Цель: усвоение основных этических требований в поведении и общении с людьми. Задачи: 1.Овладеть навыками культурного поведения. 2. Формировать умения работать в коллективе. Форма проведения: брейн - ринг. Участники: 2-3 команды по 5 человек, ведущие, члены жюри Подготовительная работа к игре: - поиск, ознакомление со справочно-информационными, энциклопедическими и другими материалами, рекомендованными организаторами игры; - подготовка сценария игры; - подготовка наглядного материала, карточек; - оформление зала; - комплектование команд (по 5 человек от каждой группы); - подготовка команд по теме игры, домашнего задания для команд, выбор капитана команды, название команды, девиз. Инвентарь, оборудование: - по 6 стульев вокруг двух столов по кругу; - гонг; - секундомер или большие часы с секундной стрелкой; - сигнальные карточки, чтобы можно было определять очередность ответов команд; - жюри для решения спорных вопросов и награждения победителей. Ход игры: Ведущий 1: (читает стихотворение) Этот мир многогранен и тесен, человеку непросто в нем жить Так, чтоб обществу был он полезен, мог дружить и конечно, любить. И какой бы он ни был натуры, в шутке, юморе меру чтоб знал, Категории «долг», «честь», «культура» без условий всегда понимал. А поможет ему разобраться и поверить в себя самого наша ЭТИКА, - вдумайтесь, братцы, мы ж теперь изучаем ее! Этикет – это правила поведения в обществе. Но это не только культура за столом, в гостях, на улице. В широком смысле слова – это обычаи, традиции, верования народов, а также мода и кулинарные пристрастия. Некоторые привыкли думать, что правильно вести себя нужно только на светском приеме или в присутствии шефа. Но это неправильная позиция, поскольку ты сталкиваешься с людьми на каждом шагу. Разве не нужно вести себя вежливо на улице или в магазине, разве там ты не находишься среди людей? Сегодня не часто увидишь картину, что два человека столкнулись дверях и не могут пройти, поскольку предлагают один другому первому пройти. А, следуя этикету, нужно пропустить гостя или женщину (либо женщину гостя) вперед. Требовать от других можно только то, что ты способен дать и даешь сам. Самое главное правило гласит: «Уважай окружающих, считайся с ними». Преподаватель:
И сегодня мы хотели бы провести с вами игру - брейн-ринг на тему «Важные мелочи повседневного этикета». Мы узнаем о значении повседневной вежливости для каждого человека в любых ситуациях. Мы будем не только рассказывать, но и показывать. Ну а подсчитывать количество набранных очков будет наше независимое жюри. Игра состоит из 5 геймов: І гейм – «Разминка» ІІ гейм – «Незаконченные пословицы» ІІІ гейм – «Кто больше и быстрее» IV гейм – «Загадочный предмет» V гейм – «Конкурс капитанов» Правила игры: 1. Игра идет до шести очков. 2. Очередность команд в игре определяется жеребьевкой. 3. На обсуждение дается максимум минута. 4. Право ответа предоставляется команде, первой подавшей звуковой сигнал в течение одной минуты. 5. Победившая команда получает право игры со следующей командой. Критерии оценки: • остроумность и быстрота ответов; • общее количество набранных очков. Ведущий 2
І гейм «Разминка». Вопросы на рассыпку. 1. Это слово происходит от старославянского «веже», то есть «знаток». Это моральное качество человека, для которого уважение к людям является повседневной нормой поведения и привычным способом обращения с окружающими. Эта норма включает: внимательность, проявление доброжелательности ко всем, готовность оказать услугу каждому, кто в этом нуждается, приветливость, деликатность, тактичность, скромность. (Вежливость) 2. Как можно приветствовать друг друга и в каких случаях? (Кивок, жест, рукопожатие, слово, объятия. Чаще всего – «Здравствуйте»; кивок и жест – при встрече в транспорте, на улице при сравнительно большом расстоянии; объятия – при встрече родственников или близких старых друзей; пожилой мужчина может приветствовать наклоном головы сидя.) 3. Кто первым здоровается при входе в помещение? (Первым здоровается всегда входящий, независимо от пола и возраста) 4.Кто первым входит в помещение или тот кто выходит? (тот кто входит ,т.