12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Труфанова Светлана Евгеньевна18

Классный час «Мы дети твои – Россия!»

Пояснительная записка.

Современное общество предъявляет к человеку высокие требования. В настоящее время требуется активный человек, знающий свои права и умеющий уважать права других людей, принимающий и выполняющий обязанности, прописанные в Декларации прав человека.

Цели: - познакомить детей с основными с правами и обязанностями гражданина России;

- формировать у учащихся гуманистическое отношение к окружающему миру, к людям, к человеческим сообществам;

- помочь учащимся самоутвердиться, познать свое «Я».



Основные понятия: - права и обязанности человека;

- Всеобщая декларация прав человека;

- Конституция РФ.

Методы обучения:

- словесно – эвристическая беседа с элементами самостоятельной работы;

- наглядно-образный – презентация.

Форма проведения: классный час с применением  технологии сотрудничества, игровая технология.

Дидактический материал и оборудование: - Всеобщая декларация прав человека;

- Конституция РФ;

- листочки с памятками о правах и

обязанностях гражданина РФ;

- картинки с изображением прав детей;

- конверты и карточки с заданиями;

- листочки с обведенными ладонями;

- выставка книг;

- презентация.



Учитель. Здравствуйте, дорогие ребята и гости!

-У нас сегодня необычный классный час. Он очень важен для каждого

из нас, поэтому мне бы хотелось, чтобы вы были очень внимательны, и

чтобы каждый открыл для себя что-то новое, интересное.

-Сегодня нашу с вами встречу освещает солнышко. И это не случайно.

-Ребята, какое значение имеет солнце для всех жителей нашей планеты?

(Солнце дает жизнь всему живому). И сегодня это доброе и ласковое

солнышко поможет нам понять, что же самое важное для человека, что он

должен ценить и беречь. Сегодня мы поговорим о том, что рядом с нами с самого рождения – о нашей любимой, огромной и славной Родине, о России. (Презентация о России)

Ученик.

Что значит: Родина моя?

Ты спросишь. Я, отвечу:

Сначала тропочкой земля

Бежит тебе навстречу,

Потом тебя поманит сад

Душистой веткой каждой,

Потом увидишь стройный ряд

Домов многоэтажных

Потом пшеничные поля

От края и до края,

Все это-Родина твоя,

Земля твоя родная.

Чем старше станешь и сильней,

Тем больше пред тобою

Она заманчивых путей

Доверчиво откроет.

Учитель: - Родина – вот главное, что объединяет всех нас, сидящих в этом зале. Наша Родина носит красивое и звучное имя – Россия.

Откуда начинается Россия?” В. Боков


Откуда начинается Россия?

С Курил? С Камчатки? Или с Командор?

О чём грустят глаза её степные

Над камышами всех её озёр?

Россия начинается с пристрастья

К труду, к терпенью, к правде, к доброте.

Вот в чём её звезда.

Она прекрасна!

Она горит и светит в темноте.

Отсюда все дела её большие, её неповторимая судьба.

И если ты причастен к ней, – Россия

Не с гор берёт начало, а с тебя.

Учитель. Чувство собственного достоинства и уверенности в себе невозможны без уважения к истории своего Отечества. Ее тысячелетиями создавали наши предки, они формировали государственность, по крупицам собирали земли, оттачивали русский язык, преумножали культуру, выковывали русский характер. То, что нам досталось от прошлых поколений, добыто трудом и кровью миллионов людей.

Каждая страна обладает своими определенными символами, которые показывают её независимость от других стран и особенность.


Класс разбит на 3 группы, на столах каждой группы лежат конверты с заданиями.

Конверт №1.(группа №1)

Учащимся предлагаются карточки с интерпретацией значений наиболее распространенных символических изображений на гербах. Например: лев - "властная сила"; корона - власть, благородство; конный всадник - победа; орел - сила, власть, величие; меч - военная слава, могущество; символы царской власти - твердая центральная власть. Количество символов в гербе отражают особенности формы правления и государственного устройства. ( Ребята должны рассказать о значении каждого из символов)

Учитель: Взгляните на герб Российской Федерации (слайд), давайте вместе постараемся предположить, какое значение в нем заложено.

