12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Степанова Мария Николаевна239
Педагог-психолог
Россия, Свердловская обл., сухой лог
3

Тренинговое занятие «Вежливый отказ: 6 способов сказать нет!»




Презентация "Вежливый отказ: 6 способов сказать НЕТ!"
PPT / 127 Кб

Тренинговое занятие

«Вежливый отказ: 6 способов сказать НЕТ»

Цели мероприятия:

Учить детей отстаивать своё мнение и противостоять давлению;

Формировать умение отказываться от предложенных случайными людьми предметов;

Формировать умение принимать решение в экстремальных ситуации;

Вырабатывать отрицательное отношение к попытке попробовать дурманящие средства.

Оборудование: Карточки с ситуациями (см. приложение 1), презентация (см. приложение 2).

Введение

Слово «нет» невероятно простое для произношения, однако многим людям сложно сказать его, несмотря на то, что другие употребляют его в отношении них довольно часто и беспристрастно. Многие не способны ответить человеку отказом. Есть люди, которые, не желая обидеть другого, категорически отказываются говорить «нет», ожидая каких-то негативный последствий в случае отказа.

Многие люди соглашаются в тех случаях, где с удовольствием сказали бы «нет». Почему же так происходит? На самом деле сказать «да» гораздо легче, поскольку такой ответ, несмотря на внутреннее насилие над собой, более комфортный для многих. Когда человек соглашается на какую-либо просьбу, в большинстве случаев он может рассчитывать на благодарность и позитивное к себе отношение. Когда вы говорите «да» своему однокласснику, другу или неизвестному прохожему на улице, вы имеете все шансы почувствовать расположение и симпатию к себе.

Отказ же неразрывно связан с необходимостью аргументировать свое «нет», накаляя тем самым обстановку между людьми. Когда вы отвечаете отказом, у вас может быть стопроцентное ощущение, что вы поступили правильно, но, тем не менее, имеется некоторый внутренний дискомфорт по причине того, что вам кажется, что вы были недостаточно отзывчивы. Вы можете даже почувствовать себя виноватым из-за того, что не помогли человеку.

Одной из актуальных проблем старших подростков является проблема современного общества, конструктивного сотрудничества и взаимодействия. В связи с этим, проблема социальных конфликтов стала предметом изучения многих наук, таких как философия, социология, политология, педагогика, психология и т. д. В настоящее время наука конфликтология приобретает все большее практическое значение. Возможно, в недалеком будущем такой предмет будет изучаться в школе. Эта тема - одна из актуальных в наше время. Стрельба, нападение, разборки, драки... Это - приметы нашего времени. Чтобы услышать и увидеть такое, достаточно открыть газету или послушать выпуск новостей. Наши дети сталкиваются с проблемой межличностных взаимоотношений, которая является актуальной для нашей школы, в том числе и для учеников моего класса.

1. Теоретическая часть

Здравствуйте, дорогие ребята! При встрече люди издавна желали друг другу здоровья: «Здравствуйте, доброго здоровья!», «Как ваше здоровье!»

Давайте и мы поприветствуем друг друга.

Я очень рада нашей встрече и знаю, что вам хочется отдохнуть от учебных занятий, побыть в кругу друзей, пообщаться и повеселиться. Ведь улыбка и смех - это килограмм здоровья, эликсир бодрости и хорошего настроения.

Давайте вспомним, от чего зависит здоровье человека? (ответы детей)

Ребята, здоровье человека во многом зависит от его образа жизни. Значит, мы должны знать, что полезно для нас, а что - нет. В нашем быстро меняющемся мире приходится выбирать как нам жить, в здравии или плыть по течению и куда мы можем приплыть неизвестно. Выбирая свой мир, устраивая свою жизнь нам приходится от чего-то отказываться, говорить людям «нет».

(1 слайд) Многим людям становится не по себе от одной только мысли, что придется кому-то отказать. В то время как освоить этот навык довольно просто. 

(2 слайд) НУЖНО ли учиться говорить «нет»? Обязательно! Пока у вас  этот навык развит слабо, вам не удастся стать по-настоящему СВОБОДНЫМ человеком. Вы не сможете самореализоваться в полной мере. Вы будете обречены, делать то, чего вам не хочется. Тратить свое время и силы на то, что вас в действительности не касается. Злиться на себя и окружающих.

МОЖНО ли научиться говорить «нет»? Безусловно! Это совершенно посильная задача — научиться отказывать так, чтобы ваше «нет» было твердым, но при этом тактичным и не вызывало у вас чувство вины.

