Урок по литературе в 6 классе «Классное сочинение по произведениям Распутина, Астафьева, Искандера»
Классное сочинение по произведениям Распутина, Астафьева, Искандера
1. Отношение автора к своему герою
2. Портрет героя в произведении и его роль
3. О каких «уроках» жизни говорит автор в своём произведении?
К 1-й теме
Рассказывая историю из жизни героя автор говорит об отношению к (Лидии Михайловне, Харлампию Диагеновичу, бабушке Екатерине Петровне), в чём это выражается? (Описание внешности, рассказ о жизни, одежда, манера держаться, речь, помещение, где живёт герой и т.д.)
Как можно построить свою работу
Лесков с сочувствием пишет о состоянии Левши, говоря, что « у него волосы при учении выдраны», но даже перед царём герой «не конфузится». Такое же отношение мы видим и при сравнении жизни русских и английских мастеров. Англичане живут и работают в нормальных условиях, в чистоте, используют знания, технику, их сначала обучают, а потом спрашивают. А русские мастеровые люди, хоть и талантливы, но не имеют даже элементарных вычислительных навыков. Левша делает свою тонкую работу без микроскопа, потому что у него «так глаз пристрелявши».
Рассказывая о смерти героя, автор с горечью восклицает, что погибает один из «величайших гениев…с очень «человечкиной душою».
Ко 2- теме
Прочитайте один из портретов рассказа («Конь с розовой гривой» - Санька Левонтьев, «Уроки французского» - герой, Лидия Михайловна, «Тринадцатый подвиг Геракла» - Харлампий Диагенович). Что можно сказать о человеке, познакомившись с этим описанием?
Какие художественные средства использовал писатель, создавая этот портрет? В чем его своеобразие? Как в этом портрете передается отношение автора к данному персонажу?
Как можно построить свою работу
Это портрет Валека — героя рассказа В. Г. Короленко «Дети подземелья». Из этого описания мы узнаем возраст мальчика, рост, выражение лица, во что он одет. Все говорит о том, что мальчик беден, лишен материнской заботы и внимания. Сравнение — «тонкий, как тростинка».
Эпитеты — «худощавый и тонкий», штанишки у него «узкие и короткие», «темные курчавые» волосы, «черные задумчивые» глаза. Слова с уменьшительными суффиксами — штанишки, тростинка, рубашонка. Независимость характера Валека подчеркивается деталью «руки держал в карманах».
В портрете автор не только пытается передать свое стремление показать образ жизни детей, живущих в развалинах, но и выражает сочувствие к этому маленькому человеку. Описывая «задумчивые глаза» писатель говорит о ранней взрослости, необходимости думать о многих вещах, которые обычно детей не интересуют.
К 3-й теме
Какие изменения происходят в жизни героя после событий, изложенных в рассказе? Что теперь ему стало понятно? Можно ли сказать, что герой повзрослел? Как об этом говорит автор?