Занятие для обучающихся 7 класса «Как бороться со стрессом»
Внеклассное мероприятие с использованием игровых приёмов по снятию эмоционального напряжения школьников (обучающиеся 7 классов) «Как бороться со стрессом»
Подготовила педагог-психолог Штерн Е.Л.
Цель мероприятия: обучение подростков приемам снятия эмоционального напряжения.
Задачи:
- Повысить уровень ответственности за собственное поведение и эмоции.
- Снятие телесных зажимов.
- Актуализация знаний о стрессовых ситуациях и способах их преодоления.
Целевая аудитория: подростки 13-14 лет.
Время проведения: 60 мин.
Размер группы: 15 человек.
Ход проведения занятия:
- Приветствие. Разъяснение цели мероприятия. 2 мин.
- Выработка правил поведения в группе. 5 мин.
- Уважительное отношение к чужому мнению
- Принцип «Здесь и сейчас»
- Говорить по одному
- Внимательно слушать участников группы, не перебивать друг друга
- Разминка. Упражнение «Угадай, чей голос». 5 мин. цель: эмоциональное вовлечение подростков в занятие. Один из учеников выходит из круга и поворачивается к нему спиной. Остальные по очереди зовут его по имени, изменив свой голос (зажав пальцами нос, прикрыв рот платочком и тп). Задача водящего – угадать, кто его позвал.
- Игра «Волшебный магазин». 10 мин. Цель: актуализация знаний о своих позитивных и негативных качествах личности. Обучающимся предлагается определить те качества, которых у них в избытке, и они могли поделиться хорошими качествами с другими людьми и плохие качества, от которых они хотели бы избавиться. Ребята представляют себе волшебный магазин, в который они приходят, чтобы сдать свои плохие качества и получить взамен то, что необходимо.
Анализ игры. Ведущий спрашивает ребят, какие чувства он испытывали, будучи в роли покупателя и продавца.
- Обсуждение «Что мне поднимает настроение». 10 мин. Цель: снять напряжение, показать детям многообразие способов улучшения своего настроения и важности приятных мелочей, на которые часто не обращается внимание.
Каждому участнику предлагается по кругу рассказать о том, что ему поднимает настроение; как сделать, чтобы стало легче, когда тебе плохо, как помочь избавиться от этого состояния.
- Основная часть. Обсуждение «Что такое стресс и как с ним можно бороться». 20 мин. Цель упражнения: актуализация знаний подростков по теме, взаимообучение приемам преодоления психоэмоционального напряжения.
Группа делится на 2 части. Первая подгруппа придумывает стрессовую ситуацию, вторая ищет способы ее преодоления. Затем подгруппы меняются местами.
Теоретическая часть: В последнее время люди все чаще замечают, что они ничего не успевают, у них не хватает времени уделить внимание близким. Ваши родители очень устают на работе, поэтому не всегда могут найти время для спокойной беседы с вами. Стресс – это реакция нашего организма на внешнее физическое и эмоциональное раздражение. Люди по-разному переносят стресс. Одни – быстро преодолевают «фазу тревоги» и сразу «берут себя в руки». Это спокойные, уравновешенные люди не склонные принимать быстрые, опрометчивые решения. Другие – быстро «сдаются». Это люди нетерпеливые, несдержанные, их движения быстрые и резкие.
Давайте сейчас подумаем, какие стрессовые ситуации чаще всего у вас бывают и как их можно преодолеть.
По окончании упражнения ведущий акцентирует внимание подростков на том, что самый лучший способ преодоления стресса – двигательная активность. Еще в глубокой древности в ситуации опасности человек убегал от нее, поэтому одними из лучших техник снятия эмоционального напряжения являются:
- Прогулка на свежем воздухе, занятие танцами, спортом.
- Слезы. Если хочется поплакать – плачьте, слезы успокаивают.
- Сон – лучшее лекарство.
- Любимое занятие.
- Дыхательные упражнения.
Участники должны ответить на вопросы:
- Какой прием саморегуляции им больше всего нравится?
- Что для них оказалось интересным и неожиданным?
- Какие приемы снятия эмоционального напряжения он хотят применять в своей жизни?
Эмоциональное перенапряжение могут вызвать:
• чрезмерная нагрузка в школе, дополнительные занятия;
• плохие отношения с друзьями или в школе;
• конфликтные ситуации со сверстниками или в семье и неспособность защитить свою точку зрения;
• отсутствие любимого занятия.
- Игра «Танцы-противоположности». 5 мин. цель: развитие умения распознавать различные эмоциональные состояния, фокусировка внимания на телесных проявлениях этих состояний.
Ведущий: «Я предлагаю вам поиграть в веселую игру. Разбейтесь по парам. Придумайте танец. В танце в должны изобразить чувства. Чувства, которые вы изображаете, должны быть разными, противоположными. Например, один из вас изображает веселый танец, а другой – грустный. Покажите своим танцем, что вам очень грустно, или, наоборот, что вы счастливы. Когда я хлопну в ладоши, поменяйтесь ролями.
Танцы могут быть такими: нервный – спокойный, беспечный – озабоченный, сердитый – довольный, жадный – щедрый, трусливый – смелый, бунтарский – покорный, унылый – полный надежд, взволнованный – скучающий.
- Подведение итогов, обобщение и закрепление полученных знаний и навыков. 10 мин. Ведущий собирает учеников в круг. Ребята делятся своими чувствами, открытиями и впечатлениями от занятия.
Список литературы:
- Дереклеева Н.И. Модульный курс учебной и коммуникативной мотивации учащихся, или Учимся жить в современном мире. – М.: ВАКО, 2006, - 128 с.
- Прихожан А.М. Психология неудачника. Тренинг уверенности в себе. – М.: ТЦ Сфера», 2000. – 192 с.
- Психолого-педагогическая профилактика наркомании среди учащихся. Учебно-методическое пособие. – Воронеж.- 2009. – 480 с.
- Психолого-педагогическая профилактика наркомании среди учащихся. Учебно-методическое пособие. Часть II – Воронеж.- 2010. – 361 с.
- Хухлаева О.В. Тропинка к своему Я (средняя школа 5-6 класс). М.: Генезис. – 2019. – 208 с.
Галина Владимировна