12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Ребрикова Ольга Геннадьевна67

Проектная технология - основа для самоопределения 

Project technology-the basis for self-determination

Ребрикова Ольга Геннадьевна, Муниципальная бюджетная образовательная организация Бобровская средняя общеобразовательная школа №2

Rebrikova Olga Gennadyevna, Municipal budget educational organization Bobrovskaya secondary school № 2

Проектная технология предоставляет учителю широкие возможности для изменения традиционных подходов к содержанию, формам и методам учебной деятельности, выводя на качественный уровень всю систему организации процесса обучения. Дает возможность найти больше интересных тем для общения с учащимися. Помогает развитию коммуникативных способностей ученика. Является основой для дальнейшей самореализации. Служит ступенькой к приобретению будущей профессии.

Project technology provides teachers with ample opportunities to change traditional approaches to the content, forms and methods of educational activities, bringing the entire system of organizing the learning process to a qualitative level. Allows you to find more interesting topics to communicate with students. Helps to develop the student's communication skills. It is the basis for further self-realization. It serves as a stepping stone to the acquisition of a future profession.

Ключевые слова: технология, самореализация, авиа моделирование, электричество.

Keywords: technology, self-realization, aircraft modeling, electricity.

Проектная технология - основа для самоопределения 

«Детей надо учить тому, что пригодится им, когда они вырастут». Сказал древнегреческий философ Ариститп. Эта фраза имеет особую актуальность в сегодняшнее быстро изменяющее время. Новые технологии, промышленный прогресс, кадровая политика. Все это создает новые условия и новые требования для подготовки квалифицированных кадров, а система образования ставит новые задачи перед школами.

В соответствии с современными требованиями к образованию и Федеральным государственным образовательным стандартом особое внимание необходимо уделять развитию у школьников самостоятельности, способности к осознанной созидательной деятельности, готовности к сотрудничеству, самоорганизации и дальнейшее самоопределение. В связи с этим одной из основных целей образование является создание условий для реализации ценностно-смысловых, общекультурных, учебно-познавательных, информационных, коммуникативных, социально-трудовых компетенций [3].

Для достижения поставленной цели в учебном процессе используются различные методы и формы обучения. На уроках охватывается большой спектр учебных технологий. Одной из ведущей технологией сегодня является проектная технология. «Скажи мне, и я забуду, покажи мне, и я запомню, дай мне действовать самому, и я научусь» гласит восточная мудрость. Именно это высказывание как нельзя полно характеризует проектную технологию. Главная идея проектной технологии состоит в том, что с большим увлечением выполняется ребенком только та деятельность, которая выбрана им самим свободно, на основе его интересов и способностей.

Развитие общества и обучения идет по спирали, повторяя виток за витком. Поэтому проектная технология не является новой в мировой педагогике. Упоминание о ней относится к началу нынешнего столетия. Проектная технология была разработана американскими учеными Дж. Дьюи и В. Х. Килпатриком. В России под руководством русского педагога С. Т. Шацкого в 1905 году была организована группа сотрудников, которая использовала проектные технологии в практике преподавания [1].

Проектная технология- это технология предусматривающая умение адаптироваться к стремительно изменяющимся условиям жизни человека, развития техники и общества.

Цель  проектной технологии (Дж. Дьюи, У. Килпатрик, С.Т. Шацкий) заключается в организации самостоятельной познавательной и практической деятельности; формировании широкого спектра УУД, личностных результатов, а результат - овладение учащимися алгоритмом и умением выполнять проектные работы способствует формированию познавательного интереса; умения выступать и отстаивать свою позицию, самостоятельность и самоорганизации учебной деятельности; реализация творческого потенциала в исследовательской и предметно-продуктивной деятельности[2].

Потребность в профильных специалистах технического направления высокого уровня ставит новые задачи перед системой образования. Освоить программу по определенной специальности можно за период обучения в ВУЗе. Но не всегда выпускники ВУЗов идут работать по выбранному профилю.

