Классный час «Семейные традиции. История семьи»
Классный час "Семейные традиции. История семьи."
Автор Буреева Т.В.
учитель географии МАОУ "СОШ № 44"
г. Миасс Челябинской области.
Цель: показать ценность семьи для разных поколений с помощью совместной деятельности.
Подготовка: за 2 недели до классного часа необходимо раздать задание семьям, чтобы сделали родословную, но не деревом, как обычно, а с помощью таблицы. Можно дополнить презентацией, где показать связь поколений. Классному руководителю подготовить канцтовары:
для игры 2 коробки цветных карандашей по 12 шт., 2 пачки фломастеров по 6 шт., Листы А4-20 шт., цветная бумага-по 6 листов, ручки синего цвета- 8 шт.(4 для жюри и 4 для команд),
для изготовления открытки: картон белый и синий - 15 шт.(А4 разделить на 4 шт.), рис длинный и круглый, кукуруза по 200 гр. Клей ПВА- 4 шт., Мочало для побелки-1 шт. Салфетки с новогодней тематикой- 3 пачки с разными рисунками. Моток с шерстяными нитками разных цветов(50 гр.)-3 шт. Маркеры 4 цветов- 6 шт., ножницы- 5 шт., цветная бумага для печати на принтере-20 листов(5 цветов). Расчет приведен для изготовления новогодней открытки.
ВЕДУЩИЙ: Здравствуйте, дорогие гости!
Я рада приветствовать вас в тесном семейном кругу. Сегодня мы узнаем историю семей, тайну имен, вспомним о добрых семейных традициях.
Наш праздник будет многогранен, нам предстоит успеть многое.
2008, 2013, 2020 объявлялись правительством РФ годом семьи. Целью данной программы является сохранение и воспевание семейных ценностей. Как вы думаете, кто разбирается в них лучше: дети или родители? (слушаем ответы старшего поколения и учеников)
Давайте посмотрим на битву титанов: Приглашаются 2 команды (по 5 детей и 5 родителей)
Жюри: двое взрослых и 2 представителя детского поколения. У жюри ответственная роль: оценить команды, выбрать лучшее генеалогическое древо, оценить открытки для родственников.
1 конкурс. Команды, вам предстоит за 5 минут придумать название команды и нарисовать эмблему. На ваших столах есть все необходимое: краски, фломастеры, цветная бумага, кружочки из картона для эмблемы.
ЖЮРИ: Время пошло
ВЕДУЩИЙ: А пока команды готовятся, вам, зрители и группа поддержки, предстоит выполнить сложное и душевное задание. Сложное, потому что я буду все время вас отвлекать и просить помощи. Вы должны сделать открытку, в которой в краткой форме можно написать свои чувства к близким.
ВЕДУЩИЙ- ребенок: А к какому празднику нам надо изготовить ее?
ВЕДУЩИЙ: Раньше поздравляли с разными праздниками. Но мы попробуем изготовить открытку к Новому году, так как именно на этот праздник случаются чудеса и вся семья собирается вместе, прилетая из самых отдаленных уголков Земли.
ВЕДУЩИЙ- ребенок: очень интересное занятие. Главное, чтобы открытка была красивой и сделанной своими руками. Все материалы у вас на столах.
А у меня отдельная просьба к жюри - оцените 3 лучшие открытки.
ВЕДУЩИЙ: Итак, смотрим представление наших команд. Пожалуйста, родители. А теперь дети.
ВЕДУЩИЙ- ребенок. Баю-баюшки-баю, не ложися на краю. Придет серенький волчок и укусит за бочок. Песенки , потешки, сказки помогали выразить чувство любви , нежности к ребенку, привязанности.
ВЕДУЩИЙ: Только мне кажется, что у современного поколения с этим проблемы.(читает стихотворение)
Я не умею чувства выражать
Все хочется мне крикнуть.
Тявкнуть и мяукнуть
Всё sms: привет, пока
Забуду скоро я язык свой навсегда
Мы просим – помогите,
Слова для выраженья чувств
Скорей нам подскажите..(стихотворение авторское, Буреева Т.В.)
Командам дается 2 минуты на подготовку. В это же время 1 родитель и 1 ребенок садятся отдельно от команды и вспоминают Песенки , потешки, пословицы и поговорки.
ВЕДУЩИЙ- ребенок: Второй конкурс Изобразить чувства. Родители показывают, дети отгадывают.
ВЕДУЩИЙ: А теперь родители. Им повезло больше ведь они будут отгадывать названия сказок.
ВЕДУЩИЙ- ребенок: А теперь устроим дуэль. Кто из команд больше всех назовет детских песенок, потешек. Если будет ничья, то значит жюри ставит по 1 баллу.