Далее мы рассмотрим 6 простых способов сказать «нет» убедительно, вежливо и без насилия над собой… 

6 простых способов сказать «нет»

Жить так, как вы хотите, это не эгоизм.  Эгоизм — это когда другие должны думать и жить так, как вы хотите.

(3 слайд)1. Прямолинейное «нет»

Бытует мнение, что в случае отказа собеседнику нужно обязательно объяснить почему. Но иногда вы не можете назвать истинную причину.

Если вы станете придумывать ее, это будет выглядеть надуманно и неискренне и, скорее всего, будет замечено собеседником.

Не лучше ли просто сказать «нет», чем лгать и сочинять на ходу оправдания? Простое, прямое «нет» звучит понятно и убедительно. Вы можете просто сказать «нет», не добавляя к этому ничего. Можете сказать это в более мягкой форме:

Нет, я не могу это сделать.

Нет, я предпочитаю этим не заниматься.

Нет, я не располагаю сейчас свободным временем.

(4 слайд) Если прямолинейного «нет» оказалось недостаточно и собеседник продолжает настаивать, прибегает к различным уловкам и манипуляциям, можно использовать «Технику испорченной пластинки». Суть ее состоит в том, что вы дословно повторяете несколько раз одну и ту же короткую фразу отказа. Например:

Нет, я не могу это сделать, - говорите вы.

Ну, пожалуйста, последний раз! Умоляю тебя, - настаивает другой.

Нет, я не могу это сделать, - повторяете вы.

На провокации реагировать не надо. Их надо пережидать и выслушивать. Провокации будут сменять друг друга. Поэтому не возражайте, не задавайте вопросов. Просто повторяйте «Нет»!

Эта техника очень эффективна в общении с агрессивными и/или напористыми людьми, так как исключает возможности для дальнейшего ведения переговоров. 

(5 слайд) 2. Сопереживающее «нет»

Это наиболее мягкая форма отказа собеседнику. Суть этой техники состоит в том, что вы внимательно выслушиваете человека, показываете свое понимание его проблемы, возможно, выказываете свое сочувствие и добавляете в конце отказ.

Вы можете сказать, например:

Да, я вижу, что тебе очень нелегко, но я в этой ситуации не могу тебе помочь.

Я понимаю, что ты очень устала, но я не смогу выполнить твою просьбу.

У вас действительно серьезная проблема, это очевидно. Но решить ее не в моих силах.

Если ваше сострадание исходит искренне, вам даже не придется объяснять причину своего отказа.

Эта техника эффективна в общении с людьми, которые пытаются сыграть на ваших чувствах, вызвать вашу жалость или в тех случаях, когда человеку не так важно ваше согласие, как поддержка и сочувствие.

(6 слайд) 3. Обоснованное «нет»

Если вы имеете серьезную причину для отказа и готовы озвучить ее собеседнику, то вам подойдет техника обоснованного отказа. Следуя ей, вы используете простую формулу:

Я не могу это сделать, потому что… (назовите истинную причину).

Также, вы можете использовать технику отказа «по трем причинам». Три причины звучит более убедительно и весомо, а формула отказа может быть следующей:

Я не могу сделать этого по трем причинам…

Самое важное в использовании данной техники — это краткость, чтобы Ваш партнер ухватил суть и не потерялся в доводах.

Эта техника является достаточно вежливой формой отказа и может быть использована как в формальной, так и в неформальной обстановке. Особенно она подходит в общении с людьми, которые старше вас по возрасту или занимают более высокое положение по служебной лестнице. 

(7 слайд) 4. Отсроченное «нет»

Если вы совсем не умеете отказывать и автоматически отвечаете согласием на любую просьбу, попробуйте для начала оттягивать свой ответ. Это поможет вам выиграть время, а при необходимости обратиться за советом к близким людям.

Также, эта техника отлично подойдет тем, кто привык анализировать свои поступки, часто сомневается в своих действиях или настолько загружен, что не может в короткий промежуток времени оценить свои возможности. Суть ее состоит в том, что вы не говорите «нет» сразу, а просите время на обдумывание. 

Я не могу тебе сказать сейчас, потому что я должна посмотреть свои записи в еженедельнике. Я точно не помню все свои планы на завтра.

Прежде чем ответить, я должна (хочу) посоветоваться с мужем.

Можно я скажу немного позже? Мне надо подумать.

