Классный час «Праздники зимы» (1 класс)
Классный час на тему «Зимние праздники»
1 класс
Цель: познакомить учащихся с праздниками зимы, их особенностями и историей; развивать любознательность, аналитические способности, критичность мышления, память; воспитывать чувство коллективизма, духовность, формировать умение работать в группах.
Оборудование: компьютер, аудиозаписи песен, презентации, реквизит для игр (снежки), письма-шаблоны, карандаши, фломастеры.
Действующие лица: снеговик, зима, снежинки, ведущий.
Предварительная работа: разучивание песни «Кабы не было зимы».
Ход мероприятия
1. Звучит музыка из цикла «Времена года» - Зима.
Ведущий: Сегодня к нам на занятие пришла необычная гостья. Мы так давно её ждали. А кто это, вы узнаете, если загадку отгадаете.
Наступили холода.
Обернулась в лед вода.
Длинноухий зайка серый
Обернулся зайкой белым.
Кто же в этом виноват
Разукрасил всё подряд? (Зима)
Входит зима: Здравствуйте, ребята. Как же долго я к Вам добиралась. Что-то я не вижу радости на ваших лицах, иль не рады вы мне вовсе? Не хотите на санях кататься, в снежки играть, снеговика лепить, замки снежные строить? (Ответы детей)
Но пришла я не одна, а со всей своей свитой:
Дом ее на белой туче,
Но ей страшен солнца лучик.
Серебристая пушинка,
Шестигранная……..(снежинка). Забегают снежинки.
Танец снежинок «Белые снежинки кружатся с утра..» (Дети повторяют движения снежинок»)
Белые снежинки кружатся с утра, (кружатся вокруг себя)
Выросли сугробы посреди двора.(показывают высокие сугробы руками)
Стала от снежинок улица светлей,(поднимают и разводят руки вверх)
Только одеваться нужно потеплей. (показывают холод)
Просто невозможно зиму не любить, (ручки на сердечко)
Скоро будем бабу снежную лепить. (имитируют движения лепки снеговика)
Если на прогулке в снег мы упадем, (резко приседают)
Встанем, отряхнемся и опять пойдем. (отряхиваются, ходьба на месте).
Ведущий: Мы не зря тебя позвали
Вот что мы хотеть узнали
Что за праздники таишь?...
Отчего же ты молчишь
Зима: Так и быть, вам расскажу, всё по полкам разложу,
Только помощь мне нужна. Позовём снеговика?
(Дети зовут «снеговик») Выходит снеговик
Снеговик: всем салют! Привет друзья! Вы не ждали? Вот и я!
Зима: Дружок, мой, снеговик, расскажи-ка ты деткам о моих праздниках.
Снеговик: Я бы с удовольствием, зимушка, но пока на улице стоял, солнце в голову напекло, и совсем забыл что, зачем, да как…Но я попробую..Значит 19 января наступает праздник Святого Рождества, 31 февраля Старый год, а 7 декабря Рождество Христово…
Зима (перебивая): ой-ёёй, совсем ты всё напутал. Неправильно ты всё говоришь.
Снеговик (чешет затылок): да, правильно же ребята? (Нет-кричат дети)
Зима: Садись, снеговик и слушай внимательно да запоминай. Снежинки, помогите мне, доченьки мои.
Зима: Расскажу, пожалуй, Вам, ребята о моих самых больших трёх праздниках. Первый приходит 19 декабря и именуется «Праздником Святого Николая». А знаете ли вы отчего такое название? (Предположения детей)
Снежинка № 1. Рассказ + презентация о празднике.
Святой Николай жил в 4 веке. Его родители были уже стариками, когда он появился на свет. Их молитвы Господу помогли, и у них появился сын. С раннего детства он отличался любовью к ближнему. Слава о его делах была велика, поэтому ещё молодым человеком его назначили епископом. Он поселился в городе Измир в Греции (теперь это территория Турции). Святой Николай был богат, и всячески помогал бедным, и всегда делал это тайно – подкладывая подарки в окна.
И вот как-то раз, желая помочь бедной семье, в которой были три дочери,их никто не хотел брать в жены из-за отсутствия приданного. Святой Николай подбросил им под Рождество три мешочка с золотыми монетами. (Так продолжалось до тех пор, пока те не накопили достаточное приданное для того, что бы выйти замуж.) Но как-то раз однажды все окна в доме не оказались запертыми. Тогда Святой Николай подкинул мешочки с золотом в трубу.
Другая легенда гласит, что золотые монетки подкинутые им в трубу попали в висящие у печки сохнувшие носки. Поэтому теперь католики подкладывают подарки в носки, которые вешают у камина.
Однако Святой Николай прославился не только своими тайными дарами, но и чудесами, который творил и при жизни и после смерти.
Святого Николая считали своим заступником моряки и рыбаки. Он оказывал покровительство похищенным и погубленным детям: находил их и возвращал к жизни. Существовало предание, что в праздник Святого Николая епископ раздавал подарки, но только послушным детям, а шалунов наказывал.
Зима: Надеюсь, что в этом классе шалунов нет, или совсем чуть-чуть. А давайте-ка проверим.
Игра «Это я»: Это я, это я, это все мои друзья.
Кто обещает не лениться, а только хорошо учиться?
Кто опрятный и весёлый рано утром мчится в школу?
У кого всегда в порядке ручки, книжки и тетрадки?
Кто в постели целый день и кому учиться лень?
А скажите мне ребятки, кто утром делает зарядку?
