Классный час в 10 классе «Баргузинская долина – прародина Баргутов»
Тема классного часа: Баргузинская долина – прародина Баргутов
Цель: Показать значение родины в жизни каждого человека.
Задачи:
- Образовательная: обобщить понятия: Родина, малая родина
- Развивающая: развивать у детей речь, кругозор, память, внимание.
- Коррекционная: коррекция и развитие личностных качеств учащихся, эмоционально-волевой сферы
- Воспитательная: воспитание интереса и желания больше узнать о родном крае, своей малой Родины.
Оборудование: мультимедийное оборудование, презентация, музыкальное сопровождение
Ход классного часа:
Вступительное слово: Дорогие ребята! Окончилось жаркое лето, и наступающая осень уже организовала вам новую встречу в стране знаний. В этот день я хочу поздравить вас с началом нового учебного года. Пусть ваши старания увенчиваются отличными оценками, а полученные умения и навыки обязательно пригодятся вам в жизни. Пусть будут довольны вами ваши родители, учителя, а вы, в свою очередь, не переставайте радовать их своими успехами! С праздником вас! С Днем знаний!
Сегодня наше мероприятие проходит в рамках Всероссийского классного часа, посвященного Малой Родине. Я выбрала тему «Баргузинская долина – прародина баргутов», т.к. в 2015 году в нашем районе будет проходить Международный баргутский фестиваль. Вы познакомитесь и узнаете, кто такие баргуты.
слайд 2, 3, 4 |
Баргуты, Барга—монголоязычный народ, проживающий, главным образом, на севере Внутренней Монголии в Китае. По культуре близки к бурятам, хорчинам и халха, с которыми в Средние века делили кочевые земли к востоку от озера Байкал |
слайд 6 |
Баргуты в настоящее время компактно проживают в пределах Хулун-Буирского аймака Автономного района Внутренняя Монголия Китайской Народной Республики. Баргуты Хулун-буира делятся на хуушан барга и шэнэ барга, то есть на старых и новых баргутов. Численность старых баргутов можно определить в пределах 10 тысяч человек. Они образуют один самостоятельный Хууша Барга хушуун (центр – Баян ХYрээ балгас). Нимаев Д.Д. Об этнической принадлежности древнего населения Прибайкалья, 1998, с.44.}. |
слайд 7, 8, 9 |
В результате сравнительно-сопоставительного рассмотрения бурятского языка с языком баргутов можно подтвердить высказанное профессором В.И.Рассадиным предположение о существовании некоей древней баргу-бурятской языковой общности. |
слайд 10-12 |
В статье «Барга и баргуты», опубликованной в «Материалах научной конференции «Цыбиковские чтения» (Улан-Удэ), 1998г. БНЦ» Д.Д.Нимаев пишет : «Прибайкальское прошлое баргутов можно попытаться обосновать и некоторыми другими фактами. В частности, в шаманских призываниях старобаргутов имеют место обращение к хозяевам, духам таких мест как «Уйхан»(Ольхон), Бархан. |
слайд 13 |
Баргуты вели полуосёдлый образ жизни, занимались скотоводством, охотой, кузнечным и гончарными ремёслами. Кроме того, у них было развито земледелие. |
слайд 14 |
В подтверждение слов историков, баргузинский летописец Ц.Сахаров сообщает: «Задолго до эвенков в Баргузине жили аба-хорчины, а по некоторым данным солон-баргуты. Эти монгольские племена из-за притеснений в этой стране откочевали во Внутреннюю Монголию. Говорят, что эти народы во Внутреннем Китае в настоящее время составляют 10 хошунов хорчинов. Они искусные земледельцы. В Баргузине находили древние железные и бронзовые орудия, киргизские медные стрелы и тому подобные вещи-памятники, свидетельствующие об обитании здесь аба-хорчинов». |
слайд 15-18 |
На то, что Баргузинская долина - это родина баргу-бурят, хори, тумэтов и других монгольских племен, указывали еще бурят-монгольские историки Шираб-Нимбо Хобитуев, Цыбен Жамцарано, а вслед за ними Г. Н. Румянцев. Д. Банзаров, перед смертью много ездивший по бурятским улусам и общавшийся со стариками, сделал для себя открытие «предки Чингисхана жили у нас - где бы вы думали? В баргузинской степи» (Банзаров, 1891, с. XXII). Несмотря на то что Банзаров не успел преподнести этот вывод в виде обоснованной научной гипотезы, он имеет принципиальное значение для истории этногенеза бурят и монголов. Нельзя строить этногенетические теории отдельно для бурят и отдельно для монголов: это был один и тот же исторический процесс. |
слайд 19-26 |
270 с лишним лет назад баргуты в количестве более 1000 человек ушли из Баргузинской долины через Икатский хребет на восток, в район озера Хулун-Нуур в Баргу, теперь Китайская народная республика. По воспоминаниям старых баргутов ушли они через ущелье реки Ины на конных повозках числом более тысячи, угоняя многотысячные стада домашних животных. Они сохранили обычаи и традиции, а также свой язык, по звучанию близкий баргузинскому говору. Баргуты носят бурят-монгольскую одежду, поют бурятские песни, проводят конные скачки, молятся бурханам, то есть сохранили материальную и духовную культуру своих предков. |
Итог:
Россия, Родина, малая родина… Такие до боли родные слова.
Жизнь разбрасывает людей во многие уголки Земли. Но где-бы мы ни были, ваш родной край всегда будет для нас тем светлым огоньком, который будет своим ярким светом звать нас в родные края. Историю своей страны и своего рода должен знать любой уважающий себя человек, любой гражданин России.
Испытывай гордость за людей, прославляющих твою страну
Гордись тем, что ты - гражданин великой многонациональной России!