Группа №1 делает сообщение гербе.

Наш герб представляет собой золотого двуглавого орла, размещенного на красном щите; над орлом три короны (две малые и одна большая), в лапах орла скипетр и держава, а на груди на красном щите всадник, поражающий копьем дракона. Двуглавый орел в нашем гербе является символом единства народов России, живущих как в европейской, так и в азиатской ее частях. Поэтому одна голова орла смотрит на запад, а другая на восток. Короны над головами орла рассматриваются как символы союза республик, краев, областей, из которых состоит Российская Федерация. Скипетр и держава означают сильную государственную власть, защиту страны и ее единство. Всадник на щите - не только символ столицы России - Москвы, но и олицетворение победы добра над злом.

Учитель. У каждой страны есть не только герб, но и государственный флаг. Над Большим Кремлевским дворцом, где находится место пребывания Президента России всегда, ночью и днем, в хорошую погоду и в ненастье развивается бело-сине-красное полотнище. Такой же флаг мы видим и над другими зданиями, где находятся органы власти России. Это государственный флаг нашей Родины, один из важнейших символов государства.

Рассмотри изображение государственного флага Российской Федерации (слайд) - он представляет собой прямоугольное полотнище из трех одинаковых по размеру горизонтальных полос: верхняя - белого цвета, средняя - синего, нижняя - красного.

Для того, чтобы понять что означают цвета нашего флага я предлагаю вам выполнить небольшое задание.

Конверт №2.(группа №2)

Вам предлагаются стихотворные отрывки, характеризующие цвета нашего флага определите, о каком цвете в них говорится и постарайтесь понять, что он означает.

Учащимся предлагаются стихотворные отрывки, требующие дополнения рифмы. Дети выбирают из строк слова, характеризующие цвета флага, записывают на листочки.


Снежинки так прекрасны и легки,

Как совершенны у ромашки лепестки,

Как на доске строка написанная мелом,

Мы говорим сейчас о цвете : (белом)


Спокойны и чисты рек русских воды

Прозрачны и светлы как вечер зимний

И благородны и просторны неба своды

Художник их раскрасил в : (синий)


Россия много войн пережила

И наши деды умирали не напрасно

И верность Родине их к славе привела

Под Знаменем Победы ярко.. (красным)


Учитель: Давайте посмотрим, что у нас получилось. Как мы смогли расшифровать цвета нашего флага.

(выступления учащихся с предположениями)

Сообщение учеников. Цвета государственного флага никогда не выбираются просто так. Издревле каждый цвет имеет особое значение, так в нашем флаге красный цвет означал отвагу, мужество и героизм; белый и синий цвета были цветами русской православной церкви. Синий цвет - это небо, благородство, белый - совершенство, чистота.

Помимо государственного флага в Российской Федерации есть еще два особых знамени. Первое из них знамя вооруженных сил России, представляющее собой красное полотнище. Это знамя Победы, под которым воевали наши деды и прадеды, которое взвилось над Рейхстагом как знак взятия Берлина в годы Великой Отечественной войны. Сейчас оно очень бережно хранится в музее. А на торжественные мероприятия, такие как парад, на Красной площади выносят его символ – красное полотнище со звездой (слайд)

Второе знамя - это знамя военно-морского флота. (слайд мультимедиа) Российскому военно-морскому флоту, подчеркивая преемственность славных традиций флота Петра Великого, по наследству перешел бело-голубой Андреевский флаг.

( В 1698 году, Петром I был учреждён)

Учитель. Часто на праздниках, демонстрациях, военных парадах мы слышим торжественную величественную песню. Все люди встают, военные отдают честь, военные салютуют оружием. Все торжественно, красиво и строго. О каком символе я сейчас сказала эти слова?