ВЕДУЩИЙ: Хорошей семейной традицией всегда являлось совместное дело с участием разных поколений, которое для ребенка было открытием, чудом. Для родителей нет большего счастья, чем улыбка малыша, у которого всё получается также, как у взрослого.
ВЕДУЩИЙ- ребенок: Приглашаются пары. Мама, девочка и мальчик, папа девочка (с длинными волосами). Задание на скорость. Сначала мама и папа заплетают 2 косички. На втором этапе мальчик и папа показывают маме и девочке мастер-класс по изготовлению бумажных кораблика и самолетика. Как замечательно у вас получилось. Придете домой, не забудьте показать мамам устройство розетки.
ВЕДУЩИЙ: Когда рождается ребенок, родители ласково называют его: "Зайчонок","Ненаглядный", Моё солнышко". Хочется, чтобы имя приносило счастье, радость всю жизнь, и не только родителям. ВОПРОС родителям: "Почему вы назвали так своего сына (дочь)? (выслушивается мнение 2-3 родителей)
ВЕДУЩИЙ- ребенок: Интересно, а популярные имена всегда такими были?
ВЕДУЩИЙ : Существует такое понятие, как мода. Сейчас популярны имена Катя, Даша, Ксюша. Стали редкими имена - Таня, Люба ,Тамара. У мальчиков популярны Сережа, Данил, Артём, Иван. Редкими стали Толя, Леня. Хочу рассказать вам одну историю.(читает стихотворение).
Если только ты умен,
Ты не дашь ребятам
Столь затейливых имен
Как Протон и Атом.
Удружить хотела мать
Дочке белокурой
Вот и вздумала назвать
Дочку Диктатурой
Хоть семья ее звала
сокращенно Дита
на родителей была
девушка сердита.
Для другой отец искал
Имя похитрее,
И назвал он наконец,
Дочь свою Идея
Звали мама и сестра
Девочку Идейкой,
А ребята со двора
Стали звать Индейкой
Пусть поймут отец и мать,
Что с прозваньем этим
Век придется вековать
Злополучным детям
Самуил Маршак ."В защиту детей"
ВЕДУЩИЙ- ребенок: Когда вы составляли генеалогическое древо, то наверняка заметили как меняется популярность имен по десятилетиям.
Продолжим про имена. А вы знали, ребята, что у многих из вас греческие и римские имена?
А хотелось бы вам. чтобы ваши имена переводились как ДОБРОТА или ЛЮБОВЬ?
ВЕДУЩИЙ:
Любовь:
Варадат (Дар любимого)
Давид «возлюбленный»,
Еразм
Филарет
Филимон
Доброта:
Агата
Агафон
Акакий
Евдокия
Евпраксия
Соломон
Как-то не очень понравились вам имена. Необычно звучат? Сейчас мы проверим, а знаете ли вы значение своих имен. (Выполняют тест «Имена». максимум 4 мин)
ВЕДУЩИЙ- ребенок: (после сдачи ответов жюри зачитываются правильные ответы. Выбираются имена , распространенные в конкретном классе)
Анастасия (гр.)- воскресение. Первон. значение- переселение
Александр- (гр.)- защитник людей
Анна -(гр.)-грация, миловидность
Владислав (слав.) – владеющий славой
Валерия(Рим.) – будь здоров
Дарья(перс.) – победительница
Елизавета(еванг.) – божья клятва, обет богу
Екатерина (гр.)-чистая, непорочная
Иван(еванг.) милость богу
Ксения (гр.)-гостья, чужестранка. Также – название Черного моря
Максим(рус.) –величайший
Мария(евангел.) – горькая, по др. источникам – превосходство
Михаил – богоподобный, кто как бог
Наталья(р.) – от латин. Наталист – родной, др. значение – дарованный
ВЕДУЩИЙ: Когда вы составляли генеалогическое древо, родословную, вы наверняка заметили, как много профессий освоили ваши предки. Некоторые из вас, возможно, выберут их как свой будущий путь. А ты знаешь стихотворение "Кем быть?"
ВЕДУЩИЙ- ребенок: Да, конечно. Я тоже сочинила небольшой отрывок, чтобы он смотрелся современнее (читает стихотворение).
А у нас в роду начальник
А у вас?
А у нас - простой механик
Но без него-весь завод стоит давно
Ну и что?
Строил дядя мой метро.
А у тебя?
Родители мои и пол родни –учителя
Да, наверно умный ты не зря
А мой прапрадед 3 пуда золота намыл,
А мой дед в Черном море немцев бил.
Гордимся всей своей роднёй
Без них же не было б и нас с тобой.
Мы рады им, что непрерывен род,
И прирастает численностью наш народ.(стихотворение авторское, Буреева Т.В.)
ВЕДУЩИЙ: Вот и профессия, сочинитель рекламных слоганов, у тебя в кармане. А сейчас послушаем домашнее задание - "Расскажи о своей семье"
(слушаем 2 родословные).
