Материал к уроку географии в 7 классе «Климат и внутренние воды Южной Америки»
РАЗРАБОТКА УРОКА
Тема урока «Климат и внутренние воды Южной Америки».
Предварительная информация об уроке:
Урок№10 по теме « Материки и страны» после изучения Африки, Австралии и Антарктиды.
К данному уроку учащиеся владеют необходимыми знаниями и умениями:
общими знаниями землеведения (рельефообразующие факторы, факторы формирования климата, зависимость внутренних вод от рельефа и климата);
обозначать на контурных картах изучаемые географические объекты;
проводить сравнение;
умение работать с источниками географической информации: картами, интернет-ресурсами и т д.
Цель урока:
Создание условий для формирования у обучающихся образа материка Южная Америка и осознания целостности компонентов природного комплекса материка.
Задачи:
Предметные: Обучающиеся научатся выявлять климатообразующие факторы Южной Америки, выявлять зависимость внутренних вод от рельефа и климата, закрепят умения описывать реки по типовому плану.
Метапредметные:
Познавательные:
сравнивать и выявлять сходства и различия климата отдельных частей материка и его влияние на формирование внутренних вод; проводить анализ физической и климатической карты, климатограмм, устанавливать причинно-следственных связи между географическим положением, рельефом, климатом и внутренними водами материка, строить логическую цепь рассуждений, доказательство, сравнение, моделировать географические явления и ситуации, извлекать информацию из различных источников знаний, составлять по ним описание и характеристику климатических поясов; вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, её преобразование, сохранение, передачу и презентацию с помощью технических средств и информационных технологий,
Регулятивные:
умение ставить учебную цель и задачу, планировать её реализацию, контролировать и оценивать свои действия, вносить соответствующие коррективы в их выполнение.
Коммуникативные:
продолжить формирование у учащихся способности организовывать и осуществлять сотрудничество и кооперацию с учителем и сверстниками, работать в группе.
Личностные:
готовность и способность к саморазвитию, мотивация к учению.
Тип урока: комбинированный, по основной дидактической цели: урок формирования новых знаний и умений.
Актуальность:
Знания, полученные на уроке необходимы для объяснения особенностей природно-ресурсных предпосылок для развития хозяйства, при изучении отдельных стран региона не только в курсе 7 класса, но и при изучении регионов в курсе «Экономическая и социальная география мира» 11 классе.
Технологии: личностно-ориентированный подход, элементыразвивающего обучения, проблемного обучения, дифференцированного подхода, использование ИКТ.
Методы обучения:
Объяснительно-иллюстративный метод;
Проблемное изложение;
Частично-поисковый метод.
Формы обучения и организации работы в классе:
фронтальная, индивидуальная, коллективная, групповая, их сочетание.
Оснащение урока:настенные карты Южной Америки(физическая и климатическая),карты атласа, раздаточный материал, учебники, дидактические материалы, ЭОР, ПО, мультимедийный экран, проектор, принтер, ПК, наличие локальной сети с выходом в Интернет.
Этап урока, | Цели и задачи этапа | Содержание, деятельность учителя на этапе | Прогнозируемая деятельность учащихся | Результат деятельности, формы контроля |
1.Организационный Самоопределение к деятельности (2 мин.) | Создание психологического настроя на деятельность, создание спокойной, деловой обстановки для восприятия и усвоения учебного материала.
| Проверяет присутствующих, готовность к уроку. Наличие атласов, контурных карт, отмечает отсутствующих, и т.п. Обращает внимание учеников на раздаточный материал и оценочные листы для каждого ученика. Приветствие учащихся, проверка явки. | Готовятся к учебной деятельности, к восприятию материала, к деловому сотрудничеству. | Настрой на учебную деятельность, готовность к активной познавательной деятельности |
Этап урока, | Цели и задачи этапа | Содержание, деятельность учителя на этапе | Прогнозируемая деятельность учащихся | Результат деятельности, формы контроля |
2. Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности. Проверка знаний (5 мин) | Повторение темы Развитие умения учащихся логически и абстрактно мыслить. Подготовка к выполнению более трудных заданий. Проверка усвоения учащимися материала предыдущего урока. Исправление ошибок. Развитие умения организовать свою деятельность, определять её цели и задачи, выбирать средства реализации цели и применять их на практике, оценивать достигнутые результаты.
