Тренинг с элементами правополушарного рисования «Art-личность» (5–7 класс)
Тренинг с элементами правополушарного рисования
«Art-личность»
Цель тренинга: формирование позитивного образа-я детей подросткового возраста.
Задачи тренинга: развитие доверия к окружающим людям; снижение тревожности, повышение уверенности в себе; освоение коммуникативных навыков; освоение средств выражения чувств; развитие представлений о содержании внутреннего мира, ценности другого человека и себя самого.
Настоящий тренинг разработан для детей подросткового возраста, с целью формирования позитивного образа-я, преодоления тревожности, социально робкого поведения, для предотвращения проблем, возникающих на последующих возрастных этапах развития.
В целом процесс работы ориентирован на создание визуальных образов, метафор и взаимодействие с ними в контексте здесь-и-сейчас с последующим диалогом между фрагментами образа, метафоры, а также другие творческие проявления участников группы. Взаимодействие с образами обеспечивает высвобождению чувств, эмоций и переживаний подростков, их осознания, за счет формирующейся рефлексивной позиции. Метафора, образ предоставляет возможность, с одной стороны, удовлетворить потребность в привычной модели поведения подростка, с другой стороны, удовлетворить потребность в желаемой для подростка модели поведения – появиться перед человеком, перед участниками общения свободным и сильным, за счет идентификации с образом, его поведением, позволяющей опосредованно и выигрышно «предстать» перед другими. В результате создаются условия для преодоления имеющихся трудностей и формирования позитивного образа-я подростков.
Упражнения в рамках тренинга выстроены с использованием техник правополушарного рисования. Разработана методика Бетти Эдвардс.
Главное отличие такого рисования от левополушарного режима заключается в том, что во втором случае человек учится изображать объекты, а в первом – видеть их, воспринимать. Используются приемы для отключения логики и активизации интуиции. Рисование картин происходит очень быстро, потому что человек не думает о результате, а получает наслаждение от процесса.
Для активизации правого полушария необходимо начинать рисовать фон левой рукой.
Форма проведения: групповая, с детьми подросткового возраста (12-13 лет), продолжительность тренинга – 80 мин.
Групповая форма работы с подростками наиболее эффективна, поскольку подростки сензитивны к ситуациям общения, для них в этом возрасте актуальна реакция группирования со сверстниками, что способствует достижению развивающих целей.
Начальная психологическая диагностика проводилась на основе методики «История моей жизни» (авторский вариант); шкалы личностной тревожности А.М. Прихожан, методики самооценки Т. Дембо-С.Я. Рубинштейн (в модификации А.М. Прихожан).
Структура занятия включает: приветствие (позволяет настроить участников группы на совместную работу); реализацию темы занятия (с использованием арт-техник); заполнение арт-дневников (рефлексия переживаний в процессе занятия; личных достижений); завершение.
Использовались игры и упражнения, направленные на формирование позитивного образа-я подростков Л.А. Борщевецкой (2004), У. Баер (2013), Т.А. Григоренко (2011), А. Купцовой (2012).
Таблица 1
Содержание занятий
(содержание упражнений см. в приложении 1)
Цель упражнения |
Оборудование |
Содержание занятия |
Время |
Приветствие, настрой на совместную работу |
Релаксационный мячик |
Упражнение «Улыбка по кругу» |
2 минут |
Знакомство. Освоение коммуникативных навыков, умения рассказывать о себе, сплочение группы |
Релаксационный мячик |
Упражнение «Ассоциации» |
5 минут |
Изучение чувств и эмоций |
Заготовки фонов, гуашь, емкость для воды, кисти, бумажное полотенце |
Упражнения «Эмоции и чувства» |
25 минут |
Перерыв – 10 минут |
|||
Снятие тревожности, эмоционального напряжения, развитие воображения, фантазии, гибкости, оригинальности, ассоциативности мышления, формирование умения осознавать собственное состояние, чувства, эмоции. |
Заготовки фонов, гуашь, емкость для воды, кисти, бумажное полотенце |
Упражнение «Карта моего внутреннего мира» |
30 минут |
Рефлексия чувств и переживаний |
Арт-дневник (созданный участниками из блокнота или тетради, листов формата А-4, ручка) |
Заполнение арт-дневника |
5 минут |
Завершение. |
Клубок с нитками |
Упражнение «Комплименты» |
3 минуты |
Эффективность развивающего воздействия программы проверялась по схеме: диагностический замер по окончании проведения формирующих воздействий; сравнение предварительных и заключительных результатов на достоверность отличий. Диагностический блок оценки эффективности работы строился на основе шкалы тревожности Е.И. Рогова; методики самооценки личности С.А. Будасси.