Кто друзей не обижает, маме дома помогает?
Кто на прошлой перемене развязал косички Лене?
Кто бежал по коридору, зацепил карниз и штору?
Кто уроки выполняет и дневник не забывает?
Кто поможет всем вокруг, настоящий кто здесь друг?
Хорошо,ребята, значит ждите подарков от Святого Николая.
Зима: второй мой самый главный праздник это праздник подарков, салютов, бенгальских огней, осуществления желаний. Догадались? Новый год! Он приходит в ночь с 31 декабря по 1 января.
Снежинка №2. Рассказ +презентация о празднике.
Традиция отмечать начало нового года уходит своими корнями в далекое прошлое. У древних народов празднование Нового года обыкновенно совпадало с началом весны и полевых работ.
В России, со времен введения христианства, также начинали год или в марте или, реже, в день святой Пасхи. В 1492 году великий князь Иоанн III окончательно утвердил постановление Московского собора считать за начало как церковного, так и гражданского года, 1 сентября. В этот день было велено платить дань, пошлины и различные оброки.
Накануне 1700 года Петр І издал указ праздновать Новый год по европейскому обычаю – 1 января. Петр повелел всем москвичам украсить свои дома и большие проезжие улицы сосновыми, еловыми, можжевеловыми ветвями. Все должны были поздравить родных и знакомых с праздником. В 12 часов ночи Петр І вышел на Красную площадь с факелом в руках и запустил в небо первую ракету. Началось празднование Нового года «по всей Белокаменной»: палили из пушек, в темном небе вспыхивали разноцветные невиданные прежде огни фейерверка, полыхала иллюминация. Люди веселились, пели, танцевали, поздравляли друг друга и дарили новогодние подарки. Именно с 1 января 1700 года народные новогодние забавы и веселья получили свое признание, а празднование Нового года стало носить светский (нецерковный) характер. Люди наряжают ёлку, под неё кладут подарки. С тех пор этот праздник прочно закрепился в российском календаре.
Снеговик: Ой, да это же мой любимый праздник. Как я мог о нём забыть?
- А какие вы знаете новогодние традиции, ребята? (Ответы детей)
-А давайте прямо сейчас напишем письмо Деду Морозу. Подумайте, чего вы больше всего на свете желаете. (Раздаются письма-шаблоны, дети записывают). Снеговик собирает в сумку-почту.
-Теперь ваши письма в надёжных руках, я в самом скором времени отправлюсь в гости к Дедушке Морозу и передам их ему. Правда, своё желание ещё не придумал….Эх, чтобы мне такое загадать? Хочу новую морковку, нет…Новый шарф, тоже не то…Голубые глаза вместо этих карих,нет…Ладно, пойду подумаю пока, а ты зимушка продолжай свой рассказ. (уходит за кулисы)
Зима: с 6 на 7 января наступает самый главный праздник всех христиан – это Рождество Христово. Это было давным-давно, в городе Вифлееме в одну чудную невероятную ночь…(параллельно включаются слайды презентации)
Во время царствования в Иудее Ирода, который был под властью Рима, римский император Август издал повеление сделать в подчиненной ему земле иудейской всенародную перепись. Каждый иудей должен был записаться там, где жили его предки. Иосиф и Дева Мария происходили из рода Давидова и потому отправились из Назарета в город Давидов Вифлеем. Придя в Вифлеем, они не могли найти себе места в доме, в гостинице, и остановились за городом, в пещере, куда пастухи загоняли скот в ненастную погоду. В этой пещере ночью у Пресвятой Девы Марии родился Младенец – Сын Божий, Христос Спаситель мира. Она спеленала Божественного Младенца и положила Его в ясли, куда кладут корм для скота.
Когда же Иисус родился в Вифлееме Иудейском во дни царя Ирода, пришли в Иерусалим волхвы с востока и говорят: где родившийся царь Иудейский? Ибо мы видели звезду Его на востоке и пришил поклониться Ему. И, се звезда, которую видели они на востоке, шла перед ними, как наконец пришла и остановилась над местом, где был Младенец. Увидев же звезду, они возрадовались радостью весьма великою, и, войдя, увидели Младенца с Мариею, Матерью Его, и, пав, поклонились Ему; и, открыв сокровища свои, принесли Ему дары: золото, ладан и смирну.
Снежинки поют песню «Рождество- это праздник света».
Снежинка: Ребята, я надеюсь, что мы вам многое поведали. Интересно,всё ли вы запомнили. А давайте-ка проверим. У меня есть волшебные снежки. На каждом снежке вопрос. Я буду их бросать, а вы ловите и отвечайте на вопрос.
1. Когда отмечают праздник Святого Николая?
2. Кто ввёл закон отмечать Новый год 31 декабря?
3.Где родился Иисус Христос?
4. Почему Николая прозвали Святым?
5.Когда раньше отмечали Новый Год?
6.Где светила звезда, указывающая путь волхвам?
7.Какие дары преподнесли волхвы Сыну Божьему?
Зима: Вот и поведала я вам о праздниках, как и просили. Пора мне на работу возвращаться: снегами порошить, метели зазывать, морозцев на волю выпускать.
Снеговик (забегая в зал): Я придумал! Ура! Я придумал!
Зима: О, чём это ты? Опять солнце в голову напекло?
Снеговик: Я придумал пожелание Дедушке Морозу. Хочу, чтобы все дети на планете были счастливыми и здоровыми!!!
Все вместе поют песню «Кабы не было зимы…» (из м.ф. «Простоквашино»)