12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
Материал опубликовал
Чухрий Вера Васильевна2684
Россия, Костромская обл., г. Буй
Материал размещён в группе «Задания к урокам биологии по ФГОС»

Пояснительная записка

Автор: Чухрий Вера Васильевна. МОУ СОШ №9, г. Буй, Костромская область

Предмет: биология

Класс:5

Программа: В.В. Пасечник

Учебник: В.В. Пасечник. Биология. Бактерии, грибы, растения. Дрофа. Вертикаль.

Раздел: Клеточное строение организмов

Темы: «Строение клетки», «Пластиды», «Приготовление препаратов срезов объектов растений», «Ткани», «Рассматривание под микроскопом препаратов тканей», «Клеточное строение организмов»

Форма работы: групповая

Цель: понять: растения – это живые объекты; изучить особенности строения и функций клеток и тканей растений.

Задачи:

Обучающая: изучить особенности строения и функций клеток и тканей разных органов растений.

Развивающая: умение применять методы биологии в изучении клеток и тканей, анализировать, сравнивать, делать выводы, обобщать.

Воспитывающая: воспитывать чувство красоты даже в самой малой частице живого; самостоятельность, сотрудничество.

Формирование УУД:

 

ЛУУД

Продуктивное сотрудничество на уроке.

РУУД

Фиксировать свою деятельность в группе и классе, делать выводы.

ПУУД

Самостоятельно составлять алгоритм деятельности при решении различных проблем, задач. Умение анализировать, обобщать, сравнивать. Составлять схемы, классифицировать.

КУУД

Оказывать в сотрудничестве взаимопомощь, аргументировать свою позицию. Участвовать в выработке общего решения в совместной деятельности. Делать выводы, вести обсуждение.
 

Рефлексия. Самооценка. Поставьте + или -

Интересно изучать тему по фотографиям

 

Понял тему

 

Буду работать с цифровым микроскопом

 

Пригодится в жизни

 

Хочу узнать больше о клетках и тканях

 

Активно работал на уроке, в группе

 

Оценка (в баллах)

 

Оборудование: школьные световые микроскопы у учащихся (приготовление и рассматривание клеток кожицы лука; приготовление срезов разных частей комнатных растений и определение тканей); цифровой микроскоп у учителя (применение: рассматривание разных растительных объектов, их фотографирование, демонстрация, сравнение). Изучаемые объекты легко найти и подготовить для уроков. Это комнатные растения, растения пришкольной территории, продукты, приобретённые в продуктовом магазине.

Название работы: Клеточное и тканевое строение высших растений.

Объекты и их описание:

№ объекта

Название растения

Изучаемый объект

Части клетки, органоиды

Название ткани

Сравнительный вопрос в группе

Тема: «Строение клетки»

№1

Перец болгарский

Клетки мякоти плода

Оболочка, ядро, цитоплазма

Основная (паренхима)

В чём сходство в   строении клеток разных органов и их частей?

В чём отличие?

Какие функции выполняют в клетке ядро, цитоплазма, оболочка?

№2

Алоэ древовидный

Клетки мякоти листа

Оболочка, ядро, цитоплазма

Основная (паренхима)

№3

Смородина чёрная

Клетки кожицы плода

Оболочка, ядро, цитоплазма

Покровная

Тема: «Пластиды»

№4

Толстянка

Мякоть листа

Части клетки: оболочка, цитоплазма, ядро. Органоиды: хлоропласты (зелёные пластиды)

Основная (столбчатая и губчатая ткани)

В чём сходство между хлоропластами, лейкопластами и хромопластами? В чём отличие по строению, функциям, местонахождению?

№5

Клубень картофеля

Клетки клубня на поперечном срезе

Лейкопласты (бесцветные пластиды) с зёрнами крахмала

Основная (запасающая)

№6

Шиповник коричный

Мякоть плода

Хромопласты

Основная

Тема: «Приготовление препаратов срезов объектов растений», «Ткани», «Рассматривание под микроскопом препаратов тканей»

№7

Хлорофитум хохлатый

Поперечный срез корня

Клетки коры, основной ткани, центрального цилиндра

Покровная, основная, проводящая

В чём основное отличие тканей: по расположению, строению, функциям?

№8

Кубышка

Поперечный срез стебля

Клетки аэренхимы с крупными межклетниками

Аэренхима (воздухоносная ткань)

№9

Каланхоэ

Поперечный срез листа в области центральной жилки

Клетки сосудисто-волокнистого пучка (жилки листа)

Проводящая ткань, окружённая клетками основной ткани (мезофиллом)

№ 10

Каланхоэ

Кожица листа (эпидерма)

Клетки кожицы листа: бесцветные, устьица

Покровная

№11

Толстянка

Поперечный срез листа

Клетки основной ткани

Основная (губчатая ткань с нижней стороны листа)

Тема: «Клеточное строение организмов» (обобщение)

№12

Фиалка узамбарская

Лист

Волоски эпидермы

Эпидерма (покровная)

Проанализируйте клетки и ткани.

Составьте схемы клеток. Сделайте их презентацию для класса.

Составьте таблицу тканей. Какие основные признаки возьмёте для классификации?

Сделайте вывод по теме и цели.

№13

Североамериканская пальма

Корень (кончик)

Клетки зон корня

Образовательная, покровная

№14

Золотой ус (однодольное растение)

Стебель (поперечный срез)

Клетки стебля (слои)

Покровная, проводящая (пучки), основная

№15

Липа сердцевидная (двудольное растение)

Стебель (поперечный срез)

Слои стебля

Покровная, образовательная, проводящая, механическая

№16

Дуб черешчатый

Кора

Чечевички

Покровная

№1 Клетки мякоти плода перца сладкого
№2 Клетки мякоти листа алоэ древовидного
№3 Клетки кожицы плода смородины чёрной
№4 Клетки столбчатой ткани мякоти листа толстянки
№5 Лейкопласты с зёрнами крахмала в клубне картофеля
№6 Хромопласты. Клетки мякоти плода шиповника коричного
№7 Поперечный срез корня хлорофитума хохлатого
№8 Поперечный срез стебля кубышки. Аэренхима
№9 Поперечный срез листа каланхоэ в области центральной жилки
№10 Эпидерма листа каланхоэ
№11 Губчатая ткань листа толстянки
№12 Волоски эпидермы фиалки узамбарской
№13 Клетки зон корешка пальмы
№14 Поперечный срез стебля однодольного растения золотой ус
№15 Поперечный срез ветки липы двудольного растения
№16 Чечевички молодой коры дуба
Опубликовано в группе «Задания к урокам биологии по ФГОС»


Комментарии (2)

Константин Юрьевич Плотников, 04.01.18 в 05:03 2 Ответить Пожаловаться
Спасибо за материал! Если кроме последней фотографии остальные тоже выполнены Вами, читателям было бы полезно узнать, с помощью какой аппаратуры выполнена такая макросъёмка. Удачи!
Чухрий Вера Васильевна, 04.01.18 в 12:32 3 Ответить Пожаловаться
Сейчас в каждой школе в кабинете биологии имеется цифровой микроскоп. Марка здесь не имеет особого значения. С помощью его можно сфотографировать любой микропрепарат, предварительно сделав продольный или поперечный срез объекта. Фотографии сохраняются в папке. Также можно снять видео. Чтобы фотографии выглядели более чётко, обрабатываю в программе Microsoft Office Picture Manager. Затем использую их на уроках, уже не выполняя срезы. Это очень увлекательное занятие.
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.