к. на улице может быть прохладно) 5. Это слово заимствовано из французского языка (ярлык, этикетка, надпись; церемониал.). Под ним в широком смысле понимается совокупность правил поведения, касающихся внешнего проявления отношения к людям, обхождение с окружающими, формы обращений и приветствий, нормы поведения в общественных местах, манеры и одежда. (Этикет) 5. Закончите фразу: «При знакомстве в гостях со старшими членами семьи хозяйка (хозяин) представляют сначала...» (...новых знакомых, если они моложе родителей) 6. Это слово имеет глубокий смысл. Оно означает: я приветствую вас, я желаю вам здоровья, рад видеть вас здоровым. (Здравствуйте) 7. Когда мы впервые встречаемся с людьми, кто должен представляться первым (женщина, мужчина, младшие, старшие, начальник, подчиненный)? (Всегда действует правило: старший подает руку младшему, женщина – мужчине, начальник - подчиненному) 8. Под этим понятием подразумевается способ держать себя, внешние формы поведения, обращения с людьми, употребляемые в речи выражения, тон, интонация, походка, жестикуляция, мимика человека. (Манеры) 9. Мужчина и женщина входят в помещение. Кто первый? (Входит первой всегда дама) 10. Это внешняя сторона образа человека. Он во многом зависит от того впечатления, которое он производит на окружающих, от мнения, которое складывается о нем. (Имидж) 11. Пара поднимается или спускается по лестнице. Кто идет первым? (Вверх по лестнице – мужчина, вниз - дама) 12. При разговоре по телефону, кто здоровается первым? (Позвонивший, представившись) 13. Если при разговоре по телефону неожиданно прервалась связь, кто должен перезвонить? (Позвонивший) 14. В какой промежуток времени можно звонить по телефону в будние и выходные дни? (В будни – 8.00-10.00, в выходные и праздничные дни – 9.00-11.00) 15. Вы пришли в гости с подарком и цветами. Как их нужно преподносить? Как должен именинник (хозяин) поступить с подарком? (Цветы держат в левой руке, подарок вручают в развернутом виде (не в газете) или в красивой упаковке. Именинник (хозяин) обязательно должен раскрыть подарок и посмотреть, что в нем) Ведущий 1: Пословицы недаром молвятся, Без них прожить никак нельзя. Они великие помощницы! И в жизни верные друзья! Порой они нас наставляют, Советы мудрые дают, Порой чему-то поучают И от беды нас берегут. ІІ гейм – «Незаконченные пословицы» Слово не воробей: вылетит - ... . (не поймаешь) Слово пуще ... разит. (стрелы) Доброе молчание лучше худого ... . (ворчанья) Лучше недосказать, чем ... . (пересказать) Кто языком штурмует, не много ... . (навоюет) Лишнее говорить – себе ... . (вредить) От одного слова – да на век ... . (ссора) Умей вовремя сказать, вовремя ... . (смолчать) Сказанное слово – серебряное, несказанное - ... . (золотое) Жизнь дана на ... дела. (добрые) Ведущий 2 и ведущий 1 ведут гейм вместе,чередуясь. ІІІ гейм – «Кто больше и быстрее» Команды вопросы выбирают по трем направлениям поведения: «На улице, в транспорте, в лифте» «В театре». «Сервировка стола. Поведение за столом». На улице, в транспорте, в лифте. 1. Когда под раскрытым зонтом идут двое, кто его держит? (Мужчина или старший) 2. С какой стороны должен идти мужчина? (Слева от женщины, военные - справа) 3. Вам нужно узнать дорогу. Как обратитесь к прохожему? (Без «не») 4. Кто первым входит в лифт? (Мужчина) 5. Как должен вести себя мужчина, выходя из автобуса? 6. Можно ли обращаться так: «бабуля», «дедуля», «мужчина», «женщина»? (Нет, лучше безличная форма) 7. Кто здоровается первым: мужчина или женщина? (Мужчина) 8. На улице кто должен здороваться первым: стоящий или проходящий? (Проходящий) 9. При входе или выходе из общественного транспорта кому отдается первенство? (Первой заходит (садится) дама, затем – мужчина, выходят - наоборот) В театре. 