Классный час «Профилактика конфликтов в школьной среде»

2
0
Материал опубликован 20 July 2020 в группе

Демченко Елена Николаевна, город Москва ГБОУ Школа №1561, учитель английского языка, классный руководитель.

Классный час «Профилактика конфликтов в школьной среде"

Аудитория – старшеклассники (9-10 классы)

Время проведения - 45 минут( можно провести два занятия, в зависимости от активности учащихся)

Цель:

формировать конфликтную компетентность и способность толерантного поведения;

профилактика и преодоление конфликтов в школьной среде.​​​​​​​

Задачи:


определить понятия “конфликт” и “конфликтная ситуация”.

рассмотреть функции конфликта в обществе и его структуру.

рассмотреть алгоритм действия в конфликтной ситуации и пути разрешения конфликтов.

диагностика поведенческого стиля в конфликтной ситуации.

обсудить типичные конфликтные ситуации в среде подростков, обучить способам разрешения конфликтов.


УУД


Личностные:

воспитание чувства взаимного уважения;

самоанализ ситуативного поведения; 

оценка собственного поведения в конфликтной ситуации;

Регулятивные:

способность выстраивать корректные взаимоотношения в классе;

умение выявлять, называть и анализировать причины конфликтов;

умение корректно составлять алгоритм действий в ситуации конфликта;

Познавательные:

познание норм морали, этических и нравственных норм поведения в конфликтной ситуации; 

умение соотносить с нормами морали свои собственные поступки

Коммуникативные:

умение излагать свою точку зрения;

умение анализировать ситуацию;

умение признать альтернативное решение в конфликтной ситуации;

умение выделять общую точку зрения в дискуссии;

Форма проведения:

Интерактивная беседа с классом с приглашением психолога


Формы работы:

общеклассная, групповая, индивидуальная

Оборудование:

  опросник, карточки с предложенными конфликтными ситуациями

(приложение 1,2), проектор+ презентация.





Ход урока:

1. Приветствие.

2. Актуализация знаний и постановка целей и задач.

Вступительное слово: классный руководитель

Одной из актуальных проблем современного общества является проблема конструктивного сотрудничества и взаимодействия. В связи с этим, проблема социальных конфликтов стала предметом изучения многих наук – философия, социология, педагогика, психология и т. д. В настоящее время конфликтология приобретает все большее практическое значение. Являясь активным участником конфликта, человек понимает, что нельзя избавиться от конфликтов вообще, что бесконфликтное состояние невозможно. Таким образом, налицо разрыв между намерениями и возможностями.

Конфликты происходят в различных сферах жизнедеятельности, не исключением являются и конфликты в условиях подростковой среды. В школьном коллективе конфликты неизбежны, так как вы находитесь вместе в течение длительного периода времени, происходят сложные групповые процессы – создание коллектива, отдельных групп, выделение лидеров и т. д. В одном классе (школе) собираются дети, имеющие разный опыт общения, привыкшие к разному образу и стилю жизни. Кроме того, в школе возможны конфликты не только между детьми, но и между взрослыми и детьми, между детьми и педагогами. Нельзя избавиться от конфликтов вообще, бесконфликтное состояние невозможно. Однако, конфликты часто отравляют человеку жизнь, нарушат привычный ритм, снижают самооценку. Многие стремятся найти мирный способ урегулирования конфликта, однако не всегда знают, как это делать.

Попробуем разрешить это противоречие наиболее доступным нам способом – способом изучения проблемы. Наша цель – показать возможные пути выхода из конфликтных ситуаций путем их конструктивного решения. Сегодня мы рассмотрим понятия “конфликтная ситуация”, “конфликт”, его функции, а так же алгоритм действий в конфликтной ситуации и пути разрешения конфликтов.

3. Основная часть.

Класс делится на группы для практической работы. Первое задание - составление понятий, которые ассоциируются со словом «конфликт».

Конфликт - это..... 

