12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Василенко Наталья Станиславовна100
Россия, Курская обл., п. Коренево

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Кореневская средняя общеобразовательная школа №1 им. В. Крохина»


 

 

Классный час во 2 «в» классе

по теме «В мире природы» (путешествие-викторина)


 

 

Классный руководитель

                                                                                   Василенко Н.С.

 

2016-2017 учебный год

 

 

 

 

 

Классный час «В мире природы» (путешествие-викторина)

Цели: формировать у детей познавательный интерес к окру­жающему нас миру природы; пополнить знания о животном мире, явлениях природы, воспиты­вать экологическую и эстетическую культуру, развивать наблюдательность, память,ассоциативное мышление.

 Оборудование: проектор, презентация, аудиозаписи, разрезные фотографии, плакаты Береги природу!», цветок с заданиями.

 Ход игры

 I. Вступительное слово учителя под музыку "Звуки природы"

ПЛАНЕТА-ДОМ

Есть одна планета-сад В этом космосе холодном. Только здесь леса шумят, Птиц скликая перелетных, Лишь на ней одной цветут Ландыши в траве зеленой, И стрекозы только тут В речку смотрят удивленно.

- О какой же планете говорится в стихотворении?

II. Основная часть игры.

Слайд 1.

Земля - наш общий огромный дом для всех: для людей, животных, растений. И сегодня мы отправимся в удивительное путешествие в мир природы.

СЛАЙД

Наша путешествие пройдет под девизом: «Наблюдай и восхищайся, Изучай и береги!».

- Какая бывает природа? (живая и неживая)

- Я предлагаю поговорить о неживой природе. Вспомните, что относится к неживой природе? (солнце, вода, полезные ископаемые).

- Отгадав загадки, мы вспомним явления в неживой природе.

    1. На небе стукнет, на земле слышно. (Гром.)

      Ни огня, ни жару не имею, а все пожигаю. (Молния.)СЛАЙД

      Не огонь, а жжется. (Мороз.)

      Кручу, бурчу, знать никого не хочу. (Метель, вьюга.)СЛАЙД

      Седой дедушка у ворот Всем глаза заволок. (Туман.)СЛАЙД

      Поднялись врата - всему миру красота. (Радуга.) СЛАЙД

      Что случается, если вулкан «сердится»? (Извержение.)СЛАЙД

      По синему морю

Белые гуси плывут. (Облака.) СЛАЙД

    1. Зимой греет, весной тлеет, летом умирает, осенью оживает. (Снег.) СЛАЙД

      Гуляет в поле, да не конь,

Летает на воле, да не птица. (Ветер.) СЛАЙД

- Какие еще явления природы вы знаете?Слайды

- Продолжаем наше путешествие. Скажите, что относится к живой природе? (животные, растения…)

- Какое сейчас время года? (осень)

2. - В любое время года, весной и летом, осенью и зимой, в городах и селах, в степи и на полях, в садах и парках и больше всего в лесу мы видим и слышим птиц. В одни сезоны года птиц больше, в другие - меньше. Весной отовсюду слы­шатся звонкие трели, посвисты, писк, переливы тихих и громких голосов. Летом песен меньше. А осенью и зимой птиц почти не слышно. Конечно, в зимнее время птицы в лесах тоже есть, но молчаливость их вызвана тем, что зимний день очень короткий, а пти­цам надо успеть насытиться на долгую зимнюю ночь.

СЛАЙД

Чтение детьми стихотворения М. Глазкова «Поде­литесь с птицами едой...».

1. Поделитесь с птицами едой,

Накрошите хлеба им на блюдце.

Пусть они под вьюжною бедой

Не опустят крылья, не согнутся.

2.Поделитесь с птицами едой,

С малыми друзьями, земляками, Если дорожите дружбой той И сердца в груди у вас не камень.

3.Поделитесь с птицами едой,

Чтоб они, как только снег растает, Пронеслись над полою водой До своих гнездовий шумной стаей.

4.Поделитесь с птицами едой,

И они отплатят доброй песней.

Ну а с песней жить-то интересней,

До ста лет все будешь молодой.

Поделитесь с птицами едой!

- Приближается зима, о чем мы должны помнить?

