Тренинг с элементами правополушарного рисования «Art-личность» (5–7 класс)

0
0
Материал опубликован 5 November 2018 в группе

Тренинг с элементами правополушарного рисования

«Art-личность»

Цель тренинга: формирование позитивного образа-я детей подросткового возраста.

Задачи тренинга: развитие доверия к окружающим людям; снижение тревожности, повышение уверенности в себе; освоение коммуникативных навыков; освоение средств выражения чувств; развитие представлений о содержании внутреннего мира, ценности другого человека и себя самого.

Настоящий тренинг разработан для детей подросткового возраста, с целью формирования позитивного образа-я, преодоления тревожности, социально робкого поведения, для предотвращения проблем, возникающих на последующих возрастных этапах развития.

В целом процесс работы ориентирован на создание визуальных образов, метафор и взаимодействие с ними в контексте здесь-и-сейчас с последующим диалогом между фрагментами образа, метафоры, а также другие творческие проявления участников группы. Взаимодействие с образами обеспечивает высвобождению чувств, эмоций и переживаний подростков, их осознания, за счет формирующейся рефлексивной позиции. Метафора, образ предоставляет возможность, с одной стороны, удовлетворить потребность в привычной модели поведения подростка, с другой стороны, удовлетворить потребность в желаемой для подростка модели поведения – появиться перед человеком, перед участниками общения свободным и сильным, за счет идентификации с образом, его поведением, позволяющей опосредованно и выигрышно «предстать» перед другими. В результате создаются условия для преодоления имеющихся трудностей и формирования позитивного образа-я подростков.

Упражнения в рамках тренинга выстроены с использованием техник правополушарного рисования. Разработана методика Бетти Эдвардс.

Главное отличие такого рисования от левополушарного режима заключается в том, что во втором случае человек учится изображать объекты, а в первом – видеть их, воспринимать. Используются приемы для отключения логики и активизации интуиции. Рисование картин происходит очень быстро, потому что человек не думает о результате, а получает наслаждение от процесса.

Для активизации правого полушария необходимо начинать рисовать фон левой рукой.

Форма проведения: групповая, с детьми подросткового возраста (12-13 лет), продолжительность тренинга – 80 мин.

Групповая форма работы с подростками наиболее эффективна, поскольку подростки сензитивны к ситуациям общения, для них в этом возрасте актуальна реакция группирования со сверстниками, что способствует достижению развивающих целей.

Начальная психологическая диагностика проводилась на основе методики «История моей жизни» (авторский вариант); шкалы личностной тревожности А.М. Прихожан, методики самооценки Т. Дембо-С.Я. Рубинштейн (в модификации А.М. Прихожан).

Структура занятия включает: приветствие (позволяет настроить участников группы на совместную работу); реализацию темы занятия (с использованием арт-техник); заполнение арт-дневников (рефлексия переживаний в процессе занятия; личных достижений); завершение.

Использовались игры и упражнения, направленные на формирование позитивного образа-я подростков Л.А. Борщевецкой (2004), У. Баер (2013), Т.А. Григоренко (2011), А. Купцовой (2012).

Таблица 1

Содержание занятий

(содержание упражнений см. в приложении 1)

Цель упражнения

Оборудование

Содержание занятия

Время

Приветствие,

настрой на совместную работу

Релаксационный мячик

Упражнение

«Улыбка по кругу»

2 минут

Знакомство. Освоение коммуникативных навыков, умения рассказывать о себе, сплочение группы

Релаксационный мячик

Упражнение «Ассоциации»

5 минут

Изучение чувств и эмоций

Заготовки фонов, гуашь, емкость для воды, кисти, бумажное полотенце

Упражнения

«Эмоции и чувства»

25 минут

Перерыв – 10 минут

Снятие тревожности, эмоционального напряжения, развитие воображения, фантазии, гибкости, оригинальности, ассоциативности мышления, формирование умения осознавать собственное состояние, чувства, эмоции.

Заготовки фонов, гуашь, емкость для воды, кисти, бумажное полотенце

Упражнение

«Карта моего внутреннего мира»

30 минут

Рефлексия чувств и переживаний

Арт-дневник (созданный участниками из блокнота или тетради, листов формата А-4, ручка)

Заполнение арт-дневника

5 минут

Завершение.

Клубок с нитками

Упражнение «Комплименты»

3 минуты

Эффективность развивающего воздействия программы проверялась по схеме: диагностический замер по окончании проведения формирующих воздействий; сравнение предварительных и заключительных результатов на достоверность отличий. Диагностический блок оценки эффективности работы строился на основе шкалы тревожности Е.И. Рогова; методики самооценки личности С.А. Будасси.

Литература

1. Дюпина О. Нарративный подход в психологии // Школьный психолог. 2009. № 7. С. 34-42.

