12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Булаева Марина Александровна63
3

Статья на тему «Проектная деятельность на основе художественных текстов на английском языке»

 

 

Сведения об авторе

Булаева Марина Александровна

Учитель английского языка высшей квалификационной категории

МБОУ «Спасская гимназия» Спасского муниципального района Рязанской области

Рязанская область, г. Спасск-Рязанский

 

Проектная деятельность на основе художественных текстов на английском языке

В данной статье представлена технология проектной деятельности учащихся на основе художественных текстов на английском языке. Автором описывается собственная типология проектов, набор заданий по каждому типу проектов, а также формы документирования проектных работ. Технология предлагает новый взгляд на возможности использования проектной методики на основе художественного текста для формирования иноязычной коммуникативной компетенции.

В сегодняшнем поликультурном мире коммуникативная иноязычная компетенция как инструмент межкультурного общения необходима для успешной социализации и самореализации личности. В соответствии с современными требованиями ФГОС СОО и ЕГЭ по иностранному языку особое внимание уделяется способности работать с информацией, в т. ч. текстового характера, анализировать, сравнивать, выражать своё мнение, выявлять проблемы и предлагать пути её решения, а также самостоятельно продуцировать развёрнутое письменное высказывание. Письменная речь предполагает умение строить разнообразные продукты письменной речи: выписки из текста, открытки, анкеты, записи в дневнике, личные и деловые письма, изложения, сочинения, статьи, рефераты, аннотации, рецензии, отчёты и т.д. Все данные формы письменных произведений могут быть созданы обучающимися в ходе проектной деятельности на основе и в связи с художественными текстами на английском языке.

Само художественное произведение предоставляет прекрасный языковой, структурно-художественный и информационно-проблемный материал для проектной деятельности на иностранном языке. Организованная на базе художественного текста проектная работа характеризуется естественной мотивированностью (потребность обсуждать прочитанное) и активным включением учащихся в учебную деятельность (в том числе познавательную и исследовательскую), нацеленную на конкретный практический результат. По убеждению автора данной статьи, именно метод проектов как прогрессивная педагогическая технология способен связать проблемные задания на основе художественных текстов с реальной жизнью, личным опытом учащихся, раскрыть их исследовательский и творческий потенциал. В конечном итоге, проектная деятельность обеспечит активную речевую практику обучаемых при работе с текстом и самостоятельную продуктивную деятельность с последующей рефлексией для развития самосознания и самооценки личности, её внутренней мотивации.

Практическая цель обучения по данной технологии заключается в том, чтобы научить учащихся обсуждать прочитанное, т. е. читать, осмысливать, интерпретировать художественные тексты, и создавать на их основе новый речевой продукт, отражающий пути решения учащимися личностно и социально значимых проблем, в той или иной степени связанных с полученной при чтении текста информацией.

Авторская типология рассматривает проекты с точки зрения познавательной деятельности учащихся в отношении предъявляемой в тексте информации и характера её использования.

1. Литературоведческие проекты.

1.1.Проблемно-критические проекты.

1.2. Образные проекты.

1.3. Структурно-стилистические проекты.

1.4. Сюжетно-композиционные проекты.

1.5. Комплексно-аналитические проекты.

2. Фантазийно-преобразующие творческие проекты.

2.1. Объектно-трансформационные проекты.

2.1.1. Проекты, трансформирующие образ.

2.1.2. Проекты, трансформирующие ситуацию.

2.1.3. Проекты, трансформирующие сюжет.

2.2. Формо-преобразующие проекты.

3. Идейно-отвлечённые проекты.

3.1. Тематико-проблемные проекты.

3.2. Прозаические или поэтические художественно-продуктивные проекты.

1. В соответствии с основной типологией выделяется блок литературоведческих проектов, которые более других связаны с художественным текстом и базируются на его многостороннем анализе с последующей проекцией этого произведения на личный опыт читающего и объективную реальность.

Литературоведческие проблемно-критические проекты основаны на «экспертизе» литературного произведения, анализе художественного конфликта и путей его решения автором.

Литературоведческие образные проекты рассматривают литературные образы (героя, явления и т. д.) через их личностную оценку учащимися.