- Когда птицы сыты, они поют песни. Угадайте чьи это звука? (дети слушают пение птиц -воробей, аист, канарейка, дятел, кукушка)

- Что вы знаете о кукушке? (Кукушка не высиживает своих птенцов. Она подбрасывает свои яйца другим птицам. Орнито­логи -ученые, изучающие птиц - подсчитали, что кукушки под­брасывают яйца в гнезда 150 видам птиц.)

Почему же птицы не выбрасывают из гнезда чужие яйца? (Во-первых, птицы, оказывается, плохо различают свои яйца. Во-вторых, кукушка обычно кладет яйца в гнезда одних и тех же птиц. И при этом «подделывает» их.

СЛАЙДЫ с яйцами…

Например, к горихво­стке кладут голубое яичко, а к камышовке - голубое с темными пятнами.

Но все же некоторые птицы распознают яйца кукушки и выбрасывают их.)

СЛАЙДЫ

А что вы знаете о кукушонке? (Яйцо маленькое, но птен­чик развивается очень быстро и проклевывается на 10-12 дней раньше других. Чуть окрепнув, он приступает к тяжелой ра­боте: нужно выкинуть из гнезда лишних едоков.)

Кукушка - перелетная птица? (Да. Но молодые кукушки не знают своих родителей и улетают гораздо позже других птиц. Они зимуют в Африке или на островах недалеко от Австралии и только там встречаются со своими беспечными родителями.)

 

- Угадайте чьи это звука? (продолжение: голубь, ворона, соловей)


 

СЛАЙДЫ(+аудиозапись)

- Что вы знаете о соловье?(Эта птичка чуть крупнее воробья. Соловей – самая певчая птица России.)


 

3. Чтение сказки.

Сказка о соловье (Азербайджанская сказка)

Однажды некий купец поймал в лесу соловья и принес его домой. Заказал он прекрасную клетку из золота, украсил ее драгоценными камнями — одно загляденье. Посадил купец соловья в эту клетку. Нанял специального слугу, чтобы присматривал за птицей. Сад купца благоухал от множества всевозможных цветов. Посреди сада был бассейн из белого мрамора с семью фонтанами. Купец приказал повесить клетку с соловьем в тени рядом с бассейном и каждый вечер приходил полюбоваться птицей. А соловей все время пел печальные песни и грустил. Купец нашел человека, понимающего язык птиц, и попросил его узнать причину грусти соловья. — Господин купец, — говорит человек, знающий язык птиц,- соловей тоскует по родине, по родному гнезду, по свободе. Он поет: “Лучше нищим быть в отчизне. Чем корона на чужбине”. Видит купец, что соловей с каждым днем чахнет. Открыл он клетку и выпустил птицу на волю. Сели на коней купец и человек, знающий язык птиц, и поскакали вслед за соловьем. Перелетел соловей через горы, пролетел над долами, купался в речках, пил воду из ключей, долго ли, коротко ли, полетел до дупла в лесу, влетел в него и воскликнул: — Ах, родина! Как ты прекрасна! И запел соловей веселую песню, прыгая с ветки на ветку, с дерева на дерево. — Удивительно, — говорит купец, — я держал его в золотой клетке, среди роз, кормил, поил, а ему дупло нравится больше. — Господин купец, — сказал человек, знающий язык птиц,- не удивляйся. Каждому дороги родина, отчий дом. Соловей здесь свободен. Свобода превыше всего.

- Что вы поняли, открыли для себя?

- А где же Родина соловья? (В средней полосе европейской части России и Западной Сибири) (Московские, Тульские и конечно - Курские соловьи - наш символ)

- Соловей давно и по праву считается живым символом курского края. Самые лучшие певцы – курские соловьи, песни которых мы с удовольствием слушаем по весне.Первыми на места гнездований прилетают старые опытные самцы. У нас они появляются 8-10 мая. Начинают обычно вечернее задорное пение около 22 часов. Песнями самец привлекает самку. Строительство гнезда и насиживание кладки – обязанность самки. Самец все это время только поет, пока не настанет время выкармливать и воспитывать птенцов.

СЛАЙДЫ

Гнездо соловьи устраивают на земле или невысоко над ней: на кочках, в щелях, между камнями. В кладке 4-5 яиц оливкового цвета, высиживаются они 13-14 дней.

