Технологическая карта урока географии в 7 классе «Климат и внутренние воды Южной Америки»
Предмет, класс: |
География, 7 класс |
||||
УМК: |
География. "Классическая линия" (5-9) |
||||
Учебник: |
Коринская В. А. География материков и океанов. 7 кл. : учеб. для общеобразоват. учреждений / В. А. Коринская, И. В. Душина, В. А. Щенев. – М. : Дрофа, 2015 |
||||
№ урока: |
38 |
Тема урока: |
Климат и внутренние воды Южной Америки. |
||
Цель урока: |
Познакомить учащихся с особенностями климата и внутренними водами Южной Америки. |
||||
Задачи урока: |
Образовательные |
Воспитательные |
Развивающие |
||
Познакомить учащихся с основными особенностями климата Южной Америки и причины их обусловленности. |
Продолжить воспитание эмоционально-ценностного отношения к миру, посредством изучения взаимосвязи климата и внутренних вод. |
Развитие коммуникативных навыков, а также навыков использования логических действий: анализа и синтеза. |
|||
Планируемые результаты |
Предметные |
Метапредметные |
Личностные |
||
Уметь определять типы климата по климатограмме, уметь определять причины обуславливающие различия в климате. |
Уметь использовать различные источники информации (учебник, карта, графики и т.п.) |
Ответственное отношение к учебе, эмоционально-ценностное отношение к миру и окружающей действительности. |
|||
Методы и приемы обучения: |
Рассказ, беседа, работа с климатограммами |
||||
Средства обучения: |
Физическая карта Южной Америки, мультимедиа-презентация. |
||||
Основная номенклатура урока |
Река Амазонка (Риу-Негро, Мадейра, Тапажос), река Ориноко, река Парана, водопад Анхель, водопад Игуасу, озеро Маракайбо, озеро Титикака |
ХОД ЗАНЯТИЯ
Содержание учебного материала |
Методы и приемы |
ФОУД |
Деятельность ученика и учителя |
|||||||||||||||||
Этап |
Организационный |
Время этапа |
2 мин |
|||||||||||||||||
Проверка готовности учащихся к уроку, приветствие, первичное знакомство с учащимися класса, проверка присутствующих на уроке. |
Рассказ |
Ф |
Учащиеся слушают учителя, при необходимости исправляют недочёты в подготовке к уроку. |
|||||||||||||||||
Этап |
Проверка домашнего задания |
Время этапа |
7 мин |
|||||||||||||||||
Проверка географической номенклатуры по раздаточным картам.
|
Индивидуальный опрос (работа с карточками) |
И |
Учащиеся работают с контурной картой, указывают название необходимых объектов. 1 вариант 1 – Магелланов пролив 2 – Фолклендские острова 3 – Карибское море 4 – влк. Котопахи 5 – Амазонская низм. 6 – Лаплатская низм. 2 вариант 1 – пролив Дрейка 2 – о. Огненная Земля 3 – залив Ла-Плата 4 – Оринокская низм. 5 – Бразильское плоског. 6 – гора Аконкагуа |
|||||||||||||||||
Этап |
Актуализация знаний |
Время этапа |
3 мин |
|||||||||||||||||
Давайте вспомним климатические особенности, изученных нами материков, таких как Африка и Австралия. Африка – самый жаркий материк. Австралия – самый сухой материк. Если говорить же о климате Южной Америки, то она будет являться самым влажным материком, это единственный материк, нет больших территорий, испытывающих недостаток влаги. Сегодня мы на уроке постараемся выяснить, чем обусловлено такое звание материка, познакомимся с особенностями климата и внутренними водами Южной Америки. |
Рассказ с элементами беседы |
Ф |
Учащиеся участвуют в беседе, отвечают на вопросы. |
|||||||||||||||||
Этап |
Изучение нового материала |
Время этапа |
20 мин |
|||||||||||||||||
Экватор пересекает материк в северной части. Южная часть материка далеко отстоит от экватора и расположена в условиях умеренного климата. Таким образом, Южная Америка лежит во всех климатических поясах, начиная от экваториального и заканчивая умеренным. |
Беседа |
Ф |
Учащиеся слушают, делают выводы. |
|||||||||||||||||
Давайте вспомним, что оказывает влияние на климат (угол падения солнечных лучей, рельеф, влияние океанов и т.п.). |
Беседа |
Ф |
Учащиеся слушают, отвечают на вопросы. |
|||||||||||||||||