При создании литературоведческих структурно-стилистических проектов учащиеся сталкиваются с заданиями, основанными на тщательном анализе особенностей языка художественного текста (стилистических приёмов, лингвострановедческих единиц, языковой специфики жанра произведения) для определения их роли в освещении идейного смысла и эстетической ценности текста.

Литературоведческие сюжетно-композиционные проекты освещают простейшие компоненты композиции (диалог, характеристика), сюжетные линии, фабулу художественного текста с целью раскрытия характеров и основного замысла произведения.

Предметом рассмотрения литературоведческих комплексно-аналитических проектов является всё художественное содержание текста. Подобные задания нацеливают учащихся на личную эмоциональную и объективную оценку художественного произведения с позиции различной временной / пространственной перспективы и в условиях разнообразных реальных или вымышленных ситуаций общения.

2. Следующая группа проектов по основной типологии – это фантазийно-преобразующие творческие проекты, связанные с творческим изменением художественного текста.

В этом блоке выделяются объектно-трансформационные проекты. Подобные задания основаны на преобразовании художественных образов, элементов композиции или сюжета.

Задания для формо-преобразующих творческих проектов позволяют учащимся представить информацию, извлеченную из текста в качественно новой форме.

3. Идейно-отвлечённые проекты как наиболее свободные в творческом плане опираются на общее знание темы, проблематики, идей, сюжета, особенностей языка прочитанного текста для создания креативных работ.

Задания для тематико-проблемных идейно-отвлечённых проектов связывают тему произведения с реальной действительностью, нацеливают учащихся на поиск иных путей решения проблем, побуждая тем самым к выражению собственного мнения и стимулируя развитие ценностных ориентаций.

Прозаические и поэтические художественно-продуктивные проекты представляют наибольший интерес и наибольшую трудность для обучаемых. Подобные идейно-отвлечённые проекты связаны с созданием собственных рассказов, очерков, стихов на основе сюжета, поступков персонажей, стилистических особенностей языка прочитанного текста.

Рассмотрим примерные задания на базе художественных произведений в соответствии с основной типологией проектов, а также некоторые особенности работы с ними.

1. Задания для литературоведческих проектов.

1.1. Литературоведческие проблемно-критические проекты основаны на интерпретации, «экспертизе» литературного произведения и, прежде всего, анализируют художественный конфликт и пути его решения в тексте. Поэтому задания для проектов данного типа должны быть связаны с критикой проблем в контексте заданной автором тематики.

What problems did the main characters have and how did they meet them? What questions in this book would you like to answer? In what way?

What was the author saying about life and living through this text? What connections are there between the book and your life?

Вторая часть подобных заданий позволяет учащимся выяснить личностный смысл и социальную значимость текста, спроецировать проблемы текста на реальную действительность, нацелить учащихся на поиск их собственных решений в конфликтных ситуациях. Большой интерес у детей могут вызвать аналогичные задания, которые «апеллируют» к автору.

Write to the author and explain your reaction to his book.

Write to the author and explain why his book appeals to your age group.

Pretend you’re the author and explain why you chose the title of the book.

Чтение расширяет представление учащихся об окружающем их мире и собственном месте в нём, оказывает воздействие на их эмоциональную сферу, пробуждает чувство сопричастности и сопереживания, а, порой, даёт возможность учащимся по-другому взглянуть на волнующие их проблемы.

Use this as a topic sentence “This book made me laugh/cry/smile/.

Who should or shouldn’t read this book? Why?

Has this book helped you in any way?

How have you changed after reading this book?

1.2. Для создания образных проектов учащимся предлагаются задания, связанные с характеристикой образа и раскрытием его значимости для выражения автором основной художественной идеи произведения.

Прежде всего, эти задания нацеливают на исследование литературных портретов персонажей. Учащиеся должны описать собственно портрет: внешность и одежда, социальная принадлежность, черты характера, поступки, привычки, взгляды на жизнь, манеры поведения, самооценка героя, его отношения с другими людьми, его чувства, взгляды и т. д. Draw a portrait of your favourite character and comment on it.

Make a poster for the main character.

Did any character change during the book? Explain how and why.

If the text has a villain, was his punishment justified?