Развитие регулятивных УУД (контроль, оценка результатов), общеучебных УУД (структурирование знаний) | Учитель организует контроль усвоенного на предыдущем уроке, делит класса на группы. С 1 группой проводит фронтальную беседу по вопросам и работу с настенной картой. | Учащиеся 1 группы работают над ответами по вопросам. Показывают свои знания, участвуют в беседе, работе с дидактическим материалом и т.д. Отвечают на вопросы. | В процессе беседы учащиеся повторяют и показывают знание рельефа материка. Самоконтроль |
Этап урока, | Цели и задачи этапа | Содержание, деятельность учителя на этапе | Прогнозируемая деятельность учащихся | Результат деятельности, формы контроля |
| | У учащихся 2 группы проверяет знания карты. На контурных картах цифрами указаны географические объекты. Даёт задание: определить и записать на листочке названия указанных объектов цифры (по 6 объектов)
У учащихся 3 группы проверяет умение сравнивать рельеф Африки и Южной Америки, объяснять причины.
Учитель подводит итоги данного этапа. Предлагает учащимся провести взаимопроверку, сравнив ответы с правильным ответом на экране.
| Учащиеся 2 группы определяют и записывают на листочке названия указанных объектов по (6 объектов) (Правильность выполнения задания учащиеся проверяют по карте в атласе и на (Слайде «Особенности рельеа»). Каждый правильный ответ оценивается в 1 балл. Учащиеся проверяют правильность выполнения задания, выставляют оценку в оценочный лист.
Учащиеся 3 группы работают по вариантам, сравнивают рельеф Африки и Южной Америки, объясняют причины: 1вариант-черты сходства. 2вариант – черты различий. Отвечают на вопросы, заполняя таблицу. (слайде «Таблица сравнений» №3).
| Учащиеся 2 группы проверка знаний карты. Учащиеся проводят самоанализ знаний расположения основных форм рельефа материка. Самоконтроль (Слайде «Особенности рельефа»).
Учащиеся 3 группы заполняют заранее заготовленную таблицу и сравниавают ответы с правильными ответами на экране Демонстрация уровня сформированности умений и навыков проводить сравнения рельефа отдельных материк Взаимоконтроль. |
Этап урока, | Цели и задачи этапа | Содержание, деятельность учителя на этапе | Прогнозируемая деятельность учащихся | Результат деятельности, формы контроля |
3. Постановка учебной задачи. Исходная мотивация урока (5 мин) |
Настрой на учебную деятельность, готовность к активной познавательной деятельности Подводит учащихся к формулировке основополагающей идеи урока. | Активизация внимания учащихся с помощью – тест-разминки слайд (порядок диктовки определяет учитель) Работа педагога со всем классом в едином темпе с общими задачами. Подводит учащихся к формулировке основополагающей идеи урока
Постановка наводящих вопросов, помогающим учащимся осознать и сформулировать тему урока: Данная разминка не случайна. Мы знаем особенности географического положения Южной Америки и рельефа. Какие компоненты природного комплекса материков зависят от географического положения и рельефа? Попробуйте сформулировать тему сегодняшнего урока. Формулирует тему урока, обращаясь к ученикам: вы правы. Запишем тему в тетради: «Климат и внутренние воды Южной Америки». | Подведение итогов данного этапа. (правильные ответы показаны на Сравнение с правильным ответом. Выставляют оценки в оценочные листы. Учащиеся слушают и отвечают на вопросы по вариантам
Ученики предлагают варианты формулировки темы урока.