Конверт №3.(группа №3)

(В конверте находятся карточки с портретами автора и композитора гимна, строки из гимна, картинка, изображающая единство многонационального народа. Ребята должны объяснить значение каждой картинки и что их объединяет?)

Сообщение учеников. Гимн - это торжественная песня, исполняемая в особых торжественных случаях. Каждое государство имеет свой гимн. Гимн - это песня, посвященная своей Родине, это символ государства, такой же, как герб и флаг. Гимн прославляет могущество и единство нашей огромной страны.

Поэтому к словам и музыке гимна предъявляются особые требования

Мелодия нашего гимна написана Александром Васильевичем Александровым. Эту музыку знают и уважают во всем мире. Она рождает гордость за свою страну. Этому соответствуют слова гимна, написанные Сергеем Владимировичем Михалковым. В них звучит идея возрождения, величия и славы России. Современный гимн объединяет всех людей нашей страны. Всех тех, кто хочет ее процветания, тех, кто любит свою родину и гордится ею.

- Вот она, какая Россия-Русь, широкая и великая! И везде живут люди.

- Всех людей, живущих в нашей стране, можно назвать россиянами. Но национальности у них разные. Россия – единое многонациональное демократическое государство. Её населяют более 180 национальностей и народностей. И все они составляют дружную семью. Каждый народ имеет свой язык, свои обычаи и свою культуру. И мы вправе гордиться тем, что создавал наш народ на протяжении многих веков.

СЦЕНКА. (За столом сидит девочка и что-то усердно пишет. Мама застает дочку с взъерошенными волосами, нервно грызущую кончик ручки.)

Мама: Дочка, что случилось?

Дочь: Решила попробовать написать стихи. Но у меня ничего не получается. Оказывается, это совсем не просто собирать в строчки непослушные слова.

Мама: Не переживай, дочка. В свое время сам Н.Некрасов сказал: « Поэтом можешь ты не быть, но гражданином быть обязан».

Дочь: А что значит «быть гражданином»?

Мама: Скоро узнаешь!

Ребята, давайте постараемся найти ответ на вопрос девочки.

Послушайте рассказ.

«На автобусной остановке стоит молодой человек и наблюдает за старушкой, которая никак не может перейти – ни одна машина не останавливается. При этом он очень возмущен тем, что народ такой равнодушный, что никто не поможет бабушке.

ВОПРОС (ПРОБЛЕМА): Можно ли назвать ГРАЖДАНИНОМ человека, который высказывается правильно, но ничего не делает для проявления гражданственности?

( Нет, так как гражданин должен гуманно относиться к другим людям и выполнять обязанность уважать старших.)

- Как бы поступили вы?

Так кого же можно назвать ГРАЖДАНИНОМ?

ВЫВОД: ГРАЖДАНИН – это человек определенной страны, который соблюдает законы, имеет права и обязанности. У каждого гражданина есть свои права и обязанности. Их надо выполнять не только на словах, но и на деле.

Обо всех правах ГРАЖДАН России рассказывается в КОНСТИТУЦИИ.

- Кто знает, что такое КОНСТИТУЦИЯ?

КОНСТИТУЦИЯ – это основной закон государства. В ней изложены самые главные правила поведения людей и взаимоотношений государства и общества. Каждый гражданин обязан их знать. В нашей стране Конституция действует с 1993 г.

На столах каждой группы лежат памятки с правами и обязанностями граждан.

Памятка
Права

Все равны перед законом и судом. Все люди рождены свободными и равными в своих правах. Все люди должны относиться друг другу по- братски.

Каждый человек имеет право на жизнь. Каждый человек имеет право на личную неприкосновенность, жизнь и свободу.

Никто не должен содержаться в рабстве или подневольном состоянии. Рабство и работорговля запрещены во всех видах.

Никто не должен подвергаться пыткам или жестокому и бесчеловечному обращению.