Подобным образом можно проанализировать в ходе проектной деятельности не только образы героев, но и значимые для понимания художественного текста образы неодушевлённых предметов, явлений и событий (например, образ дома (“The Fall of the House of Usherby A. E. Poe), образ болезни Mr. Pneumonia (“The Last Leafby O. Henry).

Для оценки образов очень важной является сравнительная характеристика персонажей или героя с реальными людьми.

Compare (one character) with (another character).

Do any of the characters remind you of friends, family members or classmates?

For a film of your book, which actress / actor would you choose for the leading female / male and why?

Чтение художественной литературы даёт возможность учащимся сравнивать и идентифицировать свои поступки с поступками персонажей.

Which character would you like to be in the text? Why?

Would you like to have a character as a friend? In what way would you get on with him / her?

As a famous movie star, you have been asked to play a character: explain your answer.

Write an essay about a character beginning it with the sentence: “I was (any verb) by…”

Особый интерес и важность для эмоциональной идентификации с образами, их развёрнутой аргументированной характеристики представляют задания, позволяющие манипулировать запечатлённым образом. Это описание героев в определённой манере, проецирование качеств героя на неодушевлённый предмет, рассмотрение персонажей в различной временной и пространственной перспективе, «выполнение» учащимися их роли в разных жизненных ситуациях.

Imagine that the character is merging with the environment and is becoming a flower / a piece of furniture / etc. Picture it and describe the object.

As an interior decorator, how would you decorate a character’s bedroom?

Explain what the main character would prefer to wear and why.

Write a chronology / a diary for one character.

Interview the character on the problems of the story / on his hobbies / favourite clothes / relations with others. Give the possible answers.

1.3. При создании структурно-стилистических проектов учащиеся сталкиваются с заданиями, которые помогают им оценить умение автора использовать богатство языковых средств выражения художественного замысла, достоинства литературного произведения в целом.

Некоторые задания предлагают обогатить рассказ стилистическими приёмами, произвести описание объекта, выразить ценности своей эпохи, придумать собственные символы по аналогии с особенностями авторского языка прочитанного текста и т. п.

Add some stylistic devices to the key-passage of the story / the narration.

What stylistic devices does the author use to create the atmosphere of horror / joy? Try to achieve the same effect describing the terrible / funny story of your life. Use the same or similar stylistic devices.

Evaluate the writer’s language closely connected with the ideas and the plot of the story. Using the same or similar stylistic devices create your own posters on moral values that are important for you and your friends.

Другие задания позволяют выразить свои впечатления, эмоции, ассоциации на основе анализа образного языка текста и с использованием его особенностей.

What stylistic devices does the author use to achieve the most adequate expression of his ideas and feelings? What mood prevails in the story?

Analyze the symbols of the story. Describe your own associations for them.

Третья группа заданий связана с анализом стилей писателей / поэтов разных наций и эпох и объяснением их сходства и различия с точки зрения эпохи, творчества автора текста, собственных оценочных категорий.

Choose a passage that illustrates the author’s manner of writing. Comment on it. Give the example of any Russian poet / writer whose literary style is much the same. Compare them.

Dwell upon literary styles of any British / Russian writers / poets.

1.4. Поскольку развитие основной темы / идеи художественного произведения отражено в первую очередь в смысле событий, составляющих основу повествования, сюжетно-композиционные проекты играют особую роль в развитии умений понимания и интерпретации текста. Подобные задания связаны с выявлением и анализом одной или нескольких сюжетных линий.

Make any kind of illustration for your book (drawing, chart, graph) and explain it.

Give the chain of events of the poem using the prose.

Create the story frame / story pyramid / story map. Interpret it. Use your illustrations-symbols and music.

Задания могут побуждать учащихся к конкретизации событий произведения, его композиционных элементов (диалога, внутреннего монолога, описания и т. п.).

Describe the city / the route of the character’s journey / the invitation to the wedding. / Create the article for a newspaper about the wedding / the menu for the restaurant / … using the text.

Describe the village, house (furniture, rooms, etc.) where the character lived. Try to express the main idea of the text through it.

Третья группа заданий требует умения использовать знание сюжета в процессе творческого переосмысления текста и создания оригинального продукта.

