Классный час:"Край,в котором мы живем"
Первый урок в 1 классе
Тема:Край, в котором мы живём
Цель:
Раскрыть понятие «малая родина».
Закрепить чувство принадлежности и любви к своей малой родине
Воспитывать любовь к малой родине, чувство патриотизма, любовь к прекрасному.
Формируемые УУД:
Л. формирование основ гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину;
М. освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов;
овладение готовностью слушать собеседника и вести диалог; признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
П. формирование уважительного отношения к своей стране, родному краю, своей семье, истории, культуре, природе нашей страны, её современной жизни.
Тип урока: урок-путешествие
I. Вводная часть.
1. Приветствие.
2. Сообщение темы занятия.
Учитель: Сегодня мы посвятим наше занятие самому важному в жизни каждого человека. Прочитайте синквейн, добавьте первую строку.
…….(Родина)
Большая, малая.
Родиться, любить защищать.
Отчизна.
-О чём будем говорить на уроке?
Учитель: -Да, мы сегодня будем говорить о Родине. Родина - это самое ценное и душевное для каждого человека место пребывания. Не зря данное слово перекликается с такими словами, как родители, родное, род, родственный, родится.
II. Основная часть занятия.
Работа по созданию образа Родины.
1.Постановка проблемы.
Учитель: Ребятки, подумайте и ответьте «Что зовём мы Родиной?», как вы понимаете слово «Родина»?
У каждого человека есть Родина. Это место, страна, где он родился, он живёт.
А как называется наша страна (Россия, Российская Федерация).
(слово Родина вывешиваем на доску)
- Да, мы живем в России. Это наша «большая» Родина.
-Россия- наш общий дом, в нём проживает много людей разных национальностей: русские, белорусы, армяне, таджики и многие другие. Наша Россия необъятна и много удивительных мест есть в ней.
-У каждого человека есть еще и «малая» родина – родной край, часть общей «большой» Родины – России, то место на земле, где человек родился и вырос, где познал он радости и неудачи.
Пётр Комаров написал прекрасное стихотворение
Край далекий — с лесами да сопками,
С поздней жалобой птиц, — это ты
Разбудил голосами высокими
Сыновей золотые мечты.
Небеса с колдовскими закатами,
И тайги вековечный покой,
И Амур с берегами покатыми,
И вечерний туман над рекой.
-О каком уголке России говорится в этом стихотворении? (о крае)
Это стихотворение называется Приамурье. (выставляем слово край)
-Как называется наш край? (Хабаровский)
- Сформулируйте тему нашего урока. (Край, в котором мы живём)-Мы неоднократно беседовали с вами о нашем крае. Что вы уже знаете о нём? (20 октября 1938 г, исполняется 86 лет, губернатор, города….)
- Какую цель на уроке мы поставим перед собой? (узнать больше о Хабаровском крае).
- В каком месте Хабаровского края мы с вами проживаем?
- Что вы знаете о нашем городе?
(выставляем слова город)
(Мультфильм о городе)
- Какие ещё города Хабаровского края вы знаете? (Бикин, Николаевск –на-Амуре, Комсомольск-на- Амуре, Советская Гавань, Ванино, Вяземский, Амурск)
- В Хабаровский край входят 17 районов, 7 городов, 31 посёлок.
- Ребята, а вы знаете, что природный мир Хабаровского края не сравним ни с одним регионом нашего государства по разнообразию животных и растений. Большая часть Хабаровского края – страна горных хребтов, страна быстрых и чистых рек, среди которых выделяется особо величавый, спокойный и широкий …… (Амур).
И сейчас стихотворение расскажет _______________________
Улица-река.
Моя родная улица
Широкая, большая
Она зимою, белая,
А летом, голубая
В неё тайга любуется,
Глядятся облака…
Амуром называется
Улица-река!
- На территории родного края протекает много рек, но река Амур несравнима ни с одной рекой России по видовому разнообразию пресноводных рыб. Таких рыбных богатств нет нигде! В Амуре живёт 108 видов и подвидов рыб.
- Ещё Амур – это и пограничная река. Бассейн реки Амур расположен на территории трёх государств: России, КНР и Монголии.
- Ребята, природа нашего Хабаровского края удивительна и своеобразна. Хабаровский край – это страна тайги. В тайге родного края водятся много разных зверей, каких?
- Но, пожалуй , самый экзотическим, самым интересным животным является тигр. Раньше его называли уссурийским, теперь называют амурским. Это название более точное, так как тигр обитает не только вдоль Уссури, а гораздо шире – по Амуру.