(борьба, конкуренция, соперничество, амбиции, страсть, зло, агрессия, война, вражда, ненависть, драка, слезы, грусть, раздражение, недоверие, насилие, боль). Представитель от группы высказывает мнение группы. Ребята стараются аргументировать свои высказывания.

Слово предоставляется психологу школы. 

Психолог разьясняет , приводит примеры. Классный руководитель комментирует и обьясняет. Подключается презентация к уроку.

Конфликт-. (от лат. coпflictus - столкновение) - трудноразрешимое противоречие, связанное с противоборством и острыми эмоциональными переживаниями. Он проявляется в столкновении отдельных людей или социальных групп, выражающих различные, а нередко и противоположные цели, интересы и взгляды.  Для возникновения конфликта необходима конфликтная ситуация.

Конфликтная ситуация – это ситуация скрытого или явного противоборства сторон. Это могут быть различные цели, интересы и желания, либо различные способы их достижения. Но далеко не каждая ситуация ведет к конфликту. Должен быть инцидент. 

Инцидент – это стечение обстоятельств, являющихся поводом для начала непосредственного столкновения сторон. И даже в этом случае конфликт еще можно предотвратить, так как все зависит от того, как личность воспринимает и оценивает ситуацию. Если личность оценивает эту ситуацию как конфликтную, то она становится реальной. Действия конфликтующих сторон “подгоняются” под конфликтную ситуацию, втягиваются новые силы и способы конфронтации.

Последний этап– это спад конфликта и его разрешение. В зависимости от способов разрешения оно может быть конструктивным и деструктивным.

Конструктивное (Положительное): юмор, уступка, компромисс, сотрудничество.

Деструктивное (Отрицательное): угрозы, насилие, грубость, унижение, переход на личности, уход от решения проблем, разрыв отношений. Особое внимание заслуживают конфликты, приводящие к угрозам, насилию и унижениям. Их вред заключается в том, что от конфликтов страдает достоинство человека. На каждую минуту конфликта приходится 20 минут последующих переживаний, когда и работа не ладится, и вообще, всё валится из рук. Страдает физическое здоровье - поражаются нервы, сердце, сосуды. Поэтому нужно обязательно научиться предотвращать такие конфликты.

Многие конфликты приводят к уголовной ответственности. Статьи 115-117 УК «Умышленное причинение легкого вреда здоровью» наказывается штрафом в размере до сорока тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до трех месяцев, либо обязательными работами на срок от ста восьмидесяти до двухсот сорока часов, либо исправительными работами на срок до одного года, либо арестом на срок от двух до четырех месяцев. Истязание - причинение физических или психических страданий путем систематического нанесения побоев либо иными насильственными действиями, если это не повлекло последствий, наказывается лишением свободы на срок до трех лет.

Как вы видите, последствия деструктивного разрешения конфликта достаточно серьёзны. Чтобы сохранить душевное, психическое и физическое здоровье, нужно научиться предотвращать конфликты, а если конфликт уже разгорелся, нужно уметь из него выйти.

Хотелось бы, чтобы вы понимали, что конфликты, это необходимое явление социальной жизни. Если они существуют, то, значит, выполняют какие – то важные функции в жизни человека и общества. Причем эти функции могут быть как позитивные, так и негативные.

Работа в группах.

Классный руководитель: Предлагаю вам дополнить схему «Функции конфликта».

Позитивные: ребята в группах обсуждают и делают предположения

 Познание друг друга.

В конфликте выясняется истина.

Происходит утверждение личности.

Может быть достигнут положительный результат.

Человек может самосовершенствоваться.

Открываются вещи, которые мы раньше не замечали. 

Негативные: ребята в группах обсуждают и делают предположения

Ощущение насилия, давления.

Падает настроение.

Может отрицательно сказаться на здоровье.

Возникает нежелание работать в данном коллективе.

Появляется раздражительность.

Депрессия.

Классный руководитель: практически психологи предлагают нам использовать в конфликтных ситуациях следующий алгоритм действия.