Одной из основных задач современной школы является правильная и своевременная ориентация в большом спектре современных профессий. Востребованность специалистов технического направления возлагает дополнительные требования к преподаванию предметов естественно - научного цикла.

Профориентация в школе связана с действиями, направленными на выявление у школьников склонностей и талантов к определенным видам профессиональной деятельности, формирование готовности к общественно-полезному труду, выбору специальности, которая более широко раскроет врожденные и приобретенные качества.

Для достижения этой цели как нельзя лучше подходит проектная технология. Основа проектной технологии является развитие интереса учащихся к определенной проблеме, способность поиска нужных знаний и решение проблемы путем создания проекта и его реализацией.

На этапе 5-8 класса проектная технология вводится в рамках внеурочной деятельности, где можно определить область интересов и склонностей школьников. Для этих групп по опережающему обучению предлагалась программа внеурочной деятельности в 5-6-х классах- «Юный техник», для 7-х классов - «Авиа моделирование», для 8-х классов-«Мир электричества».

Между программами прослеживается связь. Если, посещая курс «Юный техник», школьник проявляет интерес к простейшим авиамоделям, то в дальнейшем в 7-м классе он может изготовить объемную модель, а в 8-м, изучив основы электротехники, сделать ее управляемой. Кроме этого ученики получают новые знания об электронных элементах и радиоустройствах. Ребята самостоятельно находят информацию о полупроводниковых приборах, учатся выполнять пайку, разбираются в условных обозначениях элементов.

Начиная курс физики в 7 классе, большое внимание уделяется связи учебного предмета с техническим направление в промышленности, использованием физических законов в природе и повседневной жизни.

Но рамки планирования учебного курса не позволяют охватить полный спектр практических вопросов. Внеурочная деятельность в полной мере может решить эти задачи.

С 8 класса ученики, активно занимающиеся проектной деятельностью, принимают участие в олимпиадах и конкурсах в ВГТУ, ВГУ.

На выходе в 9 классе школьник представляет проектную работу, связанную с той областью, к которой он проявил больший интерес.

Учащиеся среднего и старшего звена школ, которые проявили себя в техническом творчестве, могут стать основой для увлеченных квалифицированных кадров. Двухсторонняя связь «школа-институт», «ВУЗ-школа» охватывает спектр мероприятий: предметные олимпиады, конференции, работа научного общества, дни открытых дверей, помощь научных консультантов при выполнении проектов, квесты, «Лифт в будущее»

Активное участие в конкурсах и выступлениях с проектами, дает школьникам возможность получить полную информацию о специализации и особенностях обучения задолго до поступления в учебное заведение. 70% учащихся 9 классов самоопределяются с выбором специальности и учебного заведения для дальнейшего обучения. Выпускники школы, которые работали в направлении «Авиа моделирования» сейчас обучаются в Военно-воздушной академии имени Н.Е. Жуковского и Ю.А. Гагарина (пять человек). Один учащийся окончил Военную академию РВСН имени Перта Великого (г. Серпухов), специализация –системы управления летательными аппаратами. Два человека обучаются в ВГТУ на факультете информационные технологии и компьютерная безопасность, один учащийся обучается на факультете радиотехника и электроника.

Выбирая высшее учебное заведение, наши учащиеся легко вливаются в студенческую жизнь и чаще всего становятся лидерами в студенческой среде. Выбор учебного заведения строится на осознания области своих интересов и их практического применения.

Проектная технология предоставляет учителю широкие возможности для изменения традиционных подходов к содержанию, формам и методам учебной деятельности, выводя на качественный уровень всю систему организации процесса обучения. Дает возможность найти больше интересных тем для общения с учащимся. Помогает развитию коммуникативных способностей ученика. Является основой для дальнейшей самореализации. Служит ступенькой к приобретению будущей профессии.


Литература:

1. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования. / Под ред. Е.С. Полат. - М., 20002

2. Организация работы по проектам // Школьная педагогика. – 2004. – № 3.

3. Пахомова, Н. Ю. Учебные проекты: его возможности // Учитель. – 2000. – № 1.



Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.