Мне надо время, чтобы взвесить свои возможности. Я позвоню тебе. Хорошо?

Это - новая для меня информация, я не могу сказать сразу. Когда последний срок, чтобы я ответил? 

Объяснив собеседнику, не кривя душой, что вам необходимо подумать, вы получаете небольшой тайм-аут. Таким образом, вы ограждаете себя от принятия поспешных необдуманных решений. И не оставляете места для продолжения переговоров. 

Эта техника особенно подходит в общении с напористыми, настойчивыми людьми, которые не терпят возражений.

(8 слайд) 5. Компромиссное «нет», или «нет» наполовину

В некоторых ситуациях вы готовы помочь собеседнику, но не полностью, а частично. В этом случае спокойно предложите собеседнику свои условия. Главное, будьте точны. Определите точно, что вы готовы совершить, а что нет:

Я готов помочь вам перенести мебель, но только не укладывать вещи.

Я могу вас подвезти до работы, но только если к четверти девятого вы будете готовы.

У меня нет возможности навещать тебя каждый день, но я могу это делать каждую среду и пятницу.

Если же ваши условия не устраивают оппонента, вы вправе отказать в его просьбе.

Эта техника эффективна и в том случае, когда вы готовы помочь собеседнику, но его условия Вам кажутся нереальными, и вы хотите предложить свои.

(9 слайд) 6. Дипломатичное «нет», или «нет» в мелочах

Это своего рода приглашение к переговорам, которые помогут вам найти взаимоприемлемое решение и одновременно отказать собеседнику по тем позициям, которые вы не можете (или не хотите) выполнить. В отличие от предыдущей техники, у вас нет готового решения, и вы пытаетесь его найти вместе с собеседником. При этом отказываясь делать то, что вам не под силу. 

 Может, я могу помочь тебе как-нибудь по-другому?

У меня нет сейчас готового решения. Я предлагаю нам разобраться в этом вместе.

Также Вы можете оказать помощь, пригласив к сотрудничеству третье лицо. Например: «Я не занимаюсь подобными вопросами, но, если Вы хотите, я могу помочь Вам подыскать надежного специалиста…»

(10 слайд) Говоря «нет», стоит помнить, что:

- это слово способно защитить от проблем;

- может означать «да», если произнести его неуверенно;

- успешные люди чаще говорят «нет», чем «да»;

- отказав в том, что мы не можем или не хотим делать, мы будем чувствовать себя победителем.

 

2.Практическая часть

Для организации и проведения практической части необходимо сформировать 5 групп, которые в дальнейшем будут разыгрывать ситуацию, полученную от организаторов мероприятия.

Ситуации для участников:

Одноклассник (сосед, лидер двора) просит разрешения приготовить наркотик у тебя дома.

Одноклассник (сосед, лидер двора) просит оставить какие-то вещи у тебя дома.

Одноклассник (сосед, лидер двора) предлагает попробовать наркотик "за компанию".

Одноклассник (сосед, лидер двора) просит отвезти какую-то вещь незнакомому тебе человеку.

Одноклассник (сосед, лидер двора) просит достать для него наркотик.

Задание подгруппам: Участники, получившие ситуацию, опираясь на теоретические знания, полученные в начале занятия, могут использовать любой способ вежливого отказа, для решения, своей ситуации. В течение семи минут придумать как можно больше аргументов для отказа в этой ситуации. После этого каждая подгруппа «проигрывает» свою ситуацию перед остальными участниками. Один играет роль – «уговаривающего», другой – «отказывающегося». Также предлагает использовать в каждой ситуации три стиля отказа: уверенный, агрессивный, неуверенный.

3. Рефлексивный

(11 слайд) На данном этапе участники занятия систематизируют полученные знания, корректируют свой жизненный путь. В качестве рефлексивных заданий участникам предлагается индивидуально дописать незаконченные утверждения на следующие утверждения:

Я могу отказать, если...

Мне сложно отказывать, когда...

Если мне отказывают по уважительной причине, то я…

Опубликовано в группе «Бесплатные всероссийские и международные конкурсы для учителей»


Комментарии (2)

Садварий Жанна Владиславовна, 18.09.18 в 14:04 0Ответить Пожаловаться
Спасибо, Мария Николаевна! Очень актуально!
Харавдина Валентина Владимировна, 21.09.18 в 08:44 0Ответить Пожаловаться
Спасибо Вам большое, полезный и нужный материал.
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.