4.- Сейчас мы прослушаем отрывок из балета. Кто из вас догадается, что за музыкальное произведение звучит и кто его автор, поднимает руки.

(Дети слушают «Танец маленьких лебедей» из балета Чай­ковского «Лебединое озеро»).

Слайд (лебедь)

- Пение птиц привлекает композито­ров чаще всего и служит основой для изображения картин при­роды. Важное значение имеет, конечно, и образ самой птицы. Лебедей считают символом красоты, чистоты и благородства.

Голос лебедя крайне редко приходится слышать. И тем не менее музыкальные фразы, посвященные лебедю, и у Чайковского («Лебединое озеро»), и у Грига («Лебедь»), и у Сен-Санса («Лебедь» из сюиты «Карнавал животных») настоль­ко выразительны, что, будучи однажды услышанными, неотра­зимо ассоциируются именно с лебедем.

голос лебедя (добавить)

- Мир птиц увлекателен. Общаясь с птицами, человек расши­ряет наши знания о природе, учится лучше ее понимать.

- Определим лучшего знатока природы.

5. Викторина «В мире природы».

Какая птица самая большая в мире? (страус)

Любимое лакомство аистов. (лягушка)

Какую птицу называют «лесной кошкой»?(Сову. За ее способность охотиться ночью.)

Птица-гадалка.(Кукушка.)

Где находится ухо у кузнечика? (На ноге.)

Из нее выводятся головастики... (Икра.)

В народе этот цветок называют «цветком солнца». (Под­солнух.)

Кто часто меняет одежду не раздеваясь? (Хамелеон.)

Какая рыба вьет гнездо? (Сом, колюшка.)

Кто трижды родится, прежде чем стать взрослым? (Ба­бочка.)

Чем питается зимой жаба?(Ничем. Жаба вынуждена си­деть на «диете», так как обычно в это время года она крепко спит.)

Какая ягода бывает белой, черной, красной? (Смородина.)

Какая лесная птица считается самой болтливой? (Сорока.)

Что подразумевается под термином «тихая охота»? (Сбор грибов.)

Из какого дерева делают спички? (Из осины.)

Какую птицу принято считать символом мудрости? (Сову.)

Какое дерево, по праву, считается символом России? (Береза.)

Трава, которую можно узнать даже с закрытыми глаза­ми? (Крапива.)

Эта птица стоит на первом месте по скорости полета среди всех птиц. (Стриж.)

Самая маленькая птичка планеты?(Колибри. Ее размер не превышает полутора-двух сантиметров.)

Кто из лесных зверей меняет свой «гардероб» два раза в год? (Заяц, белка, лиса.)

Какую рыбу зовут «речным санитаром»? (Щуку. Ослаб­ленную и больную рыбу она поедает в первую очередь.)

Инженер-строитель» дома на реке? (Бобер.)

Когда ежи не колются? (Едва родившись.)

Какие ноги у жирафа длиннее - передние или задние? (Все ноги у жирафа одинаковой величины.)

Сколько ног у паука? (Восемь.)

А сколько ног у жука? (Шесть.)

Что теряет лось каждую зиму?

Какая лесная птица считается долгожительницей?(Лес­ная ворона. Продолжительность жизни - 120 лет и более.)

Какому насекомому мы вынуждены хлопать в ладоши отнюдь не в знак своего восхищения и одобрения? (Моли, когда хотим ее убить.)

- Если довольны своими знаниями, то похлопайте в знак одобрения.

6. Физминутка

Солнце спит, небо спит, – (кладут голову на руки) 
Даже ветер не шумит. 
Рано утром солнце встало, 
Всем лучи свои послало – (встают руки вверх с разведенными пальцами) 
Вдруг повеял ветерок – (махи руками из стороны в сторону с наклонами туловища) 
Небо тучей заволок – (круговые движения руками влево, затем вправо) 
Дождь по крышам застучал.
Барабанит дождь по крыше – (барабанят пальцами по столу) 
Солнце клонится всё ниже. 
Вот и спряталось за тучи,
Ни один не виден лучик – (постепенно садятся и кладут голову на руки).

