Классный час «В мире профессий»

3
0
Материал опубликован 3 May 2022

Классный час «В мире профессий».

Цель: содействовать формированию положительного образа профессионального мира и рынка труда.

Задачи:

создать условия для осознаний подростками сформировавшихся в обществе стереотипов о профессиях;

исследовать нормы и особенности развития профессионального мира, стереотипных представлений о ряде профессий и специальностей и влияния на общественное мнение.

проанализировать трудности, с которыми может столкнуться человек , выбирающий престижную профессию;

рассмотреть составляющие престижных профессий.


Оборудование: мультимедийная презентация, карточки для работы в группах.

Время проведения классного часа: 30 минут.

Участники : обучающиеся 9 класса.

Технология: сотрудничество


Ход занятия.


Организационный момент. Приветствие учителя.

Сообщение темы семинара.

Актуализация темы занятия. В жизни каждого человека наступает момент, когда приходится решать, где продолжить образование или куда пойти работать, т. е. практически выбрать профессию, свой жизненный путь. Не за горами у вас выбор профессии и соответствующего учебного заведения. Это один из самых серьезных шагов в жизни человека. От того, насколько взвешенно вы подойдете к этому выбору, сложится и ваша дальнейшая жизнь. Сегодня мы будем в этом направлении делать первые осознанные шаги.

Мир профессий огромен, их насчитывается более 40 тысяч, причем ежегодно появляется около пятисот новых и столько же исчезает или видоизменяется.

Профессия – род трудовой деятельности, требующий определенной подготовки и являющийся обычно источником существования.

Одновременно для профессиональной успешности на современном этапе развития общества личностные качества, коммуникативные умения, мотивация человека на труд, готовность к непрерывному повышению своего профессионализма приобретают большее значение, чем традиционно понимаемый объем знаний.

Считается, что для правильного выбора важна его обоснованность, придающая уверенность в собственных действиях, поэтому:

Эта профессия должна соответствовать твоим способностям и интересам (уверенность в собственной пригодности к выбранной профессии);

Необходимо реально оценивать свои возможности поступления в то учебное заведение, где можно получить данную профессию (знание требований выбранного учебного заведения, предъявляемых абитуриентам);

Необходимо знать все о той профессии, которую хочешь получить (знание о содержании труда и перспектив развития выбранной профессии);

И, конечно, надо знать, понадобится ли обществу твой труд (знание о социальной значимости выбранной вами профессии).


А также, чтобы выбор был правильным, надо соблюсти 3 условия:

«хочу» (профессия должна приносить радость и доход);

«могу» (у человека должны быть способности и возможности);

«надо» (профессия должна быть нужна обществу, т. е. востребована на рынке труда).

Хочу, что это? (ответы учащихся) Это: интересы, мечты о профессии, склонности.

Как вы считаете, что может произой­ти, если человек выбрал нелюбимую профессию? (Ответы учеников).

Да, действительно, все на­чинается с ваших желаний, и если вы не хотите зани­маться каким-либо делом, то дальнейшая ваша карье­ра сложится нелучшим образом. Это чаще всего бы­вает, когда родители навязывают подросткам, кем быть. В результате человек идет на работу с неохотой и ра­ботает «спустя рукава». Делаем вывод: профессия должна приносить радость и доход (читают вслух).

Что же такое «могу»?

Могу - это задатки, способности, характер, темпе­рамент, здоровье.

Ребята, если профессия выбрана без уче­та способностей, здоровья, характера человека, то чем это грозит в дальнейшей карьере? (Ответы учеников).

Если у человека отсутству­ют способности, необходимые в данной профессии, то он будет выполнять трудовые действия некачествен­но. А профессия, выбранная без учета здоровья, еще больше усугубит болезнь. Значит: у человека должны быть способности и возможности.

«Надо» - как вы понимаете?

Надо – это потребность общества в данной профессии.
Как вы считаете, если человек выбирает профес­сию без учета ее необходимости на рынке труда, то, что из этого может получиться? (Ответы учеников).

Да, безусловно, важно вла­деть информацией не только на сегодняшний день, но и учитывать прогнозы на будущее. Получается:

профессия должна быть востребована на рынке труда.


Основная часть.

Как вы думаете, что означает престижность? (учащиеся предлагают варианты ответа). Предполагаемые ответы – доходная, интересная, уважаемая, модная.

Удивительно, но в переводе с французского «престиж» - значит, обаяние, а в переводе с латыни – иллюзия, обман.

При этом чаще всего в нашем обществе со словом «престиж» сопряжены такие понятия, как авторитет, уважение, доверие.

Но не исключено, что, говоря о престижности, мы находимся во власти иллюзии или даже обмана.

В качестве синонима престижности используют слово «мода». Мода пронизывает многие сферы нашей жизнедеятельности и оказывает влияние на предпочтения в одежде, выбор домашнего интерьера, марки автомобиля и даже вида профессиональной деятельности. Однако, разумно ли выбирать профессию по соображению «модная – немодная»? Мода непостоянна, вы это знаете. Выбрав ту или иную профессию, сможете ли вы ее поменять так же быстро, как прическу или одежду?

Как вы думаете, по каким критериям можно определить, что профессия является престижной? (Предполагаемые ответы: высокооплачиваемая, интересная, творческий характер труда, востребованная, уважаемая, и др.) молодцы!

Тогда какие профессии вы бы назвали престижными? (учащиеся предлагают варианты ответа). Предполагаемые варианты ответа: юрист, экономист, врач, дизайнер.