ВЕДУЩИЙ- ребенок: Я поняла, что человек, который умеет что - то делать хорошо, называется МАСТЕРОМ или профессионалом. Настоящий мастер будет стремиться, чтобы его дело жило века, прошло сквозь время. Он всегда оставляет письмо своим наставникам. Напишите доброе письмо от команды, в котором докажите важность семейных традиций, инструкцию по правильному воспитанию. За художественное оформление –дополнительные баллы. – (время выполнения -5 мин).
Зрители, у вас есть 5 минут, чтобы доделать открытку.
Подведение итогов и оглашение результатов.
ВЕДУЩИЙ: Может кто-нибудь выйдет вечером на улицу, поднимет свою голову на звездное небо и попробует услышать звезды, а они звенят, словно 500.000.000 маленьких колокольчиков, и кто-то спросит себя: "живет ли еще та роза или нет?" А может, вы увидите звонко смеющегося малыша с золотыми кудряшками. А может кто-то из вас задумается о своих поступках: какие из них были значимыми, важными, а может, вспомните поступки, которые вам не хотелось бы вспоминать.
Уважаемые родители! Вы – одна семья. Будьте Счастливы!
Технологическая карта для жюри.(название конкурсов и баллы)
Придумать название и эмблему – максимум 5 баллов(5 мин.)
Изобразить чувства. Родители показывают, дети отгадывают. Изобразить сказку. Дети показывают, родители отгадывают– максимум 6 б.
Приглашаются пары. Мама , девочка и мальчик, папа девочка (с длинными волосами). Задание на скорость. Сначала мама и папа заплетают 2 косички. на втором этапе мальчик и папа показывают маме и девочке мастер- класс по изготовлению бумажных кораблика и самолетика. Как замечательно у вас получилось. Оценивается быстрота, правильность и красота. – максимум 6 баллов(6 мин.)
4.тест «Имена». максимум 7 баллов (по 0,5б за ответ)(4 мин)
Соотнеси имя и его значение.
А.Анастасия | богоподобный, кто как бог |
Б.Наталья | воскресение |
В.Максим | грация, миловидность |
Г.Владислав | величайший |
Д.Валерия | горькая, по др. источникам – превосходство |
Е.Дарья | защитник людей |
Ж.Елизавета | – божья клятва, обет богу |
З.Екатерина | владеющий славой |
И.Ксения | чистая, непорочная |
К.Мария | – родной, др. значение – дарованный |
Л.Михаил | гостья, чужестранка |
М.Иван | милость богу |
Н.Александр | будь здоров |
О.Анна | победительница |
Ответы:
а-2
Б-10
В-4
Г-8
Д-13
Е-14
Ж-7
З-9
И-11
К-5
Л-1
М-12
Н-6
О -3
5.Доброе письмо. Напишите доброе письмо от команды, в котором докажите важность семейных традиций, инструкцию по правильному воспитанию. За художественное оформление –дополнительные баллы. – максимум 5 баллов(5 мин)
Маршрутный лист.
Название И эмблема | Изобрази чувства и сказку | Косичка и кораблик | Тест «имена» | Доброе письмо | Итого |
| | | | | |
| | | | | |
Маршрутный лист Для Команд.
1 конкурс.
Придумайте название команды и нарисуйте эмблему. Все это должно быть связано с семейными традициями, семьей.
………………………………………………………………………………………
2 конкурс.
Изобразите следующие чувства:
доброта
удивление
страх
Отгадайте сказки, которые покажут дети
………………………………………………………………………………………………..
3 конкурс.
Научить:
делать Кораблик
Заплетать косичку
………………………………………………………………………………………….
4 конкурс.
Соотнеси имя и его значение.
А.Анастасия | богоподобный, кто как бог |
Б.Наталья | воскресение |
В.Максим | грация, миловидность |
Г.Владислав | величайший |
Д.Валерия | горькая, по др. источникам – превосходство |
Е.Дарья | защитник людей |
Ж.Елизавета | – божья клятва, обет богу |
З.Екатерина | владеющий славой |
И.Ксения | чистая, непорочная |
К.Мария | – родной, др. значение – дарованный |
Л.Михаил | гостья, чужестранка |
М.Иван | милость богу |
Л.Александр | будь здоров |
М.Анна | победительница |
………………………………………………………………………………………………………………
5 конкурс.
Напишите доброе письмо от команды, в котором докажите важность семейных традиций, инструкцию по правильному воспитанию. За художественное оформление –
Дополнительные баллы.
Приложения.
Приложение 1. Пример составления родословной.
приложение 2. Примеры выполненной открытки.
Янова Татьяна Викторовна
Буреева Татьяна Владимировна
Наталья Алексеевна Яковлева
Легоцкая Вера Сергеевна
Буреева Татьяна Владимировна