Записывают в тетрадь тему урока | Взаимоконтроль тест-разминки слайд
Ученики самостоятельно подходят к формулировке для себя новых задач в учебе и познавательной деятельности. Учащиеся формулируют тему урока: «Климат и внутренние воды Южной Америки». |
Этап урока, | Цели и задачи этапа | Содержание, деятельность учителя на этапе | Прогнозируемая деятельность учащихся | Результат деятельности, формы контроля |
4.Построение проекта выхода из затруднений («открытие» детьми новых знаний).
(20 мин) | Активизировать мыслительную деятельность ученика Создать внутреннюю заинтересованность к работе. Определить практическую и теоретическую значимость темы. Создать особый вид мотивации – проблемной, сочетание традиционного изложения с включением в него проблемных ситуаций. Развивать умения осознано и произвольно выстраивать речевое высказывание; умения структурировать знания, определяя цели и задачи дальнейшей учебной деятельности. Тренировка соответствующих мыслительных операций, создается затруднение в индивидуальной деятельности учащихся. | Постановка проблемы. Учитель организует коммуникативную деятельность учащихся по исследованию возникшей проблемной ситуации в форме эвристической беседы и мотивирует учащихся на познавательную деятельность. Вопросы: 1.Вспомните климаты уже изученных материков. 2.Назовите рекорды климата Африки, Австралии, Антарктиды. 3.А какой рекорд поставит Южная Америка? 4.Не сдвинет ли новый материк уже изученные материки с лидирующих позиций? 5.На эти и другие вопросы мы постараемся сегодня ответить
Подводит учащихся к формулировке основополагающей идеи урока.
Чтение хрестоматийного вступления Просмотр (видео- дождь) Эвристическая беседа
Основополагающие вопросы (презентация к уроку сл 2). | Учащиеся отвечают на вопросы учителя, устно осознают проблемную ситуацию. 1.Африка- самый жаркий материк; 2.Австралия- самый сухой; 3.Антарктида- самый холодный; 4.А Южная Америка? Анализируют исходные данные и формулируют проблему в виде вопроса, вскрывающего предмет изучения и определяющий направление поиска. Выдвигают гипотезы. Отвечают на вопросы учителя, которые вызовут затруднения и интерес к поиску ответов. определяя цели и задачи дальнейшей учебной деятельности..
Учащиеся пытаются сформулировать ответы, Выдвигают гипотезу, дают обоснование, но испытывают затруднения. | Мотивированы на организацию познавательной деятельности, на решение учебных задач Осознанно выстраивают речевое высказывание: Южная Америка – самое мокрое место на Земле. У учащихся развивается мотив и интерес к познавательной деятельности. |
Этап урока, | Цели и задачи этапа | Содержание, деятельность учителя на этапе | Прогнозируемая деятельность учащихся | Результат деятельности, формы контроля |
| Решение учебных задач
Пробуждение интереса учащихся к решению логических задач, а также работать творчески. Организация и нацеливание познавательной деятельности учащихся на восприятие нового материала.
Развивать самостоятельность мышления через систему заданий, на проведение анализа с последующими выводами. Конкретное представление учащимся изучаемых фактов, явлений, основной идеи изучаемого вопроса. | 1.Изучение климата. Учитель устанавливает уровень опорных знаний, задаёт вопросы ученикам: -Назовите климатообразующие факторы.
Предлагает проанализировать карту в атласе «Климатические пояса Южной Америки». Задаёт вопрос: -В каких климатических поясах расположен материк? (презентация к уроку сл3)
-Какие пояса делятся на области?
Учитель делит класс на 5 групп ( количество групп соответствует количеству поясов на материке. Каждая группа получает карточку-задание с таблицей (презентация к уроку сл4) карточку- задание с планом характеристики климатического пояса
| Отвечают на вопрос.