Давайте определим, какие факторы оказывают наибольшее влияние на климат Южной Америки. Факторы климатообразования Влияние океанов. Так как Южная Америка – вытянутый материк, он должен продуваться морскими ветрами. Давайте обратимся к карте: «Температура воздуха, давление и ветер». В зоне каких ветров находиться Южная Америка (пассаты Атлантического океана, западные ветра на юге). Мы помним, что влияние океана может усиливаться или ослабевать благодаря морским течениям. Вдоль западных берегов Южной Америки движется мощное холодное течение. Как оно называется (Перуанское). Холодные течения делают морской воздух менее влажным. У восточных берегов преобладает движение теплых вод (Гвианское и Бразильское течения). И так какой вывод мы можем сделать, какой океан влияет сильнее, на Южную Америку (Влияние Тихого океана меньше, чем влияние Атлантического). Рельеф местности. Так как на западе располагаются высокие горные хребты Анд, которые стоят стеной на пути влажного воздуха с Тихого океана. Воздушные массы Атлантического океана свободно продвигаются вплоть до гор, не встречая препятствий на равнинном востоке. Приближаясь к горам, воздух начинает подыматься вверх, чтобы преодолеть это препятствие. В процессе подъема воздух остывает, конденсируется и оставшаяся влага проливается на склоны гор дождями. Поэтому восточные склоны Анд – одно из самых дождливых мест на планете. В некоторых метах бывает всего несколько ясных дней в год. |
Беседа |
Ф |
Учащиеся работают с картой. |
|||||||||||||||||
Климат Южных Америки – один из жарких Южных материков, поэтому здесь есть черты сходства с изученными типами климата Африки и Австралии. В северной части материка есть только экваториальный и субэкваториальный климат, в то время как на юге набор климатов богаче. |
Рассказ |
Ф |
Учащиеся слушают, при необходимости задают вопросы. |
|||||||||||||||||
Анализ климатограмм Определить типы климатов по данным климматограммы.
Эквоториальный Субэквотриальный Тропический
Субтропический Умеренный |
Анализ климатограмм |
Г |
Учащиеся делятся на 5 групп, которые по климатограмме должны определить тип климата. |
|||||||||||||||||
Несмотря на то, что Южная Америка самый влажный материк, здесь сформировалась самая сухая пустыня. В некоторых местах пустыни дождь выпадает раз в несколько десятков лет. Некоторые метеостанции в Атакаме никогда не регистрировали дождь. Сама же пустыня располагается на побережье Тихого океана. Подумайте: какие условия способствуют формированию здесь пустыни? (Тропический климат, близость к холодному Перуанскому течению) |
Беседа |
Ф |
Учащиеся слушают, отвечают на вопрос. |
|||||||||||||||||
Мы уже знаем, что одним из самых влажных мест мира являются восточные склоны Анд. Неудивительно, что именно здесь начинаются многие крупные реки. Но все эти реки сливаются и образуют одну реку – Амазонку – самая большая (полноводная) река в мире. Ширина реки варьируется от 5 км до 80 км. А в устье реки ширина русла достигает 320 км. Амазонка полноводна практически весь год. Как вы думаете почему? (находиться в экваториальном поясе, притоки располагаются в субэкваториальном поясе (влажное лето – сухая зима) Северного и Южного полушарий). |
||||||||||||||||||||
Кроме Амазонки и ее притоков в Южной Америке располагаются еще две реки: Ориноко и Парана. Эти реки известны прежде всего тем, что на них располагаются крупные водопады. (Анхель самый высокий водопад, Игуасу – самый полноводный водопад, насчитывает 270 водопадов). |
Работа с картой |
Ф |
Учащиеся слушают, отвечают на вопрос, работают с картой. |
|||||||||||||||||
На поверхности Южной Америки нет значительных понижений, поэтому и озер здесь немного. Самым большим озером здесь является озеро Маракайбо, которое примечательно тем, что связано с Карибским морем не рекой, а длинным проливом, поэтому может показаться, что это часть моря. На плоскогорье Анд расположено самое большое из высокогорных озер планеты – озеро Титикака (высота 4 км, площадь более 8 000 км2, глубина 300 м). Найдите эти озера на карте. |
Работа с картой |
Ф |
Учащиеся слушают, отвечают на вопрос, работают с картой. |
|||||||||||||||||
Этап |
Закрепление изученного материала |
Время этапа |
5 мин |
|||||||||||||||||
Работа с картой: «Что-где находиться» |
Работа с картой |
Ф |
Учащиеся отвечают на вопрос, работают с картой. |
|||||||||||||||||
Этап |
Рефлексия |
Время этапа |
2 мин |
|||||||||||||||||
Облако "тегов" сегодня я узнал... было трудно… я понял, что… я научился… я смог… было интересно узнать, что… меня удивило… мне захотелось… и т.д. |
Облако «тегов» |
И |
Каждый ученик выбирает по 1-2 предложения и заканчивает их. |
|||||||||||||||||
Этап |
Домашнее задание |
Время этапа |
1 мин |
|||||||||||||||||
§ 35 (стр. 175-179) – прочитать |
Учитель объясняет домашнее задание. |