Design a book cover for the text. Try to reflect the story map and its chief events.

Design a comic strip of your book.

Write a letter to a friend describing this book you are going to send him.

Compare your book with a movie or TV show of the same kind.

1.5. Задания для комплексно-аналитических проектов должны быть сформулированы таким образом, чтобы дать возможность участникам проекта наиболее полно раскрыть авторский замысел в произведении, дать ему всестороннюю оценку.

Explain why the book should be included in a capsule to be dug up in one hundred years.

As a movie producer, explain why you will or will not make your story into a movie.

Write a business letter to a publisher and order copies of your book; explain why.

Pretend you are the author and explain why you chose the title of your book.

Проектные задания могут принимать форму темы и проблем, подлежащих рассмотрению в рамках данной темы. Такие задания побуждают учащихся размышлять над решением конфликтных ситуаций в тексте и в реальной действительности.

Moral values in the stories of the writer and in our real life.

Mother’s love: what is it?

The writer’s formula of human behaviour and relationships.

2. Задания для фантазийно-преобразующих творческих проектов.

В сравнении с некоторыми литературоведческими образными и сюжетно-композиционными проектами, где использовался элемент домысливания образа или сюжета, фантазийно-преобразующие проекты в большей степени связаны с творческим изменением художественного текста при активном применении воображения детей.

2.1. (2.1.1.) Задания, направленные на трансформацию образа, позволяют учащимся предположить, как бы действовал персонаж в той или иной ситуации, дают им возможность наделить героя новыми или отличными от авторских характеристиками.

What would you do in this situation, as if you were the character?

If the story took place one hundred years earlier, how would the main character act?

If the main character were from the past, how would he act if the story took place today?

Describe what you think would happen to the main character, if he / she were a brave man / a kind woman.

(2.1.2.-2.1.3.)Задания, трансформирующие ситуацию или сюжет в целом, связаны непосредственно с литературным моделированием на основе определённых критериев сходства с оригиналом. Преобразования могут затрагивать детали текста (время/место событий), либо один из этапов сюжета, либо сюжетную линию в целом.

Create a different ending / beginning of the story (funny / sad / tragic / unexpected).

Write a different exposition / narrative hook / rising action / climax / falling action / resolution for the story.

Change the story as if the events happened in a small town / a large city / in the 21st century.

Благоприятную почву для подобных заданий создают стихотворные тексты, поскольку им присущи «отчуждение» от действительности, что даёт учащимся крылья для фантазии.

Create the last lines of the poem you’ve read.

Write a different poem changing the objects / the actions of the characters for some others.

2.2. Задания для формо-преобразующих проектов основаны на изменении как внешней формы преподнесения информации из прочитанного текста, так и самой информации в соответствии с выбранной формой.

Using the text write the play and dramatize your favourite incident.

Write a TV commercial for your book.

Make a TV script for one scene of your story.

As a movie producer, explain how the story could be made into a movie: setting, clothes, cars, etc.

Write your screen version of the story.

Write any kind of poem about the story.

Write a five-line “easy” poem about the story: a noun, then two adjectives, then three verbs, then a thought about the noun, and finally a synonym for the noun.

3. Задания для идейно-отвлечённых проектов.

3.1. Задания к проблемно-тематическим проектам обеспечивают актуализацию обсуждения художественного произведения через соотнесения его событий с личным опытом, интересами читающего в самом широком смысле. Подобные задания рассматривают некоторые аспекты характеристики персонажей, ситуации, проблемы, темы в отрыве от собственно текста, но в связи с реальной жизнью учащихся и окружающей их социальной действительностью.

Задания данной группы, чаще всего представляют собой какую-либо общую тему и набор проблем на выбор учащихся в рамках указанной тематики, которые необходимо решить в ходе проектной деятельности.

School in Our Life.

Friendship. We can be different and still be friends.

Being yourself – value of uniqueness.

Happy relationships in the family.

True love, what is it?

При выполнении и защите таких проектов дети лишь вскользь упоминают о текстах, которые дали идею для размышления и информацию о возможных путях решения подобных проблем. В целом эти проекты готовятся как обычные проектные работы по темам в общем курсе изучения ИЯ.