Географическое положение, циркуляция воздушных масс, рельеф океанические течения. Анализируют карту и отвечают на вопросы: -В экваториальном, двух субэкваториальных, тропическом, субтропическом и умеренном. -На области делятся : тропический пояс (пустынного и влажного) , субтропический(средиземноморский, континентальный, с равномерным увлажнением) и умеренный(морской и умеренно-континентальный) Работают в группах с климатической картой, заполняют таблицу Каждая группа, заполнив таблицу по одному из климатических поясов, отчитывается перед классом. | Умение вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, её преобразование на основе тематической карты для решения учебной и познавательной задачи У учащихся формируется умение организовать учебное сотрудничество и совместную деятельность со сверстниками, овладение учебно-исследовательскими умениями анализировать климатическую карту |
Этап урока, | Цели и задачи этапа | Содержание, деятельность учителя на этапе | Прогнозируемая деятельность учащихся | Результат деятельности, формы контроля |
| Дифференцированный подход, формирование более высокого уровня овладения материалом.
Развитие регулятивных УУД обучающиеся направленных на организацию работы, включая способность принимать и сохранять учебную цель и задачу, контролировать и оценивать свои действия, вносить соответствующие коррективы в их выполнение.
Формирование восприятия, обобщения и систематизации новых знаний, усвоения учащимися способов работы с климатической картой. Выработка на основе приобретаемых знаний соответствующие умения и навыки. | Задание повышенной сложности на проведение анализа с последующими выводами (для тех, кто справился): 1. По карте климатических поясов и областей определить, какой климат образуется на востоке и на западе материка тропического климатического пояса. В чем различи климата этих территорий? В чём причина образования береговой пустыни Атакама ?
2. Каким был бы климат Южной Америки, если бы горы Анды находились на восточном побережье? Подводит итог выполнения задания. | Сильные учащиеся выполняют данное задание, анализируют климатическую карту и отвечают на вопросы учителя. Ответы учащихся: 1.На востоке- тропический пустынный климат, а на западе- тропический влажный. .Вдоль побережья проходит холодное течение, район тропиков.
2. Климат центральных районов материка был бы более сухим, т..к юго-восточные пассаты оставляют большую часть влаги на атлантическом побережье. | Формирование и развитие мышления и умения выбирать наиболее эффективные способы решения познавательных задач |
Этап урока, | Цели и задачи этапа | Содержание, деятельность учителя на этапе | Прогнозируемая деятельность учащихся | Результат деятельности, формы контроля |
| Развивать практические географические умения извлекать информацию из различных источников знаний. Развивать самостоятельность мышления через систему заданий, на проведение анализа с последующими выводами, работать в группе Осмысление информации, Установление быстрой обратной связи «ученик – учитель», выявление и исправление ошибок (включение мышления и осознания) первичное закрепление. | Учитель даёт задание сопоставить климатическую и физическую карту Южной Америки и заполнить карточки-задания на соответствие факторов, влияющих на распределение осадков. (презентация к уроку сл.5) Соответствие)
Демонстрирует таблицу с правильными ответами (презентация к уроку сл.6) Обобщает ответы, дает оценку ученикам
| Учащиеся сопоставляют климатическую и физическую карты Южной Америки и заполняют карточки – задания на соответствие. Учащиеся проводя самоконтроль по выполнению данного задания, сравнивая свой ответ с правильным ответом на экране, заполняют оценочные листы. | Устанавливают причинно-следственные связи между распределением осадков климатообразующими факторами. Самоконтроль. |
Этап урока, | Цели и задачи этапа | Содержание, деятельность учителя на этапе | Прогнозируемая деятельность учащихся | Результат деятельности, формы контроля |
| Осмысление информации, Установление быстрой обратной связи «ученик – учитель», выявление и исправление ошибок (включение мышления и осознания) первичное закрепление.
