытывали восторг, слушая музыку революции в исполнении большевиков. Осуждал большевиков и Горький: «Реформаторам из Смольного нет дела до России, они хладнокровно обрекают ее в жертву своей грезе о всемирной или европейской революции».

Бальмонт приветствовал Февраль, но «хаос» и «ураган сумасшествия» Октября привели его в ужас. Он как-то сразу понял, что большевики – носители разрушительного начала, подавляющие личность.


Пастернак сравнивал две революции не в пользу Октябрьской:

Теперь ты — бунт. Теперь ты — топки полыханье.
И чад в котельной, где на головы котлов
Пред взрывом плещет ад Балтийскою лоханью
Людскую кровь, мозги и пьяный флотский блев.


Цветаева говорила: «Самое главное с первой секунды Революции понять: всё пропало. Тогда – всё легко!». Она напрочь отказывала революции в музыкальности. Не приняла Февраль: 


«И проходят – цвета пепла и песка —

Революционные войска./……

Нету лиц у них и нет имен,

Песен нету!».

Октябрь ощутила как конец всему:

 «Идет по луговинам лития.

Таинственная книга бытия/

Российского – где судьбы мира скрыты -/

дочитана и наглухо закрыта./

И рыщет ветер, рыщет по степи:

Россия! – мученица! – С миром – спи!»


Октябрьскую революцию Сергей Есенин принял, по его же словам, «с крестьянским уклоном». Стремясь отозваться на революционные события, он обращается к мифологии, библейским легендам, что нашло отражение в его стихотворениях и маленьких поэма. Поэт не скрывает своего ликования, наблюдая крушение старого мира, в порыве радости прощается с традиционными религиозными верованиями, но при этом широко использует религиозную лексику.

В 1917-1918г он ощущал в себе дар пророка, создал «есенинскую библию» из десяти маленьких поэм: «Певучий зов», «Отчарь», «Октоих», «Пришествие», «Преображение», «Инония», «Сельский часослов», ««Небесный барабанщик», «Пантократор», где рождение с революцией Нового мира сравнивается с божественным творением, революционное преображение жизни ожидается как благо. Для Есенина революция была чем-то великим и религиозным. Революция, восстание рабов виделись поэту и на земле, и на небе. В «Небесном барабанщике» Есенин призвал:


Гей вы рабы, рабы!

Брюхом к земле прилипли вы.

Нынче луну с воды

Лошади выпили.

Листья звезды льются

В реки на наших полях.

Да здравствует революция

На земле и на небесах!

Души бросаем бомбами,

Сеем пурговый свист.

Что нам слюна иконная

В наши ворота в высь?

Нам ли странны полководцы

Белого стада горилл?

Взвихренной конницей рвется

К новому берегу мир.


В «Преображении», посвященном Иванову-Разумнику, Есенин рисовал картину революции как явления вселенского, космического, преобразующего и природу, и саму планету:


Эй, россияне!

Ловцы вселенной,

Неводом зари зачерпнувшие небо,-

Трубите в трубы.

Под плугом бури

Ревет земля.

Рушит скалы златоклыкий

Новый сеятель

Бредет по полям,

Новые зерна

Бросает в борозды.


Учитель. Своим указом от 7 ноября 1996 года Борис Ельцин дал празднику новое имя День согласия и примирения. В тексте указа, в частности, говорилось: "Октябрьская революция 1917 года коренным образом повлияла на судьбу нашей страны. Стремясь впредь не допускать противостояния, в целях единения и консолидации российского общества постановляю: 1. Объявить праздничный день 7 ноября Днем согласия и примирения. 2. Объявить 1997 год — год 80-летия Октябрьской революции — Годом согласия и примирения".


Не забывайте поздравить с этим великим, значимым для каждого россиянина праздником, своих бабушек и дедушек, родителей и всех близких, которые основную часть жизни были гражданами Советского Союза. Особый смысл имеет для них 7 ноября, ведь не угас еще тот огонь, что был разожжен много лет назад, и не стоит об этом забывать.

Песня Бронепоезд Пролетарий

Предварительный просмотр презентации

Поэты революции

Маяковский Владимир Владимирович 7 июля 1893,  Багдати,  Кутаисская губерния  —  14 апреля 1930 Москва 1918 год

Владимир Маяковский родился в селе Багдати Кутаисской губернии в Грузии, в семье Владимира Константиновича Маяковского , служившего лесничим. Мать поэта, Александра Алексеевна Павленко (1867—1954) из рода кубанских казаков. У будущего поэта было две сестры: Людмила (1884—1972) и Ольга (1890—1949), и два брата: Константин (умер в трёхлетнем возрасте от скарлатины) и Александр (умер во младенчестве). Кутаиси, 1905 

Дом, где родился В.В. Маяковский

В 1902 году Маяковский поступил в гимназию в Кутаиси. Свободно владел грузинским языком.  В феврале 1906 года от заражения крови умер его отец В.В.Маяковского. В июле того же года Маяковский вместе с мамой и сёстрами переехал в Москву, где поступил в IV класс 5-й классической гимназии.