АЛГОРИТМ ДЕЙСТВИЯ В КОНФЛИКТНОЙ СИТУАЦИИ

Выделить суть проблемы.

Увидеть ее со стороны.

Поставить себя на место другого человека.

Найти конструктивное решение проблемы.

В зависимости от способов разрешения оно может быть конструктивным и деструктивным.

конструктивное (юмор, уступка, компромисс, сотрудничество)

деструктивное (угрозы, насилие, грубость, унижение, переход на личности, уход от решения проблем, разрыв отношений).

Интерактивное задание: сейчас вам в командах предлагается рассмотреть конкретную ситуацию и попробовать с точки зрения полученных новых знаний проанализировать пути выхода из них.

Ситуация 1. Саша, выходя из класса, нечаянно зацепил и сбросил на пол пенал Кристины. Кристина рассердилась и специально сбросила с парты Саши все, что там лежало. В результате они начали обзывать друг друга, потом чуть не подрались.

Ситуация 2. Класс условно разделили на две группы, в которых и там, и там есть сильные лидеры, активисты. На протяжении учебного года идет конкуренция между ними за оценки, за учительское уважение, за авторитет перед классом. Все это выражается на уроках в колких шутках, в насмешках в адрес друг друга. На переменах стычки, ссоры. Эта ситуация раздражает весь класс. Как ребята могут разрешить данную ситуацию?

Идет обсуждение в группах, ребята высказывают свои мнения. Психолог комментирует.

Психолог. Как видите, путей выхода из конфликта множество. Так что, если вы не заметили, как попали в сложную ситуацию, грозящую выйти из-под контроля, вам придется применить все свое обаяние, интеллект и умение общаться, чтобы выйти из конфликта с наименьшими потерями.

Часто возникают конфликты среди ваших сверстников. В школьном классе конфликты неизбежны, так как дети находятся вместе в течение длительного периода времени, происходят сложные групповые процессы – создание коллектива, консолидация отдельных групп, выделение лидеров и т. д. В одном классе (школе) собираются дети, имеющие разный опыт общения, привыкшие к разному образу и стилю жизни. Кроме того, в школе возможны конфликты не только между детьми, но и между взрослыми и детьми, между педагогами.

Практическая работа ( ключ ответов в Приложении1)

А сейчас мы проведем диагностику поведенческого стиля в конфликтной ситуации.

Постарайтесь искренне ответить на вопрос:

Как вы обычно ведете себя в конфликтной ситуации или споре?”

Поставьте галочку возле выбранного номера ответа. Вам необходимо выбрать только три варианта ответа.

Ответьте на предложенные ниже вопросы, оценив, насколько свойственно вам то или иное поведение в конфликтной ситуации:

• часто – 3 балла,
• от случая к случаю – 2,
• редко – 1 балл.

Опросник

1.Угрожаю или дерусь.

2. Стараюсь принять точку зрения противника, считаюсь с ней, как со своей.

3. Ищу компромисс.

4. Допускаю, что не прав, даже если не могу поверить в это окончательно.

5. Избегаю противника.

6. Желаю во что бы то ни стало добиться своих целей.

7. Пытаюсь выяснить, с чем я согласен, а с чем - категорически нет.

8. Иду на компромисс.

9. Сдаюсь.

10. Меняю тему.

11. Повторяю одно и то же, пока не добьюсь своего.

12. Пытаюсь найти исток конфликта, понять, с чего все началось.

13. Немножко уступаю и подталкиваю тем самым к уступкам другую сторону.

14. Предлагаю мир.

15. Пытаюсь обратить все в шутку.

Психолог комментирует ответы учащихся.( см. Приложение 1)

Классный руководитель: давайте познакомимся с правилами предупреждения конфликтов:

Не говорите сразу со взвинченным, возбужденным человеком.

Прежде чем сказать о неприятном, постарайтесь создать доброжелательную атмосферу, отметьте заслуги человека, его хорошие дела.