Каждый человек, где бы он ни находился, должен быть защищен законом.

Никто не может быть подвергнут произвольному аресту, задержанию, изгнанию.

Каждый человек имеет право на неприкосновенность жилища, защиту от вмешательства в личную и семейную жизнь.

Каждый человек в своей стране имеет право свободно передвигаться и выбирать место жительства. Каждый имеет право на жилище.

Мужчины и женщины имеют право вступать в брак и создавать семью независимо от своей расы, национальности или религии. Материнство и детство, семья находятся под защитой государства.

Каждый человек имеет право владеть имуществом. Нельзя никого произвольно лишать имущества.

Каждый человек имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь.

Каждый человек имеет право на труд.

Каждый человек имеет право на образование. Начальное и общее образование должно быть бесплатным.

Каждый человек имеет право на отдых и досуг.


Обязанности.


- Все граждане обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы.

- Забота о детях, их воспитание – равное право и обязанность родителей.

- Трудоспособные дети, достигшие 18 лет, должны заботиться о нетрудоспособных родителях.

- Основное общее образование бесплатно.

- Каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.

- Каждый обязан заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры.

- Каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам.

- Защита Отечества является долгом и обязанностью гражданина Российской федерации.


Права и обязанности человека сопровождают его всю жизнь.

- Нет прав без обязанностей.

- Защищая свои права, ты всегда должен помнить о своих обязанностях.

- Разумно пользуйся своими правами.

- Уважай права других людей.


Ролевая игра «Юридическая консультация»

Когда нарушаются наши права, мы обращаемся за консультацией к юристу. Консультация – это совет, разъяснение, а юристы – это люди, которые хорошо знают законы. Получив

юридическую консультацию, мы сможем защитить себя от произвола и самоуправства. Давайте поиграем в игру. Представьте себе, что вы юристы, вы хорошо знаете права детей. И к вам за советом приходят литературные герои. Посмотрите на доску, подумайте, какие права ребенка нарушены и разъясните нашему герою его права. Только, давая консультацию, ссылайтесь на Конвенцию «О правах ребенка». Надо начинать так: «Согласно Конвенции «О правах ребенка»…»

Маугли: Так случилось, что я жил долгое время в лесу с дикими зверями, и вот я попал в

общество людей. Имею ли я такие же права, как и все дети?

Примерные ответы детей:

- Согласно, Конвенции ребенком является каждое человеческое существо до 18 лет. Вам еще нет 18 лет, значит, вы ребенок и имеете те же права, что и все дети.

Маугли: Но я не умею говорить человеческим языком. Я говорю на языке зверей и птиц.

Поэтому люди посадили меня в клетку и обращаются со мной как с животным. Имеют ли они на это право?

Примерные ответы детей:

- Согласно Конвенции «О правах ребенка» никто не имеет права унижать ваше человеческое достоинство.

- Согласно Конвенции «О правах ребенка» никто не имеет права подвергать вас жестокому обращению, насилию и оскорблению

- Согласно Конвенции «О правах ребенка» вы имеете право на свободу перемещения

- Согласно Конвенции «О правах ребенка» вы имеете право на медицинское обслуживание,

образование.

Следующий литературный герой – Гарри Поттер

Гарри Поттер: Мой опекун постоянно перехватывает и читает письма, адресованные мне.

Нарушает ли он при этом мои права?

Примерные ответы детей:

- Согласно Конвенции «О правах ребенка» каждый ребенок имеет право на личную жизнь, на тайну переписки.

- Согласно Конвенции «О правах ребенка» каждый ребенок имеет право на уважение его

достоинства.

Разыгрывается сценка:

"Насилие над личностью "

Семья: бабушка вяжет, мама пишет, папа смотрит телевизор. Забегает сын Петя.

Сын: Мам, так кушать хочется! Скорей дай поесть.

(Садится за стол, начинает есть.)

Мать: С грязными руками за стол?! Помой руки!

