Занятие с элементами тренинга «Умение сказать «нет»»
Цель: Развить навыки уверенного отказа от предложения употребления психоактивных веществ.
Задачи:
· Обсудить ситуации, когда подростков принуждают курить, употреблять алкоголь или наркотики.
· Познакомить с различными способами уверенного отказа.
· Тренировать способы отказа от ПАВ.
Ход занятия
Вступление. Всем участникам предлагается продолжить фразу: «Я люблю себя за то, что…».
Представление темы занятий.
Есть множество ситуаций, в которых трудно честно и открыто выражать свои чувства и настаивать на своих правах, когда они нарушаются. На этом занятии вы научитесь, как эффективно справляться с такими ситуациями, т.е. постараетесь неагрессивно настаивать на своём. Скажите участникам, что на занятии они будут обучаться различным способам сопротивления давлению окружающих, предлагающих психоактивные вещества.
Мозговой штурм.
Попросите участников привести примеры, когда их просили или принуждали закурить, выпить, попробовать наркотики.
Задайте вопросы:
1. Кто предлагал (взрослые, сверстники, знакомые, незнакомые люди)?
2. Какую цель преследовал предлагающий?
3. Удалось ли отказаться?
4. Кому труднее всего отказывать в просьбе?
5. Чьему давлению тяжелее сопротивляться?
Выслушайте ответы.
Скажите, что человек может оказаться в сложной жизненной ситуации или переживать неприятные чувства, потому что не смог противостоять давлению окружающих, особенно, если это были старшие по возрасту или авторитетные люди.
Попросите назвать причины, по которым бывает трудно отказывать в просьбе или не делать того, чего не хочется.
Выслушайте ответы и выпишите их на доску.
Скажите, что существует много причин, по которым человек соглашается делать то, что ему не хочется. А именно: не хотят оказаться изгоем, быть высмеянным, бояться обидеть, казаться грубым, быть не таким как все и др.
Подчеркните, что существует много способов отказаться делать то, что тебе делать не хочется или ты считаешь вредным для себя.
Способы реагирования на психологическое давление:
Пассивное поведение (избегание конфронтации, игнорирование ситуации или предоставление активности другому человеку);
Агрессивное поведение (атака на другого человека, чрезмерное реагирование);
Неагрессивное настаивание на своём (аргументированное отстаивание своей позиции, открытое выражение своих эмоций, ответственность за своё поведение).
Сегодня мы будем учиться неагрессивно настаивать на своём.
Из участников выбираются 2 добровольца для разыгрывания ситуации психологического давления (обоим участникам раздаются карточки с ситуацией и распределяются роли). Всем остальным предлагается понаблюдать за выступающими и сделать вывод – смог ли участник дать аргументированный отказ.
Ситуация « Просьба».
Сергей шел по улице. Вдруг его кто-то окликнул. Он оглянулся и увидел хорошо одетого, солидного мужчину, стоящего около дорогой иномарки. Сергей остановился и подошел к нему. Мужчина попросил юношу отнести и передать какую – то коробку в офис, находящийся в доме напротив. Сергей стал отказываться, тогда мужчина стал его уговаривать. Сначала он предложил ему за услуги деньги, потом стал нервно объяснять, почему он сам не может ее отнести. Когда он разговаривал с Сергеем, он старался не смотреть ему в глаза.
Спросить мнение зрителей, как бы они поступили в данной ситуации.
На доске показывается алгоритм аргументированного отказа в различных ситуациях.
Области неагрессивного настаивания на своём:
Умение сказать «НЕТ»:
Скажите о своей позиции;
Назовите причины или суждения в пользу этой позиции;
Признайте позицию и чувства другого человека.
Умение настаивать на своих правах:
Скажите о том, что ситуация или проблема должна быть изменена;
Потребуйте, чтобы ситуация была изменена или проблема решена.
Сделайте вывод, что знание и умение применять приемы уверенного отказа помогают человеку не поддаваться давлению и оставаться в безопасности, не обижая других.
Скажите, что не всегда в жизни бывает достаточно просто сказать « нет», когда принуждают выпить или закурить. Предложите участникам потренироваться в способах реагирование на психологическое давление.
Ролевая игра. Объедините участников в 4 группы. Раздайте каждой группе карточки с приемами предложения ПАВ и со способами отказа. Каждая группа должна определить – из какой области неагрессивного настаивания на своём их ситуация и написать аргументированный отказ в соответствии с алгоритмом.
Примеры ситуаций:
Привет! Присоединяйся к нашей компании. У нас есть кое – что выпить.
Давай покурим. Чего ты боишься? Сейчас только младенцы не курят. Ты что салага?
Пойдем со мной в гости. Ребята обещали принести наркотики. В жизни надо попробовать все. Не упрямься.
Учитель поставил вам «2» за то, что вы плохо вели себя на уроке.
Предложите группам продемонстрировать понравившиеся способы отказа от предложения ПАВ. Поблагодарите их за представление.
Вывод:
Неагрессивное настаивание на своём позволяет открыто выражать свою позицию и при этом не задевает прав других людей;
Повышает вероятность добиться желаемого и приносит личное удовлетворение;
Может быть сформировано путём упражнений.
Рефлексия:
- Что понравилось/не понравилось на занятии;
- Чему научился на занятии?