2. Копытин А.И. Практическая арт-терапия: лечение, реабилитация, тренинг. М.: «Когито-Центр», 2008. 288 с.

3. Кутузова Д. Нарративный подход в работе психолога образования // Вестник практической психологии образования. 2007. № 4. С 98-102.

4. Москвичев В.В. Публичная лекция «Нарративная терапия и работа с сообществами». М.: МГППУ, 2010. Источник: Психологическая культура в современном российском обществе: сборник материалов всероссийской научно-практической конференции 23–24 апреля 2015; ФГБОУ ВПО «Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ», Волгоградский филиал. – Волгоград: Изд-во Волгоградского филиала РАН-ХиГС, 2015.

Приложение 1.

Упражнение «Передай улыбку по кругу»

Цель: приветствие, настрой на совместную работу

Время: 2 минуты.

Ход упражнения: участники встают в круг. Начиная с ведущего происходит передача улыбки по кругу.

Упражнение «Ассоциации»

Цель: знакомство, освоение коммуникативных навыков, умения рассказывать о себе, сплочение группы

Время: 5 минуты.

Ход упражнения: участники встают в круг. Каждому участнику необходимо представиться и назвать ассоциацию со своим именем. Например, «Даша-любознательная».


 

Упражнения

«Эмоции и чувства»

Цель: изучить чувства и эмоции

Время: 25 минуты.

Ход упражнения: участники сидят за круглым столом. Участники вытягивают карточки, на которых написаны различные эмоции и чувства. Участникам на заготовленном фоне необходимо изобразить то чувство или эмоцию, которое обозначено в карточке.

Список эмоций и чувств: радость, гнев, грусть, страх, печаль, презрение, отвращение, вина, смущение, удивление, интерес.

Обсуждение рисунков:

Что было сложно, а что легко?

Что понравилось в работе?

Что бы хотелось изменить?

Рис. 1. Фон

Рис. 2. Радость

Рис. 3. Страх


 

Упражнение «Карта моего внутреннего мира»

Цель: снять тревожность, эмоциональное напряжение, развитие воображения, фантазии, гибкости, оригинальности, ассоциативности мышления, формирование умения осознавать собственное состояние, чувства, эмоции.

Время: 30 минуты.

Ход упражнения:

Психолог показывает подросткам различные географические карты.

«Представьте географическую карту. Все, что вы увидите на данной карте – это мир внешний. А есть ещё особый мир. Мир внутренний. У каждого человека он свой – удивительный, неповторимый, и где-то неизведанный.

Так давайте с вами создадим карты нашего внутреннего мира. Обозначим сначала то, что уже открыли в себе, знаем. И оставим место для наших дальнейших открытий»

Когда карты будут готовы, по ним устраиваются «экскурсии».

Обсуждение: Что преобладает на ваших картах: какие чувства, состояния, цветовая гамма? Какой был выбран «маршрут» продвижения по карте, с какого места началось путешествие и на каком закончилась? Какие области были оставлены для дальнейших открытий; какие хотелось бы открытия сделать? Что было сложнее всего изобразить? Хотелось бы что-то изменить? Что больше всего понравилось в своей карте, и карте другого? Чем ваши карты похожи, а чем отличаются?

Рефлексия. Обсуждение занятия.

Рис. 4 Карта внутреннего мира

На рис.4 изображена «Карта внутреннего мира». На карте есть «Остров Познания» (остров слева-пальма тянется вверх), «Скалы Силы» (в центре), «Остров Любви и Дружбы» (остров справа-пальмы переплелись в знак любви и дружбы), «Остров Красоты и Здоровья» (нижний остров справа), «Остров Страхов и Обид» (нижний остров слева).

Рис. 5. «Карта внутреннего мира»

На рис. 5. Изображена «Карта внутреннего мира» другого участника тренинга. Деревья – поддержка, водопад – буря эмоций, темная река – страхи, скалы – защита.

Рис. 6. «Карта внутреннего мира»

На рис. 5. Изображена «Карта внутреннего мира» еще одного участника тренинга.

Скала- страхи, дорога на пути к солнцу – преодоление страха.

Заполнение «Арт-дневника»

Цель: рефлексия чувств и переживаний

Время: 10 минуты.

Ход упражнения: участники заполняю арт-дневники, в которых фиксируют переживания в процессе занятия, личные достижения. Или участники делают зарисовки к написанному тексту.

Упражнение «Комплименты»

Цель: снятие тревожности, сплочение коллектива.

Время: 3 минуты.

Ход упражнения: участники делают комплимент друг другу, предавая клубок с нитками, при этом нитку завязывая на пальце или на руке, создавая тем самым взаимосвязанную сеть из ниток.

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментарии на этой странице отключены автором.