Технологическая карта урока на тему «Климат Южной Америки»
Методическая разработка конспект учебного занятия
Тема учебного занятия: Климат Южной Америки
Класс 7
Тип учебного занятия: «открытия» нового знания
Образовательная цель урока: Определить климатообразующие факторы и особенности климата Южной Америки.
Планируемые результаты:
- Личностные: воспитывать доброжелательное отношение друг к другу, уважение к чужому мнению, вырабатывать эмоционально-ценностное отношение к совершаемым открытиям.
- Метапредметные: ставить учебную задачу; выявлять причинно-следственные связи; умение использовать знаково-символические средства, представлять информацию в различных формах; работать с внетекстовыми компонентами; выслушивать и объективно оценивать другого; в ходе ведения диалога вырабатывать общее решение.
- Предметные:
умение объяснять климатообразующие факторы, влияющие на климат Южной Америки, где расположено самое сухое и влажное место на материке; работать с профилем, анализировать его, составлять описание различных типов климата материка.
Технологическая карта урока
№ |
Этап урока |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
1. |
Организационный момент. |
Создание условий для благоприятной рабочей обстановки в классе. Вовлечение учащихся в урок. |
Проверка готовности к работе на уроке. Проверка наличия необходимых к уроку учебных материалов. |
2. |
Мотивационно-целевой этап урока |
Учитель зачитывает отрывок из книги польского путешественника А. Фидлера Тропические леса Амазонки! Кто-то метко заметил, что человек, попавший в них, дважды испытывает острую радость: в первый день, когда ослепленный сказочными богатствами Амазонки, он думает, что попал в рай, и в последний день, когда, на грани безумства, он наконец удирает из этого «зеленого ада»,- писал польский путешественник А.Фидлер, Слова учителя сопровождаются показом иллюстраций из электронного наглядного пособия География 6-10 классы: Амазонская низменность , Тропический лес, Виктория Амазонская Задает вопрос Как вы думаете, что является причиной возникновения такого уникального уголка природы?
Какова тема нашего урока? Какова цель нашего урока? Что поможет реализовать цель? |
Слушают учителя, пытаются ответить на вопрос. Определяют тему урока, формулируют цель и задачи. Проговаривают, что необходимо изучить, чтобы ответить на поставленные вопросы. |
3. |
Актуализация знаний |
Задаёт вопросы: 1. Что такое климатообразующие факторы? 2. Каково влияние климатообразующих факторов на формирование климата? 3. Что такое климат? 4. Какие существуют типы климата? 5. Как работать с климатограммой?
|
Фронтальная работа, отвечают на вопросы. |
4. |
Изучение нового материала
|
Выдает задание Южная Америка – самый влажный материк Земли. Задание №1: Приведите аргументы, подтверждающие это утверждение.(с использованием климатической карты мира в атласе стр 31). В качестве обобщения демонстрируется презентация «Южная Америка- самый влажный материк.» Задает вопрос: Какие причины способствуют тому, что Южная Америка- самый влажный материк.(активизация знаний учащихся о климатических факторах). Задание №2: Амазонская низменность- уникально увлажненный район Земли. Весь гигантский мир Амазонии- болота, леса, водотоки- обязан своим существованием величайшей реке. В мире больше нет подобного природного комплекса. Какие постоянные климатические факторы делают возможным существование этого удивительного мира? Задание №3: Южное Чили и Западную Колумбию называют «мокрыми углами» Южной Америки. Объясните, почему их так называют и какие причины приводят к образованию таких мест? Физминутка – игра «вверх- вниз»
Задание №4: Южноамериканский континент тоже получил от природы свою долю пустынь. В самом деле, одна из самых и парадоксально сухих зон земного шара протягивается вдоль Тихоокеанского побережья между 3 и 30 градусами южной широты. Эта полоса кажется лишенной малейших признаков жизни. Назовите эту пустыню и основные причины ее происхождения. Задание №5: 1) Определите, в каких климатических поясах расположена Южная Америка. 2) Сравните имеющийся на этом материке «набор» поясов с климатическими поясами Африки. Объясните причины сходства и различия.(используется карта климатических поясов Южной Америки из электронного наглядного пособия География 6-10 классы) Задание №6 1) Определите, в каких климатических поясах Южной Америки выделяются климатические области, проанализируйте климатограммы в учебнике на стр.171, 173. 2) Расскажите, как изменяются климатические условия с запада на на восток вдоль Южного тропика по профилю ( выдается каждому ученику в виде раздаточного материала) 3) Расскажите, как изменяются климатические условия с запада на на восток вдоль 45 градуса ю.ш. Сделайте вывод о причинах различий. 4) Сделайте вывод о роли Анд в распределении атмосферных осадков на материке. Задает вопрос Какие горы являются климаторазделами в Австралии, Африке, Северной Америке, Евразии?
|
Работают с картами атласа, приводят аргументы по заданию 1, отвечают на вопрос по заданию 1, Называют климатообразующие факторы для задания 2, используя теоретические знания и карты атласа Выполняют задание 3с использованием контурных карт, учитель работает с контуром Южной Америки на доске.(используется климатическая карта Южной Америки из электронного наглядного пособия География 6-10 классы)
Встают, делают разминку, повторяют тему широта и долгота Отвечают на поставленный вопрос, работают с атласом
Работают с атласом, сравнивают климатические пояса двух материков, делают выводы, объясняют причины сходства и различия
Анализируют климатограммы, делают выводы
Работают с профилем, делают выводы о причинах различий
На основе анализа профиля делают вывод
Отвечают на вопрос |
5 |
Закрепление знаний на основе проверочных заданий |
Учитель предлагает ответить на вопросы: 1. На большую часть территории Южной Америки влага приносится с океана: 1) Тихого 2) Атлантического 3) Индийского 2. Если на территории выпадает 2000-3000 мм осадков, распределяющихся равномерно в течение года, то это: 1) Амазонская низменность 2) Ла-Платская низменность 3) Бразильское плоскогорье 3. На большую часть территории Южной Америки влагу приносят: 1) пассаты 2) западные ветры 4. В каком климатическом поясе находится Атакама ….. 5. В каком климатическом поясе Южной Америки зимой и летом температура +25…+27°С, а осадки выпадают круглый год? 6.В каком климатическом поясе Южной Америки самая низкая среднегодовая температура? 7. В каком климатическом поясе расположены: Оринокская низменность и Бразильское плоскогорье?
|
Учащиеся отвечают на вопросы, обмениваются листочками и осуществляют взаимопроверку задания по образцу, выставляют оценку. |
6 |
Рефлексия |
Учитель предлагает ответить на вопросы: 1. Что знали? 2. Что узнали нового? 3. Чему научились? 4. С какими трудностями столкнулись?
|
Учащиеся участвуют в беседе, высказывают своё мнение на задаваемые учителем вопросы |
7 |
Домашнее задание |
Параграф 37. Спрогнозировать, как изменился бы климат Южной Америки, если бы Анды находились на востоке материка?
|
|
.
Учитель Мосиенко АВ