Формирование и развитие способностей к самостоятельному приобретению новых знаний и практических умений, умения управлять своей познавательной деятельностью и работать с картой. | Чтение климатограмм. Задание: Представьте себе, что работаете в туристической фирме. И вам необходимо посоветовать клиентам, куда лучше всего поехать :в Бразилию, в Парагвай, либо в Чили. И для этого нам помогут климатограммы.. Работа с климатограмма . (презентация к уроку сл.7-12 ) изображением климатограммы) Анализирует, делает выводы по данному этапу урока, дает оценку ученикам. | Учащиеся работают в группах, анализируют климатограмму и определяют тип климата для каждой из них, делая вывод о климатических условиях
Санта-фе-де-Богота Манаус Асунсьон Лаэлс Антофагаста Калама
|
Овладение элементарными практическими умениями использования климатической карты для определения качественной характеристики климата от дельных территорий материка. Развитие опыта рефлексивно-оценочной и практической деятельности в жизненной ситуации. |
Этап урока, | Цели и задачи этапа | Содержание, деятельность учителя на этапе | Прогнозируемая деятельность учащихся | Результат деятельности, формы контроля |
| Развитие мотива и интереса познавательной деятельности учащихся. | Изучение Внутренних вод Южной Америки. Вопросы учителя: -Южная Америка удивляет не только своим климатом, но и внутренними водами. -Знаете ли вы, что Амазонка самая полноводная река в мире не перекрыта ни одним мостом, ни одной дамбой? Она трижды чемпион среди рек -Знаете ли вы, что на этом материке находится самое большое из высокогорных озёр Земли? Учитель обращает внимание учеников на физическую карту Южной Америки. Задаёт вопросы учащимся: Учитель обращает внимание учеников на физическую карту Южной Америки. Задаёт вопросы учащимся: (презентация к уроку сл.13) с вопросами + видеоролик водопад Игуасу)
Демонстрирует правильные ответы. | Работают с картой. Отвечают на вопросы. Ответы учащихся. 1.Реки относятся к бассейнам Тихого и Атлантического океанов. Учащиеся называют и показывают на карте реки бассейнов Тихого и Атлантического океанов. Питание преимущественно дождевое и ледниковое. 2. Реки бассейна Атлантического океана (Парана, Ориноко, Амазонка) равнинные, а бассейна Тихого океана горные. 3. Реки стекают с плоскогорий сложенных кристаллическими породами, образуют уступы. 4. Водопады Анхель и Игуасу. Находят и показывают географические объекты на карте, показывают на карте у доски Работа с интернет-ресурсами (опережающее задание). Просмотр презентации на тему: «Внутренние воды Южной Америки». Раздел «теория» | Формулируют для себя новые задачи в познавательной и интересы познавательной деятельности при изучении внутренних вод материка. Классифицируют объекты самостоятельно выбирают основания для классификации Самоконтроль Формирование и развитие ИКТ – компетенции |
Этап урока, | Цели и задачи этапа | Содержание, деятельность учителя на этапе | Прогнозируемая деятельность учащихся | Результат деятельности, формы контроля |
5.Первичное закрепление во внешней речи. 3 мин | Закрепить и систематизировать знания, умение и навыки Анализ уровня и качества выполнения заданий учащимися. Развивать умения осознано и произвольно строить речевое высказывание; умения структурировать знания. Развитие умений учащихся: адекватно оценивать свои знания. | Создает условия для выявления уровня имеющихся знаний по теме, используя фронтальную беседу и работу с настенной картой. Комментирует ответы учеников, оценивает знания. Даёт задание определить, какие водные объекты размещены на карте. Показ слайда с правильным ответом. | Отвечают на вопросы учителя. Анализируют, делают выводы, исправляют допущенные ошибки. Работают с физической картой, определяют объекты на карте, проводят самоанализ, сравнивая с правильными ответами на экране(презентация к уроку сл.14) | Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результатами |
Этап урока, | Цели и задачи этапа | Содержание, деятельность учителя на этапе | Прогнозируемая деятельность учащихся | Результат деятельности, формы контроля |