1. Паре нужно в театре, кинозале пройти до места. Кто идет первым? (Ищет и ведет до места мужчина) 2. Если опоздали в кино (театр), куда садиться? Нужно ли искать свое место? (Необходимо сесть на ближайшие свободные места) 3. Спектакль задерживается, надо ли аплодировать? (Нет) 4. Надо ли аплодировать после подъема занавеса? (Да) 5. Кто покупает программу: дама или кавалер? (Кавалер) 6. Как продвигаься вдоль ряда? (Лицом к сидящим) 7. Если вам не нравиться спектакль, когда можно покинуть зал? (Только в антракте) 8. Где можно приводить себя в порядок? (Только в туалетной комнате) 9. Как можно выразить свое восхищение? (Восклицаниями «браво», «бис») Сервировка стола. Поведение за столом. 1. За одну минуту вы должны правильно расположить приборы на столе: тарелку, вилку, нож, ложку, бокал, рюмку, салфетку (Посуду ставят по прямой линии, отступив от края стола на 4-5 см, справа от тарелки кладут нож лезвием к тарелке, ложку, слева – вилку выпуклой стороной вниз. Перед тарелкой ставят слева рюмку для крепких напитков, справа - фужер. Полотняные салфетки ставят, красочно оформив, или кладут на тарелку) 2. Как надо есть хлеб, бутерброды? (Хлеб берут руками и кладут на салфетку или специальную тарелочку, едят, отламывая маленькими кусочками) 3. У вас на тарелке виноград, яблоко, апельсин. Как надо их есть? (Виноград едят по ягодке. Яблоко желательно очистить от кожуры ножом для фруктов, разрезать на дольки, вырезать серединку, есть маленькими дольками. Апельсин разрезают дольками или колечками, разрезав их, в свою очередь, пополам) 4. Что такое «шведский стол»? (Прием, посетители которого могут неоднократно подходить к столам, на который выставляются кушанья, и по желанию выбирать наиболее понравившиеся.Наполнив тарелку, гости отходят и дают возможность подойти к столу другим. Затем они располагаются на стульях, креслах, диванах) 5. Как едят пирожные, торты, пироги? (Кусочки бисквита едят, отламывая маленькие порции чайной ложечкой. Слоеные пирожные и пироги едят, держа их в руках) 6. Как без слов сказать о том, что вы закончили есть? Продемонстрируйте это. (Нож и вилка крест-накрест – пауза в еде, параллельно – окончание трапезы) 7. С какого конца разбивать яйцо, чтобы его съесть? (Не имеет значения, просто с тупого удобнее) 8. По окончании обеда как выйти из-за стола? (Из-за стола выходят вместе с другими, поблагодарив хозяев, за собой задвигают стул) 9. Как принято есть лимон? (Ломтик лимона кладут в чашку с чаем, ложкой выдавливают сок, остатки извлекают и кладут на край блюдца) Ведущий 1
IV гейм – «Загадочный предмет» Родиной этого предмета является Китай. При его прикосновении с водой, вода окрашивается в золотисто-коричневый цвет. От него исходит тонкий и приятный аромат. Раньше его приправляли сметаной. (Чай) Преподаватель V гейм – «Конкурс капитанов» .Иностранный этикет. 1. Что означает если немец поднимает вверх брови, а бразилец прищелкивает языком и берется за мочку уха. (Восхищение) 2. При прощании мы обычно машем рукой. Что означает помахивание рукой у арабов? («Иди сюда») 3. При согласии мы киваем головой, при несогласии – качаем головой. Что это означает в Болгарии? (Наоборот) 4. Что означает в Голландии если покрутить пальцем у виска? (Что кто-то сказал остроумную фразу) Преподаватель
Ну что же .Вот и подошел к концу наш классный час. Давайте подведём итоги. Слово нашему жюри.(слово жюри и грамоты победителям и призерам)
Ведущий 2: Знание правил поведения пригодится в жизни всегда. Надеюсь, что некоторые уроки запомнятся вам надолго. Разгорелся пламенем костерок у нас: Обсуждали важную тему мы сейчас. Этикет и этика, чуточку добра – Все это как искорки одного костра. Шутка и внимание, тонкий комплимент, Совесть и терпение, вежливый ответ. День искрится радостью с самого утра Искорками добрыми одного костра. Ведущий 1 Жизнь дана на добрые, добрые дела. Говори с улыбкою добрые слова. Слово к слову тянется нынче и вчера. Словно звезды – искорки одного костра. Привыкайте к доброму, к доброму, друзья! Без добра на свете нам жить никак нельзя! Хамство, зло и ненависть исключить пора! Мы же с вами искорки одного костра! Использованная литература: 1. Бродель Ф. Структура повседневности: возможное и невозможное. М., 1990. 2. Николаева Т.Н., Илларионов С.И. Этикет и мы. М., 1993. 3. Правила этикета. Краткий справочник. / Под ред. Л.Васильевой-Гангнус. Дельта-МКС, 1992. 4. Ягодинский В.Н. Как себя вести (практический курс культурного поведения). М., 1991. |