Сын: Это насилие над личностью! Мы сегодня с Конвенцией о правах ребенка знакомились!

Бабушка: Петенька, сходи в аптеку за лекарством, что-то давление поднялось.

Сын: Бабуль, не имеешь права эксплуатировать ребёнка. (Встаёт из-за стола.) Спасибо, я так наелся.

Мать: Помой посуду, сынок.

Сын: Не имеешь права использовать детский труд, мамочка. (Садится, смотрит телевизор).

Отец: Выключай телевизор и садись за уроки, иначе я тебя отлуплю!

Сын: Это проявление жестокости, папа.

(Обсуждение действий сына.)

Все мы с вами увидели, что у нас много прав, но вместе с тем немало и обязанностей. Все ли обязанности мы выполняем безукоризненно? А что мешает исполнять обязанности? Правильно, наши недостатки. Значит нам надо упорно работать по искоренению плохих привычек, качеств, черт личности.


Принятие законов жизни класса.

- Конституция – основной закон нашей страны, в нем записаны основные

права и обязанности граждан России. Но мне бы хотелось, чтобы у нас в

классе были свои законы, которые необходимо выполнять каждому ученику

нашего класса, чтобы стать достойным гражданином своей Родины.

- Актив класса ознакомит вас с проектом данных законов.

1. Закон правды

Запомни, правда нужна не только тебе, но и окружающим тебя людям. Будь

справедлив.

2. Закон добра

Будь добр к ближнему, и добро вернется к тебе.

3. Закон заботы

Прежде чем требовать внимания к себе, прояви его к одноклассникам. Помни

об их интересах, потребностях, нуждах.

4. Закон милосердия

Тебе сегодня хорошо, но рядом могут быть люди, у которых слезы на глазах.

Не забывай о них!

5. Закон уважения

Хочешь, чтобы тебя уважали – уважай других!

6. Закон чести

Вспоминай о своей физической силе только наедине с собой. Помни о своей

духовной силе, долге, благородстве, достоинстве.

- Что вы можете сказать о проекте законов?

(Высказывания детей)

- Это проект законов, но их нужно утвердить. Для этого мы воспользуемся,

как взрослые, правом на голосование.

А голосовать мы будем необычным способом. У вас на партах лежат листы с

обведенными вашими ладонями. Напишите на них свое имя. Кому хочется,

чтобы наш класс был дружным, чтобы нам было хорошо и комфортно

учиться, получать новые знания, может проголосовать за принятие законов

жизни класса.

8.Рефлексия.

(Дети прикрепляют ладони на доску)

Учитель: Пришло время подвести итог нашего классного часа. Сегодня мы с вами познакомились со значением государственной символики нашей Родины – России, узнали, что значит быть Гражданином своей страны, вспомнили свои права и обязанности. Мне бы хотелось, чтобы вы всегда помнили, что вы - граждане великой страны, имеющей богатую и славную историю, чтили ее символы, гордились своей страной. Вы граждане многонациональной страны объединенной одними государственными символами. У каждого человека есть своя дорога в жизни и только от него зависит, каким будет его путь и его будущее. Вы дети России - вы надежда и будущее нашей страны. Все в ваших руках!

В заключении песня: «Мы дети твои – Россия!»




Использованная литература:



Мурина З.В., Гребенникова О.А. Учиться быть гражданином. – Ижевск: Издательство ИУУ УР, 2002.

Мурина З.В., Гребенникова О.А. Я – гражданин России.- Ижевск: Издательство ИПК и ПРО УР, 2005.

Тукмачева Е.А., Щипакин Ю.А. Формирование правовой культуры в современной школе: Сборник программ элективных курсов. – Ижевск: Издательство ИПК и ПРО УР, 2010.

Иванова С.Ю. Мир цвета радуги. – Рязань, 2003

Всеобщая декларация прав человека.

Конституция РФ.

Большой российский энциклопедический словарь.

Словарь юридических терминов.


Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.