3.2. Задания для прозаических и поэтических художественно-продуктивных проектов представляют наибольший интерес, но и, пожалуй, наибольшую трудность для учащихся. Это задания повышенной сложности и требуют дифференцированного подхода к обучаемым при их реализации.

При сочинении собственного рассказа от детей требуется владение умением раскрыть тему, импровизировать, следовать определённым функциональным стилям (описание, повествование, рассуждение и т. д.). Основанием предстоящей истории могут стать отдельные слова, предложения из текста, поступок персонажа, сюжет и т. п.

Create your own story using the plot of the text you’ve read.

Write your own story on the problem / theme of the text you’ve read.

Imagine that the characters are on a desert island. Describe their adventures.

Write the story “A Glimpse of London at the Beginning of the 20th Century” as if you were a traveller, passing through the city.

Create your own story (characters, events) using the setting of the story. You may draw the building / the streets of the city where the events take place.

Сочинение собственной сказки должно быть основано на хорошем знании законов этого жанра: герой сказки имеет свою «сверхзадачу», для решения которой он преодолевает препятствия, встречая на пути противников и помощников.

Write a tale similar to any British tale.

Write a tale using the words of the text you’ve read.

Write your own tale by association of stories written by the author.

Задания на создание собственных стихов базируются на знании учащимися принципов построения стихов разных видов. Стихи могут быть написаны как подражание описанной в тексте теме, на основе общих ассоциаций с прочитанным стихотворением / рассказом, с поступками и характеристиками их героев, на базе стилистических особенностей языка исходного текста.

Create a poem about the nature described in the text.

Write a poem using similes and metaphors of the text.

Write a poem of any kind ( a list poem, a five-line poem / a cinquan poem, a sonnet, an acrostic, a shape poem, a prose poem, etc.) focusing on the setting / characters / key events / problems / solution of the story.

Сочиняя новый текст, ученик меняет позицию потребителя культуры на позицию создателя культурных ценностей. Это обстоятельство обретает особую важность, так как связано с мотивированным использованием иностранного языка и ведёт к свободному владению им.

Для реализации проекта определённого типа учащимся предлагается одно и более заданий, которые они выполняют в режимах «отдельное задание – каждой группе», либо «каждой группе – все задания». Если проект относится к смешанному типу, соответственно задания для него берутся учителем из различных приведённых в работе блоков.

Форма документирования итоговой проектной работы обычно указывается в задании, которое было выбрано школьниками из предложенных учителем, либо определяется участниками проекта в процессе его реализации. Учащиеся оформляют проектные работы в виде: плаката / рекламы / афиши, карты произведения / программы маршрута, плана обустройства дома / дизайна здания или сада, макета / поделки, анкеты для социологических опросов / викторины / таблицы / диаграммы / графика, объявления / меню / инструкции, электронной книги / комикса / статьи / обзора для журнала / сборника стихов и т. д. Такое разнообразие творческих работ учащихся позволяет сделать процесс проектной деятельности занимательным и познавательным не только по содержанию, но и по форме выполнения заданий.

Таким образом, технология предлагает новый взгляд на возможности использования проектной методики на основе художественного текста для формирования иноязычной коммуникативной компетенции, что соответствует главной цели иноязычного образования. В условиях перехода на личностно-ориентированную парадигму образования и воспитания в ходе реформирования школьного языкового образования данная методика содействует в перспективе формированию профессионально-мобильных, коммуникативно-компетентных, творчески мыслящих специалистов, способных к социальной адаптации в условиях быстроменяющегося мира.

Список использованной литературы и источников

Полат Е. С. Метод проектов на уроках иностранного языка // Иностр. языки в школе. – 2000. - № 2, 3.

Рачева С. С. Метод проектов как эвристический приём формирования иноязычной коммуникативной компетенции. – Тюмень, 2001.

Саланович Н. А. Роль и место чтения художественных текстов на старшем этапе обучения // Иностр. языки в школе. – 2001. - № 3.

Селиванова Н.А. Домашнее чтение – важный компонент содержания обучения иностранным языкам в средней школе // Иностр. языки в школе. – 2004. - № 4.

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.