5.Первичное закрепление во внешней речи. 3 мин | Закрепить и систематизировать знания, умение и навыки Анализ уровня и качества выполнения заданий учащимися. Развивать умения осознано и произвольно строить речевое высказывание; умения структурировать знания. Развитие умений учащихся: адекватно оценивать свои знания. | Создает условия для выявления уровня имеющихся знаний по теме, используя фронтальную беседу и работу с настенной картой. Комментирует ответы учеников, оценивает знания. Даёт задание определить, какие водные объекты размещены на карте. Показ слайда с правильным ответом. | Отвечают на вопросы учителя. Анализируют, делают выводы, исправляют допущенные ошибки. Работают с физической картой, определяют объекты на карте, проводят самоанализ, сравнивая с правильными ответами на экране | Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результатами |
Этап урока, | Цели и задачи этапа | Содержание, деятельность учителя на этапе | Прогнозируемая деятельность учащихся | Результат деятельности, формы контроля |
6. Рефлексия. Самостоятельная работа, с самопроверкой по эталону. 5 мин | Создание положительного эмоционального настроя. Проанализировать результаты работы Коммуникативные , регулятивных УУД (контроль, коррекции своих действий и оценки успешности усвоения) Создание ситуации успеха, повышение мотивации. Развитие умений учащихся: адекватно оценивать свои знания. Осознание учениками уровня своих знаний, умений и навыков. Определить практическую и теоретическую значимость темы Развитие личностных УУД (осмысление значимости полученных знаний) ( (оценка урока) | Учитель задаёт вопросы для закрепления знаний (презентация к уроку сл.15) Закрепление и систематизация материала Предлагает игру-викторину «Веришь- не веришь?» (презентация к уроку сл.16)
для подсказки можно использовать карту. Закрепление и систематизация материала. Консультирует учащихся по ходу выполнения работы, наблюдает за ходом работы Демонстрирует правильные ответы. Анализирует деятельность учащихся на данном этапе, делает выводы. Подведение итогов урока с фиксацией уровня выполненных работ. Напоминает тему урока. Предлагает учащимся сформулировать ответы на вопросы: -Что нового вы узнали на уроке? -Для чего нам нужны знания по данной теме? -Где мы можем приманить полученные знания? Дает оценку деятельности учащихся на уроке, выставляет отметки. Предлагает учащимся оценить урок (смайлики). | Обучающиеся отвечают на вопросы утверждений, внимательно читая утверждения, выполняют работу в тетрадях заполняют оценочные листы. Учащиеся отвечают на вопросы учителя и делают выводы об актуальности темы и ее межпредметности. Учащиеся сдают оценочные листы, на которых делают отметку об оценке урока (смайлики). Ответ учащихся: Знания необходимы для изучения стран и хозяйственной деятельности населения, при изучении всеобщей истории, страноведения на английском языке. | Работа в парах, взаимоконтроль. Владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности. У учащихся формируется осознанная самооценка. |
Этап урока, | Цели и задачи этапа | Содержание, деятельность учителя на этапе | Прогнозируемая деятельность учащихся | Результат деятельности, формы контроля |
7. Этап информации о домашнем задании 2 мин. | Намечаются цели последующей деятельности. Домашнее задание дается с элементами выбора, творчества(дифференцированно). | Сообщает и комментирует домашнее задание 1. Изучить параграф №35,ответить на вопросы 1-3 2*.Выполнить задание № 4 на контурной карте. 3**. Выполнить практическую работу «Характеристика реки по плану» 1вар-р. Ориноко 2вар-р.Парана 4***.Задание сравнить реки Амазонку и Конго. Сообщение темы следующего урока. 5.Опережающее задание на урок-путешествие, работа с интернет – ресурсами, создание презентаций. | Записывают домашнее задание. (РТ, дневник) | Учащиеся определяют способы действий в рамках предложенных условий и требований, учатся корректировать свои действия . |