Классный час в 2–4 класса на тему «Все мы разные …»
Классный час «Все мы разные»
Цель: формирование толерантного поведения у детей младшего школьного возраста.
Задачи:
- познакомить учащихся с понятием «толерантности»;
- воспитывать у детей уважение к себе и окружающим;
- формировать умение взаимодействовать в коллективе.
Ход занятия. Занятие начинается в рекреации.
Под бит учитель или заранее подготовленный ученик зачитывает четверостишие:
Люди в нашей жизни бывают разные:
Непохожие и своеобразные.
Каждому под силу быть терпимым, друзья,
Ведь мы с вами толерантные, да?
Учитель: Ребята, какое слово для вас является незнакомым? С киким словом вы не так часто сталкиваетесь в жизнт?
Ответы детей.
Учитель: Оказывается, что многие уже слышали слово «толерантность», но что же оно обозначает?
Ответы детей.
Учитель: Давайте попробуем подобрать слова на каждую букву слова толерантность, которые ассоциируются у нас с дынным словом?
На ватмане:
Т
О
Л
Е
Р
А
Н
Т
Н
О
С
Т
Ь
Ответы детей.
Например, Т (терпение, тактичность), О (ответственность), Л (любовь, ласка), Е (единство), Р (равенство) и т.д.
Учитель: Вы все правы, говоря «толерантность» мы имеем в виду «терпимость к отличным от наших взглядов и привычек явлениям». Мы проявляем к другим людям доброту, сострадание, милосердие, и к нам проявляют доброту, сострадание и милосердие. Каждый из нас уникален! Сейчас мы попытаемся узнать ваши особенные качества.
Упражнение: «Я уникален». Мы встаем в круг и против часовой стрелки, и каждый из нас называет свое «уникальное» качество. Если кто-то тоже обладает этим качеством, то он подходит и обнимает говорящего. Мы, конечно, любим обниматься, но необходимо найти такое качество, которое отличает вас от остальных. Давайте я начну. Я уникальна тем, что обожаю салат «Оливье».
Так все участники рассказывают о своих «уникальных» качествах, талантах, особенностях.
Учитель: Видите, какие мы все разные! Но пока мы играли, оказалось, что в нас есть много общего! Сейчас мы составим цепочку дружбы. Но сделаем мы это по нашим схожим интересам. Например, я говорю, что люблю петь. Те, кто любят петь, присоединяются в нашу цепочку. Тот, кто оказался крайним придумывает следующий признак, который может объединить вас с ребятами, которые еще не стоят в цепочки дружбы.
Так собирается цепочка дружбы, вначале которой стоит учитель.
Учитель (на фоне включается спокойная музыка без слов): Теперь весь наш класс превратился в настоящую цепочку дружбы, которой мы и отправимся на наш огонек «Все мы разные». В полной тишине, в руке рука, на огонек идем мы не спеша. Здесь каждый друг, здесь все тебе так рады, помочь готовы, не ища награды.
Учитель заводит детей в заранее приготовленный класс, где можно сесть вокруг светящегося фонаря. Можно украсить класс гирляндами. Перед каждым учеником лежит звезда, вырезанная из бумаги. Войдя в класс, включается песня «Звезда» Михаил Харламов и Александр Лазуткин. Под эту песню класс рассаживается в круг и настраиваются на атмосферу огонька .Дальше весь огонек сопровождается спокойной мелодией , на фоне которого говорят дети и учитель.
Учитель: Говорят, что когда рождается человек, на небе зажигается звезда. Его звезда. У кого – то она очень яркая, у кого-то немного бледнее, но от этого она не становится менее красивой и важной. Когда в следующий раз вы будите смотреть на звездное небо, найдите свою звезду! Она обязательно запет ваш взгляд. А потом посмотрите на все звездное небо и поймите, что без многообразия этих разных светил небо не было бы таким красивым! Одной звезды мало, чтобы украсить весь небосвод, так и в нашей жизни: одному сложно сделать собственный мир ярким и особенным. Каждый из нас уникален, но вместе мы становимся еще красивее. Перед каждым из вас лежит звезда, ваша звезда. Против часовой стрелки мы расскажем о себе и своем классе, как о яркой звездочке и невероятном скоплении звезд.
Начинает учитель. Рассказы детей.
Учитель: Да, мы самое настоящее созвездие нашего класса! Пусть такого и нет на звездном небе, а может быть это только пока, но мы сделаем его в нашем классном уголке после огонька. А сейчас закройте глаза и вытяните правую руку вверх. Представьте, что вы попали под звездопад и поймали звезду! Звезда может исполнить одно ваше заветное желание. Подумайте хорошенько, чего вы хотите на самом деле, ведь желание только одно. Подумали? Загадайте ваше самое заветное желание и отпустите звезду.
Открываете глаза. А какая звезда для нас самая знакомая?
Ответы детей.
Учитель: Правильно, солнце. Сейчас мы сделаем уже знакомое нам солнышко и пойдем создавать наше классное созвездие.
И помните: «… если звёзды зажигают —
Значит — это кому-нибудь нужно?
Значит — это необходимо,
Чтобы каждый вечер
Над крышами
Загоралась хоть одна звезда?!»1
1 В. В. Маяковский «Послушайте!»