Материал к уроку «Клеточное и тканевое строение высших растений» (Биология, 5 класс)
Пояснительная записка
Автор: Чухрий Вера Васильевна. МОУ СОШ №9, г. Буй, Костромская область
Предмет: биология
Класс:5
Программа: В.В. Пасечник
Учебник: В.В. Пасечник. Биология. Бактерии, грибы, растения. Дрофа. Вертикаль.
Раздел: Клеточное строение организмов
Темы: «Строение клетки», «Пластиды», «Приготовление препаратов срезов объектов растений», «Ткани», «Рассматривание под микроскопом препаратов тканей», «Клеточное строение организмов»
Форма работы: групповая
Цель: понять: растения – это живые объекты; изучить особенности строения и функций клеток и тканей растений.
Задачи:
Обучающая: изучить особенности строения и функций клеток и тканей разных органов растений.
Развивающая: умение применять методы биологии в изучении клеток и тканей, анализировать, сравнивать, делать выводы, обобщать.
Воспитывающая: воспитывать чувство красоты даже в самой малой частице живого; самостоятельность, сотрудничество.
Формирование УУД:
ЛУУД
Продуктивное сотрудничество на уроке.
РУУД
Фиксировать свою деятельность в группе и классе, делать выводы.
ПУУД
Самостоятельно составлять алгоритм деятельности при решении различных проблем, задач. Умение анализировать, обобщать, сравнивать. Составлять схемы, классифицировать.
КУУД
Оказывать в сотрудничестве взаимопомощь, аргументировать свою позицию. Участвовать в выработке общего решения в совместной деятельности. Делать выводы, вести обсуждение.
Рефлексия. Самооценка. Поставьте + или - |
|
Интересно изучать тему по фотографиям |
|
Понял тему |
|
Буду работать с цифровым микроскопом |
|
Пригодится в жизни |
|
Хочу узнать больше о клетках и тканях |
|
Активно работал на уроке, в группе |
|
Оценка (в баллах) |
|
Оборудование: школьные световые микроскопы у учащихся (приготовление и рассматривание клеток кожицы лука; приготовление срезов разных частей комнатных растений и определение тканей); цифровой микроскоп у учителя (применение: рассматривание разных растительных объектов, их фотографирование, демонстрация, сравнение). Изучаемые объекты легко найти и подготовить для уроков. Это комнатные растения, растения пришкольной территории, продукты, приобретённые в продуктовом магазине.
Название работы: Клеточное и тканевое строение высших растений.
Объекты и их описание:
№ объекта |
Название растения |
Изучаемый объект |
Части клетки, органоиды |
Название ткани |
Сравнительный вопрос в группе |
Тема: «Строение клетки» |
|||||
№1 |
Перец болгарский |
Клетки мякоти плода |
Оболочка, ядро, цитоплазма |
Основная (паренхима) |
В чём сходство в строении клеток разных органов и их частей? В чём отличие? Какие функции выполняют в клетке ядро, цитоплазма, оболочка? |
№2 |
Алоэ древовидный |
Клетки мякоти листа |
Оболочка, ядро, цитоплазма |
Основная (паренхима) |
|
№3 |
Смородина чёрная |
Клетки кожицы плода |
Оболочка, ядро, цитоплазма |
Покровная |
|
Тема: «Пластиды» |
|||||
№4 |
Толстянка |
Мякоть листа |
Части клетки: оболочка, цитоплазма, ядро. Органоиды: хлоропласты (зелёные пластиды) |
Основная (столбчатая и губчатая ткани) |
В чём сходство между хлоропластами, лейкопластами и хромопластами? В чём отличие по строению, функциям, местонахождению? |
№5 |
Клубень картофеля |
Клетки клубня на поперечном срезе |
Лейкопласты (бесцветные пластиды) с зёрнами крахмала |
Основная (запасающая) |
|
№6 |
Шиповник коричный |
Мякоть плода |
Хромопласты |
Основная |
|
Тема: «Приготовление препаратов срезов объектов растений», «Ткани», «Рассматривание под микроскопом препаратов тканей» |
|||||
№7 |
Хлорофитум хохлатый |
Поперечный срез корня |
Клетки коры, основной ткани, центрального цилиндра |
Покровная, основная, проводящая |
В чём основное отличие тканей: по расположению, строению, функциям? |
№8 |
Кубышка |
Поперечный срез стебля |
Клетки аэренхимы с крупными межклетниками |
Аэренхима (воздухоносная ткань) |
|
№9 |
Каланхоэ |
Поперечный срез листа в области центральной жилки |
Клетки сосудисто-волокнистого пучка (жилки листа) |
Проводящая ткань, окружённая клетками основной ткани (мезофиллом) |
|
№ 10 |
Каланхоэ |
Кожица листа (эпидерма) |
Клетки кожицы листа: бесцветные, устьица |
Покровная |
|
№11 |
Толстянка |
Поперечный срез листа |
Клетки основной ткани |
Основная (губчатая ткань с нижней стороны листа) |
|
Тема: «Клеточное строение организмов» (обобщение) |
|||||
№12 |
Фиалка узамбарская |
Лист |
Волоски эпидермы |
Эпидерма (покровная) |
Проанализируйте клетки и ткани. Составьте схемы клеток. Сделайте их презентацию для класса. Составьте таблицу тканей. Какие основные признаки возьмёте для классификации? Сделайте вывод по теме и цели. |
№13 |
Североамериканская пальма |
Корень (кончик) |
Клетки зон корня |
Образовательная, покровная |
|
№14 |
Золотой ус (однодольное растение) |
Стебель (поперечный срез) |
Клетки стебля (слои) |
Покровная, проводящая (пучки), основная |
|
№15 |
Липа сердцевидная (двудольное растение) |
Стебель (поперечный срез) |
Слои стебля |
Покровная, образовательная, проводящая, механическая |
|
№16 |
Дуб черешчатый |
Кора |
Чечевички |
Покровная |
















Константин Юрьевич Плотников
Чухрий Вера Васильевна