- Ребята, но люди часто рвут красивые растения, а животных истребляют ради меха или мяса, а иногда ради развлечения.
Чтобы защитить исчезающие виды животных и растений в 1966 году учредили Красную книгу.
- Красный сигнал это знак смертельной опасности – это призыв к разуму и совести каждого. В эту книгу занесены животные и растения Хабаровского края 167 видов растений и грибов и 127 видов животных.
- Леса Хабаровского края богаты грибами, ягодами и другими полезными травами. Сбор и заготовки пищевых лесных богатств (папоротник, ягоды, грибы, березовый сок и д.р.) лекарственного сырья обеспечивают занятость жителей отдалённых посёлков и являются традиционной деятельностью коренных малочисленных народов нашего края.
– Ребята, а вы знаете, какие коренные жители живут на территории Хабаровского края? (Нанайцы, нивхки, эвенки, уличи, орочи, удэгейцы). Много разных народов населяют Дальний Восток. А чем занимаются коренные жители Приамурья? (Они занимаются охотой, рыбалкой, собирают дары леса).
- Да, ребята, они прекрасные охотники и следопыты, они лучше всех знают, где растут самые вкусные ягоды тайги, как поймать и правильно приготовить рыбу. Устное народное творчество этих народов поведало нам много сказок, былин, сказаний о своей жизни традициях.
- Ребята каждый гражданин обязан знать государственные символы своей страны и края
- Это флаг Р.Ф. он состоит из трёх цветов. Ребята каждый цвет, что-то символизирует.
Ребенок рассказывает
Белый – это мир, чистота, совершенство.
Голубой – это вера, верность, постоянство.
Красный – сила, кровь, пролитая за Родину.
- Флаг Хабаровского края тоже состоит из трёх цветов и тоже каждый цвет, что-то символизирует.
Ребенок рассказывает
Голубой – символ красоты, мягкости, величия. В данном случае он символизирует реки, озёра Хабаровского края.
Зелёный – символ надежды, радости, изобилия, на флаге символизирует уникальную флору нашего края, леса, поля, тайгу.
Белый (серебро) – символ чистоты, добра, невинности (скромности). Он отображает безоблачное, мирное небо, доброту жителей Хабаровского края.
– Ребята, а вот герб Хабаровского края. А почему, как вы думаете на гербе Хабаровского края изображён черный медведь?
Ребенок рассказывает
Медведь – это хозяин тайги. Голова его повёрнута на восток – в сторону восходящего солнца. Глаза зорко стерегут границы края. А в лапах он бережно держит герб города Хабаровска, ведь Хабаровск – это сердце нашего края и его столица.
(выставляем карточки со словами природа, народности, символика края)
- Я хочу предложить вам работу в парах.
(собрать флаг Хабаровского края, герб Хабаровского края, собрать рассыпанное стихотворение и найти ключевое слово)
Люблю мой край!
Я много мест видала,
И можно хоть полмира обойти,
Но ближе и родней родного края,
Я думаю, мне больше не найти!
Или
Хабаровский край — дом мой родной.
Хабаровский край, горжусь я тобой!
Хабаровский край — здесь много чудес:
Сопки высокие, сказочный лес.
В Хабаровском крае Амур протекает...
Всех лучше Хабаровский край, я это знаю!
- Молодцы, вы прекрасно выполнили свои задания.
- О каких понятиях мы говорили с вами сегодня?
- Между этими словами есть какая-то связь? (Родина)
- Мы достигли цель нашего занятия?
– Хотела бы закончить наш классный час притчей:
Однажды в одном купе ехали три женщины и один мужчина. За окном
простирались бесконечные песчаные барханы. Пораженные скудным
пейзажем за окном, женщины то и дело восклицали:
— Какие страшные места!
— Как здесь могут жить люди?
— Неужели им здесь нравится?
Вот поезд подъехал к крохотной станции, за которой виднелись лишь
несколько чахлых деревьев, верблюд, а вдали — глиняная мазаная кибитка.
Мужчина начал собирать вещи.
— Вы здесь выходите? — удивились женщины.
— Да, выхожу, — ответил он и с чувством добавил: — Это — моя Родина!
- Как вы думаете, почему люди могут воспринимать одно и то же место по-
разному?
- Как вы думаете, почему мужчина из притчи о нескольких чахлых деревьях,
верблюде да глиняной мазаной кибитке говорил с гордостью? (Потому что
он там родился. Это - его Родина, у каждого человека есть Родина – край,
где он родился и где всё кажется особенным, прекрасным и родным).
- Ребята наш классный час подошёл к концу, спасибо за работу.