7. Работа в парах.Игра «Собери картинку» (Детям раздаются разрезанные фото, они должны собрать картинку и рассказать об этом животном).Белка - 2, лось - 2, волк - 2, лиса - 3, заяц - 2 = 11 пар

Волк сильный умный хищник. Добычей волков становятся зайцы, а также крупные звери – кабан, лось. Обычно волки охотятся небольшими стаями. Они могут долго, упорно преследовать свою добычу.В дикой природе волки часто выполняют роль оздоровителей живого населения, уничтожая больных и слабых зверей.

Лиса довольно крупный хищник.У нее очень хороший слух. Как только лиса услышит, что под снегом пищит мышь или полевка, она быстро – быстро раскапывает снег и хватает добычу.

Зайцы иногда становятся добычей лисицы. Но они так быстро бегают и ловко запутывают свои следы, что поймать их рыжей хищнице удается редко. Заяц-русак зимой остается серым, лишь немного светлеет. А заяц-беляк меняет серую шубку на белую.

Белка- заботливая хозяйка.Зимой белка живет в дупле или гнезде. Устраивает там подстилку из сухой травы, мха, шерстинок. Выход из гнезда - лазейку белочка закрывает мхом или пучком сухой травы. В гнезде тепло. В холодную погоду она спит 20-22 часа в сутки. Против голода белка, как хорошая хозяйка, летом и осенью готовит себе значительные запасы. В пищу использует грибы, нанизанные ею на сучки деревьев, желуди, ягоды, орехи. Питается и семенами еловых шишек.

Лось – настоящий лесной великан. Медленно, величественно бродит он по лесу. Его корм – молодые веточки и кора. В начале зимы он сбрасывает рога. Новые рога у него вырастут только к следующей осени. В конце февраля для лосей наступает тяжелая пора. Чаще, чем в другое время года, в этом месяце верхний слой снега превращается в наст. Лоси от тяжести проваливаются сквозь него и не могут быстро бежать. Этим пользуются волки.


 

8. Игра «СОРВИ ЛЕПЕСТОК» (работа в группе)

(на доске цветок с лепестками, на обратной стороне которых написаны правила поведения в природе )

Каждой группе по 2 лепестка. Ребята по очереди читают правило поведения в природе и договаривают правило до конца)

1) В лесу ходи по тропинкам и дорожкам. Помни... (в траве обитает много маленьких животных, которых можно нечаянно раздавить. Кроме того от ходьбы уплотняется почва, оголяются корни деревьев, погибают редкие растения).

2) Не рви цветы охапками... (сорванные растения быстро погибнут и не дадут семян. Не будет семян - не будет и цветущих растений).

3) Не разрушай муравейники… (муравьи по хвоинке, по соломинке, долго строят свой дом, любой труд надо уважать. Муравьи - санитары леса, они не дают сильно размножаться насекомым-вредителям).

4) Не оставляй мусор в лесу. Помни... (это дом для животных, в нем должно быть чисто. Пожар в лесу может возникнуть от брошенной стекляшки).

5) Не лови зайчат, ежат, бельчат и других животных… (лес - их родной дом, им будет плохо в твоей квартире).

6) Если пришёл в лес за грибами, то помни … (грибы нужно срезать ножом, чтобы не повредить грибницу, не давить поганки, так как их едят животные).

9. Заключительное слово учителя:

Жил один мудрец, который знал всё. Один человек захотел доказать, что мудрец знает не всё. Зажав в ладонях бабочку, он спросил: «Скажи мудрец, какая бабочка у меня в руках: мёртвая или живая?» А сам думает: «Скажет живая – я её умертвлю, скажет мёртвая – выпущу». Мудрец, подумав, ответил: «Всё в твоих руках».

Наша природа в наших руках!

Давайте ее беречь!

III. Итог занятия.

- Что нового для себя открыли?

- Вот такие интересные и порой необычные сведения мы получили сегодня на классном часе во время путешествия в мир природы. Постарайтесь из книг, познавательных телепередач еще больше узнать о жизни животных и растений.

СЛАЙД

- Хочу напомнить слова деда Кузьмы из рассказа К. Паустовского «Стальное колечко»: «Наша земля – истинный рай и нет другой такой хорошей земли на белом свете!»

Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.