Итак, по результатам исследования общественного мнения (ВЦИОМа), рейтинг престижных профессий возглавляют юристы (20 %); на втором месте бухгалтер и экономист (по 12%), на третьем менеджер (7%), далее программист (6%), затруднились ответить на вопрос – 27% опрашиваемых.


Так ли это на самом деле? Является ли престижность профессии знаковой характеристикой для ее выбора? Давайте узнаем это на практике.


(Класс разделен на две группы. Группы получают соответствующие карточки.)

Инструкция: каждая группа представляет определенную профессию и степень ее престижности. Вы определите, из каких составляющих складывается успех той или иной специальности. Выберите представителя в своей группе, который по окончании работы представит ваши результаты.

Сейчас вы будете работать в группах. Работа коллективная, и ее результат предполагает выработку коллективного мнения.

Предлагаем каждой группе проанализировать: является ли данная профессия (юриста и врача) престижной? А именно: высокооплачиваемой? Какие существуют рамки заработной платы в этих профессиях? Что может влиять на уровень развития специалистов этих профессий? В каком учреждении ему необходимо работать? Какие черты характера влияют на успешность? То есть, выбираете, из каких фактов складывается престижность данной профессии.

(Группы получают карточку с заданием, распечатанные на отдельных листочках составляющие для того, чтобы представитель профессии был успешным, и она считалась престижной. На листе ватмана приклеено изображение человека профессии врач/юрист. Учащимся необходимо выбрать соответствующие данной профессии критерии (время работы – 3 минуты)


Ученики представляют свою работу, акцентируют внимание на влиянии вида занятости (частная фирма, государственное учреждение, собственное дело), конкретного места профессиональной деятельности, опыта работы, квалификации на уровень заработной платы.

А теперь представитель каждой группы представит результаты работы в команде.

Ребята, чаще всего одним из важных критериев называют доходность. Однако на протяжении всей истории далеко не всегда престижная профессия была доходной, например, профессия врача. Еще со времен древнего Вавилона она являлась необходимой и одной из уважаемых в обществе, не являясь при этом доходной. Эта тенденция сохранилась до наших дней.


Так все же влияет ли доходность профессии на выбор ее учениками? Безусловно. Но базовым критерием она не является, поскольку может измениться самое главное – рынок труда и экономическая ситуация в стране.


Физминутка:

Много профессий на свете у нас! (Руки на пояс и повороты туловища влево-вправо)

О них поговорим сейчас: (Развести руки в стороны)

Вот швея рубашки шьет, (движения воображаемой иглой)

Повар варит нам компот, («мешаем» поварешкой)

Самолет ведет пилот – (руки в стороны)

На посадку и на взлет. (опускают их вниз, поднимают вверх)

Доктор ставит нам уколы (показать, будто в руке держим шприц)

И охранник есть у школы (согнуть руки в локтях)

Каменщик кладет кирпич (попеременно меня ладони, сложить их)

А охотник ловит дичь (сделать из пальчиков бинокль)

Есть учитель, есть кузнец (загибаем пальчики на ручках)

Балерина и певец.

Чтоб профессии иметь, (разгибаем пальцы)

Нужно много знать, уметь (поворот кистями)

Хорошо, дружок, учись! (погрозить пальчиком)

И, конечно, не ленись (отрицательное движение пальцем).



Продолжаем. Следующая непростая задачка в отношении престижности профессии.

Предлагаем вам выполнить следующее задание. Представьте себе выпускников школы, выбирающих профессии «Менеджер» и «Юрист» и стремящихся в будущем к высокому уровню оплаты труда. Что они должны делать, начиная с сегодняшнего дня и до получения специальности? (Ведущий раздает набор карточек. Время работы 3 мин.)


Учащиеся представляют выполненные задания. Каждая группа может задавать уточняющие вопросы и высказывать свое мнение. Учитель обобщает работу групп.

Ребята, давайте подведем итог нашего занятия:

При выборе будущей профессии стоит опираться не на ее престижность, а на ее востребованность в обществе;

Востребованы мастера своего дела, профессионалы, а также новые профессии, необходимые для развития различных отраслей;

Во многих профессиях можно получить высокий доход вне зависимости от престижности (оплачивается конкретный труд);

При выборе профессии необходимо учитывать различные трудности, с которыми вы можете столкнуться;

Нужно постоянно повышать свои профессиональные умения и навыки для того, чтобы оставаться конкурентоспособным на рынке труда.

4. Рефлексия

- Ребята, выскажитесь по отношению к нашему мероприятию, выбрав для себя начало фразы.

сегодня я узнал…

я понял, что…

теперь я могу…

я попробую…

мне захотелось…

5. Наше сегодняшнее занятие я хочу закончить словами    педагога, писателя     Константина Дмитриевича Ушинского:


«Если вы удачно выберете труд

и вложите в него душу,

то счастье само вас отыщет».

                         К.Д. Ушинский.

Правильный выбор — необходимое условие профессионального и социального роста личности. Если человек любит свою профессию, переживает радость труда, творчески относится к ней, он имеет возможность проявить и развить в труде все свои способности, лучшие черты своего характера, совершенствовать свои знания и умения. И тогда труд на благо общества становится источником личного счастья.


Домашнее задание: подобрать список востребованных профессий на данное время на рынке труда.

Спасибо за сотрудничество!
















в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.