В Москве Маяковский познакомился с революционно настроенными студентами, начал увлекаться марксистской литературой, в 1908 году вступил в партию большевиков. Был пропагандистом революции, в 1908—1909 годах трижды арестовывался. 1910 год

Первое «полустихотворение» Маяковский напечатал в журнале «Порыв», который издавался Третьей гимназией. По его словам, «получилось невероятно революционно и в такой же степени безобразно». В тюрьме в 1909 году Маяковский снова стал писать стихи, но был недоволен написанным. 

В 1911 году поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества — единственное место, куда приняли без свидетельства о благонадёжности.  30 ноября 1912 года состоялось первое публичное выступление Маяковского в артистическом подвале «Бродячая собака». 1914 год

В 1913 году вышел первый сборник  Маяковского «Я» (цикл из четырёх стихотворений).  Он был написан от руки, снабжён рисунками Василия Чекрыгина и Льва Жегина и размножен литографическим способом в количестве 300 экземпляров. 

В 1915—1917 гг. Маяковский проходит военную службу в Петрограде в автошколе. 17 декабря 1918 г. поэт впервые прочел со сцены Матросского театра стихи "Левый марш (Матросам)". В марте 1919 г. он переезжает в Москву, начинает активно сотрудничать в РОСТА (Российское телеграфное агентство), как поэт и как художник. В своих произведениях Маяковский был бескомпромиссен, поэтому и неудобен. 

Радостно встретив Октябрьскую революцию, Маяковский определил свою позицию: "Моя революция. Пошел в Смольный. Работал. Все, что приходилось".

Переехав в марте 1919 в Москву, он работает в "Окнах РОСТА" - рисует плакаты со стихотворными текстами агитационного характера (за 3 года создано около 1100 "окон").

В поэме "Хорошо!" и сатирической дилогии "Клоп" и "Баня" Маяковский изображает, как в революционной борьбе рождается советская Россия, славит "отечество... которое есть,/но трижды — которое будет", внимательно следит за ростками новой жизни, стремясь как поэт романтико-футуристического склада помочь их быстрому развитию.

Сборники стихов для детей:

Произведения Маяковского для детей - крупное и неповторимое явление в литературе. Их своеобразие состоит в том, что Маяковский, обратившись к детям, не отказался ни от политического характера своих произведений, ни от высокого гражданского пафоса. Никто до Маяковского не затрагивал темы современности для детей. В.В.Маяковский детям

Широкую известность получили такие стихи для детей Маяковского Владимира Владимировича: Кем быть? История Власа - лентяя и лоботряса. Что ни страница, - то слон, то львица. Что такое хорошо и что такое плохо? Конь-огонь. Тучкины штучки. Сказка о Пете, толстом ребенке, и о Симе, который тонкий.

У меня растут года, будет и семнадцать. Где работать мне тогда, чем заниматься? Кондуктору хорошо,      а шоферу -             лучше,      я б в шоферы пошел,             пусть меня научат. Фырчит машина скорая,       летит, скользя,       хороший шофер я -       сдержать нельзя.            Только скажите,       вам куда надо -       без рельсы                   жителей        доставлю на дом.                            Е-                               дем,                            ду-                                дим:                            «С пу-                                   ти                         уй-                                ди!»

Крошка сын       к отцу пришел, и спросила кроха:   - Что такое                 х_о_р_о_ш_о   и что такое                 п_л_о_х_о? -   У меня           секретов нет, -   слушайте, детишки,-          папы этого                    ответ         помещаю                в книжке. Если бьет      дрянной драчун слабого мальчишку,      я такого              не хочу      даже             вставить в книжку.      Этот вот кричит:              - Не трожь      тех,           кто меньше ростом!-        Этот мальчик                      так хорош,            загляденье просто!

Сын   отцу твердил раз триста,     за покупкою гоня: - Я расту кавалеристом. Подавай, отец, коня! - О чем же долго думать тут? Игрушек           в лавке                 много вам.  И в лавку       сын с отцом идут  купить четвероногого.

Влас Прогулкин -                                 милый мальчик,                спать ложился,                               взяв журнальчик.                          Всё в журнале                              интересно.                - Дочитаю весь,                                хоть тресну! -                Ни отец его,                           ни мать                не могли                         заставить спать… Знакомство с произведением Прочитав первые строки этого стихотворения, что вы можете сказать про этого мальчика? Какой он?

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
в формате MS Powerpoint (.ppt / .pptx)
Комментарии
Комментариев пока нет.