Постарайтесь посмотреть на проблему глазами другого участника конфликта, постарайтесь “встать” на его место.

Не скрывайте доброго отношения к людям, чаще высказывайте одобрение своим товарищам, не скупитесь на похвалу.

Умейте заставить себя замолчать, когда вас задевают в мелкой ссоре, будьте выше мелочных разборок!

Если вы агрессивный человек и не умеете собой управлять - пойдите в секцию восточных единоборств. Научитесь контролировать себя и свои эмоции.

Организовывайте себе регулярные физические нагрузки. После хорошей тренировки - неуправляемой агрессии не бывает.

Полноценно отдыхайте. Если вы спите 2 часа в сутки - об управлении собой речи идти не может. У вас для этого не хватает ресурсов, организм усталый, работает на пределе и заботиться об ограничении своей агрессивности не в состоянии. Обеспечьте своему организму достойный отдых.

Практикуйте спокойное присутствие. Как гладь озера реагирует на окружающую среду? Никак: просто отражает и все. Так же и вы - тренируйтесь просто воспринимать, что происходит вокруг и никак не реагировать на происходящее.

4. Подведение итогов. Рефлексия

Что нового вы узнали для себя сегодня?

Изменилось ли ваше мнение о конфликте?





Приложение 1


Ключ

А (1,6,11); Б (2, 7,12); В (3, 8,13); Г (4, 9,14); Д (5,10,15).

А - жесткий стиль решения конфликтов. Такие люди до последнего стоят на своем, защи­щая свою позицию, и во что бы то ни стало стараются выиграть. Уверены, что всегда правы.

Б - примиренческий стиль. Ориентирован на «сглаживание углов» с учетом того, что всегда можно договориться, на поиск альтернативы и решения, которое способно удовлетво­рить обе стороны.

В - компромиссный стиль. С самого начала разногласия прослеживается установка на компромисс.

Г - мягкий стиль. Проявляется в готовности встать на точку зрения противника и отка­заться от своей позиции.

Д - уходящий. Этот стиль ориентирован на уход от конфликта. Люди данного типа стара­ются не обострять ситуацию, не доводить конфликт до открытого столкновения.




Приложение 2

Попробуйте решить как правильно поступить в каждой ситуации, чтобы предотвратить конфликт. Проанализируйте каждую ситуацию.

1.Ты не хочешь делать проектное задание с данным учеником, а учитель настаивает, между вами возникла конфликтная ситуация.

2.На одной из перемен к тебе подошел одноклассник, попросил воспользоваться твоим мобильным телефоном для звонка, и без разрешения начал читать твои смс, из-за чего возник конфликт.

3.Ты любишь слушать громкую музыку, а родители предпочитают тишину в доме, по этому поводу у тебя с ними часто возникают конфликты.

4.Перед сном ты играешь в компьютерную игру. Она настолько захватывает тебя, что ты не можешь оторваться и лечь, наконец, спать. Из-за этого у тебя возникают конфликты с родителями.

5.Ты оказался без спортивной формы на уроке физкультуры. Учитель делает тебе замечание, между вами возникла конфликтная ситуация.

6.На перемене дежурный учитель делает тебе замечание по поводу того, что ты опоздал на урок, между вами возникла конфликтная ситуация.

7.Ты оказался в автобусе без денег и без билета, между тобой и кондуктором возникла конфликтная ситуация.

8.Ты написал контрольную работу на «2» и не согласен с оценкой, между тобой и учителем возникла конфликтная ситуация.


Источники:

1.Осипова Е., Чуменко Е. . Конфликты и методы их преодоления. -М., 2007.
2. Экспресс-диагностика поведенческого стиля в конфликтной ситуации / Фетискин Н.П. Козлов В.В., Мануйлов Г.М. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп. – М., 2002. C.210-211.
6. "Основы психологии для старшеклассников". Пособие для педагога, М., Просвещение,2005




Классный час:"Профилактика конфликтов в школьной среде"
PPT / 857.5 Кб







в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.