Литература
1. Дюпина О. Нарративный подход в психологии // Школьный психолог. 2009. № 7. С. 34-42.
2. Копытин А.И. Практическая арт-терапия: лечение, реабилитация, тренинг. М.: «Когито-Центр», 2008. 288 с.
3. Кутузова Д. Нарративный подход в работе психолога образования // Вестник практической психологии образования. 2007. № 4. С 98-102.
4. Москвичев В.В. Публичная лекция «Нарративная терапия и работа с сообществами». М.: МГППУ, 2010. Источник: Психологическая культура в современном российском обществе: сборник материалов всероссийской научно-практической конференции 23–24 апреля 2015; ФГБОУ ВПО «Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ», Волгоградский филиал. – Волгоград: Изд-во Волгоградского филиала РАН-ХиГС, 2015.
Приложение 1.
Упражнение «Передай улыбку по кругу»
Цель: приветствие, настрой на совместную работу
Время: 2 минуты.
Ход упражнения: участники встают в круг. Начиная с ведущего происходит передача улыбки по кругу.
Упражнение «Ассоциации»
Цель: знакомство, освоение коммуникативных навыков, умения рассказывать о себе, сплочение группы
Время: 5 минуты.
Ход упражнения: участники встают в круг. Каждому участнику необходимо представиться и назвать ассоциацию со своим именем. Например, «Даша-любознательная».
Упражнения
«Эмоции и чувства»
Цель: изучить чувства и эмоции
Время: 25 минуты.
Ход упражнения: участники сидят за круглым столом. Участники вытягивают карточки, на которых написаны различные эмоции и чувства. Участникам на заготовленном фоне необходимо изобразить то чувство или эмоцию, которое обозначено в карточке.
Список эмоций и чувств: радость, гнев, грусть, страх, печаль, презрение, отвращение, вина, смущение, удивление, интерес.
Обсуждение рисунков:
Что было сложно, а что легко?
Что понравилось в работе?
Что бы хотелось изменить?
Рис. 1. Фон
Рис. 2. Радость
Рис. 3. Страх
Упражнение «Карта моего внутреннего мира»
Цель: снять тревожность, эмоциональное напряжение, развитие воображения, фантазии, гибкости, оригинальности, ассоциативности мышления, формирование умения осознавать собственное состояние, чувства, эмоции.
Время: 30 минуты.
Ход упражнения:
Психолог показывает подросткам различные географические карты.
«Представьте географическую карту. Все, что вы увидите на данной карте – это мир внешний. А есть ещё особый мир. Мир внутренний. У каждого человека он свой – удивительный, неповторимый, и где-то неизведанный.
Так давайте с вами создадим карты нашего внутреннего мира. Обозначим сначала то, что уже открыли в себе, знаем. И оставим место для наших дальнейших открытий»
Когда карты будут готовы, по ним устраиваются «экскурсии».
Обсуждение: Что преобладает на ваших картах: какие чувства, состояния, цветовая гамма? Какой был выбран «маршрут» продвижения по карте, с какого места началось путешествие и на каком закончилась? Какие области были оставлены для дальнейших открытий; какие хотелось бы открытия сделать? Что было сложнее всего изобразить? Хотелось бы что-то изменить? Что больше всего понравилось в своей карте, и карте другого? Чем ваши карты похожи, а чем отличаются?
Рефлексия. Обсуждение занятия.
Рис. 4 Карта внутреннего мира
На рис.4 изображена «Карта внутреннего мира». На карте есть «Остров Познания» (остров слева-пальма тянется вверх), «Скалы Силы» (в центре), «Остров Любви и Дружбы» (остров справа-пальмы переплелись в знак любви и дружбы), «Остров Красоты и Здоровья» (нижний остров справа), «Остров Страхов и Обид» (нижний остров слева).
Рис. 5. «Карта внутреннего мира»
На рис. 5. Изображена «Карта внутреннего мира» другого участника тренинга. Деревья – поддержка, водопад – буря эмоций, темная река – страхи, скалы – защита.
Рис. 6. «Карта внутреннего мира»
На рис. 5. Изображена «Карта внутреннего мира» еще одного участника тренинга.
Скала- страхи, дорога на пути к солнцу – преодоление страха.
Заполнение «Арт-дневника»
Цель: рефлексия чувств и переживаний
Время: 10 минуты.
Ход упражнения: участники заполняю арт-дневники, в которых фиксируют переживания в процессе занятия, личные достижения. Или участники делают зарисовки к написанному тексту.
Упражнение «Комплименты»
Цель: снятие тревожности, сплочение коллектива.
Время: 3 минуты.
Ход упражнения: участники делают комплимент друг другу, предавая клубок с нитками, при этом нитку завязывая на пальце или на руке, создавая тем самым взаимосвязанную сеть из ниток.